Организация работы учителя физической культуры с инвалидом по зрению в конспекте" семья-школа"
статья по физкультуре
В статье рассказывается, как можно заинтерисрвать ребенка в развитии определенных навыков и качеств через игры.Интерес к занятиям воспитывается с детства. Игра в начальных классах позволяет повысить мотивацию ребенка. В игре можно использовать все межпредметные связи( ФГОС), и конечно же, идет напрямую связь с родителями.
Статья опубликована в сборнике "Актуальные проблемы гумманитарного образования в условиях реализации ФГОС
Межрегиональная научно-практическая конференция, Курган, 26 апреля2017года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 53.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИНВАЛИДОМ ПО ЗРЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ «СЕМЬЯ – ШКОЛА»
Н.И. Катанаева
ГБОУ «Курганская образовательная школа дистанционного обучения»
Учитель физической культуры
Одной из приоритетных функций семьи является участие в организации образовательной деятельности детей. Школа, в этой связи, служит «проводником» между желаниями родителей и возможностями ученика, то есть малая социальная группа-семья и общественная структура-школа, выступают партнерами в достижении эффективных результатов деятельности. Центральный участник образовательного процесса-ребенок, должен находиться в едином информационно-образовательном пространстве. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания, а также взаимная ответственность педагогов и родителей за результаты образовательного процесса имеет особое значение в организации и обучении детей с ОВЗ.
Однако, большинство родителей детей с ОВЗ нуждаются в помощи со стороны специалистов сопровождения. Отсутствие у родителей психо-педагогических знаний и умений сделать выбор в пользу своего ребенка, приводит к ошибкам, неверной оценке возможностей образовательных потребностей и как итог-к неэффективности воспитания, обучения и социализации ребенка.
В этой связи усилия образовательного учреждения должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической и реабилитационной компетенции. С другой стороны-родители на добровольной основе должны стать равноправными участниками процесса и стремиться к эффективному сотрудничеству с педагогом.
Значимость взаимодействия учителя физической культуры с родителями, имеющии детей с нарушением зрения, трудно переоценить. Для здорового человека физическая активность - естественная потребность в обычной жизни, для инвалидов по зрению - естественный метод физической, медицинской и социальной реабилитации. В процесс организации образовательного процесса с такими учащимися возникает необходимость разрешить противоречие: между противопоказаниями к определенным физическим упражнениям и необходимостью реализации физической культуры.
Рассмотрим некоторые моменты организации работы учителя физической культуры с родителями в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждение «Курганская областная школа дистанционного обучения», которая обучает детей - инвалидов по зрению.
Взаимодействие учителя физической культуры и родителей детей, имеющих нарушения зрения, осуществляется в школе в рамках психолого-педагогического сопровождения семьи, являющегося динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность педагогов, специалистов «помогающих профессий», направленную на
повышение психолого-педагогической компетентности родителей, на оптимизацию социально-психологических аспектов образа жизни семьи, на улучшение психологического здоровья семьи [1].
Принципами психолого-педагогического сопровождения семьи являются:
- принцип восприятия семьи как единой системы;
- принцип индивидуально-ориентированного подхода к каждой семье;
- принцип позитивного восприятия семьи;
- принцип системности в сопровождении;
- принцип дифференциации оказываемой помощи;
- принцип активности и сотрудничества во взаимодействии;
- принцип обеспечения свободы выбора;
- принцип образовательной направленности;
- принцип оптимального включения родителей в коррекционно
- педагогический процесс, в единое образовательное пространство [1].
Важным моментом в контексте «семья – школа» является личное взаимодействие учителя физической культуры и родителей по поводу затруднений и достижений ребенка с нарушениями зрения, успехов и неудач, сомнений и размышлений в ходе определения образовательного маршрута ребенка, а также в процессе его обучения. Неоценима помощь друг другу в понимании образовательных потребностей ребенка, в решении его индивидуальных и специфических проблем, в оптимизации путей его обучения и коррекции недостатков в психофизическом развитии.
Формы работы с родителями могут носить теоретический или практический характер и быть различными: индивидуальными (беседа, консультирование, рекомендации и просвещение посредством информации на школьном сайте, наблюдение и/или включение родителей в проведение занятий с ребенком) и групповыми (открытые уроки физической культуры, выступления на общешкольных родительских собраниях, игровые тренинги, круглые столы, родительские конференции, просмотр и анализ видеоматериалов).
