Программа кружка художественно – эстетического направления «Красота души».
рабочая программа (8 класс)

Ястребова Лариса Валерьевна

 Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей? Таким средством является школьный кружок «Красота души».                                                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_krasota_dushi.docx69.93 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Пояснительная записка к программе кружка художественно – эстетического направления « Красота души».

  1. Анализ ситуации.

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение имеет недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся, что препятствует их успешной социальной адаптации.

Актуальность программы.

В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Актуальность данной программы связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

- во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;

- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

- в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Поэтому появилась необходимость увеличения усилий педагогов по духовно- нравственному воспитанию школьников.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Духовно- нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования:

  • формирование доступных школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России;

  • осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;

  • развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии;

  • развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром;

  • развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей ученика;

  • воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

Учитывая требования времени,  разработана программа духовно-нравственного развития под общим названием «Огонёк души», направленная на формирование у школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Программа предназначена для школьников, учащихся 7-8 классов  (10 - 14 лет).

Программа рассчитана на 4 года.

Форма организации занятий – групповая.

Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности на основе приобщения школьников к национальному наследию русской православной культуры.

Задачи:

  • Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  • Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.
  • Развивать гражданское самосознание.
  • Приобщать детей к великому русскому искусству.
  • Поднимать уровень музыкальной и художественной культуры детей, развивать сознательное отношение к творческому процессу.
  • Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.

                                 Программа кружка "Красота души"

                                                       Художественно – эстетического направления

 Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей? Таким средством является школьный кружок «Красота души».                                                                                                

Составила:

учитель русского

языка и литературы высшей категории

 Ястребова Лариса Валерьевна


                                                                                 КРУЖОК «Красота души»

В основе концепции кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства – художественной и эстетической сторон литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Актуальность программы обусловлена следующими факторами.

  В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.

   Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.

   Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).

    Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный кружок «Красота души»

Одаренные дети  - это звездочки на школьном  небосклоне. Задача учителя – помочь  им засиять ярче. 

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, конкурсов чтецов, инсценировка сценариев различных общешкольных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно - драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Цели кружка «Художественное слово»:   формирование у детей духовно-нравственной, художественной и эстетической  культуры, воспитание добра, любви к ближним, своей родине, развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков, обучение детей умению владеть устным и письменным словом.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать творческие и художественные возможности детей

2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения

3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел

4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.

5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

7.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

  1. Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.
  2.      Научить школьников пользоваться всем богатством языковых средств (способствовать постоянному пополнению словарного запаса, развитию и совершенствованию грамматического строя их речи).
  3.   Обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка; сформировать у школьников умение и навыки оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета.
  4.     Создавать условия для литературного творчества.
  5.       Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
  6.   Вовлекать одаренных детей в серьезную творческую работу

Организация деятельности кружка «Красота души»

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов, так и собственного сочинения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, конкурсы чтецов, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Основные направления:

  1. Духовно- образовательное.

- тематические беседы, о подвижниках, календарных праздниках , обрядах, устные журналы, презентации о писателях, литераторах, исторических событиях.

2. Воспитательно-оздоровительное

- посещение святых мест, музеев.

3. Культурно-познавательное.

- концерты, праздники, сказки, инсценировки, посещение театров, просмотр кинофильмов

4. Сценическое мастерство.

- театральная игра, ритмопластика, культура речи.

5. Творческое.

- выступление на различных конкурсах, исследовательская деятельность, написание сочинений, стихотворчество.

Участники кружка ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

- Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок

- Читать выразительно стихи, басни. Знать 5 -6 басен и  стихотворений наизусть.

- Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений

- уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя

- Учиться обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка.

Содержание программы

  Данная программа рассчитана на 2019 - 2020 учебный год. С последующим ее развитием на три учебных года. Программа дает возможность принимать участие в работе кружка детям любого школьного возраста (от10 до 16 лет) и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций.  Программа литературного кружка «Художественное слово» рассчитана на 70 часов  в год, и   включает в себя работу

- по восприятию чужой речи;

- по воспроизводству готового текста;

- по созданию собственных высказываний

Занятия проводятся 1раз в неделю по одному  часа и состоят из двух основных блоков: теории и практики. На теоретических занятиях с обучающимися проводятся беседы, лекции,  прослушивание образцов художественного слова, просмотр тематических фильмов. На практических занятиях обучающиеся ведут исследовательскую работу, работают над техникой выразительного чтения, анализируют художественные тексты, выступают на общешкольных и районных мероприятиях и конкурсах.

