Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Вязание"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Вязание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vyazanie.doc | 503.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
г. Ярцево Смоленской области
Программа принята на педагогическом совете протокол №1 от «30» августа 2019 года | Утверждена приказом № 77 от 30.08.2019 г. по МБУДО ЦДТ Директор ___________Е. А. Корчагина |
Возраст обучающихся: 8 - 15 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Моисеенкова Галина Петровна,
педагог дополнительного образования
г. Ярцево, 2016 г.
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………………………….3
Учебный план:
1-го года обучения ………………………………………………………………………………11
2-го года обучения ………………………………………………...........................................11
3-го года обучения………………………………………………………………………………11
4-го года обучения………………………………………………………………………………12
Содержание учебного плана:
1-го года обучения………………………………………………………………………………13
2-го года обучения ………………………………………………………………………….......15
3-го года обучения ………………………………………………………………………………17
4-го года обучения ………………………………………………………………………………19
Календарный учебный график
1-го года обучения……………………………………………………………………………….21
2-го года обучения ………………………………………………………………………….......24
3-го года обучения ………………………………………………………………………………27
4-го года обучения ………………………………………………………………………………30
Методическое обеспечение программы………………….....................................................32
Методическое обеспечение образовательного процесса
1-й год обучения………………………………………………………………………………….33
2-год обучения……………………………………………………………………………………35
3-й год обучения………………………………………………………………………………….37
4-й год обучения………………………………………………………………………………….39
Мониторинг результатов обучения ребенка
по дополнительной общеобразовательной программе…………………………………………41
Протоколы аттестации обучающихся……………………………………………………………41
Методические материалы…………………………………………………………………………45
Список литературы…………………………………………………………..............................51
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вязание» является программой художественной направленности. Программа включает в себя подразделы: основы вязания крючком, основы вязания
Новизна программы
1.Программа «Вязание» позволяет осваивать несколько направлений искусства вязания, осуществлять их сочетание в творчестве, что расширяет возможности развития творческих способностей и креативного мышления.
2. В основе программы заложено приобщение детей к традиционным формам рукоделия в совокупности с современными тенденциями развития вязального искусства.
3. Программа предполагает тесное переплетение техник вязания.
Актуальность программы
Вязание - любимое и широко распространенное ремесло. Привлекает оно многими достоинствами. Постигнув его секреты, можно без особых затрат изготовить не только качественный, но и неповторимый наряд, сделать уютным и красивым свой дом. Сам процесс вязания действует успокаивающе на человека. И неудивительно, что в последнее время вязанием стали увлекаться не только взрослые, но и дети. Наша задача не просо привлечь, но и научить детей этому замечательному ремеслу, сделать его доступным для всех.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую направленность к популяризации рукоделия, внесению новых современных тенденций в его традиционные формы. Освоение новых современных техник вязания позволяет сформировать художественный вкус ребенка, сделать доступными другие формы художественного творчества.
Программа ориентирована на разный уровень способностей и подготовленности учащихся. В ходе ее освоения, каждый ребенок поднимается на новый качественный уровень индивидуального развития, что соответствует потребностям детей и их родителей.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, воспитания и поведения детей в условиях социума.
В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.
Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит саморазвитие, самореализация, формируется творчески активная личность.
Цели и задачи программы:
Цель данной программы: формирование и развитие творческих способностей обучающихся в процессе освоения вязального мастерства (крючок и спицы).
В процессе обучения реализуются следующие задачи:
- Обучающие:
- освоить традиционные техники вязания крючком и спицами,
- ознакомиться с современными приемами вязания,
- овладеть принципами составления цветовой гаммы,
- изучить условные обозначения и схемы, используемые в вязании.
- Развивающие:
- развить эстетические и творческие способности обучающихся,
- дать понятие о цвете, гармонии.
- познакомить детей с видами декоративно-прикладного искусства,
- познакомить детей с современным декоративно-прикладным творчеством.
- развить у детей фантазии, образного мышления, внимания,
- Воспитательные:
- сформировать трудовые и эстетические навыки,
- воспитать аккуратность и культуры труда,
- развивать эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь и чувство коллективизма, духовные качества личности.
Отличительные особенности программы:
Программа «Вязание» - авторская. Она стала результатом многолетнего изучения и освоения автором техники вязания. Отличительной особенностью программы является применение педагогической технологии на основе интенсификации и активизации деятельности обучающихся (проблемное обучение, игровые технологии), технологии поэтапного освоения новых видов техник вязания.
Содержание программы построено блоками:
1 год-освоение техники вязания, получение необходимых теоретических знаний.
2 год обучения- закрепление полученных знаний на практике.
3,4 год обучения- максимальное развитие творческого потенциала, выполнение самостоятельных работ.
1 год обучения- данная программа позволяет обучать детей, начиная с 7-8 летнего возраста. Она включает в себя: базовые теоретические и практические основы техники вязания, знакомство с историей возникновения вязального искусства и современными техниками вязания.
2 год обучения- предполагает усвоение полученных знаний на практике путем выполнения образцов работ, следуя инструкциям преподавателя, направленных на создание изделия, отвечающего функциональным и эстетическим требованиям.
3,4 год обучения- совершенствование мастерства, изготовление изделий повышенной сложности, высокого художественного и исполнительского уровня, самостоятельные творческие работы обучающихся.
Уровни сложности программы
Программа «Вязание» является многоуровневой. Это предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
Содержание программы построено блоками: стартовый уровень – «Начальный курс» (1 год), базовый уровень – «Основной курс» (2 года), продвинутый уровень – «Курс совершенствования мастерства» (1 года). Каждый блок является законченным этапом обучения, и в то же время основой для дальнейшего продвижения ребенка.
Стартовый уровень - «Начальный курс» (один год обучения).
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Программа данного курса позволяет вести обучение детей как 7-8-летнего возраста, так и более старших детей.
Программа Начального курса включает в себя: базовые теоретические и практические основы вязания, технику работы с инструментами; историю возникновения разных видов вязания и других декоративно-прикладных искусств, сопутствующих вязальному искусству.
На данном этапе происходит знакомство с новыми техниками вязания, обучение основным видам ручных швов, изготовление простых поделок, игрушек, сувениров.
Базовый уровень - «Основной курс» (два года обучения).
Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
На данном этапе происходит усложнение технологических приемов творчества, создание более сложных изделий, поделок, игрушек, проявление самостоятельного творчества, выражающегося в создании простейших выкроек, изделий с готового образца. Обучающиеся должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Продвинутый уровень - «Совершенствование мастерства» (один год обучения).
Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического содержания программы. На данном этапе происходит знакомство с новыми современными техниками вязания, закрепляется умение работать со схемами различного уровня сложности, самостоятельно создавать законченное изделие.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Объединение комплектуется из учащихся 7-15 лет, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду творчества.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся:
1 год обучения-2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа) с группой 12-15 человек.
2 год обучения-2 раза в неделю по 3 часа (всего 216 часов) с группой 10-12 человек.
3 год обучения-2 раза в неделю по 3 часа ( всего 216 часов) с группой 8-10 человек.
4 год обучения 2 раза в неделю по 3часа (всего 216 часов) с группой 8-10 человек.
Формы и режим занятий
Для успешного выполнения программы используются многообразные формы и методы работы: коллективные и индивидуальные задания, уроки творчества, уроки-конкурсы. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к сложному. Формы занятий выбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями воспитанников.
Основными формами практической деятельности являются индивидуальные и групповые занятия. При изучении теории целесообразно использовать методы рассказа с элементами лекции, показа, презентации.
