рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (9 класс)

Емельянова Ирина Владимировна

рабочая программа по внеурочной деятельности по математике для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_9_kl_74_chasa.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

МИКРОРАЙОНА «ПАВШИНСКАЯ ПОЙМА»

СОГЛАСОВАНО:                                                УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УВР                                     Директор МБОУ СОШ №14

_____________Краус Ю.А.                                ________________Грицук Н. С.

«____»____________2019 г.                               «____»_____________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «Занимательная математика»

Класс 9-а

на 2019-2020 учебный год

Составитель программы

Емельянова Ирина Владимировна

                                                                                                                                                 

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания

методического объединения

учителей

от «____»____________ 2019г.

Красногорск

2019 г

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности  «Реальная математика» подготовлена для учащихся 9 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов обучения: личностных, предметных и метапредметных. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию.

При отборе содержания программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, практической направленности, учёта индивидуальных способностей и посильности. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Разработка данного курса обусловлена отсутствием в курсе  алгебры и геометрии  9 класса тем, рассчитанных на повторение в полном объёме математики 5, 6 классов.

Цель курса: Обобщить и систематизировать знания учащихся по всем разделам математики с 5 по 9 классы, подготовить к успешной сдаче экзамена.

Задачи курса:  

  • Формировать общие умения и навыки по решению задач и

поиску этих решений;

  • Развивать логическое мышление учащихся;
  • Оказать помощь в подготовке к сдаче ГИА;
  • Дать возможность проанализировать свои   способности;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности;
  • Воспитывать целеустремлённость  и настойчивость при решении задач.

Методы и формы обучения

Для работы с учащимися используются следующие  формы работы: лекции, практические работы, тестирование, выступления с докладами:  «защита решения», «вывод формул», «доказательство теорем».

Задания  направлены на проверку таких качеств математической подготовки выпускников, как:

  • уверенное  владение  формально-оперативным  алгебраическим аппаратом;  
  • умение  решить  планиметрическую  задачу,  применяя  различные теоретические знания курса геометрии;
  • умение  решить  комплексную  задачу,  включающую  в  себя  знания  из разных тем курса;  
  • умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;  
  • владение широким спектром приемов и способов рассуждений.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные

  1. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  2. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

  1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
  3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
  4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
  5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных  задач;
  6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

  1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  2. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
  3. умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  4. усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  5. приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
  6. знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
  7. умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
  8. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
  9. выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
  10. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
  11. умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

12. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки    при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.

13. геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.

14. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

15. решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

16. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

17 извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;

18. выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;

19. строить речевые конструкции;

20. изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и  др.;

21. выполнять вычисления с реальными данными;

22. проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью   компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты.

Содержание программы

  1. Введение  (3ч)
  2. Числа и вычисления (4ч)

Числа: натуральные, рациональные, иррациональные. Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел. Стандартная запись чисел. Сравнение  квадратных  корней  и рациональных чисел. Понятие процента. Текстовые задачи на проценты, дроби, отношения, пропорциональность. Округление чисел.

  1. Алгебраические выражения (8ч)  

Выражения, тождества. Область определения выражений. Составление буквенных выражений, по задачам или по чертежам. Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни. Степень с целым показателем  и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.

  1. Уравнения, системы уравнений. Неравенства, системы неравенств (8ч)

Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Исследование квадратных уравнений. Дробно-рациональные уравнения. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений. Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Множество решений квадратного неравенства.  Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.

  1. Функции и графики(6ч)

Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции.

Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция,

возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Линейная

функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент

функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная

функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций.

Графики степенных функций. Максимальное и минимальное значение. Чтение графиков функций.  Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.

  1.  Текстовые задачи(4ч)  

Задачи на проценты, задачи на движение, задачи на вычисление объема работы, задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы их решения.  

  1.  Треугольники.(6ч.)

Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и

равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия

треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника.

Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема

синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.

  1.  Многоугольники.(4ч.)

Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки.

Площадь параллелограмма.  Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция.

Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.

  1.  Окружность. (6ч)

Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы.  

Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в

треугольник. Свойства описанного и вписанного четырехугольника.  Длина окружности. Площадь круга.

