Рабочая программа «Юный орнитолог»
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа «Основы орнитологии» естественнонаучной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ornitolog_1_god_kostyrchenko_sn_19-20_uch_god.doc | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
Красногвардейского района Белгородской области
Утверждаю
Директор
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Красногвардейского района
_______________ Литвинова Н.Н.
Приказ №____ от «___» __________ 2019 г.
Рабочая программа
«Основы орнитологии»
естественнонаучной направленности,
1 год обучения
2019- 2020 учебный год
Педагог дополнительного образования:
г. Бирюч, 2019
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: «Основы орнитологии», модифицированная, познавательная, развивающая социальное творчество, базового уровня, естественнонаучной направленности
Автор- составитель программы:
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета
от « __» августа 2019 г., протокол №__
Председатель ______________ Литвинова Н.Н.
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от «__» августа 2019 г., протокол №__
Председатель _______________ Литвинова Н.Н.
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Основы орнитологии» разработана и составлена на основе дополнительной образовательной программы Ю. В. Захарова «Орнитолог» (МБОУ ДОД ДЭБЦ г. Тамбов, 2012 г.) в 2019 году. Программа ориентирована на учащихся, закончивших курс зоологии и умеющих некоторую подготовку в области орнитологии.
Отличительные особенности программы
Основное отличие данной программы заключается в большем количестве практических занятий в природе, особое внимание уделяется экскурсиям и самостоятельным работам. Также в содержание программы включено фотографирование птиц - это метод и способ документирования наблюдений, а так же тема самостоятельного исследования юного орнитолога.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Основы орнитологии» формируется с учётом психолого - педагогических особенностей развития детей 12-16 лет. Состав групп может быть одновозрастной или разновозрастной, однополый или разнополый. В возрасте 12 – 16 лет дети нуждаются в эмоциональном, доверительном контакте со сверстниками и взрослыми. В этот период у детей повышается риск развития ощущения второстепенности значения учебы, каждый для себя определятся с выбором приоритетных интересов. Успешная социализация ребенка в обществе произойдет, если все его свободное время будет подчинено процессам общения, наблюдения и творчества. Задача педагога на данном этапе – поддержать развитие в ребенке индивидуальных позитивных качеств, склонностей и способностей (умственных, нравственных, эмоциональных).
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия в объединении проводятся с постоянным составом детей. Посещать объединение могут все желающие дети от 12 до 16 лет. Количество обучающихся 15 человек. В учебном плане и учебно-тематических планах указано количество часов для освоения содержания программы.
Формы обучения
Программа предусматривает очную форму обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Программа предусматривает как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Важное место в работе занимают практические работы по охране природы, ролевые игры, дискуссии, викторины, экскурсии, самостоятельные чтения дополнительной литературы и поиск в ней необходимой информации. Эти формы и методы работы обеспечивают сознательное и прочное усвоение материала, воспитывают и развивают интерес и любовь к природе. Работа на занятиях делится на теоретическую и практическую часть. После изучения темы занятия, для ее закрепления, дети выполняют практическую работу (делают работу по карточкам, практическую работу, отвечают на вопросы викторины и т.д.).
Режим занятий
I год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа)
1. 2 Цель и задачи программы
Цель данной программы: Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся посредством изучения основ орнитологии, практической исследовательской деятельности в природе. Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
Образовательные задачи:
- формировать у учащихся знания основ орнитологии, научных основ охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- расширить знания о биологии птиц, об особенностях наблюдения птиц в природе;
- изучить птиц орнитофауны нашего края;
- научить методам полевых орнитологических исследований.
Развивающие задачи:
- развивать навыки работы в коллективе, наблюдательность и внимание;
- активизировать познавательную деятельность учащихся по изучению птиц;
- формировать умения изготовления и развешивания кормушек;
- привить навыки самостоятельного выполнения различных видов орнитологических исследований, составления отчетов, защиты проектов;
- развивать чувство долга и ответственности за окружающую природную среду.