Другие формы:
Для младшего возраста- сюжетные занятия, игры (например, «Вяжем сказку»)
Для среднего возраста- экскурсии, тематические вечера, посиделки, конкурсы, выставки.
Для старшего возраста- создание презентаций, творческие конкурсы, работа с Интернет-ресурсами, экскурсии.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Вязание»
(универсальные учебные действия):
Личностные результаты:
-формирование и развитие интереса к творческой деятельности, художественному искусству.
-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе творческой деятельности.
- формирование и развитие художественного вкуса.
-формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма.
- формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в процессе создания художественных работ.
-формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов в процессе знакомства с национальным творчеством разных стран.
-формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
обучающиеся научатся:
- сознательно усваивать полученные знания и использовать их для решения разнообразных учебных и творческих задач.
- работать с источниками информации, анализировать ее и выбирать необходимую (рисунки, схемы, расчеты и др.)
- оценивать возможность ее использования в дальнейшей деятельности.
- анализировать схемы, рисунки, устройство изделия, выделять детали и способы их соединения.
-выполнять учебно-познавательные действия практической и умственной форме, сопровождая их правильной речевой характеристикой.
-выполнять моделирование и преобразование модели.
обучающиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, участвуя в творческих проектах, конкурсах, выступлениях.
-участвовать в культурно- досуговой деятельности, обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные УУД:
обучающиеся научатся:
-планировать предстоящую практическую работу с учетом поставленной цели, устанавливать порядок и последовательность действий для успешного достижения запланированного результата.
-осуществлять самоконтроль практических действий, корректировать их при необходимости.
-самостоятельно организовывать свое рабочее место.
обучающиеся получат возможность:
-формулировать задачи, находить наиболее эффективные пути их решения в процессе совместной деятельности.
-действовать конструктивно в любых ситуациях, решать их с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные УУД:
обучающиеся научатся:
-организовывать совместную работу по группам или в паре, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь.
-формулировать свое мнение, иметь варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать варианты решения своих товарищей, учитывать их при организации своей деятельности и совместной работе.
-проявлять интерес к деятельности своих товарищей, результатам их работы, оценивать их в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
учащиеся получат возможность:
-совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретенный опыт общения.
Предметные результаты:
К концу первого года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:
-правила безопасного обращения с нагревательными приборами, колющими и режущими инструментами.
-основные инструменты и материалы, необходимые для работы.
-история всех видов вязания, представленных в программе;
- основные виды петель, вязок, техник, швов;
- основы кругового вязания, техника прибавки и убавления петель;
- читать и записывать условные обозначения;
-оформлять готовые изделия;
-определять качество выполненной работы;
К концу второго года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:
- знают сложные виды петель и технику их выполнения;
-читают и анализируют схемы изделий;
-выполняют работы по технологическим картам;
- современные технологии вязания и их применение;
- название основных видов петель и технику их выполнения;
-русские- народные традиции (предусмотренные программой)
- работать со словесным описанием работы;
-создавать целостный образ работы;
-самостоятельно определять качество выполненного изделия;
К концу третьего года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:
- основные петли, их название и технику вывязывания спицами;
-базовые сочетания петель, техника их вывязывания;
-основные узоры и выполнение их образцов;
-расчет петель, кромочные петли, раппорт;
- работа со схемами и описаниями вязаных изделий;
-выполнение работ по технологическим картам;
- оформление готовых работ и эстетическое их оформление;
- определять качество выполненных работ.
К концу четвертого года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:
- сочетать все техники вязания при выполнении изделий;
- самостоятельно подбирать инструменты и материалы для выполнения работы;
- самостоятельно читать схемы и работать по ним;
- выбирать последовательность выполнения работы;
- творчески подходить к выбору цветового решения;
-выполнять и оформлять работу самостоятельно;
- творчески осуществлять декоративное оформление готового изделия;
-определять качество выполняемых работ и изделий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
-промежуточная и итоговая аттестация; наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, индивидуальные задания, творческие задания и проекты, самостоятельные работы, участие в выставках и конкурсах, итоговая выставка работ.
Система отслеживания и оценивания результатов
В систему отслеживания и оценивания результатов входят: мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе, промежуточная и итоговая аттестации.
Мониторинг результатов обучения проводится два раза в год (декабрь, май) с целью отслеживания результативности обучения обучающегося по программе. Программой предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения. Итоговая аттестация проводится в конце всего курса обучения по общеразвивающей программе.
Аттестация обучающихся творческих объединений может проводиться в следующих формах: итоговое занятие, зачет, тестирование, защита творческих работ, выставочный просмотр, конкурс и др.
При оценке результативности освоения учащимися общеобразовательной программы учитывается их участие в выставках, конкурсах детского творчества.
Учебный план занятий
1-й год обучения
№№ пп | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля/ аттестации |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | Наблюдение |
2 | Азы вязания крючком | 14 | 6 | 8 | Тестирование |
3 | Вязаные игрушки | 50 | 5 | 45 | Практическая работа |
4 | Мой уютный дом | 40 | 2 | 38 | Тестирование, наблюдение |
5 | Маленькая модница | 20 | 1 | 19 | Наблюдение, тестирование |
6 | Приятные мелочи | 10 | 2 | 8 | Практическая работа |
7 | Конкурсы, экскурсии | 6 | 6 | - | Наблюдение |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | Наблюдение |
144 | 26 | 118 |
Учебный план занятий
2-й год обучения
№№ пп | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля/ аттестации |
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | - | Наблюдение |
2 | Азы вязания на спицах | 12 | 3 | 9 | Тестирование, наблюдение |
3 | Круговое вязание | 90 | 3 | 87 | Тестирование, наблюдение |
4 | Ажурное вязание | 48 | 3 | 45 | Тестирование, наблюдение |
5 | Цельновязанные изделия | 51 | 3 | 48 | Практическая работа |
6 | Экскурсии, мероприятия | 9 | 9 | - | Наблюдение |
7 | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | Наблюдение |
| 216 | 27 | 189 |
Учебный план занятий
3-й год обучения
№№ пп | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля/ аттестации |
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | - | Наблюдение |
2 | Парад прихваток | 24 | 3 | 21 | Тестирование, наблюдение |
3 | Интерьер своими руками | 57 | 3 | 54 | Наблюдение, практическая работа |
4 | Крючок-«волшебник» | 120 | 3 | 117 | Наблюдение |
5 | Мероприятия, экскурсии, | 9 | 9 | - | Наблюдение |
6 | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | Наблюдение |
216 | 24 | 192 |
Учебный план занятий
4-й год обучения
№№ пп | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля/ аттестации |
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | - | Наблюдение |
2 | Вязаное болеро | 33 | 3 | 30 | Наблюдение, практическая работа |
3 | Вязание джемпера (рукав реглан) | 93 | 6 | 87 | Практическая работа |
4 | Летняя кофта | 54 | 3 | 51 | Практическая работа |
5 | Берет | 20 | 3 | 17 | Практическая работа |
6 | Мероприятия и экскурсии | 10 | 10 | - | Наблюдение |
7 | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | Наблюдение |
216 | 31 | 185 |
Содержание учебного плана
1-й год обучения
1. Вводное занятие (2 часа): знакомство с членами коллектив, план работы творческого объединения, решение организационных вопросов, охрана труда и техники безопасности.
2. Азы вязания (14 часов).
Теоретические основы вязания: техника вязания крючком, постановка рук, движения, инструменты, нитки, основные понятия, термины, условные обозначения, схемы, показ образцов (6 часа).
