Рабочая программа по макраме для инвалидов по зрению
рабочая программа

Плаксина Валентина Васильевна

Рабочая программа по макраме для инвалидов по зрению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_makrame.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийское общество слепых

Частное образовательное учреждение

дополнительного профессионального обучения

Центр реабилитации слепых

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Ген. директора                                                                               Ген. директор ЦРС ВОС

по учебной работе                                                                                                  __________ Степанов С. И.

___________ Сорокина М.С.                                                                                                    «____»  ___________2017 г.

«_____» ___________ 2017 г.

Рабочая программа

дополнительного образования по предмету:

«Макраме»

(группа № 14)

Предметная область:  курс социальной реабилитации взрослых слепоглухих

срок реализации:         2,5 месяца

                                                                  Составитель:

                                                                   Плаксина Валентина Васильевна,

                                                                   преподаватель высшей категории

Волоколамск

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     Узелковое плетение служит людям на протяжении многих веков. Оно прочно вошло в быт человека, став любимым занятием.

     Занятие макраме  способствует развитию усидчивости, аккуратности, даёт возможность для проявления творческой индивидуальности и фантазии.  Увлечение плетением наполняет жизнь слепоглухих новыми интересами и повышает их жизненный тонус.

     Программа по предмету «Макраме» предусматривает плетение разнообразных изделий, условно разделяемых на плоские и объемные и включает в себя 6 разделов. Выбор изделия зависит от способностей и желания слепоглухих учащихся.

     В данной программе особое место уделено тем изделиям, которые являются самыми популярными у слушателей. Это – кашпо, панно, карманы, игрушки-сувениры, плетёные сумки, вазы.

     С самого начала  обучения необходимо систематически обращать внимание слушателей на соблюдение правил безопасности при работе с шилом, булавками, ножницами. В процессе занятий слепоглухие разных категорий знакомятся  с выполнением основных узлов и приёмов макраме.

Овладев теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками узелкового плетения, инвалид по зрению и слуху сможет творчески реализовать свои возможности на  практике.

     В связи с тем, что каждый слушатель имеет свои психофизиологические особенности (время и степень потери зрения и слуха, особенности сохранных анализаторов, общее состояние здоровья, возраст), то при обучении  слепоглухих разных категорий применяется  индивидуальный подход. Объём и последовательность изучаемых тем можно изменять, соблюдая принцип «от простого к сложному».

Цель программы:

    - сформировать у инвалидов по зрению и слуху представление о макраме как об одном из видов декоративно-прикладного искусства;

    - раскрыть потенциальные возможности слушателей, развить их индивидуальные способности, активизировать творческое мышление для самореализации в обществе, наполнить  их жизнь  новым  смыслом.

Основные задачи обучения:

    - овладение знаниями, умениями, навыками узелкового плетения;

     - развитие устойчивого интереса к предмету;

    - формирование трудолюбия, терпения, усидчивости, активного отношения к труду;

    - выработка у  слушателей уверенности в своих силах;

    - освоение техники плетения узлов,  узоров, технологии плетения различных изделий;

     - овладение навыками оформления плетеных изделий.

Основной формой обучения плетению являются индивидуальные занятия по учебному расписанию.

Преподаватель применяет различные методы обучения в зависимости от категории слепоглухих слушателей и с каждым работает индивидуально. Методы показа должны быть наиболее рациональными для усвоения приёмов плетения без зрительного контроля. Только после того как слушатель четко научится выполнять показанный ему приём плетения, преподаватель  переходит к показу другого приёма плетения.

Учитывая, что у слушателей, как правило, имеются сопутствующие заболевания, в поурочном планировании  отводится время на физкультминутки с целью снятия усталости.

   

ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБУЧЕНИЯ

     В результате обучения слушатели должны

Знать:

     - технику безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

     - материалы и приспособления в плетении;

     - свойства нитей;

     - историю макраме;

     - отличия древнего плетения от современного;

     - основные понятия в макраме: основа и рабочая нить;

     - приёмы крепления нитей на основу;

      - понятия цепочка и шнур;

      - виды узлов: вспомогательные и основные;

     - приёмы начала и окончания изделий;

     - значения и функции слов кашпо и панно;

Уметь:

      - производить расчёт длины нитей и пользоваться ножницами при

подготовке нитей к работе;

     - пользоваться крючком для вязания;

     - перематывать нити из мотков в клубки;

     - распознавать нити по качеству, крутке, диаметру (толщине);

     - пользоваться брайлевской лентой и линейкой;

     - пришивать укороченную или оборвавшуюся нить, верёвку;

     - различать основные понятия «основы», «рабочих нитей», виды «основ»;

     - считать число узлов по «перемычке» слева;

     - различать виды узлов, знать их особенности;

     - навешивать нити на основу различными способами;

     - выполнять вспомогательные, основные узлы макраме;

     - выполнять простейшие цепочки и шнуры макраме;

     - выполнять различные виды кистей, бахромы.

