Дополнительная общеобразовательная программа Классика танца
рабочая программа

Усачева Елена Владимировна

Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин, источником высокой исполнительской культуры. При организации учебного процесса на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_klassika_tantsa.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Управление образования

Администрации Воскресенского

Муниципального района Московской области»

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы «Досуг»

          Согласовано                                          Утверждаю

Педсовет                                                Директор МОУДОД ЦВР «Досуг»

Протокол №_________                         ___________В.П. Коростина

от__________                                       «__» _________________201_г.

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа «Классика танца»

Возраст детей 5-18 лет

Художественная направленность

Базовый уровень

Педагог дополнительного образования

Усачева Елена Владимировна

В процессе деятельности программа может корректироваться

2018 г.

Содержание

I.Пояснительная записка

3

II. Учебно-тематический план содержание программы обучения

1. Учебно-тематический план 1 года  обучения.                            

4

1.2. Содержание программы 1  года обучения.

4

2.1. Учебно-тематический план 2 года обучения.

7

2.2. Содержание программы 2 года обучения.

7

3.1. Учебно-тематический план 3 года обучения.

9

3.2. Содержание программы 3 года обучения.

10

III. Планируемые результаты.

12

IV. Условия реализации программы.

13

V. Список литературы.

15

  1. Пояснительная записка

Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин, источником высокой исполнительской культуры. При организации учебного процесса на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.

Цель программы - развитие личности ребёнка, его способностей,

формирование внутреннего художественного мира, через овладение основами классического танца.

Задачи:

Образовательные:

-формирование у детей музыкально-ритмических навыков;

-освоение методики и терминологии классического танца;

-обучение навыкам правильного и выразительного движения;

-развитие физических данных.

Развивающие:

-выявление и развитие творческих способностей ученика (ритма, памяти, мышления, танцевальной выразительности);

-развитие координации, пластики, общей физической выносливости;

-развитие общего кругозора.

Воспитательные:

-воспитание и развитие художественного вкуса;

-приобщение ребёнка к здоровому образу жизни и гармонии тела;

Все эти задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе.

Программа рассчитана на 3 года. Общий объёмом часов в год: 1-й год обучения 144 часа, на втором и последующих годах по 216 часов. Режим занятий:

1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа

2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа

3 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа 

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СаНПиН 2.4.4. 1251-03).

Форма организации занятий: групповая

Возраст обучающихся: 5-18 лет; 1 год обучения: 5-9 лет; 2 год обучения: 9-12 лет; 3 год обучения: 13- 18 лет.

Программа осуществляется во время групповых занятий (12-14 чел.), но не исключает занятия по подгруппам (2-6 чел.), а также индивидуальных занятий.

Оценка качества реализации программы «Основы классики» включает в себя  промежуточную и итоговую аттестацию. Промежуточная аттестация проводится в виде контрольного или открытого урока в конце первого полугодия, итоговая - в конце учебного года в виде открытого урока, просмотра танцевальных номеров. Учитывается участие обучающихся в различных конкурсах и концертах в течение всего года обучения.

  1. Учебно-тематический план и содержание программы обучения
  1. Учебно-тематический план 1 года  обучения.

Наименование темы

Теория

Практика

1.

Экзерсис на середине зала.

2.

Партерный экзерсис

3.

Экзерсис у станка

4.

Allegro

Всего: 144 часа

  1. Содержание программы 1  года обучения.

Основной задачей первого года обучения является - постановка корпуса и развитие физических данных. Развитие двигательных функций (выворотности, гибкости, шага и прыжка). Для развития двигательных функций рекомендуется ряд вспомогательных упражнений на полу (партерный экзерсис), которые улучшают выворотность ног, эластичность связок и мышц, а также гибкость суставов. Исправление некоторых недостатков в осанке, а именно сутулости, асимметрии лопаток, увеличенного прогиба в поясничном отделе позвоночника и др. Постановка корпуса, ног, рук и головы (основы равновесия и апломба). Фундаментом равновесия является правильная постановка тела учащегося в положении стоя у станка и на середине зала. Подготовка мышц и суставов к традиционному классическому экзерсису у станка, требующего высокого физического напряжения. Для развития координации движений у станка и на середине зала имеет немаловажное значение в обучении учащихся музыкально-ритмической координации движений.

