Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ТО "Клуб любителей музыки"
методическая разработка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_lyubiteley_muzyki_krasnikova_e.d.doc | 474 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Оглавление.
- Пояснительная записка…………………………………………..…..…………….3
- Новизна программы…………………………………………………….….…………3
- Актуальность программы……………………………………………..…….………..3
- Педагогическая целесообразность программы……………………………………..4
- Цель программы……………………………………………………………………….4
- Задачи программы……………………………………………………………………..4
- Отличительные особенности программы……………………………………………4
- Сроки реализации………………………………………………………………………4
- Формы организации деятельности…………………………………………………….4
- Ожидаемые результаты и формы их проверки……………………………………….4
- Формы подведения итогов…………………………………………………………….5
- Условия реализации программы………………………………………………………5
- Тематическое планирование
- Тематическое планирование 1-ого года обучения и его содержание…….………….6
- Тематическое планирование 2-ого года обучения и его содержание……….……….8
- Тематическое планирование 3-ого года обучения и его содержание……..……….. 10
- Тематическое планирование 4-ого года обучения и его содержание…….…………12
- Календарно – тематическое планирование
- Календарно – тематическое планирование 1- ого года обучения…..…….…………17
- Календарно – тематическое планирование 3- ого года обучения…………………..19
- Методическое обеспечение……………………………………………………………25
- Список литературы………………………………………………………………….…27
- Приложение……………………………………………………………………………29
Пояснительная записка.
«Без музыкального воспитания
невозможно полноценное
умственное развитие человека»,
Сухомлинский.
Данная программа имеет художественную направленность, актуальность её реализации подчёркивается осознанием педагогической общественностью значимости музыкального образования детей с опорой на традиции народной музыки и народно-песенного исполнительства.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей.
В течение четырёх лет обучения дети постепенно знакомятся со всеми жанрами вокального искусства – сначала с эстрадными песнями, народными, патриотическими, затем романсами, духовными и авторскими песнями, изучают простейший аккомпанемент (ф-но, гитара, гармошка). Систематическая подготовка к праздничным и памятным датам строго организовывает совершенствование вокального исполнения и развивает ответственность детей. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие песни, поэзии, живописи и элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, артистичность, интеллект. Объединяет детей всех групп традиционный праздник «День рождения клуба» в конце первой четверти, а также итоговое выступление в конце учебного года в форме музыкального спектакля, в котором участвуют все члены клуба, показывая свои таланты.
Голос- это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству. Клуб любителей песни дает возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение песен разных жанров. Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Один год обучения отводится на индивидуальное музыкальное развитие одаренных детей 1-го года обучения. Эта работа помогает овладеть своим природным инструментом- голосом и не потеряться в многообразном песенном мире.
Заинтересовывает детей в освоение многообразного музыкального мира принцип воспитывающего обучения на основе игровой деятельности: «Путешествие» на бригантине по «морю» музыки и «океану» чувств, открывая неизвестные «острова» композиторов, нот, оркестров, заходя в «Бухту» музыкальной грамоты, принцип связи с жизнью: изучается и современный, и классический репертуар, и «золотой фонд» русского народного творчества, принцип единства эмоционального и сознательного в каждом ребенке (индивидуальный подход), принцип коллективизма, основанный на объединении детей для достижения общей цели клуба.
Для совершенствования музыкальных навыков кабинет оснащён музыкальными инструментами: фортепьяно, аккордеон, гитара, труба. Ритмические инструменты: барабан, металлофон, бубен, гусли. В кабинете есть диски с образцами вокальной и инструментальной музыки, книги о музыке, ноты песен, ноты инструментальных произведений для детей, обучающие портреты композиторов.
Цель программы.
Сформировать у обучающихся устойчивый интерес и любовь к пению.
Задачи программы.
- Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, формировать вокальную культуру.
- Научить играть простейшие сопровождения на музыкальных инструментах.
- Сплотить коллектив единомышленников, объединенных творческим стремлением к саморазвитию и музыкальному творчеству.
Отличительной особенностью программы является развитие и совершенствование каждого члена объединения в пении от массового исполнения до сольного и обучение игре на музыкальных инструментах (гитара, пианино, гармошка, труба)
Программа предполагает реализацию следующих принципов:
1)Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Форма организации деятельности.
Групповые занятия, занятия группы индивидуальной работы, работа с солистами.
Ожидаемые результаты и формы их проверки.
Дети должны научиться петь изученную песню, выразительно передавая сценический образ песни голосом, мимикой, артикуляцией, жестами, пластикой движений. Может быть использовано «оживление» песни рисунком в тетради,
играть на фортепьяно или другом инструменте песню, петь ее по нотам, назвать лучших исполнителей песни, рассказать, чем отличается их тембр голоса, знать историю развития вокальной и инструментальной музыки, понимать дирижерские жесты, знать жанры вокальной музыки, уметь правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса, петь в унисон, дать критическую оценку своему пению, принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
Формы подведения итогов.
