Программа кружка "Умелые ручки"
календарно-тематическое планирование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования Подросткового клуба «Орнамент»
с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КРУЖКА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umelye_ruchki.docx | 88.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования Подросткового клуба «Орнамент»
с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______________________ «__»___________20__г. протокол № | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР: _______________________ «__»_________20__г. | УТВЕРЖДЕНО приказом № от «__»_________20__г. Директор МБОУ ДО ПК «Орнамент» с. Мугур-Аксы: _____________Салчак Д.Х. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КРУЖКА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Номер группы: I
Возраст учащихся: 7-9 лет
Составитель: педагог дополнительного образования
Чулдум Чыжыргана Владимировна
Мугур-Аксы, 2019
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 1726-р, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования Подросткового клуба «Орнамент» (далее образовательная организация) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ педагогами.
Программа кружка «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Кружок «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель и задачи программы:
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Связь занятий «Умелые ручки», с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия кружка и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), технология (работа с разными материалами и др.), изобразительное искусство (применение фантазии, выдумки, развитие художественно-эстетического вкуса и др.), краеведение (изучение обычаев народа, обработка льна, шерсти и др.)
Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь на кружках, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Место рабочей программы: для изучения курса отводится 216 часов в год из расчета 6 часов в неделю и 3 часа в день.
Форма проведения занятий:
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
- по количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль;
- по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Режим занятий и количество детей в группе:
Всего в первой группе: 16 человек
понедельник | четверг |
1 группа | 1 группа |
14:30-15:00 15:10-15:40 15:50-16:20 | 14:30-15:00 15:10-15:40 15:50-16:20 |
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения, обучающиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения, обучающиеся должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками «через край», «петельный шов».
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по предложенной программе:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- сформировать навыки работы с информацией.
Критерии оценки результатов:
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.
Учебно-тематический план кружка «Умелые ручки»
I группа
№ | Наименование раздела | Количество часов | итого | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Создание актива кружка | 3 | 1 | 2 | 3 |
2 | Правила техники безопасности | 3 | 1 | 2 | 3 |
3 | Природные материалы | 15 | 2 | 13 | 15 |
Большая открытка для учителей | 3 | 3 | |||
4 | Пластилинография | 24 | 4 | 20 | 24 |
5 | Браслетики из разных материалов | 6 | 2 | 4 | 6 |
6 | Помпоны | 36 | 5 | 31 | 36 |
7 | Новогодняя мастерская | 12 | 2 | 10 | 12 |
8 | Полезные мелочи для дома | 12 | 2 | 10 | 12 |
9 | Аппликация крупой, скорлупы | 18 | 4 | 14 | 18 |
10 | Квилинг | 30 | 7 | 23 | 30 |
11 | Бисероплетение | 6 | 2 | 4 | 6 |
12 | Соленое тесто | 18 | 5 | 13 | 18 |
13 | Волшебные пуговицы | 9 | 3 | 6 | 9 |
14 | Оригами | 15 | 3 | 12 | 15 |
15 | Подведение итогов | 6 | 1 | 5 | 9 |
Всего: | 216 | 44 | 172 | 216 |
Календарно-тематическое планирование кружка «Умелые ручки»
I группа
№ | Наименование темы | Количество часов | Виды контроля | Дата | ||
всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1 | Вводное занятие. | 3 | 1 | 2 | ||
Создание актива кружка. Знакомство с группой | 3 | 1 | 2 | Беседа | ||
2 | Правила техники безопасности | 3 | 1 | 2 | Беседа | |
3 | Природные материалы | 15 | 2 | 13 | ||
Экскурсия. Сбор природного материала | 3 | 1 | 2 | Экскурсия. Беседа | ||
Поделки из природных материалов | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
Выставка «Осенний лес» | 6 | 6 | Выставка | |||
4 | Большая открытка для учителей | 3 | 3 | Практическая работа | ||
5 | Поделки из пластилина | 24 | 4 | 20 | ||
Пластилинография | 3 | 1 | 2 | Лекция | ||
Кувшин, сделанный с пластилином | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
