Создание дополнительной общеобразовательной программы «Азбука танца»
методическая разработка по теме

Журавлев Кирилл Владимирович

Для педагогов - хореографов ДО и методистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_tantsa_ispr.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Создание дополнительной общеобразовательной программы

«Азбука танца»

                        автор: Журавлев Кирилл Владимирович

педагог дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Программа «Азбука танца» имеет художественно-эстетическую направленность, адресована учащимся 7-11 лет, желающим овладеть искусством современного танца и не имеющим специальной подготовки.

Определяющим фактором  обучения  является личное желание ребенка.

Программа дает возможность школьникам разных возрастов через ритмическое воспитание тела научиться свободно, владеть своим телом, двигаться в такт музыке и выполнять красивые танцевальные движения.

Получив соответствующую техническую подготовку, научиться танцевать может каждый независимо от своих исходных музыкально-двигательных данных: координации движения, чувства ритма, слуха, комплекции.

Программа не предусматривает подготовку профессиональных исполнителей танцев, она дает возможность каждому ребенку освоить азы танцевальной культуры.

Ценностная основа программы - Человек. Воспитание в учениках желания оказать помощь ближнему, доброжелательного отношения и уважение к окружающих их людям, умение ценить любой труд.

Предлагаемый курс позволяет каждому ученику освоить то, что ему по силам, а так же дает возможность проявиться ярким талантливым детям, которые при желании могут продолжить обучение в самодеятельных коллективах города Санкт-Петербурга.

Программа рассчитана на 4 года, при этом каждый год обучения является самостоятельным этапом. При соответствующей подготовке ребенок может начать обучение с любого этапа.

Цель:  развитие физически и эмоционально гармоничной личности, формирование общей культуры, навыков коммуникативности, потребности в дальнейшем образовании хореографическому искусству.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Обучить воспитанников основам танцевальной культуры, ознакомить с    

различными направлениями танцевального искусства.

Развивающие:

  • развитие физических данных (выносливость, гибкость, сила, правильная осанка);
  • улучшение координации движений, ознакомление с разными танцевальными жанрами;
  • совершенствование музыкально-ритмических способностей (чувство ритма, музыкальный слух);

  • Воспитывающие:
  • содействие в решении личностных проблем школьника (обретение уверенности в    

                 себе, естественность и раскованность в общении, доброжелательность);

  • воспитание личной и коллективной ответственности

Отличительные особенности:

Данная программа претворяется в жизнь на базе школы искусств №255. Основным является вовлечение всех воспитанников начальной школы в творческий процесс. То есть не происходит предварительного отбора по данным и физическим возможностям детей. Главным является развитие гармоничной личности, несмотря на профессиональные навыки, ознакомление с разными стилями и направлениями в хореографии. Одной из приоритетных задач является украшение классных и школьных мероприятий средствами танцевальной культуры, а в перспективе участие в городских фестивалях и конкурсах.

Формы и режим занятий:

В течение 4 лет занятия  проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу и включают в себя упражнения ритмической гимнастики, основы классического и народно-характерного экзерсисов, стретчинга, игровые упражнения, учебные этюды и танцевальные номера.

Занятия первого года обучения состоят из упражнений ритмической гимнастики, развивают физические данные, координацию движений и чувство ритма, основы классического и народно-характерного экзерсисов. Учитывая возрастные особенности младших школьников (непоседливый характер и неумение удерживать внимание более 10 минут), в занятие включаются игры, которые выполняют определенные функции, помогают педагогу проводить занятие в рабочем режиме. В процессе правильно организованных занятий ритмической гимнастики, важно вовремя использовать игровые упражнения. Эти несложные приемы воспитывают внимание  учеников и помогают «переключать» один вид деятельности на другой.

Показ упражнений осуществляет преподаватель.

Занятия второго года обучения являются закреплением пройденного материала, и делается упор на учебные танцевальные композиции. Особое внимание уделяется природным актерским способностям детей, и эти способности активно используются в сюжетных игровых танцах.

Занятия третьего года обучения состоят из упражнений ритмической гимнастики, основ диско-танца и джаз-танца, они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому та часть урока, которая проводится "на середине" не подразделяется на упражнения разных направлений, а состоит из последовательных упражнений для всех частей тела. Основной задачей является усложнение комбинаций и увеличение музыкального темпоритма. Часть занятия уделяется постановке и отработке танцевальных номеров разножанровой стилистики.