1.Текущие индивидуальные оценки на экране.
2. Итоги работы индивидуально и по ансамблям за месяц.
3.Оценка советом клуба и самооценка после концертного исполнения песен.
4.Проведение промежуточной и итоговой аттестации.
Тематическое планирование на 1 год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Общее кол-во часов | ||||
1 | Вводное занятие, прослушивание голосов. Понятия «МУЗЫКА» и «МУЗЫКАНТ». | 1 1 | 1 3 | 2 4 | ||||
2 | Вокально- хоровая работа: - Вокальное дыхание. Гигиена певческого голоса. - Дирижёрские жесты. Унисон. - Звуковедение. Дикция. Артикуляция. | 2 2 2 | 2 2 2 | 4 4 4 | ||||
3 | Три «Кита» в музыке – песня, танец, марш. Изучение высоты и длительности звуков на основа русских народных попевок. | 2 2 | 8 14 | 10 16 | ||||
4 | Знакомство с основными жанрами песен, выразительным языком исполнения, системы вокальных упражнений: -Детская эстрадная песня. - Русская народная песня. - Военно - патриотическая песня. - Православная песня. | 2 | 18 12 20 14 | 18 12 20 16 | ||||
5 | История развития музыкальных инструментов. | 2 | 10 | 12 | ||||
6 | Знакомство с лучшими образцами вокальной музыки всех времён и народов. | 2 | 2 | 4 | ||||
7 | Индивидуальная работа по подготовке и проведению праздников. | 12 | 12 | |||||
8 | Подготовка и проведение промежуточной и итоговой аттестации, выступление на отчётном концерте. | 2 | 4 | 6 | ||||
ИТОГИ: | 20 | 124 | 144 |
Содержание.
Вводное занятие посвящается знакомству и выявлению музыкальных интересов и склонностей детей. Теория о музыкантах на занятиях постепенно превращается в практику: дети учатся быть и певцами, и танцорами, и оркестрантами, и слушателями музыки. Как музыканты певцы они изучают теорию музыки (гамму до мажор и ля минор, звукоряд, длительности и высоту звуков) и поют, готовятся к концертам. Как музыканты – танцоры дети изучают танцы и хороводы, начиная с элементарных шагов. Как музыканты – оркестранты учатся играть на пианино, гитаре, трубе металлофоне и ритмических музыкальных инструментах. Они учатся аккуратности, ответственности за себя и за музыкальные инструменты. Как музыканты слушатели дети приучаются вслушиваться в музыку рассказывать о своих впечатлениях. Музыкальные подвижные и дидактические игры помогают сохранить активность на занятиях. Изучение трёх «китов » - песни, марша и танца – это основная тема проходящая через весь учебный год. Теоретическое понимание жанров песен помогает лучше исполнить песню, как говорят со знанием дела.
Тематическое планирование на 2-ой год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Работа над голосом подготовка к пению «акапелла». Индивидуальный тембр голоса. | 2 | 16 | 18 |
3 | Расширение знаний музыкальной грамоты (соль мажор, ми минор, интервалы больше октавы, двухголосие). | 2 | 15 | 17 |
4 | Углубление знаний о жанрах вокальной музыки (знакомство со сценическим образом песни) - Авторская песня -Эстрадная песня -Духовные песнопения - Песни – вехи истории нашей страны -Русская народная песня | 1 1 1 2 2 | 5 11 8 10 9 | 6 12 9 12 11 |
5 | Расширение знаний о выразительных возможностях музыкальных инструментов (гитара, ф-но, труба). | 2 | 22 | 24 |
6 | Индивидуальная работа с солистами, ансамблями, сводные репетиции перед выступлениям. | 26 | 26 | |
7 | Проведение промежуточной и итоговой аттестации | 2 | 5 | 7 |
Итого | 16 | 128 | 144 |
Содержание.
На вводном занятии проходит беседа о программе, направленной на развитие голоса и повторение изученного материала прошлого года.
Работа над голосом предполагает выявление индивидуального тембра голоса каждого ребенка. Теоретическое понятие «тэмбр голоса» закрепляется в упражнениях акапелла (пении без сопровождения). Расширение знаний музыкальной грамоты соль - можор и ми- минор помогает работе над голосом. Добавление жанра авторской песни расширяет знания о мире музыки. Теоретическое изучение этого жанра сопровождается разучиванием песен с практическим освоением игры на гитаре. Понятие об аккомпанементе помогает углублению знаний о жанрах. Изучается понятие «сценический образ». Изучение сценического образа любой песни проходит сквозь всю песенную работу.
