Программа по ознакомлению детей-инвалидов по зрению с комнатными растениями «Юный цветовод».
рабочая программа по природоведению (6, 7, 8 класс) на тему

Слепцова Валентина Петровна

Цели программы:

1.     Дать учащимся представления о комнатных растениях и их роли в жизни человека.

2.     Познакомить с основными группами комнатных растений и приемами их определения.

3.     Дать учащимся представления о приемах систематического и периодического ухода за растениями.

4.     Эстетическое воспитание учащихся.

Задачи программы:

1.     Развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.

2.     Закрепить знания о строении растений, о функциональной значимости его частей.

3.     Привитие практических умений и навыков ухода за комнатными растениями.

4.     Формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям.

5.     Развивать эстетический вкус, творческие способности.

6.     Обеспечение общественной активности в коллективной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по ознакомлению детей-инвалидов по зрению с комнатными растениями «Юный цветовод».

Пояснительная записка.

Наличие комнатных растений в помещении школы-интерната имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. Растения не только украшают помещение, но и позволяют улучшить атмосферу в доме, очищают воздух от пыли, вредных примесей и многих болезнетворных микробов.

Некоторые культуры выделяют в воздух фитокцины – летучие вещества, благотворно воздействующие на наше здоровье. Чтобы комнатные растения дольше сохраняли свои декоративные качества и были здоровыми, за ними нужно правильно ухаживать, а для этого необходимо знать об особенностях каждого растения и требованиях разных культур к условиям содержания.

Комнатные растения – это великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех точек зрения, это превосходный живой материал, который можно успешно использовать и для образования и для воспитания детей круглый год.

Цели программы:

  1. Дать учащимся представления о комнатных растениях и их роли в жизни человека.
  2. Познакомить с основными группами комнатных растений и приемами их определения.
  3. Дать учащимся представления о приемах систематического и периодического ухода за растениями.
  4. Эстетическое воспитание учащихся.

Задачи программы:

  1. Развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.
  2. Закрепить знания о строении растений, о функциональной значимости его частей.
  3. Привитие практических умений и навыков ухода за комнатными растениями.
  4. Формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям.
  5. Развивать эстетический вкус, творческие способности.
  6. Обеспечение общественной активности в коллективной деятельности.

Срок реализации данной программы.

Срок реализации данной программы – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут (34 часа в год). Курс программы рассчитан для учащихся 5-х классов.

Основные формы деятельности по данной программе:

  • практические занятия;
  • коллективные творческие дела;
  • беседы-наблюдения;
  • викторины;
  • дидактические игры;
  • конкурсы рисунков, загадок;
  • экскурсии.

Учебно-тематический план.

Блоки

Всего часов

Количество часов

Аудиторные

Внеурочные

  1. Мир комнатных растений и их роль в жизни человека.

6

4

2

  1. Приемы определения комнатных растений.

5

5

  1. Советы и секреты.

8

4

4

  1. Сохранение и обогащение коллекций комнатных растений.

12

10

2

  1. Цветоводство и эстетика.

3

2

1

Содержание программы.

  1. История возникновения комнатного цветоводства. Родина комнатных растений. Их многообразие, полезные свойства. Комнатные растения в помещении школы-интерната, зимнем саду, в классах.
  2. Работа по определению комнатных растений с использованием атласа – определителя и другой литературы. Применение дидактических игр, загадок.
  3. Требования к условиям жизни: дыхание и питание комнатных растений. Уход за цветковыми растениями. Ознакомление с основными видами ухода – систематическим и периодическим.
  4. Работа по сохранению и обогащению коллекций комнатных растений. Посадка, пересадка, перевалка растений. Ознакомление с видами почв и способами подготовки земельных смесей.
  5. Искусство оранжеровки цветов , растения в различных интерьерах. Цветы и живопись.

Предполагаемые результаты:

Данная программа рассчитана на достижение результатов I, II и III уровней.

Первый уровень результатов – овладение учащимися социальных знаний:

  • о многообразии комнатных растений;
  • об основных видах ухода за цветочными растениями;
  • первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение учащимися опыта:

  • различать изученные группы растений по существенным признакам;
  • распознавать комнатные растения с помощью атласа – определителя
  • приводить примеры комнатных растений из числа изученных;
  • научиться правильно ухаживать за комнатными растениями (поливать, опрыскивать, вытирать листья, рыхлить почву в цветочных горшках);
  • применение на практике опыта публичного выступления по проблемным вопросам данной тематики.

Третий уровень результатов – получение учащимися:

  • первичного опыта самостоятельного ухода за комнатными растениями в помещении школы-интерната, дома;
  • самостоятельно различать изученные группы растений по существенным признакам;
  • передача своих знаний путем собственных действий в социуме;

Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • понимания необходимости товарищеского сотрудничества;
  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников;
  • убежденности и активности в пропаганде добросовестного ухода за комнатными растениями;
  • самостоятельности в принятии правильных решений.

Ожидаемый результат:

  • повышение познавательного интереса к цветоводству;
  • расширение круга общения у детей с нарушениями зрения;
  • осознание значимости ухода за комнатными растениями;
  • формирование навыков пропагандистской работы.

