Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Наши руки не для скуки" стартовый уровень 72 часа
рабочая программа
Программа направлена на формирование у обучающихся ценностных эстетических ориентиров и овладение основами творческой деятельности по созданию различных предметов из текстиля; дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя мир текстильного искусства, мир вышивки и декора; позволяет проявить и реализовать свои творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 270.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕО БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Принята на заседании Педагогического совета протокол №_____ от «___»________ 201__г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ДО ЦТ «Мастер» _______________В.А. Баженова приказ №___ -О от«___»___20__г. |
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕР»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ»
(ковровая вышивка)
Стартовый уровень
Возраст учащихся: 8-11 лет
Срок реализации: 72 часа
Разработчик: Пьянкова Галина Васильевна,
педагог дополнительного образования
Приполярный, 2019
Паспорт программы
1. | Полное название программы | Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Наши руке не для скуки» |
2. | Основание для разработки программы |
|
3. | Автор-разработчик программы | Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер» |
4. | Руководитель программы | Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер» |
5. | Рецензенты программы | - |
6. | Организация заявитель | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Мастер» |
7. | Адрес организации | 628158, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район, сп. Приполярный, 2 микрорайон, дом 2а, корпус 2. cdtmaster@yandex.ru |
8. | Тип программы | Общеобразовательная общеразвивающая |
9. | Направленность программы | художественная |
10. | Год разработки программы | 2019 |
11. | Год последней корректировки программы | 2019 |
12. | Уровень освоения программы | стартовый |
13. | Форма реализации программы | групповая |
14. | Целевые группы | обучающиеся 8-11 лет |
15. | Сроки реализации программы | 1 год |
16. | Цель программы | Формирование художественно-творческих способностей через занятия ковровой вышивкой. |
17. | Краткое содержание программы | Программа направлена на формирование у обучающихся ценностных эстетических ориентиров и овладение основами творческой деятельности по созданию различных предметов из текстиля; дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя мир текстильного искусства, мир вышивки и декора; позволяет проявить и реализовать свои творческие способности. |
18. | Ожидаемые результаты | Формирование у обучающихся знания, умения и навыки в декоративно-прикладном искусстве (ковровой вышивке) и обеспечить всестороннее, нравственно-эстетическое развитие личности ребенка. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Человек по натуре своей художник.
Он всюду, так или иначе, стремится вносить
в свою жизнь красоту… Красивые вещи
воспитывают творческое воображение
людей и уважение к их труду»
М. Горький
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наши руки не для скуки» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Программа организации образовательной деятельности «Наши руки не для скуки» имеет художественную направленность[1] и относится к стартовому уровню[2]. Ковровая вышивка является частью декоративно – прикладного искусства. В процессе ознакомления детей с творчеством, культурой, эстетическими ценностями своего народа происходит формирование трудовых навыков и умений.
Человек издревна стремился создать в своем доме красоту, тепло и уют. Сначала это были шкуры добытых животных, далее с развитием цивилизации и ремесел, появились ковры. Ковроткачество пришло к нам с Древнего Востока. Когда появился первый ковер, никто точно не знает, его возникновение скрыто в глубине веков. Хотя, по сведениям ученых – историков, история ковроткачества началась более двух с половиной лет назад. Это вид искусства ценился всегда. Особенно ценились ковры сделанные своими руками. Ковровые изделия, которые дошли до нас из глубины веков, стали наследием богатой древней традиции, мировой художественной культуры.
Актуальность программы. Занятия ковровой вышивкой позволяют развивать у детей творческие задатки, мелкую моторику рук, проявлять индивидуальность и получать результат своего художественного творчества. Также у детей формируется навык обращения с инструментами, которые необходимы для работы.
Особенностью программы является то, что выполнение панно или ковра в паласной вышивке не составляет особого труда для начинающих «художников». Мало того, что она очень красиво смотрится в работах, она еще и безгранична в выборе эскиза и темы композиции. Ковровую вышивку называют живописью, где краски заменяют пряжей. Главное – больше фантазии и упорства. Одна из комплексных мер эстетического воспитания – это занятия художественным творчеством. Эстетическое воспитание является очень важным дополнением к основному образованию. Любовь к прекрасному, чувство красоты и гармонии окружающего мира и предметов, желание самому создать что - то похожее, превышает творческую активность.