Живопись с пластилином | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
Клоун из пластилина | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
Выставка. Зачет | 3 | 3 | Выставка | |||
6 | Браслетики из разных материалов | 6 | 2 | 4 | ||
Браслетики из цветных резиночек | 3 | 1 | 2 | Теория. Практическая работа | ||
Браслетики из ленточек | 3 | 1 | 2 | Теория. Практическая работа | ||
7 | Помпоны | 36 | 5 | 31 | ||
Помпоны | 3 | 1 | 2 | Теория | ||
Закладки из помпонов | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
Милые игрушки из помпонов. Цыпленок, зайчик, гусеницы | 27 | 3 | 24 | Теория Практическая работа | ||
8 | Новогодняя мастерская | 12 | 2 | 10 | ||
Новогодние открытки | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
Новогодние маски | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
9 | Полезные мелочи для дома | 12 | 2 | 10 | ||
Полезные мелочи для дома - игольница | 6 | 1 | 5 | Теория Практическая работа | ||
Полезные мелочи для дома - прихватки | 6 | 1 | 5 | Теория Практическая работа | ||
10 | Аппликация | 18 | 4 | 14 | ||
Аппликация крупой | 9 | 2 | 7 | Теория Практическая работа | ||
Аппликация из яичной скорлупы | 9 | 2 | 7 | Теория Практическая работа | ||
11 | Квиллинг | 30 | 7 | 23 | ||
Знакомство с историей квиллинга | 6 | 1 | 5 | Теория Практическая работа | ||
Цветы. Бабочка. | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
Проект. Бабочка в цветке | 9 | 2 | 7 | Практическая работа | ||
Открытки с элементами квиллинг | 9 | 3 | 6 | Практическая работа | ||
12 | Бисероплетение | 6 | 2 | 4 | ||
Бисероплетение. Браслеты простые | 6 | 2 | 4 | Теория Практическая работа | ||
13 | Соленое тесто | 18 | 5 | 13 | ||
Соленое тесто | 6 | 2 | 4 | Беседа Практическая работа | ||
Соленое тесто. Цветочки на вазе | 12 | 3 | 9 | Практическая работа | ||
14 | Волшебные пуговицы | 9 | 3 | 6 | ||
Прикольные поделки из пуговиц | 9 | 3 | 6 | Теория Практическая работа | ||
15 | Оригами | 15 | 3 | 12 | ||
Оригами. Кубик. Тюльпан. Голубь. | 9 | 2 | 7 | Теория Практическая работа | ||
16 | Тюльпаны для ветеранов ВОВ | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | |
17 | Подведение итогов | 6 | 1 | 5 | ||
Свободная тема | 3 | 3 | Практическая работа | |||
Подведение итогов. Выставка всех работ учащихся | 3 | 1 | 2 | Защита проектов | ||
Итого: | 216 | 44 | 172 |
Содержание изучаемого курса первого года обучения:
- Вводное занятие.
Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
- Поделки из природных материалов.
Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку. Любая работа по изготовлению поделок из природного материала не только увлекательна, но и познавательна. Ребенок вовлекается в наблюдения за природными явлениями, учится бережно относиться к окружающей среде, обращает внимание на красоту цветов, плодов, листьев.
- Пластилинография.
Пластилинография —это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
- Помпоны.
ПОМПОН – в переводе с французского означает «круглый». Шарообразное украшение из ниток. Помпоны могут быть разных размеров и цветов, а также могут быть сделаны из различных материалов, например, хлопка, шерсти, бумаги и других.
В наше время помпон является очень популярным элементом декора, не только одежды, но и интерьера. Сейчас дизайнеры используют помпоны для украшения головных уборов, верхней одежды, обуви, сумочек, перчаток, и множества других предметов
- Аппликация крупой.
Очень интересен такой вид художественного творчества, как аппликация из крупы. В качестве материала можно использовать макароны, рис, гречка, пшено, семена и т. д. Работа с крупой многогранная и очень интересная.
Все детки очень любят возиться с крупой: пересыпать ее, перебирать руками, делать аппликации из крупы.
Заниматься таким видом творчества очень полезно для детей, так как перебирание крупы способствует развитию мелкой моторики рук и успокаивает их нервную систему. Также выполнение таких аппликаций помогает детям развивать фантазию и творческое воображение.
- Квиллинг.
Сказка из истории КВИЛИНГА. Показ готовых работ. Тренировочные упражнения «Веселые завитки». Выполнение плоскостной и объемной работы. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трех цветовых гамм.
- Бисероплетение.
Показ на подиуме украшений из бисера. Виды бисера, стеклярус. Знакомство с техникой плетения. Выполнение творческих работ в технике «Бисер». Уровень сложности выполняемых работ зависит исключительно от степени готовности, интересов и способностей. Занятие направлено на развитие художественного вкуса, внимания, мелкой моторики, фантазии.
- Соленое тесто.
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, снимает эмоциональное напряжение.
- Оригами.
Оригами – в переводе с японского сложенная бумага.
