Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».
методическая разработка

Пихиенко Ольга Юрьевна

При всем разнообразие программ, методы, формы, средства  должны быть разнообразными и должны учитывать особенности  программы.

 Метод обучения- это прием, или способ который используется в конкретной ситуации, а методика, как правило  это готовый рецепт, который можно где-то прочитать, и можно взять для своей практики, Пример- методика Шаталова. Программа по вязанию, есть методика вязания и т.д.

 Технология-более узкое понятие. Отвечает на вопрос: «Как учить?»  В технологии нечего менять, нарушать, нужно расписывать все по  шагам, тщательно. Есть книга – Хрестоматия о  современных образовательных технологиях, автор Герман Константинович   Селевко. В ней вы можете найти конкретные технологии для вашей программы.  Данная книга является настольной для педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_ucheba.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методики и технологии дополнительного образования детей.

 «Все меняется в образование, образовательная среда, нужно переходить на новые форматы работы- цифровые ресурсы, которые выходят на передовые позиции».

 Нужно обязательно обновлять программы, глобально раз в год в соответствие с пунктом 11 «Порядка организации образовательной деятельности», приказ №196.

 Механизм обновления должен четко выстроен. Интернет нам в помощь. Примеры организаций, где можно воспользоваться программами, Это Томский дворец творчества, бывший Федеральный центр эколого-биологический сейчас это Федеральный центр дополнительного образования, Федеральный центр художественного творчества, Удмуртия- программы Кванториума, технического творчества. Все свои программы педагоги разрабатывают самостоятельно. Но нельзя начинать с чистого листа, нужно иметь примеры  программ педагогов и обязательно прописать при разработке программы какие были использованы документы.

 Что приоритетно, какие сейчас программы  востребованы в дополнительном образовании? Это те, которые ориентированы на подготовку обучающихся к выбору профессий. Есть уже готовые Федеральные программы- «Билет в будущее», «Начни трудовую биографию с Арктики». Это программы по профориентации. Профориентацию нужно начинать чем раньше, тем лучше, с дошкольного возраста. Ориентировать на знакомство с профессиями, закладывать основу будущей профессии.

 Сейчас разрабатываются конвергентные программы или интегрированные или междисциплинарные программы. В одной программе можем продемонстрировать единое пространство, которое объединяет несколько взаимосвязанных направлений или предметов, таких как  музыка и танец, экология и зож ( валеология), туризм и краеведение и т.д. В этих программах прослеживается взаимосвязь предметов или дисциплин. Эти программы побуждают детей к логическому мышлению, навыков нового времени.

На данный момент востребованы Комплексные программы - совокупность программ направленных на решение одной цели. Пример: Программы на раннее  развитие дошкольников. Это  программа ШРР, где были помимо развитие речи, математики, окружающего  мира, декоративно-прикладного творчества-хореография, музыка и английский язык. Данные программы объединяет одна цель- всестороннее развитие детей.

 Мы педагоги работаем с разной категорией детей, сейчас практикуются Адаптированные  программы  для особых категорий детей. Эти  программы адаптируются под особенности и способности детей. Программы для детей с ОВЗ. Так же  широкую популярность приобретают программы для талантливых и одаренных детей.

 Все программы разрабатываются в соответствие с Федеральным законом «Об образование» и требования ко всем программам одни ( пункт 9, статья 2- ФЗ)

Методики и технологии при разработке программ.

 Про них очень редко  говорят. Это очень важно как преподается содержание, с какими конкретными  методиками педагог выходит к ребенку, должна быть правильно выбрана методика и технология обучения и что бы дети правильно приняли информацию от педагога. Какие методы и технологии  мы используем с детьми, такие результаты мы получим.

 Методика отвечает на вопросы : Зачем учить?, Чему учить?

 Технология отвечает на вопросы : Как учить?

При всем разнообразие программ, методы, формы, средства  должны быть разнообразными и должны учитывать особенности вашей программы.

 Метод обучения- это прием, или способ который используется в конкретной ситуации, а методика, как правило  это готовый рецепт, который можно где-то прочитать, и можно взять для своей практики, Пример- методика Шаталова. Программа по вязанию, есть методика вязания и т.д.

 Технология-более узкое понятие. Отвечает на вопрос: «Как учить?»  В технологии нечего менять, нарушать, нужно расписывать все по  шагам, тщательно. Есть книга – Хрестоматия о  современных образовательных технологиях, автор Герман Константинович   Селевко. В ней вы можете найти конкретные технологии для вашей программы.  Данная книга является настольной для педагога.

Методики и технологии дополнительного образования детей.

 Для составления и разработки программ можно и нужно применять технологию личностно-ориентированного обучения, автор- Ираида Сергеевна Якиманская, доктор психологических наук, профессор Института педагогических инстанций РАО гор. Москва.

технологию  разноуровневого обучения, автор Фирсов Виктор Васильевич, кан. пед. наук, руководитель Центра  «Образование для всех» г. Москва, или еще ее называют технологией Льва Выготского.

 технологию внутригруппового обучения, автор  Николай Петрович Гузик, заслуженный учитель Украины (Украина, Крым).

технологию проектного обучения, автор Джон Дьюи, Уильям Килпатрик, Т.И Шамова, В.В Рубцова.

технология модульного обучения, автор, Михаил Чошанов.

Применение различных технологий- способствует полностью реализовывать содержание программы и достичь результатов и задач программы.

Наиболее распространенные методы и формы обучения в ДО.

