Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства (для детей с ОВЗ) «Маленький художник»
рабочая программа

Антонова Ирина Александровна

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искус (для детей с ОВЗ) "Маленький художник"

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому развитию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnaya_deyatelnost.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (ГБУ ЦССВ «Сколковский»)

             Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства

(для детей с ОВЗ)

                                                 «Маленький художник»

                                                       Возраст 5-14 лет

Составитель: Антонова Ирина Александровна

                                              Москва 2022 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного  и младшего школьного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому развитию ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды часто имеют трудности в социализации и адаптации в образовательном пространстве. Эти трудности, с одной стороны, обусловлены индивидуальными особенностями детей, характером имеющихся нарушений в развитии, а с другой стороны, низким уровнем толерантности и трудностями интеграции таких детей в среде сверстников. Важная роль в осуществлении данного процесса принадлежит искусству. Адаптационные возможности искусства по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья связаны с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, содействует реализации его творческих потребностей, предоставляет ему неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в процессе творчества,     так     и     в     процессе     познания     своего     «Я».    Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс его коммуникации и установления отношений с окружающими. Художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа, мировой культуре и изучению народных традиций.

Актуальность программы

Программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования положительных личностных качеств ребенка. Через занятия изобразительной деятельностью появляются реальные возможности психологической помощи ребенку. Поэтому сочетание психологического подхода, развивающей и художественно-эстетической направленности, составляющих программу, становится особенно актуальным.

Новизна программы

В программе применяется широкий комплекс различного дополнительного материала по изобразительному искусству, что позволяет выполнять работы в разнообразной смешанной технике. В программе предусмотрено, чтобы каждое занятие имело развивающую направленность

Отличительной особенностью программы является использование на занятиях специальных методов и приемов обучения (использование нетрадиционной техники рисования, выполнение работ в смешанной технике).

Цель:

Цель программы

- Повышение уровня социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности и изобразительного искусства.

-формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Задачи:

-развитие интереса к изобразительной деятельности;

- развитие эмоциональной сферы и воображения воспитанников;

-формирование художественно-творческой активности;

- формирование нравственно-эстетической отзывчивости обучающихся к явлениям окружающей жизни;

-формирование умений пользоваться инструментами;

-обучение доступным приемам работы с различными материалами;

-обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;

-развитие художественно-творческих способностей.

-способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах, интерес к успехам других детей, творческий отклик на события окружающей жизни, усидчивость).

- формировать положительное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Продолжительность программы

Срок реализации программы - 1 год

Формы обучения: групповая.

Режим занятий: 1 занятие в неделю. Продолжительность занятия – 20  минут.

Структура занятия:

1.        Сообщение темы занятия, цели и задач предстоящей работы;

2.        Воспроизведение детьми знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3.        Выполнение        различных        заданий,        задач,        упражнений,        в        том        числе направленных на решение коррекционно-развивающих задач;

4.        Проверка выполненных работ;

5.        Подведение итогов занятия.

Требования к результатам усвоения программы

При        условии        успешной        реализации        данной        программы        будет наблюдаться положительная динамика в развитии, обучающийся.

        Система оценки личностных результатов.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в карту наблюдений.

Оценка результатов осуществляется в баллах (0-3):

 0 - нет фиксируемой динамики;

  1 – незначительная динамика;

   2 – хорошая динамика;                                                                                

   3 - значительная динамика.

Система оценки предметных результатов.

 Навыки

Уровни сформированности на 1

полугодие

Уровни сформированности на

2 полугодие

Рисование.

- Умеет пользоваться красками, карандашами, кисточками.

- Умеет работать с карандашами, проводить линии с нажимом и без нажима.

- Умеет соединять точки.

- Умеет закрашивать внутри контура.

- Умеет рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

- Умеет рисовать по трафарету, шаблону.

- Освоил приёмы работ с кистью (касание, примакивание).

- Умеет получать цвета красок путём смешивания.

- Умеет дополнять рисунок

декоративными элементами.

 - Умеет пользоваться мелками, фломастерами.

Лепка.

- Умеет пользоваться пластилином.

- Узнаёт инструменты и приспособления для работы с пластилином, стэка, подложка, валик.

- Умеет работать с пластилином.

- Знает приёмы раскатывания, отрывания, размазывание.

- Умеет отщипывать кусочки пластилина от целого куска. - Умеет катать шарики на доске. Умеет сгибать колбаски в кольцо.

- Умеет закручивать колбаски в жгутик.

