Общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа «Утро художника»
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Ромашова Наталья Николаевна

Уровень программы: базовый

Срок реализации: 2 года

возрастная категория: от7-12 лет

Вид программы: адаптированная

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, на основе программы "Дополнительное художественное образование детей", аторы: Т.А. Копцева, Н.В. Гросул, И.Е. Кулагина, Е.С. Медкова...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ddt_do_na2_goda_obucheniya_utro_hudozhnika_2019.docx97.25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Первомайского района

города Ростова-на-Дону

РАССМОТРЕНО                                                                      УТВЕРЖДАЮ

Протокол методического совета  № ____                              Директор МБОУ ДОД ДДТ

  от ___________ 20__ г.                                                              ________________________

                                                                                                     «__» _________________ 20__ г.

Общеобразовательная общеразвивающая дополнительная  программа  

«Утро художника»

образовательная направленность (изобразительное искусство)

Уровень программы: (базовый)

Срок реализации программы: 2 года (144 ч.- общее количество часов в год)

 Возрастная категория: от 7-12 лет

Вид программы:  адаптированная

 

Автор-составитель: педагог дополнительного образования,

Ромашова Наталья Николаевна

 

Ростов-на-Дону

2019-2020 уч. год

 Пояснительная записка.        

Рабочая программа  разработана в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом образования, на основе программы «Дополнительное художественное образование детей», издательство «Просвещение», авторы: Т.А. Копцева,Н.В. Гросул, И.Е. Кулагина, и.М. Красильников, Л.М.Некрасова, А.В. Гребенкин, Л.М.Баженова,  кандидаты педагогических наук; Г.Ю. Франко, Е.С. Медкова, кандидаты филологических наук, 2009 г., допущенной  Министерством образования и науки Российской Федерации.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребёнок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать своё отношение к изображаемому. Ребёнок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребёнок формирует и развивает  у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.                                                 

Цели программы:

-развитие творческой активности учащихся, создание условий для ее пробуждения и реализации, превращение ее в потребность;

-активизация процессов и механизмов творческого  воображения и деятельности учащихся;

-выработка и закрепление потребности в творчестве, предпосылки представление о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии.  

Задачи программы.

Основной задачей занятий в детской студии изобразительного творчества является  раскрытие и развитие художественно-творческих способностей учащихся в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

-Умение решать спорные вопросы, распознавать и противодействовать манипуляциям, критически подходить к рекламе;

-развитие коммуникативных навыков критического мышления, чувства эмпатии и культуры речи;

-обучение методам решения логических, математических, комбинаторских, лингвистических задач;

-обучение осмыслению общего метода с учетом много вариантности решения проблем;

-побуждение учащихся к активному использованию современных технологий;

- вооружение учащихся знаниями о социуме ( о социальной структуре обществе, о профессиях и требованиях к ним);

-развитие умений и навыков, необходимых для успешной интеграции во взрослое общество;

-развитие социальной активности личности, сознательное соблюдение этических норм;

-осознание учащимися своих возможностей, способность соотнести их с выбранной профессией;

-стремление к самопознанию.                                

Актуальность.                                                                                        

Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством дают возможность обучению детей видению прекрасного в жизни; активная творческая деятельность каждого ребёнка рождает радость от осознания красоты. Всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир; приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память и способствует развитию образного мышления. Оно учит чувствовать красоту природы, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствие к окружающим.                                                                        

                                        

                                                        

        Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих, основное внимание направляется на определение и передачу характерной для изображаемого предмета формы, пропорции, цвета. «Рисование на темы» окружающей жизни и иллюстрировании того или иного сюжета литературного произведения ведётся по памяти, на основе предварительного наблюдения и по воображению. Особое внимание уделяется развитию самостоятельности ребёнка в выборе темы и её раскрытии, эмоциональности, выразительности и оригинальности композиции рисунков. «Декоративное рисование» - ребёнок знакомится с особенностями декоративно-прикладного искусства.                                                                                                

Форма и режим занятий        определяется дидактическими и воспитательными задачами:

  • рассказ ( с элементами рассуждения)
  • беседа,
  • игра,
  • практические занятия.                

Форма занятий групповая, коллективная, индивидуальная.        

                                                                                                                Программа предполагает здоровьесберегающие технологии: проветривание помещение, организационные моменты, физкультминутки. Беседы с показом иллюстраций работ детей прошлых лет, просмотры работ и т.д.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной  современного мира;
  • навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

 ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

  • учащиеся получат возможность для формирования:

 устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные рузультаты.

