Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Чудеса в пробирке»
рабочая программа (5 класс)
Современное школьное химическое образование имеет ряду проблем. Основная их них это перегрузка курса химии основной школы в связи с сокращение часов, отводимых на изучение химии на базовом уровне. Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе составлена на основе авторской программы «Введение в химию» Чернобельской Г.М., и Дементьева А.И М. «Владос», 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korobkova_g.a.prog_vneur_konkurs.docx | 378.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЯВКА
ОО (полное название) | МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа |
Контактная информация об ОО (адрес, контактный телефон, Е-mail, ФИО директора) | Курская область, Поныровский район, п. Возы, ул. Комсомольская 5а 84713534281 ponvozscola@mail.ru Золотухин Дмитрий Анатольевич |
Номинация, в которой заявлена программа | общекультурное |
Название программы внеурочной деятельности | «Чудеса в пробирке» |
На какой возраст (класс) рассчитана программа | 5 класс (11-12 лет) |
Срок реализации программы | 1 год |
Место реализации программы | МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа» |
Сведения об авторе программы (авторском коллективе)
| Коробкова Галина Алексеевна учитель химии и биологии 8-951-312-80-99 Korobkova1969-2016@mail.ru |
Коробкова Г.А. Золотухин Д.А./__________
25.11.2019г
МП
МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено На ШМО естественно-математического цикла Протокол №_____от «___» _________2019 г Руководитель МО ______Сергеева Е.Н. | Согласовано Заместитель директора школы по УВР _________Болотина Т.Г. «____»________2019г | Утверждено Директор школы ________Золотухин Д.А. Приказ №___от «____»______2019г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по общекультурному направлению
«Чудеса в пробирке»
5 класс
Разработала:
Коробкова Галина Алексеевна
учитель химии и биологии
(высшая квалификационная категория)
Возы. 2019 г.
Пояснительная записка
Современное школьное химическое образование имеет ряду проблем. Основная их них это перегрузка курса химии основной школы в связи с сокращение часов, отводимых на изучение химии на базовом уровне. Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе составлена на основе авторской программы «Введение в химию» Чернобельской Г.М., и Дементьева А.И М. «Владос», 2008.
Данная программа внеурочной деятельности «Чудеса в пробирке» разработана с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся, у которых интерес к изучению окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенка с самого рождения окружает множество веществ, и он должен уметь обращаться с ними.
Программа курса внеурочной деятельности направлена на личностно-ориентированное обучение. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому пятикласснику условия для раскрытия и реализации его способностей, а также заинтересовать предметом и заложить согласно возрасту некоторое количество химических знаний и умений. Данный курс является пропедевтическим, Он позволяет использовать различные методы обучения, при которых каждый ученик прилагает творческие усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных задач.
В процессе пропедевтической подготовки учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные сведения о химических элементах, символах химических элементов, химических формулах, простых и сложных веществах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения.
Программа данного курса позволяет познакомить с такими понятиями, как тело, вещество, свойства вещества, атом, молекула, химический элемент, простое и сложное вещество, металлы и неметаллы. Он дает возможность формировать умение организовать эксперимент, практические работы, учит наблюдать. Материал курса отобран с учетом возрастных особенностей детей
Главная цель курса— развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.
Задачи:
образовательные:
- сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
- расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
- показать связь химии с другими науками.
развивающие:
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения;
- навыки самостоятельной работы; расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
- развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.
воспитательные:
- способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам;
- поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию; воспитание экологической культуры.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере– чувство гордости за химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере– готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере– мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
- владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;
- разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
- строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
В трудовой сфере:
- Планировать и проводить химический эксперимент;
- Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудование
Содержание
Введение - 3 часа
Химия – наука о веществах. Вещества, которые нас окружают. Краткие сведения из истории развития химической науки с давних времен по настоящее время
Тема №1. Химическая лаборатория (7 часов)
Правила техники безопасности в кабинете химии. Химическая посуда. Лабораторный штатив. Спиртовка. Правила обращения с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
Практические работы:
№ 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.
