Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лоскутный мир" стартовый уровень 72 часа
рабочая программа

Пьянкова Галина Васильевна

Программа «Лоскутный мир» знакомит детей с необычной техникой декоративно-прикладного творчества Японской техникой «Кинусайга». Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_loskutnyy_mir_startovyy_uroven.docx172.15 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Zver\Pictures\img495.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕО БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принята на заседании     Педагогического совета                                    

протокол №_____

от «___»________ 201__г.

     «Утверждаю»

    Директор МБОУ ДО ЦТ «Мастер»

   _______________В.А. Баженова

     приказ №___ -О от«___»___20__г.

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ЛОСКУТНЫЙ МИР»

(Кинусайга)

Стартовый уровень

Возраст учащихся: 10-12 лет

Срок реализации: 72 часа

        

        

Разработчик: Пьянкова Галина Васильевна,

        педагог дополнительного образования

Приполярный, 2019

Паспорт программы

1.

Полное название программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Лоскутный мир»

2.

Основание для

разработки программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (проект).

3.

Автор-разработчик программы

Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

4.

Руководитель программы

Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

5.

Рецензенты программы

-

6.

Организация заявитель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Мастер»

7.

Адрес организации

628158, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район, сп.  Приполярный, 2 микрорайон, дом 2а, корпус 2. cdtmaster@yandex.ru

8.

Тип программы

Общеобразовательная общеразвивающая

9.

Направленность программы

художественная

10.

Год разработки программы

2017

11.

Год последней корректировки программы

2019

12.

Уровень освоения программы

стартовый

13.

Форма реализации программы

групповая

14.

Целевые группы

обучающиеся 10-12лет

15.

Сроки реализации программы

 1 год

16.

Цель программы

Общекультурное воспитание обучающихся через формирование практических умений работы в технике «Кинусайга» - «лоскутного шитья без иглы», развитие творческих способностей обучающихся в процессе её освоения.

17.

Краткое содержание программы

Программа «Лоскутный мир» знакомит детей с необычной техникой декоративно-прикладного творчества Японской техникой «Кинусайга». Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, творческие способности.

18.

Ожидаемые результаты

Знание видов ручного рукоделия и приемов выполнения творческих работ в технике «Кинусайга», развитие природных задатков, творческого потенциала, фантазии и наблюдательности, развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения, развитие мелкой моторики рук и глазомера, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Сухомлинский В.А

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лоскутный мир» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Программа «Лоскутный мир» имеет художественную направленность[1], является стартовым уровнем[2], что способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Страна восходящего солнца – Япония, подарила всему миру известные Чудеса как оригами, темари, икебана, бонсай, аниме, айкидо и многое другое. Жители страны восходящего солнца -  тонкие ценители красоты во всех направлениях. Они известны также своим бережным отношением ко всему, что их окружает.  В том числе часто и мастерски переделывают старые вещи в новые.  Кусочки кимоно они не выбрасывают, а превращают в удивительные картины. Так в 1987 году родилась техника «Кинусайга» - это особая лоскутная аппликация из старых кимоно. Переделывают японцы настолько мастерски, что работы смотрятся не как соединение разнородных лоскутков, а как вполне реалистичная картина или даже фотография! Чаще всего изображены пейзажи, части домов и цветы. «Кинусайга» напоминает одновременно много рукодельных техник: лоскутное шитье, батик, роспись, мозаику, аппликацию. В европейском варианте искусство «Кинусайга» носит более прикладной характер. У нас его называют «Пэчворк без иголки», потому что используют не только для «живописных» картин и красочных панно, но и для декорирования различных предметов обихода.

Актуальность программы «Лоскутный мир» в образовательной деятельности в первую очередь, конечно, связана с возможностью использования её как средство развития мелкой моторики рук, представления, воображения, мышления.  Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, творческие способности. Обучающиеся учатся оперировать палитрой цветов, сочетать их между собой. Практические работы, связанные с обработкой ткани, развивают глазомер. Качество работ из ткани во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, разметки.

Особенность программы - большое значение приобретает соблюдение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособления и материалам. В процессе занятий по рукоделию обучающиеся закрепляют навыки работы с ножницами, стеком, ножом для резьбы по дереву.  Дети работая   в технике «Кинусайга», практически не утомляются, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени отведенного для деятельности.   Чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточен, тем продуктивнее его труд и необычнее результат.  

Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи обучающихся. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации обучающихся. Овладение содержанием программы  «Лоскутный мир» не только обогатит их духовно, но и даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты обучающихся, входящих в мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.

Программа предусматривает работу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории обучающегося и медицинским допуском (разрешением врача)[3].

Программа адресована детям с 10 до 12 лет.

Срок реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев), 36 недель, 72 часа.

Цель программы - общекультурное воспитание обучающихся через формирование практических умений работы в технике «Кинусайга» - «лоскутного шитья без иглы», развитие творческих способностей обучающихся в процессе её освоения.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство с разнообразными видами ручного рукоделия, техникой «Кинусайга»;
  • учить приемам выполнения техники «Кинусайга»;
  • формирование технических умений и навыков в работе с тканью, разнообразными инструментами, материалами (ножницы, стеки, клей, пенопласт);
  • формирование интереса к творческой деятельности, художественного вкуса, эстетического восприятия формы, цвета;
  • формировать представления о ритме рисунка, умение в простейших случаях видеть и составлять ряд закономерно чередующихся предметов, фигур, узоров.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка, фантазию, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях чувство аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Условия реализации программы -  в творческое объединение принимаются все желающие девочки и мальчики, не имеющие специальных навыков и умений. Форма организации деятельности – групповая, минимальное количество обучающихся в одной группе 3 человека, максимальное – 10. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа согласно расписанию и соответствует с требованиям СанПин 2.4.4.3172-14[4].

Данную программу реализует специалист, педагог дополнительного образования, хорошо владеющий многообразием техник, приемов лоскутного шитья, изготовления различных изделий в технике Кинусайга, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  • Принцип последовательности.  Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы усваивали знания постепенно.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у обучающихся желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  • Принцип личностно-ориентированного общения.  В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Занятия по программе сочетают в себе теоретические (знакомство с историей появления и развития в современном мире Японской техники «Кинусайга») и практические занятия (подготовка основы, создание эскиза, выполнение творческой работы а данной технике), а так же итоговые занятия (участие в конкурсах различного характера и выставках художественно-прикладного творчества).

Одним из непременных условий успешной реализации программы является разнообразие форм занятий, способствующие развитию творческих возможностей обучающихся.

Формы

Описание 

Теоретические занятия

Обобщающие теоретические занятия по темам, дающим представления об основных особенностях Японской технике «Кинусайга».

Практические занятия

Отработка практических навыков, умение подготавливать основу для будущей работы, подбор лоскутков, выполнение панно, картины и других творческих работ, применение декоративных элементов, умение оформлять готовую работу.

Индивидуальные занятия

Учитывая принцип учёта индивидуальных особенностей детей, каждому ребёнку требуются индивидуальные занятия по основам выполнения творческих работ в технике «Кинусайга». Это необходимо для выравнивания возможностей детей.

Коллективное занятие

В процессе подготовки и выполнения коллективной композиции, обучающиеся работают все вместе, не разделяя обязанностей.

Конкурсы, выставки

Участие в конкурсах различного характера. Организация выставки обучающихся данного творческого объединения.

Для успешной работы объединения, формирования опыта социального взаимодействия обучающихся необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями и привлечение их к активному участию в жизни коллектива.

Формы

Описание

Родительское собрание

Информация для родителей о текущих делах объединения, обсуждение, планирование работы, конкурсная деятельность.

День открытых дверей

Это демонстрация полученных навыков родителям (законным представителям), коллегам, обучающимся из других творческих объединений.

Дистанционное общение

Информирование родителей о содержании творческой деятельности, конкурсах через социальную сеть ВКонтакте, сайт ОУ.

Массовые мероприятия

Привлечение родителей к участию в акциях и мероприятиях, организованных ОУ (спортивный праздник, акция, субботник и пр.)

