Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лоскутный мир" стартовый уровень 72 часа
рабочая программа
Программа «Лоскутный мир» знакомит детей с необычной техникой декоративно-прикладного творчества Японской техникой «Кинусайга». Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_loskutnyy_mir_startovyy_uroven.docx | 172.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕО БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Принята на заседании Педагогического совета протокол №_____ от «___»________ 201__г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ДО ЦТ «Мастер» _______________В.А. Баженова приказ №___ -О от«___»___20__г. |
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕР»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«ЛОСКУТНЫЙ МИР»
(Кинусайга)
Стартовый уровень
Возраст учащихся: 10-12 лет
Срок реализации: 72 часа
Разработчик: Пьянкова Галина Васильевна,
педагог дополнительного образования
Приполярный, 2019
Паспорт программы
1. | Полное название программы | Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Лоскутный мир» |
2. | Основание для разработки программы |
|
3. | Автор-разработчик программы | Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер» |
4. | Руководитель программы | Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер» |
5. | Рецензенты программы | - |
6. | Организация заявитель | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Мастер» |
7. | Адрес организации | 628158, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район, сп. Приполярный, 2 микрорайон, дом 2а, корпус 2. cdtmaster@yandex.ru |
8. | Тип программы | Общеобразовательная общеразвивающая |
9. | Направленность программы | художественная |
10. | Год разработки программы | 2017 |
11. | Год последней корректировки программы | 2019 |
12. | Уровень освоения программы | стартовый |
13. | Форма реализации программы | групповая |
14. | Целевые группы | обучающиеся 10-12лет |
15. | Сроки реализации программы | 1 год |
16. | Цель программы | Общекультурное воспитание обучающихся через формирование практических умений работы в технике «Кинусайга» - «лоскутного шитья без иглы», развитие творческих способностей обучающихся в процессе её освоения. |
17. | Краткое содержание программы | Программа «Лоскутный мир» знакомит детей с необычной техникой декоративно-прикладного творчества Японской техникой «Кинусайга». Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, творческие способности. |
18. | Ожидаемые результаты | Знание видов ручного рукоделия и приемов выполнения творческих работ в технике «Кинусайга», развитие природных задатков, творческого потенциала, фантазии и наблюдательности, развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения, развитие мелкой моторики рук и глазомера, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Сухомлинский В.А
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лоскутный мир» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Программа «Лоскутный мир» имеет художественную направленность[1], является стартовым уровнем[2], что способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Страна восходящего солнца – Япония, подарила всему миру известные Чудеса как оригами, темари, икебана, бонсай, аниме, айкидо и многое другое. Жители страны восходящего солнца - тонкие ценители красоты во всех направлениях. Они известны также своим бережным отношением ко всему, что их окружает. В том числе часто и мастерски переделывают старые вещи в новые. Кусочки кимоно они не выбрасывают, а превращают в удивительные картины. Так в 1987 году родилась техника «Кинусайга» - это особая лоскутная аппликация из старых кимоно. Переделывают японцы настолько мастерски, что работы смотрятся не как соединение разнородных лоскутков, а как вполне реалистичная картина или даже фотография! Чаще всего изображены пейзажи, части домов и цветы. «Кинусайга» напоминает одновременно много рукодельных техник: лоскутное шитье, батик, роспись, мозаику, аппликацию. В европейском варианте искусство «Кинусайга» носит более прикладной характер. У нас его называют «Пэчворк без иголки», потому что используют не только для «живописных» картин и красочных панно, но и для декорирования различных предметов обихода.
Актуальность программы «Лоскутный мир» в образовательной деятельности в первую очередь, конечно, связана с возможностью использования её как средство развития мелкой моторики рук, представления, воображения, мышления. Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, творческие способности. Обучающиеся учатся оперировать палитрой цветов, сочетать их между собой. Практические работы, связанные с обработкой ткани, развивают глазомер. Качество работ из ткани во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, разметки.