Занятия четвертого года обучения подводят итог и являются завершающими в обучении. Основное внимание уделяется современным направлениям танцевальной культуры. В постановочной работе происходит усложнение комбинаций и рисунка танца. Существующий материал позволяет проводить выступления и участвовать в конкурсах и фестивалях.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

В результате освоения программы учащиеся:

  • разовьют физические данные;
  • разучат технические упражнения, современные танцевальные комбинации и танцы, с которыми смогут участвовать в концертах;
  • улучшат координацию движений;
  • усовершенствовуют музыкально-ритмические способности;
  • обретут уверенность в себе, легкость в общении с окружающими людьми;
  • смогут сформировать ответственное отношение к себе и своим товарищам.

 Формы подведения итогов реализации программы:

 

 Открытые занятия для родителей, классные и школьные мероприятия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

тема

Количество часов

Теория

практика

всего

1-й год обучения

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Музыкально-ритмическое движение.

5

37

42

3.

Основы классического танца.

3

7

10

4.

Основы народно-характерного танца.

3

7

10

5.

Игровые формы.

4

4

6.

Беседы по технике безопасности.

3

3

7.

Заключительное занятие

1

1

8.

Участие в  концерте

1

1

14часов

58часов

72часа

Второй год обучения

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Музыкально-ритмическое движение.

6

32

38

3.

Основы классического танца.

3

8

12

4.

Основы народно-характерного танца.

3

8

12

5.

Игровые формы.

4

4

6.

Беседы по технике безопасности.

2

2

7.

Заключительное занятие

1

1

8.

Участие в  концерте

2

2

14часов

58часов

72 часа

Третий год обучения

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Музыкально-ритмическое движение.

5

19

24

3.

Основы классического танца.

3

8

12

4.

Основы народно-характерного танца.

3

8

12

5.

Основы современного танца

4

14

18

6.

Беседы по технике безопасности.

2

2

7.

Заключительное занятие

1

1

8.

Участие в  концерте

2

2

18часов

54часа

72часа

Четвертый год обучения

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Музыкально-ритмическое движение.

1

4

5

3.

Основы классического танца.

3

8

12

4.

Основы народно-характерного танца.

3

8

12

5.

Основы современного танца

7

30

37

6.

Беседы по технике безопасности.

2

2

7.

Заключительное занятие

1

1

8.

Участие в  концерте

2

2

16часов

56часов

72часа

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Первый год обучения

Первый год обучения - подготовительная ступень. Основная задача первого  года обучения развить физические данные ребенка, улучшить координацию движений и научить двигаться под музыку. Ознакомить с разнообразием жанров хореографии.

Темы:

1. Вводное занятие:

Встреча с воспитанниками, рассказ о хореографии, формах и стилях.

2.Музыкально-ритмическое движение:

Теория:

Понятие мышечного аппарата и его особенности.

Практика:

Марш, галоп, подскоки, упражнения на растяжку, прыжки, упражнения на координацию и развитие выносливости.

3.Основы классического танца:

Теория:

Рассказ об основных позициях рук и ног в классическом танце.

Практика:

Основные позиции рук и ног, demie и grand plie , прыжки, battement tandu.

4.Основы народно-характернонго танца:

Теория:

Ладонь как звукорезонирующий инструмент в народном танце. Понятие темпо-ритма.

Практика:

Основные позиции рук и ног, прыжки, простейшие хлопушки, элементарные дроби.

5. Игровые формы:

«Перепрыгни через лужу», «Мне холодно, жарко и т.п.», этюды на животных.

В конце года постановка простого танца, танцевальные этюды.

Второй год обучения

Занятия второго года обучения включает в себя закрепление пройденного материала, упражнения ритмической гимнастики с элементами танцевальных движений и делается упор на разучивание учебных танцевальных этюдов, в конце учебного года ставится сюжетный номер.

Темы:

1. Вводное занятие:

Беседа с воспитанниками о проведенных летних каникулах, просмотр навыков приобретенных в прошлом учебном году.

2.Музыкально-ритмическое движение:

Практика:

Польза растяжки для содержания мышечного аппарата в тонусе.