Регулятивные.

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

  • адекватно воспринимать оценку своих работ  и окружающих;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

Познавательные

  •  приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
  • развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
  • формировать целостное восприятия мира;
  • развивать  фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
  • учащиеся получат возможность научиться: создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач.

Коммуникативные

  • приобретать первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной деятельности;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.

 Учащиеся получат возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;                                                                

Первый год обучения (возраст 7-9 лет)                                

Цель первого года обучения: формирование мотивации к обучению и созданий условий для раскрытия индивидуальных способностей ребёнка в области изобразительного творчества.                                                                                

Задачи первого года обучения:

1. Формирование эмоциональной отзывчивости, терпимости, наблюдательности;

2. Формирование творческой готовности к решению образовательных задач: творческое использование материалов и инструментов, овладение приёмами создания формы в различных техниках;                                                                                 3. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;        

 4. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;                                                        

5. Создавать условия для освоения цветовой палитры;                                  

 6. Развитие связной речи.

Ожидаемые результаты.  

На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности.

Учащиеся умеют, знакомы:

- знакомы с изобразительными материалами и приёмами их использования;

- знакомы с формами предметов и умение изобразить их на листе бумаги.              

   -умеют сочетать цвета (холодные, тёплые…) умеют составлять композицию;

   - знакомы с понятием о пространстве…                                                              

  -умеют правильно держать и использовать карандаш, кисть, краски. Умеют обводить шаблон круга;

 -способны эмоционально отозваться на предложенную тему, используя средства выразительности, и создавать композицию из трех несложных элементов;

 - способны самостоятельно организовывать рабочее место.

        

Материально-техническое обеспечение:

акварельные краски, гуашь;

цветные карандаши;

стаканы для воды;

подставки под кисти; кисти.

Приёмы и методы используемые на занятиях изо кружка:

эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;

практические – упражнения, игр методы;

словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово;

 словесные приёмы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Наглядные методы и приёмы:  наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Основная форма занятий

Ведущей организационной формой является групповая деятельность, с элементами индивидуальной работы. Во время занятия обязательна «пальчиковая гимнастика», во время которой дети делают ряд специальных упражнений, способствующие развитию мелкой моторики.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

          1. Организация еженедельных выставок детских работ для родителей.

         2. Тематические выставки

         3.  Оформление эстетической развивающей среды в группе.

        Ожидаемые результаты: овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребёнком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Учебно-тематический план

 (Для группы, первого года обучения-144 часа)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего  часов

Теория

Практика

Дополни-

тельные занятия

1

Фаза запуска (совместное проектирование и  планирование учебного года)Вводное занятие. Правила техники безопасности. Композиционное равновесие, характер линии, пятна в графике. Ты учишься изображать

36

16

20

-

2

Фаза постановки и решения системы учебных задач.

Ты украшаешь

Колорит, теплая и холодная гамма, цветовые контрасты, композиционное равновесие, передача пространства в живописи.

Средства художественной выразительности. Чудеса цвета. Композиция - искусство сочинять

38

11

27

-

3

Фаза фантазии и  реальности 

Ты строишь 

ДПИ, аппликация, лепка, бумага-пластика, оригами, конструирование, моде Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 

20

5

15

-

4

Рефлексивная фаза. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу Декупаж, батик, витраж, изображение сюжетов маслом на холсте

20

5

15

8

5

Человек  и пространство в изобразительном искусстве

20

5

15

8

6

Диагностика

5

7

Итоговое занятие

5

Итого:144

144

42

92

36

Календарно-тематический план

(Для группы, первого года обучения-144 часа)

Тема (содержание)

Задание

Дата

Часы

I

Фаза запуска (совместное проектирование и  планирование учебного года)Вводное занятие. Правила техники безопасности. Композиционное равновесие, характер линии, пятна в графике. Ты учишься изображать

36

1

Упражнение по проведению линий. Свободная тема

Инструктаж. Выявление творческих способностей

04.09

2

2

 

Изображение головы кошки с декоративными элементами

Знакомство с графическими материалами. Упражнение по проведению линий.

05.09

2

3

Древо-жизни с элементами собственного воображения

Линия и ее разновидности. Беседа: рисунок – основа всех видов ИЗО.

11.09

2

4

Изображение совы с декоративными элементами, выстроенными симметрично

Линейный рисунок. Правила симметрии, учебное занятие

12.09

2

5

Изображение кролика с декоративными цветами

Последовательность работы: от общего к частному. Пропорции тела животного четырех копытного

18.09

2

6

Изображение белочки  с элементами геометрических фигур.