- Умеет отрезать кусочки пластилина стэкой.

- Умеет соединять детали между собой.

Аппликация.

-Умеет работать с бумагой.    Умеет бумагу сгибать, сминать, работать с ножницами, резать по прямой линии.  

 - Умеет работать с отдельными заготовками, умеет пользоваться клеем при работе с бумагой.

- Умеет соблюдать последовательность действий при изготовлении аппликации.

 - Умеет дополнять рисунок

декоративными элементами.

Баллы

Уровень сформированности навыка

0

Навык или умение отсутствует

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно

Система оценки Базовых Учебных Действий

Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе.

  1.   баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с воспитателем;
  2. балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию воспитателя, при необходимости требуется оказание помощи;
  3.    балла   ―   преимущественно   выполняет действие   по   указанеию   воспитателя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  4.    балла   ―   способен   самостоятельно   выполнять   действие   в определенных ситуациях, нередко допускает   ошибки,   которые исправляет   по прямому указанию воспитателя;
  5.   балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию воспитателя;
  6.  баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технологии обучения:

Здоровьезберегающие технологии (разогревание и настройка артикуляционного аппарата, речевые разминки, пальчиковая гимнастика, физминутки, логопедические упражнения и прочее).

Личностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход).

Информационно-коммуникативные технологии (использование электронных образовательных ресурсов, применение технических средств обучения, использование презентаций, аудиоматериалов, видеороликов).

Игровые технологии (использование на уроках игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности).

Основными видами деятельности обучающихся на уроке являются:        

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

 - деятельность по последовательной инструкции;

- деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;

- самостоятельная деятельность.

Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении. В процессе занятия предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания.

Методы и формы обучения:

 - обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности;

 - процесс развития и обучения опирается на развитие у воспитанников базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей;

- большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации;

- обязательная        фиксация        и        эмоциональная        оценка        учебных        малейших достижений ребенка.

Учебно-методический комплекс Методическая литература

  1. Баряева Л. Б., Яковлева Н.Н .Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.– СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой,, 2011.- 480 с.
  2. Забрамная С.Д., Исаева ТН. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: В. Секачёв, ТЦ

«Сфера», 2007.

  1. Стребелева. Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога. – М.: ВЛАДОС. 2005.
  2. Худенко        Е.В.        «Практическое        пособие        по        развитию        речи        для        детей        с отклонениями в развитии.- Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
  3. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи.- М., 2011.
  4. Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. СПб, 2007.

Материально-техническое обеспечение.

Учебно-практическое оборудование:

  • конструкторы; альбомы, простые и цветные карандаши; краски акварельные и гуашевые; ластики, стаканчики-непроливайки; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; кисти; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
  • муляжи фруктов и овощей (комплект);
  • листья деревьев;
  • предметы и игрушки для рисования по темам;

Технические средства обучения: компьютер.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Кол-во занят

Виды деятельности на занятие

Задания индивидуальные

Сентябрь, октябрь, ноябрь (

 Рисование, лепка, аппликация.

1.

Рисование «Лучи солнца»

1

Практическая

деятельность, работа с карандашами.

Практическая работа.

2

Катание колбаски на

доске (в руках).

1

Работа с пластилином.

Практическая

работа.

3.

Обрывная аппликация «Осеннее

дерево»

1

Работа с цветной бумагой, клеем.

Практическая работа.

4.

Рисование «Дождь»

1

Практическая

деятельность, работа с карандашами.

Практическая работа.

5.

Яблоки на дерево

1

Работа с пластилином.

Практическая

работа.

6.

Аппликация из

осенних листьев

1

Работа с цветной

бумагой, клеем.

Практическая

работа.

7.

Рисование

«Листопад»

1

Практическая

деятельность, работа с красками.

Практическая работа.

8.

«Пластилиновые заплатки»

1

Просмотр

видеоматериала, работа с пластилином.

Практическая работа.

9.

Аппликация с элементами рисования «Тучи, дождь»

1

Работа        с бумагой, клеем.

Практическая работа.

10

Рисование  « Салют»

1

Работа с пальчиковыми красками

Практическая работа

11.

Пластилиновые

колечки

1

Работа с пластилином.

Практическая

работа.

12

Аппликация « Украсим Маше платье»

1

Работа        с бумагой, клеем.

Практическая работа.

13

Рисование прямых линий

1

Практическая

деятельность, работа с карандашами.

Практическая работа.

                                                  Декабрь, январь, февраль

14.