Особенность программы - большое значение приобретает соблюдение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособления и материалам. В процессе занятий по рукоделию обучающиеся закрепляют навыки работы с ножницами, стеком, ножом для резьбы по дереву. Дети работая в технике «Кинусайга», практически не утомляются, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени отведенного для деятельности. Чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточен, тем продуктивнее его труд и необычнее результат.
Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи обучающихся. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации обучающихся. Овладение содержанием программы «Лоскутный мир» не только обогатит их духовно, но и даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты обучающихся, входящих в мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.
Программа предусматривает работу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории обучающегося и медицинским допуском (разрешением врача)[3].
Программа адресована детям с 10 до 12 лет.
Срок реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев), 36 недель, 72 часа.
Цель программы - общекультурное воспитание обучающихся через формирование практических умений работы в технике «Кинусайга» - «лоскутного шитья без иглы», развитие творческих способностей обучающихся в процессе её освоения.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с разнообразными видами ручного рукоделия, техникой «Кинусайга»;
- учить приемам выполнения техники «Кинусайга»;
- формирование технических умений и навыков в работе с тканью, разнообразными инструментами, материалами (ножницы, стеки, клей, пенопласт);
- формирование интереса к творческой деятельности, художественного вкуса, эстетического восприятия формы, цвета;
- формировать представления о ритме рисунка, умение в простейших случаях видеть и составлять ряд закономерно чередующихся предметов, фигур, узоров.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка, фантазию, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Условия реализации программы - в творческое объединение принимаются все желающие девочки и мальчики, не имеющие специальных навыков и умений. Форма организации деятельности – групповая, минимальное количество обучающихся в одной группе 3 человека, максимальное – 10. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа согласно расписанию и соответствует с требованиям СанПин 2.4.4.3172-14[4].
Данную программу реализует специалист, педагог дополнительного образования, хорошо владеющий многообразием техник, приемов лоскутного шитья, изготовления различных изделий в технике Кинусайга, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у обучающихся желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Занятия по программе сочетают в себе теоретические (знакомство с историей появления и развития в современном мире Японской техники «Кинусайга») и практические занятия (подготовка основы, создание эскиза, выполнение творческой работы а данной технике), а так же итоговые занятия (участие в конкурсах различного характера и выставках художественно-прикладного творчества).
Одним из непременных условий успешной реализации программы является разнообразие форм занятий, способствующие развитию творческих возможностей обучающихся.
Формы | Описание |
Теоретические занятия | Обобщающие теоретические занятия по темам, дающим представления об основных особенностях Японской технике «Кинусайга». |
Практические занятия | Отработка практических навыков, умение подготавливать основу для будущей работы, подбор лоскутков, выполнение панно, картины и других творческих работ, применение декоративных элементов, умение оформлять готовую работу. |
Индивидуальные занятия | Учитывая принцип учёта индивидуальных особенностей детей, каждому ребёнку требуются индивидуальные занятия по основам выполнения творческих работ в технике «Кинусайга». Это необходимо для выравнивания возможностей детей. |
Коллективное занятие | В процессе подготовки и выполнения коллективной композиции, обучающиеся работают все вместе, не разделяя обязанностей. |
Конкурсы, выставки | Участие в конкурсах различного характера. Организация выставки обучающихся данного творческого объединения. |
Для успешной работы объединения, формирования опыта социального взаимодействия обучающихся необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями и привлечение их к активному участию в жизни коллектива.
Формы | Описание |
Родительское собрание | Информация для родителей о текущих делах объединения, обсуждение, планирование работы, конкурсная деятельность. |
День открытых дверей | Это демонстрация полученных навыков родителям (законным представителям), коллегам, обучающимся из других творческих объединений. |
Дистанционное общение | Информирование родителей о содержании творческой деятельности, конкурсах через социальную сеть ВКонтакте, сайт ОУ. |
Массовые мероприятия | Привлечение родителей к участию в акциях и мероприятиях, организованных ОУ (спортивный праздник, акция, субботник и пр.) |
Программа «Лоскутный мир» реализуется с использованием педагогических технологий:
- Информационно-коммуникативная технология – способствует улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникативным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
- Личностно-ориентированная – является развитие личности обучающегося, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации обучающегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира».
