Дополнительная общеобразовательная программа Спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» Возраст обучающихся 13 – 16 лет Срок реализации 1 год Педагог Курбаналиев Мирлан Орозович
рабочая программа (7, 8, 9 класс)
Дополнительная общеобразовательная программа
Спортивно-оздоровительной направленности
«Настольный теннис»
Возраст обучающихся 13 – 16 лет
Срок реализации 1 год
Педагог Курбаналиев Мирлан Орозович
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pro-a_po_nastol_ten_19-20g._2_gruppa.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 4»
Елабужского муниципального района
Республики Татарстан
«Согласовано» Зам.директора по ВР МБОУ «Гимназия №4» _______Ю.Ю.Дранкова «___» ___________2019г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия №4» ________Е.Г.Чегодаева Приказ № ____ от «___» _________ 2019г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
Спортивно-оздоровительной направленности
«Настольный теннис»
Возраст обучающихся 13 – 16 лет
Срок реализации 1 год
Педагог Курбаналиев Мирлан Орозович
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №____
От «__» __________2019г.
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке программы за основу была принята программа по настольному теннису для спортивных школ Г.В. Барчукова , (этапы спортивного совершенствования ), 2004 года. Программа была адаптирована к условиям работы в рамках учреждения дополнительного образования детей. В программе представлены цели и задачи работы секции, содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической, распределение времени на перечисленные компоненты в течение учебного года.
Образовательная программа “настольный теннис” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Педагогическая целесообразность- позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
ЗАДАЧИ:
Образовательные
- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные
- способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом.
Учебно-тренировочная нагрузка на группу1 раз в неделю по 2 часа, 70 часов в год.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса:
Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Планируемые результаты изучения предмета
Назначение раздела | Предметные результаты | Мегапредметные результаты | Личностные результаты |
Основы знаний физической культуры | Знания: Об основных способах и особенностях передвижения человека; О системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем; Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактика нарушения осанки; о причинах травматизма и правилах его предупреждения. Оценка состояния здоровья. | Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека; понимание здоровья как одного из важнейших условий саморазвития и самореализации человека, расширяющего возможность выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность; понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек. | Использовать самоконтроль за состоянием здоровья; Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики; Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости , силы, быстроты и ловкости; Взаимодействие с ребятами в процессе занятия настольным теннисом. |
Физическое совершенство | Понимание и значение роли физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении здорового образа жизни, овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека. Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками. Умение работать в группе и индивидуально; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной ; Формирование ответственного отношения к учению; Формирование целостного мировоззрения; Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; Освоение социальных норм и правил поведения; Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни. |
- Содержание учбного предмета
Навание раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Основы знаний физичской культуры | Понятие о физической культуре. Развитие физической культуры в современном обществе. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования. Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Правила проведения соревнований. Основы техники безопасности и правил безопасного поведения на занятиях секции. Основы знаний о физических упражнениях. Гигиенические требования к спортивной одежде. Правила личной гигиены и здорового образа жизни. Утренняя гимнастика. Солнце. воздух и вода – наши лучшие друзья. Значение и способы закаливания. | В процессе занятий |
Теоретические занятия | .Личная гигиена спортсмена. ТБ. Влияние занятий настольным теннисом. | 4 |
Общая физическая подготовка | Влияние занятий настольным теннисом. | 2 |
Тестирование | Тестирование теннисных умений | 10 |
Подвижные игры | Подвижные игры, направленные на воспитание скоростных и координационных способностей | 10 |
Специальные упражнения | Подводящие упражнения | 10 |