Упражнение: рисуем геометрические фигуры , и т.д.Характеристика линии. Понятие о линии, штрихе, пятне, тоне.

19.09

2

7

Свободная тема. Выставка детских работ, презентация, викторина

Знакомство с цветовым кругом, получение основных и дополнительных цветов.

25.09

2

8

Мастер - класс «Техника цветовых растяжек в живописном рисунке»

Карандаши разной твердости. Выработка штриха.

Дать представление о пропорциях

26.09

2

9

Изображение слона с произвольными элементами

Последовательность работы: от общего к частному. Пропорции тела животного четырех копытного

02.10

2

10

Изображение золотой рыбки с элементами геометрических фигур.

Компоновка на листе. Характер линии. Штрих.

03.10

2

11

Изображение Жар-птицы с декором растительных элементов

Воздушная перспектива. Характер линии

09.10

2

12

Свободная тема. Обучающая презентация «Правила линейной и воздушной перспективы»

Воздушная перспектива. Характер линии. Работа с гуашью.

10.10

2

13

Изображение бабочки с декором растительных элементов

Тоновая растяжка. Характер формы. Занятие по закреплению правила симметрии

16.10

2

14

Изображение головы тигра с декоративными элементами, выстроенными симметрично

Тоновая растяжка. Характер формы. Занятие по закреплению правила симметрии

17.10

2

15

Изображение лошади с элементами листвы и другой растительности

Последовательность работы: от общего к частному. Пропорции тела животного четырех- копытного

23.10

2

16

Выставка рисунков с тоновой растяжкой«Техника цветовых растяжек в живописном рисунке»

Завершить работы, подготовиться к выставке

24.10

2

17

Свободная тема в технике «Цветовая растяжка холодных оттенков»

Компоновка на листе. Тон, рефлекс. Сквозное построение.

30.10

2

18

Изображение антилопы с элементами декора

Последовательность работы: от общего к частному. Пропорции тела животного четырех -копытного

31.10

2

Тема (содержание)

Задание

Дата

Часы

II

Фаза постановки и решения системы учебных задач.

Ты украшаешь

Колорит, теплая и холодная гамма, цветовые контрасты, композиционное равновесие, передача пространства в живописи.

38

1

Рисуем белочку на еле, комбинируя краски и карандаши.

Применение осей симметрии при построении.

06.11

2

2

Свободная тема. Презентация «Красная книга»

Применение осей симметрии при построении.

07.11

2

3

Рисуем волка, комбинируя краски и карандаши.

Применение осей симметрии при построении.

13.11

2

4

Свободная тема. Выставка детских работ

Применение осей симметрии при построении.

14.11

2

5

Рисуем льва, комбинируя краски и карандаши.

Применение осей симметрии при построении.

20.11

2

6

Свободная тема. Презентация: «Птицы Ростовской области»

Применение осей симметрии при построении.

21.11

2

7

Рисуем тигра, комбинируя краски и карандаши.

Применение осей симметрии при построении.

Штрих и светотень.

27.11

2

8

Свободная тема. Выставка детских работ, презентация, викторина

Применение осей симметрии при построении.

Штрих и светотень.

Сквозное построение. Освещение верхнее боковое

28.11

2

9

Авангард из геометрических фигур

Применение осей симметрии при построении.

Штрих и светотень.

Сквозное построение. Освещение верхнее боковое

04.12

2

10

Зарисовка геометрических плоских тел

Компоновка на листе. Сквозное построение. Построение овалов. Светотень (рефлекс, полутон, тон).

Выработка штриха

05.12

2

11

Зарисовка с натуры мелких предметов: пуговица, кнопка, скрепка

Развиваем наблюдательность, анализ предмета, выявление штрихом, линией мелких деталей.

Штрих и светотень

11.12

2

12

Выставка детских работ

Компоновка на листе набросков

12.12

2

13

Рисунок мягкой игрушки

Компоновка на листе. Передача формы и материальности (фактуры) предметов.

Вырабатываем штрих.

Для всех постановок предварительные небольшие эскизы

18.12

2

14

Живописк мягкой игрушки из меха

Компоновка в формате. Передача характера формы. Штрих, пятно, светотень (с фоном)

19.12

2

15

Лепка овощей (баклажан, морковь, тыква, картофель, помидор и т.д.)

