Музей образовательного учреждения как средство гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. (из опыта работы)
материал по теме

Шумихина Елена Александровна

 

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие гражданских и патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.  

Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к Родине.  Одним из способов  формирования и развития патриотизма  является музейная деятельность.

За более чем 20-летнюю историю нашего школьного музея был накоплен опыт   работы по  гражданскому и патриотическому воспитанию школьников.

Школьный музей – место соприкосновения детской души  с событиями и людьми  нашего края.  В экспозициях музея  показана история нашего края, пропагандируются  страницы  великого славного прошлого.   В   школьном музее применяются разнообразные формы работы,  способствующие реализации поставленных целей и задач,  а также делающие музейную деятельность более привлекательной и познавательной для современного молодого поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знания о них, приучает интересоваться историей,

 искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».

Д. С. Лихачев

  1. Авторы:

Фамилия, имя, отчество руководителя школьного музея:

Бердникова Валентина Корнильевна

Фамилия, имя, отчество заместителя директора по воспитательной работе: Шумихина Елена Александровна

Место работы:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение гимназия

г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, д.17,

факс/телефон (83334) 6-29-29

E-mail: vpschool3@mail.ru, сайт: гимназия-вп.рф

  1. Название работы.

Музей образовательного учреждения как средство гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.

(из опыта работы)        

  1. Краткая аннотация работы.

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие гражданских и патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.  

Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к Родине.  Одним из способов  формирования и развития патриотизма  является музейная деятельность.

За более чем 20-летнюю историю нашего школьного музея был накоплен опыт   работы по  гражданскому и патриотическому воспитанию школьников.

Школьный музей – место соприкосновения детской души  с событиями и людьми  нашего края.  В экспозициях музея  показана история нашего края, пропагандируются  страницы  великого славного прошлого.   В   школьном музее применяются разнообразные формы работы,  способствующие реализации поставленных целей и задач,  а также делающие музейную деятельность более привлекательной и познавательной для современного молодого поколения.

  1. Цели и задачи, на решение которых направлена работа.

Создание условий для совершенствования образовательной системы образовательного учреждения, способствующей формированию гражданских и патриотических качеств личности, развитию творческого потенциала, на основе углублённого изучения и исследования родного края.

Задачи:

  1. Содействовать развитию интереса молодого поколения к изучению истории нашей страны через практическое участие в работе школьного музея.
  2. Способствовать использованию богатейшего потенциала  школьного музея для обогащения учебно-воспитательного процесса.
  3. Активизировать экскурсионно-массовую работу с учащимися, населением, родителями, поддерживать тесную связь с общественными организациями.
  1. Содержание работы, предоставляемой на конкурс.

 Современное социально-экономическое духовное состояние нашего общества требует создание условий для интеллектуальной, творческой и духовной самореализации личности. А развитие растущего человека как социально-ответственной и активной личности не мыслимо без осознания им культурного наследия. Опыт работы показывает, что интерес к прежним, существовавшим в Советском Союзе, патриотическим идеалам и традициям значительно снизился, образовался вакуум в эмоционально-ценностном отношении к своей Родине. Чем же восполнить эту пустоту? На какие идеалы ориентировать   современных школьников?

Сегодня как никогда   актуален вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что, возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Родину. А ведь известно, что любовь к Большой Родине  начинается с любви к Малой.

Краеведение -  это не только способ познания мира, но и мощный стимул воздействия на  подростка, на его разум и душу, потому что «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней» (Д. С. Лихачев)

Осознание ценности культурного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, гражданственности и толерантности, что так необходимо современному выпускнику школы. В то же время  изучение родного края позволяет понять, что каждый человек -  соучастник прошлого, настоящего и будущего, что корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, края, в котором мы живем.

«Именно музей даёт ребёнку выход в большой мир, помогает сформировать  систему ценностей, понять психологию людей, живших до нас, сравнить прошлое с настоящим, осознать сегодняшний день» -   С.О.Шмидт

Краеведческий музей гимназии следует современным педагогическим направлениям, способствующим воспитанию патриотизма, уважению к старшему поколению. Музей гимназии является составной частью учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. В своей деятельности музей руководствуется Конституцией РФ, нормативными документами Министерства образования, решениями местных органов самоуправления, локальными актами гимназии.

