"Развитие представлений о жанровом многообразии музыки"
статья по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата – это когда в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Термин « биоэнергопластика » состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис , биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика — плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики . « Биоэнергопластика » включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
« Бегемотики » Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик . Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот Отдыхает бегемот.
«ЛЯГУШКИ» Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем - перестанем И нисколько не устанем.
«СЛОН» Я водичку набираю И ребяток поливаю! Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
«ЗМЕЯ» Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе.
«Блинчик» Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму .
«Качели» Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.
«Чистим зубки» Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый.
«Киска сердится» Выгляни в окошечко Там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула Зашипела, прыгнула... Рассердилась киска Не подходите близко!
«ЧАСИКИ» Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
«Чашечка» Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.
«Индюк» Я - индюк « балды-балда » Разбегайтесь кто куда.
«Маляр» Я сегодня утром встал И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски!
«Лошадка» Я - весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий.
«Грибок» Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.
«Гармошка» Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам нетрудно повторять!
«Вкусное варенье» Блин мы ели с наслажденьем Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.
«Расческа» Наши зубки — гребешок, Причесали язычок. Мы причешем много раз, Чтоб он гладким был у нас.
«ПАРУС» Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тема урока: Инструментальный концерт.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Компьютер.
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством композитора А. Вивальди и его концертом «Времена года».
Задачи урока:
Предметные:
1.Познакомить с творчеством А. Вивальди и его произведением, концертом «Времена года».
2.В ходе урока сформулировать понятие, что такое инструментальный концерт и определить его особенности.
3.Совершенствовать умение высказываться о характере музыки.
Личностные:
1.Прививать и воспитывать эстетический вкус у учащихся, любовь к классической музыке.
2. Развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.
Мета предметные:
1.Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
2.Умение работать с текстом, выделять главное.
3.Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.
Методы:
1.Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный
2.Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:
ситуация занимательности; сравнение, анализ, обобщение; приём сопоставления со смежными видами искусств.
3. По источнику информации и характеру деятельности:
словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).
Технологии: информационно-коммуникационная, здоровье сберегающая
ХОД УРОКА
Учитель: Уважаемые учащиеся, сегодня мы с вами познакомимся с еще одним музыкальным жанром. Тема сегодняшнего урока - «Инструментальный концерт». Слово «концерт» произошло из двух источников: латинское concertare — «состязаться», итальянское concerto — «гармония, согласие». А вот кто и с кем в концерте состязается и согласуется, мы узнаем вовремя прослушивания музыкального произведения. Знакомится с жанром концерт, мы будем на примере музыке Антонио Вивальди. Сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа получит текст с определенным этапом биографии композитора. Вы читаете, отвечаете на вопросы по тексту и составляете небольшой рассказ. Далее каждая группа расскажет, что она узнала о творчестве А. Вивальди.
Учитель: Вершиной творчества Вивальди стал цикл инструментальных концертов «Времена года». Цикл состоит из 4 концертов. Как вы думаете, какое название дал композитор каждому из концертов?
Учащиеся: Название времени года.
Учитель: Найдите в учебнике, по какому принципу строил свои концерты Вивальди и сколько частей, как правило, в концерте. Перед тем как приступите к работе скажите мне, пожалуйста, что такое принцип?
Учащиеся: Принцип это правило, то отчего не отступают.
Учитель: Что такое камерная музыка?
Учащиеся: Камерная, т.е. комнатная музыка, предназначенная для исполнения в небольших помещениях для небольшой аудитории.
Концерт — циклическое произведение для какого-либо солирующего
инструмента (фортепиано, скрипки и др.) и симфонического оркестра.
Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.
Учитель: Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко создал жанр– инструментального концерта.
Учащиеся отвечают: Причудливость.
Инструментальный концерт - концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения.
Учитель: Известно около 450 концертов Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику:насыщенность сменялась спокойствием, нежность – мощью, соло прерывалось оркестром.
В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части.
Цикл «Времена года»
Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все) (слайд 6)
Учитель: Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и послушать 1-ю часть концерта.
- Какие чувства выражает эта музыка?
- В какой форме написана 1-я часть концерта?
- С каким временем года может ассоциироваться эта музыка?
Учащиеся: Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты – подражание пению птиц-- это весна.
Как можно охарактеризовать мелодию?
