Дополнительная общеразвивающая программа (адаптированная) "Творчество руками ребенка" (для детей с ОВЗ)
рабочая программа
Данная программа направлена на создание базовых основ в области декоративно-прикладного творчества, формирование и развитие творческих способностей и успешную социализацию и адаптацию ребенка с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_rukami_rebenka_.docx | 118.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(АДАПТИРОВАННАЯ)
художественной направленности
«ТВОРЧЕСТВО РУКАМИ РЕБЕНКА» (для детей с ОВЗ)
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 7-13 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор программы:
Клеменкова Елена Юрьевна,
педагог дополнительного образования
г. Надым
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………………… 3
2. Учебный план……………………………………………………… 11
3. Содержание программы…………………………….……………. 13
4. Методическое обеспечение программы ………………………….. 24
5. Список литературы…………………………………………………. 25
6. Глоссарий…………………………………………………………… 25
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время в обществе большое внимание уделяется детям-инвалидам, детям с ОВЗ, идет поиск путей решения проблемы: как сделать так, чтобы такие дети могли вести полноценную и достойную жизнь. Необходимо создать такие условия, которые обеспечат его развитие, будут способствовать приобретению уверенности в себе и успешную социализацию в обществе. В жизни детей с ограниченными возможностями именно творческая деятельность оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка и его общественной активности.
Направленность программы «Творчество руками ребенка» (для детей с ОВЗ) - художественная.
Адаптация дополнительной образовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и включает следующие направления деятельности:
- анализ и подбор содержания программы;
- изменение структуры и временных рамок;
- использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
Программа направлена на создание базовых основ в области декоративно – прикладного творчества; удовлетворение познавательного интереса; формирование и развитие творческих способностей; успешную социализацию и адаптацию ребенка с ОВЗ в обществе; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая (адаптированная) программа «Творчество руками ребенка» (для детей с ОВЗ) разработана в соответствии с:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11. 2018 № 196);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41).
- Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
Уровень освоения содержания программы: базовый.
Актуальность программы. Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования состоит из всестороннего развития личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Реализация общеобразовательной общеразвивающей программы «Творчество руками ребенка» (для детей с ОВЗ) позволяет разрешить проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
Новизна программы. Программа предоставляет возможность детям с ОВЗ освоить различные виды декоративно-прикладного творчества в соответствии с индивидуальными особенностями в развитии. Обучаясь прикладному искусству у детей развивается наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. Программа дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности, вводит его в удивительный мир фантазии, предусматривает развитие его художественно-эстетических способностей.
Отличительною особенностью общеразвивающей (адаптированной) программы является ее адаптированность под запросы конкретных детей. Программа ориентирована на создание условий для развития творчества учащихся, повышение уверенности в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом особенностей заболевания. Программа адаптирована для 2-х учащихся имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата легкой и средней степени тяжести. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания. Все это способствовало формированию содержания программы, обусловило выбор тем, форм и методов деятельности.
Педагогическая целесообразность. Общеразвивающая образовательная (адаптированная) программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность учащимся реально открывать для себя волшебный мир творчества, умение проявить и реализовать свои творческие способности. Это помогает ребенку найти в себе желания творить, фантазировать и реализовывать свои творческие идеи.
Цель программы: развитие творческих способностей и познавательной активности детей с ОВЗ через освоение технологий декоративно-прикладного искусства.
Образовательные (программные) задачи:
- освоение учащейся первоначальных знаний, умений по технологиям изготовления изделий декоративно - прикладного искусства;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- освоение правил техники безопасности;
- формирование умений добывать и обрабатывать информацию;
- развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ с помощью педагога;
- формирование навыков по основам проектной деятельности;
- развитие умения работать с различными инструментами и материалами декоративно-прикладного творчества.
Личностные задачи:
- формирование готовности и способности к получению знаний;
- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие творческой активности, проявление инициативы и любознательности;
- формирование навыков конструктивного взаимодействия, толерантности;
- развитие творческой индивидуальности, креативного мышления;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные:
- развитие мотивации к познавательной и творческой активности на занятиях декоративно – прикладной направленности;
- формирование информационной компетентности учащейся в работе с различными источниками.
- развитие навыков самостоятельной практической деятельности, аккуратности, бережливости;
- развитие умений и навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации;
- развитие - умения осознанно строить и оценивать свою деятельность (рефлексия).
Планируемые результаты освоения программы
Образовательные (программные) результаты первого года обучения:
учащийся понимает:
- технологию вырезания, скручивания, прорезания;
- основные базовые элементы в разных видах деятельности;
- особенности и способы обработки различных материалов (бумага, фетр, ткань, фоамиран, природный, бросовый материал).
- последовательность изготовления несложных изделий по схеме, по образцу.
умеет:
- организовать свое рабочее место;
- пользоваться различными инструментами ручного труда, соблюдая правила техники безопасности;
- подбирать гармоничные цвета и оттенки;
- взаимодействовать с педагогом в учебной деятельности;
- бережно относиться к выполнению работы, к инструментам и материалам;
- изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества по схеме, образцу.
владеет
- навыками изготовления несложных изделий;
- основными приемами и техникой изготовления изделий декоративно-прикладного искусства;
- навыками разметки по шаблонам с помощью педагога;
- правилами безопасности труда с колющими и режущими инструментами.
Предметные результаты второго года обучения:
учащийся понимает:
- основные геометрические понятия при работе с бумагой и технологию соединения деталей;
- технологию составления несложных плоских композиций;
- основные базовые элементы в разных видах деятельности;
- особенности и способы обработки новых, современных материалов.
- последовательность изготовления изделий в разной технике по схеме, по образцу, собственному замыслу.
умеет:
- изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества по схеме, образцу с творческим заданием;
- аккуратно и правильно выполнять работу;
- работать с трафаретами, схемами;
- пользоваться дополнительной литературой и ИКТ;
- эстетично оформлять изделия, проявляя элементы своего творчества.
владеет
- основными приемами работы с различными материалами;
- специальной терминологией;
- правилами безопасности труда с колющими и режущими инструментами;
- навыками конструирования в различных техниках при изготовлении поделок;
Предметные результаты третьего года обучения:
учащийся понимает:
- последовательность технологического процесса;
- технологию и конструкцию изделия: определяют взаимное расположение деталей, виды их соединений;
- технологию разметки с помощью шаблонов, трафаретов, чертежно – измерительных инструментов.
умеет
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- проводить сравнение образца с изделием, проводить оценку по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте труда;
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- читать и работать по схемам и условным обозначениям с помощью педагога;
- составлять композиции в разных техниках;
- работать индивидуально с опорой на готовый план в виде схем, трафаретов;
- аккуратно и эстетично выполнять работу.
