Интеграция общего и дополнительного образования
статья

Черняева Юлия Николаевна

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, является важным условием перехода на  новый стандарт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_obshchego_i_dopolnitelnogo_obrazovaniya_.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Иволгинский центр дополнительного образования»

Интеграция общего и дополнительного образования

педагог дополнительного образования

МУ ДО ИРЦДО Ю.Н.Черняева.

с. Иволгинск 2016 г.

В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" говорится о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, о роли и месте в ней дополнительного образования.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы  школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, является важным условием перехода на  новый стандарт.

В основе интеграции - образовательная ситуация, где у ребенка формируется определенная учебная компетентность. Педагог в учебной или внеучебной, внеурочной деятельности предлагает различные способы, методы и формы получения знаний, помогает ребенку самоопределиться со средствами обучения, наиболее интересными, понятными, эффективными для ребенка.

Проанализировав первый полученный результат, самоопределившись в выборе способов, форм, технологий обучения ребенок может сформулировать (построить) цель своей деятельности, направленный на заданный результат – развитие какой-либо учебной компетенции.

Полученный результат ребенок закрепляет, анализирует и улучшает при дополнительных внеурочных занятиях в кружках, секциях, студиях, клубах ОУ или УДОД. Представление результата может быть как на классном, так и на школьном, муниципальном уровнях и во всех сферах образовательной деятельности.

Представление результата (продукта) на более высоком уровне способствует развитию деятельности ребенка, его самоопределению, формированию и развитию компетенции.

2.

Для получения результата используются следующие виды деятельности ребенка:

Репродуктивная – приобретение, расширение знаний, запоминание и воспроизведение;

Поисковая – анализ, сравнение, обобщение полученных знаний;

Исследовательская – решение поставленных (найденных) проблем, построение гипотез;

Творческая – самостоятельная, инициативная деятельность, импровизация.

Интеграция общего и дополнительного образования активно реализуется на уроках литературы, искусства, музыки истории и.т.д. Например, в учебном плане начальной школы есть тема «Музыка моего народа» и, как здорово, когда учащиеся, посещающие фольклорную студию, являются активными участниками и иллюстраторами этой темы, исполняя частушки, песни, потешки и пляски русского народа.  Дети, обучающиеся игре на разных инструментах, прекрасно помогают учителю, исполняя произведения выученные в ДШИ.          

Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений, способной оперативно дать конкретный образовательный результат.

    Вот результаты, которых позволяет достичь подобная интеграция:

  • формирование единого воспитательного пространства;
  • социализация личности;
  • формирование духовно-нравственных качеств у школьников;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.

Цель такого взаимодействия – это, прежде всего: создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме –

3.

ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

Внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к

основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Во внеурочной деятельности необходимо создавать атмосферу и условия для развития определённых способностей ребёнка. Педагоги дополнительного образования подходят к данному процессу именно с позиции развития ребёнка, а не обучения. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего

и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Как мы знаем, система дополнительного образования  существует уже много лет. И предназначение  его, остается неизменным. Это воспитывать и развивать наше подрастающее поколение в условиях современного социума. 

Таким образом, дополнительное образование становится процессом личностного развития, укрепления здоровья, творческого труда, процесс реализации возможности саморазвития, самообразования

     В нашем Иволгинском районе функционирует 2 учреждения, одним из которых является, детская юношеская спортивная школа. А так же наш центр дополнительного образования,  педагоги которого вот уже 25 лет оказывают дополнительные услуги населению, а в частности нашим детям.

В связи с переходом на новые стандарты педагогическому коллективу центра дополнительного образования пришлось многое переосмыслить и поменять. И прежде всего, представление о новых образовательных результатах в системе дополнительного образования.

Педагоги нашего центра в свои образовательные программы нового поколения заложили формирование универсальных учебных действий, как один из компонентов нового образовательного результата.

4.

 В системе дополнительного образования педагоги работают над формированием духовно-нравственного сознания личности.  А развитие коммуникативных способностей, обеспечивают нашим детям социальную компетентность. Словом, мы не только (и не столько) учим танцевать, петь, вязать, а действительно дополняем общее образование до его полноты, расширяем его.