Работа музея гимназии осуществляется в соответствии со школьной  Программой образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество - земля Вятская»  на 2012-2015 годы (см.Приложение1) разработанной на основе Программы образования школьников Кировской области средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество- земля Вятская», главной целью которой является совершенствование образовательной системы гимназии, способствующей развитию творческого потенциала, формированию гражданских и патриотических качеств личности на основе углублённого изучения и исследования родного края.

Адрес музея:

612964  г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, 17 , тел. 6-29-29

Наименование учреждения образования, в котором  действует музей.

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение гимназия  г.Вятские Поляны.

Директор гимназии -  Благодатских Тамара Николаевна.

Наименование музея - исторический музей гимназии

Тип музея - научно-просветительский.

Профиль музея - историко-краеведческий.

Номер паспорта школьного музея - №5424 03.02. 1986г.

Дата открытия- 03. 02. 1986г.

Руководитель музея - Бердникова Валентина Корнильевна, педагог-организатор, высшая    категория.

Принципы работы музея:

Свобода  выбора детьми направлений своей деятельности в музее на основе своих интересов и  потенциальных возможностей.

Самостоятельность, творческая  инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором  развития музея.

Партнерство всех школьных структур в организации воспитательной работы гимназии.

Связь с общественностью, ветеранами войны и труда, педагогического труда.

Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведения экскурсий, во всей деятельности музея.

Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

Систематическая связь с учебно-воспитательным процессом.

 Проведение учебно-исследовательского поиска, разработка и реализация  музейных проектов.           

 Направления деятельности школьного музея:

Поисково-собирательское - дает возможность проявить в исследовательской работе, возможно получение дополнительных сведений.

Экспозиционное - музейная экспозиция отражается не только с помощью отдельных предметов, но и художественных и технических средств.

Экскурсионное - особенность музейной экскурсии - это сочетание  показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия.

Культурно-массовые дела, мероприятия - одним из критериев работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной деятельности.

Фондовое - весь мир- музей. Береги предметный мир, и особенно музейные предметы.

                                                

Гимназия  организует изучение родного края как школьного компонента базисного учебного плана через осуществление краеведческого принципа в преподавании учебных дисциплин и через внеурочную деятельность. Центром всей работы являются школьный исторический музей (см. Приложение 2)

Текущая деятельность образовательного учреждения на базе школьного
музея реализуется в соответствии с перспективными планами и проектами, разрабатываемыми на основе Программы.
 

Воспитательные задачи

Основное содержание

Основные формы работы

Школьный музей

•   Превращение школьного музея в центр гражданско-патриотического   воспитания       учащихся

•   Развитие форм   музейной     педагогики

• Совершенствование форм работы музея, углубление и расширение его деятельности;

•    Привлечение   учащихся    к   поисково-исследовательской деятельности;

•    Создание ситуаций продуктивной и творческой     деятельности педагогов и детей; •    Воспитание      уважения  к памяти  прошлых поколений земляков,   бережного  отношения к культурному и природному наследию.

•   Организация       экскурсий,   сменных   экспозиций,       краеведческих уроков, КТД краеведческой    направленности;

•   Организация      конкурсов,   викторин,   тематических     праздников, конференций, клубов;

•   Информационно-пропагандистские  листовки;

•   Пополнение фондов школьного музея; •   Декады, дни школьного музея.

Под помещение музея отведён кабинет №36 на третьем этаже здания, площадь кабинета- 66,1 кв.м. Четыре окна с затемненными шторами, на окнах жалюзи, имеется фондохранилище. Вестибюль 1-го этажа используется для оформления и проведения выставок, вернисажей, есть информационный краеведческий стенд.  Музей оснащен современной техникой: компьютер, принтер, сканер, ксерокс, телевизор ЖК, магнитофон, плеер.

 

                    Техническое

   оснащение  школьного

краеведческого музея

В музее и читальном зале библиотеки достаточно  литературы по краеведению, видеофильмов, презентаций, методических разработок, альманахов НОУ.

    Экспозиционно-фондовое направление представлено следующими разделами и экспозициями:

  1. История города Вятские Поляны (от возникновения до наших дней)  
  2. История гимназии  
  3. Уголок природы Вятского края с коллекцией камней и минералов
  4. Этнографический уголок с костюмами народов нашего края и изделиями промыслов вятского края
  5. Макет русской избы  начала 20 века
  6. Карта Кировской области, герб, флаг  

 Коллекции музея: самоваров, часов, минералов и горных пород, значков школьной тематики, фотоаппаратов, денежных знаков советского периода.