Освоение ковровой техники позволяет приобрести навыки в творчестве, а также способствует формированию художественного вкуса, развитию творческой фантазии обучающихся.
Программа предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, детьми – инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории обучающегося и медицинским допуском (разрешением врача)[3].
Программа разработана для детей 8-11 лет.
Срок реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев), 36 недель, 72 часа.
Цель программы - формирование художественно-творческих способностей через занятия ковровой вышивкой.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование представления о техниках и видах ковровой вышивки (ладью, узелковая, петельная);
- формирование представления что такое сюжет и орнамент в русской народной вышивке;
- обучение основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нити в иглу и закрепление ее на ткани, обработка изделия);
- обучение технике выполнения простейших швов;
- обучение безопасным приемам работы с материалами и инструментами.
Развивающие:
- развитие творческого мышления, воображения, фантазии;
- развитие внимания;
- развитие интереса к истокам народного творчества;
- развитие навыков ручной умелости.
Воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса;
- воспитание усидчивости, трудолюбие, самостоятельности;
- воспитание уважения к труду других людей;
- умение радоваться совместному творчеству.
Условия реализации программы – в творческом объедении могут заниматься все желающие дети (девочки и мальчики) в возрасте 8-11 лет. Для обучения по данной программе не обязательно иметь специальные знания, навыки и умения. Форма организации образовательной деятельности – групповая, минимальное количество обучающихся в одной группе 3 человека, максимальное – 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа, что соответствует требованиям СанПин 2.4.4.3172-14[4].
Для реализации программы необходим специалист, который владеет всеми техниками ковровой вышивки, приемами обработки и оформления готовых работ, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Процесс обучения идет от простого к сложному, что позволяет заинтересовать и увлечь детей в изучение программы. Такой процесс позволит обучающимся постепенно усвоить знания, умения и навыки. В дальнейшем дети смогут свободно реализовать полученные знания.
Занятия состоят из теоретической части (знакомство с историей ковроткачества), практической части (разработка сюжета, сочетание цветового решения, продумывание швов, выполнение творческой работы), итоговая часть (анализ выполненной работы, выявление ошибок и их устранение, участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества).
Для реализации программы используются разнообразные формы занятий, которые обусловлены учебно-тематическим планом и задачами.
Формы | Описание |
Практическое занятие | Отработка практических навыков, умение подготавливать рисунок, натягивать основу на рамку или пяльце, вышивать мини-ковры, картины, декоративные элементы, умение оформлять готовую работу. |
Открытое занятие | Демонстрировать полученные навыки родителям (законным представителям), коллегам, обучающимся из других творческих объединений. |
Мастер-класс | Обучающиеся приглашают своих родителей (законных представителей), друзей, других обучающихся на творческие мастерские, на которых совместно с ребенком создаются творческие работы. |
Итоговое занятие | Проходит в виде итоговой выставки творческих работ обучающихся объединения. |
Для успешной работы творческого объединения, формирования опыта социального взаимодействия обучающихся необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями и привлечение их к активному участию в жизни коллектива.
Формы | Описание |
Родительское собрание | Информирование родителей о текущих делах объединения, обсуждение, планирование работы, конкурсная деятельность. |
День открытых дверей | Это демонстрация полученных навыков родителям (законным представителям), коллегам, обучающимся из других творческих объединений. |
Дистанционное общение | Информирование родителей о содержании творческой деятельности, конкурсах через социальную сеть ВКонтакте, сайт ОУ. |
Массовые мероприятия | Привлечение родителей к участию в акциях и мероприятиях, организованных ОУ (спортивный праздник, акция, субботник и пр.) |
Для реализации программы «Наши руки не для скуки» педагог использует такие технологии как:
- Личностно-ориентированная технология - акцент ставится на личность обучающегося, создание комфортных, бесконфликтных и безопасных условий. Реализация природных потенциалов ребенка.
- Технологии коллективного творчества - раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
- Технология мастерских - предполагает такую организацию процесса обучения, при которой педагог – мастер вводит своих обучающихся в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой обучающийся может проявить себя как творец.
- Здоровтесберегающие технологии – это обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, и применение полученных знаний в повседневной жизни.
