Образовательный проект в работе учителя-логопеда
статья
В статье представлен опыт работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В статье представлен опыт работы по данной теме | 32.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект в работе учителя-логопеда. Из опыта работы. Сайфуллина Светлана Степановна, учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ, высшая квалификационная категория |
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Ценность этого метода заключается в том, что он обеспечивает активную позицию ребёнка в учении: ребёнок не просто запоминает и воспроизводит знания, а учится применять их на практике.
Образовательные проекты с успехом применяются и в логопедической работе, т.к. способствуют развитию всех компонентов речи в целом, познавательных процессов, коммуникативных навыков. Образовательный проект – это совместная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение определённой проблемы. И начинается она с выявления этой самой проблемы.
Для группы второклассников с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонематическим недоразвитием речи, такой проблемой стали многочисленные ошибки на почве нарушения фонематического анализа и синтеза. Свой образовательный проект мы назвали «Зоркий глаз-чуткое ухо-твёрдая рука».
Тип проекта: практикоориентированный, групповой, краткосрочный.
По профилю знаний: монопроект, выполняется в рамках логопедических занятий, но имеет надпредметную направленность.
Участники проекта: учитель-логопед, группа учащихся 2-х классов с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонематическим недоразвитием речи, родители.
Актуальность проекта. Фонематическое недоразвитие речи создает серьёзные трудности в обучении. Оно проявляется в значительном нарушении звукобуквенного анализа слов и, следовательно, в серьёзных ошибках на письме. Это замены и смешения, пропуски букв, слогов, добавление лишних букв, слитное написание нескольких слов. Детям также свойственны неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объёма памяти (особенно на речевой материал), замедленное течение мыслительных процессов и т.д. Всё это препятствует успешной учебной деятельности.
Цель: формирование навыков языкового (звуко-слогового) анализа и синтеза у младших школьников с фонематическим недоразвитием речи.
Задачи: проанализировать литературу по теме; отобрать дидактические игры и упражнения, способствующие развитию фонематического анализа и синтеза, развитию психических процессов, необходимых для письма; привлечь родителей к активному участию в работе.
Ожидаемый результат:
- у детей должны быть закреплены понятия «звук» (гласный, согласный), «буква», «слог», «слово», «предложение»;
- положительный сдвиг в умении определять место гласных и согласных звуков в словах в сильной позиции; навыках звукобуквенного анализа и синтеза слогов, слов, значительное уменьшение ошибок в письменных работах детей;
- создание совместно с детьми и родителями копилки упражнений по теме.
Ресурсное обеспечение.
1. Технические средства: компьютер, интерактивная доска.
2. Наглядный материал: дидактические игры и упражнения для коррекции нарушений письма; предметные и сюжетные картинки.
Этапы реализации проекта. 1 этап – диагностический, 1-я неделя. Были осуществлены анализ письменных работ совместно с учащимися, постановка проблемы; консультирование родителей с целью вовлечения их в работу в проектной деятельности; изучение литературы, имеющегося опыта по теме. На этом этапе детям в увлекательной форме было сообщено о предстоящей проектной деятельности: «Проект – это 5 П».
1 П – проблема. Определили, что у нас она заключается в пропусках букв, слогов, нарушении структуры слова.
2 П – планирование. Обсуждение: как можно исправить такие ошибки? Что для этого нужно делать? Совместное формулирование выводов (задач):
-научиться различать гласные и согласные звуки и буквы;
-определять количество и порядок звуков и букв в словах;
-делить слова на слоги; выделять ударную гласную, ударный слог;
-научиться внимательно слушать, правильно писать, не пропуская букв.
2 этап – практический, 2 – 3-я недели – 3 П - поиск информации (материала).
Проводились коррекционно-развивающие занятия с активным привлечением детей к подготовке и изготовлению дидактического материала, по возможности привлекая к участию родителей. Работа проводилась в два этапа: 1) выполнение заданий, предложенных логопедом; 2) придумывание по аналогии своего задания для группы.
Приводим некоторые упражнения, вошедшие в Проект.
«Древнерусское письмо» (для закрепления понятий «гласный» и «согласный», звуки и буквы, навыков последовательного фонематического анализа, отработки механизма переключения, избирательности при письме): записывать диктуемые орфографически слова сначала только согласными, а затем только гласными буквами, обозначая пропущенные буквы чёрточкой. Начинать нужно с коротких слов, постепенно усложняя материал. Домашнее задание: придумать (найти) своё предложение для записи. «Буквочёт» (формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать звуковую и буквенную структуру слова в памяти): логопед называет слова с одинаковым количеством букв. Ребёнок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определённую по счёту букву во всех словах. Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до 7.
Домашнее задание: придумать свои слова с одинаковым количеством букв для предъявления группе. В помощь могут быть предложены предметные картинки (например, по Г. Каше).
3 этап – обобщающий, 4-я неделя – время четвёртой и пятой П в проекте. 4 П – продукт. В нашем случае это копилка интересных заданий, подготовленных детьми, оформленная в папке и в форме слайдов для работы на интерактивной доске. 5 П – это презентация нашего продукта.
Практическая значимость.
Применение учащимися полученных знаний и умений в процессе обучения русскому языку и другим предметам. Эффективность проекта можно проверить по результатам контрольных по русскому языку. В нашем случае это было заметное снижение количества ошибок, обусловленных недоразвитием фонематического анализа и синтеза.
Список литературы
- Башилова Е.С. Упражнения при пропуске букв в словах. – АВС School.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.
- Котова Н. А. Использование проектного метода в работе логопеда// Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.:
Буки-Веди, 2015. — С. 191-193.
- Лазарев Тимофей. Проектный метод: ошибки в использовании / Газета «Первое сентября», №1, 2011.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2009.
- Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда
Современные образовательные технологии....
Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда.
Качественное изменение содержания дошкольного образования, отвечающего требованиям первой ступни общего образования и ФГОС ДО возможно через совершенствование содержания дошкольного образования в соот...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
Проект «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, ...
Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...