Программа «Лоскутный мир» реализуется с использованием педагогических технологий:

  • Информационно-коммуникативная технология – способствует улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникативным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
  • Личностно-ориентированная – является развитие личности обучающегося, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации обучающегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира».
  • Здоровьесберегающие технологии - включает взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья обучающегося на всех этапах его обучения и развития.
  • Технологии коллективного творчества - раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
  • Технология мастерских - предполагает такую организацию процесса обучения, при которой педагог – мастер вводит своих обучающихся в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой обучающийся может проявить себя как творец.

Планируемые результаты - одна из форм стимулирования обучающихся к занятиям – это участие в различных конкурсах, изготовление подарков и сувениров к праздничным дням календаря, организация выставок. Все работы детей являются экспонатами итоговой выставки, так как каждый по-своему может выразить яркость, оригинальность и красоту композиционного решения. При оценивании творческих работ учитывается содержание работы, качество выполнения, выразительность, степень оригинальности творческого замысла. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивации к самостоятельной работе.

Программа «Лоскутный мир» направлена на развитие творческого потенциала ребенка, на достижение им прогнозируемого уровня образованности и воспитанности.

Форма оценки результата обучающегося очень важна. Она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. Главное – побудить каждого ребенка к сознательному самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития. По итогам выставки и результатам конкурсов обучающимся вручаются грамоты и дипломы.

В результате обучения по этой программе обучающиеся приобретут:

Личностные результаты:

  • развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • формирование способности работать руками, выработаны точные движения пальцев;
  • развитие природных задатков, творческого потенциала, фантазии и наблюдательности.

Предметные результаты:

  • знание разнообразных видов ручного рукоделия, техники «Кинусайга»;
  • умение пользоваться основными приемами техники «Кинусайга»;
  • сформированы умения и навыки работы с тканью, разнообразными инструментами, материалами;
  • сформирован устойчивый интерес к творческой деятельности, художественного вкуса, эстетического восприятия формы и цвета;
  • имеют представление о ритме рисунка, умеют в простейших случаях видеть составлять ряд закономерно – чередующихся предметов фигур, узоров.

Метапредметные результаты:

  • умение быть аккуратными, умение бережно и экономично использовать материал, содержать рабочее место в порядке;
  • развитие внутренней свободы ребенка, способность к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства и уважения;
  • развитие потребности к творческому труду, развитие стремления преодолевать трудности, и добиваться успеха в поставленных целях.

Для успешного результата в освоении программы «Лоскутный мир» необходимы техническое оснащение  и материалы:

  • пенопластовые заготовки;
  • разнообразные лоскутки ткани;
  • ножницы для разрезания ткани;
  • клей ПВА, которым ткань будет приклеиваться к поверхности пенопласта;
  • карандаш для нанесения рисунка;
  • ножи для резьбы по дереву;
  • стек (или любой похожий инструмент) для заправления краев ткани в прорези.

Оборудование:

  • столы;
  • стулья;
  • проектор и экран.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 

№ пп

Название разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации

(Контроля)

по разделам

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

Устный опрос

2.

Что такое Кинусайга?

6

2

4

 Практическая работа. Эскиз

3.

Создания работ в плоской технике Кинусайга.

24

8

16

Творческая работа

4.

Использование объемных элементов в технике Кинусайга.

24

8

16

Творческая работа

5.

Цикл творческих работ  на свободную тему (в плоской технике или с использованием объемных элементов)

14

4

10

Творческая работа

6.

Подведение итогов.

2

2

Тестирование. Итоговая выставка

Итого

72

24

48

Содержание учебно план

Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности (2 часа).

Тема 1. Знакомство.

Теория: Знакомство с правилами техники безопасности. Ознакомление обучающихся с режимом работы, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Практика: Знакомство с детьми ―Круг общения.

Раздел 2. Что такое Кинусайга? (6 часов).

Тема 1. История возникновения ткани. Свойства ткани. Разнообразие ткани, ее виды.

Теория: Историей возникновения техники Кинусайга. Познакомить   со свойствами ткани. Рассказать о видах ткани и уместности ее применения для конкретной поделки.

Практика: Знакомство с видами ткани и её свойствами.

Тема 2. Подготовка эскиза композиции.

Теория: Правила работы с тканью, правила разметки шаблонов. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Практика: Самостоятельная разметка деталей и вырезание шаблонов.