владеет
- базовыми технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию изделий;
- способами планирования и организации трудовой деятельности;
- навыками организации рабочего места в зависимости от вида работы, распределения рабочего времени;
- навыками проектирования, рефлексии.
Личностные результаты:
- сформирована коммуникативная культура;
- сформирована установка на здоровый образ жизни, на мотивацию к творческому труду, бережному отношению к материальным ценностям;
- сформирован навык конструктивного взаимодействия, толерантность;
- развита творческая активность, инициативность и любознательность.
Метапредметные результаты:
- сформировано умение планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль с помощью педагога;
- сформировано ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению;
- владеет разными способами решения проблем творческого и поискового характера с консультацией педагога;
- сформирована активная жизненная позиция в условиях инклюзивного образования;
- сформировано умение к использованию знаково-символических средств представления информации, речевых средств и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- сформировано умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
В процессе реализации программы у учащейся формируются следующие компетенции:
- Ценностно-смысловые компетенции: развитие мировоззрения, способность видеть и понимать, окружающий мир ориентироваться в нем.
- Общекультурные компетенции: уважение к ценностям семьи, любви к природе, оптимизм в восприятии мира. Владение культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми.
- Учебно-познавательные компетенции: поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; умение давать определение понятиям; анализировать, сравнивать, строить логическое рассуждение, обобщать факты, владение измерительными навыками.
- Информационные компетенции: умение работать с различными источниками информации, в том числе с интернет - ресурсами (чтение и составление схем, орнаментов, узоров).
Коммуникативные компетенции: умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию.
- Социально-трудовые компетенции: уровень самостоятельности, степень сформированности умений и навыков, аккуратность, точность в выполнении работы, качество изготовленных изделий.
- Компетенции личностного самосовершенствования: способность активно побуждать себя к критическим действиям, без побуждения извне, умение самостоятельно контролировать свои поступки, достигать намеченного.
Адресат программы: учащийся с нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП, хирургическое заболевание), учащийся с расстройством аутистического спектра. Форма организации деятельности индивидуальная. Условия набора в учебное объединение: принимаются только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Ариадна С., 2007 года рождения обучается в 5 классе VIII вида МОУ СОШ № 9 г. Надыма по программе начального образования. У Ариадны поставлен диагноз - ДЦП. Выявлено снижение познавательной активности. Инструкцию взрослого не всегда понимает с первого раза. Задержано и замедлено формирование двигательных функций: ходьбы, манипулятивной деятельности. Темп работы неустойчивый, процессы возбуждения и торможения разбалансированы, работоспособность низкая. Проблемы со зрением (носит очки), мелкая моторика развита на низком уровне. Замедлен темп психических процессов, их подвижность и переключаемость слабая. Внимание неустойчивое, наблюдается снижение концентрации, избирательности и распределения внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость. Продуктивный период внимания составляет 15 -20 минут. Преобладает кратковременная, зрительная память (соответствует возрастной норме), вербальный материал запоминается с трудом. Память имеет неустойчивый характер. Недостаточно сформированы основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация). Преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление нарушено. Недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи. Навыки самообслуживания сформированы достаточно. Отмечаются трудности в организации поведения и деятельности. Уровень учебной мотивации средний.
Объем и срок освоения программы: количество учебных часов по программе – 144, в том числе предусмотрено 30 часов теоретических занятий и 114 часов практических занятий. Срок реализации программы - 3года.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - индивидуальная. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут (при необходимости увеличивается количество перерывов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы аттестации
Промежуточная аттестация учащейся проводится в конце учебного года в форме контрольного занятия или практической работы.
Используемые методы: тестирование, практическое задание, творческое задание, опрос.
Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе в следующих формах: творческая выставка, практическая работа в одной из изученных техник.
Методы обучения:
- словесные - беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, чтение специальной литературы;
- практические – практическая, творческая работа, самостоятельная работа;
- наглядно-демонстрационные – просмотр цветных иллюстраций, картин, репродукций, демонстрация, моделирование (создание технологических схем, графических рисунков);
- метод учебного поощрения;
- арт-терапия.
Программа итоговой аттестации содержит методику проверки теоретических знаний учащихся и их практических умений и навыков. Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов итоговой аттестации вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.
Выпускнику учебной группы по результатам итоговой аттестации выдается удостоверение о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков (ЗУН), который проводится три раза в год и общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится два раза в год (в начале и в конце освоения программы).
Виды контроля:
• начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября;
- стартовый контроль – в начале каждого последующего года обучения с 15 по 25 сентября;
• контрольный срез – с 20 по 26 декабря;
• промежуточная аттестация - с 20 по 30 апреля текущего учебного года;
• итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая.
Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков учащейся проводится в следующих формах: контрольное занятие (возможно в тестовой форме); игровой зачет; защита творческих, проектно-исследовательских работ и презентаций.
Методы контроля: опрос, тестирование, собеседование, наблюдение, практическая работа, оценивание.
Контроль ЗУН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, правильность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.
Контроль ОУУиН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям:
организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.
ЗУН и ОУУиН учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов
Критерии оценки результатов освоения программы
1 год обучения:
1) Начальный контроль:
- знание простых навыков вырезания, скручивания, прорезания;
- умение пользоваться шаблонами, трафаретами;
- умение работать с простейшими источниками информации;
- навыки изготовления несложных изделий из бумаги.
2) Контрольный срез:
- знание последовательности изготовления изделий по схеме, по образцу;
- умение пользоваться инструментами, соблюдать правила техники безопасности;
- умение подбирать гармоничные цвета и оттенки;
- навыки способов изготовления модулей в технике оригами.
3) Промежуточная аттестация:
- знание терминологии опорных понятий;
- умение аккуратно и точно выполнять работу;
- умение работать с трафаретами, шаблонами, схемами с помощью педагога;
- навыки изготовления сувениров по образцу с помощью педагога.
2 год обучения:
- Стартовый контроль:
- знание экономной разметки материала по шаблонам;
- знание основных геометрических понятий при работе с бумагой;
- умение работать с инструментами и приспособлениями;
- умение составлять несложные плоские композиции.
- Контрольный срез:
- знание технологической последовательности работы с бумагой при изготовлении изделий;
- умение соединять готовые элементы разными способами;
- навыки соединения модулей;
- чертежно - графические навыки.
3) Промежуточная аттестация:
- знание технологии изготовления изделий из фоамирана;
- умение аккуратно и правильно выполнять работу;
- умение работать с трафаретами, шаблонами;
- навыки изготовления сувениров по образцу.