- Технология проектного обучения – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Планируемые результаты - одна из форм стимулирования обучающихся к занятиям – это участие в различных конкурсах, изготовление подарков и сувениров к праздничным дням календаря, организация выставок. Все работы детей являются экспонатами итоговой выставки, так как каждый по-своему может выразить яркость, оригинальность и красоту композиционного решения. При оценивании творческих работ учитывается содержание работы, техника и качество выполнения, выразительность сюжета или орнамента.
Форма оценки результата воспитанника очень важна. Она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. Главное – побудить обучающегося к сознательному самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития. По итогам выставки и результатам конкурсов обучающимся вручаются грамоты и дипломы.
Занятия ковровой вышивкой помогут белее интенсивно развить творческие способности у обучающихся (воображение, образное мышление, художественный вкус). В результате обучения по этой программе обучающиеся приобретут:
Личностные результаты:
- Развиты творческое мышление, воображение, фантазия;
- Развито внимание;
- Сформирован устойчивый интерес к истокам народного творчества;
- Сформированы навыки ручной умелости.
Предметные результаты:
- Сформировано представление о технике и видах ковровой вышивки;
- Сформировано представление о сюжете и орнаменте русской народной вышивки;
- Умение выполнять основные приемы ковровой вышивки;
- Умение выполнять простейшие швы;
- Правильное выполнение работы с материалами и инструментами.
Метапредметные результаты:
- Формирование эстетического вкуса;
- Сформирована усидчивость, трудолюбие и самостоятельность;
- Воспитано уважение к труду других людей;
- Улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
Педагоги, которые преподают занятия по ковровой вышивке, отмечают у детей развитие художественно – творческих способностей, формирование всех психических процессов и положительно – эмоциональное восприятия окружающего мира.
Для успешной реализации программы «Наши руки не для скуки» необходимы техническое оснащение, материалы и инструменты:
- специальные ковровые иглы;
- деревянные рамки разного размера;
- пяльца;
- ножницы;
- иглы и булавки;
- декоративные гвозди;
- клей ПВА;
- ткань (двунитка, бортовка, мешковина и др.);
- пряжа любая;
- цветовой круг;
- коробки для хранения.
Оборудование:
- столы;
- стулья;
- ноутбук;
- принтер.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ пп | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации (контроля) по разделам | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | - |
2. | Ручное ковроделие. Инструменты и материалы. Виды тканей и пряжи. | 2 | 2 | - | Устный опрос |
3. | Основные приемы работы ковровой иглой. Пробные стежки. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
4. | Последовательность исполнения ковровой вышивки на изделии. | 22 | 8 | 14 | Устный опрос Творческая работа |
5. | Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Оттенки. Гармоничное сочетание цветов. | 36 | 10 | 26 | Устный опрос Творческая работа |
6. | Итоговое занятие. Подготовка работ к выставке. | 2 | - | 2 | Выставка творческих работ |
Всего: | 72 | 24 | 48 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа).
Тема1. Знакомство с художественной мастерской.
Теория: ТБ в художественной мастерской, организация труда. Основные сведения о народных промыслах. История ковроткачества.
Раздел 2. Ручное ковроделие. Инструменты и материалы. Виды тканей и пряжи (2 часа).
Тема 1. Знакомство с ручным ковроделием.
Теория: Знакомство с ручным ковроделием как декоративно-прикладное творчество. Правила пользования инструментами и материалами. Виды тканей и пряжи.
Раздел 3. Основные приемы работы ковровой иглой. Пробные стежки (8 часов)
Тема 1. Правила заполнения квадрата и треугольника.
Теория: Основные приемы работы с ковровой иглой. Приемы заполнения квадрата и треугольника. Обводка элемента по контуру, заполнение внутри квадрата параллельно одной из сторон, и заполнение треугольника параллельно средней линии треугольника.
Практика: Пробные стежки. Нарисовать на ткани квадрат 6х6 см и треугольник, обвести по контуру, заполнять ковровой вышивкой прямолинейными рядами. Разбор ошибок и способы их исправления.
Тема 2. Правила заполнения свободных форм.
Практика: Нарисовать на ткани свободные формы и заполнить ковровой вышивкой параллельно контуру.
Раздел 4. Последовательность исполнения ковровой вышивки на изделии (22 часа).
Тема 1. Выполнение работы с геометрическим орнаментом (размер 32х32 см.)
Теория: Познакомить обучающихся с последовательностью работ на изделии. Показать основные правила заполнения элементов различной фигурации по схеме. Технология изготовления. Подготовительные работы. Основные и заключительные этапы.