     - выполнять приёмы плетения;

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование тем

Кол-во

часов

I.

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Современное узелковое плетение

2 ч.

II.

Инструменты и материалы плетения.

2ч.

III.

Техника плетения узлов.

8 ч.

IV.

Техника плетения узоров.

8 ч.

V.

Приёмы плетения изделий.

4 ч.

VI.

Плетение изделий.

16 ч.

            ИТОГО:                                                                   40    часов

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

I.  Введение. Инструктаж по технике безопасности. Современное узелковое плетение.

    История макраме. Экскурсия по кабинету. Современное узелковое плетение. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования.

II. Инструменты и материалы.

    Инструменты и приспособления: подушка для плетения, булавки с наконечниками, вязальный крючок, ножницы, брайлевская линейка.

Дополнения к плетению: планки, кольца, каркасы, бусы, шары и др.

Материалы: нити и верёвки (хлопчатобумажные, синтетические, бумажный шпагат).

III. Техника плетения узлов.

    Приёмы крепления нити на основу – лицевой, изнаночный, расширенный. Вспомогательные узлы из одной нити: простой (левый, правый), «капуцин», «восьмёрка», «серёжка». Узлы на двух нитях. Понятие основы и рабочей нити. Расход нити. Петельный узел, узел «фриволите». Репсовый узел. Брида. Горизонтальная брида. Плоские узлы (узел «ягодка»). Одинарный, двойной плоский узел. Цепочки из плоских узлов.

IV. Техника плетения узоров.

     Узор «сетка-шахматка» из двойных плоских узлов (ДПУ). Сетка «прямое полотно», сетка «на уголок» и сетка «от уголка». «Сетка-шахматка» из цепочек «змеек», из узлов «ягодка».

V. Приёмы плетения изделий.

     Оплетение колец. Закрепление бусин, шаров с отверстием по середине. Плетение бахромы: в начале изделия, в конце изделия. Кисти, оформление кистей. Советы и секреты в плетении.

VI. Плетение изделий.

    Плетение панно: форма, фактура, назначение. Виды панно. Расчёт количества и длины нитей. Плетение кашпо. Виды кашпо. Декоративные элементы (кольца, бусины, планки). Плетение учебного кашпо. Сочетание кашпо с панно. Назначение кашпо, форма. Расчёт количества и длины нитей. Плетение сосудов (ваз, игрушек). Идея, замысел изделия. Виды, форма, условия выбора нитей. Игрушки (плоские, объёмные). Плетение сумок. Виды сумок. Форма, фактура, назначение. Расчёт количества и длины нитей.

Примечание:

Выбор и количество выполненных изделий зависит от способностей и желания слушателей.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головань Т.Е. Плетение стильных вещей – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004 г.

2. Кузьмина М. Азбука плетения – Москва, изд. Лёгкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000 г.

3. Макраме – Москва, ПК «Алтай», 2004 г.

4. Рябинина Г.В. Объёмное макраме – Москва, 2004 г.

5. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме – Москва, Просвещение, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение индивидуального образовательного маршрута для учащихся инвалидов по зрению с большим перерывом в обучении.

Главная задача тифлопедагогов и психологов Центра - помочь человеку , потерявшему зрение, адаптироваться , дать новые знания и умения, научить правильно оперировать ими в своей деятельности, гр...

Рабочая программа кружка "Макраме"

На протяжении многих веков люди создали много видов рукоделия. К одному из них относится макраме. Со временем они совершенствовались, и однажды превратились в декоративное, а затем в художественное пл...

Программа по ознакомлению детей-инвалидов по зрению с комнатными растениями «Юный цветовод».

Цели программы:1.     Дать учащимся представления о комнатных растениях и их роли в жизни человека.2.     Познакомить с основными группами комнатных растений и ...

Рабочая программа для детей-инвалидов по зрению «Я познаю мир»

Данная программа направлена на формирование у детей-инвалидов по зрению понимания ценности своей жизни. Цель программы: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей-инвал...

Методические рекомендации к программе «Обучение инвалидов по зрению пользованию персональным компьютером» (основной курс)

Пояснительная запискаЦелью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобретение устойчивых умений ...

Организация работы учителя физической культуры с инвалидом по зрению в конспекте" семья-школа"

В статье рассказывается, как можно заинтерисрвать ребенка в развитии определенных навыков и качеств через игры.Интерес к занятиям воспитывается с детства. Игра в начальных классах позволяет повысить м...

Роль дидактических пособий в обучении инвалидов по зрению и слуху

В данном докладе описывается необходимость использования дидактических пособий в обучении инвалидов по зрению и слуху....