3 год обучения:
1) Стартовый контроль:
- знание способов работы в технике «декупаж»;
- умение грунтовать поверхность, наносить салфетку на поверхность;
- умение декорировать готовое изделие;
- навыки работы в технике «декупаж».
2) Контрольный срез (декабрь):
- знание технологии изготовления изделий из ниток;
- умение изготавливать помпоны разной длины;
- умение последовательно соединять детали изделия;
- навыки накручивания нитей на картон.
3) Итоговая аттестация:
Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащейся (соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям):
- знание основ составления композиций;
- знание ТБ при работе с инструментами;
- знание основ технологической грамотности.
Критерии оценки уровня практической подготовки учащейся (соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям):
- умение пользоваться инструментами и материалами;
- навыки качественного выполнения практического задания;
- технологичность, последовательность практической деятельности;
- креативность и качество выполнения практических работ.
Критерии оценки уровня личностного развития и воспитанности учащейся:
- умение организовать свое рабочее место;
- навыки выполнения творческих заданий;
- умение вести диалог на личностном и межличностном уровне;
- навыки аккуратного и эстетичного выполнения работы.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи.
Материально-техническое обеспечение: стол ученический, стул ученический, стол преподавателя, ноутбук, инструментарий для практических работ.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, методист, педагог-психолог.
Методическое и дидактическое обеспечение: календарный учебный график; раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки).
Воспитательная деятельность. Работа с родителями
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: (творческих конкурсов, реализация творческих проектов, посещение библиотеки, выставок и концертов и т. д.). Для воспитательного пространства характерно:
- наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
- построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками
педагогического процесса.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.
Работа с родителями предусматривает:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы и консультации;
- профилактические беседы;
- анкетирование, социологический опрос родителей;
- тематические консультации с приглашением психолога, социального педагога;
- совместные воспитательные мероприятия;
- совместное проведение экскурсий и посещение выставок, музеев.
Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.
Формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, дни открытых занятий и воспитательных мероприятий, выпуск газет, совместная деятельность в рамках проекта.
Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся.
Формы досуговой деятельности: совместные праздники, конкурсы, экскурсии, посещение выставок, музеев.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I. | Вводное занятие | 2 1/1 | |||
1. Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами и инструментами. | 2 | 1 | 1 | опрос | |
П. | Бумагопластика | 46 8/38 | |||
2.1.Разновидности бумаги. Изготовление открытки с помощью аппликации | 8 | 1 | 7 | практический контроль, мини-выставка | |
2.2.Обрывная аппликация. | 8 | 1 | 7 | практическая работа, практический контроль | |
Экскурсия в парк | 2 | 1 | 1 | дискуссия | |
2.3. Торцевание. | 6 | 1 | 5 | творческая работа | |
2.4. Квиллинг. | 8 | 1 | 7 | контрольное задание, творческая работа | |
2.5.Оригами. Изготовление модулей. | 12 | 2 | 10 | творческая работа | |
2.6.Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | мини-выставка «Мое творчество» | |
III. | Работа с тканями, фетром, нитками, природным материалом и вторичным сырьем | 94 15/79 | опрос, контроль, творческая работа, рефлексия, анализ результатов, выставка творческих продуктов | ||
3.1. Шитье. | 14 | 2 | 12 | практический контроль, творческая работа | |
Экскурсия в эко – парк | 2 | 1 | 1 | дискуссия | |
3.2.Изготовление сувениров из ниток. | 14 | 1 | 13 | практическая работа | |
Экскурсия в Дом природы | 2 | 1 | 1 | обсуждение | |
3.3. Сувениры из вторичного сырья и природного материала. | 24 | 4 | 20 | презентация творческого проекта | |
Экскурсия на Бульвар Стрижова | 2 | 1 | 1 | беседа-диалог | |
3.4.Изготовление сувениров из фоамирана. | 14 | 3 | 11 | практическая работа, самоанализ, практический контроль | |
3.5. Индивидуальная творческая работа по выбору учащегося. | 22 | 2 | 20 | мини-выставка «Мое творчество» | |
IV. | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | беседа-диалог |
Итого: | 144 | 25 | 119 |
Учебный план второго года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I. | Вводное занятие | 2 1/1 | |||
1.1. Инструктаж по ТБ. Ознакомление с работой объединения. | 2 | 1 | 1 | собеседование | |
П. | Работа с бумагой и картоном | 36 7/29 | опрос, контроль, творческая работа, рефлексия, анализ результатов, выставка творческих продуктов | ||
2.1. Техника декупаж. | 12 | 2 | 10 | самостоятельная творческая работа | |
2.2. Техника скрапбукинг. | 10 | 2 | 8 | мини-выставка поделок из бумаги | |
2.3. Смешанная техника. | 12 | 2 | 10 | итоговое практическое занятие | |
2.4. Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | мини - выставка «Мое бумажное творчество» | |
III. | Работа с тканями, нитками, бросовым и природным материалом, фоамираном | 96 18/80 | опрос, контроль, творческая работа, рефлексия, анализ результатов, выставка творческих продуктов. | ||
3.1. Изготовление изделий из ткани, фетра. | 16 | 2 | 14 | практическое задание, анализ | |
3.2.Изготовление сувениров из ниток. | 16 | 3 | 13 | практическая работа | |
3.3. Сувениры из природного материала и вторичного сырья. | 16 | 3 | 13 | опрос, выставка работ | |
3.4.Упаковка для подарка. | 14 | 2 | 12 | мини-выставки готовых творческих продуктов | |
3.5. Плетение фигурок. | 12 | 2 | 10 | практическое задание, анализ | |
3.6. Изготовление сувениров из фоамирана. | 20 | 4 | 16 | практическая работа, практическое задание | |
3.7.Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | мини-выставка | |
I V. | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | рефлексия деятельности, анализ результатов |
V. | Экскурсии | 8 | 3 | 5 | |
Итого | 144 | 29 | 115 |
Учебный план третьего года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I. | Вводное занятие | 2 1/1 | |||
1.1. Инструктаж по ТБ. Ознакомление с работой объединения. | 2 | 1 | 1 | опрос | |
П. | Работа с бумагой и картоном | 38 7/31 | опрос, творческая работа, мини выставка, практическая работа, анализ результатов. | ||
2.1. Изготоовление сувенира в технике декупаж. | 12 | 2 | 10 | самостоятельная работа | |
2.2. Изготовление сувенира в технике модульное оригами. | 12 | 2 | 10 | творческая работа | |
2.3. Изготовление изделий в смешанной технике. | 12 | 2 | 10 | практическая работа | |
2.4. Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | анализ, мини-выставка | |
III. | Индивидуальная творческая работа по выбору учащейся | 94 17/79 | творческая работа, мини выставка, рефлексия деятельности, анализ результатов. | ||
3.1. Изготовление изделий из ткани, фетра. | 16 | 2 | 14 | практическая работа | |
3.2.Изготовление сувениров из ниток. | 16 | 2 | 14 | творческая работа | |
3.3. Изготовление сувениров из природного материала и вторичного сырья. | 16 | 3 | 13 | анализ, мини-выставка | |
3.4.Изготовление изделий из фоамирана. | 16 | 3 | 13 | практическое задание, анализ | |
3.5. Упаковка для подарка. | 14 | 2 | 12 | творческая работа | |
3.6. Изготовление изделий из бисера. | 14 | 2 | 12 | мини-выставка | |
3.7.Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | анализ результатов | |
I V. | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | мини выставка, рефлексия деятельности, анализ результатов |
V. | Экскурсии | 8 | 3 | 5 | дискуссия |
Итого | 144 | 27 | 117 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы 1 год обучения
I. Вводное занятие.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приёмы: интерактивная игра, словесно-иллюстративный, объяснение с показом трудовых действий
Дидактический материал: инструкции: по технике безопасности
Теория: знакомство. Ознакомление учащейся с содержанием образовательной программы. Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ, правилами пожарной безопасности (ознакомить с путями эвакуации в случае возникновения пожара), правилами дорожного движения; с режимом работы объединения, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения.