Краткие сведения о коллективе.

Посещают кружок «Красота души» обучающиеся от 13 до 15 лет, 7 – 8 класс. Они составляют две группы, которые занимаются по 1 часу. Кружок посещают в основном дети эмоциональные, творческие, увлекающиеся литературой, поэзией театром, музыкой

Количество человек: -17 – 17 (деление на 2 группы)

Выход результатов:

Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках. Участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Проведение творческих литературных вечеров, участие в школьных и районных конкурсах чтецов, сочинений, исследовательских работ, посещение театров, ДК, литературных музеев, тематические экскурсии, поездки по святым местам.



Календарно-тематическое планирование кружка «Красота души» на 2019-2020 учебный год

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

проведения

Корректировка

1

Вводное занятие. Цели и задачи кружка « Красота души» в преломлении к художественной литературе. Ознакомление с правилами по ТБ

1/1

3.09.19

2

Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А. Пушкина, A Тютчева. Наблюдение над художественными средствами.

1/1

10.09.19

3

Чудо поэтического слова. Развитие понятий о метафоре, стихотворной и прозаической речи.

1/1

17.09.19

4

Подготовка к общешкольному празднику Дню учителя. Составление сценария. Разучивание сценок и стихов.

1/1

24.09.19

5

Репетиция сценок, стихов, песен ко Дню Учителя. Красота души учителя в стихах русских поэтов.

1/1

01.10.19

6.

Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции. Выразительное чтение стихов поэтов 19 века.

1/1

08.10.19

7.

Красота души лирических героев А.С. Пушкина. Разбор стихов.

1/1

15.10.19

8

Красота души лирических героев М.Ю. Лермонтова. Разбор стихов.

1/1

22.10.19

9

Сочинение-миниатюра « Красота осенней природы и чувства человека».

1/1

29.10.19

10

Русские поэты о красоте родной природы. Подборка стихов об осени.

1/1

5.11.19

11

Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова»

1/1

12.11.19

12

Красота души героических защитников Тулы в стихах В. Ходулина, В. Пахомова.

1/1

19.11.19

13

 Подготовка и выступление на общешкольном конкурсе чтецов к Дням обороны Тулы « Под осени тягостный ропот…» Красота души солдата – защитника.

1/1

26.11.19

14

Искусство декламации. Выразительность чтения, беседа о театральном искусстве.

1/1

03.12.19

15

Подбор стихов, сценок, песен к Новому году.

1/1

10.12.19

16

Культура поведения в театре. Беседа этика и эстетика в поведении зрителей. Театральная азбука. Ролевые игры.

1/1

17.12.19

17

Подготовка к Новому году. Постановка отрывка из сказки Е. Шварца « Двенадцать месяцев» Красота души героини сказки.

1/1

24.12.19

18

Русские поэты о красоте зимней природы. Анализ стихов.

1/1

14.01.19

19

Анализ стихов о русской природе.

1/1

21.01.20

20

Русские поэты о красоте родной земли. Н.М. Рубцов « Звезда полей».

1/1

28.01.20

21

Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова

1/1

04.02.20

22

План написания исследовательских работ «Красота женской души в произведениях классиков русской литературы».

1/1

11.02.20

23

Сбор материала для исследовательских работ. Подготовка к конкурсу сочинений, стихов «Мама – это солнце»

1/1

18.02. 20

24

Конкурс сочинений « Мама – это солнце».

1/1

25.02.20

25

Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта.

1/1

03.03.20

26

Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество. Редактирование исследовательских работ.

1/1

10.03.20

Редактирование исследовательских работ  «Красота женской души». Подготовка к защите. Составление презентации.

1/1

17.03.20

27

Практикум «Как говорить так, чтобы слушали». Как говорить красиво?

1/1

07.04.20

28

Слово в прозе 

    Художественный анализ текста. А. М. Горький « Сказки об Италии» Красота души Данко.

1/1

14.04.20

29

Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа».

1/1

21.04.20

30

Подготовка к конкурсу чтецов « Это праздник со слезами на глазах»

1/1

28.04.20

31

Конкурс чтецов ко Дню Победы « Это праздник со слезами на глазах»

1/1

05.05.20

32

Анализ выступлений чтецов.