Теория:

Марш, галоп, подскоки, упражнения на растяжку, прыжки, упражнения на координацию и развитие выносливости, танцевальные элементы.

3.Основы классического танца:

Теория:

Стопа – основная движущая сила при прыжке. Понятие точки при вращениях на середине.

Практика:

Основные позиции рук и ног, demie и grand plie с работой рук в различных позициях, battement tandu, grand battement jete, положение ног на разном уровне (пасе, ку де пье), простейшие арабески, прыжки.

4.Основы народно-характернонго танца:

Теория:

Правильное положение ног при присядках. Особенности исполнения дробей.

Практика:

Основные позиции рук и ног, demie и grand plie в народном характере, прыжки, простейшие хлопушки, элементарные дроби, простой ключ. Основные движения народных танцев. Мальчики: простые присядки, девочки: подготовка к вращениям.

5. Игровые формы:

«Перепрыгни через лужу», «Мне холодно, жарко и т.п.», этюды на животных. Дальнейшее совершенствование актерского мастерства.

 

Продолжаем работу над различными этюдами, постановка сюжетного номера.

Третий год обучения

 На третьем году обучения добавляются элементы современного экзерсиса. Активное участие в праздничной жизни школы. Одной из задач является постановка несложного современного номера.

           

            Темы:

             1. Вводное занятие:

Беседа с воспитанниками о проведенных летних каникулах, просмотр навыков приобретенных в прошлом учебном году.

             2.Музыкально-ритмическое движение:

             Теория:

 Выносливость, как основа успеха в легком и четком исполнении номера.      Правила дыхания.

             Практика:

Марш, галоп, подскоки, упражнения на растяжку, прыжки, упражнения на координацию и развитие выносливости, танцевальные элементы.

3.Основы классического танца:

Теория:

Апломб и равновесие – залог успеха в изучении классического танца.

Практика:

Основные позиции рук и ног, demie и grand plie с работой рук в различных позициях, battement tandu с работой рук в различных позициях, grand battement jete , положение ног на разном уровне (пасе, ку де пье), простейшие арабески, pac de bure, прыжки, подготовка к пируэтам.

4.Основы народно-характернонго танца:

Теория:

Техника работы ног при исполнении мелких, технически сложных движений.

Практика:

Основные позиции рук и ног, demie и grand plie в народном характере, прыжки, простейшие хлопушки, элементарные дроби, простой и двойной ключ, веревочка. Основные движения народных танцев. Мальчики: простые присядки, девочки: подготовка к вращениям.

5. Основы современного танца:

Теория:

Виды и направления современной хореографии.

             Практика:

 Demie и grand plie в невыворотных позициях, постановка рук характерных для джаз-танца, работа над корпусом. Прыжки, подготовка к характерным вращениям.

Создание современных танцевальных этюдов и постановка танцевального           номера.

Четвертый год обучения

Четвертый год является завершающим в обучении начальной школы. Подводятся итоги и оцениваются успехи воспитанников, выдается диплом об окончании начальной школы хореографии. Ставятся более сложные современные номера.

               Темы:

1. Вводное занятие:

Беседа с воспитанниками о проведенных летних каникулах, просмотр навыков приобретенных в прошлом учебном году.

2.Музыкально-ритмическое движение:

Теория:

Комплекс музыкально-ритмических движений – основа здорового образа жизни.

Практика:

Марш, галоп, подскоки, упражнения на растяжку, прыжки, упражнения на координацию и развитие выносливости, танцевальные элементы.

3.Основы классического танца:

Теория:

Просмотр классических балетов с последующим обсуждением с воспитанниками. Прыжок как основной элемент классического балета.

Практика:

Основные позиции рук и ног, demie и grand plie с работой рук в различных позициях, battement tandu с работой рук в различных позициях, grand battement jete , положение ног на разном уровне (пасе, ку де пье), простейшие арабески, pac de bure, прыжки, подготовка к пируэтам и турам.

              4.Основы народно-характерного танца:

             Теория:

             Народные коллективы России и их особенности.

             Практика:

Основные позиции рук и ног, demie и grand plie в народном характере, прыжки, простейшие хлопушки, элементарные дроби, простой и двойной ключ, веревочка. Основные движения народных танцев. Мальчики: простые присядки, различные комбинации разножек, колесо и гусачок по кругу; девочки: вращения по диагонали и на месте, колесо по кругу.