Говоря о реализации наших образовательных программ, необходимо остановиться на условиях, прежде всего кадровых. Почему-то бытует мнение, что реализовывать программы дополнительного образования может

без подготовки любой педагог.  А ведь "педагогика дополнительного образования детей" - это отдельная область научного педагогического знания, которая отражает закономерности обучения, воспитания, развития, социализации и творческого самовоспитания личности в целостной системе дополнительного образования со своими особыми компонентами, направленными на непрерывное развитие ребенка.

С целью интеграции общего и дополнительного образования и в рамках проведения эксперимента по внедрению нового стандарта в начальной  школе, учителем Иволгинской школы, руководителем скаутского движения «Следопыт» Н.И. Котенко (на тот момент совместитель центра ДО), к нам педагогам поступило интересное предложение, разработать и реализовать совместный творческий проект. Который был направлен на массовое вовлечение детей (ее первоклассников), во внеурочную деятельность, для оказания учащимся дополнительных образовательных услуг,  на основе воспитания и развития их творческого потенциала.  И по обоюдному соглашению было принято положительное решение в пользу реализации проекта.  

Таким образом, педагогами нашего центра дополнительного образования В. С. Матвеевой, С.Б.  Базарон и Ю. Н. Черняевой и Н.И. Котенко (совместитель педагог ДО), на базе нашего центра в течение 4 лет реализовали данный проект, имеющий нравственно-эстетическое направление. На протяжении этих лет была проделана трудоемкая совместная работа.

 Проводились занятия в объединении декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки», педагог дополнительного образования С. Б. Базарон, в объединении художественно-эстетического направления

5.

вокальный ансамбль «Шалунишки» педагог дополнительного образования В.  С. Матвеева, хореографический ансамбль «Затейники» педагог дополнительного образования Ю. Н. Черняева  и скаутское движение «Следопыт» под руководством Н. И Котенко.  

На протяжении всего периода  реализации проекта, развивали у детей потребности в познании культурно-эстетических нравственных ценностей, стимулировали их творческую активность, развивали творческие способности, создавая основу для их успешной адаптации в обществе.

Так как я работаю в хореографическом направлении, то хотелось бы  подробнее остановиться на этом виде деятельности, в которую была вовлечена данная экспериментальная группа.

Надо заметить, что на начальном этапе реализации проекта, возникали определенные трудности. Учитывая, что в моем коллективе уже имелись на тот момент две основные группы (старшая и средняя) в составе 45 чел., которые были сформированы по принципу добровольности и успешно осваивающие программу хореографической направленности. Тем не менее, возникла необходимость пересмотреть рабочую программу, внести определенные коррективы с учетом данного эксперимента.

С пониманием того, что предстояло делать, появлялось все больше вопросов, на которые порой приходилось отвечать, только в процессе реализации данной деятельности.

Понимала, что пришлось столкнуться с новым подходом к своей хореографической деятельности. Так как, дети изначально были вовлечены не на добровольной основе, а по принципу обязательного посещения занятий.  

Предстояло провести большую совместную с детьми работу, для того чтобы привить  им интерес к хореографии. Хотя заведомо знала, что не всем детям, этот вид деятельности придется «по душе». Но в этом-то и состоял весь замысел, того что, все воспитанники смогли бы приблизиться хоть и не намного, к познанию хореографических азов, получить определенные навыки исполнительского танцевального мастерства, для того чтобы в последующем они могли бы их применять при необходимости на практике.

На начальном этапе, чтобы заинтересовать детей, занятия строились на музыкально-игровой методике, с использованием элементов танца, и  в дальнейшем с поэтапным внедрением раздела ритмики и хореографии.

6.

Ребята в процессе игры постепенно осознавали свое предназначение в этом виде деятельности. Начинали рассуждать о том, что такое танец, о его значимости в их жизни. Постепенно появлялся интерес к танцу, где пробовались первые шаги в этом направлении. Всё это, прежде всего,  подкреплялось большим желанием детей, как можно скорее самовыразиться, получить одобрительную оценку, прежде всего своих родителей.  