Воспитательные задачи:
- создать условия для воспитания интереса к экологическим проблемам;
- способствовать выработке у учащихся природоохранного мышления;
- воспитывать активную жизненную позицию, чувство гражданской ответственности, научить общаться, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
№ п/п | Календарные сроки | Тема учебного занятия | Тип и форма занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | Дидактические материалы, техническое обеспечение | ||||||
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | ||||||||||||
Предполагаемые | Фактические | ||||||||||||
1. Введение (4 часа) | |||||||||||||
1. | 05.09.19 | Введение в образовательную программу |
| 2 | Ведение в образовательную программу. Цели и задачи программы «Основы орнитологии». Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. Специфика работы орнитолога/рассказ, беседа, диалог | Распределение обязанностей, составление плана мероприятий. Экскурсия с целью ознакомления учащихся с учреждением/экскурсия «Что ты знаешь о птицах?»/анкетирование «Наблюдение в парке за птицами семейства отряда воробьиных»/практическая работа | Воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде |
| |||||
2. | 07.09.19 | Введение в образовательную программу |
| 2 | Ведение в образовательную программу. Цели и задачи программы «Основы орнитологии». Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. Специфика работы орнитолога/рассказ, беседа, диалог | Распределение обязанностей, составление плана мероприятий. Экскурсия с целью ознакомления учащихся с учреждением/экскурсия «Что ты знаешь о птицах?»/анкетирование «Наблюдение в парке за птицами семейства отряда воробьиных»/практическая работа | Воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде |
| |||||
2. Систематический обзор птиц (56 часов) | |||||||||||||
3. | 12.09.19 | Орнитология как наука о птицах, предмет и задачи орнитологии, история изучения птиц |
| 2 | Определение орнитологии как науки. Этапы развития орнитологии. Предмет и задачи орнитологии. Основные направления орнитологии / объяснение, рассказ, диалог | Изучение и конспектирование основной литературы/работа со справочными материалами «Юный орнитолог»/ викторина | Привитие любви к родине, к родному краю, уважению к прошлому |
| |||||
4. | 14.09.19 | Орнитология как наука о птицах, предмет и задачи орнитологии, история изучения птиц |
| 2 | Определение орнитологии как науки. Этапы развития орнитологии. Предмет и задачи орнитологии. Основные направления орнитологии / объяснение, рассказ, диалог | Изучение и конспектирование основной литературы/работа со справочными материалами «Юный орнитолог»/ викторина | Привитие любви к родине, к родному краю, уважению к прошлому |
| |||||
5. | 19.09.19 | Орнитология в современной системе наук |
| 2 | Связь орнитологии с другими науками (с географией, зоологией, экологией, систематикой и теорией эволюции). Объекты и методология орнитологических исследований/рассказ, беседа, диалог | «Птичьи перезвоны»/ фоторепортаж «Орнитология: наука о птицах»/составление кроссворда | Воспитать экологическое мировоззрение, ответственность за свои поступки и развить навыки экологически грамотного поведения в природе |
| |||||
6. | 21.09.19 | Орнитология в современной системе наук |
| 2 | Связь орнитологии с другими науками (с географией, зоологией, экологией, систематикой и теорией эволюции). Объекты и методология орнитологических исследований/рассказ, беседа, диалог | «Птичьи перезвоны»/ фоторепортаж «Орнитология: наука о птицах»/составление кроссворда | Воспитать экологическое мировоззрение, ответственность за свои поступки и развить навыки экологически грамотного поведения в природе | кроссворд «Орнитология: наука о птицах», тест, ноутбук, фотоаппарат, бинокль | |||||
7. | 26.09.19 | Характеристика и положение класса Птиц в современной систематике животного мира | - комбинированное занятие - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие - экскурсия | 2 | Общая характеристика класса птиц. Особенности класса птиц по сравнению с другими классами. Географическое распространение и численность птиц. /рассказ, беседа, диалог | «Птицы парка»/экскурсия «Птичий базар»/ викторина | Воспитание усидчивости и дисциплинированности | викторина «Птичий базар», дополнительная литература, таблица «Класс птиц», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений | |||||