5. Основы современного танца.

Теория:

Импровизация, как основная составляющая современной хореографии.

Практика:

 Demie и grand plie в невыворотных позициях, постановка рук характерных для джаз-танца, работа над корпусом. Прыжки, подготовка к характерным вращениям. Контракция, волны руками и корпусом, элементы нижнего брейка.

Постановка номеров современной хореографии различных направлений.

 

Методическое обеспечение занятия.

Формы и методы:

 

 Занятия проводятся в групповой и парной форме.

 Методы, применяемые на занятии:

 

  1. Объяснительно-иллюстративный – на основе личного показа педагога.

  1. Репродуктивный  - воспитанники показывают движения на основе их названий и задачи поставленной педагогом.

  1. Импровизационный  - сочинение и выполнение различных танцевальных движений на тему заданную педагогом.

  1. Частично-поисковый – воспитанники в коллективном поиске и обсуждении исправляют свои ошибки и добиваются правильности и четкости (ансамблевости) исполнения.

  1. Наглядный – использование видеоматериалов, иллюстраций для расширения творческого кругозора и исправления ошибок.      

Материально-техническое оснащение:

  1. Специально оборудованное помещение (хореографический зал с зеркалами и станками).
  2.  Аудио и видео техника.
  3. Фонотеки аудио записей по каждому разделу преподаваемых дисциплин.
  4. Видеотека с примерами преподаваемых хореографических дисциплин.
  5. Костюмы для танцев.

Список использованной литературы:

  1. Барышникова Т. - Азбука хореографии. - М.:Рольф, 1999.
  1. Белкина В.Н.,Васильева Н.И. и др. - Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия развития, 1998.
  2. Богданова   Р.У.   -   Маршрут   ученика. Образовательная   программа   24.   -СПб.,2000.
  3. Еремина М. - Роман с танцем. - СПб.: Созвездие,1998.
  4. Иванова  О.,  Шарабарова  И.   Занимайтесь   ритмической   гимнастикой.   - М.: Советский спорт, 1988.
  5. Казакина М.Г. — Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллектива. - Л.:1989.
  6. Летфуллин И. - Как быстро сесть на шпагат. - Набережные челны, 1998.
  7. Лисицкая Т. Ритм+пластика. - М.: ФИС, 1989.
  8. Лисицкая Т. Гимнастика и танец - М.: Советский спорт, 1988.

  1. Матов В. и др. Ритмическая гимнастика для школьников. - М.: ФИС. 1989.
  2. Матов В. и др. Ритмическая гимнастика. - М.: ФИС, 1985.
  3. Миловзорова М. Анатомия и физиология человека. - М.: Медицина, 1972.
  4. Михайлова М.А. Поем, играем, танцуем дома и в саду - Ярославль: Академия развития, 1998.
  5. Михайлова   М.А.   Развитие   музыкальных   способностей   детей.   —   Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Риттер-Клейнгенс М. - Гимнастика позвоночника. - М.:Сигма-пресс,1997.
  7. Синицына Е. - Умные пальчики. - М.:Лист,1999.
  8. Синицына Е. - Умные стихи - М.:Лист, 1999.
  9. Смирнов Н. Искусство балетмейстера. - М.: ВТО, 1979.
  10. Стуколкииа Р. Четыре экзерсиса. - М., 1972.
  11. Педагогика, учебное      пособие, Под.      Редакцией      Пидкасистого      П.И.-М.:Педагогическое общество, 1998.
  12. Титова Е.В., Если знать, как действовать, - М.:Просвещение, 1993.
  13. Шторк К. Система Далькроза. - Л., 1924.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука природы"

Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста...

Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Азбука общения"

Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...

Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука дизайна"

Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования для занятий с детьми 6-9 лет,в условиях объединения дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука финансов»

В 9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подр...

Дополнительная общеобразовательная программа Бальные танцы для дошкольников

Цель программы:- создание условий для мотивации к занятиям танцевальным спортом, развития физических и эмоциональных данных ребёнка в процессе знакомства  с основными танцами бальной хореографии....

Дополнительная общеобразовательная программа Бальные танцы для младших школьников

Программа «Бальные танцы для младших школьников» – социально-педагогической направленности - направлена на усиление эстетического развития младших школьников и повышение их общей кул...