Роль дидактических пособий в обучении инвалидов по зрению и слуху
материал

Алла Владимировна Полывяная

В данном докладе описывается необходимость использования дидактических пособий в обучении инвалидов по зрению и слуху.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полывяная А. В., заведующая отделением слепоглухих

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ И СЛУХУ

Особое внимание в обучении слепоглухих уделяется наглядным и практическим методам, так как отсутствие зрения и слуха у слепоглухих крайне сужает их представления об окружающей действительности, затрудняет их социальную и трудовую адаптацию. А правильное использование этих методов способствует обогащению сенсорного опыта путем развития и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти.

В обучении слепоглухих широко используются экскурсии, практическая работа, целевые прогулки.

Особую роль играют дидактические наглядные пособия. Степень использования наглядности и характер ее различны на разных ступенях обучения. Наиболее полно они используются на начальном этапе обучения, где осуществляется обогащение сенсорного опыта, конкретизация представлений и развитие наглядно-образного мышления. На этом этапе чаще всего используются натуральные объекты или их уменьшенные копии (предметы быта), а также используются дидактические пособия, развивающие сохранные анализаторы, например, осязание (это всевозможные шнуровки, работа с сыпучим материалом, упражнения на различения поверхностей из разных видов ткани).

Наглядность в обучении лиц с нарушением слуха и зрения является   специфическим средством развития их познавательных возможностей и эстетического воспитания, служит источником новых знаний и формирования представлений об окружающем мире Используемая наглядность при этом должна отвечать определенным требованиям в зависимости от состояния зрения. Так, для слепоглухих, не имеющих остаточного зрения, применяются наглядные пособия, которые  учащиеся могут познавать главным образом с помощью осязания. А для слабовидящих глухих наглядные пособия должны соответствовать  определенным размерам, окраске, насыщенности цвета, контрастности объекта с фоном и другим качествам, отвечающим требованиям охраны зрения. Так, например, рисунки, карты должны иметь ограниченное количество условных обозначений, линий, знаков. Хорошо воспринимаются яркие, контрастные, цветонасыщенные изображения невысокой композиционной сложности.      

Для  практически слепоглухих используются средства наглядности, доступные для    бисенсорного восприятия (использование осязания и остаточного зрения).

Правильное применение перечисленных дидактических пособий ведет к снижению   зрительного утомления и поддержанию общей трудоспособности.

Исходя из опыта работы отделения социальной реабилитации взрослых слепоглухих,  следует отметить тот факт, что  использование дидактических пособий также необходимо, как и при обучении слепых.

Дидактические пособия присутствуют в той или иной степени на каждом уроке, и их выбор зависит от направленности предмета. Так, на уроках ориентировки при изучении маршрута обязательно используются рельефные планы здания, города, макеты здания, что способствует более успешному усвоению материала. На уроках домоводства при показе нового вида шва, учитель использует образцы швов, выполненные толстыми нитками на контрастном фоне. На таких уроках, как «Основы компьютерной грамотности», «Система Брайля», «Средства общения»  используются пособия в виде тестов, образцов слов, букв, выполненных рельефно-точечным шрифтом или укрупненным плоскопечатным шрифтом в зависимости от состояния зрения учащегося. Также используются рельефные пособия, изображающие тот или  иной         предмет, соответствующий  изучаемому жесту (слову).

В качестве вывода хотелось бы отметить то, что правильно подобранные и своевременно используемые  дидактические пособия в обучении слепоглухих, создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного материала и способствуют более полному и точному восприятию окружающего их мира.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение индивидуального образовательного маршрута для учащихся инвалидов по зрению с большим перерывом в обучении.

Главная задача тифлопедагогов и психологов Центра - помочь человеку , потерявшему зрение, адаптироваться , дать новые знания и умения, научить правильно оперировать ими в своей деятельности, гр...

Дидактическое пособие по проектному обучению на уроках технологии и диагностике УУД

Авторское дидактическое пособие по проектному обучению на уроках технологии и диагностике УУД включает в себя: 1) Рабочую тетрадь - пояснительная записка к проекту по технологии, 2) Приложение к проек...

Программа по ознакомлению детей-инвалидов по зрению с комнатными растениями «Юный цветовод».

Цели программы:1.     Дать учащимся представления о комнатных растениях и их роли в жизни человека.2.     Познакомить с основными группами комнатных растений и ...

Роль дидактической игры в обучении счёту учащихся младших классов со сложной структурой дефекта

Презентация и сообщение на тему: "Роль дидактической игры в обучении счёту  учащихся младших классов со сложной структурой дефекта" была подготовлена для педсовета...

Методические рекомендации к программе «Обучение инвалидов по зрению пользованию персональным компьютером» (основной курс)

Пояснительная запискаЦелью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобретение устойчивых умений ...

Статья на тему «Роль дидактических игр в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как тот вид деятельности, который на разных этапах онтогенеза выступает в качестве средства передачи ребенку содержания общественно-историче...

Презентация на тему: Создание специальных условий для развития, воспитания, обучения детей с нарушениями зрения и слуха.

Как создавать среду в образовательных организациях для комфортного пребывания  для детей с нарушениями, для их полноценного обучения, воспитания и развития....