1/1

12.05.20

33

Слово в поэзии.

 Красота души героев стихотворений К.М. Симонова « Жди меня», « Ты помнишь, Алёша».

1/1

19.05.20

34

Слово в прозе

Красота души героя рассказа А.Н. Толстого « Русский характер»

1/1

26.05.20

35

 Подведение итогов работы кружка. Анализ выступления на мероприятиях школьного и районного ранга.

1/1

26.05.20







РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Дикция. Орфоэпия.

В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

  • Логика чтения. Логические паузы.

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.


  • Речевой слух.

Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

  • Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;
  • Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;
  • Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):

Громче – тише,

Выше – ниже,

Быстрее – медленнее.

Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.

Волшебный посредник – видение образа.

«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.

Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.

Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:

  1. Образный (сигналы I сигн. системы);
  2. Мыслительный (II сигн. Системы);
  3. Средний.
  • Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать.
  • Позиция и поза.
  • Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.
  • Поза – это перенесение, перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.
  • Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.
  • Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.
  • Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.
  • Основой декламационного искусства должен быть ритм.
  • Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Литература:

 

1.  Артоболевский Г.В. « Художественное чтение. М. Просвещение, 1978.

2. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.

2. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991

3.   Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.

4.   Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.

5.   Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.

6.  Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.

7. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

Телевизор, видеомагнитофон, DVD , компьютер, пректор, диски с записью сказок и постановок.



ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Явление I

Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.

Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.

Митрофан отходит.

Явление II

Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.

Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.

Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первый  портной у кого же учился? Говори, скот.

Тришка. Да первый  портной, может быть, шил хуже и моего.

Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.

Митрофан. Да вот и батюшка.

Явление III

Те же и Простаков.

Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?

Простаков (от робости запинаясь). Ме... мешковат немного.

Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.

Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.

Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?

Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.

Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.

Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи...

Явление IV

Те же и Скотинин.

Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора! Я прощу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у теня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?

Г-жа Простакова. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?

Скотинин. Нет.

Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.

Скотинин. Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать робенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежасъ). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевною отходят.

Явление VII

Г-жа Простакова, Цифиркин и Митрофан.

Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан. Ну! А там что?

Г-жа Простакова. А там и женисся.

Митрофан. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня  ж быть сговору.

Г-жа Простакова. Придет час воли божией!

Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть.

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова (работая). Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородно? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...

Митрофан (пишет). Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.

Митрофан (пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды ноль — ноль. Единожды ноль — ноль.

Г-жа Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Входит Стародум.

Г-жа Простакова (Стародуму). Хорошо ли отдохнуть изволил, батюшка? Мы все в четвертой комнате на цыпочках ходили, чтоб тебя не обеспокоить; не смели в дверь заглянуть; послышим, ан уж ты давно и сюда выйти  изволил. Не взыщи, батюшка... Позволь же, мой батюшка, потрудить вас теперь общею нашею просьбою. (Мужу и сыну.) Кланяйтесь.

Стародум. Какою, сударыня?

Г-жа Простакова. Во-первых, прошу милости всех садиться.

(Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны.)

Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка. (Вместе.)

Простаков. Всему, мой отец. Митрофан. Всему, чему изволишь.

Стародум (Митрофану). Чему ж бы, например?

Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.

Стародум. (Взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительное да прилагательное...

Стародум. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, которая дверь?

Стародум. Которая дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Стародум. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешеная: так та покамест существительное.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Простаков. Каково, мой отец?

Стародум. Нельзя лучше. В грамматике он силен. Я думаю, не меньше и в истории.

Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Скотинин. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй. Мастер, собачий сын, откуда что берется!

Г-жа Простакова. Однако все-таки не придет против Адама Адамыча.

Стародум (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Стародум. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Стародум. Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.

Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

Г-жа Простакова (Стародуму). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Стародум. География.

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.

Стародум. Описание земли.

Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?

Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.

Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича. О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!

Стародум. Что ж такое?

Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел. Утро, чуть день брезжится.

Лизанька (вдруг просыпается, встает с кресел, оглядывается)

Светает!.. Ах! как скоро ночь минула! Вчера просилась спать — отказ.

     «Ждем друга». — Нужен глаз да глаз,

Не спи, покудова не скатишься со стула.  Теперь вот только что вздремнула.  Уж день!.. сказать им...