Оформление представляет собой тематические планшеты-стенды и полки с вещевым рядом, манекены для традиционных национальных костюмов, макет русской избы. Имеются передвижные планшеты для временных  экспресс-выставок.  Текстовая информация выполнена на компьютере.

 В этом учебном году большой интерес вызвали выставки:

  1. «Кировской области- 75 лет»,
  2. «Городу Вятские Поляны -70 лет»,
  3. «12 апреля – День Космонавтики»,
  4. « Замечательные земляки»,
  5. выставки, посвященные Дням Славы нашего Отечества, выставка денежных

       знаков, открыток, журналов, газет   школьной тематики.

Документация музея:    

  1. Портфолио школьного музея    
  2. Книга регистрации экскурсий
  3. Книга отзывов    
  4. Инвентарная книга   ОФ    
  5. Книга регистрации экспонатов НВФ
  6. Электронная книга фондов школьного музея.

Зарегистрировано  экспонатов:  ОФ  - 380 ед.; НВФ -   262 ед.    

Исследовательская и поисковая работа, которой уделяют большое внимание кафедра краеведения и совет музея гимназии являются - основой образовательной среды школьного музея.  Данное направление даёт возможность проявить себя в исследовательской работе, получить дополнительные к базовым  знания. Учащиеся объединены в научное общество учащихся.  Темы исследований этого года: « История пионерской организации нашей страны», «История пионерской организации средней школы №3», «Почетные граждане города Вятские Поляны», «Памятные места города Вятские Поляны»,  «Мой город в прошлом», «Г.С.Шпагину - гениальному конструктору оружия  Победы посвящается».  

В мае 2012 года проведена научно – исследовательская конференция гимназии, на которой  выступили 15  обучающихся  2- 11 классов. На сайте Летописи.ру членами команды «Вятские пилигримы» регионального сетевого проекта «Родные тропинки Вятской глубинки» опубликована исследовательская работа Соловьёва Дмитрия, фильм «Свидание с Родиной» (об угасающих вятских деревнях), «Достопримечательности  Вятскополянского района»  адрес доступа: (http://vpkraeved.narod.ru/). Тезисы исследовательской работы «Судьбы жестокой благодать»  Старшиновой Анастасии, 11 класс, опубликованы в газете «Вятский край»  № 85-86 9 мая 2012г.

Приоритетное направление воспитательной работы музея – патриотическое воспитание реализуется через  разнообразные формы работы.

                        Экспозиции  школьного музея,

      посвященные Великой Отечественной войне

 

В музее разработаны экскурсии, краеведческие уроки по темам: «Великая Победа», «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Оружие Победы. Создатель оружия Победы» ,  в этом году опробовали краеведческий урок «Дети войны».

Учителя истории используют экспозиции музея для проведения уроков.

Большую роль в патриотическом воспитании играют традиционные мероприятия, которые проходят в гимназии каждый год.  Уроки мужества - 9 мая, Уроки Героя - 15, 23 февраля, Уроки памяти «Отзовись, фотография», вечер-размышление «Не будет памяти, не будет ничего».

Результатом огромной поисковой работы по изучению истории города в годы Великой Отечественной войны, встреч с ветеранами  и тружениками тыла, записей их  воспоминаний  стали рукописные книги «Победители», куда вошли рассказы о родственниках наших гимназистов. Презентация этой книги состоялась на КТД «Служу России».

Одной из эффективных форм военно-патриотического воспитания является Вахта Памяти, которая в нашей гимназии проходит 15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов и 9 Мая в День Победы.

Традиционными стали в гимназии мероприятия, посвящённые Дням Воинской Славы России: Фестиваль художественного слова и патриотической песни «Честь имею» -27 января в день снятия блокады Ленинграда, Уроки Героя-23 февраля, конкурсы чтецов, краеведческие классные часы    «Знаменитые земляки», «Мы – Вятчане», конкурсы сочинений, рефератов, презентаций.

В школьном музее проведена презентация книги отца Алексия Сухих, настоятеля Свято-Никольского собора в г. Вятские Поляны «Письма с войны», в которой он собрал фронтовые письма наших земляков. Учащиеся гимназии принимали участие в сборе этого        материала.

Активное участие приняли ребята и учителя в выставке «Военные реликвии моей семьи», в проведении краеведческого марафона «Лица Победы».