- Здоровьесберегающие технологии - включает взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья обучающегося на всех этапах его обучения и развития.
- Технологии коллективного творчества - раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
- Технология мастерских - предполагает такую организацию процесса обучения, при которой педагог – мастер вводит своих обучающихся в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой обучающийся может проявить себя как творец.
Планируемые результаты - одна из форм стимулирования обучающихся к занятиям – это участие в различных конкурсах, изготовление подарков и сувениров к праздничным дням календаря, организация выставок. Все работы детей являются экспонатами итоговой выставки, так как каждый по-своему может выразить яркость, оригинальность и красоту композиционного решения. При оценивании творческих работ учитывается содержание работы, качество выполнения, выразительность, степень оригинальности творческого замысла. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивации к самостоятельной работе.
Программа «Лоскутный мир» направлена на развитие творческого потенциала ребенка, на достижение им прогнозируемого уровня образованности и воспитанности.
Форма оценки результата обучающегося очень важна. Она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. Главное – побудить каждого ребенка к сознательному самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития. По итогам выставки и результатам конкурсов обучающимся вручаются грамоты и дипломы.
В результате обучения по этой программе обучающиеся приобретут:
Личностные результаты:
- развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование способности работать руками, выработаны точные движения пальцев;
- развитие природных задатков, творческого потенциала, фантазии и наблюдательности.
Предметные результаты:
- знание разнообразных видов ручного рукоделия, техники «Кинусайга»;
- умение пользоваться основными приемами техники «Кинусайга»;
- сформированы умения и навыки работы с тканью, разнообразными инструментами, материалами;
- сформирован устойчивый интерес к творческой деятельности, художественного вкуса, эстетического восприятия формы и цвета;
- имеют представление о ритме рисунка, умеют в простейших случаях видеть составлять ряд закономерно – чередующихся предметов фигур, узоров.
Метапредметные результаты:
- умение быть аккуратными, умение бережно и экономично использовать материал, содержать рабочее место в порядке;
- развитие внутренней свободы ребенка, способность к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства и уважения;
- развитие потребности к творческому труду, развитие стремления преодолевать трудности, и добиваться успеха в поставленных целях.
Для успешного результата в освоении программы «Лоскутный мир» необходимы техническое оснащение и материалы:
- пенопластовые заготовки;
- разнообразные лоскутки ткани;
- ножницы для разрезания ткани;
- клей ПВА, которым ткань будет приклеиваться к поверхности пенопласта;
- карандаш для нанесения рисунка;
- ножи для резьбы по дереву;
- стек (или любой похожий инструмент) для заправления краев ткани в прорези.
Оборудование:
- столы;
- стулья;
- проектор и экран.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ пп | Название разделов и тем | Количество часов | Форма аттестации (Контроля) по разделам | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 2 | - | Устный опрос |
2. | Что такое Кинусайга? | 6 | 2 | 4 | Практическая работа. Эскиз |
3. | Создания работ в плоской технике Кинусайга. | 24 | 8 | 16 | Творческая работа |
4. | Использование объемных элементов в технике Кинусайга. | 24 | 8 | 16 | Творческая работа |
5. | Цикл творческих работ на свободную тему (в плоской технике или с использованием объемных элементов) | 14 | 4 | 10 | Творческая работа |
6. | Подведение итогов. | 2 | 2 | Тестирование. Итоговая выставка | |
Итого | 72 | 24 | 48 |
Содержание учебно план
Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности (2 часа).
Тема 1. Знакомство.
Теория: Знакомство с правилами техники безопасности. Ознакомление обучающихся с режимом работы, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
Практика: Знакомство с детьми ―Круг общения.
Раздел 2. Что такое Кинусайга? (6 часов).
Тема 1. История возникновения ткани. Свойства ткани. Разнообразие ткани, ее виды.
Теория: Историей возникновения техники Кинусайга. Познакомить со свойствами ткани. Рассказать о видах ткани и уместности ее применения для конкретной поделки.
Практика: Знакомство с видами ткани и её свойствами.
Тема 2. Подготовка эскиза композиции.