Рассмотрим наиболее используемые формы работы учителя физической культуры с родителями детей, имеющих нарушения зрения.
Выступления на общешкольных родительских собраниях. Родителям разъясняется, что для предупреждения заболеваний и обострений в состоянии здоровья, вызванных особенностями физического и психического развития учащихся с нарушением зрения, значимым является реализация нормированной активизации их двигательной активности в процессе занятий физической культурой. Особенно важно это в младшем школьном возрасте, в связи с началом целенаправленного обучения и формированием новой ведущей деятельности – учебной, определяющей успешность физического и психического развития детей. Принимая во внимание ограниченные возможности школьников, имеющих нарушения зрения, в посещении различных спортивных и туристических мероприятий, необходимо больше реализовывать те средства физической культуры, которые позволили бы
осуществлять занятия в условиях, относительно независимых от местоположения и наличия тренажеров, при соблюдении техники безопасности [ 3, 4, 5, ].
Дети инвалиды на уроках физкультуры нуждаются в специальном подходе, который учитывает компенсацию зрения за счет сенсорных, тактильных, моторных и слуховых качеств. Планируя уроки учитель должен учитывать физиологию, уровень заболеваемости и реальные возможности ребенка. Учитывая специфику нашей школы, занятия по физкультуре могут проводиться, как очно, так и дистанционно.
Мой опыт показывает, что в начальной школе сам факт выполнения упражнений должен сопровождаться игрой, только так можно заинтересовать ребенка в развитии определенных качеств и навыков. Интерес к занятиям воспитывается с детства. Игра в начальных классах позволяет повысить мотивацию у ребенка. В игре можно использовать все межпредметные связи (ФГОС), и конечно же идет напрямую связь с родителями. Предлагаю несколько игр, для слабовидящих детей, в которые можно играть, как на уроке, так и в домашних условиях с родителями и членами семьи.
1.«Съедобное - несъедобное», игра проводится дистанционно
Задачи:
- учить двигательному навыку ( бросок –ловля)
- развитие быстроты реакции
Цель:
- развитие логическгого мышления (что можно есть, что нельзя, родители называют слова из разных областей знаний)
- межпредметные связи ( окружающий мир, продукты питания и др)
2.«Гимнастика ума», игра проводится очно
Задачи:
- развитие мышления
- развитие силы, ловкости, гибкости ( сидя на полу ноги врозь на против друг друга, родитель катает мяч ребенку, а ребенок ему)
Цель:
- составить цепочку из 5 городов, видов спорта, рек, животных и т.д.
- научить ребенка выполнять одновременно несколько действий (правая рука катает мяч, левая рука сжимает кистевой эспандр)
3. «Чудесный мешочек», игра проводится дистанционно
Задачи:
- закрепить двигательный навык ( в мешочке лежит разный инвентарь: скакалка, гантель, мяч, массажный мяч, кегля и другие, ребенок извлекает инвентарь и показывает упражнения с ним, родители могут добавить предметы не относящиеся к спорту ( ручка, книга, мягкая игрушка и т.д))
- развитие тактильных ощущений
- развитие физических качеств: сила, выносливость и др.
Цель: развитие логики и мышления
4.« Кто быстрее» , игра проводится очно
Задачи:
- развитие мелкой моторики ( работа пальцев рук при накручивании веревочки)
- развитие тактильных ощущений ( в середине можно привязывать различные предметы)
Цель:
- развитие быстроты ( накручивание веревочки на карандаш до середины – кто быстрей родитель или ребенок )
5.«Дорожка здоровья», проводится очно
Задачи:
- здоровьесберегающая
Цель:
- пропаганда ЗОЖ
6. « Метко в цель» игра проводится очно и дистанционно
Задачи:
- развитие меткости ( ребенок стоит, в руках держит звучащий мягкий мячик. Родители под музыку ходят и звенят бубенчиком. С окончанием музыки родители замирают на месте, и звенят бубенчиком (один родитель), ребенок прислушивается и кидает мячик - слушает попал или не попал)
- учить ориентироваться в пространстве
Цель:
- дать чувство уверенности в своих силах, радости от движения
Упражнения на развитие физических качеств:
Сила:
- кистевой эспандр
- гантели
- берется мяч диаметром 20 см, бельевая широкая резинка делается по диаметру мяча, накладывается по диаметру, затем руки ребенка кладутся между мячом и резинкой и нужно ее растягивать, мяч не должен выпадать.
