Дополнительная общеразвивающая программа (адаптированная) "Мастерство без границ" (для детей с ОВЗ)
рабочая программа

Клеменкова Елена Юрьевна

Данная программа направлена на раскрытие творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями и их социализацию, адаптирована под конкретного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_masterstvo_bez_granits.docx80.55 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

 Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

        


                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

(АДАПТИРОВАННАЯ)

художественной направленности

«МАСТЕРСТВО БЕЗ ГРАНИЦ» (для детей с ОВЗ)

(стартовый уровень)

Возраст учащихся: 8 -11 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор программы:

Клеменкова Елена Юрьевна,

педагог дополнительного образования

г. Надым

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………        3
  2. Учебный план………………………………………………………         10
  3. Содержание программы……………………………………….           10
  4. Методическое обеспечение программы …………………..        15
  5. Список литературы………………………………………………..        16
  6. Глоссарий……………………………………………………………..        17

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.

Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку такие дети часто отстают от сверстников в обучении, им трудно дается усвоение материала, появляются значительные сложности в общении не только с ровесниками, но и взрослыми. Общими для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, нарушение умственного развития, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой функции и мелкой моторики рук, зрительного восприятия, пространственной ориентировки и эмоционально-личностной сферы.

Современные требования общества к развитию личности детей с ограниченными возможностями здоровья, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения. Этому способствует дополнительное образование как система информального образования, позволяющая создавать условия для оказания комплексной дифференцированной помощи посредством индивидуализации процесса воспитания и обучения.

В настоящее время одним из направлений педагогики является развитие творческой личности. Данная программа раскрывает творческие способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Сам процесс рукоделия способен доставить ребенку огромную радость и желание творить. Все виды рукоделия, представленные в программе, развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья способность работать руками под управлением сознания, совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают глазомер. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем.

               Направленность программы - художественная.

            Содержание программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и направлено на развитие познавательных процессов, на создание первоначальных основ в области декоративно - прикладного творчества, развитие познавательного интереса, творческих способностей учащегося с учетом уровня его возможностей. Индивидуализация образования позволяет обеспечить социализацию учащегося, носит деятельностный характер.

Программа направлена на успешную социализацию и адаптацию детей в условиях инклюзивного образования. 

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерство без границ» (для детей с ОВЗ) разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018 № 196);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. № 06-1844);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41).
  • Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.

                Уровень освоения содержания программы: стартовый.

Актуальность программы.  Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития.

Новизна программы. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Отличительной особенностью данной программы является ее адаптированность под запросы конкретного ребенка. Программа ориентирована на создание условий для творческого развития личности учащейся. Изучение различных приемов декоративно - прикладного творчества на основе применения арт-терапии, трудотерапии (методика лечения при помощи художественного творчества, трудовой деятельности) направлено на повышение уверенности ребенка в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом этих особенностей. Данная программа адаптирована для ребенка с признаками легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС). Таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания. Все это способствовало формированию содержания программы, обусловило выбор тем, форм и методов деятельности.

   Цель программы: получение первоначальных знаний, приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

           Задачи:

Образовательные (программные):

  • освоение первоначальных знаний, умений по технологиям изготовления изделий

  декоративно - прикладного искусства;

  • приобретение умений применять полученные знания на практике;
  • приобретение знаний правил техники безопасности;
  • формирование умений добывать информацию;
  • развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ с помощью

              педагога;

  • формирование специальных компетенций (освоение инструментария декоративно прикладного искусства, новых технологий работы с различными материалами, навыки оформления творческих, проектных работ с помощью педагога).

Личностные задачи:

  • формирование умения вести диалог;
  • развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие творческой активности, проявление инициативы и любознательности;
  • развитие творческой индивидуальности, логического мышления;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные:

  • формирование первоначальных умений работать с различными источниками информации;
  •  формирование рефлексивных умений;
  • формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству;
  • развитие возможностей для самореализации личности учащегося.

Межпредметные связи: в процессе обучения по программе учащиеся применяют полученные знания, умения и навыки на уроках технологии, математики, рисования, окружающего мира.

Планируемые результаты реализации программы

Образовательные (программные) результаты обучения:

учащиеся понимают:

  • простейшие приемы, используемые для различных видов рукоделия;
  • технику безопасности на занятиях;
  • технологический процесс изготовления поделок;
  • основные базовые элементы в разных видах деятельности;
  • особенности и способы обработки различных материалов (бумага, фетр, природный, бросовый материал, солёное тесто, пластилин).