Практика: интерактивная игра: «Пешеход».
Метод контроля: собеседование
Форма контроля: опрос
II.Бумагопластика.
2.1. Разновидности бумаги. Изготовление открытки с помощью аппликации
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная под контролем педагога
Формы, методы и приемы: игра, словесный, показ трудовых приемов педагогом, физминутка, практическая работа с помощью педагога
Дидактический материал: интернет-ресурсы
Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, креп бумага, клей, ножницы, дополнительная оформительская фурнитура
Теория: познавательная беседа: «История бумаги». Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Понятие «Бумажная пластика»– это искусство оживлять лист бумаги, создавая из него выразительные образы: цветов, птиц, животных. Бумага – это очень удобный материал, позволяющий сделать практически любые бутоны, сымитировать их природный шарм и утонченность. Изучение способов настригания, вырезания, закручивания лепестков, склеивания деталей, приклеивание к основному фону. Понятие «Композиционное решение».
Практика: Продуктивная игра «Определи инструмент по загадке». Практическая работа по изготовлению картины «Бумажные фантазии».
Метод контроля: собеседование, наблюдение
Форма контроля: практический контроль, мини-выставка
2.2. Обрывная аппликация
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, практическая работа с помощью педагога, беседа
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, клей, ножницы, рамочка, дополнительная оформительская фурнитура
Теория: познавательная беседа: «Разнообразные возможности работы с салфетками, креп бумагой». Краткая познавательная беседа о технике «обрывная аппликация», Инструктаж по выполнению работы в этой технике
Практика: Практическая работа по изготовлению изделий в технике «обрывная аппликация» – открытка «Грибы на поляне». На обратной стороне цветной бумаги нарисовать ножки грибов, на обратной стороне коричневой бумаги нарисовать шляпки, разные по размеру. Аккуратно «оборвать» ножки и шляпки грибов. Расположить на выбранном фоне. Изготовление травы делаем таким же способом. Оформить грибы травинками, располагая на аппликации. Приклеить детали аппликации. Возможны другие варианты изготовления работы. Чтобы аппликация была ровной необходимо положить ее под пресс (несколько книг). Оставить так до высыхания клея. Оформить в рамочку. Физминутка.
Метод контроля: собеседование, наблюдение
Форма контроля: практическая работа, практический контроль
2.3. Торцевание
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, показ трудовых приемов педагогом, практическая работа с помощью педагога.
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, креп бумага, клей, ножницы, дополнительная оформительская фурнитура
Теория: познавательная беседа: «торцевание». Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами.
Практика: техника «торцевание» - метод работы с бумагой и клеем, который позволяет создавать удивительные композиции, отличающиеся необычным видом и объемностью рисунка. Этот метод представляет собой синтез аппликации и бумаговерчения. Поделки в технике торцевания делаются с помощью мелких квадратов из гофрированной бумаги, цветной салфетки. Объемный элемент композиции представляет собой сжатый в виде конуса небольшой кусочек бумаги и называется «торчком» или «торцовкой». Множество торцовок создают задуманный образ, заполняя пространство заранее прорисованного контура. Изготовление поделок методом торцевание не сложная, но кропотливая и требует усидчивости и аккуратности. На первом этапе педагог подготавливает распечатанную картинку. Учащиеся вырезают ее и наклеивают на лист картона. Затем нарезаются квадратики из креповой бумаги или салфеток нужных цветов. Квадрат накручивается на стержень – это получилась «торцовочка». «Торцовочки» намазываем клеем и плотно приклеиваем к нужному месту близко друг к другу. Физминутка.
Метод контроля: собеседование, наблюдение
Форма контроля: творческая работа
2.4. Квиллинг
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, показ трудовых приемов педагогом, практическая работа с помощью педагога
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: разноцветные тонкие полоски бумаги (можно нарезать вручную или купить уже готовые наборы), клей, ножницы, пинцет, дополнительная оформительская фурнитура
Теория: познавательная беседа: «Техника квилинг» - (бумагокручение). Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами.
Практика: техника «квиллинг» от английского –quill (птичье перо). Технология накручивания полосок бумаги, изучение базовых фигур (капля, глаз, квадрат, ромб, полумесяц, стрелка, треугольник, сердечко, рожки, завиток, веточка). Полученные фигурки используют по желанию - для составления открыток, панно и многого другого. Физминутка.
Метод контроля: собеседование, наблюдение
Форма контроля: контрольное задание, творческая работа
2.5. Оригами
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов педагогом, практическая работа с помощью педагога
Дидактический материал: фото, интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: цветная бумага, клей, карандаш, линейка, ножницы, дополнительная оформительская фурнитура.
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами. Разбор схем спиралей.
Практика: изготовление фоторамки, елочки в технике «оригами». Для изготовления елочки используется базовая форма – двойной треугольник из бумаги форматом А-4. Изготовить необходимое количество модулей, а затем выполнить их соединение. Декорирование фоторамки. Физминутка.
Метод контроля: собеседование, наблюдение
Форма контроля: творческая работа
2.6. Итоговое занятие.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, наглядный
Дидактический материал: готовый творческий продукт
Практика: аукцион вопросов и ответов.
Методы контроля: оценивание, обсуждение.
