Программа по ознакомлению детей-инвалидов по зрению с комнатными растениями «Юный цветовод».
рабочая программа по природоведению (6, 7, 8 класс) на тему
Цели программы:
1. Дать учащимся представления о комнатных растениях и их роли в жизни человека.
2. Познакомить с основными группами комнатных растений и приемами их определения.
3. Дать учащимся представления о приемах систематического и периодического ухода за растениями.
4. Эстетическое воспитание учащихся.
Задачи программы:
1. Развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.
2. Закрепить знания о строении растений, о функциональной значимости его частей.
3. Привитие практических умений и навыков ухода за комнатными растениями.
4. Формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям.
5. Развивать эстетический вкус, творческие способности.
6. Обеспечение общественной активности в коллективной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по ознакомлению детей-инвалидов по зрению с комнатными растениями «Юный цветовод».
Пояснительная записка.
Наличие комнатных растений в помещении школы-интерната имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. Растения не только украшают помещение, но и позволяют улучшить атмосферу в доме, очищают воздух от пыли, вредных примесей и многих болезнетворных микробов.
Некоторые культуры выделяют в воздух фитокцины – летучие вещества, благотворно воздействующие на наше здоровье. Чтобы комнатные растения дольше сохраняли свои декоративные качества и были здоровыми, за ними нужно правильно ухаживать, а для этого необходимо знать об особенностях каждого растения и требованиях разных культур к условиям содержания.
Комнатные растения – это великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех точек зрения, это превосходный живой материал, который можно успешно использовать и для образования и для воспитания детей круглый год.
Цели программы:
- Дать учащимся представления о комнатных растениях и их роли в жизни человека.
- Познакомить с основными группами комнатных растений и приемами их определения.
- Дать учащимся представления о приемах систематического и периодического ухода за растениями.
- Эстетическое воспитание учащихся.
Задачи программы:
- Развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.
- Закрепить знания о строении растений, о функциональной значимости его частей.
- Привитие практических умений и навыков ухода за комнатными растениями.
- Формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям.
- Развивать эстетический вкус, творческие способности.
- Обеспечение общественной активности в коллективной деятельности.
Срок реализации данной программы.
Срок реализации данной программы – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут (34 часа в год). Курс программы рассчитан для учащихся 5-х классов.
Основные формы деятельности по данной программе:
- практические занятия;
- коллективные творческие дела;
- беседы-наблюдения;
- викторины;
- дидактические игры;
- конкурсы рисунков, загадок;
- экскурсии.
Учебно-тематический план.
Блоки | Всего часов | Количество часов | |
Аудиторные | Внеурочные | ||
| 6 | 4 | 2 |
| 5 | 5 | |
| 8 | 4 | 4 |
| 12 | 10 | 2 |
| 3 | 2 | 1 |
Содержание программы.
- История возникновения комнатного цветоводства. Родина комнатных растений. Их многообразие, полезные свойства. Комнатные растения в помещении школы-интерната, зимнем саду, в классах.
- Работа по определению комнатных растений с использованием атласа – определителя и другой литературы. Применение дидактических игр, загадок.
- Требования к условиям жизни: дыхание и питание комнатных растений. Уход за цветковыми растениями. Ознакомление с основными видами ухода – систематическим и периодическим.
- Работа по сохранению и обогащению коллекций комнатных растений. Посадка, пересадка, перевалка растений. Ознакомление с видами почв и способами подготовки земельных смесей.
- Искусство оранжеровки цветов , растения в различных интерьерах. Цветы и живопись.
Предполагаемые результаты:
Данная программа рассчитана на достижение результатов I, II и III уровней.
Первый уровень результатов – овладение учащимися социальных знаний:
- о многообразии комнатных растений;
- об основных видах ухода за цветочными растениями;
- первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение учащимися опыта:
- различать изученные группы растений по существенным признакам;
- распознавать комнатные растения с помощью атласа – определителя
- приводить примеры комнатных растений из числа изученных;
- научиться правильно ухаживать за комнатными растениями (поливать, опрыскивать, вытирать листья, рыхлить почву в цветочных горшках);
- применение на практике опыта публичного выступления по проблемным вопросам данной тематики.
Третий уровень результатов – получение учащимися:
- первичного опыта самостоятельного ухода за комнатными растениями в помещении школы-интерната, дома;
- самостоятельно различать изученные группы растений по существенным признакам;
- передача своих знаний путем собственных действий в социуме;
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- понимания необходимости товарищеского сотрудничества;
- внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников;
- убежденности и активности в пропаганде добросовестного ухода за комнатными растениями;
- самостоятельности в принятии правильных решений.
Ожидаемый результат:
- повышение познавательного интереса к цветоводству;
- расширение круга общения у детей с нарушениями зрения;
- осознание значимости ухода за комнатными растениями;
- формирование навыков пропагандистской работы.
Формы и виды контроля:
- выступления юных цветоводов;
- конкурсы;
- портфолио достижений.
Информационно-методическое обеспечение:
- Архипов Г.Е., Политаев А.И. Комнатное цветоводство, 1979 г.
- Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимохин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. М., 1994.
- Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Дюнн М. Все о детской вечеринке. М., 1996.
- Иванов И.А. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.
- Игры, ребусы, загадки для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педегогов. (Сост.Т.И. Линго. Ярославль: Академия развития, 2001.
- Классные часы в 1-4 классах (Авт.-сост. И.В.Персидская и др. Волгоград: Учитель 2009.
- Лихонин А.С. Комнатное цветоводство. Нижний Новгород: Времена, 2000.
- Молодова Л.П. Экологические праздники. Минск, 1996.
- Рыбникова М.А. Загадки. Ее жизнь и природа. М., 1972.
- Сценарии школьных праздников: внеклассная работа. 1-4 классы: Учебно-методическое пособие. (Сост. Е.М. Тихомирова. М.: Экзамен, 2007.
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. М.: Аванта+, 1998.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005.
- Материалы из журналов «Цветы в доме», «Домашние цветы», «Любимые суккуленты», «Мурзилка», «Солнечный зайчик», детские книжки-раскраски.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Мероприятие | Дата | Фактическая дата |
Сентябрь | |||
1. | Круглы стол: «Растительная энергетика» | 4.09. | |
2. | Цветочная аптека. Оранжевое лекарство. | 11.09 | |
3. | Конкурс загадок. | 17.09. | |
4. | П/з «Размещаем всех с умом». | 29.09. | |
Октябрь | |||
1. | Антуриум – «цветок фламинго» | 1.10. | |
2. | Угадай растение. Цветочная викторина. | 8.10. | |
3. | П/з «Секрет – в правильном уходе». | 15.10. | |
4. | Экскурсия в зимний сад. | 29.10. | |
Ноябрь | |||
1. | Декоративнолиственные: кодиеум (кротон). Рисование и раскрашивание. | 12.11. | |
2. | Д/и «Спор растений» | 19.11. | |
3. | Цветочная аптека «Волшебная семечка» | 22.11. | |
4. | П/з «Опираемся и растем». | 26.11. | |
Декабрь | |||
1. | Беседа «Режим для бенджамина» | 2.12. | |
2. | Д/игра «Найти по описанию растение» | 10.12. | |
3. | Советы дизайнера: «Цветы по фэн-шуй» | 17.12. | |
4. | Своими руками. Декорируем цветочные горшки. | 25.12. | |
Январь | |||
1. | Виды почв, земельных смесей. Экскурсия в цветочный магазин. | 14.01. | |
2. | Д/и: «Для чего растению корни» | 22.01. | |
3. | П/з: «Как сохранить подарок» | 28.01. | |
Февраль | |||
1. | Суккуленты и кактусы. Хавортия. Рисование и раскрашивание. | 4.02. | |
2. | Цветочная викторина. | 11.02. | |
3. | Цветы в интерьере: Для уюта в зоне отдыха. | 18.02. | |
4. | П/з «Ухаживаем за растениями правильно» | 25.02. | |
Март | |||
1. | Цветочная история: цикас. | 4.03. | |
2. | Конкурс загадок. | 11.03. | |
3. | П/з «Помоги зеленому другу». | 18.03. | |
Апрель | |||
1. | Беседа «Душа педилантуса» | 8.04. | |
2. | Цветочная аптека: цитрус и оздоровит и омолодит. | 15.04. | |
3. | Экскурсия в цветочный магазин. | 22.04. | |
4. | П/з: «Волшебная поилка» | 29.04. | |
Май | |||
1. | Эухарис (амазонская лилия). Рисование и раскрашивание. | 6.05. | |
2. | Цветы и живопись. Посещение городской выставки. | 13.05. | |
3. | Наши любимцы – это очистители, увлажнители и ионизаторы. | 20.05. | |
4. | П/з «Обмен комнатными растениями для домашнего интерьера». | 23.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством упражнений в воде и на суше....
Игры по ознакомлению с комнатными растениями
Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатно...
Комнатные растения. "Кактусы." "В мире комнатных растений".
Презентации к разделу "Комнатные растения".1. "В мире комнатных растений". Презентация для совместного заполнения с учащимися в процессе изучения темы.2. "Кактусы." Об особенностях выращиван...
Комнатные растения. "Кактусы." "В мире комнатных растений".
Презентации к разделу "Комнатные растения".1. "В мире комнатных растений". Презентация для совместного заполнения с учащимися в процессе изучения темы.2. "Кактусы." Об особенностях выращиван...
Рабочая программа для детей-инвалидов по зрению «Я познаю мир»
Данная программа направлена на формирование у детей-инвалидов по зрению понимания ценности своей жизни. Цель программы: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей-инвал...
Материалы программы "Хозяин дома". "Комнатные растения и оформление дома комнатными растениями"
Материалы к программе «Хозяин дома».Комнатные растения и оформление интерьера комнатными растениями. Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы являет...
Дополнительная предпрофессиональная программа Фортепиано для детей инвалидов и детей с овз
Программа учебного предмета построена на основе Федеральных государственных требований и соответствует содержанию, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в облас...