Из простых квадратов бумаги можно создать целый мир. Освоение техники сложения фигурок, чтение схем, работа по книгам, ознакомление с историей оригами. Овладение различными приемами работы с бумагой, Ознакомление с поэзией, сказками, мифами и художественными традициями Японии. Создание самолетиков разных типов с последующим состязанием на дальность полета, на облет препятствий, на «сверхдальний полет» и др. корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов, модели робота, модели светофора и др.
- Отчетная выставка детских работ.
Подведение итогов. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач. Подготовка итоговой выставки работ школьников.
Список литературы:
- О. Жилин, О. Фомин, О. Фрейдман. Забавные самоделки из пластилина – М., Эксмо, 2012г
- В.В. Выгонов. Поделки из разных материалов – М., изд. Экзамен, 2011
- Д.А. Шалаева. Большая энциклопедия поделок – М., Эксмо, 2009г
- В.В. Корнева. Оригами. Большая энциклопедия – Минск, Харвест, 2011г
5. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
6. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
7. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
8. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
9. А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
10. Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования Подросткового клуба «Орнамент»
с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______________________ «__»___________20__г. протокол № | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР: _______________________ «__»_________20__г. | УТВЕРЖДЕНО приказом № от «__»_________20__г. Директор МБОУ ДО ПК «Орнамент» с. Мугур-Аксы: _____________Салчак Д.Х. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КРУЖКА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Номер группы: II
Возраст учащихся: 10-13 лет
Составитель: педагог дополнительного образования
Чулдум Чыжыргана Владимировна
Мугур-Аксы, 2019
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 1726-р, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования Подросткового клуба «Орнамент» (далее образовательная организация) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ педагогами.
Программа кружка «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление.
В творчестве ребёнок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезным видам рукоделия. Все предложенные виды рукоделия приносят огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Это можно достичь, занимаясь в разных кружках и т.д.
В кружок рукоделия «Умелые ручки», желающие девочки будут обучаться вязанию, лепке, вышивке и многим другим видам ДПИ. Основная группа детей, обучающихся в кружке это учащиеся 5-7кл. Разница в возрасте небольшая, это позволяет вести занятия с учётом возрастных и психологических особенностей детей одного возраста, определить методику проведения занятий, запланировать время для теоретических и практических работ с учётом знаний, умений и навыков данного возраста.
Цель и задачи программы:
Цель кружка: формирование у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
Задачи:
- Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
- Формировать интерес к рукоделию.
- Развивать эстетический вкус, память и внимание.
- Развивать мелкую моторику и координацию рук.
- Развивать художественный вкус и творческую инициативу.
- Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
- Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Место рабочей программы: для изучения курса отводится 216 часов в год из расчета 6 часов в неделю и 3 часа в день.
Форма проведения занятий:
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Обучающиеся посещают детскую библиотеку, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.
Режим занятий и количество детей в группе:
Всего во второй группе: 7 человек
вторник | пятница |
2 группа | 2 группа |
14:30-15:10 15:15-15:55 10:00-16:45 | 14:30-15:10 15:15-15:55 10:00-16:45 |
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
Владеть трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
Уметь ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
Владеть навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
- Пользоваться с основными технологическими понятиями и характеристиками;
- с назначением и технологическими свойствами материалов;
- с назначением и устройством применяемых ручных инструментов;
- с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;
- с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по предложенной программе:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- сформировать навыки работы с информацией.
Критерии оценки результатов:
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.