Форма контроля: мини - выставка «Мое творчество»
III. Работа с тканями, фетром, нитками, вторичным сырьем.
3.1. Шитье
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, показ образцов
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: фетр, иглы, ножницы, бисер, бусины, тесьма, дополнительная оформительская фурнитура
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Интерактивная беседа: «Использование отходов вторичного сырья в декоративно-прикладном творчестве».
Практика: Практическая работа по изготовлению игольницы из фетра «Сердечко», чехол на телефон. Изучение швов: «вперед иголкой» «через край», «петельный». Научить пришивать бисер, бусины, тесьму. Научить собирать декоративный цветок из фетра. Использование шаблонов в работе. Обмеловка шаблонов. Раскрой деталей на фетре. Соединение деталей изученными видами швов. Декорирование игольницы, чехла. Физминутка.
Метод контроля: наблюдение
Форма контроля: практический контроль, творческая работа
3.2. Изготовление сувениров из ниток
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, показ образцов
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: цветные нитки шерстяные, катушечные, шнуры, веревки, картон, клей, ножницы, крупа, бисер, бусины, дополнительная оформительская фурнитура
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Интерактивная беседа: «Свойства ниток, бисера, бусин и их применение в декоративно – прикладном творчестве».
Практика: Практическая работа по изготовлению изделий в различных техниках: сердечко из ниток; ниточная кукла – сувенир «Мартиничка». Использование шаблона для сердечка, куклы, обмотка шаблона ниткой. Правильность обмотки, натяжение и равномерное заполнение шаблона нитью. Декорирование игрушек – сувениров. Физминутки
Метод контроля: опрос, обсуждение, наблюдение
Форма контроля: практическая работ
3.3. Изготовление сувениров из вторичного сырья и природного материала
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: метод информационной поддержки, беседа – инструктаж, самостоятельная разработка и выполнение задания, поэтапный анализ, метод дизайн-анализа.
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: нитки, ножницы, клей, картон, фоамиран, шаблоны, элементы декора, шпагат, газета, кофейные зерна, пистолет, силиконовый клей, сосуд, алебастр, жесткая проволока для кроны
Теория: познавательная беседа «Магия вещей, оформление интерьера». Ознакомление с видами композиций, их особенности. Соблюдение пропорций в композициях. Формы композиций (линейная, параллельно – горизонтальная). Консультации педагога. Оформление полученных результатов.
Практика: работа над проектом. Работа с интернет – ресурсами. Изготовление сувенира «Цветочный топиарий» - изготовление шара для топиария. Обмотка ствола джутовым шпагатом, оклеивание шара цветами. Соединение ствола с шаром. Посадка топиария в сосуд. Декорирование сосуда и топиария. Организация деятельности. Выполнения технологических операций по алгоритму. Исполнение в материале.
Методы контроля: самоконтроль, собеседование, наблюдение, опрос, обсуждение
Форма контроля: презентация творческого проекта
3.4. Изготовление сувениров из фоамирана
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, просмотр интернет- ресурсов
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: фоамиран, картон, клей, ножницы, бусины, дополнительная оформительская фурнитура
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Беседа: «Возможности фоамирана!».
Практика: Практическая работа по изготовлению изделий из фоамирана:
Поэтапное выполнение цветов мака и одуванчика из фоамирана.
Физминутки
Метод контроля: опрос, обсуждение, наблюдение
Форма контроля: практическая работа, самоанализ, практический контроль
3.5. Индивидуальная творческая работа по выбору учащегося
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, наглядный
Дидактический материал: готовый творческий продукт
Практика: аукцион вопросов и ответов.
Методы контроля: оценивание, обсуждение
Форма контроля: мини - выставка «Мое творчество»
IV. Итоговое занятие.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Формы, методы и приемы: словесный, наглядный.
Дидактический материал: готовый творческий продукт.
Практика: Оформление выставки творческих работ
Методы контроля: оценивание, обсуждение.
Форма контроля: беседа-диалог
Содержание программы 2 года обучения.
I. Вводное занятие.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесно-иллюстративный с показом трудовых действий, практическая работа с помощью педагога, объяснение
Дидактический материал: инструкции по технике безопасности
Теория: ознакомление учащейся с целями и задачами образовательной программы. Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ, правилами пожарной безопасности (ознакомить с путями эвакуации в случае возникновения пожара), правилами дорожного движения; с режимом работы объединения, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения.
Практика: познавательная игра: «Дорога, транспорт, пешеход».
Метод контроля: опрос, наблюдение
Форма контроля: обсуждение
II. Работа с бумагой и картоном.
2.1 Знакомство с техникой «декупаж»
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Формы, методы и приемы: словесный, словесно-иллюстративный, практическая работа с помощью педагога.
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, гофрированная бумага, салфетки, грунт, декупажный лак, клей, кисточка щетина, акриловая краска, ножницы, дополнительная оформительская фурнитура, силиконовый клей
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе. Краткая познавательная беседа о технике «декупаж».
Практика: совершенствование навыков работы с бумагой разного качества. Определение плотности, мягкости, эластичности бумаги. Практическая работа по изготовлению изделий в технике «декупаж» – посуды (баночки, тарелки, бутылки).
Работы в технике «декупаж» выполняются по алгоритму. На первом этапе грунтуется поверхность, затем на поверхность приклеивается салфетка, края которой оборваны, а не вырезаны. Наклеивание салфетки начинается с центра и аккуратно кистью выгоняется воздух и разглаживается поверхность. Изделие высыхает, а затем декорируется.
Метод контроля: опрос, обсуждение, наблюдение
Форма контроля: самостоятельная творческая работа
2.2. Знакомство с техникой «скрапбукинг»
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, словесно-иллюстративный, практическая работа с помощью педагога.
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: блокнот, бумага для скрапбукинга, двусторонний скотч, клеевой пистолет, ножницы, фигурные дыроколы, линейка, карандаш, декоративные элементы, декоративная клейкая лента
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Познавательная беседа о технике «скрапбукинг».
Практика: совершенствование навыков работы с бумагой разного качества. Определение плотности, мягкости, эластичности бумаги. Использование техники: «скрапбукинг» при создании декоративных изделий (открыток, оформление блокнотов, тетрадей и т.п.) На первом этапе необходимо подготовить материал, затем вырезать заготовку, которая должна быть меньше на 2-3 мм. с помощью двустороннего скотча наклеиваем заготовку на блокнот. Затем приступаем к декорированию обложки, подбирая нужную бумагу по цвету. Изготавливаем цветы при помощи дыроколов. Размещаем цветы по поверхности. Декорируем. Физминутка.
Метод контроля: опрос, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: мини-выставка поделок из бумаги
2.3. Изготовление изделий в смешанной технике. Ключница «Домик с подсолнухами»
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, словесно-иллюстративный, практическая работа с помощью педагога
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, скотч, клей – карандаш, ножницы, дополнительная оформительская фурнитура, силиконовый клей
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе ножницами. Познавательная беседа «Вторая жизнь старых вещей».
