Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мукасолька»
рабочая программа
Актуальность:
Ещё В.И. Сухомлинский указывал, что ум обучающегося – на кончиках его пальцев. А творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность обучающихся обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, интересом к деятельному контакту с действительностью. Повышение мотивации, развитие эстетического вкуса и художественных способностей для дальнейшей социализации в обществе. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мукасолька» - художественной направленности позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности обучающихся, но и создать условия для развития личности обучающихся, обеспечить эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости. В частности, занятия с солёным тестом расширяют кругозор, способствуют формированию нравственных представлений, воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное. Развивает моторику рук, прививает трудовые умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mukasolka.docx | 36.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет Администрации Третьяковского района Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества"
Принята на педагогическом совете Протокол №______________ от «____»____________20__г. | Утверждена приказом директора ____________ «___________» Приказ №________________ от «____»____________20__г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Мукасолька»
Возраст учащихся: 9 - 16 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор (-ы)-составитель (-и):
Рюмкина Людмила Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
- Приказ комитета администрации Третьяковского района об образовании от 13.10.2014 года №206-а "Об утверждении положения об организации предоставления дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Третьяковского района"
Актуальность:
Ещё В.И. Сухомлинский указывал, что ум обучающегося – на кончиках его пальцев. А творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность обучающихся обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, интересом к деятельному контакту с действительностью. Повышение мотивации, развитие эстетического вкуса и художественных способностей для дальнейшей социализации в обществе. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мукасолька» - художественной направленности позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности обучающихся, но и создать условия для развития личности обучающихся, обеспечить эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости. В частности, занятия с солёным тестом расширяют кругозор, способствуют формированию нравственных представлений, воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное. Развивает моторику рук, прививает трудовые умения и навыки.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
- Тестопластика
Вид ДООП:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов..
Направленность ДООП:
Художественная.
Адресат ДООП:
Программа рассчитана на учащихся 8 - 16 лет.
Срок и объем освоения ДООП:
1 год, 216 педагогических часов, из них:
- «Стартовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
Форма обучения:
Очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
Разновозрастная группа.
Режим занятий:
Предмет | Стартовый уровень |
Вводное занятие | 3 часа в неделю; 3 часа в год. |
Волшебный мир тестопластики | 6 часов в неделю; 210 часов в год. |
Итоговое занятие | 3 часа в неделю; 3 часа в год. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель:
Способствовать развитию творческих способностей обучающихся по средством самовыражения через изготовления изделий из солёного теста.
Задачи:
Личностные:
- Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого обучающегося: фантазию, наблюдательность;
- Развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;
- Развивать положительные эмоции и волевые качества;
- Развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;
- Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- Формировать творческие способности, духовность культуры;
- Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Метапредметные:
- Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;
- Приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,
- Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
- Добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
- Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе;
- Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- Использовать в работе литературу, инструменты, приборы;
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Образовательные (предметные):
- Знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;
- Научить владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; раскрыть истоки народного творчества;
- Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста.
Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень | |
Знать |
|
Уметь |
|
Владеть |
|
1.3. Содержание программы
«Вводное занятие»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 | - |
1.1 | Особенности соленого теста | 3 | 1 | 2 | - |
Итого: | 3 | 1 | 2 |
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
1.1. Особенности соленого теста
Теория:
«Знакомство с волшебством солѐного теста». Знакомство с рецептом солѐного теста и допускаемыми добавками.
Практика:
Технология приготовления солѐного теста, его хранение, окрашивание, условия сушки. Приёмы работы. Санитарно-гигиенические требования при работе с тестом, красками, клеем. Способы работы с шаблонами.
Содержание учебного плана
«Волшебный мир тестопластики»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Волшебный мир тестопластики | 210 | 32 | 178 | |
1.1 | Плоские и объемные изделия из соленого теста | 210 | 32 | 178 |
|
Итого: | 210 | 32 | 178 |
Содержание учебного плана
1. Волшебный мир тестопластики
1.1. Плоские и объемные изделия из соленого теста
Теория:
Технология изготовления работ из соленого теста. Работа с палитрой по получению дополнительных цветов. Солѐное тесто, стеки, картон, краски, кисти. Иллюстративный материал.