Практика: Раскрой ткани и закрепление ее на рамке. Перевод рисунка на ткань. Последовательное выполнение работы. Разбор ошибок и способы их исправления.
Тема 2. Способы оформления края ковровых изделий. Проклейка ковровых изделий.
Теория: Виды окантовки: обработка потайным швом, обвязка крючком, окантовка косой бейкой или тесьмой. Способы проклеивания. Подготовка клея ПВА.
Практика: Обработка края готовой работы. Подготовка рабочего места и клея ПВА для проклеивания. Проклеивание изделия с помощью губки по ковровым линиям.
Тема 3. Выполнение работы с цветочным орнаментом (размер 32х32 см.)
Теория: Технологическая последовательность изготовления. Основные и заключительные этапы. Отличительная особенность заполнения цветочных узоров.
Практика: Раскрой ткани, перевод рисунка. Выполнение ковровой вышивки. Разбор и исправление ошибок. Оформление края изделия на выбор.
Раздел 5. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Оттенки. Гармоничное сочетание цветов.
Тема 1. Выполнение работы с изображением животных (размер 32х32 см.)
Теория: Основные характеристики цвета. Цветовой круг. Восприятие цвета. Теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические. Технологическая последовательность изготовления. Основные и заключительные этапы. Особенности заполнения фигуры животного. Фон и особенности его заполнения.
Практика: Раскрой ткани, перевод рисунка. Правильное заполнение элементов сложной конфигурации и мелких элементов.
Тема 2. Выполнение работы с сюжетным рисунком.
Теория: Организация рабочего места. Отличительная особенность выполнения сюжетных композиций. Технологическая последовательность.
Практика: Раскрой ткани. Выбор сюжета и перевод его на ткань. Выполнение ковровой вышивки по составленной последовательности. Анализ ошибок и их устранение. Оформление края по выбору обучающегося. Проклейка готовой работы.
Раздел 6. Итоговое занятие.
Тема 1. Подведение итогов.
Практика: Подготовка творческих работ и итоговой выставке. Оформление выставки. Участие в конкурсах.
Календарный учебный график на 2019- 2020 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 09.09.2019 | 24.05.2019 | 36 | 72 часа | 1 раза в неделю по два академических часа |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Система контроля результативности. Текущий контроль проводится в конце каждого занятия методом наблюдения за правильным выполнение работы. Помогает выявить ошибки обучающихся и найти способы их устранения. Тематический контроль проводится в виде устного опроса после каждой пройденной темы. Итоговая аттестация осуществляется в конце учебного года в виде итоговой выставке творческих работ. Так же большое значение в подведении итогов является участие в различных выставках, конкурсах к праздничным дням календаря.
Весь процесс должен быть творческий и исследовательский, который носит воспитательный характер. Выполненные изделия должны иметь яркий национальный колорит; художественную ценность и качество исполнения; отвечать функциональным и эстетическим требованиям; быть общественно полезными.
Показатели результативности:
- позитивная динамика познавательного интереса;
- накопление детьми опыта и социальных установок;
- удовлетворенность всех обучающихся;
- положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества педагога и ребенка.
Вид контроля | Время проведения контроля | Цель проведения контроля | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
Первичный | Сентябрь | Определение теоретических знаний у детей | Опрос на выявление первоначальных теоретических знаний (Приложение № 1) | |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учебного материала и к готовности нового материала. | Наблюдение. (Приложение №2) Творческие работы, выставки. | Таблица результативности |
Промежуточный | Декабрь-январь | Оценка уровня и качества усвоения изученного материала обучающимися программы по итогам полугодия | Дидактическая игра «Ромашка» на закрепление знаний по усвоению материала (Приложение №3) | Сводная таблица по результатам |
Итоговый | Май | Определение степени усвоения материала по итогам года. | Диагностика по итогам года (Приложение № 4) Творческие выставки. | Сводная таблица по результатам. Выставка творческих работ. |
Занятия состоят из практической и теоретической частей, которые объединяются одной темой. Теоретические занятия проводятся в форме беседы, рассказа. На занятиях используется зрительный ряд: образцы, экспонаты, эскизы, схемы и т.д. В процессе практических занятий необходимо уделять должное внимание технологии изготовления ковровых изделий, формированию у обучающихся общих умений и навыков в исполнении несложных художественных изделий. Весь процесс обучения должен быть творческим, исследовательским и носить воспитательный характер, а выполненные изделия - иметь яркий национальный колорит, известную художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.