Теория: Правила работы с тканью, правила разметки шаблонов. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.
Практика: Самостоятельная разметка деталей и вырезание шаблонов.
Раздел 3. Создания работ в плоской технике Кинусайга. (24 часов)
Тема 1. Изготовление панно «Котята»
Теория: Знакомство с плоской техникой Кинусайга. Правила выполнения поделки в нетрадиционной аппликативной технике.
Практика: Создание эскиза. Выполнение основных этапов по подготовке основы (пенопласта). Выполнение творческой работы тканью.
Тема 2. Изготовление панно «Матрёшки»
Теория: Закрепить навыки изготовления поделок в плоской технике Кинусайга. Использование дополнительных материалов декорирования и составления композиции.
Практика: Самостоятельное изготовление панно, декорирование изделия.
Тема 3. Коллективная работа. Изготовление елочных игрушек в стиле «Кинусайга».
Теория: Понятие «Коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Знакомство с пенопластовыми заготовками: шор, конус, колокольчик, кольцо и т.д.
Практика: Изготовление елочных игрушек в стиле Кинусайга.
Тема 4. Подарок маме на 8 марта. Оформление фоторамки.
Теория: Знакомство с примерами оформления фото рамки в стиле Кинусайга. Просмотр презентации «Фоторамка». Формы фоторамок.
Практика: Разработка дизайна фоторамки, эскиз. Выполнение заготовок. Оформление фоторамки тканью.
Раздел 4. Использование объемных элементов в технике Кинусайга. (24 часов)
Тема 1. Изготовление новогодней композиции.
Теория: Применение формы в композициях. Способы и правила её составления. Применение объемных элементов.
Практика: Изготовление новогодней композиции с объемными элементами.
Тема 2. Тематическая композиция «Защитник отечества»
Теория: Знакомство с приемами оформления праздничных картин. Контролировать выполнение необходимых заготовок для картины.
Практика: Разработка дизайна своей картины. Выполнение заготовки и изготовление подарка.
Тема 3. Изготовление панно «День победы»
Теория: Просмотр документального кино о ВОВ.
Практика: Работа над эскизом. Выполнение творческой работы на военную тему.
Раздел 5. Цикл творческих работ на свободную тему (в плоской технике или с использованием объемных элементов) (14 часов)
Тема 1. «Весна на пороге»
Практика: Выполнение эскиза и заготовки. Выполнение творческих работ на весеннюю тему.
Тема 2. Коллективная работа. Композиция из цветов. Панно в технике Кинусайга
Теория: Познакомить с новым понятие «композиция», способами и правилами ее составления.
Практика: Коллективная работа. Композиция из цветов.
Раздел 7. Подведение итогов (2 часа)
Тема 1. Оформление выставки творческих работ
Практика: Тестирование. Оформление работ для выставки. Оформление выставки.
Календарный учебный график на 2019- 2020 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 09.09.2019 | 24.05.2019 | 36 | 72 часа | 1 раза в неделю по два академических часа |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля результативности. Текущий контроль проводится в конце каждого занятия методом наблюдения за правильным выполнение работы. Помогает выявить ошибки обучающихся и найти способы их устранения. Тематический контроль проводится в виде устного опроса после каждой пройденной темы. Итоговая аттестация осуществляется в конце учебного года в виде итоговой выставке творческих работ. Так же большое значение в подведении итогов является участие в различных выставках, конкурсах к праздничным дням календаря.
Весь процесс должен быть творческий и исследовательский, который носит воспитательный характер. Выполненные изделия должны иметь яркий национальный колорит; художественную ценность и качество исполнения; отвечать функциональным и эстетическим требованиям; быть общественно полезными.
Показатели результативности:
- позитивная динамика познавательного интереса;
- накопление детьми опыта и социальных установок;
- удовлетворенность всех обучающихся;
- положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества педагога и ребенка.
