Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество"
рабочая программа (5 класс)

Светлакова Ольга Батыровна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество" рассчитана на 2 часа в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpktp_vneur_matematika_i_obshchestvo_svetlakova.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации ГО Карпинск Свердловской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

Рассмотрено и согласовано

Утверждаю            

на заседании ШМО

Директор МАОУ СОШ №6

Протокол №

_____________ /Н.С.Терентьева/

от «___»___________________ 2019 г.

Приказ № ____

Зам.директора по ВР

от «___» ______________2019 г.

__________________/Н.Е.Владимирова/

Приложение к программе внеурочной деятельности МАОУСОШ № 6

Рабочая программа

«Математика и общество» для 5-го класса

Составитель: Светлакова О.Б.,

учитель математики

Карпинск, 2019 г.

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности школьников составлена на основе:

  1. Образовательной программы МАОУ СОШ № 6.
  2. Учебного плана МАОУ СОШ № 6.
  3. Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  4. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.: ИЛЕКСА, 2012. – 124 с.
  5. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.
  6. Григорьева Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
  7. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
  8. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79 с.
  9. Математика в 5-6 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и методические материалы: Часть 1 / Ф.С. Мухаметзянова; под общей ред. В.В. Зарубиной. — УИПКПРО, 2012.

Общая характеристика программы

Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 35 часов. Содержание программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 5-6 класса. Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике.

Цель изучения программы

Всестороннее развитие качеств мышления учащихся 5 классов, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для решения практических проблем, а также приобщение к новому социальному опыту через формирование знания об историческом развитии математики как науки в России и в других странах и участие в обучающих играх, конкурсах, викторинах, защите исследовательских проектов.

Задачи изучения программы

• способствовать интеллектуальному развитию учащихся и прежде всего таких его компонентов, как логическое мышление, пространственное воображение, умение предвидеть результат своей деятельности;

• обеспечить развитие творческих способностей, математической интуиции;

• усилить практический аспект в изучении математики;

• развивать умения учащихся применять математи знания в реальной жизни;

• создать условия для интеллектуально-практической и исследовательской деятельности.

Место курса в учебном плане

На изучение данного курса в учебном плане отводится 2 часа в неделю в 5 классе (всего 70 ч).

Результаты освоения содержания программы

Личностные:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

1) регулятивные:

  • составлять план и последовательность действий;
  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  • предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

2) познавательные:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3) коммуникативные:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
  • функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Содержание программы

Программа рассчитана на 70 часов.

1. ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ

Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Вычислительные машины. О происхождении арифметики. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки. Арифметика Магницкого. Метрическая система мер. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры. Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дроби на Руси. Великие математики из народа: Иван Петров, Магницкий.

2. МНОЖЕСТВА

Понятие множества. Понятие подмножества. Составление подмножеств данного множества. Подсчёт числа подмножеств, удовлетворяющих данному условию. Круги Эйлера. Решение задач на понятие множества и подмножества.

3. ЧИСЛА И ВЫЧИСЛЕНИЯ

Чётные и нечётные числа. Сумма и произведение чётных чисел, нечётных чисел, чётных и нечётных чисел. Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении. Задачи на отгадывание чисел. Задачи на делимость чисел. Математический вечер «Мир чисел».

4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.

Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур. Разделение геометрических фигур на части. Нахождение площади фигур, объёма фигур. Геометрические головоломки. Старинные меры измерения длины, площади. Равные геометрические фигуры.

5. ЗАДАЧИ

Задачи на движение. Логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на переливание. Задачи на перекладывание предметов. Задачи на взвешивание. Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации и расположения. Графы в решении задач. Принцип Дирихле. Задачи из книги Магницкого. Забава Магницкого. Задачи на проценты.

6. ПРОЕКТЫ

Примерные темы проектов:

1. Роль процентов в жизни человека

2. Из истории возникновения процентов

3. Положительные и отрицательные числа в нашей жизни

4. История возникновения отрицательных чисел и их применение в математике и других науках

5. Разработка сборника задач

6. Координаты в различных профессиях

7. Путешествие в будущее «Встреча с координатами»

8. Некоторые старинные задачи по теме «Координатная плоскость»

9. Волшебные десятичные дроби

10. Загадочное числи Пи

11. Построение квартиры

12. Ремонт квартиры

13. Десятичные дроби. Что мы знаем о них?

14. Об истории возникновения обыкновенных и десятичных дробей.

Тематическое планирование

Раздел, тема

Кол-во часов

1

ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ

Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Вычислительные машины. О происхождении арифметики. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки. Арифметика Магницкого. Метрическая система мер. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры. Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дроби на Руси. Великие математики из народа: Иван Петров, Магницкий.

16

2

МНОЖЕСТВА

Понятие множества. Понятие подмножества. Составление подмножеств данного множества. Подсчёт числа подмножеств, удовлетворяющих данному условию. Круги Эйлера. Решение задач на понятие множества и подмножества.

6

3

ЧИСЛА И ВЫЧИСЛЕНИЯ

Чётные и нечётные числа. Сумма и произведение чётных чисел, нечётных чисел, чётных и нечётных чисел. Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении. Задачи на отгадывание чисел. Задачи на делимость чисел. Математический вечер «Мир чисел».

6

4

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.

Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур. Разделение геометрических фигур на части. Нахождение площади фигур, объёма фигур. Геометрические головоломки. Старинные меры измерения длины, площади. Равные геометрические фигуры.

6

5

ЗАДАЧИ

Задачи на движение. Логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на переливание. Задачи на перекладывание предметов. Задачи на взвешивание. Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации и расположения. Графы в решении задач. Принцип Дирихле. Задачи из книги Магницкого. Забава Магницкого. Задачи на проценты.

