Образовательная программа "Музейное дело"
рабочая программа (10 класс)
Школьный музей является одним из действенных средств развития творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории края, школы, Школьный музей- центр музейно-педагогической работы в школе. Основу музея школы представляют три действующие сменные экспозиции: «Моя малая Родина», «Школа - вчера, сегодня, завтра…», «Мужество». По своему профилю музей является историко-краеведческим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_kursamuzeynoe_delo.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. БИКИНА БИКИНСКОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД Дом детского творчества
Замосковцева О. В.________________
____________20_ г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Музейное дело»
Возраст обучающихся – 16 -17 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель
Веренич Наталья Павловна,
педагог дополнительного образования
г. Бикин
2018
1. Пояснительная записка
- Теоретическое обоснование
- Цель
- Задачи
1.4 Адресат
- Учебно-тематический план
- Содержание
- Диагностика результативности программы
- Условия реализации программы
- Литература
- Приложение
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Музейное дело» является модифицированной и составлена на основе программы к.п.н. Г.Н. Гришковой, доцента факультета педагогики и психологии детства НГПУ АНО «Институт непрерывного образования» (издательство ОмГПУ,- 2007г., 15с).
Музей - исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации по средствам музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных и общественно-воспитательных целях.
Школьный музей является одним из действенных средств развития творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории края, школы, Школьный музей- центр музейно-педагогической работы в школе. Основу музея школы представляют три действующие сменные экспозиции: «Моя малая Родина», «Школа - вчера, сегодня, завтра…», «Мужество». По своему профилю музей является историко-краеведческим.
Цель основания школьного музея:
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся общей культуры личности на основе гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания.
Задачи его развития:
- Создавать условия для развития социально-активной личности, способной к толерантности и состраданию;
- Воспитывать уважительное отношение к культуре коренных жителей Хабаровского края и России, гордости за свою Родину;
- Расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
- Содействовать развитию общественной активности учащихся;
- Способствовать овладению практическими навыками поисково-исследовательской работы;
- Воспитывать у учащихся музейную культуру;
- Формировать гуманистическое мировоззрение подрастающего поколения;
- Углублять знания детей в области истории, культуры народа совей малой родины;
- Популяризация символики России и края;
- Оказывать помощь и содействие классным руководителям и педагогам-предметникам в учебно-воспитательном процессе школы;
- Популяризация работы школьного музея.
Музей организован в школе 09.2016 года на общественных началах на основе систематической работы постоянного актива учащихся, наличия фонда подлинных и научно-вспомогательных материалов. Учредителем музея является МБОУ «СОШ №6 г. Бикина», в которой организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации Собранный материал составляет фонд школьного музея. Учет фонда ведется в инвентарной книге. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения и школьного музея. Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, запрещается. Хранение, описание и порядок официального использования Российского флага, флага Хабаровского края, флага г. Бикина, аудиозаписи Государственного гимна РФ, а также геральдических знаков с изображением гербов России и городов края производится в соответствии с Федеральным конституционными законами «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гимне РФ», «О Государственном гербе РФ».
Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, стоящих перед школой.
Задачи программы:
- Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.
- Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.
- Сформировать научные и профессиональные интересы.
- Воспитать музейную культуру.
Адресность:
Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность). Возраст занимающихся 16-17 лет. Группы – одновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.
Принципы функционирования программы
- Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
- Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
- Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона.
- Принцип коллективности – воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
Актив музея пополняет фонды музея путем организации походов, экскурсий, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; проводит сбор необходимых материалов; изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение; осуществляет создание экспозиций, выставок. Проводит экскурсии для учащихся, родителей, жителей поселка; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.
Функции музея:
- Научно-документальная реализуется в изучении определенных фактов, характеризующих развитие образовательного учреждения. В музее представлены материалы периода основания и развития школы. В основе экспозиций лежат подлинные предметы, документы. Собранный учащимися материал позволил открыть экспозиции «Школа - вчера, сегодня, завтра». «Моя малая Родина», «Мужество». В настоящее время этими материалами пользуются экскурсовод, учителя, при проведении бесед, уроков, выставок, классных часов.
- Охранная функция включает гарантированное хранение культурных ценностей, которые достигаются путем постоянного ухода за ними: правильным размещением в хранилищах, консервацией, реставрацией. Все документы, которые к нам поступают, регистрируются и правильно хранятся. В музейном помещении находятся Российский флаг, а также геральдические знаки с изображением гербов России и городов Хабаровского края в соответствии с Федеральным конституционными законами «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гимне РФ», «О Государственном гербе РФ».