В рекреации 1 этажа Совет музея оформляет экспресс-выставки:  «Города- герои», «Наши земляки-участники Великой Отечественной войны»,  «Художники о войне», «Памятные даты великой Победы», « Кировчане - Герои Советского Союза»,  «Дети войны»,  «Этот день мы приближали как могли..»,  Дни воинской славы России.

Музей способствует углублению исторической памяти, воспитанию молодого поколения на лучших традициях нашей Родины. Юный гражданин России должен научиться уважать свою страну, гордиться ею, её прошлым и быть готовым к её защите.

  Школьный музей сотрудничает с Военно-Спортивным  Патриотическим  Центром    «Эдельвейс»  имени генерала армии  В.Ф.Маргелова,  с Центром социальной защиты населения, с городским историческим музеем.  Учащиеся гимназии занимаются в секциях  ВСПЦ «Эдельвейс», проводятся совместные мероприятия, участвуют в соревнованиях.  В школьном музее проводятся встречи с курсантами военных училищ,  бывшими воинами – афганцами ,выпускниками школы. Курсанты  ВСПЦ «Эдельвейс» часто выступают с показательными  номерами на мероприятиях  в гимназии. Музей  совместно  с советом физкультуры  организует спортивные соревнования  по биатлону, силовому спорту, армрестлингу на призы бывших выпускников, погибших в Чечне.

Соревнования  по биатлону

Активное  участие приняли  гимназисты в конкурсах, проводимых городским историческим музеем, посвященных 115-й годовщине со дня рождения Г.С.Шпагина, легендарного конструктора оружия Победы ППШ. Ребята готовили рисунки, презентации, участвовали в викторине. Из 86 участников гимназии, 10  стали победителями и призёрами.

Учащиеся гимназии Шушпанов Михаил, Соловьев Данил стали организаторами  международной акции «Рекорд Победы» в нашем городе, посвященной 67-годовщине Великой Победы. 24 473 дня мы живем без войны. 24 473 отжиманий в упоре лежа нужно было сделать участникам акции. Она объединила не только молодежь, но жителей более старшего поколения. И они ЭТО сделали.

В этом учебном году мы уделяли большое внимание  изучению истории нашего города.

Программа «С любовью к городу» посвящалась 70-летию нашего города. Гимназисты приняли участие:

-в акции «Подарок родному городу»: посажены деревья, отремонтированы книги в школьной и детской библиотеках, оказана помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла;

- в конкурсе фото «Вятские Поляны вчера и сегодня» учащиеся наглядно смогли убедиться, каким красивым, благоустроенным стал наш город;

-по программе Дня  краеведения «Я узнаю свой город»  ребята совершили экскурсии по старой части города, познакомились с историческими местами;

-в волонтёрской акции  «Улицы, на которых мы живём»: поздравления жителей улиц микрорайона гимназии с Днем города,  распространение ребятами  листовок о людях, именами  которых названы их улицы;

- в проекте «Замечательный сосед»-   создание рукописной книги рассказов о наших соседях. Порою, мы больше знаем о знаменитостях и мало о тех, кого видим каждый день в подъезде, во дворе дома, в школе. Это книга  о тех, кто рядом с нами;

- сольный концерт ученика 4б класса Влада Втюрина «Любимому городу посвящается»;

- приняли участие в городском школьном фестивале искусств среди школ города «Не жить мне без этого края»;

-приняли участие в городской акции «Детские дни», проводимой  муниципальным отделом социальной политики (ребята во время каникул посещали музеи, библиотеки активно участвовали в различных конкурсах, мероприятиях).  Ученица 4в класс гимназии Чайникова Анастасия    стала победительницей, как самая активная участница, выиграв главный приз - нетбук).