 умеют:

  • соблюдать правила безопасного труда при работе с различными инструментами ручного труда, соблюдая правила техники безопасности;
  • переводить шаблоны на различный материал;
  • изготавливать и оформлять несложные поделки;
  • осуществлять декоративную работу при изготовлении изделия;
  • подбирать гармоничные цвета и оттенки;
  •  добросовестно относиться к выполнению работы, к инструментам и материалам;
  • изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества по схеме, образцу.

владеют:

  • навыками изготовления несложных изделий;
  • основными приемами и техникой изготовления несложных изделий;
  • навыками разметки по шаблонам с помощью педагога;
  • правилами безопасности труда с колющими и режущими инструментами.

Личностные результаты: 

  • сформирована коммуникативная культура;
  • сформирована установка на здоровый образ жизни, на мотивацию к творческому труду, бережному отношению к материальным ценностям;
  • сформирована толерантность;
  • развита творческая активность, инициативность и любознательность.

Метапредметные результаты:

  • сформировано умение планировать свои действия  с помощью педагога;
  • сформировано ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению;
  • сформирована активная жизненная позиция в условиях инклюзивного образования;
  • сформировано умение к использованию знаково-символических, речевых средств и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

Педагогическая целесообразность. Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей.

В процессе реализации программы «Мастерство без границ» (для детей с ОВЗ) у учащихся формируются следующие компетенции:

- ценностно-смысловые компетенции: развитие мировоззрения, способность видеть и понимать,  окружающий мир ориентироваться в нем;

- общекультурные компетенции: уважение к ценностям семьи, любви к природе, оптимизм в восприятии мира; владение культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми;

- учебно-познавательные компетенции: поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; умение давать определение понятиям; анализировать, сравнивать, строить логическое рассуждение, обобщать факты, владение измерительными навыками;

- информационные компетенции: умение работать с различными источниками информации, в том числе с интернет - ресурсами (чтение и составление схем, орнаментов, узоров);

- коммуникативные компетенции: умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию;

- социально-трудовые компетенции: уровень самостоятельности, степень сформированности умений и навыков, аккуратность, точность в выполнении работы, качество изготовленных изделий;

- компетенции личностного самосовершенствования: способность активно побуждать себя к критическим действиям, без побуждения извне, умение самостоятельно контролировать свои поступки, достигать намеченного.

Краткая характеристика учащегося

Диана Р., 2008 года рождения обучается в 4 классе МОУ СОШ № 6 г.Надыма по программе начального образования. У Дианы поставлен диагноз - эпилепсия. Ребёнок контактен, доброжелателен, настроение в целом позитивное. Объём устойчивой работоспособности хаотичен, зависим от настроения. Инструкцию взрослого не всегда понимает с первого раза. Темп работы неустойчивый, процессы возбуждения и торможения разбалансированы, работоспособность низкая. Мелкая моторика развита слабо. Замедлен темп психических процессов, их подвижность и переключаемость слабая. Внимание неустойчивое, наблюдается снижение концентрации, избирательности и распределения внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость. Продуктивный период внимания составляет 20 минут. Преобладает кратковременная, зрительная память (соответствует возрастной норме), вербальный материал запоминается с трудом.  Память имеет неустойчивый характер. Недостаточно сформированы основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация).  Преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление нарушено. Недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи. Навыки самообслуживания сформированы достаточно. Отмечаются трудности в организации поведения и деятельности. Уровень учебной мотивации средний.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе – 144, в том числе предусмотрено 30 часов теоретических занятий и 114 часа практических занятий.

Форма обучения: очная.        

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - индивидуальная. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут (по необходимости увеличивается количество перерывов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы аттестации:

        Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия в форме практического занятия.

        Используемые методы: практическое задание, самостоятельная работа.

Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе в следующих формах: практическая работа в одной из изученных техник.

Используемые методы: творческое задание, тестирование.

Программа итоговой аттестации содержит методику проверки теоретических знаний учащихся и их практических умений и навыков (при любой форме проведения итоговой аттестации). Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов итоговой аттестации вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

        Выпускникам учебных групп по результатам итоговой аттестации выдаются удостоверения о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков (ЗУН), который проводится 3 раза в год и общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится 2 раза в год (в начале и в конце освоения программы).

Виды контроля предметных (программных) знаний, умений и навыков учащихся:

•        начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября;

•        промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря;

•        итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая.

Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков учащихся проводится в следующих формах: контрольное занятие, практическая работа.