Тематическое планирование на 3-ий год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Общее кол-во часов |
1 | Водное занятие о задачах второго года обучения. Прослушивание голосов. Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 | 2 |
2 | Углубление знаний о жанрах вокальной музыки: | |||
- Патриотическая песня. | 1 | 19 | 20 | |
- Романс. | 1 | 11 | 12 | |
- Духовная песня. | 1 | 19 | 20 | |
- Эстрадная песня. | 2 | 34 | 36 | |
- Народная песня. | 1 | 27 | 28 | |
3 | Развитие исполнительных навыков выразительного пения на основе разучивания вокальных упражнений в объеме интервалов от квинты до октавы. | 6 | 30 | 36 |
4 | Расширение знаний о выразительном языке музыкальных инструментов, освоение навыков игры по нотам, знакомство с аккомпанементом. | 24 | 48 | 72 |
5 | Вокальная работа с ансамблем, совершенствование вокального мастерства (двухголосие). | 12 | 28 | 40 |
6 | Проведение промежуточной и итоговой аттестации | 1 | 3 | 4 |
Итого | 50 | 166 | 216 |
Содержание.
Вводное занятие посвящено новым любимым песням, которые дети узнали летом. Их пение покажет уровень развития голоса и музыкальных интересов. Повторяются теоретические знания о гигиене певческого голоса. Тема о жанрах вокальной музыки пополняется жанром романса, его истории создания. Жанры патриотической, духовной, эстрадной и народной песни, с которыми ознакомились в первом году обучения, закрепляются изучением новых песен этих жанров. В теме развития исполнительских навыков учитывается теоретическое обучение интервалам, повторение попевок от примы до кварты в первом году обучения и продолжается разучивание народных попевок от квинты до октавы.
Расширение знаний о выразительном языке музыкальных инструментов подразумевает теоретическое изучение нот до- мажорной гаммы и практическое знакомство с игрой по нотам на пианино, аккордеоне, гитаре. По работе над двухголосием даются теоретические знания ритмических и мелодических канонов и практическое обучения пению таких канонов в ансамбле.
Тематическое планирование на 4-ый год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Разучивание военно- патриотических песен ХХ века. | 2 | 26 | 28 |
3 | Разработка и проведение литературно- музыкальной программы «День рождения клуба Любителей песни». | 1 | 11 | 12 |
4 | Подготовка концертной программы ко Дню Матери. | 1 | 13 | 14 |
5 | Подготовка концертых номеров к Новогодним и Рождественским праздникам. | 2 | 22 | 24 |
6 | Подготовка программы к празднованию Масленицы и Святой Пасхи. | 2 | 10 | 12 |
7. | Подготовка музыкальной программы «Приключение в королевстве музыки» | 1 | 11 | 12 |
8 | Разучивание аккомпанемента к песням (ф- но, гитара, балалайка и гармошка). | 6 | 30 | 36 |
9 | Проведение промежуточной и итоговой аттестации. | 2 | 2 | 4 |
Итого | 18 | 126 | 144 |
Содержание.
Вводное занятие проводится в форме беседы о предстоящем итоговом годе обучения, о творческой активности детей, о плане праздничных выступлений. Разучивание военно – патриотических песен поможет подготовить программу ко Дню освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков. Песни В. О. В. и теоретические знания истории песен « Катюша», «28 Панфиловцев» помогают совершенствовать исполнительское мастерство. Дети привлекаются к разработке литературной музыкальной программы «День рождения клуба любителей песни», предлагают свои номера и исполнение. Ко Дню Матери дети практически готовят музыкальные номера по своему уровню развития. Новогодний и Рождественский праздники постепенно осмысляются по - новому. Зная теорию рождественских праздников , дети всё больше оценивают глубину рождественских номеров и легкость новогодних. Масленица и святая Пасха приобретают всё больше значения в музыкальной жизни детей. Заключительная программа «Происшествие в королевстве музыки» рассчитана на весь состав клуба, на возросший творческий опыт детей, на умение музицировать, соучаствовать, импровизировать, использовать свой талант для общего дела.
