Образовательный проект в работе учителя-логопеда
статья

Сайфуллина Светлана Степановна

В статье представлен опыт работы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный проект в работе учителя-логопеда.                                 Из опыта работы.

Сайфуллина Светлана Степановна,

учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ,

высшая квалификационная категория

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Ценность этого метода заключается в том, что он обеспечивает активную позицию ребёнка в учении: ребёнок не просто запоминает и воспроизводит знания, а учится  применять их на практике.

Образовательные проекты с успехом применяются и в логопедической работе, т.к. способствуют развитию всех компонентов речи в целом, познавательных процессов, коммуникативных навыков. Образовательный проект – это совместная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение определённой проблемы. И начинается она с выявления этой самой проблемы.

Для группы второклассников  с нарушениями чтения и письма, обусловленными  фонематическим недоразвитием речи, такой проблемой стали многочисленные ошибки на почве нарушения фонематического анализа и синтеза. Свой образовательный проект мы назвали «Зоркий глаз-чуткое ухо-твёрдая рука».

Тип проекта: практикоориентированный, групповой, краткосрочный.

По профилю знаний: монопроект, выполняется в рамках логопедических занятий, но имеет надпредметную направленность.

Участники проекта: учитель-логопед, группа учащихся 2-х классов с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонематическим недоразвитием речи, родители.

Актуальность проекта. Фонематическое недоразвитие речи создает  серьёзные трудности в обучении.  Оно проявляется в значительном нарушении звукобуквенного анализа слов и, следовательно, в серьёзных ошибках на письме. Это замены и смешения, пропуски букв, слогов, добавление лишних букв, слитное написание нескольких слов. Детям также свойственны неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объёма памяти (особенно на речевой материал), замедленное течение мыслительных процессов и т.д. Всё это препятствует успешной учебной деятельности.        

Цель: формирование навыков языкового (звуко-слогового) анализа и синтеза у младших школьников с фонематическим недоразвитием речи.  

Задачи: проанализировать литературу по теме; отобрать дидактические игры и упражнения, способствующие развитию фонематического анализа и синтеза, развитию психических процессов, необходимых  для  письма; привлечь родителей к активному участию в работе.                                                                                        

Ожидаемый результат:

- у детей должны быть закреплены понятия  «звук»  (гласный,  согласный),  «буква»,  «слог», «слово», «предложение»;

- положительный сдвиг в умении определять место гласных и согласных звуков в словах в сильной позиции; навыках звукобуквенного анализа и синтеза слогов, слов, значительное уменьшение ошибок в письменных работах детей;

- создание совместно с детьми и родителями копилки упражнений по теме.

        Ресурсное обеспечение.

1. Технические средства: компьютер, интерактивная доска.
2. Наглядный материал: дидактические игры и упражнения для коррекции нарушений письма; предметные и сюжетные картинки.

Этапы реализации проекта.                                                                                                                             1 этап – диагностический, 1-я неделя. Были осуществлены анализ письменных работ совместно с учащимися,  постановка проблемы; консультирование родителей с целью вовлечения их в работу в проектной деятельности; изучение литературы, имеющегося опыта по теме. На этом этапе детям в увлекательной форме было сообщено о предстоящей проектной деятельности: «Проект – это 5 П».   

1 П – проблема. Определили, что у нас она заключается в пропусках букв, слогов, нарушении структуры слова.

2 П – планирование. Обсуждение: как можно исправить такие ошибки? Что для этого нужно делать?  Совместное формулирование выводов (задач):

-научиться различать гласные и согласные звуки и буквы;

-определять количество и порядок звуков и букв в словах;

-делить слова на слоги; выделять ударную гласную, ударный слог;

-научиться внимательно слушать, правильно писать, не пропуская букв.

        2 этап – практический, 2 – 3-я недели – 3 П - поиск информации (материала).

Проводились  коррекционно-развивающие занятия с активным привлечением детей к подготовке и изготовлению дидактического материала, по возможности привлекая к участию родителей. Работа проводилась  в два этапа: 1) выполнение заданий, предложенных логопедом; 2) придумывание по аналогии своего задания для группы.

        Приводим некоторые упражнения, вошедшие в Проект.

        «Древнерусское письмо» (для закрепления понятий «гласный» и «согласный», звуки и буквы, навыков  последовательного фонематического анализа, отработки механизма переключения, избирательности при письме): записывать диктуемые орфографически слова сначала только согласными, а затем только гласными буквами, обозначая пропущенные буквы чёрточкой. Начинать нужно с коротких слов, постепенно усложняя материал. Домашнее задание: придумать (найти) своё предложение для записи.                                                                                                                       «Буквочёт» (формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать звуковую и буквенную структуру слова в памяти): логопед  называет слова с одинаковым количеством букв. Ребёнок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определённую по счёту букву во всех словах. Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до 7.

Домашнее задание: придумать свои слова с одинаковым количеством букв для предъявления группе. В помощь могут быть предложены предметные картинки (например, по Г. Каше).

3 этап – обобщающий, 4-я неделя – время четвёртой и пятой П в проекте. 4 П – продукт. В нашем случае это копилка интересных заданий, подготовленных детьми, оформленная в папке и в форме слайдов для работы на интерактивной доске. 5 П – это презентация нашего продукта.

        Практическая        значимость.
        Применение учащимися полученных знаний и умений в процессе обучения русскому языку и другим предметам. Эффективность проекта можно проверить по результатам  контрольных по русскому языку. В нашем случае это было заметное снижение количества ошибок, обусловленных недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

Список литературы

  1. Башилова Е.С.  Упражнения при пропуске букв в словах. – АВС School.
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.
  3. Котова Н. А. Использование проектного метода в работе логопеда// Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.:

Буки-Веди, 2015. — С. 191-193.

  1. Лазарев Тимофей. Проектный метод: ошибки в использовании / Газета «Первое сентября», №1, 2011.
  2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
  3. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2009.
  4. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда.

Качественное изменение содержания дошкольного образования, отвечающего требованиям первой ступни общего образования и ФГОС ДО возможно через совершенствование содержания дошкольного образования в соот...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Проект «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»

 Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, ...

Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...