Практика: подготовка основы в виде домика. Грунтовка поверхности. Подбор салфеток. Наклеивание рисунка на основу. Окрашивание фона желтой краской Покраска морилкой палочек от мороженого для крыши и забора. Сборка крыши и забора. Приклеивание забора и крыши к домику. Покрытие акриловым лаком. Наклеивание дополнительных элементов, крючков. Изготовление подсолнухов выбранным способом.
Метод контроля: опрос, обсуждение, собеседование, наблюдение
Форма контроля: итоговое практическое занятие
2.4.Итоговое занятие
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, наглядный
Дидактический материал: готовый творческий продукт
Практика: аукцион вопросов и ответов.
Методы контроля: оценивание, обсуждение
Форма контроля: мини - выставка «Мое бумажное творчество»
III. Работа с тканями, нитками, бросовым и природным материалом, фоамираном
3.1. Изготовление изделий из ткани и фетра
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, практическая работа с консультацией педагога
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: фетр, ткань, картон, синтипон, салфетки, клей, ножницы, нитки иголки, дополнительная оформительская фурнитура, пряжа, горячий клей.
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Интерактивная беседа: «Новая жизнь старых вещей».
Практика: изготовление сувениров из ткани и фетра (мягкая игрушка). Алгоритм работы: Изготовление выкройки. Раскладка и раскрой Сборка деталей игрушки петельным швом. Вышивка салфетки тамбурным швом. Выбор рисунка. Подготовка ткани к работе. Вышивка рисунка. Физминутки.
Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение
Форма контроля: практическое задание, анализ
3.2.Тема. Изготовление сувениров из ниток
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, практическая работа с консультацией педагога
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: картон, пряжа, салфетки, клей, ножницы, горячий клей, иголки, дополнительная оформительская фурнитура
Теория: инструктаж по ТБ, просмотр интернет- ресурсов
Практика: Изготовление сувениров из ниток, знакомство с техникой «ниткография». Алгоритм работы: Подбор эскиза рисунка. Перевод на картон. Оформление контура рисунка черной нитью. Подготовка нити нужного цвета способом настригания. Выкладывание настриженных нитей на рисунок. Вырезание готового рисунка и приклеивание к основе. Окончательное оформление работы. Ниткография. Нанесение рисунка на картон. Выкладывание рисунка и приклеивание к основе. Окончательное оформление работы.
Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение
Форма контроля: практическая работа
3.3.Тема. Сувениры из природного материала и вторичного сырья
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: практическая работа с консультацией педагога
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: крышки, шаблоны, обрезки фетра или фоамирана, ножницы, иголки, нитки, горячий клей, крупа, семечки
Теория: инструктаж по ТБ
Практика: Поделки из крышек от пластиковых бутылочек и обрезков фетра. Вырезание шаблонов поделки. Выкраивание деталей. Склеивание деталей. Работа с горячим клеем. Декорирование сувениров.
Панно Пуговичное дерево: Вырезание шаблона. Перевод шаблона на основу. Оформление дерева пуговицами. Изготовление паспарту панно. Декорирование изделия.
Веер из пластиковых вилок: Изготовление основы веера. Работа с горячим клеем, тесьмой, дополнительной флористической фурнитурой. Сборка веера. Декорирование. Физминутка.
Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение
Форма контроля: опрос, выставка работ
3.4. Упаковка для подарка
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Формы, методы и приемы: наглядно-словесный, практическая работа с консультацией педагога
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: фоамиран, обои, картон, клей, линейка, карандаш, ножницы, дополнительная оформительская фурнитура, горячий клей
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.
Практика: изготовление шаблона нижней части коробочки. Наметка линий биговки. Декорирование внутренней части коробочки. Склеивание сторон. Изготовление шаблона верхней части коробочки. Склеивание сторон. Декорирование внешней части коробочки.
Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: мини-выставки готовых творческих продуктов
3.5. Плетение фигурок
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: практическая работа с консультацией педагога
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: схемы, бисер, кусачки, проволока. картон для основы, элементы композиции, ножницы, клей, пистолет для клея.
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.
Практика: плетение фигурок разными способами. Работа по схемам. Плетение фигурок на морскую тематику. Составление композиции из фигурок. Создание панно. Изготовление основы. Составление композиции. Оформление рамки. Декорирование.
Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: практическое задание, анализ
3.6. Изготовление сувениров из фоамирана
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: практический, практическая работа с консультацией педагога
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: фоамиран, шаблон бантиков, ножницы, зубочистки, схема корзины, шаблоны цветов, листьев, утюг, сухая пастель, влажные салфетки, клей
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности, просмотр и обсуждение интернет-ресурсов
Практика: работа с шаблонами и трафаретами. Работа с горячим клеем, утюгом и молдами. Алгоритм работы с фоамираном:
Перевод шаблона элементов на фоамиран.
Вырезание элементов.
Тонирование фоамирана при необходимости.
Термообработка на утюге.
Сборка элементов.
Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение
Форма контроля: практическая работа, практическое задание
3.7. Итоговое занятие
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, наглядный
Дидактический материал: готовый творческий продукт.
Практика: аукцион вопросов и ответов.
Методы контроля: оценивание, обсуждение.
Форма контроля: мини - выставка
Содержание программы 3 года обучения.
I. Вводное занятие.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесно-иллюстративный, объяснение
Дидактический материал: инструкция по технике безопасности
Теория: ознакомление учащейся с целями и задачами образовательной программы. Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ, правилами пожарной безопасности (ознакомить с путями эвакуации в случае возникновения пожара), правилами дорожного движения; с режимом работы объединения, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения.
Метод контроля: опрос, наблюдение, собеседование.
Форма контроля: опрос
II. Работа с бумагой и картоном
2.1. Изготовление сувениров в технике «декупаж»
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: познавательная беседа, наглядно-демонстрационный, продуктивная игра «Определи по загадкам инструмент», объяснение, инструктаж
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: Инструменты (кусачки, плоскогубцы, ножницы, терма клей, крючки, флористический пистолет,
Теория: инструктаж ТБ, просмотр интернет-ресурсов
Практика: Декупаж по яичной скорлупе. Подготовка скорлупы к работе. Наклеивание скорлупы на основу. Грунтовка поверхности. Подбор салфетки для картины, распределение салфетки на основе. Приклеивание от центра к углам. Оформление в рамочку, дополнительное декорирование рамочки.
Метод контроля: опрос, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: самостоятельная работа.