  Казалось бы, ничего необычного в этом нет. Многие педагоги применяют данный подход на практике. Но в этом-то и дело, что когда-то в недалеком прошлом в школьной программе были уроки «ритмики», дети всем классом шли на данный урок, и это воспринималось всеми как должное. То здесь на занятиях, вне школы, прежде всего в кружке по интересам, это необычное явление. По одной простой причине, что дети практически всем классом не могут проявить тот самый интерес к данному виду творчества.

 Отсюда возникли и другие задачи. Это, прежде всего, создать благоприятные условия для дальнейшего постижения воспитанниками хореографического искусства,  важно было создать определенный «микроклимат» в контакте с детьми, настроить их на доверительные взаимоотношения. Скажем, честно, сделать это было нелегко.  

Вышеупомянутые условия, мягко, скажем, не совсем соответствовали определенным нормам и требованиям. На тот момент я только недавно в центре ДО приступила к исполнению своих должностных обязанностей в качестве хореографа, так как до этого работала в другом образовательном учреждении. Занятия по договору с ИДЮСШ, проводились на их базе, 2 раза в неделю, по подгруппам, по 12 человек, в борцовском зале, где было  много пространства, и повсюду был расположен спортивный инвентарь. Уточню, что своего зала центр не имеет.

 Естественно у  мальчиков, а их у меня было больше чем девочек, тут же проснулся спортивный интерес, да и девочки от них не отставали.  Им нравилось там бегать прыгать, но больше всего ребятам нравилось бороться, так, в зале находился большой борцовский ковер. И нам с классным руководителем,  долгое время приходилось настраивать детей на иной лад.

Со временем, у детей стабилизировалась дисциплина, и мы начали постигать азы танца более успешно. Разучили с ними первые хореографические постановки: «Полька», «Яблочко», «Снежинки». Но, к

7.

сожалению, учитывая материальную базу нашего центра,  а она на тот момент совершенно отсутствовала. Мы не смогли сшить сценические костюмы, не нашли поддержки со стороны родителей.  

С одной стороны, я их понимаю, потому что, не у каждого из родителей есть финансовые  возможности, а они не маленькие. А с другой стороны в обществе бытует мнение, если родители заинтересованы в успешном развитии и воспитании своего ребенка, то он обязан обеспечить его всем необходимым, в том числе и финансовыми вложениями.

Мы знаем, что все дополнительные расходы  на детей в наше непростое  время, совершаются за счет родительской платы. Государство выделяет на дополнительное образование мизерные «гроши». Да и  многие родители изначально реагировали на нашу идею, с недоверием, с недопониманием, неохотно принимали в этом участие.  Хотя и не раз на родительском собрании  мы поднимали  данную тему, пытались донести основную идею данного проекта. Только по истечении некоторого времени, большинство родителей осознали всю значимость того, чем и для чего их дети занимаются.

 Первые сценические выступления проходили на классных часах, на родительском собрании, на предметных неделях в школе и в нашем центре дополнительного образования. На тот момент, ребята выступали в отсутствии сценических костюмов. По этой же причине они не выходили на большую сцену. Но, нужно заметить, что, не смотря на эти проблемы, в процессе выступления, я наблюдала неподдельную радость детей, их искрящиеся глаза, легкое волнение, дрожь по телу от происходящего, и огромное желание демонстрировать, то свое умение, которым они на тот момент владели. Примерно такие же эмоции, а может быть еще и большие, испытывали их родители и, конечно же, классный руководитель, который радовался за их первые успехи.

Изначально многие не одобрительно реагировали на происходящее. Некоторым пришлась не «по душе» наша идея. И даже сами учителя не однозначно воспринимали происходящее. Чаще указывали на то, что детям нужно получать знания в школе, а не заниматься «танцульками» и песенками. Но классный руководитель Н.И. Котенко, была убеждена в правильности нашего общего дела и на протяжении всего экспериментального периода поддерживала нас, педагогов.

8.

И, не смотря на все трудности, которые сопровождали нас в течение всего периода реализации проекта, а длилось это четыре года, наши воспитанники  медленно, но верно постигали азы искусства, раскрывали себя с положительной стороны.