Календарно-тематическое планирование
занятий в группе детей 1 года обучения
месяц | дата | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
IХ | 4 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
5 | Знакомство с вокальными данными детей | 1 | 1 | ||
6 | Понятие Музыка | 1 | 1 | ||
6 | Кого называют музыкантом? | 1 | 1 | ||
11 | Музыканты, певцы | 1 | 1 | ||
12 | Песня «Просыпайся» | 1 | 1 | ||
13 | Музыканты-слушатели | 1 | 1 | ||
13 | Песня «Вечный огонь» | 1 | 1 | ||
18 | Вокальная работа: певческое дыхание | 1 | 1 | ||
19 | Музыканты, танцоры | 1 | 1 | ||
20 | Хоровод «В лес зеленый» | 1 | 1 | ||
20 | Музыканты-оркестранты | 1 | 1 | ||
25 | Слушание песня «Катюша» | 1 | 1 | ||
Х | 26 | Танец с хлопками | 1 | 1 | |
27 | Дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент» Повторение «Кого называют музыкантами» | 1 1 | 1 1 | ||
| 2 | Три «кита» в музыке | 1 | 1 | |
3 | Беседа о музыкальном клубе Музыканты, певцы | 1 | 1 | ||
4 | Главный «кит» в музыке- песня. «У кота- воркота» | 1 | 1 | 2 | |
9 | Три «кита»-танец | 1 | 1 | ||
10 | Хоровод «Заинька» | 1 | 1 | ||
11 | Какие бывают танцы «Маленькая полька» | 1 | 1 | 2 | |
16 | Повторение «В лес зеленый» | 1 | 1 | ||
17 | Три «кита»-марши «Вместе весело шагать» | 1 | 1 | ||
18 | Дидактическая игра «Узнай марш» | 1 | 1 | ||
18 | Вместе весело шагать. Ритмический оркестр. | 1 | 1 | ||
23 | Поем и шагаем. Песня «Хорошо весьма» | 1 | 1 | ||
24 | Ритмическая игра. «Жили у бабуси» инсценировка | 1 | 1 | ||
25 | Закрепление темы «Три кита» в музыке Репетиция перед выступлением на празднике осени | 1 1 | 1 1 | ||
29 | Репетиция перед выступлением на празднике осени | 1 | 1 | ||
30 | Ритмический оркестр «Дирижёр» | 1 | 1 | ||
ХI | 1 | Что это за ноты? Поем гаммы Беседа об основных жанрах песни | 1 | 1 | 2 |
6 | Эстрадная детская песня. В. Шаинский - детский композитор | 1 | 1 | ||
7 | Песня мамонтенка | 1 | 1 | ||
8 | Частушки для мам | 2 | 2 | ||
13 | Беседа о жанре православной песни. Слушаем «Аве Мария» | 1 | 1 | ||
14 | Разучиваем «Мамочка милая» | 1 | 1 | ||
15 | Изучаем длительности звуков. Частушки для мам «Мамочка милая» закрепление | 1 | 1 | 2 | |
20 | Репетиция программы ко дню матери | 1 | 1 | ||
21 | Репетиция солистов к празднику «День матери» | 2 | 2 | ||
22 | Вальс с лентами | 1 | 1 | 2 | |
28 | Жанры песен: русские народные песни «Валенки» | 1 | 1 | ||
28 | «Как на тоненький ледок» | 1 | 1 | ||
29 | Мамина любимая русская народная песня | 1 | 1 | ||
29 | «Как на тоненький ледок». Играем на гармошке | 1 | 1 | ||
ХII | 4 | Повторение «Маленькой елочке" Разучивание «В лесу родилась ёлочка» | 1 | 1 | |
5 | Беседа о жанре православных песен «Водят звезды хоровод» | 1 | 1 | ||
6 | Слушаем православное песнопение. | 2 | 2 | ||
11 | Подготовка к промежуточной аттестации | 1 | 1 | ||
12 | Проведение промежуточной аттестации. «Песня, танец Марш» | 1 | 1 | ||
13 | Разучивание «Зимней песенки». Вокальные упражнения Закрепление «В лесу родилась ёлочка». Закрепление «Зимней песенки» (с движениями) | 1 1 | 1 1 | ||
18 | Ритмический оркестр «Вдоль по улице» | 1 | 1 | ||
19 | Рождественский хоровод- Разучивание с движением | 1 | 1 | ||
20 | Выход персонажей из сказки под музыку | 1 | 1 | 2 | |
25 | Повторение «Зимней песенки» | 1 | 1 | ||
26 | Генеральная репетиция новогодней и рождественской программ | 2 | 2 | ||
27 | Беседа о святках. Слушание рождественских песен | 1 | 1 | 2 | |
28 | Проведение новогоднего праздника | 2 | 2 | ||
I | 10 | Генеральная репетиция Рождественской программы | 2 | 2 | |
11 | Рождественский праздник. Игра «Золотые ворота» | 2 | 2 | ||
15 | Разучивание песни «Сычевка» Н.Г. Манько. Жанр авторской песни | 1 | 1 | ||
