Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Чудеса в пробирке»
рабочая программа (5 класс)

Коробкова Галина Алексеевна

Современное  школьное химическое образование имеет  ряду проблем. Основная их них это перегрузка курса химии основной школы в связи с  сокращение  часов, отводимых на изучение химии на базовом уровне. Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе составлена на основе авторской программы «Введение в химию» Чернобельской Г.М., и  Дементьева  А.И М. «Владос», 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korobkova_g.a.prog_vneur_konkurs.docx378.26 КБ

Предварительный просмотр:

F:\2019-11-26\001.jpg

ЗАЯВКА

ОО

(полное название)

МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа

Контактная информация об ОО

(адрес, контактный телефон, Е-mail, ФИО директора)

Курская область, Поныровский район, п. Возы, ул. Комсомольская 5а

84713534281

ponvozscola@mail.ru

Золотухин Дмитрий Анатольевич

Номинация,

в которой заявлена программа

общекультурное

Название программы

внеурочной деятельности

«Чудеса в пробирке»

На какой возраст (класс)

 рассчитана программа

5 класс

(11-12 лет)

Срок

реализации программы

1 год

Место

реализации программы

МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа»

Сведения об авторе программы (авторском коллективе)

  1. Ф.И.О. (полностью);
  2. Должность в рамках реализации программы;
  3. Контактный телефон;
  4. Е-mail

Коробкова

Галина Алексеевна

учитель химии и биологии

8-951-312-80-99

Korobkova1969-2016@mail.ru

                                     

Коробкова Г.А.                                       Золотухин Д.А./__________

    25.11.2019г

                                                                                                     МП

МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

На ШМО естественно-математического цикла

Протокол №_____от

«___» _________2019 г

Руководитель  МО

______Сергеева Е.Н.

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР

_________Болотина Т.Г.

«____»________2019г

Утверждено

Директор школы

________Золотухин Д.А.

Приказ №___от

«____»______2019г

Рабочая   программа

внеурочной деятельности по общекультурному   направлению

«Чудеса в пробирке»

  5 класс

                                                                    Разработала:  

                                                                   Коробкова Галина Алексеевна

                                               учитель химии и биологии

   (высшая квалификационная категория)

        

Возы.     2019 г.

Пояснительная записка

      Современное  школьное химическое образование имеет  ряду проблем. Основная их них это перегрузка курса химии основной школы в связи с  сокращение  часов, отводимых на изучение химии на базовом уровне. Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе составлена на основе авторской программы «Введение в химию» Чернобельской Г.М., и  Дементьева  А.И М. «Владос», 2008.

     Данная программа внеурочной деятельности «Чудеса в пробирке» разработана с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся, у которых интерес к изучению окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенка с самого рождения  окружает множество веществ, и он должен уметь обращаться с ними.

Программа курса внеурочной деятельности направлена на личностно-ориентированное обучение. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому пятикласснику условия для раскрытия и реализации его способностей, а также заинтересовать предметом и заложить согласно возрасту некоторое количество химических знаний и умений. Данный курс является пропедевтическим, Он позволяет использовать различные методы обучения, при которых каждый ученик прилагает творческие усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных задач.

  В процессе пропедевтической подготовки учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные  сведения о химических элементах, символах химических элементов, химических формулах, простых и сложных веществах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения.

 Программа данного курса позволяет познакомить с такими понятиями, как тело, вещество, свойства вещества, атом, молекула, химический элемент, простое и сложное вещество,  металлы и неметаллы. Он дает возможность формировать умение организовать эксперимент, практические работы, учит наблюдать. Материал курса отобран с учетом возрастных особенностей детей

Главная цель курса— развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.

Задачи:

образовательные:

  • сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
  • расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
  • показать связь химии с другими науками.

развивающие:

  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения;
  • навыки самостоятельной работы; расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
  • развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.