Методы обучения:
Словесные - ознакомление с литературой, обсуждение, индивидуальная беседа, опрос, убеждение.
Наглядные - демонстрация иллюстраций, специальной литературы, демонстрация готовых изделий более высокого уровня.
Практическая - самостоятельная работа с дополнительной литературой, индивидуальная консультация и помощь педагога.
Аналитическая - самоанализ, коллективное обсуждение работ.
Диагностические – диагностика усвоения учебного материала, выявление динамики роста знаний, умений и навыков способом опроса, тестирования наблюдения, заполнение таблицы результативности.
Информационные источники
- Алексеева Л., “Альбом-руководство по ковровой вышивке”, Москва, издательство “Феникс”, 2009.
- Бетехтин Г.А. Технология ковроделия, М.,1997.
- Лещенко Т.Л., Техника ручного ковроделия, Ростов на Дону, Феникс, 2006г.
- Немов Р.С. Психология. - книга 2.- М.: Просвещение, 1995 г.
- Популярная энциклопедия “Рукоделие”, Москва Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.;
- Харди С. Коврики своими руками. М., Мир книги, 2005. −160 с., цв. Ил.
- http://festival.1september.ru/articles/578812/- программа “Ковровая вышивка” по дополнительному образованию.
- http://myhobbi.net/publ/38-1-0-48 популярный сайт о рукоделии.
- http://crestik.ucoz.ru/load/ckhemy_dlja_kovrovoj_tekhniki/76 – схемы для ковровой вышивки.
- http://vishivalochka.at.ua/ сайт для любительниц ручной художественной вышивки.
Для обучающихся:
- К. Маерова, К. Дубинская “Русское народное прикладное искусство” Москва, “Русский язык” 1990 г.
- Популярная энциклопедия “Рукоделие” Москва, Научное издательство” Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.
- А.Г. Гусева «Нетканый гобелен», Москва, издательство «Культура и традиции», 2007 г.
- Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция», Москва, издательство «Владос», 2008 г.
- Н.П. Бесчастнов «Изображение растительных мотивов», Москва, издательство «Владос», 2008 г.
- Зинченко М., “Новые стили вышивки”, Москва, издательство “Феникс”, 2002.
- Ирвин Бобби. Коврики своими руками. ЗАО «Контэнт», 2006.
Для родителей:
- А.Г. Гусева «Нетканый гобелен», Москва, издательство «Культура и традиции», 2007 г.
- Алексеева Л., “Альбом-руководство по ковровой вышивке”, Москва, издательство “Феникс”, 2009.
- http://vishivalochka.at.ua/ сайт для любительниц ручной художественной вышивки.
Приложение № 1 к
ДООП «Наши руки не для скуки» (стартовый уровень)
Вопросы для выявления теоретических знаний у обучающихся.
- Как вы думаете, что такое ковроткачество?
- Чем ковровая вышивка отличается от ковроткачества?
- К какому виду творчества относится ковровая вышивка?
- Почему ковровую вышивку называют живописью?
- Что в основном изображают на ковровых изделиях?
Приложение № 2 к
ДООП «Наши руки не для скуки» (стартовый уровень)
Способы определения результативности строятся на основе задач и определяются баллами от 0 до 3.
№ | Критерии | Знания, умения, навыки | Результат освоения материала |
1. |
| Не знает (0 баллов) | |
Знает частично (1 балл) | |||
Знает все приемы (2 балла) | |||
Знает все приемы и все применяет (3 балла) | |||
2. |
| Плохо осваивает (0 баллов) | |
Повторяет по образцу с 2-мя ошибками (1 балл) | |||
Повторяет по образцу с 1-ой ошибкой (2 балла) | |||
Выполняет самостоятельно (3 балла) | |||
3. |
| Выполняет работу без интереса (0 баллов) | |
Выполняет работу, прислушиваясь к педагогу (1балл) | |||
Выполняет работу, прислушиваясь к педагогу (2 балла) | |||
Хочет выполнять выставочные работы (3 балла) | |||
4. |
| Работает один по указанию педагога (0 баллов) | |
Работает в паре (1 балл) | |||
Работает в коллективе, хорошо общается в объединении (2 балла) | |||
Имеет лидерские качества, умеет объяснять и добиваться результатов (3 балла) | |||
Итого баллов: |
Приложение № 3 к
ДООП «Наши руки не для скуки» (стартовый уровень)
Дидактическая игра «Ромашка»
Цель: закрепить знания детей по ковровой вышивке.