Учебно-тематический план кружка «Умелые ручки»
II группа
№ | Наименование раздела | Количество часов | Итого | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | Создание актива кружка | 3 | 1 | 2 | 3 |
2 | Правила техники безопасности | 3 | 3 | 3 | |
3 | Природные материалы | 9 | 2 | 7 | 9 |
4 | Изонить | 6 | 2 | 4 | 6 |
5 | Большая открытка для учителей | 3 | 1 | 2 | |
6 | Пластилинография | 6 | 1 | 5 | 6 |
7 | Вышивка | 21 | 5 | 16 | 15 |
8 | Бисероплетение | 21 | 4 | 17 | 21 |
9 | Сбор природных материалов и ненужных вещей | 3 | 1 | 2 | 3 |
10 | Новогодняя мастерская | 24 | 3 | 21 | 24 |
11 | Квиллинг | 12 | 3 | 9 | 12 |
12 | Оригами | 6 | 2 | 4 | 6 |
13 | Волшебные ленточки | 9 | 2 | 7 | 9 |
14 | Стильные вазочки | 12 | 2 | 10 | 12 |
15 | Вышивка крестом | 18 | 4 | 14 | 18 |
16 | Вязание крючком | 15 | 4 | 11 | 15 |
17 | Панно | 6 | 1 | 5 | 6 |
18 | Батик | 12 | 3 | 9 | 12 |
19 | Сувениры и открытки | 12 | 3 | 9 | 12 |
20 | Браслеты | 9 | 2 | 7 | 9 |
21 | Подведение итогов | 6 | 1 | 5 | 6 |
Всего: | 216 | 47 | 169 | 216 |
Календарно-тематическое планирование кружка «Умелые ручки»
II группа
№ | Наименование темы | Количество часов | Виды контроля | Дата | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 | ||
Создание актива кружка. Подведение итогов прошлого года | 3 | 1 | 2 | Беседа | ||
2 | Правила техники безопасности | 3 | 3 | Беседа | ||
3 | Природные материалы | 9 | 2 | 7 | ||
Сбор шишек | 3 | 1 | 2 | Экскурсия | ||
Поделки из шишек | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
4 | Изонить | 6 | 2 | 4 | ||
Изонить. Осенние цветы | 6 | 2 | 4 | Лекция Практическая работа | ||
5 | Большая открытка ко Дню учителя | 3 | 1 | 2 | Практическая работа | |
6 | Пластилинография | 6 | 1 | 5 | ||
Поделки из пластилина | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
7 | Вышивка | 21 | 5 | 16 | ||
Вышивка | 3 | 1 | 2 | Беседа | ||
Стебельчатый шов. Салфетки | 12 | 3 | 9 | Практическая работа | ||
Края изделия | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
8 | Бисероплетение | 21 | 4 | 17 | ||
Бисероплетение. Брелок | 9 | 2 | 7 | Лекция Практическая работа | ||
Бисероплетение. Вышивка бисером. Изделие | 12 | 2 | 10 | Практическая работа | ||
9 | Сбор природных материалов и ненужных вещей | 3 | 1 | 2 | ||
Сбор природных материалов и ненужных вещей | 3 | 1 | 2 | Экскурсия | ||
10 | Новогодняя мастерская | 24 | 3 | 21 | ||
Изготовление елки | 9 | 1 | 8 | Практическая работа | ||
Новогодние поделки и елочные украшения | 9 | 1 | 8 | Практическая работа | ||
Новогодний подарок «Браслетики» | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
11 | Квиллинг | 12 | 3 | 9 | ||
Квиллинг | 3 | 1 | 2 | Теория | ||
Квиллинг. Изготовление изделия | 9 | 2 | 7 | Практическая работа | ||
12 | Оригами | 6 | 2 | 4 | ||
Оригами. Изготовление цветов | 6 | 2 | 4 | Беседа Практическая работа | ||
13 | Волшебные ленточки | 9 | 2 | 7 | ||
Цветы из ленточек | 9 | 2 | 7 | Теория Практическая работа | ||
14 | Стильные вазочки | 12 | 2 | 10 | ||
Стильные вазочки из бутылок, клея и ниток | 12 | 2 | 10 | Теория Практическая работа | ||
15 | Вышивка крестом | 18 | 4 | 14 | ||
Вышивка крестом | 3 | 1 | 2 | Теория | ||
Вышивка крестом. Изделие | 15 | 3 | 12 | ТеорияПрактическая работа | ||
16 | Вязание крючком | 15 | 4 | 11 | ||
Вязание крючком | 3 | 1 | 2 | Теория | ||
Вязанные изделия с крючком | 12 | 3 | 9 | Беседа Практическая работа | ||
17 | Панно | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | |
18 | Батик | 12 | 3 | 9 | ||
Батик | 3 | 1 | 2 | Теория | ||
Холодный батик. Рыбка. Цветок | 9 | 2 | 7 | Теория Практическая работа | ||
19 | Сувениры и открытки | 12 | 3 | 9 | ||
Сувениры из разных материалов | 6 | 2 | 4 | Беседа практическая работа | ||
Открытки для ветеранов ВОВ | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
20 | Браслеты | 9 | 2 | 7 | ||
Браслеты из бусин и шнурков | 9 | 2 | 7 | Беседа Практическая работа | ||
21 | Подведение итогов | 6 | 1 | 5 | ||
Свободная тема | 3 | 3 | Практическая работа | |||
Подведение итогов. Выставка | 3 | 1 | 2 | Выставка | ||
Всего: | 216 | 47 | 169 |
Содержание изучаемого курса второго года обучения:
- Вводное занятие.
Расширение представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Знакомство с изделиями различных промыслов. Воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство тувинского народа. Формирование положительной эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений народных мастеров. Повторение правил техники безопасности при работе.