 Музей  гимназии – координационный центр гуманитарного образования гимназии, составной частью которого является реализация  краеведческого проекта  «Отечество- земля Вятская», охватывающего  учащихся с 1 по 11 класс. Проектно – исследовательская работа,  которая реализуется через школьный краеведческий музей, кафедру краеведения, туристский клуб «Глобусенок», НОУ (научное общество учащихся),  является приоритетным видом деятельности. По итогам года в гимназии традиционно выпускаются альманахи исследовательских работ обучающихся, проводятся краеведческие чтения, научно – практическая конференция. На научно- практическую конференцию 2012 года было представлено 18 проектов учащихся.  Лучшие работы учащихся гимназии отмечены дипломами победителей и призеров городской, областной, межрегиональной конференций. Благодаря активной  целенаправленной поисково-собирательной работе в музее хранится более 600 подлинных предметов, документов, материалов, имеющих историческую ценность, все они, в совокупности   имея огромный воспитательный потенциал, успешно применяются в образовательном процессе.  В  гимназии сформирована  база данных  по формам работы, многие из которых стали традиционными: КИВ (Клуб Интересных Встреч), на которых обучающиеся гимназии знакомятся  с людьми разных возрастов и профессий. Солодянкин П.Н.,глава города – почётный гражданин города Вятские Поляны, Пермяков А.- председатель городского совета молодёжи, Константинова О. – журналист местной газеты, выпускница школы; тематические выставки, фольклорные праздники, Недели толерантности, краеведческие чтения, КТД, декады музея. Интересен, на наш взгляд,  опыт проведения экскурсий в интерактивной и игровой формах: «Ремёсла вятского края», «1-2-3-4-5 я иду играть»,« Сто ??? взрослому». Отправной точкой в изучении истории своей семьи  пятиклассников стало посещение музея их родителями.  Особой популярностью посетителей музея пользуются выставки родословных, коллекций,  профессий родителей обучающихся.

В музее гимназии разработано 20 тематических экскурсий, краеведческих часов, мастер-классов(См.Приложение 2). Совет музея объединил 59 учащихся гимназии. На занятиях Школы краеведческого актива ребята знакомятся с азами краеведения, учатся проводить мероприятия для классов по краеведению. В 2011-2012 учебном году проведено:  60 - экскурсий и краеведческих часов,  21 урок по  экспозициям  музея, было организовано 5 выставок. Наиболее запоминающимися были:

  1. интерактивное краеведческое занятие «Кировской области -75 лет»,
  2. неделя школьного музея, посвященная юбилею области,  
  3.  «Улицы, на которых мы живем»,
  4. КТД «Служу России»,
  5. мастер-класс  « Птица счастья»,

                                                                                          Мастер-класс «Птица счастья» в 5в классе

                                                                                         кл .руководитель Гатауллина Г.А. (2011 год)

  1. выставка одного дня «Автографы знаменитостей»,
  2. турнир по подъему тяжестей на приз выпускника школы, погибшего в Чечне  Петухова Юрия.

75-летию Кировской области посвящалась неделя школьного музея, проходившая в декабре. В рамках недели проведены:

  1. выставка одного дня «Вятка вчера и сегодня», на которой были представлены фото, открытки, репродукции художников  нашего края;
  2. конкурс кукол «Арт-матрёха», каждый класс расписывал дымковскую игрушку или матрёшку в своем неповторимом стиле;
  3. музейные краеведческие чтения «Великие имена Вятки», на которых учащиеся 5-11 классов увлеченно, с использованием  презентаций, стихов представляли знаменитых людей нашего края.
  4. «Вятские состязания». Участники соревновались в силе, сноровке, интеллекте;
  5. КТД (коллективно-творческое дело)  5-6-7 классы  «Вятка-вопрос?».  В ходе мероприятия ребята узнали много нового о вятчанах,  побывали  на Вятской свистунье;
  6. 8-9 классы провели КТД  «О вятском спорте и не только», встретились с местными спортсменами, узнали о новых видах спорта в нашем городе.

Попечительский совет,  состоящий из педагогов, выпускников школы, родителей, краеведов города оказывает большую помощь в организации краеведческой работы в гимназии.

Краеведение в гимназии рассматривается как фактор интеграции базового и дополнительного образования по краеведению, который реализуется через систему классных часов, внеурочной деятельности учащихся. Для этого разработана система поэтапного введения ребенка в окружающий мир. Для каждого класса разработана конкретная тематика краеведческих уроков  с применением активных форм, согласно рекомендациям областной примерной программы изучения родного края, в соответствии с местными условиями  и накопленным краеведческим материалом.

 Краеведческий компонент включен в учебный план в преподавании литературы, истории, биологии, географии, ИЗО, технологии, физкультуры и других предметов. Музей является «универсальным наглядным пособием», которое учителя используют для проведения уроков. Особенно востребованы формы работы: «Музей в чемодане», «Музейный диск».

Эффективны экспозиции школьного музея при проведении уроков:

История –

«Вятские Поляны. Начало XX века» - 10кл.  

«Кировчане в годы Великой Отечественной  войны» - 9 кл.