Вид контроля | Время проведения контроля | Цель проведения контроля | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
Первичный | Сентябрь | Определение ручной умелости у детей | Мониторинг ручной умелости (Приложение № 1) | Свободная таблица |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учебного материала и к готовности нового материала. | Наблюдение. (Приложение №2) Творческие работы, выставки. | Таблица результативности |
Промежуточный | Декабрь-январь | Оценка уровня и качества усвоения изученного материала обучающимися программы по итогам полугодия | Тестирование качества усвоения по изученного материала по итогам полугодия (Приложение №3) | Тест |
Итоговый | Май | Определение степени усвоения материала по итогам года. | Диагностика выявления степени усвоения учебного материала (Приложение № 4) Творческие выставки. | Таблица оценивания результатов итоговой аттестации. Выставка творческих работ. |
Реализация программного содержания осуществляется через работу с детьми в двух направлениях – усвоение теоретических знаний (определение целей и задач, раскрытие основной темы занятия, которое проходит в форме бесед, лекций и рассказов) и формирование практических навыков (работа с материалами и инструментами, изготовление поделок и композиции). Организация занятий проходит в форме рационального сочетания группового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми. Программа способствует нарабатыванию практических навык и совершенствованию качественного выполнения работ, повышению их профессионального опыта.
Для успешной реализации программы «Лоскутный мир» используются различные методы обучения:
Словесный - объяснение, рассказ, беседа.
Наглядный – демонстрация заготовок и готовых работ, показ презентаций.
Проектный – создание творческой работы на определенную тему.
Диагностические – диагностика усвоения учебного материала, выявление динамики роста знаний, умений и навыков способом опроса, тестирования наблюдения, заполнение таблицы результативности.
Информационные источники
- Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Москва, 2009.
- Агишева Т.А. Подарки своими руками. Ярославль. Академия развития, 2008.
- Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.
- Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)
- Страунинг А. М. Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности”.- М., - 2008
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности. - М., - 2008.
- Журнал «Делаем сами». Учредитель и издатель-ООО. Издательский дом «Толока»,2012г.
- Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства». М.: Учебная литература, 2007г.
- Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. «Твори. Выдумывай. Пробуй». Самара: Корп. Федоров,2004г.
- Интернет-ресурс:http://stranamasterov.ru
- Выгонов В.В. «Технология лоскутного шитья». Издательство «Экзамен» 2014г.
- Журнал «Чудесные мгновения. Пэчворк на пенопласте» №9-10, 2009г.
Для обучающихся:
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.,- 2000.
- Джен Кренц Секреты мастерства. Мотивы ромбов в квилте. Издательство Ниола – пресс 2007г.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М., - 2005.
- Таран Р.Ф. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. АСТ Сталкер 2007г.
Для родителей:
- Журнал «Делаем сами». Учредитель и издатель-ООО. Издательский дом «Толока»,2012г.
- Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)
- Таран Р.Ф. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. АСТ Сталкер 2007г.
Приложение № 1 к
ДООП «Лоскутный мир» (стартовый уровень)
Мониторинг ручной умелости
ФИО ребенка | Соблюдение правил техники безопасности | Умение правильно вырезать ножницами. | Срисовывание образца | Выполнение графического диктанта | Умение ориентироваться в пространстве | баллы % |
Оценки уровня овладения ребёнком необходимых навыков и умениями по образовательным областям.
3 балла – полностью соответствует критерию
2 балла - частично соответствует критерию
1 балл – не соответствует критерию
Приложение № 2 к
ДООП «Лоскутный мир» (стартовый уровень)
№ | Критерии | Знания, умения, навыки | Результат освоения материала |
1. |
| Не знает (0 баллов) | |
Знает частично (1 балл) | |||
Знает все приемы (2 балла) | |||
Знает все приемы и все применяет (3 балла) | |||
2. |
| Плохо осваивает (0 баллов) | |
Повторяет по образцу с 2-мя ошибками (1 балл) | |||
Повторяет по образцу с 1-ой ошибкой (2 балла) | |||
Выполняет самостоятельно (3 балла) | |||
3. |
| Выполняет работу без интереса (0 баллов) | |
Выполняет работу, прислушиваясь к педагогу (1балл) | |||
Выполняет работу, прислушиваясь к педагогу (2 балла) | |||
Хочет выполнять выставочные работы (3 балла) | |||
4. |
| Работает один по указанию педагога (0 баллов) | |
Работает в паре (1 балл) | |||
Работает в коллективе, хорошо общается в объединении (2 балла) | |||
Имеет лидерские качества, умеет объяснять и добиваться результатов (3 балла) | |||
Итого баллов: |
Способы определения результативности строятся на основе задач и определяются баллами от 0 до 3.