Передача разнообразия характера и формы овощей. Тональный разбор. Падающие тени

25.12

2

16

Изображение 3D предметов: сфера, яблоко

Передача особенностей характера формы Передача движения

26.12

2

17

Изображение винтовой лестницы

Передача особенностей характера формы Передача движения

09.01

2

18

Лепка мелких птичек (разные породы и размеры)

Передача особенностей характера формы (из каких геометрических тел состоит птица). Оперение. Передача «живого» движения (как сидит, как смотрит)

15.01

2

19

Выставка работ. Свободная тема.

Передача особенностей характера формы

16.01

2

III

Фаза фантазии и  реальности

Ты строишь

ДПИ, аппликация, лепка, бумага-пластика, оригами, конструирование, моде Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 

20

Тема (содержание)

Задание

Дата

Часы

1

Натюрморт из предметов небольшой величины.

освоение новых графических материалов.

Техника штриха пером. Образное решение тематического натюрморта

22.01

2

2

Мастер-класс
«Изображение горного пейзажа пластиковой картой»

Перспектива, беседа.

Линия горизонта, точка схода, перспективное сокращение и т.д.

23.01

2

3

Рисование городского пейзажа

Компоновка. Сквозное конструктивное построение.

Перспектива Светотень, падающая тень (построение)

29.01

2

4

Презентация на патриотическую тему: «Нет войне!». Свободная тема

Компоновка. Сквозное конструктивное построение.

Перспектива. Светотень, падающая тень (построение)

30.01

2

5

Выставка детских рисунков на тему: «Дети рисуют мир!»

05.02

2

6

Мастер класс «Пейзаж маслом на холсте»

Линия горизонта, точка схода, перспективное сокращение и т.д.

06.02

2

7

Свободная тема.Выставка рисунков художественного жанра-пейзаж на тему: «Закат»

Линия горизонта, точка схода, перспективное сокращение и т.д.

12.02

2

8

Презентация  и рисунок «Правила пожарной безопасности».

13.02

2

9

Мастер класс по написанию пейзажа маслом на холсте «Рассвет»

19.02

2

10

 Сюжет рисунка «Путешествие в открытый космос»

20.02

2

IV

Рефлексивная фаза. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. Декупаж, батик, витраж, изображение сюжетов маслом на холсте

28

1

Изображение по технике Vincent Van Gogh: «Звездная ночь»  

освоение новых графических материалов.

26.02

2

2

Технология подготовки природного материала к составлению композиций.

Демонстрация изделий. Ознакомить учащихся с природным материалом (листья, кора, цветы и т.д.). Как хранить свои материалы и работы.

27.02

2

3

Флористика.

Композиция в декоративно-прикладном творчестве.

Виды композиций. Сюжетно-композиционный центр. Симметрия и асимметрия. Целостность.

Практическая работа:

Выполнение эскизов композиций. Стилизация растительных форм для декоративного панно. Выполнение композиций из природного материала

04.03

2

4

Панно «Чаепитие».

Виртуальная экскурсия в музей. История чайных сервизов – самостоятельная работа детей с информационными источниками, подготовка презентаций по теме. Изучение приемов декорирования изделий. Особенности миниатюрных декоративных композиций. Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ).

Практическая работа:

Лепка чайного сервиза. Сушка. Раскрашивание. Лакирование

05.03

2

5

Коллаж.

История возникновения и виды коллажа. Контраст фактуры и цвета.

Практическая работа:

Подготовка основы для фона панно. Составление композиций. Собираем предметы и выбираем объекты, контрастирующие по фактуре и цвету с фоном. Правила наклеивания деталей. Техника безопасности при работе с клеем.

11.03

2

6

Кожепластика.

История кожевенного мастерства. Материалы и инструменты для работы с кожей. Основные приемы работы с кожей. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. Способы перевода рисунка на основу. Правила наклеивания деталей.

Практическая работа:

Выполнение композиции в стиле кожепластика. Оформление выполненных работ.

Выставка работ по разделу. Оформление выставочной экспозиции

12.03

2

7

Изобразительные возможности батика.

Техника безопасности работы с инструментами и материалами для батика. Изучение специальных технических приемов. Приемы декорирования изделий.

Практическая работа:

Эксперимент с материалами и инструментами. Работа на ткани размером 20х20 в разных техниках. Сборка коллективного панно.

18.03

2

8

Изучение специальных технических приемов изображения цветов в технике батика.

Цветочные фантазии.

Выставка детских работ по разделу.