Взрослели и становились увлеченными, любознательными, дружными, сплоченными, отзывчивыми, трудолюбивыми, терпеливыми, коммуникабельными, способными на хорошие поступки, талантливыми.

За весь период проекта, были реализованы новые хореографические постановки: «Полонез», «Ехор», «Однажды на свидании», «Аборигены»

 «Баяд», «Мы вместе». Также совместно с вокальной студией  были созданы творческие номера «Мама», «Матрешки».

Через определенное время, наконец-то родители сшили детям костюмы.  И уже ни одна праздничная программа, проводимая в школе, в центре ДО не обходилась без участия наших ребят.

Они участвовали в различных концертах, в тематических вечерах, в выставках, в конкурсах разного уровня, в соревнованиях. Кому-то, удавалось лучше петь, кому-то танцевать, принимать активное участие в скаутском движении и мастерить собственными руками.

Когда появились у детей первые положительные результаты, у многих «сомневающихся», поменялось мнение о нашей совместной экспериментальной деятельности. Родители стали принимать активное участие в подготовке и реализации наших начинаний. Учителя в школе положительно высказывались обо всем происходящем. И когда класс  Н. И. Котенко, занимал на школьных и районных мероприятиях, первые призовые места. То некоторые классные руководители уже с одобрением высказывались о том, что дети хорошо подготовлены, так как они  дружно, все вместе,  ходят во многие кружки и секции и им легко удается многое делать, и потому что с ними работают педагоги дополнительного образования.

И уже в последующем от других учителей, стали поступать предложения о взаимном сотрудничестве и об оказании им помощи в подготовке детей к различным мероприятиям.  Многие учителя стали приводить свои классы на занятия в наш центр Д О.

9.

Казалось бы, вот она интеграция общего и дополнительного образования. Но здесь есть и другая сторона медали. Учителя хотят сотрудничать, чаще всего, только тогда когда им надо, когда им выгодно. Бессистемно, разово. В их среде принято считать, что дополнительное образование это второстепенная деятельность. Они, не ставят наравне с общим образованием данную систему.

Многие продолжают, негативно настраивать родителей, общественность на то, что можно обойтись и без кружков и секций, лишь бы был положительный результат в учебе. Есть учителя, которые не всегда отпускают ребят после уроков на занятия в кружки и секции по расписанию,

ссылаясь на то, что детям есть чем заняться  в школе. А некоторые педагоги вообще запрещают посещать кружки секции. В моей практике, к сожалению, такой негативный опыт присутствовал.

У меня, как и многих есть убеждение, в том, что не все дети станут, во-первых, физиками и математиками, юристами и экономистами и.т.д. Нельзя акцентировать, только на предметы из школьной программы. Во-вторых,   как правило, в школе в силу своих причин недостаточно уделяется внимание воспитательным задачам  подрастающего поколения. А у дополнительного образования такой возможности гораздо больше. И, в-третьих, дополнительное образование, еще никому не навредило, а наоборот позволило многим обрести себя в новом качестве, раскрыть свои способности, о которых порой и не догадывались сами.

Многие дети в школе закомплексованные, зажатые, недооценивают свои возможности, считают порой себя не полноценными людьми, потому что не все в порядке с учебой. У них чаще всего прикреплен ярлык середнячка «троечника», а если еще и дисциплина хромает, то это ребенок, как правило «изгой» в школьном обществе. И чтобы избавиться от такого предубеждения, ребенку просто не обходима смена обстановки. Именно система дополнительного образования призвана, в том числе в большей степени уделять внимание воспитательным задачам подрастающего поколения, развивать те способности, которые интересны, прежде всего, ребенку.  

А потом, возможно многие, из ребят выберут в жизни творческую профессию, или станут хорошими спортсменами. Но и это не главное в системе дополнительного образования. Главное в том, что когда ребенок попадает в непринужденную обстановку, где все равны, где нет системы

10.