Практическая работа:
№1-набор петель начального ряда, вывязывание воздушных петель(2 часа)
№2-вывязывание столбиков без накида, столбика с накидом(2 часа)
№3- комбинация столбиков с накидом и без накида(4 часа)
3. Вязаные игрушки (50 часов):
История вязаной игрушки: показ образцов игрушек, технология вязания;
Практическая работа:
№1,№2,№3,№4,№5,№6 - вязание игрушки «Черепашка», изготовление фурнитуры, сборка, оформление игрушки (12часов)
№7,№8,№9,№10,№11,№12,№13,№14 - вязание игрушки «Лягушонок» (16 часов)
№15-№25-вязание игрушки «Котенок» (22 часа)
4. Мой уютный дом (40 часов):
История вязания салфеток: просмотр вязаных образцов, виды салфеток, отличие схем вязания, просмотр фото из журналов «Валентина», выбор 3 образцов(2 часа)
Практическая работа:
№1, №2, №3, №4,№5, №6 - вязание прихватки «Поросенок» (12 часов)
№7,№8,№9,№10,№11, №12- вязание салфетки «Подсолнух» (12 часов)
№13,№14,№15- вязание игольницы «Сердечко» (6 часов)
№16,№17,№18,№19,№20- вязание карандашницы «Собачка» (10 часов)
5. «Маленькая модница» (20 часов):
Теоретические основы вязания комплекта для девочки: просмотр образцов готовых изделий, выбор модели, подбор ниток и инструментов, описание вязания .
Практическая работа:
№1,№2,№3,№4,№5,№6,№7 - вязание летней сумочки (14 часов)
№8,№9,№10 – вязание повязки для волос (6 часов)
6. «Приятные мелочи» (10 часов):
Теоретические основы вязания: просмотр готовых образцов, обсуждение цветового решения, техника вязания, схема вязания
Практическая работа:
№1,№2,№3 - вязание чехла для телефона «Тигренок» (6 часов)
№4,№5 - вязание сувенира «Солнышко» (4 часа)
7. Мероприятия и экскурсии (6 часов)
- экскурсия на трикотажное производство(2 часа)
- новогодний утренник(2 часа
- игровая программа «Мы за чаем не скучаем»(2 часа)
8. Итоговое занятие: подведение итогов работы (2 часа).
Содержание учебного плана
2-й год обучения
1.Вводное занятие (3 часа)
Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. План работы на год. Организационные вопросы.
2. Азы вязания на спицах (12 часов):
Теоретические основы вязания на спицах: техника вязания спицами, постановка рук, основные понятия, термины, условные обозначения, инструменты, материалы.(3 часа).
Практическая работа:
№1- набор петель начального ряда; лицевые петли, изнаночные
петли.(3 часа)
№2- накид (прямой, обратный), сочетание лицевых, изнаночных петель, образцы вязок. (3 часа)
3. Круговое вязание на пяти спицах (90 часов):
Теоретические основы кругового вязания: инструменты, материалы, техника вязания, расчет петель начального ряда, этапы вязания рукавичек, носков, перчаток (3 часа).
Практическая работа:
№1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9 - «Рукавички»: набор петель начального ряда, вязание резинки, полотна рукавички, вывязывание пальчика, запуски мыса, оформление изделия.(27 часов)
№10,№11,№12,№13,№14,№15,№16,№17№18 - «Носки»: набор петель, вязание резинки, вывязывание пятки, вязание полотна, закрытие мыса, оформление изделия.(27 часов)
№19,№20,№21,№22,№23,№24,№25,№26,№27,№28,№29 - «Перчатки»: набор петель, вязание полотна, вывязывание пальцев, оформление изделия.(33 часа)
4. Ажурное вязание (48 часов):
Основы ажурного вязания: технология ажурного вязания, рисунки ажурного вязания, просмотр образцов ажурного вязания, подбор рисунков ажурного вязания для выполнения работ по теме, расчет петель.(3 часа)
Практическая работа:
№1, №2, №3, №4, №5 - вязание шапочки (15 часов)
№6, №7, №8, №9, №10- вязание шарфик (15 часов
№11,№12, №13- вязание тапочек (9 часов)
№14, №15- вязание манишки (6 часов)
5. Цельновязанные изделия (51 час):
Теоретические основы изготовления цельновязанных изделий: техника вывязывания, понятие «регланная линия», способы вывязывания регланной линии, образцы изделий, вывязывание образцов. (3 часа)
Практическая работа:
№1, №2, №3 - вывязывание образцов регланных линий (9 часов)
№4, №5, №6, №7, №8, №9,№ 10, №11, №12, №13, - вывязывание кофточки (30 часов)
№14, №15, №16 - декоративное оформление и сбор изделия (9 часов)
6. Мероприятия и экскурсии (9 часов):
- экскурсия в городской музей (3 часа)
- новогодние торжества(3 часа)
- игровая программа-конкурс «Умелица»(3 часа)
7. Итоговое занятие : подведение итогов работы ( 3 часа)
Содержание учебного плана
3-й год обучения
1.Вводное занятие: организационные вопросы, режим работы творческого объединения, план работы, вопросы охраны труда и техники безопасности (3 часа).
2. «Парад прихваток» (24 часа):
Прихватки: виды, предназначение, просмотр предлагаемых образцов,
обсуждение цветового решения работ, схемы, техника вязания (3 часа)
Практическая работа:
№1, №2 - вязание прихватки «Цветок»(6 часов)
№3, №4 - вязание прихватки «Клубника»(6 часов)
№5,№6 - вязание прихватки «Лоскутик»(6 часов)
№7 - оформление (декоративное) готовых изделий (3 часа)
3. «Интерьер своими руками (57 часов):
Интерьерные панно: просмотр готовых образцов, обзор журналов «Мой уютный дом», техника вышивки крестом, инструменты и материалы.(3 часа)
Практическая работа:
№1,№2,№3,№4,№5,№6,№7,№8,№9- панно «Мурлыка»(27 часов)
№10,№11,№12,№13,№14,№15,№16,№17 - изготовление настенного панно «Корзина»(24 часа)
№18 - обсуждение работ в творческом объединении, выбор лучшей работы (3 часа)
4. Крючок - «волшебник» (120 часов).
Теоретические основы вывязывания моделей одежды (топик, шарф, шаль): просмотр предлагаемых готовых изделий, выбор моделей, инструменты и материалы, выбор образцов вязок, техника вязания изделий (3 часа)
Практическая работа:
№1 - вывязывание образца рисунка для вязания топика (3 часа)
№2, №3, №4,№5,№6,№7,№8,№9,№10,№11,№12,№13- вязание топика(36 часов)
№14,№15 –декоративное оформление края изделия (6 часов)
№16,№17,№18,№19,№20 - вязание шарфа(15 часов)
№21,№22,№23,№24,№25,№26,№27,№28,№29,№30,№31,№32,№33,№34,№35,№36-вязание шали (48 часов)
№37,№38,№39-декоративное оформление края изделия(9 часов)
5. Мероприятия и экскурсии (9 часов):
- участие в работе «Мастерская Деде Мороза» (3 часа)
- новогодние мероприятия (3 часа)
- экскурсия в трикотажный цех (3часа)
6. Итоговое занятие. Подведение итогов работы (3 часа).
Содержание учебного плана
4 год обучения
1.Вводное занятие (3 часа): вводный инструктаж, инструктаж по охране труда. План работы на год.
2 .Вязание болеро (33 часа).