Техника безопасности работы с инструментами и материалами для батика. Изучение специальных технических приемов изображения цветов в технике батика. Работа с информационными источниками.

Практическая работа: выполнение эскизов-вариантов в карандаше и цвете, разработка цветовой гаммы изделия. Роспись изделия.

Оформление выставочной экспозиции.

19.03

25.03

26.03

2

2

2

9

Декоративные образы деревьев, трав и цветов.

Изучение приемов стилизации. Приемы применения комплекса средств художественной выразительности при работе над образом.

Практическая работа: выполнение изображения дерева в нетрадиционной технике.

Работа с информационными источниками, виртуальная экскурсия в музей современного искусства. Материалы и техники (кисти, краски, холст, трафареты, шпаклевочная масса, оргалит, вспомогательные и подручные средства).

Алгоритм: разработка образа дерева, эскиз в карандаше - эскиз в цвете - выбор техники - выполнение работы.

01.04

02.04

08.04

2

2

2

10

Экскурсия в музей изобразительного искусства

Экскурсия может быть виртуальной, с использованием ИКТ

09.04

2

V

Человек  и пространство в изобразительном искусстве

20

1

Скульптура бюста

Лепка головы человека из скульптурной глины

15.04

2

2

Викторина «Шедевры 18-19 вв»

16.04

2

3

Графическое построение  глаз человека

Пропорции глаз. Форма глаз. Компоновка на листе набросков

22.04

2

4

Графическое построение  носа и губ человека

Пропорции носа и губ. Форма носа и губ. Компоновка на листе набросков

23.04

2

5

Графическое построение  ушей человека

Пропорции ушей. Форма ушей. Компоновка на листе набросков

29.04

2

6

Пропорции головы человека фас

Пропорции головы человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской ).

Компоновка на листе набросков

30.04

06.05

4

7

Пропорции головы человека анфас.

Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе набросков

07.05

13.05

4

8

Пропорции головы человека профиль.

Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе

14.05

20.05

4

9

Наброски фигуры человека с натуры

пастелью

Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе

21.05

27.05

4

10

Выставка рисунков «Автопортрет»

28.05

2

11

Итого

144

Второй год обучения (возраст 10-12 лет)

В старшем возрасте игровая задача становится для ребёнка познавательной. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

У ребёнка продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки, форму прямоугольников, овалов, треугольников.

В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном материале, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д.

Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более высокой степенью овладения различными видами изобразительной деятельности и проявлением художественных способностей.

Формируется способность к восприятию ритма в рисунке, появляются склонности к конструированию и моделированию: развивающиеся зрительная память, представление и воображение ребёнка позволяют мысленно менять положение предмета и его частей, конструировать, действовать по заданной схеме и по воображению. В изобразительной деятельности у ребёнка развивается чувство материала, цвета, пространства. Закладываются предпосылки к развитию художественно-образного мышления.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй, что в изобразительной деятельности характеризуется более устойчивым вниманием к замыслу и реализации рисунка.                                        

Цель: совершенствование знаний, умений и навыков в области изобразительного творчества и стимулирование развития качеств личности ребёнка-творца.

   Задачи:                                                                                           

 1.Фформирование стремлений к творческой самореализации и         самостоятельности мышления и деятельности                                                                                        

   2. Развитие критического мышления, наблюдательности, оригинальности,         образного мышления                 

3. Воспитание эстетической культуры и личностно-значимого отношения к         понятиям: «Родина», «семья», «здоровье», «образование», «культура».

4. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

5. Постепенно, с учётом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

6. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского дома творчества).

7. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

Ожидаемые результаты

В конце учебного года учащиеся будут:            

         - осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно         обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное.                 

Знают, умеют:                              

- умеют изображать человека, и части тела.                                                                      

- умеют составить композицию;                                                                        

- знают о понятие о пространстве…                                                        

-умеют развивать и совершенствовать чувство цвета;                                        

-знакомы с передачей форм и структуры предметов, величину и соотношение частей; умеют использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения, свободно использовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, легко пользоваться кистью, умело проводить линии в разных направлениях, декоративном рисовании создавать элементы узора с нажимом или концом кисти), рисовать акварельными красками; показывать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков; познакомить с приёмом рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками;                

- умеют самостоятельно планировать и анализировать свою работу, организовывать рабочее место;

- имеют представления о некоторых жанрах изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) и некоторых средствах выразительности;

- знают технику безопасности при работе с ножницами и создают изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания.

        

Материально-техническое обеспечение:

акварельные краски, гуашь;

цветные карандаши;

стаканы для воды;

подставки под кисти; кисти.