Наглядные, словесные, практические.

Формы.

В наше время практикуется интерактивное обучение. В интерактивном обучение- педагог дает задания, где дети сами учатся добывать знания. Педагог не дает знания в готовом виде. Это активная работа над заданием. Это учебные игры, ситуации. Нужно формировать игровые ситуации, жизненные и через эти ситуации дети должны подходить к решению вопросов.

Просые или традиционные методы обучения( семинары, лабораторные, практические занятия) нужно и можно применять на занятиях, но если их немного переработать, они могут быть интерактивными, если несколько по другому организуете учебный процесс.

 Методы группового взаимодействия принято называть- интерактивными.

 В интерактивных методах- важно взаимодействие, не сам решаешь, а сама работа в команде. Можно разбить детей на группы, или подгруппы, чтобы они общались и решали ситуационные задачи.

Лэпбук- это « книга на коленях». Это папка проектов, эта книга постоянно с тобой, т.е это справочник, на основе его можно делать доклады, разрабатывать проекты. Или это большой настенный плакат, можно приклеивать листочки, это позволяет отобрать материал и делать выводы.

 При создание лэпбука- обучающиеся должны знания добывать в процессе деятельности, а не получать готовые от педагога, выполнять определенные задания.

 Интерактивная папка.

Флешмоб- широко используется в социальных сетях, что бы привлечь внимание.

Квесты по заданной теме. Это вырабатывает командность, решает различные задания. Мы часто применяем на своих занятиях и мероприятиях.

Без новых форм и технологий невозможно сейчас работать. Ни что не стит на месте. Никого сегодня не удивить гаджетами, электронными средствами обучения. Сейчас прыжок в новую эпоху осуществлен, без новых форм невозможно осуществлять образовательную деятельность.

 Методика коллективно творческих дел- КТД, или  технология.

Технология КТД – основа современных обучающих технологий. Она зарождалась в 60-70 года, а в 80-90 широко применялась. Потом все сошло на нет. Это авторская методика Игоря  Петровича  Иванова.

Товарищеское общение- всем вместе веселее, Нужно выбрать какое то дело, здесь проявляется творчество детей.

КТД. Это -

К-коллективное, все вместе

Т- творческое, нужно творить, проявлять творчество

 Д- дело, все участники в него включаются, это дело принесет пользу, доставит радость всем. Это общее дело. Это было отработано давно.

Какие приемы для осуществления КТД. Это работает группа, которая разбивается на мини-группы. Каждая из них получает задания, это мозговой штурм, всеми забытая работа в «круге».

Пример- «Пять минут на шум». 5 минут дети спорят, шумят, могут покричать и остановились. Нужно распределить роли каждый участник должен за что то  отвечать при работе  группе, что бы эти правила выполнились нужно проводить инструктаж-

НЕ  ПЕРЕБИВАЙ,

ЦЕНЮ ЛЮБОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ,  

ЛЮБОЙ РЕЗУЛЬТАТ ВАЖЕН.

Нужно разрабатывать занятия в виде КТД. Должен быть получен в результате КТД- результат, который приносит пользу всем. КТД- эту технологию очень хорошо используют в Японии, Китае.

Девиз КТД- «Скажи мне и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

 Дай мне действовать и я научусь»

Методика КТД- имеет свою схему :

  1. Сформулировать группу, кто будет в группе.
  2. Совет группы.
  3. Коллективно все спланировать.
  4. Составить список шагов КТД, назначить ответственных.
  5. Провести, выполнить конкретные дейсивия. ( Дети совместно переживают друг за друга)
  6. Подведение итогов.
  7. Анализ результата.

КТД – реализуется в рамках программ ДО.

Некоторые педагоги говорят - «Работаем, как умеем, что вы от нас хотите»

 НАША ПРОФЕССИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЕСЛИ ОТ НАС ЧЕГО-ТО ХОТЯТ. ТО ЭТОМУ НАДО СООТВЕТСТВОВАТЬ.

При разработке дополнительных общеобразовательных программ важна актуальность вашей программы. Почему она актуальна сегодня, важна, нужна, насколько она отвечает современным запросам детей. Обязательно проанализируйте – цель, она должна быть обязательно связана с задачами. Ответьте сами себе на вопрос: «Почему Вы решили, что именно эту Цель нужно ставить сегодня?».

 Какие качества обучающегося вы будите формировать и на какие качества личности вы будите выходить, и вы точно уверены, что эти качества личности позволят ребенку пойти по этому направлению и войти в профессию, и он будет именно тем человеком, которого ждет современное  производство и современный работодатель.

      Сегодня – проверка на человечность, на выносливость, на любовь, на честность…

      Талантливый педагог быстро находит те детали и тонкости, которыми он может воспользоваться в новых условиях. Главное качества талантливого – это лёгкость генерирования идей и легкость адаптации, увлеченность своим делом, постоянное погружение в профессию и быстрое установление междисциплинарных связей  (смотришь ТВ, читаешь книгу, слушаешь разговор в транспорте – думаешь про урок, ищешь не осознанно эти параллели)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования "Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса"

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования по использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»

Массовые  мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования :" Современные актуальные тренды системы образования"

В современном мире большинство знаний систематически устаревают и требуют обновления, поэтому постоянное обучение персонала является необходимым условием профессионального успеха организации. Педагоги...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования:"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности о...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование информационных технологий в образовательной деятельности"

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование информационных технологий в образовательной деятельности"...