Задание: обучающиеся срывают по одному лепестку с ромашки, на которых написаны вопросы, дети должны дать ответ на вопрос.
Вопросы на лепестках:
1. Назовите, что должно быть у вас на столах при работе над ковровой вышивкой?
2. Ковровая вышивка это - ?
3. Инструмент, используемый в ковровой вышивке?
4. Назовите виды ковровой вышивки?
5. Что необходимо сделать, чтобы приступить к ковровой вышивке?
6. Какую ткань используют для ковровой вышивки?
7.С какой стороны наносится рисунок на ткань?
8.Расскажите процесс вдевания нити в иглу?
9. Назовите проблемы, которые могут возникнуть во время выполнения ковровой вышивки?
10. Назовите причины возникшей проблемы во время выполнения ковровой вышивки?
Приложение № 4 к
ДООП «Наши руки не для скуки» (стартовый уровень)
Диагностика на определение степени усвоения образовательной программы по итогам учебного года.
Обучающимся предлагается ответить на ряд вопросов по пройденному материалу.
Вопросы
- Ковры бывают _______________________________________________
- Шерсть вырабатывалась из __________________________________волоса
- Какие инструменты используют при ручном ковроделие?
- Какая ткать используется для основы?
- Для чего используют клей ПВА?
- Последовательность к вышиванию. (Расставьте цифры в правильном порядке) ____________________________________________________
1. Подобрать иголку по толщине нити и ножницы
2. Закрепить ткань на рамку
3. Вздеть нитку в иголку
4. Подготовка к вышиванию
5. Выбрать рисунок
6.Подобрать нитки для вышивки
7. Перевести рисунок на ткань основы
8. Подобрать ткань
7. Ковровая игла состоит из: ____________________________________________________________
8. Зарисуйте расположение нити в ковровой игле.
Ответы
- Ворсовые, безворсовые.
- Козьего, верблюжьего или овечьего.
- Ножницы, распарыватель, специальные иглы для ковровой вышивки.
- Подходят любые ткани с полотняным переплетением, например: Бортовка; Лен; Мешковина.
- Для обработки изнаночной стороны вышивки.
- 4, 5, 8, 7, 2, 6, 1, 3.
- Острия, колбы, ручки.
Приложение № 5 к
ДООП «Наши руки не для скуки» (стартовый уровень)
Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год
№ пп | Дата | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
11.09.19 | ТБ в художественной мастерской, организация труда. Основные сведения о народных промыслах. | 2 | 2 | ||
18.09.19 | Правила пользования инструментами и материалами. Виды тканей и пряжи. | 2 | 2 | ||
25.09.19 | Основные приемы работы с ковровой иглой. Пробные стежки. | 1 | 1 | 2 | |
02.10.19 | Приемы заполнения квадрата и треугольника. Обводка элемента по контуру, заполнение внутри квадрата параллельно одной из сторон, и заполнение треугольника параллельно средней линии треугольника. Нарисовать на ткани квадрат 6х6 см и треугольник, обвести по контуру, заполнять ковровой вышивкой прямолинейными рядами. Разбор ошибок и способы их исправления. | 1 | 1 | 2 | |
09.10.19 | Нарисовать на ткани свободные формы и заполнить ковровой вышивкой параллельно контуру. | 2 | 2 | ||
16.10.19 | Заполнение свободных форм ковровой вышивкой параллельно контуру. | 2 | 2 | ||
23.10.19 | Познакомить обучающихся с последовательностью работ на изделии. Показать основные правила заполнения элементов различной фигурации по схеме. | 2 | 2 | ||
30.10.19 | Технология изготовления. Подготовительные работы. Основные и заключительные этапы. | 1 | 1 | 2 | |
06.11.19 | Раскрой ткани и закрепление ее на рамке. Перевод рисунка на ткань | 2 | 2 | ||
13.11.19 | Последовательное выполнение работы. Разбор ошибок и способы их исправления. | 2 | 2 | ||
20.11.19 | Виды окантовки: обработка потайным швом, обвязка крючком, окантовка косой бейкой или тесьмой. Способы проклеивания. Подготовка клея ПВА. | 2 | 2 | ||
27.11.19 | Обработка края готовой работы. Подготовка рабочего места и клея ПВА для проклеивания. Проклеивание изделия с помощью губки по ковровым линиям. | 1 | 1 | 2 | |
04.12.19 | Технологическая последовательность изготовления. Основные и заключительные этапы. Отличительная особенность заполнения цветочных узоров. Раскрой ткани, перевод рисунка. | 1 | 1 | 2 | |
11.12.19 | Выполнение ковровой вышивки. | 2 | 2 | ||
18.12.19 | Выполнение ковровой вышивки. | 2 | 2 | ||
25.12.19 | Разбор и исправление ошибок. | 2 | 2 | ||
15.01.20 | Оформление края изделия на выбор. | 1 | 1 | 2 | |
22.01.20 | Основные характеристики цвета. Цветовой круг. Восприятие цвета. Теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические. | 2 | 2 | ||