- Природные материалы.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, она дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Ее разнообразие пробуждает у ребят любознательность, фантазию, творчество, побуждает их к деятельности. Играя, фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Только в детстве мусор, на который взрослые не обращают внимания, для детей имеет большое значение. Камушки превращаются в жучков, шишки в ежиков, листок в одеяльце для куколки, палочки, песок, куски глины в продукты для магазина, а в падающих, кружащих на ветру листьях дети видят летящих бабочек или плывущих рыбок. И задача педагога – закрепить этот интерес, ввести ребенка в мир природы, по мере сил облагораживая ее, учить умению восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное, в неказистом выразительное, беречь ее.
- Изонить.
Изонить – это вышивка, но выполняется намного проще и быстрее, чем другие виды вышивки. Научить учащихся начальных классов выполнять вышивку способом изонить можно достаточно быстро. Чаще всего рисунок наносится на бархатную бумагу, картон, деревянную поверхность (с просверленными отверстиями) и даже наждачную бумагу.
Вышивка способом изонить является хорошим и доступным средством организации своего свободного времени, досуга.
Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно, и даже оформить элементы одежды. Результат работы в технике изонить завораживает детей красотой и простотой изготовления. А где красота - там и радость, и праздник, и всегда хорошее настроение.
- Пластилинография.
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься.
Пластилинография позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания учащихся.
- Вышивка. Стебельчатый шов.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Вышивка выполнялась шёлком, золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. Вышивкой украшались и модные различные аксессуары: сумочки, кошельки, бумажники, записные книжки и другие.
Стебелъчатый шов называется так потому, что им в основном вышивают стебли цветов.
Шов представляет собой ряд плотных косых стежков. Работа может выполняться слева на право и «от себя». Сделав первый стежок, иглу выводят у его середины и выполняют второй стежок, затем иглу снова выводят наверх, но уже у середины второго стежка.
Используют этот шов и при прошивании контура рисунка.
- Бисероплетение.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Бисероплетение так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
- Квилинг.
Сказка из истории КВИЛИНГА. Показ готовых работ. Тренировочные упражнения «Веселые завитки». Выполнение плоскостной и объемной работы. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трех цветовых гамм.
- Оригами.
Оригами – искусство близкое и знакомое ребенку. Простота обработки бумаги и интересный быстрый результат привлекают детей: сложил, прогладил и вот она готовая игрушка. С ее помощью можно придумывать сказки, участвовать в приключениях. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой (складывание, сгибание, надрезание, склеивание). В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т.д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур (стороны, вершины, диагонали и т.д.). Складывание бумаги сопровождается комментариями ребенка, он радуется или огорчается. Выполняя работу, дети выражают свое отношение к предмету деятельности. Проговаривают, что уже сделали и что еще предстоит. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.
В процессе конструирования дети учатся видеть конечный результат, составляя из деталей целое.
Оригами дает простор и разнообразие мелких движений пальцев рук. Очень важно, что при складывании фигурок работают обе руки. У ребенка развивается конструктивное мышление, воображение, художественный вкус.
- Вышивка крестом.
Вышивка и сегодня не утратила свою привлекательность, изящество, ценность, актуальность. Наверное, каждый человек хотел бы украсить свой дом чудесно вышитой картиной — пейзажем или натюрмортом, а сколько радости у родителей от подарка своего ребенка, который он выполнил сам, вложив в него свои способности, чувства.
Декоративно-прикладное творчество обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
- Вязание крючком.
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия.
Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.
- Панно.
Гобелен - одна из областей декоративно прикладного искусства, которая обладает огромным запасом оригинальных решений и дает потрясающие возможности выражения своих творческих талантов.
- Батик.
Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью - доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера. Занятия батиком позволяют приобщить детей к новому виду искусства, развить их творческие способности, необходимые в любой сфере деятельности.
- Отчетная выставка.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки творческих работ. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Список литературы:
- Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009.
- Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-пресс, 2011.
- Зайцева О.В. Декоративные куклы. – М.: АСТ, 2010.
- Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.
- Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп, 2011.
- Расина Е.Г. Валяние. Практичные и забавные вещи. – М.: Олма Медиа Групп, 2010.
- Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2010.
- Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009.
- Капулетти М. Плетение из газет: пособие по рукоделию. – М.: Мир книги, 2008.
- Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]: http://domnaraduge.com
- Осинка. Техники: валяние, декупаж, бисероплетение, вышивка, вязание и др. [Электронный ресурс]: http://club.osinka.ru
- Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования Подросткового клуба «Орнамент»
с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______________________ «__»___________20__г. протокол № | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР: _______________________ «__»_________20__г. | УТВЕРЖДЕНО приказом № от «__»_________20__г. Директор МБОУ ДО ПК «Орнамент» с. Мугур-Аксы: _____________Салчак Д.Х. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО КРУЖКА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Номер группы: III
Возраст учащихся: 14-18 лет
Составитель: педагог дополнительного образования
Чулдум Чыжыргана Владимировна
Мугур-Аксы, 2019
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 1726-р, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования Подросткового клуба «Орнамент» (далее образовательная организация) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ педагогами.