Основы вязания болеро: схема вязания, расчет петель, образец рисунка, подбор материала, инструменты (3 часа)
Практическая работа:
№1- вывязывание образца рисунка (3 часа)
№2, №3, №4, №5 - вязание полочек изделия (12 часов)
№7, №8, №9, №10- вязание спинки изделия (12 часов)
№ 11- сбор и оформление изделия (3 часа)
3.Вязание джемпера с рукавом реглан (93 часа).
Основы вязания трикотажа: этапы работы, схема вязания основных деталей, расчет петель, выбор рисунка, выбор материала для работы, инструменты (3 часа).
Практическая работа:
№1- вывязывание образца рисунка (3 часа).
№2- набор петель начального ряда спинки, вязание резинки (3 часа)
№3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11-вязание полотна спинки (27 часов).
№12, №13, №14, №15, №16, №17, №18, №19, №20- набор петель начального ряда, вязание резинки, вязание основного полотна полочек (27 часов).
№21, №22, №23, №24, №25, №26, №27, №28, №29-набор петель начального ряда, вязание резинки, вязание основного полотна рукава (27 часов).
№30-сбор и оформление изделия (3 часа).
4. Летняя кофта (54 часа):
Теоретические основы вязания кофточки: этапы работы, выбор техники вязания, выбор рисунка, схема образца, расчет петель, материалы и инструменты (3 часа).
Практическая работа:
№1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8- набор петель начального ряда, вязание спинки (24 часа)
№8, №9, №10, №11, №12, №13, №14,№15- набор петель начального ряда, вязание передней полочки ( 24 часа).
№16-оформление и сбор изделия.
5. Берет (21 час).
Основы вязания берета: схема вязания берета, расчет петель, вязание образца узора, техника вязания и запуска изделия, инструменты и материалы (3 часа).
Практическая работа:
№1-набор петель начального ряда, вязание резинки (3 часа).
№2, №3, №4, №5-вязание полотна берета (12 часов).
№6- сбор и оформление изделия (3 часа).
6. Мероприятия и экскурсии (9 часов):
-экскурсии на выставки рукоделия (3 часа).
-новогодний огонек ( 3 часа).
- выставка работ учащихся т/о «Вязание» (3 часа).
7. Итоговое занятие . Подведение итого работы (3 часа).
- итоговая выставка работ т/о «Вязание» : подготовка, оформление.
Календарный учебный график
1 год обучения
№п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
1. | Сентябрь | Введение в дополнительную развивающую программу. История возникновения вязального искусства, виды вязания . | Беседа, лекция | 2 | Наблюдение. |
Азы вязания крючком: воздушные петли, столбик без накида- техника вязания. | Объяснение, практическое занятие. | 10
| Тестировапние. | ||
Техника вязания столбика с накидом. | . |
| |||
Чередование петель. Вязание образцов. |
| ||||
Круговое вязание, правила прибавления петель. | Объяснение, практикум. | 4 | Опрос, наблюдение. | ||
2. | Октябрь | Вязание игрушек. Игрушка «Черепашка»: разбор схемы вязания, детали игрушки, сшивание деталей, оформление готовой игрушки. | Объяснение, практикум | 12 | Тестирование, наблюдение |
Игрушка «Лягушонок»: разбор схемы вязания деталей игрушки, вязание туловища . | Рассказ, практикум. | 4 | Выставка, наблюдение. | ||
3. | Ноябрь | Вязание игрушки «Лягушонок»: вязание деталей игрушки, сшивание и оформление готовой игрушки. | Практикум. | 12 | Тестирование, наблюдение. |
Вязание игрушки «Котенок»: детали игрушки, техника их вывязывания. Вязание мордочки. | Объяснение, практикум. | 4 | Тестирование, наблюдение. |
4. | Декабрь | Вязание игрушки « Котенок»: вязание туловища, лапок, хвоста. Сшивание деталей, оформление готовой игрушки. | Практикум. | 14 | Тестирование, выставка-конкурс. |
Подготовка к новогодней выставке детского творчества | Практикум | 2 | Наблюдение. | ||
5. | Январь | Вязание игрушки «Котенок», изготовление аксессуаров для игрушки. | Практикум. | 4 | Творческий конкурс, наблюдение. |
«Мой уютный дом»: Вязаная прихватка «Поросенок» (повторение техники кругового вязания): вязание полотна прихватки, ушек, пятачка, изготовление фурнитуры, сшивание прихватки. Декоративное оформление. |
Практикум |
12 | Тестирование. | ||
6. | Февраль | Вязаная салфетка «Подсолнух»: разбор схемы вязания, подбор материала, правила утюжки и ухода за изделием. | Объяснение, практикум. | 12 | Наблюдение. |
Игольница «Сердечко»: разбор схемы вязания, вязание деталей, сшивание . | Объяснение, практикум. | 4
| Тестирование. | ||
7. | Март | Игольница «Сердечко», декоративное оформление работы. | Практикум | 2 | Творческий конкурс. |
Карандашница «Собачка»: детали и техника их вывязывания, декоративное оформление работы. | Беседа, Практикум. | 10 | Наблюдение, творческий конкурс. | ||
«Маленькая модница» Вязаная сумочка для девочки: набор петель начального ряда, вязание полотна сумочки. | Беседа, практикум | 4 | Тестирование | ||
8. | Апрель | Вязаная сумочка: вязание полотна сумочки, изготовление ручек, сшивание изделия, вязание аксессуаров, декоративное оформление сумочки. | Объяснение, практикум. | 10 | Наблюдение, творческий конкурс. |
Летняя повязка для волос: набор петель, вязание полотна, сшивание, декоративное оформление. | Беседа, практикум. | 6 | Тестирование. | ||
9. | Май | Чехол для телефона «Тигренок»: вязание полотна, вывязывание деталей мордочки, сшивание частей, декоративное оформление работы. | Практикум | 6 | Тестирование |
Летний сувенир «Солнышко»: разбор схемы вязания, вязание полотна, вязание лучиков, декоративное оформление работы. | Рассказ, практикум | 4 | Наблюдение | ||
Итоговое занятие. | Беседа | 2 | Наблюдение, поощрение. | ||
10. | В течение года | Праздничные мероприятия. | 6 |
Календарный учебный график
2 год обучения
№п/п | Месяц | Тема занятий | Форма занятий | Количество часов | Форма контроля |
1. | Сентябрь | Введение в дополнительную общеобразовательную программу. | Беседа | 3 | Наблюдение |
Азы вязания на спицах: основные понятия и термины, условные обозначения, основные виды петель, техника провязывания. | Лекция, практикум | 15 | Тестирование, наблюдение | ||
Цельновязаные изделия, зимний шарф: набор петель начального ряда, вязание полотна. | Лекция, практикум | 6 | Наблюдение, тестирование. | ||
2. | Октябрь | Зимний шарф: вязание полотна, техника закрытия петель, оформление готового изделия. | Практикум | 6 | Наблюдение |
Ажурное вязание: накид, способы вязания, провязывание нескольких петель вместе, вывязывание из одной петли нескольких.Образцы. | Лекция, практикум. | 15 | Тестирование | ||
| Ажурное вязание: вязаная зимняя шапочка. Расчет петель, вязание образца вязки. | Практикум | 3 | Наблюдение | |
3. | Ноябрь | Вязаная шапочка: вязание полотна шапочки, правила вязания донышка, запуск, сшивание, оформление готового изделия. | Лекция, практикум | 12 | Практическая работа |
Круговое вязание на 5-и спицах: техника вязания. | Практикум | 3 | Наблюдение | ||
Круговое вязание. Носочки: набор петель начального ряда, вязание резинки, вязание полотна до пятки. | Практикум | 9 | Наблюдение | ||
4. | Декабрь | Носочки: техника вывязывания пятки, вязание полотна до мыса, техника закрытия мыса | Практикум | 12 | Наблюдение |
Особенности вывязывания узоров в круговом вязании, вязание образцов. | Лекция, практикум | 9 | Практическая работа | ||
Экскурсия в РЦКИ | Беседа | 3 | Наблюдение | ||
5. | Январь | Особенности вывязывания узоров, вязание образцов | Практикум | 6 | Наблюдение, тестирование |
Экскурсия на выставку «Город мастеров» | Беседа | 3 | Наблюдение | ||
Круговое вязание: вязание рукавичек на 5-и спицах. Набор петель начального ряда. Вязание резинки, полотна до мыса. | Объяснение, практикум. | 15 | Наблюдение, практическая работа | ||
6. | Февраль | Круговое вязание: техника вязания пальчика, запуск мыса, оформление готового изделия. | Объяснение, практикум | 3 | Наблюдение |
