Образовательная программа "Музейное дело"
рабочая программа (10 класс)

Веренич Наталья Павловна

Школьный музей является одним из действенных средств развития творческой самодеятельности  и  общественной  активности учащихся в процессе сбора,  исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории края, школы, Школьный музей- центр музейно-педагогической работы в школе. Основу музея школы представляют три  действующие сменные экспозиции: «Моя малая Родина», «Школа - вчера, сегодня, завтра…», «Мужество». По своему профилю музей является историко-краеведческим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programa_kursamuzeynoe_delo.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. БИКИНА БИКИНСКОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД Дом детского творчества

Замосковцева О. В.________________

____________20_   г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Музейное дело»

Возраст обучающихся – 16 -17 лет

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель

Веренич Наталья Павловна,

педагог дополнительного образования

г. Бикин

 2018

1.        Пояснительная записка

  1. Теоретическое обоснование
  2. Цель
  3. Задачи

1.4 Адресат

  1. Учебно-тематический план
  2. Содержание
  3. Диагностика результативности  программы
  4. Условия реализации программы
  5. Литература
  6.  Приложение

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Музейное дело» является модифицированной и составлена на основе  программы к.п.н. Г.Н. Гришковой, доцента факультета педагогики и психологии детства НГПУ АНО «Институт непрерывного образования»  (издательство ОмГПУ,- 2007г., 15с).  

Музей - исторически  обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации по средствам музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их  в научных и общественно-воспитательных целях.

Школьный музей является одним из действенных средств развития творческой самодеятельности  и  общественной  активности учащихся в процессе сбора,  исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории края, школы, Школьный музей- центр музейно-педагогической работы в школе. Основу музея школы представляют три  действующие сменные экспозиции: «Моя малая Родина», «Школа - вчера, сегодня, завтра…», «Мужество». По своему профилю музей является историко-краеведческим.

Цель основания школьного музея:
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся общей культуры личности на основе гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания.

Задачи его развития:

  • Создавать условия для развития социально-активной личности, способной к толерантности и состраданию;
  • Воспитывать уважительное отношение к культуре коренных жителей Хабаровского края и России, гордости за свою Родину;
  • Расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
  • Содействовать развитию общественной активности учащихся;
  • Способствовать овладению практическими навыками поисково-исследовательской работы;
  • Воспитывать у учащихся музейную культуру;
  • Формировать гуманистическое мировоззрение подрастающего поколения;
  • Углублять знания детей в области истории, культуры народа совей малой родины;
  • Популяризация символики России и края;
  • Оказывать помощь и содействие классным руководителям и педагогам-предметникам в учебно-воспитательном процессе школы;
  • Популяризация работы школьного музея.

        Музей организован в школе 09.2016 года на общественных началах на основе  систематической  работы  постоянного актива учащихся,  наличия фонда подлинных и научно-вспомогательных материалов. Учредителем музея является МБОУ «СОШ №6 г. Бикина», в которой организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации Собранный материал составляет фонд школьного музея. Учет фонда ведется в инвентарной книге. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный,  создаваемый в процессе работы над экспозицией. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения и школьного музея. Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, запрещается. Хранение, описание и порядок официального использования Российского флага, флага Хабаровского края, флага г. Бикина, аудиозаписи Государственного гимна  РФ, а также геральдических знаков с  изображением гербов России и городов края производится в соответствии с Федеральным конституционными законами «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гимне РФ», «О Государственном гербе РФ».

Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач,  стоящих перед  школой.

Задачи программы:

  1. Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.
  2. Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.
  3. Сформировать научные и профессиональные интересы.
  4. Воспитать музейную культуру.

Адресность:

Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность). Возраст занимающихся 16-17 лет. Группы – одновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.

Принципы функционирования программы

  1. Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
  2. Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
  3. Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона.
  4. Принцип коллективности – воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества. 

