Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Методы и приемы обучения на занятиях "
методическая разработка
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования:
" Методы и приемы обучения на занятиях "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upr.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования:
" Методы и приемы обучения на занятиях "
На занятиях учебных групп и коллективов педагог может использовать различные методы
и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода
обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и
выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит
педагог.
Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей обучающихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом специфики изучения
данного учебного предмета, направления образовательной деятельности; возможностей
материально-технической базы обучения.
Методы обучения.
1. Словесные методы обучения.
2. Работа с книгой.
3. Методы практической работы: упражнения, письменные работы, графические работы.
4. Метод наблюдения.
5. Исследовательские методы.
6. Метод проблемного обучения.
7. Методы программированного обучения.
8. Проектно-конструкторские методы.
9. Метод игры.
10. Наглядный метод обучения.
11.Использование на занятиях: средств искусства; активных форм познавательной деятельности;
психологических и социологических методов и приемов.
Метод упражнения:
упражнения; тренинг; тренировка; репетиция.
Письменные работы:
конспект;
выписки;
составление тезисов (доклада);
реферат;
письменные ответы на вопрос;
составление аннотации (произведения, статьи);
составление рецензии (отзыва);
написание заключения (обобщения, выводов).
Словесные методы обучения:
лекция;
объяснение;
рассказ;
чтение;
беседа;
диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом); консультация.
Графические работы:
составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей;
составление структурно-логических схем;
заполнение матриц;
работа с географическими и историческими картами.
Метод наблюдения:
запись наблюдений, ведение дневника наблюдений;
зарисовка, рисунки;
запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов;
фото-, кино-, видеосъемка;
проведение замеров (температуры воздуха; состояния воды, почвы и др.).
7
Исследовательские методы
Метод проблемного обучения:
проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия;
эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий,
определений, терминов;
создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрация
опыта, использование наглядности);
самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и
отбор аргументов, фактов, доказательств;
самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему; поиск ответов с
использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).
Методы программированного обучения:
объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно;
самостоятельное изучение определенной части учебного материала:
а) выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование);
б) выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование).
Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:
o разработка проектов, программ;
o построение гипотез;
o моделирование ситуации;
o создание новых способов решения задачи;
o создание моделей, конструкций; конструирование игр; конструирование из бумаги;
o создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок);
o разработка сценариев спектаклей, праздников;
o художественное конструирование;
o создание произведений декоративно-прикладного искусства;
o проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры:
Игры:
дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и др.
игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра.
настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы.
Наглядный метод обучения:
• наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики;
• демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, геометрические фигуры, муляжи и т. д.);
• видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы.
Проведение занятий с использованием средств искусства:
• изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная
фотография): знакомство, изучение, обсуждение, создание произведений изобразительного
искусства; занятия на природе;
•декоративно-прикладное искусство: знакомство с декоративно-прикладным искусством,
изучение народных промыслов, изготовление художественных изделий, художественная
обработка утилитарных предметов (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, орудия труда,
средства передвижения, игрушки и т. д.), художественное конструирование. При обработке
материалов (дерево, металл, керамика, стекло, текстиль, природные материалы и др.)
использование резьбы, росписи, инкрустации, литья, ковки, чеканки, гравировки, выжигания,
вышивки, вязания, набойки, плетения и др.;
• литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание,
обсуждение, сочинение литературных произведений, создание литературных композиций, встречи
8
с писателями и поэтами, литературные игры и конкурсы, конкурс чтецов и рассказчиков, создание
рукописного журнала (книги);
• музыка: по родам и видам (симфоническая, камерная, духовная, народная, фольклорная,
джазовая, рок-музыка, популярная музыка и др.); по средствам исполнения: вокальная (соло,
ансамблевая, хоровая), инструментальная (оркестровая, ансамблевая, соло); вокальноинструментальная; по жанрам: симфония, сюита, соната, опера, песня, марш, танец и др.
Прослушивание, пение, исполнение, разучивание, импровизация, сочинение музыкальных
произведений; создание музыкальных композиций; встречи с композиторами, музыкантами, исполнителями, музыкальные игры;
•хореография: просмотр балетных спектаклей, выступлений ансамблей танца; исполнение и
разучивание танцев - народных, бальных, современных, создание танцев (спектаклей), исполнение
и создание хореографических этюдов (изображение средствами хореографии явлений природы,
животных, предметов и т. д.);
• пантомима: создание живых композиций - картин, портретов, предметов; изображение
средствами пантомимы литературных и сказочных героев произведений, героев кинофильмов и
мультфильмов, животных и птиц; загадок, пословиц, поговорок и т. д.;
• театр (драматический, музыкальный, литературный, исторический, психологический,
дидактический, театр миниатюр, театр одного актера, театр балета, театр пантомимы (пластики,
жеста, мимики), театр кукол, театр теней, театр зверей): просмотр, обсуждение, инсценирование,
постановка, создание спектаклей; знакомство с историей театра, театрализованные игры;
• кино: просмотр и обсуждение фильмов, создание фильмов: рисованных фильмов, диафильмов, слайд-фильмов, мультфильмов, кино-, видео-, телевизионных фильмов, учебных, документальных, научно-популярных, художественных фильмов;
Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:
• анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты;
• интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос);
• психологические тесты;
• создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);
• психологический театр;
• деловая игра;
•обсуждение сообщений, докладов, рефератов.
• создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок);
• разработка сценариев спектаклей, праздников;
• художественное конструирование;
• создание произведений декоративно-прикладного искусства;
• проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»
Методические рекомендации содержат материалы для педагогов системы дополнительного образования по подготовке и проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Памятка педагогу при проведении занятий»
Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по обучению детей с ОВЗ.
Рекомендации для педагогов дополнительного образования по обучению детей с ОВЗ....
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "
Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"
Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...