16 | Музыкальные инструменты. Беседа о гитаре | 1 | 1 | ||
17 | Проведение инструктажа по технике безопасности Беседа о празднике Крещение. Повторение жанра православные песни | 1 | 1 | 2 | |
22 | Повторение жанра эстрадные песни | 1 | 1 | ||
23 | Повторение жанра народные песни | 1 | 1 | ||
24 | Вокальная работа (русские народные попевки) | 1 | 1 | ||
24 | Ритмический оркестр. Дирижер | 1 | 1 | ||
29 | Жанр военно-патриотической песни. Песня «Наша армия сильна» | 1 | 1 | ||
30 | Слушание: «Марш Славянки». Знакомство с трубой | 1 | 1 | ||
31 | Работа с солистами-мальчиками | 1 | 1 | ||
31 | Закрепление песни «Наша армия сильна» Игра «Командир» | 1 | 1 | ||
II | 5 | Игра «Салют» (с лентами) | 1 | 1 | |
6 | Закрепление игры «Салют» | 1 | 1 | ||
7 | Ритмический оркестр «Катюша» | 2 | 2 | ||
12 | Беседа «Образ нежности и чистоты». Песня «Мамочка милая» | 1 | 1 | ||
13 | Разучивание песни «Еду к бабушке» | 1 | 1 | ||
14 | Слушание песен о матери | 1 | 1 | ||
19 | Беседа о сценическом образе песни «Сычёвка» | 2 | 2 | ||
20 | Повторение песни «Сычёвка» Н.Г. Манько | 1 | 1 | ||
21 | Проведение праздника, посвященному Дню защитника Отечества | 2 | 2 | ||
26 | Закрепление песни «Поможем маме» | 1 | 1 | ||
27 | Генеральная репетиция программы ко дню 8 марта | 2 | 2 | ||
28 | Разучивание песни «Было у матушки 12 дочерей» | 1 | 1 | ||
III | 5 | Репетиция ритмического оркестра | 1 | 1 | |
6 | Конкурс игры на музыкальных инструментах | 1 | 1 | ||
7 | Проведение праздника мам и бабушек | 2 | 2 | ||
12 | Повторение жанра православной песни. «Бог любит всех людей» | 1 | 1 | ||
13 | О посте в православии. Слушаем «Русь святая» | 1 | 1 | ||
14 | Закрепление песни «Бог любит всех людей» | 1 | 1 | ||
14 | «Колокольный звон» | 1 | 1 | ||
19 | Строение пианино, учимся играть. | 1 | 1 | ||
20 | Ритмический оркестр с дирижером | 1 | 1 | ||
21 | Слушание песни С.Копыловой «Гвозди» Закрепление знаний о пианино | 2 | 2 | ||
26 | Разучивание пасхальной песни «Динь -дон» | 1 | 1 | ||
27 | Благовещение - престольный праздник. Слушание песню «Дар Богу» | 1 | 1 | ||
28 | Повторение песни «Поможем маме» | 2 | 2 | ||
IV | 2 | Длительность и высота звуков. Поем гамму | 1 | 1 | |
3 | Учимся читать ноты. До-мажор | 1 | 1 | ||
4 | Слушание песни С.Копыловой «Окно» | 1 | 1 | ||
4 | Закрепление песни «Динь -дон» | 1 | 1 | ||
9 | Длительности звуков, закрепление в движении | 1 | 1 | ||
10 | Закрепление пасхальных песен | 1 | 1 | ||
11 | Слушание колокольные звоны | 1 | 1 | ||
11 | Повторение жанра православных песен. Исполнение любимых песен | 1 | 1 | ||
16 | Работа с солистами | 1 | 1 | ||
17 | Слушание хора монастыря острова Валаам | 1 | 1 | ||
18 | Слушание С.Копыловой «Хитрец» | 1 | 1 | ||
18 | Разучиваем песню «Давайте весь мир любить» | 1 | 1 | ||
23 | Закрепление песню «Давайте весь мир любить» | 1 | 1 | ||
24 | Беседа о светлой пасхальной неделе | 1 | 1 | ||
25 | Разучивание песни о дружбе | 1 | 1 | ||
29 | Закрепление песни о дружбе | 1 | 1 | ||
V | 6 | Повторение песни «Вечный огонь» Слушание песен о войне | 2 | 2 | |
13 | Подготовка к итоговой аттестации | 1 | 1 | ||
14 | Проведение итоговой аттестации | 1 | 1 | ||
15 | Повторение жанра народные песни | 1 | 1 | ||
20 | Генеральная репетиция отчётного концерта | 1 | 1 | ||
21 | Проведение отчётного концерта для родителей | 1 | 1 | ||
22 | Итоги работы детей в группе | 1 | 1 | ||
ИТОГ | 22 | 123 | 144 |
Учебно-тематическое планирование
занятий в группе детей 3 года обучения
месяц | дата | Тема | Количество часов | ||
теория | Прак-тика | всего | |||