- Исследовательская. Музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Для написания рефератов, докладов, сочинений, сообщений по учебным предметам учащиеся используют материалы музея. В школе проводятся научно-практические конференции учащихся, на которых одна из секций посвящена работе школьного музея. В школе есть традиция проведения Уроков памяти, на которых ребята - исследователи музея выступают с результатами своих исследований.
- Образовательно-воспитательная. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления, способствует развитию детского самоуправления. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию социализации обучающихся. Музей - это место, где ребенок получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому края, города, школы, усваивает этические ценности. Использование символов Государственной власти при проведении школьных торжественных мероприятий создает условия для развития гражданско-патриотического воспитания в школе.
Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения (директор МБОУ СОШ №6 г. Бикина).
Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.
Текущую работу музея осуществляет Совет музея, в состав которого входят педагоги, учащиеся и представители общешкольного родительского комитета. Реализацию программы деятельности музея осуществляет координационный совет в составе: сотрудников архива, экскурсоводов, технических редакторов, корреспондентов, функции которых отражены в программе школьного музея.
В целях оказания помощи музея организован Совет музея из числа родителей и общественности города.
Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, стоящих перед школой. Актив музея пополняет фонды музея путем организации походов, экскурсий, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; проводит сбор необходимых материалов; изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение; осуществляет создание экспозиций, выставок. Проводит экскурсии для учащихся, родителей, жителей города; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе. В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения.
Программа включает:
- изучение истории музееведения в России (Хабаровского края);
- ознакомление с основами музейного дела;
- практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: организационная работа – составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий), поисково- исследовательская работа (сбор информации, материалов для музея, составление и реализация проектов, популяризации музейного дела), рекламно- просветительская деятельность (связь со средствами массовой информации школы, города, края, поддержание связи с музеями РФ через Интернет, создание и пополнение своей Web страницы о музее)
Методы обучения
- Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
- Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
- Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
- Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного и городских музеев для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Данная программа рассчитана на год обучения. Количество детей в группе составляет 15 человек. Время занятий составляет 40 минут, занятия проходят 4 раза в неделю.
Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Программа реализуется в следующих формах:
- мероприятия – беседа, лекция, экскурсия, круглый стол, культпоход;
- творческие дела – участие в конференциях, школьных мероприятиях, оформление экспозиций музея.
Занятия и экскурсии для учащихся проводятся согласно плану работы школьного музея.
Содержание основной работы экспозиции «Моя малая Родина»:
- Обзор литературы, подбор и систематизация материалов из газет и журналов, других источников информации;
- Сбор материала по краеведению: одежда, предметы быта, изделия ДПИ, домашняя утварь.
- Сбор природного материала, оформление гербариев, изготовление поделок из собранного материала.
- Оформление экспозиций: стендов и витражей согласно тематике.
- Разработка и проведение экскурсий по экспозициям.
- Осуществление связи с музеями краеведения посредством посещения музеев (города и района), сотрудничества между активами музеев.
- Оформление фотовыставок на тему «Живи и здравствуй, родной мой край дальневосточный!»
- Организация выставки детских творческих работ по теме: «Тебе, мой край, в минуты вдохновения…»
- Организация поисково-исследовательской работы и отчет о ней.
- Организация встреч и известными людьми края, города и поселка.
- Организация дискуссий, бесед с просмотром видеофильмов об истории края, города, поселка.
- Участие в городских и школьных мероприятиях, направленных на формирование гражданско-патриотической позиции школьников.
Содержание основной работы экспозиции «Школа вчера, сегодня, завтра…»
- Сбор материала: документы, фотографии, грамоты, письма, материалы из газет, журналов, видео-документы.
- Оформление стендов по данной экспозиции.
- Подготовка экскурсоводов.
- Разработка и проведение экскурсий.
- Организация встреч с выпускниками и ветеранами школы.
- Участие в школьных праздниках: «День учителя», «Вечер встречи выпускников», «Юбилейные вечера».
Содержание основной работы экспозиции «Мужество»
- Сбор материалов о ветеранах ВОВ, афганской и чеченской войны – жителях города и района, выпускниках школы.