2.2. Изготовление сувениров в технике «модульное оригами»
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Формы, методы и приемы: инструктаж по ТБ, наглядно-демонстрационный с показом трудовых действий, практическая работа с помощью педагога, анализ.
Дидактический материал: специальная литература
Материалы и инструменты: цветная бумага двусторонняя, розовая, голубая, черная, ножницы, простой карандаш, линейка, скотч, шнур.
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.
Практика: Розовый фламинго. Изготовление модулей. Изготовление рамки из картона. Оклеивание рамки обоями. Соединение модулей. Сборка модулей в столбики. Выкладывание силуэта птицы. Окончательная сборка изделия. Композиционное решение.
Метод контроля: опрос, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: творческая работа.
2.3. Изготовление изделий в смешанной технике
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: инструктаж по ТБ, наглядно-демонстрационный с показом трудовых действий, практическая работа с помощью педагога, анализ
Дидактический материал: интернет- ресурсы
Материалы и инструменты: цветная бумага двусторонняя, ножницы, простой карандаш, гуашь, линейка, клей карандаш, картон, креповая бумага, клей ПВА
Теория: инструктаж по ТБ, просмотр интернет- ресурсов
Практика: изготовление панно в технике оригами и торцевание «Листопад». Подготовка материала к работе. Нарезка квадратов из креповой бумаги. Складывание модуля «трилистник». Составление листьев из модулей и формирование листьев. Оживление листа гуашью. Нарезка квадратов для торцевания. Оформление контура панно. Декорирование панно.
Метод контроля: опрос, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: практическая работа
2.4. Итоговое занятие
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, наглядный
Дидактический материал: готовый творческий продукт
Практика: аукцион вопросов и ответов.
Методы контроля: оценивание, обсуждение
Форма контроля: анализ, мини - выставка
III. Индивидуальная творческая работа по выбору учащихся.
3.1. Изготовление изделий из фетра и ткани
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Формы, методы и приемы: практический, репродуктивный, практическое занятие
Дидактический материал: интернет - ресурсы
Материалы и инструменты: картон, джинсовая ткань, клей, фетр, трафареты, ножницы, джутовый шпагат, декоративные украшения, бусины, готовая основа, глазки,.
Теория: инструктаж по ТБ, просмотр интернет - ресурсов
Практика: Панно «Улитка». Изготовление основы панно. Вырезание полос из картона и обмотка джутовым шпагатом. Изготовление роллов из джинсовых полосок. Приклеивание к основе. Нарезка полос из фетра и джинса, приклеивание полос. Крой по шаблону туловища улитки. вырезание и приклеивание. Изготовление домика улитки, декорирование. Составление композиции. Приклеивание элементов. Окончательная сборка панно, украшение декоративными элементами.
Метод контроля: самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение.
Форма контроля: практическая работа
3.2. Изготовление сувениров из ниток
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Формы, методы и приемы: словесный, показ образцов, инструктаж, самостоятельная работа, анализ выполненной работы, обсуждение
Дидактический материал: интернет-ресурсы
Материалы и инструменты: Полушерстяные нити голубого, белого, желтого цветов, ножницы, рамка для фото А4, картон, клей момент, полубусины, тесьма для украшения
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.
Практика: изготовление снегурочки. Намотка нитей. Разрезание. Формирование туловища головы, рук. Плетение косичек. Формирование талии снегурочки. Изготовление конуса из картона. Приклеивание ниток юбки на картон. Формирование юбки. Оформить воротничок и низ платья ниткой травкой. Изготовление шапки. Окончательная сборка игрушки, украшение. Для изготовления «берлингота» необходимо изготовить основу пирамидки используя чертежно-измерительные инструменты, а затем обмотать каркас пирамидки ниткой.
Метод контроля: самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение.
Форма контроля: творческая работа
3.3.Тема. Изготовление сувениров из природного и бросового материала
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Формы, методы и приемы: практический
Дидактический материал: интернет-ресурсы
Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, разнообразный природный материал, клей, ножницы, крупа, бисер, бусины, дополнительная фурнитура
Теория: инструктаж по ТБ, беседа: «Чудеса природного материала».
Практика: практическая работа Панно из ракушек. Выбор иллюстрации, картинки для наклеивания. Подбор ракушек. Расположение элементов на основе (диск, пластинка). Мелом наметить рисунок. Выкладывание рисунка. Выкладывание рисунка. Окончательное оформление панно. Изготовление фото рамки из ракушек. Разметка прямоугольника. Вырезание деталей. Плетение косички из шпагата. Декорирование поверхности багета рамки джутовой косичкой. Декорирование поверхности рамки ракушками. Изготовление подрамника. Окончательная сборка фоторамки.
Метод контроля: опрос, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: анализ, мини-выставка
3.4. Изготовление изделий из фоамирана
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Формы, методы и приемы: словесный, практическая работа с консультацией педагога.
Дидактический материал: интернет-ресурсы
Материалы и инструменты: фоамиран, шаблон бантиков, ножницы, зубочистки, схема корзины, шаблоны цветов, листьев, утюг, сухая пастель, влажные салфетки, клей.
Теория: Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с утюгом, горячим клеем.
Практика: Изготовление цветов василька, ромашки. Вырезание шаблонов для цветов , листьев. Перенос шаблона на фоамиран. Вырезание элементов. Тепловая обработка лепестков и листьев, обработка на молде. Тонировка. Изготовление тычинок, серединки. Соединение чашечек цветка с серединкой и тычинками, обмотка стержня тейп-лентой. Обработка листьев на утюге. Обработка листьев на молде. Соединение всех деталей в цветок.
Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: практическое задание, анализ
3.5. Упаковка для подарка
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, практическая работа с консультацией педагога
Дидактический материал: интернет-ресурсы
Материалы и инструменты: фоамиран, обои, картон, клей, линейка, карандаш, ножницы, дополнительная оформительская фурнитура, горячий клей
Теория: инструктаж по ТБ, просмотр интернет- ресурсов.
Практика: Изготовление сумочки для подарка «Божья коровка». Подбор материала. Работа с чертежно- измерительными материалами. Работа с трафаретом. Выкраивание деталей. Нанесение линий биговки. Складывание и склеивание частей сумочки. Украшение сумочки. Аппликация этого насекомого. Вырезать по трафарету детали. Приклеить все детали и окончательная сборка и оформление сумочки. Сумочка мышка-норушка в технике оригами, Вырезание по трафарету, складывание, склеивание, оформление. Коробочка для пасхального яйца «Зайчик» - изготовление основы. Вырезание деталей для декора. Окончательная сборка и декор коробочки. При изготовлении упаковки для подарка совершенствуются дизайнерские навыки по декорированию изделий, формируется художественный вкус, развивается мелкая моторика, внимание, аккуратность.