Занятия в соревновательном формате | Соревнования в командном формате. Товарищеские встречи. Совершенствование раннее изученных элементов. | 10 |
Имитация ударов, срезок, накатов | Развитие навыков и умений | 24 |
Итого | 70 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название разделов, тема занятий | количество часов | Дата провения | |
План | Факт | |||
1-2 | .Личная гигиена спортсмена.ТБ.Влияние занятий настольным теннисом . | 2 | 5.09 | |
3-4 | Занятие на тренировочном столе ,подбивание мяча, удержание мяча на ракетке. Выполнение ударов справа и слева у стены с отскока. | 2 | 12.09 | |
5-6 | Подводящие упражнения к выполнению ударов откидкой справа. Подбивания мяча с последующим выполнением удара откидкой. Имитация. Удары откидкой с наброса мяча учителем. | 2 | 19.09 | |
7-8 | Имитация ударов срезкой справа. Удары срезкой справа с наброса мяча в парах. | 2 | 26.09 | |
9-10 | Правила соревнований в лично-командном формате.2х2 и 1х1. | 2 | 3.10 | |
11-12 | Подводящие упражнения к выполнению ударов откидка. Подбивания мяча с последующим выполнением удара откидкой. Имитация. Удары откидкой с наброса мяча учителем. | 2 | 10.10 | |
13-14 | Имитация ударов срезка слева. Удары срезка слева с наброса мяча в парах. | 2 | 17.10 | |
15-16 | Имитация ударов справа и слева откидкой, имитация удара слева с отскока. Удары с наброса друг другу в парах. Метание мяча движением подачи. Бег «веером». | 2 | 24.10 | |
17-18 | Имитация ударов срезкой и откидкой. Удары с наброса друг другу в парах. Игра с отскока в парах через сетку. Метание мяча движением подачи. | 2 | 7.11 | |
19-20 | Тестирование теннисных умений Тест «школа ударов .Топ-спин справа. | 2 | 14.11 | |
21-22 | Соревнования в командном формате .Изучение правил настольного тенниса. | 2 | 21.11 | |
23-24 | Подброс мяча при подаче. Имитация подачи. Выполнение укороченного движения с мячом из точки контакта ракетки с мячом. Подвижные игры с мячом («Курочки», «Гонки с мячами»). | 2 | 28.11 | |
25-26 | Упражнения для подброса мяча при подаче. Имитация подачи со зрительным ориентиром (яркая лента на веревке). Выполнение движения подачи с мячом. Удары срезкой справа и слева в большие мишени. | 2 | 5.12 | |
27-28 | Подводящие упражнения (броски мяча) для правильной точки удара. Удары срезкой справа и слева без передвижения. Удары справа и слева срезкой с акцентом на точность попадания. | 2 | 12.12 | |
29-30 | Имитация наката. Объяснение постановки ног, точки контакта ракетки с мячом. Выполнение удара с наброса учителя.19.12.16 | 2 | 19.12 | |
31-32 | Имитация наката. Выполнение наката справа с наброса учителя. Выполнение наката справа в парах. Удары справа и слева накатом в парах. | 2 | 26.12 | |
33-34 | Выполнение подачи в тренировочную сетку. Обмен ударами накатами на столе в парах. Подвижные игры, направленные на воспитание скоростных и координационных способностей («Гонка мячей», «Нападающие и защитники»). | 2 | 16.01 | |
35-36 | Подача в правую, левую половины стола, в большие мишени. Подача с подсчетом очков (из 5 попыток). Выполнение наката справа на месте, с перемещением вправо-влево. Удары накатом в чередовании справа и слева в мишени. | 2 | 23.01 | |
37-38 | Тестирование теннисных умений Тест №3 «Школа ударов на столе» | 2 | 30.01 | |
39-40 | Выполнение приема подачи. Ловля мяча из различных исходных положений. Игра «Два цвета». Прыжки на скакалке на 4 счета с чередованием на двух и одной ноге. Перемещения приставным шагом с одновременным и попеременным вращением рук. Подвижные игры («Салют», «Гонки с мячом»). | 2 | 06.02 | |
41-42 | Прием подачи по заданному направлению. Прием подачи по выбранному направлению и розыгрыш очка. Игры в парах. | 2 | 13.02 | |
43-44 | Демонстрация учителем ударов накатом с различной траекторией полета мяча. Выполнение ударов накатом с высокой траекторией. | 2 | 20.02 | |
45-46 | Выполнение ударов накатом с высокой траекторией полета мяча (игра через высокую веревочку) с попаданием в стол или на полу. Упражнения в парах – высокий удар накатом. Розыгрыш мяча ударами накатом. | 2 | 27.02 | |
47-48 | Игры и упражнения на закрепление ударов. Подвижные игры («Гонки с мячами», «Ловишки»). | 2 | 05.03 | |
49-50 | Соревновательные командные матчи с использованием простейшего подсчета очков. | 2 | 12.03 | |
51-52 | Соревновательные игры со счетом | 2 | 19.03 | |
53-54 | О.Ф.П. Бег в медленном темпе до 1км.Работа с эспандерами ,введение мяча между конусами . | 2 | 2.04 | |
55-56 | Упражнения с мячом и ракеткой: подбивание мяча, удержание мяча на ракетке. Выполнение ударов справа и слева у стены с отскока. | 2 | 9.04 | |
57-58 | Подводящие упражнения к выполнению ударов откидкой справа. Подбивания мяча с последующим выполнением удара откидкой. Имитация. Удары откидкой с наброса мяча учителем. | 2 | 16.04 | |
59-60 | Имитация ударов срезкой справа. Удары срезкой справа с наброса мяча в парах. | 2 | 23.04 | |