29.01.20 | Выполнение работы с изображением животных. Технологическая последовательность изготовления. Основные и заключительные этапы. Особенности заполнения фигуры животного. Фон и особенности его заполнения. Раскрой ткани, перевод рисунка. | 1 | 1 | 2 | |
05.02.20 | Выполнение работы с изображением животных. Правильное заполнение элементов сложной конфигурации | 0,5 | 1,5 | 2 | |
12.02.20 | Выполнение работы с изображением животных. Правильное заполнение элементов сложной конфигурации | 2 | 2 | ||
19.02.20 | Выполнение работы с изображением животных. Правильное заполнение элементов сложной конфигурации | 2 | 2 | ||
26.02.20 | Правильное заполнение мелких элементов. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
04.03.20 | Обработка края готовой работы. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
11.03.20 | Проклеивание изделия с помощью губки по ковровым линиям. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
18.03.20 | Выполнение работы с сюжетным рисунком. Организация рабочего места. Отличительная особенность выполнения сюжетных композиций. Технологическая последовательность. | 2 | 2 | ||
25.03.20 | Раскрой ткани. Выбор сюжета и перевод его на ткань. | 1 | 1 | 2 | |
01.04.20 | Выполнение ковровой вышивки по составленной последовательности. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
08.04.20 | Выполнение ковровой вышивки по составленной последовательности | 2 | 2 | ||
15.04.20 | Выполнение ковровой вышивки по составленной последовательности. | 2 | 2 | ||
22.04.20 | Выполнение ковровой вышивки по составленной последовательности. | 2 | 2 | ||
29.04.20 | Выполнение ковровой вышивки по составленной последовательности. | 2 | 2 | ||
06.05.20 | Анализ ошибок и их устранение. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
13.05.20 | Оформление края по выбору обучающегося. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
20.05.20 | Проклейка готовой работы. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
27.05.20 | Итоговое занятие. Подготовка творческих работ к выставке. | 2 | 2 | ||
Итого | 24 | 48 | 72 |
[1] Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
[2] Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
[3] Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации.- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа № 196 от 09.11.2018. – пункт 19.
[4] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14. – Приложение №3 (Рекомендуемый режим).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/01/picture-804086-1470041773.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Исследователь» (базовый уровень)
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования ос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-266190-1384116326.jpg)
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология и цивилизация» (стартовый уровень)
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология и цивилизация» (стартовый уровень)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/23/picture-1004918-1527049008.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Родной язык (ненецкий)" (базовый уровень)
Формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции как средства общения, развития этнического самосознания личности через приобщение к культуре, традиция...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/23/picture-1004918-1527049008.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" (базовый уровень)
Формирование специальных компетентностей у учащихся в области технического моделирования и конструирования, способствующих развитие творческих способностей личности ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999353-1516548571.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия холодного фарфора" стартовый уровень 72 часа
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Используя полученные знания, обучающиеся уже на первом году ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-1213094-1581871108.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика» (стартовый уровень)
В программе представлены два модуля: «Ритмика» и «Креативное творчество». Все модули объединяет игровой метод проведения занятий, который придает учебно-воспитательному п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бисеринка" (стартовый уровень, 5-7 лет, 72 часа)
Образовательная программа «Бисеринка» имеет художественную направленность, относится к стартовому уровню.Актуальность – в настоящее вр...