Рисование ватными палочками «Снег»

1

Практическая

деятельность, работа с  красками

Практическая работа.

15

Лепка «Ягоды»

1

Работа с пластилином.

 Практическая работа.

16

Аппликация из разноцветных

полосок «Шарф»

1

Работа        с бумагой, клеем.

Практическая работа.

17

Рисование «Шары на Елке»

1

Практическая

деятельность, работа с   пальч красками

Практическая работа.

18

Лепка «Груша»

1

Работа с пластилином.

 Практическая работа.

19

Аппликация из разноцветных

фигур «Гирлянда»

1

Работа        с бумагой, клеем.

Практическая работа.

20

Рисование «Колеса»

1

Практическая

деятельность, работа с   карандашами

Практическая работа.

21

Лепка «Украшение на елку»»

1

Работа с пластилином.

 Практическая работа.

22

Аппликация  «Снеговик»

1

Работа        с бумагой, клеем.

Практическая работа.

23

Рисование «Елка»»

1

Практическая

деятельность, работа с   пальч красками

Практическая работа.

24

Лепка Еж»

1

Работа с пластилином.

 Практическая работа.

25

Аппликация из  треугольнтков «Елкаа»

1

Работа        с бумагой, клеем.

Практическая работа.

26.

Рисование

«Морковь»

1

Практическая

деятельность, работа с красками.

Практическая работа.

Март, апрель, май

27.

Аппликация

«Медвежонок»

1

Работа        с        заготовками,

клеем.

Практическая

работа.

28.

Рисование «Цветные карандаши»

1

Практическая

деятельность, работа цветными карандашами..

Практическая работа.

29.

Лепка «Корзина с фруктами»

1

Работа с пластилином.

 Практическая работа.

30

Аппликация

«Птицы»

1

Работа        с        заготовками,

клеем.

Практическая

работа.

31

Рисование «Мимоза»

1

Работа с красками

Практическая работа.

32

Лепка «Колобок»

1

Работа с пластилином.

 Практическая работа.

33

Аппликация

«Подснежник»

1

Работа        с        заготовками,

клеем.

Практическая

работа.

34

Рисование «Трава»

1

Работа с карандашами

Практическая работа.

35

Лепка «Цветок»

1

Работа с пластилином.

 Практическая работа.

36

Аппликация

«Город»

1

Работа        с        заготовками,

клеем.

Практическая

работа.

37

Рисование «Дом»

1

Работа с красками

Практическая работа.

38

Лепка «Тарелка»

1

Работа с пластилином.

 Практическая работа.

39

Рисование  «Весна»

1

Работа с карандашами

Практическая работа.

                                    Июнь, июль, аагуст

40

Рисование

«Одуванчик»

1

Практическая

деятельность, работа цветными карандашами.

Практическая работа.

41

Аппликация из

геометрических фигур

1

Работа        с        заготовками,

клеем.

Практическая

работа.

42

Лепка «Улитка»

3

Работа с пластилином.

Практическая

работа.

43

Аппликация

«Салют»

1

Работа        с        заготовками,

клеем.

Практическая

работа.

44

Рисование «Поляна»

1

Работа с красками

Практическая работа.

45

Лепка «Вазочка»

1

Работа с пластилином.

 Практическая работа.

46

Аппликация

«Облака»

1

Работа        с        заготовками,

клеем.

Практическая

работа.

47

Рисование «Цветы»

1

Работа с карандашами

Практическая работа.

48

Лепка «Уточка»

1

Работа с пластилином.

 Практическая работа.

49

Аппликация

«Солнце»

1

Работа        с        заготовками,

клеем.

Практическая

работа.

50

Рисование «Одуванчик»

1

Работа с красками

Практическая работа.

51

Лепка «Гриб»

1

Работа с пластилином.

 Практическая работа.

52

Рисование  «Дерево»

1

Работа с карандашами

Практическая работа.

Итого: 52 занятия

       

                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Рекомендации к проведению занятий  по изобразительной деятельности

Рисование 

            Весь материал готовится заранее.

1.       В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т.п.).

2.       Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны, для того, чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком.

Для занятия с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой смоченными водой.

3.       Воду для промывания кистей наливают в прозрачные стаканчики, или небьющиеся баночки.

В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнение воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.

4. Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.

5. Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцевой кистью среднего размера, а в старшей группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.

6. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке. Для рисования карандашами в старших группах необходимо использовать 18 – 24-цветные коробки карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой карандаш.

7. Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, поставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть изобразительных материалов хранится в столах у детей, поэтому до занятия необходимо вместе с детьми проверить в каком состоянии эти материалы.

8. Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или несколько натур.

9. По окончании занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске и т.п.).

10. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности детей: с игровой, музыкальной, речевой, театрализованной, поэтому педагог не говорит, что занятие закончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности.

Лепка

            Основной пластический материал, который используют в обучении детей лепке – это глина.

1.       Глину готовят задолго до занятий для того, чтобы она выстоялась, загустела и была в таком состоянии, когда она не прилипает к рукам. Готовую глину хранят в полиэтиленовом ведре с крышкой или закрывают мокрой тряпкой, полиэтиленовой пленкой; можно хранить глину во влажной тряпке в полиэтиленовом пакете.

В младшей группе глину формируют в столбик величиной чуть больше детской ладони.

В средней группе на общий стол выставляют форму с глиной и плоскую лопатку, приучают детей брать глины столько, сколько необходимо для того, чтобы вылепить предмет или несколько предметов.

2. Дети младшей и средней групп могут лепить на пластиковых досках. В средней группе необходимо использовать поворотные станки, на которых удобно не только обследовать предмет (народную игрушку, скульптуру малой формы), но и лепить его, не нарушая форму, обрабатывать поверхность предмета и т.д.

3. Для лепки глиной необходимо ставить на стол небольшие блюдца с водой или влажную тряпочку, которой дети пользуются при примазывании одной части предмета к другой, при сглаживании поверхности формы.

4. Пластилин можно использовать во всех возрастных группах.

Для лепки в младшей группе его до занятия слегка разогревают (в сушильной камере, на батарее), старшие дошкольники способны разогреть, размять пластилин руками в момент объяснения задания педагогом.

Сглаживать поверхность предмета, вылепленного из пластилина труднее. Дети делают это пальцами, иногда применяется влажная тряпочка.

5.       После лепки глиной дети могут вытереть стол, дощечку влажной тряпочкой и помыть руки.

            После лепки пластилином необходимо вытереть руки сухой тряпочкой или бумажной салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.

6.       Во всех возрастных группах дети используют стеки – специальные палочки из пластмассы, деревянные или металлические. Можно использовать те, которые имеются в коробке с пластилином, а также разнообразить их набор петлей из алюминия или меди, широкой лопаткой из легкого металла или пластика, палочки с заточенным концом, которую можно сделать из сломанной или не пригодной для рисования кисти.

7.       Для обработки и украшения поверхности вылепленного предмета используют разнообразные по форме и материалу печатки.

 

Аппликация

1.       Во второй младшей группе дети выполняют коллажи из готовых форм, которые получают на подносе или в конверте.

2.      В средней группе дети учатся вырезать ножницами части, из которых изображаются предметы, поэтому получают заготовки на подносе.

3.      В старшей группе детям дают заготовки цветной бумаги, а в подготовительной к школе группе детям предлагают набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета бумаги и формата.

4.      В качестве основы для коллажа используют цветной картон и полукартон.

5.      Бумагу-основу можно тонировать в нужный цвет таким образом, чтобы бумага при пользовании клеем не пачкалась.

6.      Для приклеивания изображения используют только клейстер, только работа с частями сухих растений, с поролоном и тканью допускает использование синтетического клея, но в этом случае педагог проводит индивидуальную работу и оказывает помощь и контроль.

7.      Все материалы для занятия аппликаций: кисти, салфетки, подкладки под бумагу должны быть чистыми.

8.      Материалы, в том числе и ножницы, выставляются на отдельный стол и дети самостоятельно готовят столы к занятию, а после занятия каждый из детей моет кисть, собирает обрезки и выбрасывает в корзину для мусора. Розетка для клея и салфетки могут помыть и постирать дежурные.

9.      Ножницами дети работают под руководством воспитателя, который обязан следить за правильным пользованием ими и контролировать технику безопасности.

10.   Обрезки бумаги, которые можно использовать повторно в качестве мелких деталей следует собирать в красивую коробку и выставлять ее как на занятии, так и для творческой деятельности вне занятий.

                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Правила рисования карандашом:

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее.

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 3

Правила рисования краской.

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому руке с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).

6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 4

Учим детей пользоваться ножницами.

Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы, которые есть в каждом доме, могут оказать очень большую помощь в подготовке ребенка к школе. 