8. | 28.09.19 | Характеристика и положение класса Птиц в современной систематике животного мира | - комбинированное занятие - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие - экскурсия | 2 | Общая характеристика класса птиц. Особенности класса птиц по сравнению с другими классами. Географическое распространение и численность птиц. /рассказ, беседа, диалог | «Птицы парка»/экскурсия «Птичий базар»/ викторина | Воспитание усидчивости и дисциплинированности | викторина «Птичий базар», дополнительная литература, таблица «Класс птиц», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений | |||||
9. | 03.10.19 | Характеристика и положение класса Птиц в современной систематике животного мира | - комбинированное занятие - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие - экскурсия | 2 | Общая характеристика класса птиц. Особенности класса птиц по сравнению с другими классами. Географическое распространение и численность птиц. /рассказ, беседа, диалог | «Птицы парка»/экскурсия «Птичий базар»/ викторина | Воспитание бережного отношения к природе | викторина «Птичий базар», дополнительная литература, таблица «Класс птиц», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений | |||||
10. | 05.10.19 | Экскурсия в природу «Знакомство с «пернатыми» | -занятие - экскурсия | 2 | «Пернатые» нашего края. Инструктаж по ТБ. Составление маршрута экскурсии/ объяснение, беседа | «Заполнение дневника наблюдений»/самостоятельная работа | Привитие уважения к окружающему миру, значимости всего живого | задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений | |||||
11. | 10.10.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
12. | 12.10.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
13. | 17.10.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
14. | 19.10.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
15. | 24.10.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
16. | 26.10.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
17. | 31.10.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
18. | 02.11.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
19. | 07.11.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
20. | 09.11.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
21. | 14.11.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
22. | 16.11.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
23. | 21.11.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
24. | 23.11.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
25. | 28.11.19 | Важнейшие отряды птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- викторина | 2 | Систематика птиц. Отряды птиц и их принадлежность к экологическим группам. Орнитофауна нашего села. Орнитофауна Белгородской области. Отряд аистообразные, или голенастые: цаплиевые, ибисовые, аистовые. Отряд журавлеобразные: журавлиные и дрофиные. Отряд гусеобразные, семейство утиные. Отряд соколообразные, или хищные птицы: ястребиные, соколиные. Отряд курообразные, семейство фазановые. Отряд голубеобразные, семейство голубиные. Отряд кукушкообразные. Отряд совообразные. Отряд стрижеобразные. Отряд дятлообразные. Отряд воробьинообразные: жаворонковые, ласточковые, трясогузковые, крапивниковые, дроздовые, синицевые, овсянковые, славковыевьюрковые, ткачиковые, скворцовые, иволговые, врановые./ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Определение систематической принадлежности птиц по внешнему виду при работе с разным материалом на примере воробья домового»/практическая работа «Родня воробъя»/викторина «Зимующие птицы»/ фоторепортаж «Птицы Красногвардейского района»/викторина «Хищные птицы»/ролевая игра «Орнитофауна Белгородчины»/круглый стол «Птица года»/Конкурс рисунков | Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях» | Викторина «Родня воробъя», Викторина «Птицы Красногвардейского района», Ролевая игра «Хищные птицы», ноутбук, таблица «Птицы», бумага, цветные карандаши | |||||
26. | 30.11.19 | Значение птиц в природе и в жизни человека, экологические факторы, влияющие на жизнь птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Роль птиц в биоценозах и их значении в жизни человека. Примеры. Птицы как биологическое средство защиты растений и украшение в природе / Рассказ с доступным объяснением, беседа) | «Птицы России»/составление кроссворда «Птичьи следы»/игра | Развитие уважения к окружающему миру, наблюдательности | Кроссворд «Птицы России», игра «Птичьи следы», дополнительная литература, таблица «Птицы России» | |||||
27. | 05.12.19 | Значение птиц в природе и в жизни человека, экологические факторы, влияющие на жизнь птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Роль птиц в биоценозах и их значении в жизни человека. Примеры. Птицы как биологическое средство защиты растений и украшение в природе / Рассказ с доступным объяснением, беседа) | «Птицы России»/составление кроссворда «Птичьи следы»/игра | Развитие уважения к окружающему миру, наблюдательности | Кроссворд «Птицы России», игра «Птичьи следы», дополнительная литература, таблица «Птицы России» | |||||