           Методы контроля: опрос, тестирование, наблюдение.

        Контроль ЗУН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, правильность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.

        Контроль ОУУиН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям:

организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.

ЗУН и ОУУиН учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов

        Мониторинг личностной и поведенческой сферы учащихся проводится два раза в год в начале и конце учебного года. Для проведения мониторинга применяется диагностический инструментарий. На основе данных мониторинга на каждого учащегося составляется индивидуальная карта учета результатов обучения и динамики личностного развития в процессе освоения образовательной программы.

Критерии оценки результатов освоения программы

1) начальный контроль:

  •  знание простейших навыков вырезания по линии симметрии, сложения гармошкой;
  • умения пользоваться шаблонами, трафаретами;
  • навыки изготовления несложных изделий из бумаги.

2) контрольный срез:

  • знание последовательности изготовления изделий по схеме, по образцу;
  • умение пользоваться инструментами, соблюдать правила техники безопасности;
  • умение подбирать гармоничные цвета и оттенки;
  • навыки наматывания нити на шаблон;

3) итоговая аттестация:

  • знание терминологии опорных понятий;
  • умение аккуратно и точно выполнять работу;
  • умение работать с трафаретами, шаблонами, схемами с помощью педагога;
  • навыки изготовления базовых форм в техниках лепки из соленого теста и пластилина и

 превращение их в изделия;

  • навыки проектирования с помощью педагога.

Условия реализации программы

                Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

-Индивидуальные занятия на дому.

-Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • стол, стул;
  • музыкальный центр;
  • оборудование для практических работ.

        -Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, методист, педагог-психолог.

        -Методическое и дидактическое обеспечение:

  • методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  • учебная, методическая, дополнительная литература;
  • диагностический инструментарий: тестовые задания на темы: «Тест на определение видов и техник плетения бисером», «Инструменты, материалы, оборудование»;
  • развивающий материал: рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения для глаз, упражнения на расслабление всего организма, дыхательная гимнастика, релаксация мышц рук, релаксация мышц ног, релаксация мышц туловища, релаксация мышц глаз);
  • словарь терминов и понятий; раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки);
  • мониторинг личностного развития учащихся.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

                Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение:  (творческих конкурсов, реализация творческих проектов, посещение библиотеки, выставок и концертов и т. д.). Для воспитательного пространства характерно:

наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;

построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

                Воспитательная работа имеет социально-ориентированную направленность и осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом воспитательной работы.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.

Работа с родителями предусматривает:

-родительские собрания;

-индивидуальные беседы и консультации;

-профилактические беседы;

-анкетирование, социологический опрос родителей;

-тематические консультации с приглашением психолога, социального педагога;

-совместные воспитательные мероприятия;

-совместное проведение экскурсий и посещение выставок, музеев.

                Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.

                Формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, дни открытых занятий и воспитательных мероприятий, выпуск газет, совместная деятельность в рамках проекта.

                Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся.

                Формы досуговой деятельности: совместные праздники, конкурсы, экскурсии, посещение выставок, музеев.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие

2

1

1

1.Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами и инструментами.

2

1

1

Собеседование

П.

Работа с бумагой и картоном

52

9

43

1.Техника «Бумагопластика»

8

1

7

Практическая работа

2.Техника «Обрывная аппликация»

6

1

5

Практическое задание

3.Техника «Торцевание»

8

2

6

Творческая работа

4.Техника «Оригами». Изготовление модулей.

14

2

12

Практическое задание

5. Техника «Бумагокручение» (квилинг)

14

2

12

Практическое задание

6.Итоговое занятие

2

1

1

Мини выставка

III.

Изготовление сувениров

42

9

33

1. Изготовление сувениров из ниток

12

2

10

Практическое задание

2. Сувениры из бросового и флористического материала

14

4

10

Практическое задание

3. Изготовление сувениров и изделий  в смешанной технике

14

2

12

Практическое задание

4. Итоговое занятие

2

1

1

Мини выставка

IV.

Изготовление поделок из пластилина и соленого теста

42

8

34

1.Изготовление поделок из солёного теста.

16

2

14

Практическое задание

2.  Изготовление поделок в технике пластилинографии.

12

2

10

Практическое задание

3. Творческий проект  из соленого теста «Моя мечта».  

12

3

9

Практическое задание

V.

 Итоговое годовое занятие

2

1

1

Мини- выставка

VI.

Экскурсии

6

5

1

Беседа-диалог, наблюдение

Итого

144

32

112

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Вводное занятие

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная. 