 Актив музея пополняет фонды музея путем организации походов, экскурсий, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; проводит сбор необходимых материалов;  изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;  осуществляет создание экспозиций,  выставок.  Проводит экскурсии для учащихся, родителей, жителей поселка; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

Функции музея:

  • Научно-документальная реализуется в изучении определенных фактов, характеризующих развитие образовательного учреждения. В музее представлены материалы периода  основания и развития школы. В основе экспозиций лежат подлинные предметы, документы. Собранный учащимися материал позволил открыть экспозиции «Школа - вчера, сегодня, завтра». «Моя малая Родина», «Мужество». В настоящее время этими материалами пользуются экскурсовод, учителя, при проведении бесед, уроков, выставок, классных часов.
  • Охранная функция включает гарантированное хранение культурных ценностей, которые достигаются путем постоянного ухода за ними: правильным размещением в хранилищах, консервацией, реставрацией. Все документы, которые к нам поступают, регистрируются и правильно хранятся. В музейном помещении находятся Российский флаг, а также геральдические знаки с  изображением гербов России и городов Хабаровского края в соответствии с Федеральным конституционными законами «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гимне РФ», «О Государственном гербе РФ».
  • Исследовательская. Музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Для написания рефератов, докладов, сочинений, сообщений по учебным предметам учащиеся используют материалы музея. В школе проводятся научно-практические конференции учащихся, на которых одна из секций посвящена работе школьного музея. В школе есть традиция проведения Уроков памяти, на которых ребята - исследователи музея выступают с результатами своих исследований.
  • Образовательно-воспитательная. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления,  способствует развитию детского самоуправления. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию социализации обучающихся. Музей - это место, где ребенок получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому края, города, школы, усваивает этические ценности. Использование символов Государственной власти при проведении школьных торжественных мероприятий создает условия для развития гражданско-патриотического воспитания в школе.    

     Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения (директор МБОУ СОШ №6 г. Бикина).

Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.

Текущую работу музея осуществляет Совет музея, в состав которого входят педагоги, учащиеся и представители общешкольного родительского комитета. Реализацию программы деятельности музея осуществляет координационный совет в составе: сотрудников архива, экскурсоводов, технических редакторов, корреспондентов, функции которых отражены в программе школьного музея.

В целях оказания помощи музея организован  Совет музея  из числа родителей и общественности города.

        Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач,  стоящих перед  школой.  Актив музея пополняет фонды музея путем организации походов, экскурсий, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; проводит сбор необходимых материалов;  изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;  осуществляет создание экспозиций,  выставок.  Проводит экскурсии для учащихся, родителей, жителей города; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе. В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения.

Программа включает:

  • изучение истории музееведения в России (Хабаровского края);
  • ознакомление с основами музейного дела;
  • практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: организационная работа – составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий), поисково- исследовательская работа (сбор информации, материалов для музея, составление  и реализация проектов, популяризации музейного дела), рекламно- просветительская деятельность (связь со средствами массовой информации школы, города, края, поддержание связи с музеями РФ через Интернет, создание и пополнение своей Web страницы о музее)

Методы обучения

  1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
  2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций  и выставок музея.
  3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
  4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного и городских музеев для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. 

Данная программа рассчитана на год обучения. Количество детей в группе составляет 15 человек. Время занятий составляет 40 минут, занятия проходят 4 раза в неделю.

Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

Программа реализуется в следующих формах:

  • мероприятия – беседа, лекция, экскурсия, круглый стол, культпоход;
  • творческие дела – участие в конференциях, школьных мероприятиях, оформление экспозиций музея.

Занятия и экскурсии для учащихся  проводятся согласно плану работы школьного музея.

Содержание основной работы экспозиции «Моя малая Родина»:

  • Обзор литературы, подбор и систематизация материалов из газет и журналов, других источников информации;
  • Сбор материала по краеведению: одежда, предметы быта, изделия ДПИ, домашняя утварь.
  • Сбор природного материала, оформление гербариев, изготовление поделок из собранного материала.
  • Оформление экспозиций: стендов и витражей согласно тематике.
  • Разработка и проведение экскурсий по экспозициям.
  • Осуществление связи с музеями краеведения посредством посещения музеев (города и района), сотрудничества между активами музеев.
  • Оформление фотовыставок на тему «Живи и здравствуй, родной мой край дальневосточный!»
  • Организация выставки детских творческих работ по теме: «Тебе, мой край, в минуты вдохновения…»
  • Организация поисково-исследовательской работы и отчет о ней.
  • Организация встреч и известными людьми края, города и поселка.
  • Организация дискуссий, бесед с просмотром видеофильмов об истории края, города, поселка.
  • Участие в городских и школьных мероприятиях, направленных на формирование гражданско-патриотической  позиции  школьников.

Содержание основной работы экспозиции «Школа вчера, сегодня, завтра…»

  • Сбор материала: документы, фотографии, грамоты, письма, материалы из газет, журналов, видео-документы.
  • Оформление стендов по данной экспозиции.
  • Подготовка экскурсоводов.
  • Разработка и проведение экскурсий.
  • Организация встреч с выпускниками и ветеранами школы.
  • Участие в школьных праздниках: «День учителя», «Вечер встречи выпускников», «Юбилейные вечера».