28. | 07.12.19 | Охрана редких видов птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Птицы, требующие особой охраны, их место в «Красной книге». Изучение и охрана птиц на международном уровне. Международное сотрудничество в области охраны птиц. Заповедники и национальные парки России. Перечень международных экологических организаций/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Изготовление и размещение кормушек»/ практическая работа «Наблюдение за птицами, установление видового состава птиц, посещающих кормушки»/ практическая работа | Воспитание желания и умения оказывать помощь друг другу. | Тест, карточки с заданиями, таблицы «Виды птиц», таблица «Алгоритм изготовления кормушек», материал для изготовления кормушек | |||||
29. | 12.12.19 | Охрана редких видов птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Птицы, требующие особой охраны, их место в «Красной книге». Изучение и охрана птиц на международном уровне. Международное сотрудничество в области охраны птиц. Заповедники и национальные парки России. Перечень международных экологических организаций/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Изготовление и размещение кормушек»/ практическая работа «Наблюдение за птицами, установление видового состава птиц, посещающих кормушки»/ практическая работа | Воспитание желания и умения оказывать помощь друг другу. | Тест, карточки с заданиями, таблицы «Виды птиц», таблица «Алгоритм изготовления кормушек», материал для изготовления кормушек | |||||
30. | 14.12.19 | Тестирование по теме «Систематический обзор птиц» |
| 2 | Цель проведения тестирования, этапы проведения, правила проведения/Беседа | «Систематический обзор птиц/ тестовая работа | Воспитание усидчивости, аккуратности и дисциплины труда | тест-листы | |||||
3. Изучение численности птиц различными методами (40 часов) | |||||||||||||
31. | 19.12.19 | Маршрутный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Изучение численности птиц различными методами. Общие вопросы организации учётов птиц (по методикам А. С. Боголюбова). Маршрутный учёт птиц. Прямой и кольцевой маршруты. Описание маршрута и площадки/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Выбор территории для маршрутного учёта птиц»/практическая работа «Заложение учётных маршрутов и учётной площадки»/ практическая работа Техника проведения маршрутного учёта птиц. Заполнение дневника наблюдений. Определение расстояний до птиц/ обработка результатов маршрутного учёта | Привитие стойкого интереса к экологии, воспитание уважительного отношения к природе, внимательности | Задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений | |||||
32. | 21.12.19 | Маршрутный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Изучение численности птиц различными методами. Общие вопросы организации учётов птиц (по методикам А. С. Боголюбова). Маршрутный учёт птиц. Прямой и кольцевой маршруты. Описание маршрута и площадки/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Выбор территории для маршрутного учёта птиц»/практическая работа «Заложение учётных маршрутов и учётной площадки»/ практическая работа Техника проведения маршрутного учёта птиц. Заполнение дневника наблюдений. Определение расстояний до птиц/ обработка результатов маршрутного учёта | Привитие стойкого интереса к экологии, воспитание уважительного отношения к природе, внимательности | Задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений | |||||
33. | 26.12.19 | Маршрутный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Изучение численности птиц различными методами. Общие вопросы организации учётов птиц (по методикам А. С. Боголюбова). Маршрутный учёт птиц. Прямой и кольцевой маршруты. Описание маршрута и площадки/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Выбор территории для маршрутного учёта птиц»/практическая работа «Заложение учётных маршрутов и учётной площадки»/ практическая работа Техника проведения маршрутного учёта птиц. Заполнение дневника наблюдений. Определение расстояний до птиц/ обработка результатов маршрутного учёта | Привитие стойкого интереса к экологии, воспитание уважительного отношения к природе, внимательности | Задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений | |||||