Формы, методы и приёмы: ознакомительная беседа, игра, словесно-иллюстративный, объяснение с показом трудовых действий.

Дидактический материал: инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, план эвакуации, правила дорожного движения, просмотр фотоальбомов.

Теория: ознакомление учащихся с целями и задачами образовательной программы. Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ, правилами пожарной безопасности (ознакомить с путями эвакуации в случае возникновения пожара), правилами дорожного движения; с режимом работы объединения, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения.

Практика: выставочный просмотр декоративно-прикладных работ учащихся, фотоальбома с изделиями, выполненными учащимися объединения. Интерактивная игра: «Дорога, транспорт, пешеход».

Метод контроля: наблюдение

Форма контроля: собеседование

Раздел II. Работа с бумагой и картоном

1.Тема. Простые приёмы «бумагопластики».

Формы организации учебной деятельности: практическая индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов педагогом, практическая работа с помощью педагога.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, креп бумага, клей, ножницы, дополнительная оформительская фурнитура.

Теория: познавательная   беседа: «История бумаги». Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, понятие бумагопластика, композиционное решение.

Практика: Продуктивная игра «Определи инструмент по загадке». Практическая работа по изготовлению открыток «Цветок», «Радужные цветы».  Бумага – это очень удобный материал, позволяющий сделать практически любые бутоны, сымитировать их природный шарм и утонченность.  Вырезание ножницами, приёмы сложения гармошкой.  

Метод контроля: собеседование, наблюдение, обсуждение.

Форма контроля:  практическая работа, наблюдение, анализ, творческая работа

2.Тема. Ознакомление с техникой «обрывная аппликация».

Формы организации учебной деятельности: практическая индивидуальная работа под контролем педагога, экскурсия.

Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов педагогом, анализ, практическая работа с помощью педагога.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, клей, ножницы, рамочка, дополнительная оформительская фурнитура.

Теория: познавательная   беседа: «Разнообразные возможности работы с салфетками, креп бумагой». Краткая  познавательная беседа  о технике «обрывная аппликация», Инструктаж  по выполнению работы в этой технике

Практика: Практическая работа по изготовлению открыток в технике «обрывная  аппликация», комбинированной:  «Деревья поздней осенью», «Снегири».   Перенос рисунка на выбранный фон, с помощью трафарета. Изготовление травы, деревьев способом обрывной аппликации. Приклеить детали аппликации. Возможны другие варианты изготовления работы. Чтобы аппликация была ровной необходимо положить ее под пресс (несколько книг). Оставить так до высыхания клея. Оформить в рамочку.

 Метод контроля: собеседование, наблюдение, оценивание.

Форма контроля:  наблюдение, практическая работа, творческая работа

3.Тема. Ознакомление с техникой «торцевание».

Формы организации учебной деятельности: практическая индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов педагогом, практическая работа с помощью педагога.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, креп бумага, клей, ножницы, дополнительная оформительская фурнитура.

Теория: познавательная   беседа: «торцевание».  Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами.

Практика: Панно «Дюймовочка» в технике «торцевание». Торцевание - метод работы с бумагой и клеем, который позволяет создавать удивительные композиции, отличающиеся необычным видом и объемностью рисунка. Этот метод представляет собой синтез аппликации и бумаговерчения. Поделки в технике торцевания  делаются с помощью мелких квадратов из гофрированной бумаги, цветной салфетки. Объемный элемент композиции представляет собой сжатый в виде конуса небольшой кусочек бумаги и называется «торчком» или «торцовкой». Множество торцовок создают задуманный образ, заполняя пространство заранее прорисованного контура. Изготовление поделок методом торцевание не сложная, но кропотливая и требует усидчивости и аккуратности. Педагог подготавливает распечатанную картинку, учащиеся вырезают ее и наклеивают на лист картона. Затем нарезаются квадратики из креповой бумаги или салфеток нужных цветов. Квадрат накручивается на стержень – это получилась «торцовочка». «Торцовочки» намазываем клеем и плотно приклеиваем к нужному месту близко друг к другу.

Метод контроля: обсуждение, наблюдение.

Форма контроля: практическая работа, викторина, беседа-диалог, творческая работа

4.Тема. Техника «оригами». Изготовление модулей.

Формы организации учебной деятельности: практическая индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов педагогом, практическая работа с помощью педагога.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: цветная  бумага, клей, карандаш, линейка, ножницы, дополнительная оформительская фурнитура.

Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами.