Содержание основной работы экспозиции «Мужество»

  • Сбор материалов о ветеранах ВОВ, афганской и чеченской войны – жителях города и района, выпускниках школы.
  • Организация встреч с ветеранами афганской и чеченской войны, родными, друзьями, учителями воинов-интернационалистов.
  • Оформление экспозиций: стендов и витражей согласно тематике.
  • Разработка и проведение экскурсий по экспозициям.
  • Осуществление связи с музеями района и края, специализирующихся в данном направлении, сотрудничество с ними.
  • Проведение  тематических мероприятий по данной тематике (Уроки мужества, День Памяти, выставки детских творческих работ).
  • Беседы, дискуссии с просмотром видеофильмов по данной тематике.
  • Проведение акций «Никто не забыт, ничто не забыто».
  • Организация связи с Советом солдатских матерей г. Бикина.

Условия для реализации программы

Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.

Направленность программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся: 16-17 лет.

2. Учебно-тематическое  планирование      

1 год обучения

Тема занятия

Теоретическое содержание материала

часы

Содержание практических работ

часы

1

Вводное занятие

Режим занятий. Требования к учащимся. Вводный инструктаж. Знакомство с программой обучения. Организация учета экспонатов. Распределение экспонатов по основным темам. Совет музея. Экскурсовод.

1

1

1

2

Правила ведения музейной документации.

4

2

Я – житель Бикина

История моего города.

2

Фотовыставка «Виды родного города»

Создание экспозиции «Бикин прежде», «Бикин сегодня»

Подготовка экскурсий по экспозициям музея.

6

3

Музейный работник

Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся. Создание киногрупп и редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и память, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.

1

1

1

Ведение музейной документации. Оформление музейных экспозиций.

6

4

Экспозиция «Школа – вчера, сегодня, завтра»

Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с уставом школы и ее традициями.  

1

1

1

Сбор информации. Работа над проектами.

Пополнение экспозиции.

8

5

«Гордость школы»

Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними.

2

3

Работа над проектами.

Пополнение экспозиции «Школа – вчера, сегодня, завтра»

8

6

Символика г. Бикина

Символика. История символики. История создания герба и флага г. Ноябрьск

1

1

Выставка рисунков на тему символики. Пополнение экспозиции «Моя малая родина»

4

7

История моей семьи в истории города.

Акция – конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи» Открытый урок 30.01.18. «История моей семьи в истории Хабаровского края» (к 85-летию Хаб. края) на основе семьи Цыбак Анны, ученицы 11б класса.

2

Экскурсия – лекция    «Из семейного альбома».

1

8

Военная история Бикинского района

Изучение военной истории г. Бикина. Подготовка экскурсии.

 

1

2

Пополнение экспозиции «Мужество». Тематическая выставка.

( Катков Данил. Военная история моего деда).

8

9

Встреча с участниками и ветеранами ВОВ.

Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий.

2

1

4

2

Фотосессия. «Портрет на фоне…» (портрет ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны). Пополнение экспозиции «Мужество»

6

10

Чтобы помнили

Ознакомление с экспозицией (выпускники школы, участвующие в военных действиях)

2

Сбор информации. Проведение экскурсий.

10

11

Быт народов Дальнего востока

Изучение материальной культуры края. Жилище. Одежда. Утварь.

Открытый урок 30.01.18. «История моей семьи в истории Хабаровского края» (к 85-летию Хаб. края) на основе семьи Цыбак Анны, ученицы 11б класса.

3

Пополнение экспозиции «Моя малая родина» проведение экскурсий для учащихся.

10

12

Растительный и животный мир  Хабаровского края

Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Бикинского  района.

Посещение музея им. Н.Г.Евсеева. Передвижная фотовыставка.

2

Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира нашего города.

6

13

Экология края.

Экологические проблемы нашей малой родины. Пути их решения.

2

Фото-акция «Экологические проблемы». Фоторепортажи. Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.

6

14

Музейное сотрудничество.

Посещение музеев Бикинского района и  образовательных учреждений. Знакомство с экспозициями.

4

Обзорная лекция – экскурсия для гостей из других музеев города.

2

15

Защита творческих проектов учащихся.

6

16

Итоговое занятие

Итоги работы школьного музея.

1

Учет экспонатов и документального фонда школьного музея.

5

ИТОГО

153ч

4.Диагностика результативности программы

Ожидаемые результаты:

  1. Предполагается, что воспитанники научатся самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.
  2. Разовьют наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление.
  3. Сформируют широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.
  4. Сформируют активную гражданскую позицию.