34. | 28.12.19 | Маршрутный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Изучение численности птиц различными методами. Общие вопросы организации учётов птиц (по методикам А. С. Боголюбова). Маршрутный учёт птиц. Прямой и кольцевой маршруты. Описание маршрута и площадки/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Выбор территории для маршрутного учёта птиц»/практическая работа «Заложение учётных маршрутов и учётной площадки»/ практическая работа Техника проведения маршрутного учёта птиц. Заполнение дневника наблюдений. Определение расстояний до птиц/ обработка результатов маршрутного учёта | Привитие стойкого интереса к экологии, воспитание уважительного отношения к природе, внимательности | Задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений | |||||
35. | 09.01.20 | Маршрутный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Изучение численности птиц различными методами. Общие вопросы организации учётов птиц (по методикам А. С. Боголюбова). Маршрутный учёт птиц. Прямой и кольцевой маршруты. Описание маршрута и площадки/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Выбор территории для маршрутного учёта птиц»/практическая работа «Заложение учётных маршрутов и учётной площадки»/ практическая работа Техника проведения маршрутного учёта птиц. Заполнение дневника наблюдений. Определение расстояний до птиц/ обработка результатов маршрутного учёта | Привитие стойкого интереса к экологии, воспитание уважительного отношения к природе, внимательности | Задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений | |||||
36. | 11.01.20 | Маршрутный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Изучение численности птиц различными методами. Общие вопросы организации учётов птиц (по методикам А. С. Боголюбова). Маршрутный учёт птиц. Прямой и кольцевой маршруты. Описание маршрута и площадки/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Выбор территории для маршрутного учёта птиц»/практическая работа «Заложение учётных маршрутов и учётной площадки»/ практическая работа Техника проведения маршрутного учёта птиц. Заполнение дневника наблюдений. Определение расстояний до птиц/ обработка результатов маршрутного учёта | Привитие стойкого интереса к экологии, воспитание уважительного отношения к природе, внимательности | Задания по карточкам, тест, дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений | |||||
37. | 16.01.20 | Точечный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Особенности точечного учёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Выбор территории для точечного учёта птиц. Техника проведения точечного учёта птиц»/практическая работа Заполнение дневника наблюдений/обработка результатов точечного учёта «Знатоки птиц»/викторина | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | Задания по карточкам, тест, викторина «Знатоки птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений. | |||||
38. | 18.01.20 | Точечный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Особенности точечного учёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Выбор территории для точечного учёта птиц. Техника проведения точечного учёта птиц»/практическая работа Заполнение дневника наблюдений/обработка результатов точечного учёта «Знатоки птиц»/викторина | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | Задания по карточкам, тест, викторина «Знатоки птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений. | |||||
39. | 23.01.20 | Точечный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Особенности точечного учёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Выбор территории для точечного учёта птиц. Техника проведения точечного учёта птиц»/практическая работа Заполнение дневника наблюдений/обработка результатов точечного учёта «Знатоки птиц»/викторина | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | Задания по карточкам, тест, викторина «Знатоки птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений. | |||||
40. | 25.01.20 | Точечный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Особенности точечного учёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Выбор территории для точечного учёта птиц. Техника проведения точечного учёта птиц»/практическая работа Заполнение дневника наблюдений/обработка результатов точечного учёта «Знатоки птиц»/викторина | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | Задания по карточкам, тест, викторина «Знатоки птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений. | |||||
41. | 30.01.20 | Точечный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Особенности точечного учёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Выбор территории для точечного учёта птиц. Техника проведения точечного учёта птиц»/практическая работа Заполнение дневника наблюдений/обработка результатов точечного учёта «Знатоки птиц»/викторина | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | Задания по карточкам, тест, викторина «Знатоки птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений. | |||||