Практика: изготовление поделок: фоторамка из базовых модулей, «треугольник», «трёхлистник», магнит на холодильник «Подсолнух». Изготовить необходимое количество модулей, а затем выполнить их соединение. Декорирование фоторамки и магнита.

Метод контроля: собеседование, наблюдение, анализ, тестирование.

Форма контроля: опрос, практическая работа, самоконтроль, игра, творческая работа

5.Тема. Ознакомление с техникой «квиллинг».

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов педагогом, практическая работа с помощью педагога.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: разноцветные тонкие полоски бумаги (можно нарезать вручную или купить уже готовые наборы), клей, ножницы, пинцет, дополнительная оформительская фурнитура, рамочка.

Теория: познавательная   беседа: «Техника квиллинг» - (бумагокручение). Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами.

Практика: Изготовление открытки «Цветы маргаритки», картина «Веточка рябины» в технике «квиллинг» от английского –quill (птичье перо).  Полоска бумаги сворачивается в плотную спираль. Потом тугую спираль распускают до нужного размера и придают ей нужную форму и кончик ленты скрепляют клеем. Полученные фигурки используют по желанию - для составления открыток, панно и многого другого.

Метод контроля: наблюдение, анализ.

Форма контроля: наблюдение, практическая работа, кроссворд, игра, творческая работа

6. Тема. Итоговое занятие.                                                      

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы: словесный, наглядный.

Дидактический материал:  готовый творческий продукт.

Практика: аукцион вопросов и ответов.

Методы контроля: тестирование.

Форма контроля:  Конкурс ребусов

Раздел  III. Изготовление сувениров

1.Тема. Изготовление сувениров из ниток.  

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: игра, словесный, показ образцов.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: цветные нитки шерстяные, катушечные, шнуры, веревки, картон,  клей, ножницы, крупа, бисер, бусины, дополнительная оформительская фурнитура.

Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Интерактивная беседа: «Свойства ниток, бисера, бусин и их применение в декоративно – прикладном творчестве».

Практика: Практическая работа по изготовлению изделий в различных техниках: сердечко из ниток; сувенир «Берлингот», панно в технике ниткографии «Первоцветы». Использование шаблона для сердечка, берлингота, обмотка шаблона ниткой. Правильность обмотки, выкладывания нити по рисунку, натяжение и равномерное заполнение шаблона нитью.

Метод контроля: собеседование, наблюдение.

Форма контроля: беседа, практическая работа, беседа- диалог, опрос, анализ работы

2.Тема.  Сувениры из вторичного сырья и флористического материала.  

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: метод информационной поддержки, беседа – инструктаж, самостоятельная разработка и выполнение задания, поэтапный анализ, метод дизайн-анализа.

Дидактический материал: образцы, схемы, иллюстрации, специальная литература.

Материалы и инструменты: нитки, ножницы, клей, картон, элементы декора, шпагат, газета, кофейные зерна, вилки пластиковые, атласные ленты, циркуль, пистолет, силиконовый клей, флористические материалы.

Теория: познавательная беседа «Магия вещей, оформление интерьера». Инструктаж по технике безопасности с горячим клеем. Консультации педагога.

Практика: Изготовление сувенира «Веер из вилок», панно из крупы и салфеток «Щенок».   Организация деятельности. Выполнение технологических операций по алгоритму. Исполнение в материале. Оформление полученных результатов. Декорирование.

Методы контроля: собеседование,  наблюдение, анализ.

Форма контроля: наблюдение, практическая работа, беседа-диалог, опрос, анализ работы                                                                                                                                                                                                                               

3.Тема. Изготовление сувениров в смешанной технике.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем педагога, экскурсия.

Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, практическая работа с консультацией педагога.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: яичная скорлупа, салфетки с рисунком, акриловые краски, горячий клей, ракушки.

Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, изучение технике декупаж (обрывание салфетки, грунтование поверхности, покрытие лаком, декорирование).

Практика: изготовление панно «Фантазия» в технике декупаж по яичной скорлупе, объемная аппликация из ракушек «Водное царство» из бросовых и природных, флористических  материалов.

Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение.

Форма контроля: собеседование, практическая работа, опрос, кроссворд, наблюдение, анализ

4.Итоговое занятие по теме.                                                      

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы: словесный, наглядный.

Дидактический материал:  готовый творческий продукт.

Практика: аукцион вопросов и ответов.

Методы контроля: наблюдение, обсуждение.

Форма контроля:  мини – выставка.