Цельновязаные трикотажные изделия, техника перемещения петель. Жгутики, техника вязания, двойные жгуты, применение при отделке горловины. | Объяснение, практикум | 21 | Наблюдение, тестирование | ||
7. | Март | Круговое вязание крючком: «Праздничная корзина».Вывязывание ажурного узора, вязание ручки, декоративное оформление края. | Практикум | 9 | Практическая работа |
Посещение выставки народного творчества в краеведческом музее | Беседа | 3 | Наблюдение | ||
Круговое ажурное вязание крючком. Летний мини-топик: набор и расчет петель, вязание полотна. | Практикум | 12 | Наблюдение, тестирование. | ||
8. | Апрель | Летний мини-топик: вязание бретелей, сбор изделия, оформление готового изделия. | Практикум | 6 | Тестирование |
Цельновязаные изделия крючком. Косынка: правила вязания углом, добавка петель, вязание полотна косынки. | Объяснение, Практикум | 18 | Наблюдение | ||
9. | Май | Косынка: оформление края изделия. | Практикум | 3 | Тестирование |
Круговое бесшовное вязание на 5-и спицах. Перчатки: вязание резинки, вязание полотна до пальцев, расчет петель для каждого пальца, техника вывязывания каждого пальца, закрытие мыса, оформление готового изделия. | Лекция, практикум. | 15 | Наблюдение | ||
Подготовка работ для участия в неделе добра. | 3 | Наблюдение | |||
Контрольное итоговое занятие | Практикум | 3 | Тестирование |
Календарный учебный график
3год обучения
№п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
1. | Сентябрь | Введение в дополнительную общеобразовательную программу. Инструктаж по технике безопасности, режим занятий | Беседа | 3 | Наблюдение |
Парад прихваток: показ образцов, обсуждение цветового решения, необходимые материалы, схемы. | Беседа, практикум | 3 | Наблюдение | ||
Прихватка «Цветок»: разбор техники вязания, вязание прихватки, оформление готового изделия. | Практикум | 6 | Практическая работа | ||
Прихватка «Клубничка»: разбор схемы вязания, вязание полотна прихватки. | Практикум | 6 | Практическая работа | ||
Прихватка «Лоскутик»: разбор схемы вязания, вязание полотна прихватки. | Практикум | 6 | Практическая работа | ||
2. | Октябрь | Прихватка «Лоскутик», декоративное оформление прихватки | Практикум | 3 | Практическая работа |
Интерьер своими руками. Аппликация «Мурлыка»: технология изготовления аппликации из трикотажа, изготовление лекал, выкраивание фрагментов, притачивание деталей. | Объяснение, практикум | 21 | Наблюдение | ||
3. | Ноябрь | Аппликация «Мурлыка»: эстетическое оформление работы | Практикум | 6 | Наблюдение, тестирование |
Интерьер своими руками. Настенное панно «Корзина с цветами»: схема вязания, цветовое решение, вязание деталей. | Практикум, объяснение | 18 | Практическая работа | ||
4. | Декабрь | Панно «Корзина с цветами»: притачивание деталей, придание эстетического вида, оформление готового изделия. | Практикум | 9 | Наблюдение |
Экскурсия в РЦКИ | Беседа | 3 | Наблюдение | ||
Крючок – «волшебник»:основы ажурной вязки, схемы ажуров, вязание образцов. | Практикум | 12 | Тестирование | ||
5. | Январь | Вязание образцов. | Практикум | 3 | Наблюдение |
Подготовка и посещение выставки | Беседа | 6 | наблюдение | ||
Крючок-«волшебник»: ажурный шарф с каймой: набор петель начального ряда, вязание полотна. | Практикум | 15 | Тестирование | ||
6. | Февраль | Ажурный шарф с каймой: вязание полотна шарфа, вывязывание каймы, изготовление кистей, придание изделию эстетического вида. | Практикум | 24 | Наблюдение |
7. | Март | Крючок-«волшебник»: летний ажурный топ. Схема работы, расчет петель, вязание образца рисунка, вязание полотна топа до бретелий. | Лекция, практикум | 24 | Наблюдение |
8. | Апрель | Вывязывание бретелий, сшивание частей изделия. Декоративное оформление края изделия. | Практикум | 9 | Тестирование |
Подготовка к выставке на неделе добра. | 3 | Наблюдение | |||
Крючок-«волшебник»: ажурная шаль. Выбор схемы для вязания, разбор схемы, вязание полотна шали. | Практикум | 12 | Тестирование | ||
9. | Май | Ажурная шаль: вязание полотна шали, оформление края, изготовление кистей, декоративное оформление готового изделия. | Практикум | 18 | Наблюдение |
Посещение выставки народного творчества в краеведческом музее | Беседа | 3 | Наблюдение | ||
Итоговое контрольное занятие | 3 | Тестирование |
Календарный учебный график
4 год обучения
№п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
1. | Сентябрь | Введение в дополнительную общеобразовательную программу. План работы, инструктаж по технике безопасности. | Беседа | 3 | Наблюдение |
Болеро (спицы) : просмотр готовых образцов, выбор вязки, расчет петель, вязание полотна изделия. | Лекция, практикум | 21 | Наблюдение, тестирование | ||
2. | Октябрь | Болеро: обвязка горловины | Практикум | 3 | Тестирование |
| Болеро: обвязка готового изделия, фурнитура. | Практикум | 9 | Наблюдение | |
Джемпер с рукавом реглан: выбор модели, расчет петель, техника вязания реглана, вязание образца. | Практикум | 6 | Практическая работа | ||
Джемпер с рукавом реглан: вязание полотна изделия. | Практикум | 6 | Наблюдение | ||
3. | Ноябрь | Джемпер с рукавом реглан: вязание полотна изделия. | Практикум | 24 | Наблюдение |
4. | Декабрь | Джемпер с рукавом реглан: вязание полотна изделия. | 21 | Тестирование | |
Подготовка к выставке детского творчества | 3 | Наблюдение | |||
5. | Январь | Джемпер с рукавом реглан: вязание полотна. | Практикум | 24 | Наблюдение, тестирование |
6. | Февраль | Джемпер: обвязка горловины и рукавов, сшивание изделия, придание эстетического вида. | Практикум, объяснение | 12 | |
| Мероприятия к 23 февраля. | 3 | Наблюдение | ||
| Летняя кофточка с цельновязаными короткими рукавами: выбор модели, расчет петель, вязание полотна. | Лекция, практикум | 9 | Наблюдение | |
7. | Март | Подготовка к празднованию 8 марта | Беседа | 3 | Наблюдение |
| Летняя кофточка: вязание полотна кофточки | Практикум | 21 | Наблюдение | |
9. | Апрель | Летняя кофточка: обвязка горловины и рукавов, сшивание и оформление готового изделия. | Объяснение, практикум | 24 | Тестирование, наблюдение |
10. | Май | Летний берет: схема вязания, вязание полотна изделия, сшивание, декоративное оформление изделия. | Практикум. | 21 | Наблюдение |
Итоговое контрольное занятие. | Беседа | 3 | Наблюдение |
Методическое обеспечение
программы
Методическое обеспечение образовательного процесса
I год обучения
№ п /п | Темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал | Техническое оснащение, материалы и инструменты | Формы подведения итогов |
1. | Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. Знакомство с коллективом. | Теоретические занятия. | Рассказ, беседа, игры и упражнения на знакомство. | Инструктажи, памятки для учащихся. | Тетрадь, ручка, ватман, фломастеры, маркеры. | Анкетирование, опрос. |
2. | Азы вязания крючком. | Теоретические, практические занятия. | Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационный показ техники выполнения основных петель и элементов. Репродуктивный. Демонстрационный показ (выполнение столбиков с накидом и без накида). | Альбомы с образцами основных вязок. | Пряжа, крючки №1, №2, ножницы. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Рефлексия. |
3. | Вязаные игрушки | Теоретические, практические занятия. | Словесные методы: рассказ, объяснение. Методы ИКТ: показ мультимедийных презентаций «Вязаные игрушки». Демонстрационный: просмотр фотографий, образцов готовых изделий. | Образцы и фотографии готовых изделий, мультимедийная презентация, методическое пособие «Вязаные игрушки». Схемы вязания. | Экран, проектор, ПК, шерстяные и полушерстяные нитки, х/б нитки, иголки, ножницы, пластмассовая фурнитура, набивочный материал. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия. |