Занятие состоит из двух частей – теоретической: а) знакомство с правилами выполнения движений, его физиологическими особенностями; б) изучение движений и работа над движениями в комбинациях; и практической, которая состоит из: экзерсиса у опоры, экзерсиса на середине зала, alleqro.

1.ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

Тема 1. Изучение поклона.

Тема 2. Постановка корпуса в свободной позиции.

Тема 3. Ознакомление со всеми позициями ног.

Тема  4. Изучение подготовительного положения, позиций рук (1,3 позднее 2) и группировки пальцев, 1 port de bras.

Тема  5. Ознакомление с точками класса.

Тема  6. Шаги: танцевальный, на полупальцах, с подъемом колена, легкий бег, элементы польки и подскоков, галоп.

Тема  7. Различные танцевальные комбинации с использованием подскоков и элементов польки.

2. ПАРТЕРНЫЙ ЭКЗЕРСИС

Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка, требующему высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и

помогают выработать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.

Тема 1. Комплекс упражнений направленный на развитие силы и выворотности ног, танцевального шага и эластичности связок.

Тема  2. Комплекс упражнений на развитие гибкости и сипы и позвоночника.

Тема  3. Комплекс упражнений для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра.

Тема  4. Комплекс упражнений, способствующий растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц, связок и развитию выворотности стоп.

3. ЭКЗЕРСИС У СТАНКА (ЛИЦОМ К СТАНКУ)

Тема 1. Постановка корпуса.

Тема 2. Позиции ног 1, 2, 3 позднее 5.

Тема 3. Demi plie по 1,2 поз.

Тема 4. Battement tendu в сторону, вперед и назад по1 поз на 4т. 4/4 позднее 4т. 2/4.

Тема 5. Battement tendu jette в сторону, вперед и назад по1 поз на 4т. 2/4.

Тема 6. Понятия en dehors, en dedans

Тема 7. Demi rond de jamb par terre по четверти круга en dehors, en dedans на 4т.2/4.

Тема 8. Releve no 1, 2 поз.

Тема 9. Перегибы корпуса в сторону и назад.

4.ALLEGRO

Тема 1. Прыжки по 6 поз.

Тема. 2. Pas saute I,П позиции.

Тема. 3. Прыжки по VI позиции.

Тема. 4. Changment de pied.

 ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Продолжается работа над постановкой рук, ног, корпуса и головы в процессе освоения классического тренажа у станка и на середине зала, развитие элементарных навыков координации движений. Продолжается работа на музыкальный размер 4/4 и 3/4 лицом к станку. А также постепенное прохождение на середине зала упражнений разучиваемых у станка в той же последовательности.

2.1. Учебно-тематический план 2 года обучения.

Наименование темы

Теория

Практика

1.

Экзерсис у станка

2.

Экзерсис на середине зала

3.

Allegro

4.

Партерный экзерсис

5.

Методика классического танца

Всего:

2.2. Содержание программы 2  года обучения.

  1. ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

Тема. 1 Demi plie по I,II,V позициям. Позднее grand plie.

Тема. 2 Releve по 5 поз.

Тема. 3. Battement tendu:

а) из I и V позиции крестом на 4т 2/4, позднее 2т. 2/4 .

б) с demi plie во II позицию.

в) с приемом pour le pied во II позицию.

г) passe par terre.

Тема. 4. Battement tendu jete на 25,4т. 2/4.

Тема. 5. Rond de jamb par terre en dehors et en dedans в сочетании с перегибами корпуса у станка.

Тема. 6. Положение ноги sur le сои de pied (основное и условное).

Тема. 7. Подготовка к Battement foundu

Тема. 8. Battement releve lent на 45 градусов в сторону.

Тема. 9. Постановка корпуса одной рукой за станок с изучением preparation для руки.

 2. ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА.

Тема. 1. Поклон.

Тема. 2. Понятия epaulement, epaulement croise et efface.

Тема. 3. 1 Port de bras, позднее 2 port de bras в положении en face, затем в epaulement.

Тема. 4. Demi plie no 1,2,5 позициям en face в сочетании с releve .

Тема. 5. Battement tendu по I позиции, сначала в сторону, затем крестом.

Тема. 6. Battement tendu jete по I позиции, сначала в сторону, затем крестом.

Тема. 7. Rond de jamb par terre en dehors et en dedans по четверти круга.

Тема. 8. Pas польки.

Тема. 8. Элементы вальса.

3. ALLEGRO

Тема.1 Temps saute I, П, V позиции.

Тема.2. Petit pas echappe.