- Организация встреч с ветеранами афганской и чеченской войны, родными, друзьями, учителями воинов-интернационалистов.
- Оформление экспозиций: стендов и витражей согласно тематике.
- Разработка и проведение экскурсий по экспозициям.
- Осуществление связи с музеями района и края, специализирующихся в данном направлении, сотрудничество с ними.
- Проведение тематических мероприятий по данной тематике (Уроки мужества, День Памяти, выставки детских творческих работ).
- Беседы, дискуссии с просмотром видеофильмов по данной тематике.
- Проведение акций «Никто не забыт, ничто не забыто».
- Организация связи с Советом солдатских матерей г. Бикина.
Условия для реализации программы
Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.
Направленность программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся: 16-17 лет.
2. Учебно-тематическое планирование
1 год обучения
№ | Тема занятия | Теоретическое содержание материала | часы | Содержание практических работ | часы |
1 | Вводное занятие | Режим занятий. Требования к учащимся. Вводный инструктаж. Знакомство с программой обучения. Организация учета экспонатов. Распределение экспонатов по основным темам. Совет музея. Экскурсовод. | 1 1 1 2 | Правила ведения музейной документации. | 4 |
2 | Я – житель Бикина | История моего города. | 2 | Фотовыставка «Виды родного города» Создание экспозиции «Бикин прежде», «Бикин сегодня» Подготовка экскурсий по экспозициям музея. | 6 |
3 | Музейный работник | Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся. Создание киногрупп и редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и память, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества. | 1 1 1 | Ведение музейной документации. Оформление музейных экспозиций. | 6 |
4 | Экспозиция «Школа – вчера, сегодня, завтра» | Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с уставом школы и ее традициями. | 1 1 1 | Сбор информации. Работа над проектами. Пополнение экспозиции. | 8 |
5 | «Гордость школы» | Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними. | 2 3 | Работа над проектами. Пополнение экспозиции «Школа – вчера, сегодня, завтра» | 8 |
6 | Символика г. Бикина | Символика. История символики. История создания герба и флага г. Ноябрьск | 1 1 | Выставка рисунков на тему символики. Пополнение экспозиции «Моя малая родина» | 4 |
7 | История моей семьи в истории города. | Акция – конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи» Открытый урок 30.01.18. «История моей семьи в истории Хабаровского края» (к 85-летию Хаб. края) на основе семьи Цыбак Анны, ученицы 11б класса. | 2 | Экскурсия – лекция «Из семейного альбома». | 1 |
8 | Военная история Бикинского района | Изучение военной истории г. Бикина. Подготовка экскурсии.
| 1 2 | Пополнение экспозиции «Мужество». Тематическая выставка. ( Катков Данил. Военная история моего деда). | 8 |
9 | Встреча с участниками и ветеранами ВОВ. | Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий. | 2 1 4 2 | Фотосессия. «Портрет на фоне…» (портрет ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны). Пополнение экспозиции «Мужество» | 6 |
10 | Чтобы помнили | Ознакомление с экспозицией (выпускники школы, участвующие в военных действиях) | 2 | Сбор информации. Проведение экскурсий. | 10 |
11 | Быт народов Дальнего востока | Изучение материальной культуры края. Жилище. Одежда. Утварь. Открытый урок 30.01.18. «История моей семьи в истории Хабаровского края» (к 85-летию Хаб. края) на основе семьи Цыбак Анны, ученицы 11б класса. | 3 | Пополнение экспозиции «Моя малая родина» проведение экскурсий для учащихся. | 10 |
12 | Растительный и животный мир Хабаровского края | Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Бикинского района. Посещение музея им. Н.Г.Евсеева. Передвижная фотовыставка. | 2 | Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира нашего города. | 6 |
13 | Экология края. | Экологические проблемы нашей малой родины. Пути их решения. | 2 | Фото-акция «Экологические проблемы». Фоторепортажи. Научно-исследовательская проблема. Защита проектов. | 6 |
14 | Музейное сотрудничество. | Посещение музеев Бикинского района и образовательных учреждений. Знакомство с экспозициями. | 4 | Обзорная лекция – экскурсия для гостей из других музеев города. | 2 |
15 | Защита творческих проектов учащихся. | 6 | |||
16 | Итоговое занятие | Итоги работы школьного музея. | 1 | Учет экспонатов и документального фонда школьного музея. | 5 |
ИТОГО | 153ч |
4.Диагностика результативности программы
Ожидаемые результаты:
- Предполагается, что воспитанники научатся самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.