Приёмы и методы используемые на занятиях изо кружка:

Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

Практические – упражнения, игр методы,

Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,

 словесные приёмы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Наглядные методы и приёмы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Основная форма занятий

Ведущей организационной формой является групповая деятельность, с элементами индивидуальной работы. Во время занятия обязательна «пальчиковая гимнастика», во время которой дети делают ряд специальных упражнений, способствующие развитию мелкой моторики.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

          1. Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

         2. Тематические выставки в ДОУ.

         3.  Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.

        Ожидаемые результаты: овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребёнком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Учебно-тематический план

 (Для группы, второго года обучения-144 часа)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

Дополни-

тельные занятия

1

Символика цвета

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ в жанре -  анималистика

30

5

25

-

2

От хаоса к форме, или что мы можем увидеть в геометрических формах

32

5

27

-

3

Черное и белое, или бином фантазии

30

3

30

-

4

Первообразы

28

5

23

-

5

Человек  и пространство в изобразительном искусстве

14

4

10

-

6

Диагностика

5

-

7

Итоговое занятие

5

-

Итого:144

144

34

100

36

Календарно-тематический план

(Для группы, второго года обучения-144 часа)

Тема (содержание)

Задание

Дата

Часы

I

Символика цвета

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ в жанре -  анималистика

30

1

Упражнение по проведению линий. Свободная тема

Инструктаж. Выявление творческих способностей

2

2

 Кто живет в Африке. Изображение жирафа.

Вводное занятие

Цветовой круг.

2

3

Изображение Африканского гепарда        

Цветовой спектр

        

2

4

Изображение бегемота и фламинго

Ахроматические и хроматические цвета

2

5

Мастер - класс «Техника цветовых растяжек в живописном рисунке»

Теплые и холодные цвета

2

6

Кто живет в России. Изображение совы и зайца на фоне ночного неба

Смешивание цветов. Сложный цвет

2

7

Изображение белки и бурундука на ветке

Знакомство с цветовым кругом, получение основных и дополнительных цветов.

2

8

Кто живет в России. Изображение волков на фоне снега.

Карандаши разной твердости. Выработка штриха.

Смешивание цветов. Сложный цвет

2

9

Кто живет в Америке. Изображение благородного оленя на фоне гор

Последовательность работы: от общего к частному. Пропорции тела животного четырех копытного

2

10

Кто живет в Америке. Изображение ягуара  и муравьеда на фоне тропического леса

Компоновка на листе. Характер линии. Штрих. Контрастность цвета.

2

11

Кто живет в Америке. Изображение ТУКАНА и попугая Ара  на фоне голубого неба

Воздушная перспектива. Характер линии

2

12

Кто живет в Америке. Изображение ПИРАНЬИ на фоне реки Амазонки

Воздушная перспектива. Характер линии. Работа с гуашью.

2

13

Кто живет в Америке. Изображение колибри на фоне цветов

Тоновая растяжка. Характер формы. Занятие по закреплению правила симметрии

2

14

Кто живет в Австралии. Изображение РАЙСКОЙ ПТИЦЫ и РОЗЕЛЛЫ на ветвях экзотического дерева

Тоновая растяжка. Характер формы. Занятие по закреплению правила симметрии

2

15

Свободная тема в технике «Цветовая растяжка холодных оттенков». Выставка рисунков.

Компоновка на листе. Тон, рефлекс. Сквозное построение.

2

Тема (содержание)

Задание

Дата

Часы

II

От хаоса к форме, или что мы можем увидеть в геометрических формах

32

1

Слушаем и рисуем сказку

Многочисленные короткие этюды (2 – 3 часа). В различных техниках (акварель, гуашь). Этюд – основа обучения живописи.  

2

2

Рисуем сказочные существа в реальном мире

Многочисленные короткие этюды (2 – 3 часа) Этюд – основа обучения живописи.  

2

3

Фантастический лес на фоне темноты

Точка как символ рождения мира. В качестве темноты используется бумага черного цвета. Возможна техника граттажа.

2

4

Свободная тема. Выставка детских работ

Применение осей симметрии при построении. Идея трансформации.

2

5

Сказка из цветного песка

Работа с формой предметов Техника пуантилизма (живописная манера письма раздельными мазками правильной формы в виде точек или квадратиков)

2

6

Тематический натюрморт с гипсовым предметом (гуашь).  

Линия и изменчивое множество  

2

7

Гризайль несложного натюрморта (2-3 предмета) с направленным освещением (акварель).  