Тема.3. Changment de pied.

Тема.4. Sissonne simple.

4. ПАРТЕРНЫЙ ЭКЗЕРСИС

Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка, требующему высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и

помогают выработать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.

Тема 1. Комплекс упражнений направленный на развитие силы и выворотности ног, танцевального шага и эластичности связок.

Тема  2. Комплекс упражнений на развитие гибкости и сипы и позвоночника.

Тема  3. Комплекс упражнений для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра.

Тема  4. Комплекс упражнений, способствующий растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц, связок и развитию выворотности стоп.

5. МЕТОДИКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Тема. 1. Изучение названий движений их перевод, характер, музыкальный размер и предназначение.

Тема. 2. Разбор основных принципов исполнения движений классического тренажа.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Основными задачами является развитие устойчивости исполнения тренажных упражнений одной рукой за станок, освоение техники исполнения упражнений в более быстром темпе. Музыкальный размер 2/4-2такта и 1такт на одно движение и на высоте 45 градусов. Наряду с этим вводится более сложная координация движений за счет использования поз в

экзерсисе на середине зала, усложнение учебных комбинаций и ознакомление с техникой поворота на двух ногах. Добавляются повороты у станка на 360 градусов и позы классического танца: effacee, croissee, ecarte. Большой акцент на устойчивость и выразительность исполнения упражнений на середине, и на эластичность ног в прыжках. Начинается изучение прыжков на одну ногу.

3.1. Учебно-тематический план 3 года обучения.

Наименование темы

Теория

Практика

1.

Экзерсис у станка

2.

Экзерсис на середине зала

3.

Allegro

4.

Партерный экзерсис

5.

Методика классического танца

Всего:

3.2. Содержание программы 3  года обучения.

  1. ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

Тема. 1 Demi et grand plie по I ,П V позиции.

Тема. 2. Battement tendu:

а) из V позиции крестом.

б) cdemiplie

в) с pour le pied.

Тема. 3. Battement tendu jete, с pigues крестом.

Тема. 4. Temps releve en dehors et en dedans лицом к станку.

Тема. 5. Rond de jamb par terre, temps releve и passe par terre.

Тема. 6. Battement foundu носком в пол крестом, сначала лицом к станку, затем одной рукой за станок.

Тема. 7. Battement frappes крестом, носком в пол, сначала лицом к станку, затем одной рукой за станок.

Тема. 8. Подготовка к rond de jambe en lair.

Тема. 9. Battement soutenu крестом, носком в пол.

Тема. 10. Battement releve lent на 90 градусов.

Тема. 11. Подготовка Kgrand battement jete с 1 позиции крестом.

Тема. 12. Три формы port de bras.

Тема. 13. Pas de bourree simplee с переменой ног.

Тема. 14. Повороты en dehors и en dedans в V позиции на 180 градусов, позднее на 360 градусов.

2. ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА.

Тема. 1. Маленькая позы croise et efface.

Тема. 2. Demi et grand pUe I, II, V позиции en face, позднее epaulement.

Тема. 3. Battement tendu с 1 и V позиции крестом en face

Тема. 4. . Battement tendu с 1 и V позиции крестом en face в сочетании с demi plie и pour le pied.

Тема. 5. Battement tendu jete крестом (через пол) по 1 поз.

Тема.6. Rond de jamb par terre.

Тема.7. Battement foundu носком в пол, сначала в сторону, затем крестом.

Тема.8. Battement frappe только в сторону.

Тема.9. Тemps lie par terre вперед и назад.

Тема 10. Temps lie par terre с перегибами корпуса.

Тема.11. Pas de basque (сценическая форма)

Тема 12. Подготовка к chaine.

Тема 13. Tour soutenu.

1. Проучивание позы epaulement ecarte.

2. Demi et grand plie по всем позициям.

3. Battement tendu в малых и больших позах.

4. В attement tendu j ete:

а) в позах.

5. Rond de jamb par terre с temps releve и рог de bras.

6. Demi rond de jambe на 45 градусов en dehors et en dedans.

7. Battement fondu на 45 градусов.

8. Battement frappe носком в пол и на 45 градусов.

9. Petit battement sur le cou-de-pied равномерно и с акцентом.

10. Battement releve lent на 90 градусов крестом en face.

11. Ill port de bras.

12. I, II, III, arabesgue по мере усвоения вводится в различные упражнения. В началеисполняется носком в пол, в конце года с подъемом ноги на 45 градусов.