Практика:
Выполнение различных работ из соленого теста. Способы лепки: основные элементы и приѐмы лепки, конструктивный, пластический, комбинированный, приѐмы рельефной лепки. Работы с красками по тесту и бумаге: акварель, гуашь, акриловые краски. Работа с палитрой по получению дополнительных цветов.
Содержание учебного плана
«Итоговое занятие»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Итоговое занятия | 3 | 1 | 2 | |
1.1 | Закрепление полученных знаний за год | 3 | 1 | 2 |
|
Итого: | 3 | 1 | 2 |
Содержание учебного плана
1. Итоговое занятия
1.1. Закрепление полученных знаний за год
Теория:
Знания теории по программе, техника безопасности.
Практика:
Выполнение и показ своих знаний на практике
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Позиции | |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 72 |
Продолжительность каникул | 0 |
Даты начала и окончания учебного года | с 15 сентября по 31 мая |
Сроки промежуточной аттестации | февраль |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | май |
2.2. Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика |
Материально-техническое обеспечение |
|
Информационное обеспечение |
|
Кадровое обеспечение |
|
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
- Творческая работа
- Конкурс
- Выставка
2.4. Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала обучающихся |
|
Уровень развития социального опыта обучающихся |
|
Уровень сохранения и укрепления здоровья обучающихся |
|
Уровень теоретической подготовки обучающихся |
|
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами |
|
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) |
|
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
- Словесный
- Наглядный
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- Исследовательский
- Игровой
- Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
- Индивидуальная
- Индивидуально-групповая
- Групповая
- Практическое занятие
- Открытое занятие
- Беседа
- Встреча с интересными людьми
- Выставка
- Гостиная
- Защита проекта
- Игра
- Презентация
- Мастер-класс
- Ярмарка
Педагогические технологии:
- Технология индивидуального обучения
- Технология группового обучения
- Технология коллективного взаимодействия
- Технология дифференцированного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология исследовательской деятельности
- Проектная технология
- Здоровьесберегающая технология
Тип учебного занятия:
Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические материалы:
- Раздаточные материалы
- Инструкции
- образцы изделий
2.6. Список литературы
- Афонькин, С.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей [Текст]: учебное пособие / С. Ю. Афонькин. – М.: Оникс, 2019. – 120 с.
- Лыкова, И.А. Серия книг «Лепка из пластилина» [Текст] / И.А. Лыкова. - М.: «Карапуз» 2015 г.
- «Коллекция идей» №№1-24 (2015 г.) [Текст] / Журнал. - Издательство: КОН-Лига Пресс. Серия: Журнал для нескучной жизни. ISBN: 1681-8415-04011
- Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - М.: Генезис, 2015. - 480 c.
- Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. - 100 c.
- Творческий потенциал ребенка [Электронный ресурс] : сайт «Детская психология, воспитание детей». - Режим доступа: https://www.eti-deti.ru/det-test/80.html
- ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (методика Е.Н.Степановой) [Электронный ресурс]: сайт «Социальная сеть работников образования nsportal.ru». – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2019/02/07/izuchenie-udovletvorennosti-roditeley-rabotoy
- «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких [Электронный ресурс]: сайт «Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschaya-obrazovatelnaya-sreda-i-faktory-prepyatstvuyuschie-ee-sozdaniyu
- Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) [Электронный ресурс] : сайт «МегаЛекции». - Режим доступа: https://megalektsii.ru/s49703t3.html
Экспресс-метод Д. Джонсона [Электронный ресурс] : сайт «ВикиЧтение. - Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/10275
- Альда. Солѐное тесто. - Росмэн - Пресс, 2008 г.
- Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2001.
- Гусева И.В. Солѐное тесто: Лепка и роспись. – СПб: Издательский дом "Литера", 2005.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1998.
- Данкевич Е.В. Лепим из солѐного теста. СПб: Издательский Дом "Кристалл", 2001. 6.Кискальт Изольда. Солѐное тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Кискальт И., Солѐное тесто, М. "Аст - пресс", 2002.
Третьяковский район 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»
quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...