Программа кружка «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно –прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.
Основным источником этой народной эстетики служила красота нашей Республики Тыва, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками и умельцами, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у всего большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.
Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.
Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России так и жителей Тувы, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании младших школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с разными видами декоративного искусства, их значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.
Направления:
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
- Цель и задачи программы:
- Цели программы:
- 1. Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
- 2. Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
- 3. Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
- 4. Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям, обрядам жителей Тувы, и России, уважения к людям труда.
- 5. Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
- 6. Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
- 7. Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, работы с соломкой, вышиванием, шитьем, вязанием и т.д.).
- 8. Содействие жизненному самоопределению учащихся.
- 9. Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
- Задачи:
- Обучающие:
- 1. Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
- 2. Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
- 3. Обучить технологиям различных видов рукоделия.
- 4. Познакомить с правилами техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
- Воспитательные:
- 1.Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
- 2.Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
- 3.Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
- 4.Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
- Развивающие:
- 1.Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
- 2.Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
- 3.Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
- 4.Развивать положительные эмоции и волевые качества.
- 5.Развивать моторику рук, глазомер.
- Мотивационные:
- 1.Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
- Социально-педагогические:
- 1.Формирование общественной активности.
- 2.Реализация в социуме.
- Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
- Программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.
Место рабочей программы: для изучения курса отводится 216 часов в год из расчета 6 часов в неделю и 3 часа в день.
Форма проведения занятий:
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
- по количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль;
- по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации.
Режим занятий и количество детей в группе:
Всего в третьей группе: 8 человек
среда | суббота |
3 группа | 3 группа |
14:30-15:10 15:15-15:55 10:00-16:45 | 14:30-15:10 15:15-15:55 10:00-16:45 |
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
- Народные художественные промыслы России и родного края.
- Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
- Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
- Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
- Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
- Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
- Инструменты и приспособления для аппликации из соломки.
- Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
- Основные приемы и элементы лоскутного шитья, различных видов вышивки.
- Иметь представление о традициях разных стран.
- Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
- Технологию выполнения изделий в технике кожная пластика.
- Технологию работы с природными материалами.
- Названия, историю, технику русских росписей.
Должны уметь:
- Правильно организовать свое рабочее место.
- Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
- Работать с электронагревательными приборами (утюг, выжигательное устройство)
- Выполнять правила техники безопасности.
- Подготавливать соломку к работе, окрашивать ее.
- Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
- Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации из соломки.
- Работать по шаблону.
- Вышивать.
- Изготавливать разные игрушки и сувениры.
- Владеть приемами работы с кожей.
- Работать с природными материалами.
- Приобрести навыки работы с лоскутками.
- Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
- В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
- Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
- Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Критерии оценки результатов:
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.
Учебно-тематический план кружка «Умелые ручки»
III группа
№ | Наименование раздела | Количество часов | Итого | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | Создание актива кружка | 3 | 1 | 2 | 3 |
2 | Правила техники безопасности | 3 | 3 | 3 | |