42. | 01.02.20 | Точечный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Особенности точечного учёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Выбор территории для точечного учёта птиц. Техника проведения точечного учёта птиц»/практическая работа Заполнение дневника наблюдений/обработка результатов точечного учёта «Знатоки птиц»/викторина | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | Задания по карточкам, тест, викторина «Знатоки птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений. | |||||
43. | 06.02.20 | Площадочный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами. «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений. | |||||
44. | 08.02.20 | Площадочный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами. «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений. | |||||
45. | 13.02.20 | Площадочный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами. «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений. | |||||
46. | 15.02.20 | Площадочный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами. «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений. | |||||
47. | 20.02.20 | Площадочный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами. «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений. | |||||
48. | 22.02.20 | Площадочный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами. «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений. | |||||
49. | 27.02.20 | Площадочный метод учёта птиц | - занятие-ознакомление с новым материалом -комбинированное занятие | 2 | Площадочный учёт птиц. Особенности площадочного учёта птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Техника проведения площадочного учёта птиц»/практическая работа Заполнение дневника наблюдений/Обработка результатов площадочного учёта. Сравнение результатов учёта птиц разными методами. «Многообразие птиц»/ Составление кроссворда | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | кроссворд «Многообразие птиц», дополнительная литература, таблица «Птицы», таблица «Инструктаж по ТБ», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений. | |||||
50. | 29.02.20 | Тестирование по теме «Изучение численности птиц различными методами» | - занятие применения и оценки знаний и умений | 2 | «Изучение численности птиц различными методами»/тестирование | «Птичьи заботы»/фоторепортаж | Формирование экологических знаний об охране природы, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, воспитание бережного отношения и чувства любви к ней. | Карточки с заданиями, тест, фото и рисунки «Птицы нашего края» | |||||
4. Этология птиц. Сезонные изменения в жизни птиц (40 часов) | |||||||||||||
51. | 05.03.20 | Этология птиц |
| 2 | Этология птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Эти удивительные птицы»/познавательная игра | Воспитания уважения к труду, любви к природе | игра «Эти удивительные птицы», рисунки и фото птиц, плакат «Этология птиц» | |||||
52. | 07.03.20 | Сезонные изменения в жизни птиц |
| 2 | Сезонные изменения в жизни птиц. Процесс смены перьевого покрова. Изменение кормового поведения/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Птицы речной долины»/экскурсия | Воспитание аккуратности, дисциплинированности | карточки с заданиями, тест, фотоаппарат, бинокль, определитель птиц, дневник наблюдений | |||||
53. | 12.03.20 | Стаение и отлёт птиц. Сезонные миграции | - занятие-ознакомление с новым материалом - занятие- экскурсия | 2 | Сезонные миграции, их причины. Пролётные пути. Общее понятие об ориентации птиц в пространстве/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Птицы - наши соседи и друзья» /экскурсия | Развитие стойкого интереса к природе, привитие чувства ответственности к окружающему миру | карточки с заданиями, тест, фотоаппарат, бинокль, дневники наблюдений | |||||
54. | 14.03.20 | Значение зимней подкормки птиц |
- занятие- экскурсия - занятие- викторина | 2 | Значение зимней подкормки птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Птицы соснового леса»/экскурсия «Птицы- наши друзья» /Проведение викторины | Воспитание аккуратности в работе, ответственного отношения к работе. | задания по карточкам, викторина «Птицы- наши друзья», тест, таблица «Зимняя подкормка птиц», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений | |||||
55. | 19.03.20 | Значение зимней подкормки птиц |
