Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей среди молодежи: из опыта работы
методическая разработка

Мартыновских Галина Вячеславовна
Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей среди молодежи: из опыта работы преподавателя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_martynvskih_g.v.docx11.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей среди молодежи: из опыта работы

Духовные ценности российского народа — семья, честный труд, взаимопомощь, религиозная вера, национальные традиции, любовь к Родине, к своей истории, к своему народу, патриотизм, готовность бороться со злом, приходя на помощь слабым и обездоленным.

Моя профессиональная деятельность, как преподавателя русского языка и литературы, направлена на то, чтобы подростки любили русский язык и литературу, свою Родину, чтобы на моих уроках они не только получали знания, но, прежде всего, учились быть людьми – умными, честными, отзывчивыми на чужую боль, на чужое страдание, чтобы в жизни они были оптимистами и переносили невзгоды с честью, с достоинством. И всему этому учат предметы, которые я преподаю.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

 Многие уроки я начинаю вот так «Жить – Родине служить», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», «Не ищи красоты, ищи доброты». Обучающиеся часто называю это «Девизом урока». Это пословицы о дружбе, трудолюбии, доброте, родине, любви к отечеству. Такой девиз не всегда связан с темой или целью урока. Но он помогает собрать внимание, нацелить на учебную работу, позволяет поговорить о сегодняшнем дне, о доброте и разных человеческих ценностях.

И, конечно, в ходе такой работы, ежедневно восхищаемся мудростью и смекалкой русского народа, подмечаем вместе с обучающимися, какие качества человека издавна ценились и воспевались русскими людьми. Таким образом, каждый мой урок русского языка содержит пятиминутку нравственного и патриотического воспитания.

Как у каждого педагога, у меня есть план учебной и воспитательной работы. Интегрировать работу помогает календарь праздников и памятных дат, в котором собраны значимые события истории страны.

Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Мои обучающиеся принимают участие в ежегодной научно-практической конференции нашего учреждения «Исследования и факты» и занимают призовые места:

 Т. Кривша «Топонимика книги А.П.Чехова «Остров Сахалин» 1 место (2020);

 Е.Сенина «Ударяй правильно» 2 место (2021);

 А.Хохрин «Жизнь и работа пришельцев» 2 место (2022).

 Ежегодно обучающиеся принимают участие во Всероссийских конкурсах сочинений «Без срока давности»:

 2021-22 уч.г Химилонов О. «Дети войны» (сертификат участника);

 2022-23 уч.г. Хохрин А. «У войны не детское лицо» (3 место).

 В конкурсе журналистских работ «Великая Победа», посвящённого празднованию 9 мая Дня Победы в Великой Отечественной войне в номинации «Лучший репортаж» М. Ковалевский занял 3 место.

С целью воспитания у учащихся глубокого уважения к родителям, повышения их авторитета проводится конкурс сочинений «Под семейным зонтиком», «Чтобы помнили», сообщения на тему «История моей фамилии». Обучающиеся узнают о наиболее ярких фактах из жизни своих родителей и старших родственников, об их делах и подвигах, что приводит ребят к мысли о необходимости беречь честь семьи, честь фамилии.

В прошлом учебном году Общественная палата Сахалинской области  проводила литературный конкурс  «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». 4 моих студентов получили благодарственные письма от организаторов.

Большими потенциальными возможностями в духовно-нравственном  воспитании обладает и учебный предмет  «Литература», в курсе ее изучения особенно прослеживается взаимосвязь с историей.

В прошлом учебном году мы впервые приняли участие в Чемпионате России по чтению вслух среди учащихся средних и средне-специальных учебных заведений «Страница 23». Бабек М. дошел до регионального финала.

Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.

В военной прозе и поэзии сходятся проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

На протяжении многих лет совместно с ЦБС и Тымовским краеведческим музеем мы проводим традиционные библиотечные и музейные часы. Читаем стихи, анализируем, рассматриваем экспозиции, слушаем лекции. Активно участвуем в творческих конкурсах и в конкурсах художественного чтения.

В период студенчества происходит формирование системы ценностей, становление и выбор жизненного пути. Молодые люди пересматривают и критически осмысливают опыт предшествующих поколений.  В настоящее время мы развиваем наш музей СВО. Создание музея направлено на развитие познавательной активности обучающихся, воспитание гуманистического отношения к окружающему миру, нравственных качеств личности, способностей к самоопределению, воспитание патриотизма и любви к Родине.

Наши обучающиеся принимают активное участие в акциях «Письмо солдату», «Корзина добра», а также помогают семьям участников СВО (заготовка дров, чистка снега). Встречаются с участниками боевых действий. Нынешнему поколению мальчишек и девчонок важно услышать живые рассказы тех, кто вернулся с фронта, и тех, кто воюет сейчас, защищает Родину от нацизма, как наши деды и прадеды 80 лет назад. Подростки узнают о важном значении спецоперации, о боевых ситуациях, о большой любви к родной стране и соотечественникам, о желании защитить родных и близких людей, о мужестве и героизме сослуживцев. Особенно ценно получать обратную связь. Обучающиеся видят, что их открытки приносят радость, слышат слова благодарности от бойцов и понимают, что их добрые поступки несут пользу людям.

Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребенка, очень важно окружить его положительными примерами для подражания. Педагог — та призма, через которую воспитанник  смотрит на жизнь. Личным примером я воспитываю такие же качества и у своих студентов. Ценности, убеждения и предпочтения преподавателя передаются студентам с удивительной силой и оказывают непосредственное влияние на их будущую жизнь.

К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей отсутствует представление о религии. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. Поэтому на уроках литературы мы говорим и о религии. К сожалению, эта тема не совсем интересна моим студентам. Но я ищу подходы и возможности их заинтересовать.

        Анализируя результаты свей работы, я задумалась, а как измерить духовно-нравственную культуру? Каким мерилом?

На сегодняшний день в моем телефоне больше десятка номеров моих учеников, которые находятся в зоне проведения СВО, не самых лучших учеников, кстати, в плане учебы. Они звонят мне, делятся своими эмоциями и переживаниями, передают всем приветы и записывают видеопоздравления. И это для меня важно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«КИД « Голубая планета»- центр духовно – нравственного воспитания детей и молодежи»

«КИД « Голубая планета»- центр  духовно – нравственного воспитания детей и молодежи» Пояснительная записка КИД  был создан в МОУ СОШ с. Сосновка в 1980 году в рамках программы Всес...

Проблемы и перспективы духовно-нравственного образования и воспитания молодежы

Статья по теме:"Проблемы и перспективы духовно-нравственного образования и воспитания молодежы "...

Духовно-нравственное воспитание как профилактика социально-негативных явлений среди подростков (из опыта работы)

Одно из актуальных направлений духовно-нравственного воспитания следует назвать реализацию комплекса эффективных профилактических мер, препятствующих разрастанию социально-негативных явлений  в...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)

В   сборник включены разработки уроков литературы, представленные учителями русского языка и литературы, при методической поддержке кафедры гуманитарных дисциплин Калининградского областного...

Система творческих заданий в рамках курса духовно-нравственного воспитания образовательной программы «Истоки» (из опыта работы)

В рамках курса " Слово и образ России"обучающимся предлагаются разные виды творческих заданий:создание генеалогического древа,сравнительная характеристика разных видов искусства по определен...