воспитательные:

  • способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам;
  • поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию; воспитание экологической культуры.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. в ценностно-ориентационной сфере– чувство гордости за химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
  2. в трудовой сфере– готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере– мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

  1. владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания;
  2. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  3. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации  цели и применять их на практике;
  4. использование различных источников для получения химической информации.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

      В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;
  • разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
  • строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

В трудовой сфере:

  • Планировать и проводить химический эксперимент;
  • Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудование

Содержание

Введение - 3 часа

Химия – наука о веществах. Вещества, которые нас окружают. Краткие сведения из истории развития химической науки с давних времен по настоящее время

Тема №1. Химическая лаборатория  (7 часов)

Правила техники безопасности в кабинете химии. Химическая посуда. Лабораторный штатив. Спиртовка. Правила обращения с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Практические работы:

№ 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.

№2 Знакомство с химической лабораторией.

№3 Признаки и условия химических реакций. Физические и химические явления.

Тема №2. Химия и планета Земля  (12 часов)

Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека. Вода. Свойства воды. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Растворы насыщенные и ненасыщенные. Кристаллы. Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Растения – индикаторы. Состав земной коры. Минералы и горные породы. Природные ресурсы и их химическая переработка. Представление о рудах. Биосфера. Растительный и животный мир на земле. Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды.

Практические работы:

№4 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров.

№5 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита.»

№6 «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов».

№7 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты»

Тема №3. Историческое прошлое химии  (4 часа)

Алхимический период в истории химии .Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. Основные направления развития современной химии.

Тема №4 “Обобщение знаний” - 9 часов

Подготовка отчетного спектакля «Химические посиделки». Проведение праздника. Проведение занятий в форме  викторин на темы:

№ урока

в году

урока

в теме

Раздел, тема урока

Введение (3 ч)

1

1

Химия – наука о веществах.

2

2

Вещества, которые нас окружают.

3

3

История становления химии как науки.

Химическая лаборатория (7 ч)

4

1

Правила техники безопасности в кабинете химии.

5

2

Химическая лаборатория. Химическая посуда.

6

3

Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами.

7

4

Первая помощь при химических ожогах и отравлениях.

8

5

ПР№1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.

9

6

ПР№2 Знакомство с химической лабораторией.

10

7

ПР№3 Признаки и условия химических реакций.

Физические  химические явления

Химия и планета Земля (12 ч)

11

1

Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы.

12

2

Углекислый газ и его значение для живой природы и человека.

13

3

Вода. Свойства воды. Чистые вещества и смеси.

14

4

ПР№4Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров.

15

5

ПР№5Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита.

16

6

ПР№6Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов.

17

7

Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы.

18

8

ПР№7 Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты.

19

9

Состав земной коры. Минералы и горные породы.

20

10

Природные ресурсы и их химическая переработка.

21

11

Биосфера. Растительный и животный мир на земле. Химия и окружающая среда.

22

12

Химическое загрязнение окружающей среды.

Историческое прошлое химии  (4 ч)

23

1

Алхимический период в истории химии

24

2

Жизнь и научная деятельность Д.И. Ломоносова.

25

3

Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева.

26

4

Основные направления развития современной химии.

Обобщение знаний (9 ч)

27

1

Викторина «Жизнь и деятельность Великих ученых».

28

2

Викторина «Химические вещества вокруг нас».

29

3

Викторина «Химия и медицина».

30

4

Час занимательной химии.

31

5

Подготовка к химическому празднику «Химические посиделки» (разработка сценария).

32

6

Подготовка к химическому празднику «Химические посиделки»

(подготовка занимательных опытов).

33

7

Подготовка к химическому празднику «Химические посиделки»

(репетиция).

34-35

8-9

Проведение химического праздника «Химические посиделки».

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации и проведении занятий, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие на занятиях.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать изучаемый материал и литературные источники, данные исследований, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Литература

  1. Аксенова И.В., Остроумова И.Г.,  Сажнева Т.В. «Введение в химию вещества». Методическое пособие для учителя. Под редакцией О.С.Габриеляна. - Москва, «Сиренъпрема», 2006.
  2. Алексинский В. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Аршанский Е.Я. «Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля». – Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2002.
  4.  Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю.. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002

5. Штремплер Г.И., ПичугинаГ.А. «Дидактические игры при обучении химии». – «Дрофа», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Волшебный мир оригами

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВолшебный мир оригами...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов

Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"

Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...