  1.  Прогрессии: арифметическая и геометрическая(6ч)

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия Разность

арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической

прогрессии. Формула суммы n членов арифметической прогрессии.

Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии.

Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов

геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.

  1.  Элементы статистики и теории вероятностей.(4ч.)

Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая

характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы

решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево

вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания.

Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного

события. Сложение и умножение вероятностей.

  1.  Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка

заданий ГИА-9 (15ч)

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата по плану

Дата по факту

1

Содержание и структура экзаменационной работы, правила заполнения бланков, критерии оценки.

2

Анализ  экзаменационной работы прошлого учебного года, разбор типичных ошибок.

3

Диагностическая  работа.

4

Натуральные, рациональные, иррациональные.

5

Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел.

6

Понятие процента.

7

Сравнение  квадратных  корней  и рациональных чисел.

8

Текстовые задачи на проценты, дроби, отношения, пропорциональность.

9

Округление чисел.

10

Выражения, тождества. Область определения выражений.

11

Составление буквенных выражений, по задачам или по чертежам.

12

Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами.

13

Формулы сокращенного умножения.

14

Разложение многочленов на множители. Сокращение алгебраических дробей.

15

Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни.

16

Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения.

17

Исследование квадратных уравнений.

18

Дробно-рациональные уравнения.

19

Уравнения с двумя переменными.

20

Системы уравнений.

21

Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений.

22

Неравенства с одной переменной. Системы неравенств.

23

Множество решений квадратного неравенства.

24

Функции, аргумент функции, область определения, область значений функции.

25

Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент

функции.

26

Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции.

27

Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций.

28

 Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы.

29

Зависимость между величинами.

30

Задачи на проценты

31

Задачи на движение. Задачи на вычисление объема работы

32

Задачи на процентное содержание веществ  в сплавах, смесях и растворах

33

Диагностическая работа

34

Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники.

35

Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника.

36

Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора.

37

Теорема синусов и косинусов.

38

Неравенство треугольников. Площадь треугольника.

39

Диагностическая работа

40

Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма.  

41

Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция.

Средняя линия трапеции. Площадь трапеции.

42

Правильные многоугольники.

43

Решение тренировочных вариантов.

44

Касательная к окружности и ее свойства.

45

Центральный и вписанный углы.  

46

Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник.

47

Свойства описанного и вписанного четырехугольника.

48

Длина окружности. Площадь круга.

49

Решение тренировочных вариантов.

50

Последовательности. Арифметическая прогрессия.  

51

Формула n-ого члена арифметической

прогрессии. Формула суммы n-членов арифметической прогрессии.

52

Геометрическая прогрессия. Формула n-ого члена геометрической прогрессии.

53

Сумма бесконечной геометрической прогрессии.

54

Решение тренировочных вариантов.

55

Решение тренировочных вариантов.

56

Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных.

57

Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения.

58

Перестановки, размещения, сочетания.

59

Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.

60-74

Решение тренировочных вариантов.

Список литературы:

1. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 7, Алгебра 8, Алгебра 9 , Москва, «Просвещение».

2. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ОГЭ, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс /М.: Издательство «Экзамен», МЦННМО, 2018

ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты:

3. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания. /М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 240 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе).

4. Лысенко Ф.Ф. Алгебра 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ.2018/Ростов-на-Дону, Издательство «Легион», 2018

5. Лысенко Ф.Ф. Математика 9 класс. Подготовка к ОГЭ-9. 2018/Ростов-на-Дону, Издательство «Легион», 2018

Интернет ресурсы:

http://reshuoge.ru

http://www.mathoge.ru 

        http://www.mathedu.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Математика на английском»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «CLIL. Математика на английском» для учеников 4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: математика 6 класс

Данная программа "Развитие познавательных способностей учащихся" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирован...

Рабочая программа по внеурочной деятельности : математика 7 класс

Данная программа  "Методы решения твоческих задач" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирование...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество" рассчитана на 2 часа в 5 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе

Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов  в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Математика 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. "Практикум решения математических задач повышенной сложности" Математика 11 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика  5 класс. Основы финансовой грамотности.Количество часов по учебному плану всего  35 часов в год; в неделю 1 час....