IX | 3 | Вводное занятие о программе на новый учебный год. Прослушивание любимых песен. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | 2 |
4 | Разучивание новых попевок. Вокальная работа Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | 2 | |
5 | Инструктаж по технике безопасности. Вокальная работа с ансамблем девочек | 1 | 1 | 2 | |
10 | Разучивание песни «Смоленск» | 2 | 2 | ||
11 | Беседа музыкально- голосовом аппарате Закрепление песни «Смоленск» | 1 | 1 | ||
12 | Повторение песни «Гимн клуба». Закрепление « Смоленск» | 2 | 2 | ||
17 | Разучивание песни «Баллада о солдате» | 2 | 2 | ||
18 | Вокальная работа по песне « Баллада о солдате» (дыхание, артикуляция) | 2 | 2 | ||
19 | Сценический образ песни «Вася- Василёк» | 2 | 2 | ||
24 | Вокальная работа по чистоте интонирования звука в песне «Катюша»- конкурс солистов | 2 | 2 | ||
25 | Выразительность исполнения песни « Вася- Василёк» Генеральная репетиция | 2 | 2 | ||
26 | Выступление в программе «На привале» | 2 | 2 | ||
X | 1 | Беседа о празднике осени. Русские народные песни о труде «Во кузнице» | 1 | 1 | 2 |
2 | Эстрадные песни об осени. Р. Паулс | 2 | 2 | ||
3 | Классические песни об осени (Чайковский, Кюи) | 2 | 2 | ||
8 | Разучивание песни «Россия» с солистами | 2 | 2 | ||
9 | Вокальная работа «Ты рекаль, моя реченька» | 2 | 2 | ||
10 | Повторение русских народных песен «О труде» | 2 | 2 | ||
15 | Разучивание игры «Осенний букет» | 2 | 2 | ||
16 | Сценический образ песни «Россия» | 2 | 2 | ||
17 | Беседа о программе «Осенний праздник» Репетиция для солистов | 2 | 2 | ||
22 | Закрепление песни «Листья жёлтые» с ритмическим оркестром | 2 | 2 | ||
23 | Творческая импровизация: инсценировка песни «Там вдали за рекой» | 2 | 2 | ||
24 | Осенние частушки | 2 | 2 | ||
29 | Репетиция и проведение праздника «Осенние посиделки» | 2 | 2 | ||
30 | Конкурс на лучшее исполнение любимой песни об осени | 2 | 2 | ||
XI | 5 | Беседа о программе ко дню матери | 1 | 1 | 2 |
6 | Разучивание песни «Мама, как тебя люблю я» | 2 | 2 | ||
7 | Разучивание частушек для мам | 2 | 2 | ||
12 | Ритмический оркестр. Вокальная работа по интервалам | 2 | 2 | ||
13 | Слушание С.Копыловой «Последний лист» | 2 | 2 | ||
14 | Работа над чистотой интонирования в песне «Мама, как тебя люблю я» | 2 | 2 | ||
19 | Разучивание песни «Миразаступница» | 2 | 2 | ||
20 | Индивидуальная работа с солитсами к конкурсу | 2 | 2 | ||
21 | Русская народная песня «Было у матушки 12 дочерей» | 2 | 2 | ||
26 | Закрепление песни «Миразаступница» | 2 | 2 | ||
27 | Генеральная репетиция песен о маме | 2 | 2 | ||
28 | Участие в конкурсе песни ко Дню матери | 2 | 2 | ||
ХI | 3 | Беседа о новогодней и рождественской программах | 1 | 1 | 2 |
4 | Любимые песни о зиме | 2 | 2 | ||
5 | Разучивание песни «Снежинки спускаются с неба» вальс | 2 | 2 | ||
10 | Разучивание народной песни «Как на тоненький ледок» | 2 | 2 | ||
11 | Ритмический оркестр «Как хорошо, что есть зима» | 2 | 2 | ||
12 | Закрепление песни «Снежинки спускаются с неба» вальс | 2 | 2 | ||
17 | Закрепление инсценировки «Как на тоненький ледок» | 2 | 2 | ||
18 | Разучивание рождественской песни «Ах, какая красота!» | 2 | 2 | ||
19 | Проведение промежуточной аттестации | 1 | 1 | 2 | |
24 | Закрепление «Ах, какая красота!» | 2 | 2 | ||
25 | Разучивание рождественских колядок, слушание рождественских песен | 2 | 2 | ||
26 | Повторение новогодней и рождественской программы | 2 | 2 | ||
28 | Участие в новогоднем празднике | 2 | 2 | ||
I | 11 | Рождественский концерт | 2 | 2 | |
14 | Беседа, анализ выступления. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | 2 | |
15 | Разучивание песни «Зима бывает раз в году» | 2 | 2 | ||
