рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (9 класс)
рабочая программа по внеурочной деятельности по математике для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_9_kl_74_chasa.docx | 40.61 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
МИКРОРАЙОНА «ПАВШИНСКАЯ ПОЙМА»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №14
_____________Краус Ю.А. ________________Грицук Н. С.
«____»____________2019 г. «____»_____________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Класс 9-а
на 2019-2020 учебный год
Составитель программы
Емельянова Ирина Владимировна
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания
методического объединения
учителей
от «____»____________ 2019г.
Красногорск
2019 г
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности «Реальная математика» подготовлена для учащихся 9 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов обучения: личностных, предметных и метапредметных. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию.
При отборе содержания программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, практической направленности, учёта индивидуальных способностей и посильности. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Разработка данного курса обусловлена отсутствием в курсе алгебры и геометрии 9 класса тем, рассчитанных на повторение в полном объёме математики 5, 6 классов.
Цель курса: Обобщить и систематизировать знания учащихся по всем разделам математики с 5 по 9 классы, подготовить к успешной сдаче экзамена.
Задачи курса:
- Формировать общие умения и навыки по решению задач и
поиску этих решений;
- Развивать логическое мышление учащихся;
- Оказать помощь в подготовке к сдаче ГИА;
- Дать возможность проанализировать свои способности;
- Формировать навыки исследовательской деятельности;
- Воспитывать целеустремлённость и настойчивость при решении задач.
Методы и формы обучения
Для работы с учащимися используются следующие формы работы: лекции, практические работы, тестирование, выступления с докладами: «защита решения», «вывод формул», «доказательство теорем».
Задания направлены на проверку таких качеств математической подготовки выпускников, как:
- уверенное владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом;
- умение решить планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии;
- умение решить комплексную задачу, включающую в себя знания из разных тем курса;
- умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
- владение широким спектром приемов и способов рассуждений.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
- знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
- использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
- выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
- понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
12. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
13. геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.
14. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
15. решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
16. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
17 извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
18. выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
19. строить речевые конструкции;
20. изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
21. выполнять вычисления с реальными данными;
22. проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты.
Содержание программы
- Введение (3ч)
- Числа и вычисления (4ч)
Числа: натуральные, рациональные, иррациональные. Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел. Стандартная запись чисел. Сравнение квадратных корней и рациональных чисел. Понятие процента. Текстовые задачи на проценты, дроби, отношения, пропорциональность. Округление чисел.
- Алгебраические выражения (8ч)
Выражения, тождества. Область определения выражений. Составление буквенных выражений, по задачам или по чертежам. Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.
- Уравнения, системы уравнений. Неравенства, системы неравенств (8ч)
Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Исследование квадратных уравнений. Дробно-рациональные уравнения. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений. Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Множество решений квадратного неравенства. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.
- Функции и графики(6ч)
Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции.
Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция,
возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная
функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент
функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная
функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций.
Графики степенных функций. Максимальное и минимальное значение. Чтение графиков функций. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.
- Текстовые задачи(4ч)
Задачи на проценты, задачи на движение, задачи на вычисление объема работы, задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы их решения.
- Треугольники.(6ч.)
Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и
равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия
треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника.
Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема
синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.
- Многоугольники.(4ч.)
Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки.
Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция.
Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.
- Окружность. (6ч)
Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы.
Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в
треугольник. Свойства описанного и вписанного четырехугольника. Длина окружности. Площадь круга.
- Прогрессии: арифметическая и геометрическая(6ч)
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия Разность
арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической
прогрессии. Формула суммы n членов арифметической прогрессии.
Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии.
Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов
геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
- Элементы статистики и теории вероятностей.(4ч.)
Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая
характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы
решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево
вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания.
Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного
события. Сложение и умножение вероятностей.
- Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка
заданий ГИА-9 (15ч)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Содержание и структура экзаменационной работы, правила заполнения бланков, критерии оценки. | ||
2 | Анализ экзаменационной работы прошлого учебного года, разбор типичных ошибок. | ||
3 | Диагностическая работа. | ||
4 | Натуральные, рациональные, иррациональные. | ||
5 | Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел. | ||
6 | Понятие процента. | ||
7 | Сравнение квадратных корней и рациональных чисел. | ||
8 | Текстовые задачи на проценты, дроби, отношения, пропорциональность. | ||
9 | Округление чисел. | ||
10 | Выражения, тождества. Область определения выражений. | ||
11 | Составление буквенных выражений, по задачам или по чертежам. | ||
12 | Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами. | ||
13 | Формулы сокращенного умножения. | ||
14 | Разложение многочленов на множители. Сокращение алгебраических дробей. | ||
15 | Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни. | ||
16 | Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. | ||
17 | Исследование квадратных уравнений. | ||
18 | Дробно-рациональные уравнения. | ||
19 | Уравнения с двумя переменными. | ||
20 | Системы уравнений. | ||
21 | Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений. | ||
22 | Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. | ||
23 | Множество решений квадратного неравенства. | ||
24 | Функции, аргумент функции, область определения, область значений функции. | ||
25 | Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. | ||
26 | Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. | ||
27 | Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. | ||
28 | Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. | ||
29 | Зависимость между величинами. | ||
30 | Задачи на проценты | ||
31 | Задачи на движение. Задачи на вычисление объема работы | ||
32 | Задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах | ||
33 | Диагностическая работа | ||
34 | Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. | ||
35 | Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. | ||
36 | Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. | ||
37 | Теорема синусов и косинусов. | ||
38 | Неравенство треугольников. Площадь треугольника. | ||
39 | Диагностическая работа | ||
40 | Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. | ||
41 | Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. | ||
42 | Правильные многоугольники. | ||
43 | Решение тренировочных вариантов. | ||
44 | Касательная к окружности и ее свойства. | ||
45 | Центральный и вписанный углы. | ||
46 | Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. | ||
47 | Свойства описанного и вписанного четырехугольника. | ||
48 | Длина окружности. Площадь круга. | ||
49 | Решение тренировочных вариантов. | ||
50 | Последовательности. Арифметическая прогрессия. | ||
51 | Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы n-членов арифметической прогрессии. | ||
52 | Геометрическая прогрессия. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. | ||
53 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии. | ||
54 | Решение тренировочных вариантов. | ||
55 | Решение тренировочных вариантов. | ||
56 | Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. | ||
57 | Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. | ||
58 | Перестановки, размещения, сочетания. | ||
59 | Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей. | ||
60-74 | Решение тренировочных вариантов. |
Список литературы:
1. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 7, Алгебра 8, Алгебра 9 , Москва, «Просвещение».
2. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ОГЭ, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс /М.: Издательство «Экзамен», МЦННМО, 2018
ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты:
3. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания. /М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 240 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе).
4. Лысенко Ф.Ф. Алгебра 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ.2018/Ростов-на-Дону, Издательство «Легион», 2018
5. Лысенко Ф.Ф. Математика 9 класс. Подготовка к ОГЭ-9. 2018/Ростов-на-Дону, Издательство «Легион», 2018
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Математика на английском»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «CLIL. Математика на английском» для учеников 4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: математика 6 класс
Данная программа "Развитие познавательных способностей учащихся" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирован...
Рабочая программа по внеурочной деятельности : математика 7 класс
Данная программа "Методы решения твоческих задач" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество" рассчитана на 2 часа в 5 классе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе
Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Математика 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. "Практикум решения математических задач повышенной сложности" Математика 11 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час....