(Стучится к Софии.).  Господа, Эй! Софья Павловна, беда.

     Зашла беседа ваша за́ ночь.  Вы глухи? — Алексей Степаныч!

Сударыня!  И страх их не берет! (Отходит от дверей.)

     Ну, гость неприглашенный, Быть может, батюшка войдет!

Прошу служить у барышни влюбленной!

(Опять к дверям.).  Да расходитесь. Утро. — Что-с?

Голос Софии: Который час?

Лизанька:  Все в доме поднялось.

София (из своей комнаты). Который час?

Лизанька: Седьмой, восьмой,  девятый.

София (оттуда же). Неправда.

Лизанька (прочь от дверей).  Ах! амур проклятый!

     И слышат, не хотят понять.  Ну что бы ставни им отнять?

Переведу часы, хоть знаю: будет гонка,  Заставлю их играть.

(Лезет на стул, передвигает стрелку, часы бьют и играют.)

Лиза: Ах! барин!

Фамусов:  Барин, да.(Останавливает часовую музыку.)

     Ведь экая шалунья ты девчонка.

Не мог придумать я, что это за беда!

То флейта слышится, то будто фортопьяно;

     Для Софьи слишком было б рано?..

Лиза: Нет, сударь, я... лишь невзначай...

Фамусов: Вот то-то невзначай, за вами примечай; Так верно с умыслом.

(Жмется к ней и заигрывает). Ох! зелье, баловница.

Лиза: Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!

Фамусов: Скромна, а ничего кроме.  Проказ и ветру на уме.

Лиза:  Пустите, ветренники сами, Опомнитесь, вы старики...

Фамусов:  Почти.

Лиза:  Ну кто придет, куда мы с вами?

Фамусов: Кому сюда прийти?Ведь Софья спит?

Лиза: Сейчас започивала.

Фамусов: Сейчас! А ночь?

Лиза:  Ночь целую читала.

Фамусов: Вишь, прихоти какие завелись!

Лиза: Все по-французски, вслух, читает запершись.

Фамусов: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

     И в чтеньи прок-та не велик:

     Ей сна нет от французских книг,

     А мне от русских больно спится.

Лиза:  Что встанет, доложусь, Извольте же идти; разбудите, боюсь.

Фамусов: Чего будить? Сама часы заводишь,

На весь квартал симфонию гремишь.

Лиза: (как можно громче) Да полноте-с!

Фамусов (зажимает ей рот)  Помилуй, как кричишь,  С ума ты сходишь?

Лиза: Боюсь, чтобы не вышло из того...

Фамусов: Чего?

Лиза: Пора, суда́рь, вам знать, вы не ребенок;

У девушек сон утренний так тонок;

Чуть дверью скрипнешь, чуть шепнешь:

     Всё слышат...

Фамусов:   Все ты лжешь.

Голос Софии: Эй, Лиза!

Фамусов (торопливо)  Тс! (Крадется вон из комнаты на цыпочках.)

Лиза (одна)  Ушел!.. Ах! от господ подалей;

У них беды себе на всякий час готовь,

     Минуй нас пуще всех печалей

     И барский гнев, и барская любовь.

Лиза, София со свечкою, за ней Молчалин.

София:  Что, Лиза, на тебя напало? Шумишь...

Лиза   Конечно, вам расстаться тяжело?

До света запершись, и кажется все мало?

София   Ах, в самом деле, рассвело!

(Тушит свечу.) И свет и грусть. Как быстры ночи!

Лиза:  Тужите, знай, со стороны нет мочи,

Сюда ваш батюшка зашел, я обмерла;

Вертелась перед ним, не помню что врала;

Ну что же стали вы? поклон, сударь, отвесьте.

     Подите, сердце не на месте;

Смотрите на часы, взгляните-ка в окно:

     Валит народ по улицам давно;

А в доме стук, ходьба, метут и убирают.

София:  Счастливые часов не наблюдают.

Лиза: Не наблюдайте, ваша власть;

А что в ответ за вас, конечно, мне попасть.

София (Молчалину) Идите; целый день еще потерпим скуку.

Лиза:  Бог с вами-с; прочь возьмите руку.

(Разводит их, Молчалин в дверях сталкивается с Фамусовым.)

Фамусов: Что за оказия! Молчалин, ты, брат?

Молчалин:  Я-с.

Фамусов:  Зачем же здесь? и в этот час?