3 | Изонить | 6 | 1 | 5 | |
4 | Мультипликация | 12 | 3 | 9 | |
5 | Открытки | 3 | 1 | 2 | |
6 | Пластилиновая мультипликация | 30 | 6 | 24 | |
7 | Гобелен. Панно | 27 | 6 | 21 | |
8 | Спасем елочку | 15 | 3 | 12 | |
9 | Ваза из пластиковой бутылки | 9 | 2 | 7 | |
10 | Изготовление цветов | 6 | 1 | 5 | |
11 | Квиллинг | 12 | 3 | 9 | |
12 | Мягкие игрушки | 15 | 3 | 12 | |
13 | Вышивка крестом | 12 | 2 | 10 | |
14 | Вышивка бисером | 15 | 3 | 12 | |
15 | Аппликация из круп | 6 | 1 | 5 | |
16 | Гобелен | 18 | 3 | 15 | |
17 | Шары из ниток | 6 | 2 | 4 | |
18 | Открытки | 6 | 1 | 5 | |
19 | Батик | 9 | 2 | 7 | |
20 | Подведение итогов | 3 | 1 | 2 | |
Всего: | 216 | 48 | 168 |
Календарно-тематическое планирование кружка «Умелые ручки»
III группа
№ | Наименование темы | Количество часов | Виды контроля | Дата | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 | ||
Создание актива кружка. Подведение итогов прошлого года | 3 | 1 | 2 | Беседа | ||
2 | Правила техники безопасности | 3 | 3 | Беседа | ||
3 | Изонить | 6 | 1 | 5 | ||
Изонить. Натюрморт | 6 | 1 | 5 | Теория Практическая работа | ||
4 | Мультипликация | 12 | 3 | 9 | ||
Мультипликация | 3 | 1 | 2 | Теория | ||
Знакомство с историей и техническими приемами передвижения изображений | 9 | 2 | 7 | Беседа Практическая работа | ||
5 | Открытки | 3 | 1 | 2 | ||
Открытки для учителей (из бросовых материалов) | 3 | 1 | 2 | Практическая работа | ||
6 | Пластилиновая мультипликация | 30 | 6 | 24 | ||
Пластилиновая мультипликация | 30 | 6 | 24 | Теория Практическая работа | ||
7 | Гобелен. Панно | 27 | 6 | 21 | ||
Панно | 12 | 3 | 9 | Теория Практическая работа | ||
Гобелен | 15 | 3 | 12 | Теория Практическая работа | ||
8 | Спасем елочку | 15 | 3 | 12 | ||
Новогодние поделки | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
Изготовление елки из бросовых материалов | 9 | 2 | 7 | Практическая работа | ||
9 | Ваза из пластиковой бутылки | 9 | 2 | 7 | ||
Ваза из пластиковой бутылки | 9 | 2 | 7 | Беседа Практическая работа | ||
10 | Изготовление цветов | 6 | 1 | 5 | ||
Цветы из ватных палочек и другими материалами | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
11 | Квиллинг | 12 | 3 | 9 | ||
Ваза в технике квиллинг | 12 | 3 | 9 | Теория Практическая работа | ||
12 | Мягкие игрушки | 15 | 3 | 12 | ||
Мягкие игрушки своими руками | 15 | 3 | 12 | Теория Практическая работа | ||
13 | Вышивка крестом | 12 | 2 | 10 | ||
Вышивка крестом | 12 | 2 | 10 | Теория Практическая работа | ||
14 | Вышивка бисером. Панно | 15 | 3 | 12 | ||
Вышивка бисером. Панно | 15 | 3 | 12 | Теория Практическая работа | ||
15 | Аппликация из круп | 6 | 1 | 5 | ||
Аппликация из круп | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
16 | Гобелен | 18 | 3 | 15 | ||
Гобелен. Панно | 18 | 3 | 15 | Теория Практическая работа | ||
17 | Шары из ниток | 6 | 2 | 4 | ||
Шары из ниток | 6 | 2 | 4 | Беседа Практическая работа | ||
18 | Открытки | 6 | 1 | 5 | ||
Открытки и цветы для ветеранов ВОВ | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | ||
19 | Батик | 9 | 2 | 7 | ||
Холодный батик | 9 | 2 | 7 | Теория Практическая работа | ||
20 | Подведение итогов | 3 | 1 | 2 | ||
Выставка и подведение итогов года | 3 | 1 | 2 | Выставка | ||
Итого: | 216 | 48 | 168 |
Содержание изучаемого курса третьего года обучения:
- Вводное занятие.
Беседы о народных художественных промыслах, рассматривание подменных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов, дидактические игры по разным видам народных промыслов, рассматривание таблиц с элементами росписей, выделение композиции узора, цветосочетания, создание изделий по народным промыслам, декоративное украшение изделий. Техника безопасности.
- Изонить.
«Изонить», как один из видов декоративно-прикладного искусства, стала развиваться сравнительно недавно. «Нитяная графика» или «Изонить» – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе. Особенность выполнения изделий в данной технике заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Технологический процесс искусства «Изонити», на первый взгляд, кажется простым, но в то же время требует усидчивости, аккуратности, а также творческого подхода к выполнению работы в материале. Учащиеся должны уметь изменять графическое или цветовое решение отдельных частей композиции для её большей выразительности в целом.
Занятие декоративной техникой «Изонить» способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.), а также художественных способностей и эстетического вкуса.
- Мультипликация.
Пластилиновая мультипликация – одна из старейших техник анимации. Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда коллектива детей. В процессе создания мультипликационного фильма у ребят развиваются сенсомоторные качества, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности; восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
- Гобелен. Панно.
«Гобеленовое ткачество» ориентирована на приобщение детей к старинному виду рукоделия –ручному ткачеству. Она представляет собой курс изучения народного ручного ткачества, махровое и ворсовое ковроткачество, современный гобелен.