- Разовьют наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление.
- Сформируют широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.
- Сформируют активную гражданскую позицию.
Методы определения результативности
Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде практических заданий.
1. Самостоятельное заполнение:
- книги поступлений;
- акта приемки–сдачи;
- карточки описания поступающих экспонатов
2. Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиций.
3. Разработка и проведение экскурсий.
4. Изучение коллекций школьного музея.
5. Участие в историко-краеведческой конференции учащихся МБОУ СОШ №6 г. Бикина и в районных, окружных научно-практических конференциях.
6. В конце каждого года обучения проведение деловой игры «Создаем музей», создание и защита собственных проектов музейного дела.
Методические комментарии
Раздел № 1. История музейного дела.
Воспитанники должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.
Должны знать: историю коллекционирования в России (первые коллекции Андрея Боголюбского, Ивана Грозного, Бориса Годунова, первые музеи: Кунцкамера Петра Первого, Эрмитаж Екатерины Второй, литературная коллекция графа Мусина-Пушкина, библиотека Н.П. Румянцева, коллекция живописи братьев Третьяковых), первые музеи Хабаровского края, музейного ресурсного центра г. Хабаровска и родного города, их основные коллекции и создателей.
Раздел № 2. Фондовая деятельность в музее.
Воспитанники должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания.
Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с образовательными учреждениям, населением поселка, коллекционерами или другими музеями.
Раздел № 3. Экспозиционная деятельность
Воспитанники должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, этикетка, витрина, диорама.
Должны знать: методы построения экспозиции (систематический, тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж).
Воспитанники должны уметь самостоятельно составить: тематико-экспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс.
Раздел № 4. Экскурсионная деятельность
Воспитанники должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод.
Должны уметь самостоятельно составить и провести экскурсию.
Раздел № 5. Условия реализации
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами основного фонда школьного музея. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности.
В организации занятий по истории музеев используются визуальные средства – видеофильмов по истории, искусству, путешествия по музеям мира.
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.
Оборудование и оформление школьного музея:
Школьный историко-краеведческий музей оборудован выставочными витринами, стеллажами, на которых представлены экспонаты. Кабинет не оснащен выходом в Интернет. Имеется видеопроектор, экран, компьютер, сканер, веб-камера, принтер.
Фонд школьного историко-краеведческого музея на первое сентября 2017 года насчитывает свыше 300 экспонатов, которые собраны с помощью педагогов школы, учащихся и их родителей, жителей района
Фонд включает:
- Альбомы с фотографиями школы, учащихся разных лет;
- Кубки и медали за спортивные и творческие достижения учащихся и педагогов;
- Дипломы и грамоты учащихся и педагогов за спортивные и творческие достижения;
- Предметы символики РФ
- Колекция нагрудных значков;
- Почтовые марки;
- Творческие работы учащихся школы и др.
- Список литературы
Для педагогов:
- Белоусова И.Я. Программа «Музейное дело». Издательство ОмГПУ. 2007г.- 15с.
- Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2010.№5 С 4-6.
- Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 2007. С 89-96.
- Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 2009.
- Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 Барнаул, 2009. С 199-203.
- Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 –летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 2009.С 123-126.
- Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 2009. С 100-123.
- Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 2009.С 204 – 215.
- Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2010. №5.
- Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга.// Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 2009.С 101-103.
- Ясман З.Д. музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды
Для обучающихся:
- Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2010.-265 с.
- Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2012.-520 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поиск путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий) в учебном процессе.Одним из ком...
Программа образовательных учреждений VIII вида по штукатурно-малярному делу (4 класс).
Программа образовательных учреждений VIII вида по штукатурно-малярному делу (4 класс).Пояснительная записка.Настоящая программа предусматривает пропедевтический курс обучения учащихся 4 кл...
Проект длительной образовательной эколого- этнографической игры «Это интересно: делать своими руками и узнавать новое!»
Пояснительная записка Это длительная образовательная игра, технологии которой педагоги школы научились во время командировки в московскую школу №24 и в эколог...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...
Применение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида
В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность ...
Рабочая программа по переплётно – картонажному делу. 8 класс. Образовательная программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В рабочую программу входят следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, требования к уровню подготовки уч-ся, а также список литературы. Также предлагается кал...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...