Раздел 3. Создания работ в плоской технике Кинусайга. (24 часов)

Тема 1. Изготовление панно «Котята»

Теория: Знакомство с плоской техникой Кинусайга. Правила выполнения поделки в нетрадиционной аппликативной технике.

Практика: Создание эскиза. Выполнение основных этапов по подготовке основы (пенопласта). Выполнение творческой работы тканью.

Тема 2. Изготовление панно «Матрёшки»

Теория: Закрепить навыки изготовления поделок в плоской технике Кинусайга.  Использование дополнительных материалов декорирования и составления композиции.

Практика: Самостоятельное изготовление панно, декорирование изделия.

Тема 3. Коллективная работа. Изготовление елочных игрушек в стиле «Кинусайга».

Теория: Понятие «Коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Знакомство с пенопластовыми заготовками: шор, конус, колокольчик, кольцо и т.д.

Практика: Изготовление елочных игрушек в стиле Кинусайга.

Тема 4. Подарок маме на 8 марта. Оформление фоторамки.

Теория: Знакомство с примерами оформления фото рамки в стиле Кинусайга. Просмотр презентации «Фоторамка». Формы фоторамок.

Практика: Разработка дизайна фоторамки, эскиз. Выполнение заготовок. Оформление фоторамки тканью.

Раздел 4. Использование объемных элементов в технике Кинусайга. (24 часов)

Тема 1. Изготовление новогодней композиции.

Теория: Применение формы в композициях. Способы и правила её составления. Применение объемных элементов.

Практика: Изготовление новогодней композиции с объемными элементами.

Тема 2. Тематическая композиция «Защитник отечества»

Теория: Знакомство с приемами оформления праздничных картин. Контролировать выполнение необходимых заготовок для картины.

Практика: Разработка дизайна своей картины. Выполнение заготовки и изготовление подарка.

Тема 3. Изготовление панно «День победы»

Теория: Просмотр документального кино о ВОВ.

Практика: Работа над эскизом. Выполнение творческой работы на военную тему.

Раздел 5. Цикл творческих работ на свободную тему (в плоской технике или с использованием объемных элементов) (14 часов)

Тема 1. «Весна на пороге»

Практика: Выполнение эскиза и заготовки. Выполнение творческих работ на весеннюю тему.

Тема 2. Коллективная работа. Композиция из цветов. Панно в технике Кинусайга

Теория: Познакомить с новым понятие «композиция», способами и правилами ее составления.

Практика: Коллективная работа. Композиция из цветов.

Раздел 7. Подведение итогов (2 часа)

Тема 1. Оформление выставки творческих работ

Практика: Тестирование. Оформление работ для выставки. Оформление выставки.

Календарный учебный график на 2019- 2020 учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

09.09.2019

24.05.2019

36

72 часа

1 раза в неделю по два академических часа

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Система контроля результативности. Текущий контроль проводится в конце каждого занятия методом наблюдения за правильным выполнение работы. Помогает выявить ошибки обучающихся и найти способы их устранения. Тематический контроль проводится в виде устного опроса после каждой пройденной темы. Итоговая аттестация осуществляется в конце учебного года в виде итоговой выставке творческих работ.  Так же большое значение в подведении итогов является участие в различных выставках, конкурсах к праздничным дням календаря.

Весь процесс должен быть творческий и исследовательский, который носит воспитательный характер. Выполненные изделия должны иметь яркий национальный колорит; художественную ценность и качество исполнения; отвечать функциональным и эстетическим требованиям; быть общественно полезными.

Показатели результативности:

  • позитивная динамика познавательного интереса;
  • накопление детьми опыта и социальных установок;
  • удовлетворенность всех обучающихся;
  • положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества педагога и ребенка.

Вид контроля

Время проведения контроля

Цель проведения контроля

Формы и средства выявления результата

Формы фиксации и предъявления результата

Первичный

Сентябрь

Определение ручной умелости у детей

Мониторинг ручной умелости (Приложение № 1)

Свободная таблица

Текущий

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения учебного материала и к готовности нового материала.

Наблюдение. (Приложение №2)

Творческие работы, выставки.