Применение осей симметрии при построении.

Штрих и светотень.

2

8

Свободная тема. Выставка детских работ

Мореплаватели туманного моря, или сказка сплетения линий. Смешанная техника. Несколько карандашей, связанных в «Обойму»  

2

9

Этюды драпировок (акварель).  

Применение осей симметрии при построении.

Штрих и светотень.

Сквозное построение. Освещение верхнее боковое

2

10

Зарисовка геометрических плоских тел

Компоновка на листе. Сквозное построение. Построение овалов. Светотень (рефлекс, полутон, тон).

Выработка штриха

2

11

Натюрморт с прозрачным стеклом

Развиваем наблюдательность, анализ предмета, выявление штрихом, линией мелких деталей.

Штрих и светотень

2

12

Работа по трафарету. Выставка детских работ

Работа по трафарету, составление композиции в различных ракурсах

2

13

«Белый натюрморт” при дневном и искусственном освещении.

«Белый натюрморт” при дневном и искусственном освещении. Понятие теплохолодности в передаче светотени в живописи (акварель).  

2

14

Натюрморт - белый предмет в окружении цветных (гуашь).  

Компоновка в формате.

Натюрморт на сближенные тона (акварель).  

2

15

Натюрморт на контрастные тона.  

Итоговый натюрморт: 3-4 предмета разного тона, объединённых общей темой (акварель).   

Понятие гармонии контрастных тонов в одной постановке.  

Грамотный тон и штриховка

2

16

«Оживление» предметов   

Натюрморт в стиле фовизма. Работа с яркими и очень яркими цветами.

2

III

Черное и белое, или бином фантазии

30

Тема (содержание)

Задание

Дата

Часы

1

Играем в «Горячо-холодно»

Зима-лето. День и ночь

2

2

Мастер-класс
«Изображение горного пейзажа пластиковой картой»

Перспектива, беседа.

Линия горизонта, точка схода, перспективное сокращение и т.д.

2

3

Рисование городского пейзажа

Компоновка. Сквозное конструктивное построение.

Перспектива Светотень, падающая тень (построение)

2

4

«Единый мир»

Коллективная композиция

2

5

Выставка детских рисунков на тему: «Дети рисуют мир!»

Гуашь

2

6

Мастер класс «Пейзаж маслом на холсте»

Линия горизонта, точка схода, перспективное сокращение и т.д.

2

7

Свободная тема.Выставка рисунков художественного жанра-пейзаж на тему: «Закат»

Линия горизонта, точка схода, перспективное сокращение и т.д.

2

8

Презентация  и рисунок «Правила пожарной безопасности».

Гуашь или акварель

2

9

Мастер класс по написанию пейзажа маслом на холсте «Рассвет»

Масло и холст

2

10

 Рисуем мир с высоты птичьего полета

Верх и низ, или поиграем в игру Алисы из Зазеркалья

2

11

Игра «Ладушки»

Левое и правое, или мир зазеркалья. Правой рукой рисуют левую с линиями, а левой правую с линиями

2

12

Чудо-  дерево из одноименной сказки К. Чуковского

Гуашь, восковые мелки

2

13

Дорога, или путь к самому себе

Сюжет из детских книг «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова. У каждого героя предназначение: лев- к смелости, дровосек -к любви, страшило – к мудрости, Элли – к родительскому дому.

2

14

Зимняя сказка

Свободная тема

2

15

Сюжет любимого мультфильма

Техника смешанная

IV

Первообразы

28

1

Изображение по технике Vincent Van Gogh: «Звездная ночь»  

освоение новых графических материалов.

2

2

Эффект «Витража»

История витража; витраж, как шедевр мирового искусства; техника витража; выполнение эскиза 

2

3

Живопись на бересте.

Знакомство с особенностями и свойствами бересты. Изучение приёмов работы на бересте. Выполнение упражнений на нахождение зрительного центра, иллюзию пространства. Выполнение творческой композиции на бересте акрилом.

2

4

Подарок из цветов

Концептуальное искусство, Поп арт, паблик арт, компьютерную графику, боди арт

2

5

Игра слов и букв «АБВгедейка». Свободная тема.

Концептуальное искусство, Поп арт, паблик арт, компьютерную графику, боди арт

2

6

Космическое пространство

Концептуальное искусство, Поп арт, паблик арт, компьютерную графику, боди арт

2

7

Роспись хохломская

Различные стили и техники росписи; роспись бумажной тарелки с использованием растительного орнамента; роспись пасхального яйца и подставки.