4. | «Мой уютный дом» | Теоретические и практические занятия | Словесные методы: рассказ, объяснение. Методы ИКТ: показ работ профессиональных мастеров « Русское кружево. Салфетки». Демонстрационные: просмотр фотографий по теме. | Образцы и фотографии готовых изделий, схемы вязания салфеток, подборка журналов « Валентина». | Х/б нитки типа « Ромашка», «Лотос», «Ирис», Крючки №1, №1,5; №2;.ножницы. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия. |
5. | «Маленькая модница» | Теоретические и практические занятия | Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационный показ (выполнение работы). Репродуктивный | Образцы готовых изделий, Схемы вязания, методический материал по теме, журналы по вязанию детской одежды. | Шерстяные и полушерстяные нитки, крючки № 1,5; №2; ножницы. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Рефлексия. |
6. | « Приятные мелочи» | Теоретические и практические занятия | Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационный показ (выполнение работы). Репродуктивный | Образцы и фотографии готовых изделий. Схемы вязания. | Нитки разного вида, набивочный материал, иголки, ножницы. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия. |
7. | Итоговое занятие. Подведение итогов работы. | Теоретические занятия | Беседа, тестирование | - | - | Анализ педагога по результатам деятельности за год. Самоанализ. |
Методическое обеспечение образовательного процесса
II год обучения
№ п /п | Темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал | Техническое оснащение, материалы и инструменты | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. План работы на год. | Теоретические, практические занятия. | Рассказ, беседа. | Инструктажи, памятки для учащихся. | Тетрадь, ручка. | Анкетирование, опрос. |
2. | Азы вязания на спицах. | Теоретические, практические занятия. | Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационный показ технологии вывязывания основных петель. Репродуктивный. | Альбомы и журналы с образцами вязок. | Спицы, нитки, ножницы, тетрадь для записей, ручка, карандаш. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. |
3. | Круговое вязание на пяти спицах. | Теоретические, практические занятия. | Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационный: просмотр фотографий и готовых изделий, показ технологии кругового вязания . | Образцы и фотографии готовых изделий . Схемы вязания. | Шерстяные и полушерстяные нитки, набор спиц, ножницы. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Рефлексия. |
4. | Ажурное вязание. | Теоретические, практические занятия | Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационные: просмотр фотографий по теме, интернет-выставки. | Образцы и фотографии готовых изделий, мультимедийная презентация. Схемы и описания рисунков. | Шерстяные и полушерстяные нитки, спицы, ножницы. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия. |
5. | Цельновязанные изделия | Теоретические и практические занятия | Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационный: просмотр фотографий, образцов готовых изделий. | Образцы и фотографии готовых изделий, схемы вязания изделий. | Нитки шерстяные и полушерстяные, спицы, ножницы, крючек. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия. |
6. | Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Итоговая выставка работ т/о «Вязание» | Теоретические занятия | Беседа, тестирование, выставка | - | - | Анализ педагога по результатам деятельности за год. Самоанализ. Рефлексия. |
Методическое обеспечение образовательного процесса
III год обучения
№ п /п | Темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал | Техническое оснащение, материалы и инструменты | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. | Теоретические, практические занятия. | Рассказ, беседа. | Инструктажи, памятки для учащихся. | Тетрадь, ручка. | Анкетирование, опрос. |
2. | « Парад прихваток» | Теоретические, практические занятия. | Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационный показ технологии выполнения схем. Репродуктивный. | Образцы и фотографии готовых изделий, описания вязания и схемы. | Нитки, крючки, ножницы. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. |
3. | Интерьер своими руками. | Теоретические, практические занятия. | Словесные методы: рассказ, объяснение. Методы ИКТ: показ мультимедийной презентации «Настенные панно в интерьере». Демонстрационный: просмотр фотографий и готовых изделий. | Образцы и фотографии готовых изделий, мультимедийная презентация, схемы и выкройки. | Экран, проектор, ПК. Ткань, выкройка, простой карандаш, нитки, иголки, ножницы, нитки вязальные, х/б нитки, мулине. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Рефлексия. |
4. | Крючок – «волшебник» | Теоретические и практические занятия | Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационные: просмотр фотографий, картинок, образцов готовых изделий. | Образцы и фотографии готовых изделий, схемы вязания. | Нитки типа « Ирис», крючки, ножницы, иголки. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия. |
5. | Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Итоговая выставка работ т/о «Вязание». | Теоретические знания. | Беседа, тестирование, выставка. | - | - | Анализ педагога по результатам деятельности за год. Самоанализ. Рефлексия. |
Методическое обеспечение образовательного процесса
IV год обучения
№ п /п | Темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал | Техническое оснащение, материалы и инструменты | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. План работы на год. | Теоретические, практические занятия. | Рассказ, беседа. | Инструктажи, памятки для учащихся. | Тетрадь, ручка. | Анкетирование, опрос. |
2. | Вязание болеро. | Теоретические, практические занятия | Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационные: просмотр фотографий по теме. | Образцы и фотографии готовых изделий, Схемы вязания. | Нитки шерстяные и полушерстяные, крючок №2, ножницы. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия. |
3. | Вязание джемпера с рукавом реглан. | Теоретические, практические занятия | Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационные: просмотр фотографий по теме. | Образцы и фотографии готовых изделий, схемы вязания. | Нитки шерстяные и полушерстяные, спицы, крючок №2, ножницы. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия. |
4. | Летняя кофточка | Теоретические, практические занятия | Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационные: просмотр фотографий по теме. | Образцы и фотографии готовых изделий, схемы и описания вязания. | Нитки « Ирис», крючок, тонкие спицы, ножницы, фурнитура. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия. |
5. | Берет. | Теоретические, практические занятия | Словесные методы: рассказ, беседа. Демонстрационные: просмотр фотографий по теме. | Образцы и фотографии готовых изделий. | Нитки, спицы, крючки, ножницы, схема вязания. | Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия. |
6. | Итоговое занятие. Подведение итогов работы. | Теоретические знания. | Словесные методы: рассказ, беседа. | Анализ педагога по результатам деятельности за год. Самоанализ. Рефлексия. |
Протокол промежуточной аттестации обучающихся за 20__-20__ учебный год
По образовательной программе « Вязание»
Педагог дополнительного образования: Моисеенкова Галина Петровна
Форма проведения: контрольное занятие, итоговая выставка работ
Группа ___________ год обучения первый
№ | ФИО учащегося | Направления оценки | Средний балл обучающегося (низкий – н; средний – с; высокий - в) | |||||
Основы охраны труда на занятиях | Основные виды петель используемых в вязании крючком | Условные обозначения для петель, используемых в вязании крючком | Правила прибавления петель в круговом вязании | Правила убавления петель в круговом вязании | Правила подбора ниток и крючка для вязания изделия | |||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