- занятие- экскурсия - занятие- викторина | 2 | Значение зимней подкормки птиц / Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Птицы соснового леса»/экскурсия «Птицы- наши друзья» /Проведение викторины | Воспитание аккуратности в работе, ответственного отношения к работе. | задания по карточкам, викторина «Птицы- наши друзья», тест, таблица «Зимняя подкормка птиц», фотоаппарат, бинокль, дневник наблюдений | |||||
56. | 21.03.20 | Зимующие птицы |
| 2 | Зимующие птицы нашего края и их подкормка. Причины концентрации оседлых и зимующих птиц в городской и сельской местности. Численность разных видов и их динамика в течение осени- весны/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Изготовление кормушек, их развеска и уход за ними. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение. Составление списков»/Практическая работа | Развитие стойкого интереса к природе, привитие чувства ответственности к окружающему миру | карточки с заданиями, тест, таблица «Изготовление кормушек пошагово», таблица «Зимующие птицы» | |||||
57. | 26.03.20 | Зимующие птицы |
| 2 | Зимующие птицы нашего края и их подкормка. Причины концентрации оседлых и зимующих птиц в городской и сельской местности. Численность разных видов и их динамика в течение осени- весны/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Изготовление кормушек, их развеска и уход за ними. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение. Составление списков»/Практическая работа | Развитие стойкого интереса к природе, привитие чувства ответственности к окружающему миру | карточки с заданиями, тест, таблица «Изготовление кормушек пошагово», таблица «Зимующие птицы» | |||||
58. | 28.03.20 | Привлечение птиц |
| 2 | Птицы- дуплогнездники. Техника привлечения в лесу, саду, парке. Предпочитаемые виды. / Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Изготовление искусственных гнездовий- синичников, для привлечения мелких птиц»/практическая работа | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | карточки с заданиями, тест, презентация «Изготовление искусственных гнездовий» | |||||
59. | 02.04.20 | Привлечение птиц |
| 2 | Птицы- дуплогнездники. Техника привлечения в лесу, саду, парке. Предпочитаемые виды. / Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Изготовление искусственных гнездовий- синичников, для привлечения мелких птиц»/практическая работа | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | карточки с заданиями, тест, презентация «Изготовление искусственных гнездовий» | |||||
60. | 04.04.20 | Фенология прилёта птиц |
| 2 | Значение фенологии прилёта птиц. Сроки прилёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Введение журнала прилёта птиц»/ практическая работа | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | карточки с заданиями, тест, журнал прилёта птиц, таблица «Сроки прилёта птиц» | |||||
61. | 09.04.20 | Фенология прилёта птиц |
| 2 | Значение фенологии прилёта птиц. Сроки прилёта птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Введение журнала прилёта птиц»/ практическая работа | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | карточки с заданиями, тест, журнал прилёта птиц, таблица «Сроки прилёта птиц» | |||||
62. | 11.04.20 | Определение птиц в природе |
- занятие- экскурсия | 2 | Методики определения птиц в природе/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Голоса птиц в природе»/Экскурсия | Развитие стойкого интереса к природе, привитие чувства ответственности к окружающему миру | карточки с заданиями, тест, фотоаппарат, бинокль, таблица «Оседлые и перелётные птицы» | |||||
63. | 16.04.20 | Определение птиц в природе |
- занятие- экскурсия | 2 | Методики определения птиц в природе/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Голоса птиц в природе»/Экскурсия | Развитие стойкого интереса к природе, привитие чувства ответственности к окружающему миру | карточки с заданиями, тест, фотоаппарат, бинокль, таблица «Оседлые и перелётные птицы» | |||||
64. | 18.04.20 | Развеска гнездовий |
| 2 | Развеска гнездовий, их маркировка, инвентаризация. Целевое привлечение птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Целевое привлечение полевых воробьёв для подавления очага дубовой листовертки» /практическая работа | Воспитание познавательного интереса к жизни птиц | тест, задания по карточкам, кормушки, фотоаппарат, таблица «Виды гнездовий птиц» | |||||
65. | 23.04.20 | Развеска гнездовий |
| 2 | Развеска гнездовий, их маркировка, инвентаризация. Целевое привлечение птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Целевое привлечение полевых воробьёв для подавления очага дубовой листовертки» /практическая работа | Воспитание познавательного интереса к жизни птиц | тест, задания по карточкам, кормушки, фотоаппарат, таблица «Виды гнездовий птиц» | |||||