61-62 | Соревнования в лично-командном формате. | 2 | 30.04 | |
63-64 | Подводящие упражнения к выполнению ударов откидка. Подбивания мяча с последующим выполнением удара откидкой. Имитация. Удары откидкой с наброса мяча учителем. | 2 | 7.05 | |
65-66 | Имитация ударов срезка слева. Удары срезка слева с наброса мяча в парах. | 2 | 14.05 | |
67-68 | Имитация ударов справа и слева откидкой, имитация удара слева с отскока. Удары с наброса друг другу в парах. Метание мяча движением подачи. Бег «веером». | 2 | 21.05 | |
69-70 | Имитация ударов срезкой и откидкой. Удары с наброса друг другу в парах. Игра с отскока в парах через сетку. Метание мяча движением подачи. | 2 | 28.05 |
К концу первого полугодия:
Будут знать:
- будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
- узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
- узнают правила игры в настольный теннис;
- правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
- Знать правила проведения соревнований;
Будут уметь:
- Провести специальную разминку для теннисиста
- Овладеют основами техники настольного тенниса;
- Овладеют основами судейства в теннисе;
- Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
- Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
К концу второго полугодия:
Будут знать:
- расширят знания о технических приемах в настольном теннисе;
- получат разносторонние знания о положении дел в современном настольном теннисе;
Будут уметь:
- Проводить специальную разминку для теннисиста
- Овладеют различными приемами техники настольного тенниса;
- Освоят приемы тактики игры в настольный теннис;
- Овладеют навыками судейства в теннисе, навыками организации мини-турнира.
- Овладеют навыками общения в коллективе;
- будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Разовьют следующие качества:
- улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- повысится уровень противостояния организма обучающихся стрессовым ситуациям
- Освоят накат справа и слева по диагонали;
- Освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмерка»;
- Освоят накат справа и слева в один угол стола;
- Научатся правильно делать подрезки справа и слева в любом направлении;
- топ–спин справа по подставке справа;
Материально – техническое обеспечение
Помещение спортзала
Теннисные столы - 3 шт
Теннисные ракетки - 6 шт
Теннисные шарики - 10 шт
Скакалки - 15 шт
Конусы - 20 шт
Маленькие мягкие мячи - 20 шт
Сетки для настольного тенниса – 3шт
Литература.
- Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.
- Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979. 160 с.
- Гринберг Г.Л. Настольный теннис. Техника, тактика, методика обучения. Кишинев. Картя Молдановескэ. 1973.
- Кондратьева Г., Шокин А. Теннис в спортивных школах. ФиС. 1979.
- Настольны теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
- Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.
- Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.
- Синегубов П.М. настольный теннис. Программа для спортивных секций коллективных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов. М. ФиС. 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Настольный теннис ( Адаптивная физическая культура")
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Настольный теннис ( Адаптивная физическая культура")...
«Формирование основ ЗОЖ в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно- спортивной направленности».
В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интерес...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-спортивной направленности как возможность подготовки к участию в Общероссийских проектов по развитию массовой физической культуры и спорта в МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»
Среди средств физического воспитания волейбол прочно занял одно из ведущих мест. Эта игра включена в учебную программу по физической культуре. Простота правил игры, несложный спортинвентарь делают игр...
«Проектирование ИОТ для детей 10-11лет в рамках дополнительной общеразвивающей программы спортивно-оздоровительной направленности». Тема «Низкий Старт».
1. Низкий старт-техникаПо команде: «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии отмеряет полторы стопы. Далее ученик приседает, ставит руки на линию. Затем он опускается на колено задне...
дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности "Всем на лыжи!"
Программа спортивной секции "Всем на лыжи!" расчитана на обучающихся с 1 по 6 класс, планирование на 3 года. Обучающиеся научатся основным способам передвижения на лыжах, видам спусков, подъ...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Звёздный английский» для обучающихся 7 класса.
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Звёздный английский» для обучающихся 7 класса направлена на обеспечение допо...
Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 лет
Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 летРабочая программа...