8. | ||||||||
9. | ||||||||
10. | ||||||||
11. | ||||||||
12. | ||||||||
13. | ||||||||
14. | ||||||||
15. | ||||||||
Средний балл по направлению |
Дата: «___» _______________20_____г. Подпись педагога ___________________________
Протокол промежуточной аттестации обучающихся за 20 -20 учебный год
По образовательной программе «Вязание»
Педагог дополнительного образования: Моисеенкова Галина Петровна
Форма проведения: контрольное занятие, творческое задание, итоговая выставка работ
Группа ___________ год обучения второй
№ | ФИО учащегося | Направления оценки | Средний балл обучающегося (низкий – н; средний – с; высокий - в) | |||||
Умение читать схему | Знание техники выполнения сложных столбиков | Умение пользоваться словесным описанием выполнения работы | Умение работать с технологическими картами | Умение оценить качество выполненной работы | Умение оформлять готовое изделие | |||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
8. | ||||||||
9. | ||||||||
10. | ||||||||
11. | ||||||||
12. | ||||||||
13. | ||||||||
14. | ||||||||
15. | ||||||||
Средний балл по направлению |
Дата: «___» _______________20_____г. Подпись педагога ___________________________
Протокол промежуточной аттестации обучающихся за 20_-20__учебный год
По образовательной программе «Вязание»
Педагог дополнительного образования: Моисеенкова Галина Петровна
Форма проведения: тестирование, творческое задание, итоговая выставка работ
Группа ___________ год обучения третий
№ | ФИО учащегося | Направления оценки | Средний балл обучающегося (низкий – н; средний – с; высокий - в) | |||||
Знание основных петель в вязании спицами | Знание техники вывязывания основных петель | Знание условных обозначений, их чтение в схеме | Что обозначает «Раппорт»? | Правила вывязывания накида (прямого и обратного) | Правила оформления трикотажа | |||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
8. | ||||||||
9. | ||||||||
10. | ||||||||
11. | ||||||||
12. | ||||||||
13. | ||||||||
14. | ||||||||
15. | ||||||||
Средний балл по направлению |
Дата: «___» _______________20_____г. Подпись педагога ___________________________
Протокол итоговой аттестации обучающихся за 20__-20__ учебный год
По образовательной программе «Вязание»
Педагог дополнительного образования: Моисеенкова Галина Петровна
Форма проведения: тестирование, творческое задание, итоговая выставка работ
Группа ___________ год обучения четвертый
№ | ФИО учащегося | Направления оценки | Средний балл обучающегося (низкий – н; средний – с; высокий - в) | |||||
Умение выбрать цветовое решение | Умение самостоятельно прочитать схему | Умение самостоятельно работать по схеме | Умение творчески оформить готовое изделие | Умение выполнить работу качественно и аккуратно | Сочетание различных техник вязания | |||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
8. | ||||||||
9. | ||||||||
10. | ||||||||
11. | ||||||||
12. | ||||||||
13. | ||||||||
14. | ||||||||
15. | ||||||||
Средний балл по направлению |
Дата: «___» _______________20_____г. Подпись педагога ___________________________
Методические материалы
Дидактические материалы
1.Образцы изделий по всем разделам программы.
2.Авторские методические разработки по использованию на занятиях различных технологий:
Хворостухина.С.А. Рукоделие для девочек .- М. РИПОЛклассик, 2016 год
-техника вывязывания петель;
- технология вывязывания верхнего трикотажа;
- технология вывязывания аксессуаров;
- технология вывязывания головных уборов;
3.Методические пособия по рукоделию, пособия по вязанию, журналы по вязанию спицами и крючком.
4.Методические папки по видам вязания.
5. Мультимедийные презентации по разделам программы.
Методический материал
Особенность программы творческого объединения «Вязание» - подбор методики обучения с учетом возраста и развития ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, так как обучение начинается с самых азов, то есть изучение инструментов, материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться крючками, спицами, иглами, изучение основных видов петель, техники их вязания.
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:
- репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по заданному образцу.
- творческая – самостоятельно изготовить изделие (в основном на четвертой ступени обучения).
Принципы обучения по программе:
- Доверительный стиль общения. При объяснении правил, педагог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения.
- Возрастной принцип. Опора на возрастные особенности учащихся. Учет возраста при подборе средств и методов обучения.
- Принцип гуманизма. Всестороннее взаимодействие педагога и обучающегося на объективном единстве целей.
- Принцип поддержки и одобрения обучающегося.. Поскольку большинство детей нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку.
- Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный комфорт каждому члену группы. Поэтому все занятия строятся так, чтобы свести к минимуму элементы конкуренции, соревнования, победы и поражения. В ходе занятий подчеркивается ценность, уникальность каждого ребенка, его отличие от других.
- Включенность. Этот принцип предполагает включенность всех детей в работу. Активное участие в происходящем – это норма поведения, согласно которой дети все время активно участвуют в работе группы.
- Пример других участников. Одним из важнейших принципов групповой работы является обучение каждого обучающегося на примере остальных. Часто восприятие других, отличающееся от собственного, становится источником озарения и постижения нового опыта.
Программа строится на следующих принципах обучения:
- принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучающегося («ситуация успеха», «развивающее обучение»);
- принцип доступности обучения и посильности труда;
- принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
- принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей;
- принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;
- принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций;
- принцип креативности: развитие творческих способностей обучающихся, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях;
- принцип научности;
- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и активности обучающихся;
- принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);
- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.
Соблюдение принципов позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым ребенком позиции, которая характеризуется активностью, а также предоставляет педагогу избрать оптимальную тактику проведения занятий.
Программа строится с учетом основных методических принципов:
- Гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка).
- Дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических способностей каждого ребенка).
- Наглядности и доступности (комплексное использование всех методов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
- Сознательности и активности (понимание обучающимся того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни, проявление желания овладеть этими знаниями).
Основные методы реализации программы:
Словесные методы включают в себя:
- объяснение основных техник и технологий вязания;
- рассказ об истории возникновения того или иного вида творчества, его отличительных особенностях, стилях и техниках декоративно-прикладного творчества и дизайна.
Демонстрационные методы:
- показ готового изделия, фотографий;
- показ технологии изготовления работы;
- показ мультимедийных презентаций по темам программы.
Репродуктивный метод:
- практическое повторение происходит по принципу «посмотри-сделай»;
- закрепление знаний при самостоятельной работе;
- отработка умений и навыков.