66. | 25.04.20 | Проверка заселённости гнездовий |
| 2 | Определение птиц по гнёздам/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Знакомство с разнообразием гнездостроительства» /экскурсия | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | карточки с заданиями, тест, фотоаппарат, бинокль, дневники наблюдений | |||||
67. | 30.04.20 | Проверка заселённости гнездовий |
| 2 | Определение птиц по гнёздам/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Знакомство с разнообразием гнездостроительства» /экскурсия | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | карточки с заданиями, тест, фотоаппарат, бинокль, дневники наблюдений | |||||
68. | 07.05.20 | Наблюдение за гнездованием птиц |
| 2 | Гнездостроительство у птиц. Участие самца и самки. Насиживание кладки, выкармливание птенцов. Защита гнезда от врагов. Время вылета и самостоятельная жизнь молодых птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Наблюдение за гнездовьем птиц»/ практическая работа «Птичьи заботы»/викторина | Воспитание аккуратности в работе, ответственного отношения к работе. | карточки с заданиями, тест, викторина «Птичьи заботы», фотоаппарат, бинокль, дневники наблюдений, таблица «Виды гнездовий птиц». | |||||
69. | 14.05.20 | Наблюдение за гнездованием птиц |
| 2 | Гнездостроительство у птиц. Участие самца и самки. Насиживание кладки, выкармливание птенцов. Защита гнезда от врагов. Время вылета и самостоятельная жизнь молодых птиц/ Рассказ с доступным объяснением, беседа | «Наблюдение за гнездовьем птиц»/ практическая работа «Птичьи заботы»/викторина | Воспитание аккуратности в работе, ответственного отношения к работе. | карточки с заданиями, тест, викторина «Птичьи заботы», фотоаппарат, бинокль, дневники наблюдений, таблица «Виды гнездовий птиц». | |||||
70. | 16.05.20 | Тестирование по теме «Этология птиц. Сезонные изменения в жизни птиц» | - занятие применения и оценки знаний и умений | 2 | «Этология птиц. Сезонные изменения в жизни птиц и»/тестирование | «Птичьи заботы»/фоторепортаж | Формирование экологических знаний об охране природы, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, воспитание бережного отношения и чувства любви к ней. | Карточки с заданиями, тест, фото и рисунки «Птицы нашего края» | |||||
Итоговое занятие (4 часа) | |||||||||||||
71. | 21.05.20 | Итоговое занятие |
- занятие обобщения и систематизации знаний - комбинированное занятие | 2 | Обсуждение правил мероприятия, соревнование команд. / Рассказ с доступным объяснением, беседа Познакомить с заданиями на лето. Проинструктировать о правилах выполнения и оформления летних заданий/ объяснение, обсуждение | «Диалоги о птицах»/Проведение конференции «Наши дела» Экологические задания на лето /просмотр презентации | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | плакаты о природе, презентация «Наши дела» фото и рисунки «Птицы нашего края» | |||||
72. | 23.05.20 | Итоговое занятие |
- занятие обобщения и систематизации знаний - комбинированное занятие | 2 | Обсуждение правил мероприятия, соревнование команд. / Рассказ с доступным объяснением, беседа Познакомить с заданиями на лето. Проинструктировать о правилах выполнения и оформления летних заданий/ объяснение, обсуждение | «Диалоги о птицах»/Проведение конференции «Наши дела» Экологические задания на лето /просмотр презентации | Воспитание чуткого отношения ко всему живому, осознания неповторимости природы | плакаты о природе, презентация «Наши дела» фото и рисунки «Птицы нашего края» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Юный горожанин" 2 класс
Рабочая программа "Я и город" ,предназначена для внеурочной работы во 2 классе по краеведению Пояснительная записка Рабочая программа, к курсу «Юный горожанин» 2класс, составлена н...
Рабочая программа "Юный горожанин" 2 класс
Программа предназначена для внеурочной деятельности...
Рабочая программа "юный стрелок"
В ходе изучения предмета юноши и девушки формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения освоение знаний о безопасном поведении человека в опасн...
рабочая программа "Юный географ" учителя географии МАОУ "Гимназия №1" Вильгельм Ларисы Геннадьевны
Пояснительная запискак программе кружка «Юный географ» Изучение географии членами кружка «Юный географ» направлено на достижение следующих целей:· ознакомление...
Рабочая программа "Юные музееведы"
Программа внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС ООО...
рабочая программ " Юный пожарный"
рабочая программа...
Рабочая программа: "Юные орнитологи"
Рабочая программа: "Юные орнитологи" естественнонаучной направленности составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Юные орнитологи"....