Занятие гобеленовым ткачеством формирует у детей эстетический и художественный вкус, вырабатывает навыки работы с материалом, трудолюбие, аккуратность.
- Квиллинг.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Квиллинг — старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Развитие мелкой моторики рук – одна из актуальных проблем. Решить эту проблему можно с помощью моделирования полосок из бумаги – квиллинга.
Особенностью данной темы является сочетание традиционной техники бумагокручения с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.
- Мягкие игрушки.
Тема «Мягкая игрушка» заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка, изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного дешевле, чем игрушка, приобретённая в магазине. Кроме того, вид игрушек фабричного изготовления не так сильно захватывает ребёнка, как поделки, над которыми он трудился самостоятельно. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, как его собственное произведение, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
- Вышивка крестом.
Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Занимаясь художественной вышивкой, подростки проявляют свои скрытые творческие задатки и индивидуальность, учатся терпеливому преодолению возможных неудач, что способствует выработке волевых качеств, важно в эмоционально-поведенческом аспекте: сотрудничество в доброжелательной атмосфере положительно влияет на взаимоотношения агрессивных подростков. Конечный результат художественного творчества повышает самооценку, воспитывает уважение к ценности вложенного труда. Работа с иглой способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, способствующей выработке аккуратного, чёткого письма, полезна при выполнении практических работ на уроках.
- Вышивка бисером.
Бисероплетение, вышивка бисером картин – вид декоративно-прикладного творчества, создающий условия для соединения умственной и практической деятельности учащегося. Данное направление в развитии детей имеет огромное значение: помогает развивать способность работать руками, внимание, память, творческое начало, глазомер, логику, формирующую пространственное воображение. Бисероплетение – это освобождение от тревожного состояния, гнева, появление радости в жизни, поднятие жизненных сил. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
- Аппликация из круп.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Что может быть прекраснее, чем умение создать своими руками маленькое чудо! И это чудо - аппликация!
Аппликация развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание.
- Гобелен.
Искусство ручного ткачества живо, ему можно и нужно учить детей. Дети очень чутко реагируют на прекрасное, обладают неудержимым стремлением к самостоятельному творчеству. Дать им возможность создавать своими руками красивые вещи –это значит не только приобщать их к трудовой деятельности, но и направить ее в сферу познания прекрасного. Процесс изготовления красивых и нужных изделий координирует мозговую деятельность и моторику пальцев, вызывая ощущение уверенности в своих силах и возможностях. Обучение ручному ткачеству способствует формированию у обучающихся определённых знаний, умений и навыков, развитию творческой самостоятельности, индивидуальности каждого ребёнка.
- Батик.
Художественная роспись ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Занятия батиком помогают художественно-эстетическому воспитанию девочек-подростков, их умению выглядеть неповторимо и стильно украсить свой дом эксклюзивными вещами, подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение, получать наслаждение от общения с окружающим миром. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии. Программа «Художественная роспись ткани» способствует развитию творческой личности подростка, ее самореализации и самосовершенствованию.
15.Отчетная выставка.
Подведение итогов. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме того, учащиеся могут высказывать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год. Подготовка итоговой выставки работ учащихся. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. Участие в ежегодном конкурсе детских работ.
Список литературы:
- Энциклопедия «Вышивка шелковыми лентами». Техника. Приемы. Изделия. Москва, «АСТ – Пресс», 2003 год.
- Лучшие техники для любителей вышивки. Самое полное руководство по вышивке. Анна Скотт. Москва. Издательство «Альбом», 2006 год.
- Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
- Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
- Декоративно-прикладное творчество . 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
- Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
- Кузьмина М.А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.
- Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.
- Студия декоративно-прикладного творчества : программы , организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.
- Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 62 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Умные ручки"
Рабочая программа "Умные ручки" является модифицированной и составлена на основе Программы художественного воспитания и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" И.А. Лыковой " . ...
Программа "ОЧумелые ручки"
Программа своевременна и актуальна в рамках ФГОСов, т.к. способствует интеллектуальному развитию детей, их социализации, развивает общекультурные и трудов...
Программа "Очумелые ручки".
Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях кружка начального технического моделирования....
Программа "Умелые ручки"
Направленность программы: прикладное творчество.Новизна и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, творческой и нравственно здоровой личности, р...
Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки».
Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки»....
Программа "Умелые ручки"
Программа «Умелые ручки» направлена на создание условий для формирования творческой личности ребенка, посредством разнообразных видов декоративно-прикладного творчества. Дополнительная образовательная...
Применение проектной деятельности в образовательной программе «Умелые ручки».
Применение проектной деятельности в программе, это возможность балансировать между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков уч...