2

8

Роспись шкатулок

Мезенская роспись. Палех

2

9

Сюжет фильма «Властелин колец»

Просмотр мультфильмов и сказок

2

10

Экскурсия в музей изобразительного искусства

Возможны виртуальные экскурсии в галерею

2

11

Добрый доктор «Айболит» из К Чуковского

Основы наблюдательной перспективы; рисуем улицу; рисунок в перспективе

2

12

Царевна-лягушка, царевна-Лебедь

Богиня-мать. Изображение женских сказочных персонажей связанных с водой.

2

13

Иллюстрация книги «Морозко», «Снежная королева»

Приемы написания и построения шрифтов; компоновка на листе; написание шрифтов с применением различных материалов.

2

14

Скульптура «Мое любимое животное

Скульптура

Основные приемы работы с глиной, скульптурная композиция, выполненная коллективно

2

V

Человек  и пространство в изобразительном искусстве

14

1

Скульптура на тему «Человек»

Лепка головы человека из скульптурной глины

2

2

Графическое построение  глаз человека

Пропорции глаз. Форма глаз. Компоновка на листе набросков

2

3

Графическое построение  носа и губ человека

Пропорции носа и губ. Форма носа и губ. Компоновка на листе набросков

2

4

Графическое построение  ушей человека

Пропорции ушей. Форма ушей. Компоновка на листе набросков

2

5

Женская гипсовая голова фронтально

Пропорции головы человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской ).

Компоновка на листе набросков

2

6

Гипсовая голова в три четверти.  

Пропорции головы человека анфас.  

2

7

Гипсовая голова в профиль.

Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе

2

8

Композиция «Портрет моей мамы»

Портретная живопись

Знакомство с шедеврами мирового искусства; составление телесного цвета; выполнение 3-4 эскизов.

2

9

Автопортрет пастелью

Гуашь

2

10

Парадный портрет

Гуашь

12

Выставка рисунков «Автопортрет». Свободная тема.

Смешанная техника

2

Итого

144

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического./С.В.Аранова. – СПб.: КАРО,2006.
  2. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы» – М.: Издательство ВЛАДОС, 2006.
  4. Давыдов С. Батик. Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА (Энциклопедия). 2006 .
  5. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. Учебник для 4 класса нач. шк.(ФГОС) /Под ред. Б. М. Неменского. – М.:Просвещение, 2011.
  6. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1. – М.: Дрофа, 2010.
  7. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. – М.: «Дрофа», 2006.
  8. Копцева Т.А. Природа и художник. – М.: Творческий центр, 2006.
  9. «Как писать акварелью». (Начинающему художнику). – М.: АСТ; Астрель, 2005.
  10. Кожохина С. К. Батик. Все о картинках на ткани – Ярославль: Академия развития, 2006.
  11. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007.
  12. Неменская Л.А. Каждый народ- художник. – М.: Просвещение, 2008.
  13. Пауэл, У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет. Уидьям Ф.Пауэл; пер. с англ. У.Сапциной– М.: Астрель: ACT, 2005.
  14. Скребцова Л.А., Данильченко Л А., Ивлева, А.Г. Объёмные картины из кожи. – Ростов-на-Дону, Феникс 2006.
  15. Сервер Ф.А. Масляная живопись для начинающих / Франсиско Асенсио Сервер; пер. с нам. Т.Панфиловой – М.: ACT: Астрель,2007.
  16. http://www.art-catalog.ru/ – галерея картин известных художников, биографии.
  17. http://www.artprojekt.ru/ – история мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы, контакты специализированных магазинов и производственных фирм.
  18. http://www.artandphoto.ru/ – галереи живописи и фото российских и зарубежных художников в жанрах: пейзаж, портрет, фэнтези, природа,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Природа и художник"

На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального внимания и как средство эмоционально-обзорного воздействия на творческую деятельность воспитанников....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

Дополнительная образовательная программа «Юный художник» имеет художественную направленность. Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования связано с задача...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства (для детей с ОВЗ) «Маленький художник»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искус (для детей с ОВЗ) "Маленький художник"Занятия по изобразительной деятельности,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юные художники"

Данная программа направлена на развитие художественного творчества и учитывает особенности каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу. Данная программа позво...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник»

Программа составлялась на основании большого опыта работы как учителя ИЗО. Многие направления и разделы в программе так составлены, чтобы была периодичность в посезонном рисовании малой родины, в изуч...