Координация, ловкость:
- упражнения в парах с родителями ( различные наклоны, ручной велосипед, приседания лицом и спиной друг другу, сидя на полу и т.д)
Опыт проведения таких занятий достаточно широко освещен в литературе…, однако каждый ученик индивидуален и требует дифференцированного подхода. Помощь родителей в этом смысле огромна. Самочувствие, темперамент, наличие домашних проблем , все это – прерогатива родителей. Результат учебной деятельности на прямую зависит от тандема « родитель – педагог». Более того алгоритм уроков может использоваться родителями и за пределами учебного времени. Они (родители ) видят и понимают при выполнении каких заданий их ребенок более активен и от чего он получает умственное и физическое удовлетворение. Но учителя не заменить, и он (учитель ) обязан обозначить родителям «путь» их ребенка в рамках образовательной деятельности.
В основе рассмотренных форм работы учителя физической культуры и родителей детей, имеющих нарушения зрения, находится психология доверия. Родители должны быть уверены в искренности желаний педагога помочь ребенку. В связи с чем учитель физической культуры стремится воспринимать и изучать ребенка с нарушением зрения в призме «положительного» восприятия, то есть видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, специально проектировать условия для их проявления и закрепления. В свою очередь, доверие родителей к педагогу основывается на уважении к знаниям , опыту, компетентности педагога в вопросах обучения и коррекции, но, главное, на доверии к нему в силу его положительных социально значимых личностных качеств.
Список литературы:
1. О. Г. Приходько и др. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для педагогов, учителей - предметников, классных руководителей образовательных организаций /– М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 227 с.
2. Смурова, Е. В. Адаптивная физическая культура как фактор формирования здоровья и социальной интеграции слабовидящих детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004N3/p26.htm (дата обращения 06.01.2014)
3. Шляпникова, В. В., Колтырева, Л. Ю. Особенности развития младших школьников, имеющих нарушения зрения, средствами игровой деятельности в процессе физической культуры // Фундаментальные исследования. – 2013. – No 6 (часть 4). – С. 1008-1011.
4. Шляпникова, В. В., Шавшаева, Л. Ю. Особенности методики физической культуры в развитии младших школьников, имеющих нарушения зрения // Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья : монография / А. А. Богданова, О. Ф. Богатая, Н. Н. Иванова [и др.] ; под общ. ред. Н. В. Лалетина ; Сиб. федер. ун-т ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. Красноярск : Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. – С. 58-86.
5. Шляпникова, В. В., Шавшаева, Л. Ю. Развитие зрительно-моторной координации слабовидящих младших школьников посредством подвижных игр // Электронный научный журнал «Спортивная наука». – 2014. – Выпуск 2(2) Май-Август. С. 6-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя физической культуры Ткачук Елены Викторовны по теме: «Индивидуальное дифференцирование нагрузки на уроках физической культуры».
С целью совершенствования процесса преподавания физической культуры в школе необходимо использовать индивидуальное дифференцирование нагрузки на уроках, что будет способс...
Особенности работы учителей физической культуры в организации здоровьесберегающего урока в средних классах
Данная работа состоит в разработке личностно-ориентированных физкультурно-оздоровительных учебно-методических материалов, обеспечивающих формирование здоровьесохранных компонентов развития личнос...
Методическая разработка _Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя физической культуры)_
Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование, овладение способами добывания знаний и саморазвития, изменение самого себя. И то и другое невозможно...
Методика организации работы учителя физической культуры с учащимися с целью повышения интереса к занятиям спортом.
Педагогика рассматривает физическое воспитание в качестве неотъемлемой составной части всестороннего развития личности. Одним из важнейших направлений физического воспитания является приобщение детей ...
Работа учителей физической культуры по формированию потребностей в физической активности у современных детей
Работа учителей физической культуры по формированию потребностей в физической активности у современных детей в ГБОУ школе № 638 Пушкинского района Санкт-Петербурга...
Метод проектов, как средство творческой самореализации учащихся по физической культуре. Из опыта работы учителя физической культуры.
В настоящее время в системе образования создаются новые ориентиры, направленные на развитие творческих личностей в современных условиях. Использование метод...
Организация работы учителя физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Организация работы учителя физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет определенные вызовы, но вместе с тем является важным и неотъемлемым компонентом их обр...