     И Софья!.. Здравствуй, Софья, что ты

Так рано поднялась! а? для какой заботы?

     И как вас бог не в пору вместе свел?

София:  Он только что теперь вошел.

Молчалин: Сейчас с прогулки.

Фамусов:   Друг, нельзя ли для прогулок

     Подальше выбрать закоулок?

А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!

          Всю ночь читает небылицы,

          И вот плоды от этих книг!

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

          Губители карманов и сердец!

          Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

          И книжных и бисквитных лавок!

София:Позвольте, батюшка, кружится голова;

Я от испуга дух перевожу едва;

Изволили вбежать вы так проворно,

          Смешалась я.

Фамусов:  Благодарю покорно, Я скоро к ним вбежал!

          Я помешал! я испужал!

Я, Софья Павловна, расстроен сам, день целый

Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.

     По должности, по службе хлопотня,

Тот пристает, другой, всем дело до меня!

Но ждал ли новых я хлопот? чтоб был обманут...

София (сквозь слезы). Кем, батюшка?

Фамусов: Вот попрекать мне станут,

     Что без толку всегда журю,  Не плачь, я дело говорю:

     Уж об твоем ли не радели

     Об воспитаньи! с колыбели!

Мать умерла: умел я принанять

     В мадам Розье вторую мать.

Старушку-золото в надзор к тебе приставил:

     Умна была, нрав тихий, редких правил.

          Одно не к чести служит ей:

          За лишних в год пятьсот рублей

     Сманить себя другими допустила.

          Да не в мадаме сила.  Не  надобно иного образца,

          Когда в глазах пример отца.

Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,

          Свободен, вдов, себе я господин...

          Монашеским известен поведеньем!..

Лиза: Осмелюсь я, суда́рь...

Фамусов:  Молчать!

Ужасный век! Не знаешь, что начать!

          Все умудрились не по ле́там,

А пуще дочери, да сами добряки,

          Дались нам эти языки!

Берем же побродяг, и в дом и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему —

И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

          И будь не я, коптел бы ты в Твери.

София: Я гнева вашего никак не растолкую.

Он в доме здесь живет, великая напасть!

     Шел в комнату, попал в другую.

Фамусов:  Попал или хотел попасть?

Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.

София:  Вот в чем, однако, случай весь:

     Как давиче вы с Лизой были здесь,

Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,

     И бросилась сюда я со всех ног...

Фамусов: Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.

Не в пору голос мой наделал им тревог!

   Ну, сударь мой, а ты?

Молчалин: Я слышал голос ваш.

Фамусов: Забавно.

    Дался им голос мой, и как себе исправно

    Всем слышится, и всех сзывает до зари!

    На голос мой спешил, зачем  же? — говори.

Молчалин:  С бумагами-с.

Фамусов :   Да! их недоставало.

     Помилуйте, что это вдруг припало

        Усердье к письменным делам!

Ну, Сонюшка, тебе покой я дам.

         Поди-ка, ляг, усни опять.

(Молчалину)

        Идем бумаги разбирать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка художественно-эстетического направления "Маленький мастер"

В программу входит пояснительная записка, тематическое планирование, презентация. Программа успешно реализуется в 1 классе....

Программа внеурочной деятельности обучающихся Кружка «Веселые лоскутки» для 6 классов художественно – эстетического направления (ФГОС)

Рабочая программа кружка «Веселые лоскутки» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российс...

Рабочая программа Кружка «Волшебный узелок» для 5,6 классов художественно – эстетического направления (ФГОС)

Рабочая программа кружка «Волшебный узелок» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Фе...

Программа дополнительного образования кружка художественно-эстетического направления « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» для обучающихся 5-9 классов

    Программа    курса    по   выбору    «Народные  промыслы»    предусматривает  непосредственное...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности: цветоделие, бумагопластика»

      Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:цветоделие, бумагопластика» ра...

План работы с детьми с высоким уровнем творческих способностей на 2020-2021 учебный год в рамках деятельности кружка «Акварель» художественно-эстетической направленности

Универсальным механизмом развития личности, обеспечивающим ее вхождение в мир культуры и адаптации к существованию в современном мире, является творчество....

Программа кружка художественно-эстетической направленности "Веселое творчество" для детей с ОВЗ

Программа кружка «Веселое творчество» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы даёт детям возможность интересно и содержательно...