Приложение № 3 к
ДООП «Лоскутный мир» (стартовый уровень)
Итоговое тестирование за полугодие
- Кинусайга- это разновидность любительского искусства, создание художественных изделий из разноцветных кусочков ткани:
А) края которых заправляют специальным инструментом в прорезанные бороздки на досочке, создавая картины.
Б) которые сшиваются между собой в единый рисунок.
- Искусство Кинусайга пришло к нам из:
А) Китая
Б) Японии
В) Индии
- Набор инструментов, необходимых для выполнения техники Кинусайга:
А) Рулетка, фломастеры, скотч, ткань, ножницы
Б) Иголка, нитки, ткань, ножницы, стек, клей
В) Ножницы, стек, ткань, пеноплекс, канцелярский нож
- Как давно придумано рукоделие Кинусайга?
А) Недавно, в XX веке.
Б) В Древней Японии
- Выберите вариант, где указаны только теплые цвета:
А) красный, синий, желтый, голубой
Б) желтый, оранжевый, красный
В) фиолетовый, зеленый, синий, серый.
- Из перечисленных цветов выбери и обведи три основных цвета:
Зелёный, красный, жёлтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый.
- Перед тем, как начать картину художник должен объединить все увиденное им в одно целое, подобрать правильный формат полотна, красиво разместить объекты на листе.
Есть 2 основных формата: вертикальный и горизонтальный.
Выберите горизонтальный.
А)
Б)
Приложение № 4 к
ДООП «Лоскутный мир» (стартовый уровень)
Порядок оценивания результатов итоговой аттестации.
№ | ФИО обучающегося | Показатели по разделам | ||||
Что такое Кинусайга? | Изготовление панно | Творческие работы на новогоднюю тему | Сделай подарок своими руками | Цикл творческих работ | ||
1. |
Критерии оценки:
В - высокий уровень.
С - средний уровень
Н - низкий уровень
Для определения качества усвоения знаний обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Лоскутный мир» используется система оценок:
Высокий уровень - творческое применение полученных знаний на практике, умение находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций, самостоятельно экспериментировать, исследовать, успешное освоение обучающимися более 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации.
Средний уровень - выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма (измерять, объяснять, сравнивать, соблюдать правила). Успешное освоение обучающимися от 50% до 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации. Низкий уровень - воспроизведение и запоминание (показывать, называть, давать определения, формулировать правила). Успешное освоение обучающимися менее 50% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации.
Приложение № 5 к
ДООП «Лоскутный мир» (стартовый уровень)
Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год
№ пп | Дата | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
11.09.19 | Вводное занятие. Знакомство с правилами техники безопасности. Ознакомление обучающихся с режимом работы, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. | 2 | 2 | ||
18.09.19 | История возникновения ткани. Свойства ткани. Разнообразие ткани, ее виды. Познакомить со свойствами ткани. Рассказать о видах ткани и уместности ее применения для конкретной поделки. Знакомство с видами ткани и её свойствами. | 1 | 1 | 2 | |
25.09.19 | Что такое Кинусайга? Историей возникновения японской техники Кинусайга. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
02.10.19 | Подготовка эскиза композиции. Правилами работы с тканью, правила разметки шаблонов. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. Самостоятельная разметка детали и вырезание шаблона. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
09.10.19 | Знакомство с плоской техникой Кинусайга. Правила выполнения поделки в нетрадиционной аппликативной технике. Работа над эскизом. | 1 | 1 | 2 | |
16.10.19 | Выполнение творческой работы панно «Котята». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
23.10.19 | Выполнение творческой работы панно «Котята». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
30.10.19 | Закрепить навыки изготовления поделок в технике Кинусайга. Использование дополнительных материалов декорирования и составления композиции | 1 | 1 | 2 | |
06.11.19 | Самостоятельное изготовление панно «Матрешка». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
13.11.19 | Самостоятельное изготовление панно «Матрешка», декорирование изделия. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
20.11.19 | Понятие «Коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Знакомство с пенопластовыми заготовками: шор, конус, колокольчик, кольцо и т.д. Изготовление елочных игрушек в стиле «Кинусайга». | 1 | 1 | 2 | |