Учащиеся: Учащиеся определяют, что это ВЕСНА!
Учитель: предлагаю прослушать фрагмент 2 части концерта
- Определите эмоциональное содержание части, темп, динамику?
- Вслушайтесь в пассажи скрипки. Какие картины деревенского быта возникают в воображении?
Учащиеся: Дают свои ответы.
Учитель: при прослушивании 3 части концерта предлагаю вам ответить на вопрос: Какой принцип использовал Вивальди при создании своих концертов?
Учащиеся: Принцип контраста.
Учитель: Что такое контраст?
Учащиеся: Противоположность.
Учитель: Назовите мне, какие контрасты бывают в музыке.
Учитель: быстро
Учащиеся: медленно
(тихо — громко, мажор — минор, соло — весь оркестр).
Учитель вместе с детьми определяют Принцип контраста произведения
- 1-я часть – Allegro (Пришла весна)
быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления
- 2-я часть – Largo e pianissimo sempre (Спящий пастух) лирическая, певучая, более скромная по размерам
- 3-я часть – Allegro danza pastorale. (Деревенский танец) финал, подвижный, блестящий.
Учитель: Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение, в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором.
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло, журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи, как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий, и щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав, и тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
разносится гудящий над лугами, и нимф, танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Учитель: Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами:
- она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.
- во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни
* весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность
* зима - конец пути - старость.
В изобразительном искусстве времена года, главным образом сельскохозяйственные, изображались в самых разных жанрах, от скульптуры до графики.
В наше современное время тоже есть произведения вокального жанра о времени года.
www.ermolov.ru Приложение 1
Времена года
Белый снег за окном
Кружит неторопливо,
Белоснежным ковром
Покрывая долины.
Но приходит весна,
Разливаясь в капелях,
И звучат птичьих стай
Музыкальные трели.
Припев: В любые дни календаря
Под лучезарным небосводом
Стоять и наслаждаться я
Могу в любое время года.
Мне улыбается заря,
Меня приветствует природа.
Наверно, потому что я,
Люблю любое время года.
Наверно, потому что я,
Люблю любое время года.
На сырую траву
У берёз и у сосен
Разбросает листву
Золотистая осень.
И холодной зимой,
И в дождливое лето,
И в морозы, и в зной
Так прекрасна планета!
Припев (2 раза)
(Муз. и сл. Александра Ермолова)
Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») венецианского композитораАнтонио Вивальди — одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.
Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269
1. Allegro. Пришла весна
2. Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.
3. Allegro, danza pastorale. Деревенский танец
Сонет:
Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Весна (первая часть) открывается звуками ликования – пением птиц и журчанием родника, затем вдруг слышатся раскаты грома, но вскоре настроение праздника возвращается.
Вторая часть переносит слушателя на зеленый луг. Томная тема у скрипок вызывает в воображении поэтические картины деревенского быта: спящий пастух и ленивый лай собаки, который, по-видимому, иллюстрируют звуки альтов.
Третья часть – это пасторальный танец. Начальная тема рисунком мелодии напоминает звучание волынки, и, вслед за тем, солист опять возвращается к светлому праздничному настроению.
КАРТИНА САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ «ВЕСНА»
На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду, это Аглая(«Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле.
Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЛИРИКИ А.С. ПУШКИНА
Урок литературы в 10классеТакой урок требует большой индивидуальной работы с учащимися, изучение теории анализа стиха и изучения теоретического материала о жанрах лирики. Также необходимо повторить по...
Представление педагогического опыта учителя музыки МОУ "СОШ №"6 Саушкиной И.А.
Представление педагогического опытаучителя музыкиМОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. о. СаранскСаушкиной Ирины Анатольевны...
Урок-семинар "Жанровое многообразие лирики Пушкина А.С.
Урок-семинар по теме: "Жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина"· Малахова Галина Фёдоровна, учитель русского языка и литературыМетодическая цель ...
Эдуард Веркин. Знакомство с жанровым многообразием произведений для современных подростков
Жанры художественных произведения для подротков писателя-фантаста Э.Веркина...
"Богатство и многообразие музыки разных народов мира"
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств ст.Советской»...
Тест по музыке по теме «Жанровое многообразие музыки» 8 класс
Итоговая контрольная работа проводится в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) в условиях...