3. ALLEGRO

Тема. 1. Pas soute.

Тема. 2. Pas echappe.

Тема. 3. Changement de pied

Тема. 4. Pas assemble (подготовка).

Тема. 5. Pas jete.

Тема. 6. Sissonne I arabesgue.

Тема. 7. Pas glissade.

4. ПАРТЕРНЫЙ ЭКЗЕРСИС

Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка, требующему высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и

помогают выработать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.

Тема 1. Комплекс упражнений направленный на развитие силы и выворотности ног, танцевального шага и эластичности связок.

Тема  2. Комплекс упражнений на развитие гибкости и сипы и позвоночника.

Тема  3. Комплекс упражнений для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра.

Тема  4. Комплекс упражнений, способствующий растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц, связок и развитию выворотности стоп.

5. МЕТОДИКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Тема. 1. Изучение названий движений их перевод, характер, музыкальный размер и предназначение.

Тема. 2. Разбор основных принципов исполнения движений классического тренажа.

Тема3. Повторение поз и положений классического танца.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы приобретается определённый запас знаний, умений и навыков. Ученик (воспитанник), прошедший полный курс обучения по данной программе, должен знать:

-специфику хореографии как вида искусства;

-терминологию классического танца;

-основы методики исполнения классического тренажа.

Уметь:

- владеть мышцами своего тела;

-владеть грамотной постановкой корпуса, рук и ног;

-владеть хорошей координацией;

-слушать и понимать музыку, ритм, темп и характер;

-владеть выразительностью, музыкальностью и изяществом исполнения.

Преподавателю необходимо правильно распределить учебную нагрузку и грамотно спланировать формы работы на уроке, учитывая индивидуальные способности каждого обучающегося. Пути развития ребёнка определяются в процессе занятий. Применяя дифференцированные методы обучения, можно варьировать программные требования по усмотрению преподавателя.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Занятия хореографией проводятся в специально оборудованном классе (станки, зеркала, деревянный пол или специальный линолеум).Помещение должно быть достаточно освещенным и хорошо проветриваемым.

        Заниматься детям следует в специальной форме, которая должна отвечать эстетическим требованиям и не стеснять их движения. Для девочек короткие юбки, купальники, белые носки, чешки или балетные тапочки,  волосы убраны; для мальчиков- шорты, футболка, чешки и белые носки. Важно, чтобы занятия проходили в сопровождении аккомпаниатора, фонограмму можно использовать частично.

Наличие материально-технической базы:

  • музыкальный центр;
  • домашний кинотеатр с DVD;
  • компьютер;
  • фортепиано;
  • специальная танцевальная обувь;
  • танцевальные костюмы;
  • фонограммы для танцев

Наличие методической базы:

  • видео-пособия по танцам;
  • наличие Интернет-сети;
  • постоянно действующий информационный стенд;

Для решения задач программы набор в группы осуществляется по желанию, без специального отбора, при наличии медицинской справки и заявления от родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Я. Ваганова Основы классического танца. Л., «Искусство» 1980г

2. Базарова Н., Мей В. Основы классического танца - Л., 1964.

3. Мориц В. Э. ,Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И. Методика классического тренажа. М., К.,

С-П. 2009г.

4. Тарасов Н. Классический танец. - Л., 1976.

5. Нарекая Т. Б. Классический танец. - Ч., 1998.

6. Пестов П.А. Уроки классического танца - М., 1999.

7. Костробицкая В. 100 уроков классического танца - Л., 1981.

8. Фадеева С. Л. Теория и методика преподавания классического танца - (изд. СПбГПУ,

2000).

9. «Ритмика и танец». Программа для общеэстетического образования и

хореографических отделений тттко.тт искусств.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа Бальные танцы для дошкольников

Цель программы:- создание условий для мотивации к занятиям танцевальным спортом, развития физических и эмоциональных данных ребёнка в процессе знакомства  с основными танцами бальной хореографии....

Дополнительная общеобразовательная программа Бальные танцы для младших школьников

Программа «Бальные танцы для младших школьников» – социально-педагогической направленности - направлена на усиление эстетического развития младших школьников и повышение их общей кул...

Дополнительная общеобразовательная программа "Бальные танцы"

Дополнительная общеобразовательная программа "Бальные танцы" представляет собой художественную программу, которая направлена на развитие учащихся как танцоров. Программа предлагает различные...