Методы определения результативности

Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде практических заданий.

1. Самостоятельное заполнение:

  • книги поступлений;
  • акта приемки–сдачи;
  • карточки описания поступающих экспонатов

2. Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиций.

3. Разработка и проведение экскурсий.

4. Изучение коллекций школьного музея.

5. Участие в историко-краеведческой конференции учащихся МБОУ СОШ №6 г. Бикина и в районных, окружных научно-практических конференциях.

6. В конце каждого года  обучения  проведение деловой игры «Создаем музей», создание и защита собственных проектов музейного дела.

Методические комментарии

Раздел № 1.  История музейного дела.

Воспитанники должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.

Должны знать: историю коллекционирования в России (первые коллекции Андрея Боголюбского, Ивана Грозного, Бориса Годунова, первые музеи: Кунцкамера Петра Первого, Эрмитаж Екатерины Второй, литературная коллекция графа Мусина-Пушкина, библиотека Н.П. Румянцева, коллекция живописи братьев Третьяковых), первые музеи Хабаровского края, музейного ресурсного центра г. Хабаровска и родного города, их основные  коллекции и создателей.

Раздел № 2.  Фондовая деятельность в музее.

Воспитанники должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания.

Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с образовательными учреждениям,  населением поселка, коллекционерами или другими музеями.

Раздел № 3.  Экспозиционная деятельность

Воспитанники должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, этикетка, витрина, диорама.

Должны знать: методы построения экспозиции (систематический, тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж).

Воспитанники должны уметь самостоятельно составить: тематико-экспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс.

Раздел № 4.  Экскурсионная деятельность

Воспитанники должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод.

 Должны уметь самостоятельно составить и провести экскурсию.

Раздел № 5.   Условия реализации

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

    Программа обеспечена наглядным материалом  - музейными предметами основного фонда школьного музея. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы с  которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности.

    В организации занятий по истории музеев используются визуальные средства – видеофильмов по истории, искусству, путешествия по музеям мира.

    Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.

Оборудование и оформление школьного музея:

Школьный историко-краеведческий музей оборудован выставочными витринами,  стеллажами, на которых представлены экспонаты. Кабинет не оснащен выходом в Интернет. Имеется видеопроектор, экран, компьютер, сканер, веб-камера, принтер.

Фонд школьного историко-краеведческого музея на первое сентября 2017 года насчитывает  свыше 300 экспонатов, которые собраны с помощью педагогов школы, учащихся и их родителей, жителей района

Фонд включает:

  1. Альбомы с фотографиями школы, учащихся разных лет;
  2. Кубки и медали за спортивные и творческие достижения учащихся и педагогов;
  3. Дипломы и грамоты учащихся и педагогов за спортивные и творческие достижения;
  4. Предметы символики РФ
  5. Колекция нагрудных значков;
  6. Почтовые марки;
  7. Творческие работы учащихся школы и др.

  1. Список литературы

Для педагогов:

  1. Белоусова И.Я. Программа «Музейное дело». Издательство ОмГПУ. 2007г.- 15с.
  2. Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2010.№5 С 4-6.
  3. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 2007. С 89-96.
  4. Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 2009.
  5. Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3  Барнаул, 2009. С 199-203.
  6. Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 –летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 2009.С 123-126.
  7. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 2009. С 100-123.
  8. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 2009.С 204 – 215.
  9. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2010. №5.
  10. Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга.// Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 2009.С 101-103.
  11. Ясман З.Д. музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды

Для обучающихся:

  1. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2010.-265 с.
  2. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2012.-520 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поиск  путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий)  в учебном процессе.Одним из ком...

Программа образовательных учреждений VIII вида по штукатурно-малярному делу (4 класс).

Программа образовательных учреждений VIII вида по штукатурно-малярному делу (4 класс).Пояснительная  записка.Настоящая программа предусматривает пропедевтический курс обучения учащихся 4 кл...

Проект длительной образовательной эколого- этнографической игры «Это интересно: делать своими руками и узнавать новое!»

Пояснительная записка     Это длительная образовательная игра, технологии которой педагоги  школы научились во время командировки в   московскую школу №24 и в эколог...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...

Применение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида

    В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность ...

Рабочая программа по переплётно – картонажному делу. 8 класс. Образовательная программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В рабочую программу входят следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, требования к уровню подготовки уч-ся, а также список литературы.  Также предлагается кал...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...