13

6

ПРОЕКТЫ

23

Всего

70


Учебно-методическое обеспечение

1. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.:ИЛЕКСА, 2012. – 124 с.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

3. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.

4. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение, 2009. – 287 с.

5. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79 с.

6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Прсвещение, 2001. -96 с.

7. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с. 8. Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и методические материалы: Часть 1 / Ф.С. Мухаметзянова; под общей ред. В.В. Зарубиной. — Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 104 с.

9. Онучкова Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.

10. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.-66с.

11. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001. -77с.

12. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айриспресс, 2007. – 92 с.

13. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.- 106с.

14. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2005. – 98 с.


Рассмотрено и согласовано

Утверждаю            

на заседании ШМО

Директор МАОУ СОШ №6

Протокол №

_____________ /Н.С.Терентьева/

от «___»___________________ 2019 г.

Приказ № ____

Зам.директора по ВР

от «___» ______________2019 г.

__________________/Н.Е.Владимирова/

Календарно-тематическое планирование на 2019 – 2020 учебный год

Классы 5 а,б,г

Учитель  Светлакова О.Б.

Количество часов на год  70 часов.

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Планирование составлено в соответствии с рабочей программой «Математика и общество» для 5-ых классов.

Тема

Кол-во часов

Дата

Корр.

План

неделя/месяц

факт

Раздел 1. Из истории математики

16

1

Счёт у первобытных людей.

1

1\09

2

Первые счётные приборы у разных народов.

1

1\09

3

Русские счёты.

1

2\09

4

Вычислительные машины.

1

2\09

5

О происхождении арифметики.

1

3\09

6

Происхождение и развитие письменной нумерации.

1

3\09

7

Цифры у разных народов.

1

4\09

8

Буквы и знаки.

1

4\09

9

Арифметика Магницкого.

1

1\10

10

Метрическая система мер.

1

1\10

11

Измерения в древности у разных народов.

1

2\10

12

Старые русские меры.

1

2\10

13

Происхождение дробей.

1

3\10

14

Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте

1

3\10

15

Нумерация и дроби на Руси

1

4\10

16

Великие математики из народа: Иван Петров, Магницкий.

1

4\10

Раздел 2. Множества

6

17

Понятие множества.

1

1\11

18

Понятие подмножества.

1

1\11

19

Составление подмножеств данного множества.

1

2\11

20

Подсчёт числа подмножеств, удовлетворяющих данному условию.

1

2\11

21

Круги Эйлера.

1

3\11

22

Решение задач на понятие множества и подмножества.

1

3\11

Раздел 3. Числа и вычисления

6

23

Чётные и нечётные числа.

1

4\11

24

Сумма и произведение чётных чисел, нечётных чисел, чётных и нечётных чисел.

1

4\11

25

Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении.

1

1\12

26

Задачи на отгадывание чисел.

1

1\12

27

Задачи на делимость чисел.

1

2\12

28

Математический вечер «Мир чисел».

1

2\12

Раздел 4. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин

6

29

Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур.

1

3\12

30

Разделение геометрических фигур на части.

1

3\12

31

Нахождение площади фигур, объёма фигур.

1

4\12

32

Геометрические головоломки.

1

4\12

33

Старинные меры измерения длины, площади.

1

2\01

34

Равные геометрические фигуры.

1

2\01

Раздел 5. Задачи

13

35

Задачи на движение.

1

3\01

36

Логические задачи.

1

3\01

37

Задачи на переливание.

1

4\01

38

Задачи на перекладывание предметов.

1

4\01

39

Задачи на взвешивание.

1

1\02

40

Проверка наблюдательности.

1

1\02

41

Задачи на комбинации и расположения.

1

2\02

42

Графы в решении задач.

1

2\02

43

Принцип Дирихле.

1

3\02

44

Задачи из книги Магницкого.

1

3\02

45

Забава Магницкого.

1

4\02

46

Задачи на проценты.

1

4\02

Раздел 6. Проекты

23

47

Обсуждение темы исследовательского проекта.

1

1\03

48

Цель исследовательского проекта

1

1\03

49

Задачи исследовательского проекта

1

2\03

50

Объект изучения исследовательского проекта

1

2\03

51

Предмет исследовательского проекта

1

3\03

52

Гипотеза исследования

1

3\03

53

Работа над теоретической основой исследовательского проекта. Индивидуальные консультации.

1

1\04

54

Работа над теоретической основой исследовательского проекта. Индивидуальные консультации.

1

1\04

55

Работа над теоретической основой исследовательского проекта. Индивидуальные консультации.

1

2\04

56

Работа над теоретической основой исследовательского проекта. Индивидуальные консультации.

1

2\04

57

Промежуточный отчет по теоретической основе проекта.

1

3\04

58

Работа над практической основой исследовательского проекта. Индивидуальные консультации.

1

3\04

59

Работа над практической основой исследовательского проекта. Индивидуальные консультации.

1

4\04

60

Работа над практической основой исследовательского проекта. Индивидуальные консультации.

1

4\04

61

Работа над практической основой исследовательского проекта. Индивидуальные консультации.

1

1\05

62

Работа над практической основой исследовательского проекта. Индивидуальные консультации.

1

1\05

63

Оформление проектной работы

1

2\05

64

Оформление проектной работы

1

2\05

65

Подготовка презентации исследовательского проекта

1

3\05

66

Подготовка защитного слова исследовательского проекта

1

3\05

67

Индивидуальная предзащита исследовательского проекта

1

4\05

68

Корректировка и доработка исследовательского проекта. Индивидуальная консультация

1

4\05

69

Защита проектов

1

5\05

70

Защита проектов. Подведение итогов по освоению программы курса.

1

5\05

Всего

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество» (8-9 кл)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....