IV. Изготовление поделок из пластилина и соленого теста

1. Тема. Изготовление поделок из соленого теста.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: познавательная беседа «Организация рабочего места», словесно- иллюстрированный рассказ,  инструктаж по правилам ТБ, показ иллюстраций, арт-терапия,  сказко-терапия, анализ, практическая, самостоятельная, творческая  работа с консультацией педагога.

Дидактический материал: Инструкции по ТБ «Правила ТБ работы с инструментами и материалами», загадки, интернет ресурсы, образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: мука, соль, вода, доска, стеки, скалка, набор готовых фигурок для вырезания.

Теория: Технология обработки соленого теста. Материалы и инструменты. Основные базовые формы. Лепка фруктов, овощей.

Практика: Лепка фруктов, овощей на основе базовых форм (шар, колбаска, конус).  Изготовление сказочных персонажей  по сказке «Репка».  Изготовление  поделок: репка, дед, бабка. Составление композиции по сказке «Репка».   Изготовление фоторамки в морском стиле. Оформление и декорирование фоторамки.

Метод контроля:  обсуждение, наблюдение, оценивание, дискуссия, анализ.

Форма контроля:  наблюдение, беседа-диалог, практическая работа, опрос, анализ, творческая работа

2.Тема.  Изготовление сувениров  в технике  пластилинографии.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, практическая работа с консультацией  педагога.

Формы, методы и приёмы: мозговой штурм, словесно- иллюстрированный, практическая работа с консультацией педагога, занимательная викторина «Инструменты и материалы», анализ, занимательный кроссворд «Знаешь ли ты?», занимательная викторина «О какой рыбке говорится?»

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации, викторины, кроссворды, интернет-ресурсы, специальная литература.

Материалы и инструменты: пластилин разных цветов, салфетка, доска, стеки.

Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами,  лепка  базовых элементов, необходимых для изготовления панно в  технике пластилинографии,  нанесение  пластилиновых элементов на эскиз рисунка  (жгут, верёвочка, кружок).

Практика: Изготовление панно «Летний день»,  картин «Жираф», «Радужная рыбка».

Метод контроля:  наблюдение, дискуссия, анализ.

Форма контроля:  опрос, практическая работа, самоконтроль , игра

3.Тема. Творческий проект  из соленого теста «Моя мечта».  

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы: проектный, метод  упражнений, алгоритмический метод, проблемно-поисковый, практический, гностический, перцептивный.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: мука, соль, вода, доска, стеки, скалка, набор готовых фигурок для вырезания, пластилин.

Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, изучение этапов проектирования: подготовительный, технологический, защита проекта.  

Практика: Творческий проект  из солёного теста «Моя мечта».  Подготовительный этап (выбор сюжета, персонажей  по теме  проекта),  технологический этап (раскрашивание красками, дополнение различными материалами: тканью, пуговицами, семенами), заключительный этап - защита проекта.

 Метод контроля: наблюдение, анализ, самооценка.

Форма контроля: обсуждение, практическая работа, анализ, защита проекта

4.Итоговое занятие.                                                      

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, экскурсия.

Формы, методы и приёмы: словесный, наглядный.

Дидактический материал:  готовый творческий продукт.

Практика: аукцион вопросов и ответов.

Методы контроля: наблюдение, обсуждение, рефлексия.

Форма контроля:  итоговая выставка  «Волшебство своими руками»

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

  • единства обучения, развития и воспитания;
  • последовательности: от простого к сложному;
  • систематичности;
  • активности;
  • наглядности;
  • интеграции;
  • прочности;
  •  связи теории с практикой.

- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, дискуссионный, проектный) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная.

- формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, выставка, защита мини проектов, практическое занятие, презентация, экскурсия.

- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, игровые технологии, обеспечивающие целостность педагогического процесса и единства обучения, воспитания и развития учащихся, а также способствующие  реализации  компетентностного, системно – деятельностного, интегративно – технологического подходов.

- алгоритм учебного занятия:

1.Подготовительный этап:

 – организационный момент;

- подготовка учащихся к работе на занятии;

- выявление пробелов и их коррекция;

- проверка творческого, практического задания.

2.Основной этап:

- подготовка к новому содержанию;

- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности;

- формулировка темы, цели учебного занятия;

- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность);

- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. 3.Практическая работа.