Формы и виды контроля:

  • выступления юных цветоводов;
  • конкурсы;
  • портфолио достижений.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Архипов Г.Е., Политаев А.И. Комнатное цветоводство, 1979 г.
  2. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимохин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. М., 1994.
  3. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  4. Дюнн М. Все о детской вечеринке. М., 1996.
  5. Иванов И.А. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.
  6. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педегогов. (Сост.Т.И. Линго. Ярославль: Академия развития, 2001.
  7. Классные часы в 1-4 классах (Авт.-сост. И.В.Персидская и др. Волгоград: Учитель 2009.
  8. Лихонин А.С. Комнатное цветоводство. Нижний Новгород: Времена, 2000.
  9. Молодова Л.П. Экологические праздники. Минск, 1996.
  10. Рыбникова М.А. Загадки. Ее жизнь и природа. М., 1972.
  11.  Сценарии школьных праздников: внеклассная работа. 1-4 классы: Учебно-методическое пособие. (Сост. Е.М. Тихомирова. М.: Экзамен, 2007.
  12. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. М.: Аванта+, 1998.
  13. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005.
  14.  Материалы из журналов «Цветы в доме», «Домашние цветы», «Любимые суккуленты», «Мурзилка», «Солнечный зайчик», детские книжки-раскраски.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Мероприятие

Дата

Фактическая дата

Сентябрь

1.

Круглы стол: «Растительная энергетика»

4.09.

2.

Цветочная аптека. Оранжевое лекарство.

11.09

3.

Конкурс загадок.

17.09.

4.

П/з  «Размещаем всех с умом».

29.09.

Октябрь

1.

Антуриум – «цветок фламинго»

1.10.

2.

Угадай растение. Цветочная викторина.

8.10.

3.

П/з «Секрет – в правильном уходе».

15.10.

4.

Экскурсия в зимний сад.

29.10.

Ноябрь

1.

Декоративнолиственные: кодиеум (кротон). Рисование и раскрашивание.

12.11.

2.

Д/и «Спор растений»

19.11.

3.

Цветочная аптека «Волшебная семечка»

22.11.

4.

П/з «Опираемся и растем».

26.11.

Декабрь

1.

Беседа «Режим для бенджамина»

2.12.

2.

Д/игра «Найти по описанию растение»

10.12.

3.

Советы дизайнера: «Цветы по фэн-шуй»

17.12.

4.

Своими руками. Декорируем цветочные горшки.

25.12.

Январь

1.

Виды почв, земельных смесей. Экскурсия в цветочный магазин.

14.01.

2.

Д/и: «Для чего растению корни»

22.01.

3.

П/з: «Как сохранить подарок»

28.01.

Февраль

1.

Суккуленты и кактусы. Хавортия. Рисование и раскрашивание.

4.02.

2.

Цветочная викторина.

11.02.

3.

Цветы в интерьере: Для уюта в зоне отдыха.

18.02.

4.

П/з «Ухаживаем за растениями правильно»

25.02.

Март

1.

Цветочная история: цикас.

4.03.

2.

Конкурс загадок.

11.03.

3.

П/з «Помоги зеленому другу».

18.03.

Апрель

1.

Беседа «Душа педилантуса»

8.04.

2.

Цветочная аптека: цитрус и оздоровит и омолодит.

15.04.

3.

Экскурсия в цветочный магазин.

22.04.

4.

П/з: «Волшебная поилка»

29.04.

Май

1.

Эухарис (амазонская лилия). Рисование и раскрашивание.

6.05.

2.

Цветы и живопись. Посещение городской выставки.

13.05.

3.

Наши любимцы – это очистители, увлажнители и ионизаторы.

20.05.

4.

П/з «Обмен комнатными растениями для домашнего интерьера».

23.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством упражнений в воде и на суше....

Игры по ознакомлению с комнатными растениями

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатно...

Комнатные растения. "Кактусы." "В мире комнатных растений".

Презентации к разделу "Комнатные растения".1. "В мире комнатных растений". Презентация для совместного заполнения с учащимися в процессе изучения темы.2. "Кактусы." Об особенностях выращиван...

Комнатные растения. "Кактусы." "В мире комнатных растений".

Презентации к разделу "Комнатные растения".1. "В мире комнатных растений". Презентация для совместного заполнения с учащимися в процессе изучения темы.2. "Кактусы." Об особенностях выращиван...

Рабочая программа для детей-инвалидов по зрению «Я познаю мир»

Данная программа направлена на формирование у детей-инвалидов по зрению понимания ценности своей жизни. Цель программы: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей-инвал...

Материалы программы "Хозяин дома". "Комнатные растения и оформление дома комнатными растениями"

Материалы к программе «Хозяин дома».Комнатные растения и оформление интерьера комнатными растениями.     Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы являет...

Дополнительная предпрофессиональная программа Фортепиано для детей инвалидов и детей с овз

Программа учебного предмета построена на основе Федеральных государственных требований и соответствует содержанию, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в облас...