оценок, но есть «Ситуация успеха», где тебя принимают таким кокой ты есть, со всеми твоими недостатками, где тебя ценят и уважают за то, что ты делаешь, поощряют одобрительными словами и действиями. Просто доверительно с тобой говорят «по душам», о каких-то простых жизненных вещах. И подчас незаметно, многому обучают, прививают духовные ценности. И что важно, дают возможность ребенку быть самостоятельной,  равноценной личностью, адоптированной к условиям социума.

Возвращаясь к эксперименту, хочу заметить, что не все дети до конца участвовали в хореографическом проекте, многие по уважительной причине отсеялись. Остались те самые 12 детей, которые действительно полюбили

этот вид деятельности. После окончания начальной школы, ребята перешли в старший класс, к другому классному руководителю, но желание продолжить заниматься танцами у многих осталось. Они теперь успешно занимаются с другими детьми коллектива «Затейники». А так же  успешно продолжают развивать свои способности в вокальном, декоративно-прикладном   направлении и с большим удовольствием учувствуют в скаутском движении.

На протяжении этих  четырех экспериментальных лет проделана большая работа, сделан  глубокий сравнительный анализ по внедрению данного опыта. И, конечно же, есть определенные выводы.

Очевидно, для себя я поняла,  что если ребенок пришел к тебе на добровольной основе, да и еще, и если ребенка привели заинтересованные родители. То и достижение положительных результатов будут  происходить гораздо быстрее.

И если сравнивать экспериментальную группу с двумя основными группами, то легче всего было работать со вторыми.

Постановочных работ, гораздо больше было в основных двух группах.  

Единственное, что было, не правильно сделано, это то, что связь с родителями, изначально поддерживалась через классного руководителя. Только в процессе мы осознали, как важно иметь поддержку в данном эксперименте со стороны родителей.

Но самый основной вывод в реализации данного проекта, считаю то, что мы педагоги не зря решились на этот эксперимент.

11.

Получили массу позитивных эмоций, приобрели определенный опыт, но самое важное, то, что мы пробудили в детях огромный интерес и желание идти в заданном направлении, постигая азы в различных направлениях дополнительного образования.

Для достижения цели, было много  поставлено задач, которые были решены, но о достижении поставленной цели говорить еще я считаю, преждевременно. Есть только первые успехи в этом направлении.

И как говорится: как когда – то зерно, брошенное в землю, рано или поздно даст свои всходы, так и дети которым передан положительный опыт творческой деятельности, смогут реализовать себя в  жизни.

Потенциал интеграции общего и дополнительного образования на сегодняшний день вызывает многочисленные надежды педагогов, руководителей ОУ, представителей образовательных министерств и ведомств. На местах обучающиеся получают дополнительные возможности не только «быть пристроенными» и заниматься делом (особенно это касается, конечно, детей из неблагополучных, неполных семей), но и получать качественное дополнительное образование, заниматься раскрытием своих творческих способностей, углублением и развитием сферы интересов.

И напоследок, стоит помнить, что без сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, ребёнок не получит нужных знаний, которые пригодятся ему в жизни.

Только при таком подходе в школе действительно будет создано пространство внеурочной деятельности, где занятия будут приносить ребёнку радость, где он будет успешен!

                                 Список использованной литературы

  1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 177 с.
  2. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС. – Липецк: ЛИРО, 2012.
  3. Нагайцев, А. Н. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития одаренности [Электронный ресурс] / А. Н. Нагайцев. – Режим доступа: http://festival.nic-snail.ru/index. php?option=com_zoo&task=item&item_id=115
  4. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности : методические рекомендации / под ред. А. В. Золоторевой. – Ярославль: ЯГПУ, 2011. – 312 с.
  5. Степанов, П. В. Развитие школы как воспитательной системы / П. В. Степанов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования. Тема для окружного совещания завучей....

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума

Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Возрождение старины через интеграцию общего и дополнительного образования.

Обобщение опыта работы по теме " Возрождение старины через интеграцию общего и дополнительного  образования...

Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми

Глобальные преобразования в российском обществе выдвинули в качестве приоритетного направления социальной политики поиск и раннее развитие талантливых молодых людей....

Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.

    Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...