4.Итоговый этап:

 – подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать;

- мобилизация детей на самооценку;

- рефлексия.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации

образовательного процесса:

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.:Изд-во Эксмо,2005.-С. 64.
  2. Иванова Л.В. Украшения для вашего дома своими руками. (Сказочное рукоделие). – Ярославль: Академия развития, 2011. – С.64.
  3. Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера: Изд – во Культура и традиции, 2006, 2008. – С. 78.
  4. Свешникова Т.А. Природные материалы. (Мастер-класс на дому)- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. ил.- С. 80.
  5. Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.:Мой мир, 2005. – С.80.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:

  1. Аполозова Л.М. Бисероплетение: Изд – во Культура и традиции, 2005. – С. 111.
  2.  Божко Л.А. Изделия из бисера. – М.: Изд – во Мартин, 2005. – С.216.
  3. Лоран Катио. Фигурки из бисера / пер. с франц: Издательская группа «Контент»,  

        2010.– С.77.

   4. Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера: Изд – во Культура и традиции, 2006, 2008. – С.

     78.

5. Ляукина М.В. Подарки из бисера: Издательский дом  МСП, 2004 – С. 92.

6. Мартынова. Фигурки из бисера. Изд – во Культура и традиции,2003. – С.76.

7. Максимова М.В., Кузьмина М.А.Быстрый крючок. – М.: Изд – во Эксмо, 2003. – С.88.

8. Столярова А.М. Вязаные игрушки.: Изд –во Культура и традиции, 2004. –  С.95.

9. ТимаерА. Нарядные прихватки. – М.:Мой мир, 2005. – С.80.

10. Федотова М.В, Валюх Г.М Цветы из бисера.: Изд – во Культура и традиции,2004. –

    С.87.

  1. Хананова И.Н.Соленое тесто. Фантазии из муки, соли и воды. (Золотая библиотека увлечений).- М.: АСТ Пресс книга, 2012.- С.104.

  2. Фигурки из соленого теста.-М. АСТ-ПРЕСС КНИГА,Ф49 2010.- С.80.

Интернет-ресурсы:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ - единая коллекция образовательных ресурсов;

2. www.ped-kopilka.ru - учебно-методический кабинет;

3. www.passionforum.ru - мастер – классы по рукоделию;

4.sdelala-sama.ru›1745-bumagoplastika-dlya… - бумагопластика для детей;

5. ped-kopilka.ru›Блоги›…obryvnaja-aplikacija-iz…

6. sdelala-sama.ru›1145-master-klass…iz-salfetok.html

7. tvoyrebenok.ru›Оригами для детей

8. podelki-rukami-svoimi.ru›…shemy…nachinayushhih…

9. boobooka.com›podelki/podelki-iz-nitok/

10. PodelkiSvoimiRukami.ru›podelki-iz-plastilina/

6.ГЛОССАРИЙ

Аппликация — узор, полученный путем накладывания вырезанных кусков материи на

текстильную основу другого вида.  

Блестки — блестящие тонкие металлические пластинки, преимущественно округлые, с

дырочкой для пришивания; используются для украшения.

Бисер – мелкие шарики из стекла, металла, пластмассы или кости со сквозными отверстиями для низания.

Бусины – круглые небольшие шарики, изготовленные из стекла, пластмасс, металла, натуральных камней, дерева, кости и других металлов. Бусины бывают самых разнообразных размеров (но крупнее бисера), форм и расцветок. Граненые бусины часто называют «кристаллами», а «вытянутые» - рисом.

Выкройка – деталь будующего изделия, выполненная из бумаги, кальки, ткани, кожи и т.д.

Декорировать – украшать, оформлять.

Декоративные элементы – любые виды материала, которые приносят в композицию дополнительные эффекты и оттенки.

«Декупаж», происходит от французского слова «вырезать», представляет собой особый вид аппликации, с помощью которой можно создать иллюзию изысканной росписи красками.

Деталь – часть изделия, изготовленная из однородного материала без применения сборочных операций.

Дизайн — художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных изделий. Задача дизайна состоит в том, чтобы сделать окружающие нас предметы красивыми и удобными в обращении, технически целесообразными.

Заготовка – материал, полуфабрикат, которые подлежат дальнейшей обработке, из которого при дальнейшей обработке получаются изделия.

Инструмент – орудие для работы (может быть ручным, механическим).

Инвалидность (Ограниченные Возможности Здоровья) - препятствие, ограниченность деятельности человека из-за физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Изделие – предмет или совокупность предметов производства, подлежащих изготовлению (могут быть одно детальные и много детальные и т.д.).

«Квиллинг», бумагокручение, «бумажная филигрань» - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Этот вид рукоделия пришел  к нам из Кореи, он простой и очень красивый не требующий больших затрат. 