№2 Знакомство с химической лабораторией.
№3 Признаки и условия химических реакций. Физические и химические явления.
Тема №2. Химия и планета Земля (12 часов)
Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека. Вода. Свойства воды. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Растворы насыщенные и ненасыщенные. Кристаллы. Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Растения – индикаторы. Состав земной коры. Минералы и горные породы. Природные ресурсы и их химическая переработка. Представление о рудах. Биосфера. Растительный и животный мир на земле. Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды.
Практические работы:
№4 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров.
№5 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита.»
№6 «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов».
№7 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты»
Тема №3. Историческое прошлое химии (4 часа)
Алхимический период в истории химии .Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. Основные направления развития современной химии.
Тема №4 “Обобщение знаний” - 9 часов
Подготовка отчетного спектакля «Химические посиделки». Проведение праздника. Проведение занятий в форме викторин на темы:
№ урока в году | № урока в теме | Раздел, тема урока |
Введение (3 ч) | ||
1 | 1 | Химия – наука о веществах. |
2 | 2 | Вещества, которые нас окружают. |
3 | 3 | История становления химии как науки. |
Химическая лаборатория (7 ч) | ||
4 | 1 | Правила техники безопасности в кабинете химии. |
5 | 2 | Химическая лаборатория. Химическая посуда. |
6 | 3 | Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. |
7 | 4 | Первая помощь при химических ожогах и отравлениях. |
8 | 5 | ПР№1 Правила ТБ при работе в кабинете химии. |
9 | 6 | ПР№2 Знакомство с химической лабораторией. |
10 | 7 | ПР№3 Признаки и условия химических реакций. Физические химические явления |
Химия и планета Земля (12 ч) | ||
11 | 1 | Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы. |
12 | 2 | Углекислый газ и его значение для живой природы и человека. |
13 | 3 | Вода. Свойства воды. Чистые вещества и смеси. |
14 | 4 | ПР№4Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров. |
15 | 5 | ПР№5Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита. |
16 | 6 | ПР№6Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов. |
17 | 7 | Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. |
18 | 8 | ПР№7 Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты. |
19 | 9 | Состав земной коры. Минералы и горные породы. |
20 | 10 | Природные ресурсы и их химическая переработка. |
21 | 11 | Биосфера. Растительный и животный мир на земле. Химия и окружающая среда. |
22 | 12 | Химическое загрязнение окружающей среды. |
Историческое прошлое химии (4 ч) | ||
23 | 1 | Алхимический период в истории химии |
24 | 2 | Жизнь и научная деятельность Д.И. Ломоносова. |
25 | 3 | Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева. |
26 | 4 | Основные направления развития современной химии. |
Обобщение знаний (9 ч) | ||
27 | 1 | Викторина «Жизнь и деятельность Великих ученых». |
28 | 2 | Викторина «Химические вещества вокруг нас». |
29 | 3 | Викторина «Химия и медицина». |
30 | 4 | Час занимательной химии. |
31 | 5 | Подготовка к химическому празднику «Химические посиделки» (разработка сценария). |
32 | 6 | Подготовка к химическому празднику «Химические посиделки» (подготовка занимательных опытов). |
33 | 7 | Подготовка к химическому празднику «Химические посиделки» (репетиция). |
34-35 | 8-9 | Проведение химического праздника «Химические посиделки». |
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации и проведении занятий, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие на занятиях.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать изучаемый материал и литературные источники, данные исследований, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Литература
- Аксенова И.В., Остроумова И.Г., Сажнева Т.В. «Введение в химию вещества». Методическое пособие для учителя. Под редакцией О.С.Габриеляна. - Москва, «Сиренъпрема», 2006.
- Алексинский В. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980.
- Аршанский Е.Я. «Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля». – Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2002.
- Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю.. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002
5. Штремплер Г.И., ПичугинаГ.А. «Дидактические игры при обучении химии». – «Дрофа», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Волшебный мир оригами
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВолшебный мир оригами...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов
Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"
Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Материал содержит тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"
Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...