16 | Ритмический рисунок песни «Зима бывает раз в году» (пение с движением) | 2 | 2 | ||
21 | Конкурс на лучшее исполнение песни «Зима бывает» между ансамблями мальчиков и девочек | 2 | 2 | ||
22 | Беседа о творчестве В.В.Высоцкого | 2 | 2 | ||
23 | Разучивание авторской песни «Васильковое поле» Н.Г. Манько. Беседа о творчестве Н.Г. Манько | 1 | 1 | 2 | |
28 | Беседа о сценическом образе песни «Васильковое поле» | 2 | 2 | ||
29 | Закрепление выразительного исполнения «Васильковое поле» | 2 | 2 | ||
30 | Конкурс на лучшее исполнение песен Н.Г. Манько | 2 | 2 | ||
II | 4 | Повторение военно- патриотических песен об армии | 2 | 2 | |
5 | Беседа о народной песне- самом древнем жанре | 1 | 1 | 2 | |
6 | Работа над выразительностью исполнения песни «Там вдали за рекой». Разучивание «Прощание славянки» | 2 | 2 | ||
11 | Работа над сценическим образом песни « Прощание славянки» | 2 | 2 | ||
12 | Работа над выразительностью исполнения обрядовых песен: старинные заклички | 2 | 2 | ||
13 | Конкурс на знание русских народных песен | 2 | 2 | ||
18 | Выразительность интонации и движения в частушках | 2 | 2 | ||
19 | Разучивание песни «Прощай, масленица» с солистами. Индивидуальная работа | 2 | 2 | ||
20 | Конкурс на знание русской народной песни | 2 | 2 | ||
25 | Беседа о программе для мам и бабушек | 1 | 1 | 2 | |
26 | Разучивание частушек для мам и бабушек | 2 | 2 | ||
27 | Репетиция к концерту для мам и бабушек | 2 | 2 | ||
III | 4 | Разучивание песeн «Конь», «Русская тайна» | 2 | 2 | |
5 | Работа с ансамблем мальчиков. Песня «Конь» | 2 | 2 | ||
6 | Разучивание песни «Русь называют святою» | 2 | 2 | ||
11 | Закрепление песни «Русь называют святою». Двухголосие | 2 | 2 | ||
12 | Повторение песен «Конь», «Россия» | 2 | 2 | ||
13 | Ритмическое двухголосье | 2 | 2 | ||
18 | Слушание казачьего ансамбля «Атаман» | 2 | 2 | ||
19 | Закрепление песни «Русь называют святою» | 2 | 2 | ||
20 | Закрепление песни «Конь» | 2 | 2 | ||
25 | Конкурс на лучшее исполнение песни. Православные песни | 2 | 2 | ||
26 | Беседа, анализ результатов конкурса | 1 | 1 | 2 | |
27 | Сценический образ в песне «Конь» | 2 | 2 | ||
IV | 1 | Вокальная работа, ритмическое эхо | 2 | 2 | |
2 | Разучивание песни «Не дразните собак» | 2 | 2 | ||
3 | Закрепление песни «Не дразните собак» | 2 | 2 | ||
8 | Разучивание песни Б. Окуджавы «О маленьком трубаче» | 2 | 2 | ||
9 | Закрепление песни Б. Окуджавы «О маленьком трубаче» | 2 | 2 | ||
10 | Работа над сценическим образом песни Б. Окуджавы «О маленьком трубаче» | 2 | 2 | ||
15 | Повторение пасхальных песнопений. Разучивание песни «Красное яичко» | 2 | 2 | ||
16 | Работа над песнями «Экологическая песня», «Не дразните собак», «Конь» | 2 | 2 | ||
17 | Генеральная репетиция песен (поппури о природе) | 2 | 2 | ||
22 | Повторение песни «Красное яичко» | 2 | 2 | ||
23 | Праздничный пасхальный колокольный звон | 2 | 2 | ||
24 | Беседа о празднике светлой Пасхи. Повторение песен | 1 | 1 | 2 | |
29 | Репетиция песен ко Дню победы. «О маленьком трубаче» инсценировка «Вася- василёк» | 2 | 2 | ||
30 | Разучивание песни «На безымянной высоте» | 2 | 2 | ||
V | 6 | Закрепление « На безымянной высоте», | 2 | 2 | |
7 | Повторение песен о войне | 2 | 2 | ||
13 | Подготовка к итоговой аттестации | 2 | 2 | ||
14 | Генеральная репетиция | 2 | 2 | ||
15 | Повторение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» | 2 | 2 | ||
20 | Повторение песни «Надежда» | 2 | 2 | ||
21 | Повторение походных песен под гитару | 2 | 2 | ||
27 | Итоговая аттестация. Конкурс на лучшее исполнение любимой песни | 2 | 2 | ||
28 | Отчётный концерт перед родителями | 2 | 2 | ||
ИТОГ | 16 | 200 | 216 |
Методическое обеспечение.