Таблица результативности

Промежуточный

Декабрь-январь

Оценка уровня и качества усвоения изученного материала обучающимися программы по итогам полугодия

 Тестирование качества усвоения по изученного материала по итогам полугодия

 (Приложение №3)

Тест

Итоговый

Май

Определение степени усвоения материала по итогам года.

Диагностика выявления степени усвоения учебного материала  (Приложение № 4)

Творческие выставки.

Таблица оценивания результатов итоговой аттестации.

Выставка творческих работ.

Реализация программного содержания осуществляется через работу с детьми в двух направлениях – усвоение теоретических знаний (определение целей и задач, раскрытие основной темы занятия, которое проходит в форме бесед, лекций и рассказов) и формирование практических навыков (работа с материалами и инструментами, изготовление поделок и композиции). Организация занятий проходит в форме рационального сочетания группового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми. Программа способствует нарабатыванию практических навык и совершенствованию качественного выполнения работ, повышению их профессионального опыта.

Для успешной реализации программы «Лоскутный мир» используются различные методы обучения:

Словесный - объяснение, рассказ, беседа.

Наглядный – демонстрация заготовок и готовых работ, показ презентаций.

Проектный – создание творческой работы на определенную тему.

Диагностические – диагностика усвоения учебного материала, выявление динамики роста знаний, умений и навыков способом опроса, тестирования наблюдения, заполнение таблицы результативности.

     

Информационные источники

  1. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Москва, 2009.
  2. Агишева Т.А. Подарки своими руками. Ярославль. Академия развития, 2008.
  3. Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.
  4. Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева.  –  М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)
  5. Страунинг  А.  М.  Развитие  творческого  воображения  на  занятиях  по изобразительной деятельности”.- М., - 2008
  6. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности. - М., - 2008.
  7. Журнал «Делаем сами». Учредитель и издатель-ООО. Издательский дом «Толока»,2012г.
  8. Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства». М.: Учебная литература, 2007г.
  9. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. «Твори. Выдумывай. Пробуй». Самара: Корп. Федоров,2004г.
  10. Интернет-ресурс:http://stranamasterov.ru
  11. Выгонов В.В. «Технология лоскутного шитья». Издательство «Экзамен» 2014г.
  12. Журнал «Чудесные мгновения. Пэчворк на пенопласте» №9-10, 2009г.

Для обучающихся:

  1. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками.  - М.,-  2000.
  2. Джен Кренц Секреты мастерства.  Мотивы ромбов в квилте. Издательство Ниола – пресс 2007г.
  3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. -  М.,  - 2005.
  4. Таран   Р.Ф. Лоскутная фантазия.  Художественная аппликация.  АСТ Сталкер 2007г.

Для родителей:

  1. Журнал «Делаем сами». Учредитель и издатель-ООО. Издательский дом «Толока»,2012г.
  1. Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева.  –  М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)
  2. Таран   Р.Ф. Лоскутная фантазия.  Художественная аппликация.  АСТ Сталкер 2007г.

   

Приложение № 1 к

ДООП «Лоскутный мир» (стартовый уровень)

Мониторинг ручной умелости

ФИО ребенка

Соблюдение правил техники безопасности

Умение правильно вырезать ножницами.

Срисовывание образца

Выполнение графического диктанта

Умение ориентироваться в пространстве

баллы %

Оценки уровня овладения ребёнком необходимых навыков и умениями по образовательным областям.

3 балла – полностью соответствует критерию

2 балла - частично соответствует критерию

1 балл – не соответствует критерию

       Приложение № 2 к

ДООП «Лоскутный мир» (стартовый уровень)

Критерии

Знания, умения, навыки

Результат освоения материала

1.

  1. Использование в работе приемов техники безопасности.

Не знает (0 баллов)

Знает частично (1 балл)

Знает все приемы (2 балла)

Знает все приемы и все применяет (3 балла)

2.

  1. Освоение технологических навыков.

Плохо осваивает (0 баллов)

Повторяет по образцу с 2-мя ошибками (1 балл)

Повторяет по образцу с 1-ой ошибкой (2 балла)

Выполняет самостоятельно (3 балла)

3.

  1. Проявление творческих способностей.

