«ИКТ технологий в работе педагога дополнительного образования. На примере опыта работы в ансамбле РНИ»
методическая разработка
Технический прогресс в современном мире развивается очень быстро и активно, новые технологии появляются каждый день. Трудно найти сейчас семью, где не было бы дома сотового телефона у каждого ее члена, во многих семьях есть персональный компьютер или ноутбук. Для современного человека не составляет труда обращаться с фото- и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Использование человечеством новых технологий стало приметой нашего времени.Не обошли ИКТ технологии и дополнительное образование. Опытом по их применению в своей работе, как руководителя ансамбля русских народных инструментов, захотелось поделиться и мне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_tehnologii.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технический прогресс в современном мире развивается очень быстро и активно, новые технологии появляются каждый день. Трудно найти сейчас семью, где не было бы дома сотового телефона у каждого ее члена, во многих семьях есть персональный компьютер или ноутбук. Для современного человека не составляет труда обращаться с фото- и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Использование человечеством новых технологий стало приметой нашего времени.
Не обошли ИКТ технологии и дополнительное образование. Опытом по их применению в своей работе, как руководителя ансамбля русских народных инструментов, захотелось поделиться и мне.
Применение ИКТ технологий в работе руководителя коллектива можно разделить по несколько направлениям:
- Учебно-воспитательный процесс.
- Контроль учебно-воспитательного процесса (диагностика).
- Выступление коллектива.
- Статистическая отчетность о воспитанниках.
В рамках учебно-воспитательного процесса на занятиях коллектива используются компьютерные программы, которые можно найти в интернете и авторские разработки самого руководителя.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:
- Музыкальные проигрыватели
- Программы для пения караоке
- Музыкальные конструкторы
- Музыкальные энциклопедии
- Обучающие программы
- Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
Первая группа программ знакома любому пользователю ПК – это Windows Media Player, Win Amp и т.д. Для привлечения внимания детей, направление его в образную сторону, можно воспользоваться возможностью – сделайте музыку ярче. Для этого можно открыть зрительный образ в Windows Media Player, Win Amp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.
Для расширения музыкального кругозора на своих занятиях я использую такую программу, как «Шедевры музыки», в которой содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов.
Следующая программа, где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио «Музыкальный класс». Эта программа обучающего характера хорошо подходит для начального периода обучения. Воспитанники имеют возможность самостоятельно, без помощи педагога получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки.
Не секрет, что любой ребенок любит игры. Для этого есть такие музыкальные интерактивные игры, как «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики», где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков.
Прекрасно дополняют в программе «Музыкальный класс» друг друга такие разделы, как «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино». В первом разделе воспитанники получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как дети на начальной стадии обучения не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них.
Существуют программы для написания нотного текста, для его редактирования, например, «Финале». Эту программу можно использовать для сочинения мелодии, для аранжировки, для инструментовки музыкального произведения.
Помимо программ из интернета на занятиях в объединении используются авторские разработки самого педагога, сделанные им к каждому разделу программы обучения. Эти программы выполнены в виде интерактивных игр. Их можно применять как для индивидуального обучения, так и для целой группы воспитанников. Они выполнены в программах для презентаций.
Для проведения контроля на занятиях коллектива за усвоением учебного материала используются специально разработанные интерактивные игры с помощью которых проверяются теоретические знания ребят, где подсчет заработанных балов происходит автоматически. Для этого используются электронные таблицы XL .
Для проведения промежуточного и итогового контроля используются, так же XL-таблицы, разработанные для каждого года обучения. Подсчет в них производится автоматически.
Во уже более четырнадцати лет ансамбль организован на базе общеобразовательной школы, где ребята принимают активное участие в постановке музыкальных спектаклей, участвуя в них, и как музыканты, и как актеры. Для оформления музыкальных постановок дополняющих декорации используются разрабатываемые к спектаклю специальные презентации.
Каждый из педагогов наверно сталкивался с необходимостью составления статистического отчета «Данных о воспитанниках …», где необходимо заполнение многих параметров, как правило, вручную. Где данные на конец учебного года устаревают на начало следующего, т.к. необходимо менять по всему списку воспитанников возраст, класс, количество лет обучения и т.д.
Мной была разработана программа в XL, аналогов которой, я в интернете пока не встречал, где весь этот подсчет ведется в автоматическом режиме. Так, полное количество лет детей привязано в ней к дате рождения и текущей дате на компьютере. К этой дате привязаны также и меняются на 1 Июня все остальные параметры. Пол ребенка привязан к его отчеству, так в русском языке все мальчики по нему заканчиваются на –ч, а девочки на –а. Более подробно с этой программой можно, будет, ознакомится на самом мастер-классе.
Все перечисленные мной направления использования ИКТ технологий, безусловно, не окончательны и могут быть дополнены самими педагогами, как внутри каждого раздела, так и добавления новых, ведь это творческий процесс, который не стоит на месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны
обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...
Обобщение опыта работа педагога дополнительного образования
Обобщенине опыта работы педагога дополнительного образования...
Из опыта работы педагога дополнительного образования детей
В помощь педагогам дополнительного образования....
Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)
В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....
«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»
В работе представлен сценарий квест-игры, которая проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...
Технологии организации обучения в парах и группах сменного состава9из опыта работы педагога дополнительного образования
Литвинов Д.В., педагог дополнительного образования...
Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"
В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...