Для детского творчества есть специальные модели – безопасные. Они, как правило, небольшие по размеру, адаптированы под детские руки, легкие, удобные, с закругленными кончиками. Они защищены от того, что ребенок может пораниться во время работы. Существуют даже ножницы, у которых лезвия закрыты пластиком.

Покажите ребёнку, как правильно держать ножницы в руках и как резать. Первые движения по раскрытию и закрытию ножниц проделайте без бумаги, потренируйтесь в воздухе. После того, как малыш поймет принцип действия, переходите на бумагу.

Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. Овладение тем или иным приемом вырезывания – процесс длительный, требующий неоднократных повторений, упражнений. Обучение работе с ножницами и приемам вырезывания будет проходить более легко и успешно, если родители помогут малышу научиться держать ножницы и правильно пользоваться ими. 

Для начала обсудите с ребенком правила использования ножниц, так как ножницы - это НЕ игрушка. Это инструмент. Они острые и опасные. Если не правильно ими пользоваться, можно пораниться.

 Правила работы с ножницами

·       Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

·       Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

·       Ножницы кладите кольцами к себе.

·       Следите за движением лезвий во время резания.

·       Не оставляете ножницы раскрытыми.

·       Передавайте ножницы кольцами вперед.

·       Не машите ножницами, не подносите к лицу.

·       Используйте ножницы по назначению.

·       После окончания работы кладите ножницы в футляр.

·       Храните ножницы всегда в определенном месте.

Когда мы изучили правила работы с ножницами, нужно научиться правильно держать ножницы?

1. Ребенок должен держать руку так, чтобы большой палец находился вверху. Взрослому нужно надеть на пальчик одно из колец ножниц.

2. Во второе кольцо малыш сам должен продеть указательный палец.

3. Для удобства, во второе кольцо можно продеть и кончик среднего пальца.

4. Мизинец и безымянный палец нужно подогнуть, чтобы они упирались в ладонь.

5. Для того чтобы научить ребенка правильно держать ножницы, поднимите лист бумаги выше уровня его глаз. Если малыш захочет ее порезать, он автоматически возьмет ножницы правильно.

6. Помните, что работать с ножницами нужно, сидя за столом. Ноги ребенка должны упираться в пол. Локти – лежать на столе. Колени – согнуты под прямым углом.

7. В процессе вырезания руки должны быть немного прижаты к телу.

Принципы работы с ножницами. Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой, ребенка нужно правильно усадить. 

• Ребенок должен сидеть прямо, его ноги должны упираться в пол, а не висеть в воздухе.

• Локти ребенка должны лежать на столе, колени согнуты под прямым углом.

• Руки прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны находиться очень высоко "в воздухе". Проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании.

Далее покажите ребенку, как вы сами режете бумагу на полоски, вырезаете круги, треугольники, различные предметы по контуру. Будьте терпеливы, поддерживайте ребенка. С течением времени ваш малыш будет овладевать ножницами все лучше (ему необходима практика).

Упражнения, с помощью которых формируются навыки вырезывания:

1.                     Разрезывание бумаги в виде полосок, шириной не более 2 см. (билеты, товарные чеки для игр в кино, магазин, автобус...), сгибание полосок пополам и разрезание их по линии сгиба на прямоугольники и квадраты.

2.                     Разрезывание прямоугольников и квадратов по диагонали (выкладывание узоров из получившихся фигурок).

3.                     Вырезывание: круга из квадрата, овала из прямоугольника при помощи срезания уголков, либо по заранее проведенной линии (выкладывание фигурок снеговика, птиц, животных...).

4.                     Вырезывание картинок из старых газет и журналов, по сюжетам близким к интересам каждого ребенка.

      Детям очень нравится заниматься именно с родителями, выслушивать от них положительные комментарии. Помните, что малышам необходима постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому хвалите своего ребенка и не бойтесь перехвалить!

Главное условие успешного овладения ножницами - это совместная деятельность между педагогом, родителями и ребенком!

И самое главное – хвалите своего ребенка за любой, даже маленький успех, ведь он старается, в первую очередь, чтобы порадовать вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 1 модуль Возраст обучающихся: 6,6 - 11 лет.Срок реал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль» скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализац...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализ...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» II ступень

Дополнительная  общеобразовательнаяОбщеразвивающая программав области музыкального искусствапо учебному предмету«Музыкальный инструмент (фортепиано)»II ступень Возраст обучающихс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» (фортепиано)

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программав области музыкального искусства«Музыкальный инструмент»(фортепиано) Возраст обучающихся: 6,6 - 9 лет.Срок реализации: 3 год...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения  проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на со...