Метод контроля: собеседование, обсуждение
Форма контроля: творческая работа
3.6. Изготовление изделий из бисера
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Формы, методы и приемы: словесный, показ образцов, практическая работа с консультацией педагога.
Дидактический материал: интернет-ресурсы, специальная литература
Материалы и инструменты: схемы, бисер, кусачки, проволока. картон для основы, элементы композиции, ножницы, клей, пистолет для клея.
Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами
Практика: Панно «Цветочная поляна». Изготовление лепестков, листьев петельным плетением. Работа по схемам. Составление композиции из фигурок. Создание панно. Изготовление основы. Оформление основы под панно. Композиционное решение. Составление композиции. Оформление рамки. Плетение фигурок дает возможность научиться работать по схемам, развивается абстрактное, логическое мышление.
Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение.
Форма контроля: мини выставки готовых творческих продуктов
3.7. Итоговое занятие по теме
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная
Формы, методы и приемы: словесный, наглядный
Дидактический материал: готовый творческий продукт
Практика: аукцион вопросов и ответов.
Методы контроля: оценивание, обсуждение
Форма контроля: анализ
IV. Итоговое занятие
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.
Формы, методы и приемы: словесный, наглядный.
Дидактический материал: готовый творческий продукт.
Практика: аукцион вопросов и ответов.
Методы контроля: оценивание, обсуждение, рефлексия.
Форма контроля: мини - выставка
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
- единства обучения, развития и воспитания;
- последовательности: от простого к сложному;
- систематичности;
- активности;
- наглядности;
- интеграции;
- прочности;
- связи теории с практикой.
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Форма организации образовательной деятельности: индивидуальная.
Формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, выставка, защита мини проектов, практическое занятие, презентация, экскурсия.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, игровые технологии.
Алгоритм учебного занятия:
1.Подготовительный этап:
– организационный момент;
- подготовка учащихся к работе на занятии;
- выявление пробелов и их коррекция;
- проверка творческого, практического задания.
2.Основной этап:
- подготовка к новому содержанию;
- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности;
- формулировка темы, цели учебного занятия;
- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность);
- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. 3.Практическая работа.
4.Итоговый этап:
– подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать;
- мобилизация детей на самооценку;
- рефлексия.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса
- Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. -М.: Изд-во Эксмо,2005.-С. 64.
- Иванова Л.В. Украшения для вашего дома своими руками. (Сказочное рукоделие). – Ярославль: Академия развития, 2011. – С.64.
- Куликова Л.Г, Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: Издательский дом МСП, 2005. – С.100.
- Лындина Ю.С. Фигурки из бисера: Культура и традиции, 2003, – С. 76.
- Свешникова Т.А. Природные материалы.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.- 80с.:ил.-(Мастер-класс на дому)
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
- Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт – дисков. М.: Эксмо, 2007.- С.80.
- Фадеева Е. Простые поделки из бисера: - М.:Айрис – пресс, 2013.- С.144.
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ - единая коллекция образовательных ресурсов;
2. www.ped-kopilka.ru - учебно-методический кабинет;
3. www.passionforum.ru - мастер – классы по рукоделию.
6. ГЛОССАРИЙ
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Гармония цвета - подбор спокойных тонов.
«Декупаж», происходит от французского слова «вырезать», представляет собой особый вид аппликации, с помощью которой можно создать иллюзию изысканной росписи красками.
Конструктивное мышление – умение спроектировать выполнение изделия.
Композиция - сбор отдельных элементов в одно целое.
Контраст - резкий переход из одного к другому цвету
Метод обучения – определенный способ взаимодействия деятельности педагога и обучающегося.
Образ – передача при помощи решения в материале каких-то качеств, черт характера, сказочности, необычности, имеет качество выразительности персонажа.
Пейп-арт – это техника декорирования бумажными салфетками
Пропорции, соразмерность – отношение частей фигуры друг к другу и к целому.
Пластика – плавные переходы от крупной части к мелкой, плавное перетекание одной формы в другую.
Реабилитация - комплексное, направленное использование медицинских, социальных, трудовых и образовательных мероприятий в целях приспособления больного к деятельности в обществе на максимально возможном для него уровне.
Рельеф – это выпуклое изображение предмета, выступающее над плоскостью (фоном).
Ритм - чередование цветовых пятен, главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных, в композиции называется ритмом.
Стержни - силиконовые стержни для пистолета.
Терапия – процесс (желаемый но не всегда досягаемый) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов.
Технология - строгая последовательность производственных операций которую необходимо выполнить на оборудовании определённого класса с использованием необходимых материалов.
Тон - цветовой оттенок любого цвета.
Топиарий, его еще называют "Европейским деревом" и "Деревом счастья", - обычное украшение интерьера в европейской флористике. Очень хороший выход для тех, кто не "любит" комнатные растения. Это очень оригинальная композиция, которая всегда обращает на себя внимание. Яркость и оригинальность достигается не только за счет формы (форма круга сама по себе очень интересна), но и за счет использования в композиции множества сочетаний цветов и применения материалов разной фактуры, изогнутого стволика.
Форма – силуэт изображаемого объекта.
Фон - основа композиции.
Флористика - работа с природным материалом.
Цветовая гамма - сочность цвета и разлив цветового круга.
Шпагат джутовый - этот вид тонкой прочной бечевки (шпагата) имеет натуральное происхождение. Он изготавливается из волокон джутового кустарника, являющегося прядильной культурой. Его можно не только как элемент упаковки товаров, но и для утепления деревянных срубов, а также для декоративной отделки помещений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Щелкунчик» для детей 10-15 лет
«Щелкунчик» реализует дополнительную общеразвивающую программу художественно- эстетической направленности.Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образо...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ВЕСЕЛАЯ АППЛИКАЦИЯ» для детей 5-10 лет сроком реализации 2 года.
Ощеразвивающая программа художественной направленности «Веселая аппликация» для детей 5-10 лет направлена на развитие художественного вкуса у детей, координации движений па...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Умелые руки»
Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях творческого объединения «Умелые руки». Актуальность программы состоит в том, что она имеет техниче...
Дополнительная общеразвивающая программа (адаптированная) "Мастерство без границ" (для детей с ОВЗ)
Данная программа направлена на раскрытие творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями и их социализацию, адаптирована под конкретного ребенка....
Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Правознайка» по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста.
Для повышения уровня правовых знаний детей дошкольного возраста мною была разработана и реализована дополнительная общеразвивающая программа «Правознайка».Цель программы: форми...
Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности «Юный экскурсовод» для детей 5-7 классов
Дополнительная общеразвивающая программакраеведческой направленности«Юный экскурсовод»для детей 5-7 классов...
Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)
АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...