27.11.19 | Изготовление елочных игрушек в стиле Кинусайга. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
04.12.19 | Изготовление елочных игрушек в стиле Кинусайга. Использование декоративных элементов. | 2 | 2 | ||
11.12.19 | Применение формы в композициях. Способы и правила её составления. Применение объемных элементов. | 1 | 1 | 2 | |
18.12.19 | Эскиз. Работа с основой. | 1 | 1 | 2 | |
25.12.19 | Изготовление новогодней композиции с объемными элементами. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
15.01.20 | Изготовление новогодней композиции. Оформление работы. | 2 | 2 | ||
22.01.20 | Тематическая композиция «Защитник отечества». Знакомство с приемами оформления праздничных картин. Контролировать выполнение необходимых заготовок для картины. | 1 | 1 | 2 | |
29.01.20 | Разработка дизайна своей картины. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
05.02.20 | Выполнение заготовки и изготовление подарка. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
12.02.20 | Изготовление подарка. | 2 | 2 | ||
19.02.20 | Знакомство с примерами оформления фоторамки в стиле Кинусайга. Просмотр презентации «Фото рамка». Оформление фоторамки. | 1 | 1 | 2 | |
26.02.20 | Разработка дизайна фото рамки, эскиз | 0,5 | 1,5 | 2 | |
04.03.20 | Выполнение заготовок. Оформление фоторамки. Использование декоративных элементов. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
11.03.20 | Цикл творческих работ «Весна на пороге». | 1 | 1 | 2 | |
18.03.20 | Выполнение эскиза и заготовки. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
25.03.20 | Выполнение творческих работ на весеннюю тему. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
01.04.20 | Выполнение творческих работ на весеннюю тему. Оформление готовой работы. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
08.04.20 | Изготовление панно «День победы». Просмотр документального кино о ВОВ | 1 | 1 | 2 | |
15.04.20 | Работа над эскизом. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
22.04.20 | Выполнение творческой работы на военную тему. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
29.04.20 | Выполнение творческой работы на военную тему. Оформление работы. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
06.05.20 | Коллективная работа. Композиция из цветов. Панно в технике Кинусайга. Познакомить с новым понятие «композиция», способами и правилами ее составления. | 2 | 2 | ||
13.05.20 | Коллективная работа. Изготовление цветов. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
20.05.20 | Коллективная работа. Изготовление из цветов. составление композиции. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
27.05.20 | Тестирование. Оформление работ для выставки. Оформление выставки. | 2 | 2 | ||
Итого | 24 | 48 | 72 |
[1]Приказ рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
[2]Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ».
[3] Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации. – Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам № 196 от 09.11.2018. – пункт 19.
[4] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14.» – Приложение № 3 (Рекомендуемый режим).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа
Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" стартовый уровень 72 часа
Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывяз...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" продвинутый уровень 72 часа
Программа «Веселые петельки» носит практико-ориентированный характер, который способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия холодного фарфора" стартовый уровень 72 часа
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Используя полученные знания, обучающиеся уже на первом году ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Наши руки не для скуки" стартовый уровень 72 часа
Программа направлена на формирование у обучающихся ценностных эстетических ориентиров и овладение основами творческой деятельности по созданию различных предметов из текстиля; дает в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Нитяная графика" стартовый уровень 72 часа
Программа «Изонить» знакомит учащихся с одним из видов прикладного искусства. При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый учащийся сможет создать по своему вкусу совершенно новы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бисеринка" (стартовый уровень, 5-7 лет, 72 часа)
Образовательная программа «Бисеринка» имеет художественную направленность, относится к стартовому уровню.Актуальность – в настоящее вр...