Выполняет работу без интереса (0 баллов)

Выполняет работу, прислушиваясь к педагогу (1балл)

Выполняет работу, прислушиваясь к педагогу (2 балла)

Хочет выполнять выставочные работы (3 балла)

4.

  1. Развитие коммуникативных навыков.

Работает один по указанию педагога (0 баллов)

Работает в паре (1 балл)

Работает в коллективе, хорошо общается в объединении (2 балла)

Имеет лидерские качества, умеет объяснять и добиваться результатов (3 балла)

Итого баллов:

Способы определения результативности строятся на основе задач и определяются баллами от 0 до 3.

Приложение № 3 к

ДООП «Лоскутный мир» (стартовый уровень)

Итоговое тестирование за полугодие

  1. Кинусайга- это разновидность любительского искусства, создание художественных изделий из разноцветных кусочков ткани:

А) края которых заправляют специальным инструментом в прорезанные бороздки на досочке, создавая картины.

Б) которые сшиваются между собой в единый рисунок.

  1. Искусство Кинусайга пришло к нам из:

А) Китая

Б) Японии

В) Индии

  1. Набор инструментов, необходимых для выполнения техники Кинусайга:

А) Рулетка, фломастеры, скотч, ткань, ножницы

Б) Иголка, нитки, ткань, ножницы, стек, клей

В) Ножницы, стек, ткань, пеноплекс, канцелярский нож

  1. Как давно придумано рукоделие Кинусайга?

А) Недавно, в XX веке.

Б) В Древней Японии

  1. Выберите вариант, где указаны только теплые цвета:

А) красный, синий, желтый, голубой

Б) желтый, оранжевый, красный

В) фиолетовый, зеленый, синий, серый.

  1. Из перечисленных цветов выбери и обведи три основных цвета:

 Зелёный, красный, жёлтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый.

  1. Перед тем, как начать картину художник должен объединить все увиденное им в одно целое, подобрать правильный формат полотна, красиво разместить объекты на листе.

       Есть 2 основных формата: вертикальный и горизонтальный.

       Выберите горизонтальный.

      А)

      Б)  

     

Приложение № 4 к

ДООП «Лоскутный мир» (стартовый уровень)

Порядок оценивания результатов итоговой аттестации.

ФИО обучающегося

Показатели по разделам

Что такое Кинусайга?

Изготовление панно

Творческие работы на новогоднюю тему

Сделай подарок своими руками

Цикл творческих работ

1.

Критерии оценки:

В - высокий уровень.

С - средний уровень

Н - низкий уровень

Для определения качества усвоения знаний обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Лоскутный мир» используется система оценок:

Высокий уровень - творческое применение полученных знаний на практике, умение находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций, самостоятельно экспериментировать, исследовать, успешное освоение обучающимися более 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации.

Средний уровень - выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма (измерять, объяснять, сравнивать, соблюдать правила). Успешное освоение обучающимися от 50% до 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации. Низкий уровень - воспроизведение и запоминание (показывать, называть, давать определения, формулировать правила). Успешное освоение обучающимися менее 50% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации.

Приложение № 5 к

ДООП «Лоскутный мир» (стартовый уровень)

Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год

пп

Дата

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

11.09.19

Вводное занятие.  Знакомство с правилами техники безопасности. Ознакомление обучающихся с режимом работы, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

2

2

18.09.19

История возникновения ткани. Свойства ткани. Разнообразие ткани, ее виды. Познакомить   со свойствами ткани. Рассказать о видах ткани и уместности ее применения для конкретной поделки. Знакомство с видами ткани и её свойствами.

1

1

2

25.09.19

Что такое Кинусайга? Историей возникновения японской техники Кинусайга.

0,5

1,5

2

02.10.19

Подготовка эскиза композиции. Правилами работы с тканью, правила разметки шаблонов. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. Самостоятельная разметка детали и вырезание шаблона.

0,5

1,5

2

09.10.19

Знакомство с плоской техникой Кинусайга. Правила выполнения поделки в нетрадиционной аппликативной технике. Работа над эскизом.

1

1

2

16.10.19

Выполнение творческой работы панно «Котята».

0,5

1,5

2

23.10.19

Выполнение творческой работы панно «Котята».