ИЗО

«Конструкция и декор в предметах народного быта «– 5кл.

 «Картины на библейские темы « (с посещением выставки пасхальных яиц)

География

 «Природа Вятского края» - показ фильма о природе нашего края

Физика

«Физика за самоваром» - 8 кл.

Технология

 «Предметы быта в крестьянской избе» - 6 кл.

 «История русского самовара» – 5 кл.2кл.

 «Традиционные вятские ремесла и рукоделия» – 6кл.

«Костюмы народов нашего края «– 7кл.

Литература

« Поэты и художники нашего города»

МХК –

«Промыслы Вятского края» - 8кл.

             «Семь чудес Земли Вятской»

         Окружающий мир

– Цикл краеведческих уроков в школьном музее.-1-в кл.

«Вятские ремесла»,  

«Осенины»,

 Путешествие в крестьянскую избу, «Масленица»,

«День Космонавтики».

 Спектр работы музея позволяет привлечь к активной деятельности большое количества  гимназистов, превращая,  таким образом,  музей в Центр гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Школьный музей работает в тесном сотрудничестве с Вятско-Полянским историческим музеем, городским Советом ветеранов, клубом «Вятич» при детской библиотеке, Центром национальной культуры, военно-спортивным центром «Эдельвейс» имени Маргелова, музеями школ города и района, Станцией туристов поселка Кукмор республики Татарстан. Музей гимназии часто посещают педагоги и учащиеся других школ города и района, учителя-ветераны, родители, жители города Вятские Поляны.

   В рамках  проекта «Всей семьей – в музей» родители учащихся 5 и 11 классов первое родительское собрание в учебном году начинают с экскурсии в школьный музей. В музее  проводятся совместные классные часы учащихся и родителей: «Профессии наших родителей», музей одного дня «Семейные реликвии», «Семейные коллекции».

 Родительское собрание в 11а

классе  1 сентября

2011-2012  учебного  

года  

В 2011-2012 учебном году совет музея организовал выездную выставку «Мир космоса и космонавтики» с проведением провел викторины в среднюю школу №5 города Вятские Поляны.

На базе музея в феврале 2012 года прошло  заседание Общественного Совета Юго-Восточного образовательного округа, на котором был представлен опыт работы  туристко - краеведческого клуба «Глобусенок», проведены заседания городских методических объединении учителей МХК, ИЗО, технологии, семинарское занятие «О Вятском спорте и не только» со слушателями областных курсов повышения квалификации учителей физической культуры.  

На сайте гимназии http://гимназия-вп.рф регулярно размещаются новости  школьного музея. Деятельность школьного музея, проводимые на его базе мероприятия, регулярно освящаются на страницах  СМИ: газет «Вятский край», «Вятско-Полянская правда», «Семь вечеров».

В журнале «Юный краевед» №1 (2010 год) напечатана статья Бердниковой В.К. «Создатель оружия Победы» о замечательном нашем земляке, легендарном конструкторе пулемета- автомата,  Шпагине Г.С.

Приятны для жителей нашего города акции, организованные советом музея:

  1. «Поздравим ветерана»,  листовки – поздравления, вывешенные в микрорайоне гимназии;  
  2. волонтёрская акция «Улицы, на которых мы живём» -  поздравления жителям с юбилеем города, с рассказами о герое,  в честь которого названа   их  улица.
  1. Результаты

Гимназия города Вятские Поляны  является городской площадкой  по толерантному воспитанию детей и подростков. Деятельность  музея не ограничивается рамками гимназии. Экскурсоводы проводят мероприятия в школах, детских садах, в Центре социальной защиты, выступают на кабельном телевидении.  

Материалы  о работе музея размещены на сайте гимназии:  гимназия-вп.рф

Здесь же, на сайте, можно познакомиться и с достижениями учащихся гимназии, результативности  их участие в городских, областных и региональных конкурсах:

2005-06 гг. Школа-участник опорной площадки Управления по делам молодёжи Кировской области по направлению «Воспитание  толерантности у подростков и молодёжи». По результатам  проекта издан  методический сборник  «Мы разные, но мы вместе» и школа включена в сетевой проект по воспитанию толерантности у подростков и молодёжи в рамках системы образования Кировской области.

2006 год. Лучихина  Кристина -лауреат Всероссийского конкурса, посвященного истории государственной  символики Российской федерации «Овеянные славою флаг наш и герб».(см. приложения   )

2007,2008,2009,2010 гг.  Учащиеся школы –победители областной  научно-практической конференции, проводимой КОЦДЮТиЭ, ( Бурдина Е.  Гарипов А.)