Физкультминутки – обеспечивают мышечную разрядку и органически вписываются в занятия. Они представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие моторики, зрительно-моторной координации, помогают снять утомление, позволяют разнообразить занятие.
Творческие лаборатории позволяют самостоятельно создать целостный художественный образ в авторских композициях (4 год обучения)
Форма занятий.
Занятия организуются с учетом количества детей. При реализации программы используются следующие формы занятий:
Учебное занятие – основная форма работы с детьми. На таких занятиях обучающиеся занимаются изучением техник вязания, расчета петель и др.
Самостоятельное занятие – дети самостоятельно выполняют работу. Находят пути решения поставленной задачи.
Занятие-конкурс – выполнение заданий происходит в виде соревнования на самую аккуратную работу.
Занятие-игра – на таком занятии группа делится на команды. Выполнение задания происходит в виде соревнования между командами. Такое занятие может использоваться как форма проверки знаний между обучающимися.
А также широко используются:
Для младшего возраста – игра, в том числе ролевая, сюжетные занятия.
Для среднего возраста: практикумы, экскурсии, тематические праздники, посиделки, оформление выставок и экспозиций, обсуждение, конкурс.
Для старшего возраста: творческие лаборатории по созданию художественного образа в авторских композициях, изучение культурологических материалов, работа с Интернет-ресурсами, создание мультимедийных презентаций, экскурсии.
На различных стадиях занятия желательно:
- Применять разнообразные приемы включения в работу, чтобы каждый ребенок проявил активность, высказался в ходе занятия.
- Поощрять все попытки детей поделиться своими идеями и рассказать о них. Поддерживать всех детей, высказывающих свое мнение.
- Добиваться сплоченности, особо акцентируя внимание на тех моментах, когда группа чувствует себя как одно целое.
- Помочь каждому ребенку понять, чего он хочет достигнуть в конце занятия. Осознание целей создает чувство надежды и целенаправленность в их достижении.
- Немедленно реагировать на негативные процессы, происходящие в группе, и вскрывать их раньше, чем они перейдут в открытую конкуренцию, агрессию или вражду.
- Установить для себя правило оставлять в конце занятия достаточно времени для того, чтобы получить полную обратную связь от детей о проведенном занятии. В конце каждого занятия обязательно похвалить всех детей, чтобы оставался стимул к продолжению общения.
Результативность программы зависит от предварительной подготовки, которая направлена на формирование условий и пространства для работы группы.
Желательно соблюдать следующие условия:
- Помещение для занятий должно быть оптимальных размеров. Маленькая комната будет создавать ощущение тесноты, давления, искусственно уменьшать расстояние между участниками занятия. Излишне большое помещение может вызвать чувство потерянности, нарушать атмосферу доверительности.
- В распоряжении обучающихся должны быть удобные столы и стулья, чтобы обеспечить рабочее место каждому ребенку.
- Кабинет для занятий должен быть хорошо освещен, так как работа на занятиях требует определенных зрительных усилий.
- В помещении для занятий желательно иметь поверхность для закрепления плакатов (стенды), место для выставки детских работ, шкаф для наглядных принадлежностей, образцов изделий, методических пособий.
- В кабинете должен быть шкаф для хранения необходимых материалов и инструментов для работы (для хранения иголок, ниток, спиц, крючков, ножниц и др.).
Возрастные особенности обучающихся
В реализации программы участвуют ребята в возрасте 7-15 лет. Психолого-педагогические особенности детей этого возраста позволяют в полном объеме освоить предлагаемые техники рукоделия, умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы игрушек, предметов гардероба. Не у всех детей эти навыки развиты одинаково. Занятия по программе помогут приобрести каждому ребенку уверенность в собственных силах, освоить креативные виды рукоделия, воспитать художественный вкус.
Младший и средний школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости и точности движений. В старшем школьном возрасте происходит совершенствование всех этих навыков, а также у каждого обучающегося появляется возможность к творческому поиску, саморазвитию, самосовершенствованию. На занятиях формируется и совершенствуется художественный вкус, происходит формирование творчески активной личности.
Педагогический контроль:
Цель контроля: побудить обучающегося к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Формы контроля:
Текущий контроль: осуществляется на каждом занятии – наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагога, само- и взаимоконтроль.
Промежуточный контроль: выполнение контрольных и творческих работ по темам, мониторинг.
Итоговый контроль: мониторинг, отчетная выставка детских работ в кабинете творческого объединения «Вязание».
Критерии отбора работ:
- аккуратность исполнения;
- соблюдение технологии;
- соответствие тематике;
- творческий подход к работе.
Кроме того, в течение года, обучающиеся участвуют в выставках и конкурсах, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.
Контроль знаний и умений в группах осуществляется строго дифференцированно, исходя их возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка.
Средства, необходимые для реализации программы:
Материалы и инструменты: нитки х/б, спицы, крючки, иголки, английские булавки, шерстяные нитки или пряжа, синтепон, пуговицы, ножницы, декоративные элементы.
Демонстрационный и раздаточный материал: информационные стенды, мультимедийные презентации, схемы, картинки и фотографии.
Техническое оснащение: компьютер, проектор, экран.
Список литературы
Для педагога
- А.В. Шевчук «Дети и народное творчество» - М.: «Просвещение», 2015 г.
- «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Мин.просвещения, М.: «Просвещение», 2016 г.
- И. Богуславская «Добрых рук мастерство», «Искусство», 2016 г.
- Л.Б. Иодо «Вязание для девочек»
- И.Ф. Шубина «Уроки вязания»
- «Вязание крючком», ЭТЦ «Реал», 2017 г.
- Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В. «Методические основы преподавания декоративного творчества». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015г.
- Бутлова Л.Н., Кленова Н.В. «Как организовать дополнительное образование детей в школе». Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2015г.
- «Возвращаемся к истокам: народное искусство и детское творчество». Учебно-методическое пособие. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Боровской. – М.: ВЛАДОС, 2017г.
- Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. № 1-2, 2016г.
- Разина Г.М. «Прикладное искусство в русской культуре 18-19в.». – М.: Московский университет, 2018г.
- Сысоева Т. «Шерстяное солнышко». – Каргополь, 2017г.
- Милентьева Е.В. «Нить Ариадны». – М.: 2018г.
- Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия.- М. АСТ:АСТРЕЛЬ, 2019 год.
- Хворостухина.С.А. Рукоделие для девочек .- М. РИПОЛклассик, 2015 год
- Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие.-СпбГУ, 2016.
- Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие/ Под ред. С.В. Астраханцевой.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
Интернет –ресурсы:
- Сайт Страна Мастеров: http: //stranamasterov.ru
- Cайт Ярмарка Мастеров: http://livemaster.ru
Для обучающихся
- Подборка журналов «Лена», «Валентина», «Сандра», «Вверена».
- ТОО «Стиль», 2017 г. № 2 «Рукоделие».
- Л. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство».
- Н. Ханакевич «33 секрета», Москва. 2017 г.
- ж. «Маленькая Диана» № 4, октябрь 2015 г.
- «Нестареющий клубок», СПб.: «Химия». 2016 г.
- «Первые уроки вязания», ООО «Издательство Астрель», 2017 г.
- М.В. Максимова «Азбука вязания», изд. «Легкая индустрия», 2014 г.
- Поверина Т. «Узорные рукавички». – М.: Культура и традиции, 2014г.
- Лютикова Н. «Узорное вязание». – Архангельск, 2014г.
- Сборник журналов по вязанию «Валя - Валентина» 2010 – 2019гг.
- Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия.- М. АСТ: Астрель, 2015.
- Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек.-М.: РИПОЛклассик, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»
quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...