Контраст - резкий переход из одного к другому цвету

Композиция – Важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность; соотношение и взаимное расположение частей целого.

Клеевой пистолет – инструмент, который позволяет прочно соединять любые поверхности расплавленным полиэтиленом, при этом склейка будет точечной.

Материал (нерастительный) – основной и вспомогательный материалы нерастительного характера, например проволока, лента, бусины, сосуд и т.д.

«Модульное оригами» - является одним из видов конструирования, которое,  в свою  очередь, развивает творческие способности, воображение и мелкую моторику рук.

Метод обучения – определенный способ взаимодействия деятельности педагога и учащегося.

Низание – процесс насаживания бисера на нить, леску или тонкую проволоку в определенной последовательности по цвету, размеру и виду.

Обрывная аппликация – один из видов многогранной техники аппликация. Все просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа-лист картона, материал – разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент – клей и руки.

Проволочный каркас – основа, для вязаной игрушки выполненная из проволоки.

Пропорции, соразмерность – отношение частей фигуры друг к другу и к целому.

Прошивка – способ поперечного прошивания лепестка или листочка очень тонкой проволокой, чтобы скрепить вместе ряды. Обычно прошивку делают уже на готовом элементе, если только не прибегают к способу «прошивка по ходу плетения».

Стеклярус – трубочки из цветного стекла, используемые для украшения одежды и интерьеров. Стеклярус бывает разных размеров, цветов, формы и отличается от рубки тем, что его длина намного превышает диаметр. Главный размер стекляруса – его длина в миллиметрах. Встречается витой стеклярус.

Стразы – имитация драгоценного камня, выполненная из стекла, или пластмассы. Страз имеет отверстия или металлические приспособления для крепежа.

Схема - изображение узора при помощи условных знаков.

Творческая реабилитация – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

«Торцевание» - данная техника предполагает использование клея и гофрированной бумаги. Процесс очень интересный и несложный, но результат выглядит эффектно. При помощи торцевания из гофрированной бумаги делают целые картины и скульптуры.

Цветовая гармония – цветовую гармонию создают разные цвета, близко или далеко отстоящие друг от друга в цветовом круге и взятые в определенных количественных отношениях.

Цветоведение - систематизированное представление о цвете. Например, цветовой круг, цветовая звезда, гармония цвета.

Цветовой круг – систематизированное представление цветов в форме круга. Исходными являются три основных или четыре главных цвета.

Шаблон – образец, по которому изготавливают одинаковые детали.

Шило – инструмент для прокалывания мелких дырок.

Фон - основа композиции.

Цветовая гамма - сочность цвета и разлив цветового круга.

Цель педагогической деятельности – мысленное представление конечного результата.

Шпагат джутовый - этот вид тонкой прочной бечевки (шпагата) имеет натуральное происхождение. Он изготавливается из волокон джутового кустарника, являющегося прядильной культурой. Его можно не только как элемент упаковки товаров, но и для утепления деревянных срубов, а также для декоративной отделки помещений.

Эскиз – изображение предметов, предназначенное для разового использования (выполняется от руки, дает полное представление о форме детали, ее размерах, необходимо для изготовления и контроля).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Щелкунчик» для детей 10-15 лет

  «Щелкунчик» реализует дополнительную общеразвивающую программу художественно- эстетической направленности.Отличительной особенностью данной программы  является синтез типовых образо...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ВЕСЕЛАЯ АППЛИКАЦИЯ» для детей 5-10 лет сроком реализации 2 года.

Ощеразвивающая программа художественной направленности «Веселая аппликация» для детей 5-10 лет направлена на развитие художественного вкуса у детей,  координации движений па...

Дополнительная общеразвивающая программа (адаптированная) "Творчество руками ребенка" (для детей с ОВЗ)

Данная программа направлена на создание базовых основ в области декоративно-прикладного творчества, формирование и развитие творческих способностей и успешную социализацию и адаптацию ребенка с ОВЗ....

Дополнительная общеразвивающая программа "Творчество без границ"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ» Направленность: художественнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихся: 7 – 10 летСрок реализации пр...

Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Правознайка» по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения уровня правовых знаний детей дошкольного возраста мною  была разработана и реализована дополнительная общеразвивающая программа  «Правознайка».Цель программы: форми...

Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности «Юный экскурсовод» для детей 5-7 классов

Дополнительная общеразвивающая программакраеведческой направленности«Юный экскурсовод»для  детей 5-7 классов...

Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)

АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...