0,5

1,5

2

30.10.19

Закрепить навыки изготовления поделок в технике Кинусайга.  Использование дополнительных материалов декорирования и составления композиции

1

1

2

06.11.19

Самостоятельное изготовление панно «Матрешка».

0,5

1,5

2

13.11.19

Самостоятельное изготовление панно «Матрешка», декорирование изделия.

0,5

1,5

2

20.11.19

Понятие «Коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Знакомство с пенопластовыми заготовками: шор, конус, колокольчик, кольцо и т.д. Изготовление елочных игрушек в стиле «Кинусайга».

1

1

2

27.11.19

Изготовление елочных игрушек в стиле Кинусайга.

0,5

1,5

2

04.12.19

Изготовление елочных игрушек в стиле Кинусайга. Использование декоративных элементов.

2

2

11.12.19

Применение формы в композициях. Способы и правила её составления. Применение объемных элементов.

1

1

2

18.12.19

Эскиз. Работа с основой.

1

1

2

25.12.19

Изготовление новогодней композиции с объемными элементами.

0,5

1,5

2

15.01.20

Изготовление новогодней композиции. Оформление работы.

2

2

22.01.20

Тематическая композиция «Защитник отечества». Знакомство с приемами оформления праздничных картин. Контролировать выполнение необходимых заготовок для картины.

1

1

2

29.01.20

Разработка дизайна своей картины.

0,5

1,5

2

05.02.20

Выполнение заготовки и изготовление подарка.

0,5

1,5

2

12.02.20

Изготовление подарка.

2

2

19.02.20

 Знакомство с примерами оформления фоторамки в стиле Кинусайга. Просмотр презентации «Фото рамка». Оформление фоторамки.

1

1

2

26.02.20

Разработка дизайна фото рамки, эскиз 

0,5

1,5

2

04.03.20

Выполнение заготовок. Оформление фоторамки. Использование декоративных элементов.

0,5

1,5

2

11.03.20

Цикл творческих работ «Весна на пороге».

1

1

2

18.03.20

Выполнение эскиза и заготовки.

0,5

1,5

2

25.03.20

Выполнение творческих работ на весеннюю тему.

0,5

1,5

2

01.04.20

Выполнение творческих работ на весеннюю тему. Оформление готовой работы.

0,5

1,5

2

08.04.20

Изготовление панно «День победы». Просмотр документального кино о ВОВ

1

1

2

15.04.20

Работа над эскизом.

0,5

1,5

2

22.04.20

Выполнение творческой работы на военную тему.

0,5

1,5

2

29.04.20

Выполнение творческой работы на военную тему. Оформление работы.

0,5

1,5

2

06.05.20

Коллективная работа. Композиция из цветов. Панно в технике Кинусайга. Познакомить с новым понятие «композиция», способами и правилами ее составления.

2

2

13.05.20

Коллективная работа. Изготовление цветов.

0,5

1,5

2

20.05.20

Коллективная работа. Изготовление из цветов. составление композиции.

0,5

1,5

2

27.05.20

Тестирование. Оформление работ для выставки. Оформление выставки.

2

2

Итого

24

48

72


[1]Приказ рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

[2]Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ».

[3] Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации. – Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам № 196 от 09.11.2018. – пункт 19.

[4] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14.» – Приложение № 3 (Рекомендуемый режим).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа

Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" стартовый уровень 72 часа

Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывяз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" продвинутый уровень 72 часа

Программа «Веселые петельки» носит практико-ориентированный характер, который способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия холодного фарфора" стартовый уровень 72 часа

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Используя полученные знания, обучающиеся уже на первом году ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Наши руки не для скуки" стартовый уровень 72 часа

Программа направлена на формирование  у обучающихся ценностных эстетических ориентиров и овладение основами  творческой  деятельности по созданию различных предметов из текстиля; дает в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Нитяная графика" стартовый уровень 72 часа

Программа «Изонить» знакомит учащихся с одним из видов прикладного искусства. При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый учащийся сможет создать по своему вкусу совершенно новы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бисеринка" (стартовый уровень, 5-7 лет, 72 часа)

Образовательная  программа  «Бисеринка»  имеет  художественную направленность, относится к стартовому уровню.Актуальность  –  в  настоящее  вр...