1.Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2.Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
3.Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Программа промежуточной аттестации по годам:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1-год - Какие три кита в музыке ты знаешь?
2-год – Песни каких жанров вы узнали за первое полугодие?
3-год – Что такое ТЕМБР голоса? Примеры.
4-год - Схема жанров музыкального мира
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Оценивается выступление детей на праздниках ДЕНЬ МАТЕРИ и РОЖДЕСТВО.
Программа итоговой аттестации по годам:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1-год - Назови жанры песен, их примеры.
2-год - Назови любимые песни, выученные во втором полугодии, назови их жанры.
3-год - Что такое сценический образ песни?
4-год – Проведение итоговой аттестации «Изученные жанры песен»
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Выступление на отчётном концерте перед родителями.
Литература
- Чайка Н.Г., Шубина О.В. «Музыкальное развитие детей на основе культуры: планирование, занятия, развлечения» Учитель, 2016.
- Зинаида Роот «Песенки и праздники для малышей» Москва, «Айрис», Пресс 2015.
- «Программы дополнительного художественного образования детей», М., «Просвещение», 2017.
- «Музыкальные способности у дошкольников», Изд-во «Аркти», М., 2016.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников, М., 2016.
- Бугаева З.Н. Веселые уроки музыки в школе и дома, «Сталкер», 2015.
- Песни паломника (Духовное песнопение), «Красный звон», Санкт-Петербург-Москва, 2017.
- Конкевич С.В. Музыкальные праздники в детском саду и начальной школе. Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург, 2015.
- Олифирова Л. Подружитесь с песней, Издательский дом «Воспитание дошкольников», 2017.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. ЗО музыкальных занятий, «Аквариум», ГИППВ, 2018.
- Дарья Пушкина «Небесные заступники», М. ДАРЬ, 2016;
- Борис Ганаго «Детям о слове», Минск, 2016;
- Н.В. Корчаловская «Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников», М. АРКТИ, 2015;
- Т.А. Замятина «Современный урок музыки», М. ГЛОБУС, 2017;
- И.А. Агапова; М.А. Давыдова «Мир музыкальных праздников». В 2-х книгах, М., 2016;
- С.В. Конкевич «Музыкальные праздники», Санкт-Петербург, 2015.
Приложение
Музыкальный материал для 1-го года обучения:
«Песня о Сычёвке» сл. и муз. Н. Г. Манько
«Вечный огонь»
«Падают, падают листья»
«Дождик»
«Бравые солдаты»
«Если весело живется»
Частушки (осенние, о маме, новогодние, масленичные)
«Мамочка»
«Пять февральских роз»
«Мамочка милая»
«Про улыбку» «Детство»
«Что это за ноты?»
«Еду, еду к бабушке»
«У дедушки Мороза горячая пора»
«Метелица»
«Почему медведь зимой спит?»
«Аз, Буки, Веди…»
«Бог любит всех людей»
«Блины»
«Прощай, зимушка старушка»
«Ой, бежит ручьём вода»«
Славит Его земля»
Музыкальный материал для 3-го года обучения
«Песня о Смоленске»;
«Синий платочек»;
«Там вдали за рекой»;
«Орлёнок»;
«Прощание»; муз. Т.Хренникова;
«Огонёк»; сл. Исаковского;
«О героях былых времен» (из к/ф «Офицеры»);
«Горячий снег» муз. А.Пахмутова;
«Россия» сл. и муз. Н.Манько;
«Алые паруса»;
«Облака» муз. В.Шаинского;
«Аист на крыше»;
«Зимняя сказка»;
«Ангелы в небе»;
«Рождественская песня»;
«Мама»;
«Песня о бабушке» муз. Пономаренко;
«Чудо выше всех чудес»;
«Весенний хоровод»;
«Господа пойте!»;
«Вазуза» сл. и муз. Н.Манько.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МЫ И МУЗЫКА»
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возм...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир музыки»
Программа дополнительного образования. Срок реализации 1 год....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыка»
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Её сверхвысокие...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20___г.Про...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СМЕШАННОЙ ГРУППЕ МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету "Основы музыкальной грамоты и слушания музыки"
Данная дополнительная программа предназначена для преподавателей раннего эстетического отделения ДШИ и ДМШ. Срок реализации программы: 1 год, возраст учащхся: 6-7 лет...