Индивидуальный образовательный маршрут
учебно-методический материал (6, 7, 8, 9 класс)

Программа индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО ЦДОД п. Авсюнино Орехово-Зуевский г.о

Индивидуальный образовательный маршрут

по программе «Декоративная мастерская»

Педагог дополнительного образования: Курицина Елена Константиновна  

 

Паспорт индивидуального образовательного маршрута


Наименование индивидуального образовательного маршрута

Лоскутное шитье

Объединение

Декоративная мастерская

Направленность маршрута

Художественная

Тип образовательного маршрута

индивидуальный

Срок обучения

1 год

Возраст обучающихся

13-15 лет

Уровень освоения

Базовый

Область реализации маршрута

Дополнительное образование

Пояснительная записка

Актуальность программы обучения по индивидуальному образовательному маршруту   представляет собой широкие возможности получения ребенком углубленных знаний по данному направлению, обучения профессиональным навыкам. А также предоставление условий для проведения педагогом профориентационной работы, хотя и  не являющейся основной задачей, как выбор профессии. При этом создаются условия для развития креативности мышления и  творческой индивидуальности ребёнка, его способностей на более высоком уровне.

Цель: накопление углубленных знаний и совершенствование умений в области декоративно – прикладного  искусства.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Развивать глубокий интерес к декоративно – прикладному  искусству;
  • Обучить разнообразным традиционным и нетрадиционным видам и техникам прикладного творчества;
  • Способствовать развитию  психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) через накопление практических творческих навыков;
  • Содействовать  проявлению индивидуальности, самостоятельности и целеустремленности.

Формы организации образовательной деятельности

- теоретические и практические  занятия;

- индивидуальные и групповые тематические занятия;

- консультации;

- совместное с педагогом проектирование и планирование работ.

  Занятия предполагается вести два раза в неделю продолжительностью 2 часа. Для занятий необходимо иметь специальное оборудование, методическое оснащение.

Формы подведения итогов и контроля

Для текущего и промежуточного контроля знаний по итогам изучения каждой темы проводятся: тестирование, анкетирование. Контроль знаний, умений, навыков также может проводиться и в занимательной  форме: кроссворды, лото, ребусы, загадки.

  Итоговый контроль приобретённых практических умений и навыков осуществляется  по качеству и индивидуальности стиля выполнения  зачётных  работ, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах, фестивалях.

Ожидаемые результаты:

- расширение границ образовательного процесса;

- высокий уровень обученности и личностного развития;

-сформированность навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий;

- результативное участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.

-подготовка материала для публикаций в печати.

При работе в различных видах декоративно-прикладного творчества необходимы основные  материалы и инструменты:

Инструменты: оборудование и приспособления для лоскутного шитья, маты, ножницы, линейка, шило,иголки, пинцет, резаки, карандаши, швейная машина; 

Материалы:  ткань, ленты, нитки, клей для ткани, картон, синтепон, бусины,

Методическое обеспечение  

При реализации программы обучения по индивидуальному образовательному маршруту используются  как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:  словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения, программированного, проектный, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод запрещений, метод информационной поддержки,  дизайн-анализ. Часто применяются задачи дивергентного типа. Использование разнообразных форм и методов обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес к учебному процессу.

Для успешной реализации программы  разработаны и применяются следующие  дидактические  материалы:

иллюстративный и демонстрационный  материал:

  • иллюстрации с изображением видов декоративно-прикладного искусства и образцов изделий,  
  • образцы изделий,
  • таблицы, схемы,  
  • литература, материалы Интернета;

раздаточный материал:

  • карточки с      заданиями,
  • технологические карты изделий;

материалы для проверки освоения программы:

  • тесты;
  • тематические диагностические карты,
  • кроссворды и др.

На занятиях необходимо использовать технологические карты изготовления изделий, что облегчает обучение по индивидуальному образовательному маршруту, приучает к самостоятельной работе, стимулирует познавательную активность ребенка.


Календарно-тематический план

индивидуального образовательного маршрута

 «Лоскутное шитьё»

Дата проведения

Тема   занятий

Содержание

Материалы и

оборудование

Вводное занятие. История лоскутного шитья. 1 час

Цели и задачи обучения. . Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России и на Терском берегу.

Готовые образцы: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.

Инструменты и материалы. 1час

Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.

Объекты труда: Шаблоны и трафареты.

Цвет. Цветовые сочетания.                1 час

Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.

Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.

Шаблоны. Раскрой лоскутков.2 часа

Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.

Объекты труда: шаблоны, ткани.

Техника «квадрат».

Изготовление изделия в технике «квадрат» 9 часов

Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.

Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». 6 часов

Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.

Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». 4 часов

Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике «колодец». 6 часов

Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором.                          5 часов

Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной технике. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка

Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки.

Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации.

 8 часов

Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка.

Объекты труда: панно, лоскутная картина.

Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка.

7 часов

Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий

Объекты труда: чехол на табурет.

Выполнение творческого проекта

5 часов

Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

Объекты труда: Лоскутные бусы.

Подготовка материала для публикаций в печати

5 часов

Подбор фотоматериала, оформление печатного материала,  работа на компьютере.

Итого:60 часов

Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута:

- владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области лоскутного шитья;

- привит интерес обучающегося  к освоению новых техник  и видов декоративно-прикладного творчества;

- разрабатывает авторские эскизы для своих работ и создает собственные проекты;

- осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;  

- развито образное мышление посредством создания художественных образов.

- участвует в областных и всероссийских конкурсах .

Список литературы

Алексеева Е. В. 10 уроков пэчворка и квилта. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

Грин М. Э. Шитье из лоскутков. М.: Просвещение, 1981.

Костикова И. Школа лоскутной техники. М.: Культура и традиции, 1997.

Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики. М.: Эксмо– пресс, 1998.

Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. М.: Эксмо, 2006.

Риттер К. X. Стеганные лоскутки. М.: Эксмо-пресс, 2000.

Уцеховская Л. Лоскутная пластика. М.: Легпромбытиздат, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (презентация)

Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми ....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики

В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Пр...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...