2008г. Школа является базовым учреждением КИПК и ПРО  по проблеме « Краеведение, как фактор интеграции базового и дополнительного образования»  руководитель- К.П.Н. Русских Г.А. ( см. приложения    )

2008г. Заметка ученицы 5 класса Савельевой Е.  «История одной  фотографии» опубликована  в Учительской газете №41 .

2009 г. Исследовательская работа ученицы 5 класса Савельевой  Е.   напечатана во Всероссийском журнале «Юный краевед» № 6  

2009г. Выступление  руководителя музея Бердниковой В.К.  на Всероссийской  межрегиональной  научно-практической конференции работников  сферы дополнительного образования  Приволжского федерального округа г. Набережные Челны.

2009г.        Выпускница школы, член совета музея, кандидат филологических наук Приказчикова Ю.В  выпустила книгу « Устная историческая проза Вятского края»  

2007г.        Выпускница школы  Евгения Кулик  выпустила книгу «Фронтовые подруги: война, жизнь, песня».

2009г. Сайт Соловьёва Д. 7 б класс   «Наша лыжка» о лыжной секции гимназии, стал победителем  очного конкурса  «Компьютер - мой партнёр в обучении» филиала ВятГГУ.

2009г. Диплом участника 3 областного образовательного форума 2009 «Открытость. Качество. Развитие»  в номинации «Музейный урок – средство развития  исследовательской деятельности учащихся» тема «Интерактивный школьный музей»

        2010г Сергей Муравьёв стал победителем Всероссийского литературного конкурса «Гагарин в моей судьбе».

Работа Кати Савельевой  «История одной фотографии»  напечатана во Всероссийском журнале «Юный краевед».

Губина А. – победитель конкурса фотографий  областного конкурса «Край мой Вятский».

Работа  Д.Усовой и Д.Соловьёва  «Создатель оружия Победы» опубликована на  сайте  регионального проекта «Родные тропинки Вятской глубинки», напечатана в журнале «Юный краевед» №1 2010 год.

2011- 2012 г.:

- Приволжский Федеральный Округ, программа «Шаг в будущее», конкурс молодых исследователей.  Соловьев Данил - Диплом лауреата , свидетельство кандидата в национальную делегацию на Лондонский международный молодежный научный форум в августе 2012 года.

-Соловьев Дмитрий – Диплом II степени Поволжской юношеской научно-исследовательской конференции  «Я - исследователь» (г. Елабуга), апрель 2012года.

- третье место в областном конкурсе методических материалов «В помощь руководителям школьных музеев» ( Бердникова В.К.)

- приняли участие в областном конкурсе школьных программ дополнительного образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности (2011-2015гг) результат пока не известен.

- выдержки из исследовательской работы «Судьбы жестокой благодать» Старшиновой Анастасии 11 класс напечатаны в газете «Вятский край» №85-86 9 мая 2012 года.

  1.     Критерии оценивания результатов

Оценка результативности осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

  1. обеспечение заинтересованности учащихся и педагогического коллектива в развитии музейной педагогики;
  2. формирование и развитие у обучающихся таких важнейших социально значимых качеств, как высокая нравственность, гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению духовно-исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование;
  3. готовность выпускников к защите Российского государства, сохранению и развитию его славных боевых и трудовых традиций;
  4. повышение уровня толерантности обучающихся;
  5. внедрение новых подходов к формированию и развитию гражданственности и патриотизма.

Количественные параметры – это количество:

  1. проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания и музейной педагогики, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания;
  2. подготовленных экскурсоводов и представителей актива музея;
  3. действующих на базе музея  объединений, клубов, кружков;
  4. учащихся и педагогов, регулярно участвующих в работе музея гимназии;
  5. детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного гражданского и патриотического воспитания;
  6. проведенных выставок патриотической направленности;
  7. проведенных на базе музея (или с использованием музейных фондов) мероприятий по гражданской и патриотической тематике;
  8. изданных книг или проектов гражданско-патриотической направленности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

     Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...

«Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Ф...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

«Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в системе дополнительного образования

Представление опыта внедрения в образовательные программы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся....

Создание условий для гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи в ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

В статье описаны основные и инновационные формы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи в ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»....

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ. Из опыта работы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Большое изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценност...