Проект «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»
проект

Архипова Надежда Андреевна

   Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В тяжелых случаях одной из форм включения данной категории детей в образовательный процесс является дистанционное обучение. До марта 2020 года в ДОУ России потенциал «удаленной формы» обучения использовался по некоторым источникам от 1 до 5%.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_distantsionnaya_rabota_logopeda_dou.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального

образования г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Проект

«Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»

Подготовила:
учитель – логопед
Архипова Надежда Андреевна
высшая квалификационная категория

Нягань 2020г

Актуальность проекта

   Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В тяжелых случаях одной из форм включения данной категории детей в образовательный процесс является дистанционное обучение. До марта 2020 года в ДОУ России потенциал «удаленной формы» обучения использовался по некоторым источникам от 1 до 5%.

   Но эпидемиологическая обстановка в мире диктует свои условия, в реалиях пандемии мы вынуждены обратиться к поиску новых форм обучения или более подробно изучать уже существующие. Ситуация в мире такова, что на так называемую «удалёнку» уходят все, независимо от неврологических и психиатрических статусов. 

     Итак, что представляет собой дистанционное обучение?! Это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и ребенком.

     Изучение дистанционных форм обучения позволило выявить его положительные стороны, а именно:

  • данная форма расширяет возможности обучения, позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств как: самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, обеспечивает непрерывность образовательного процесса;
  • новизна применения дистанционных технологий кроется как в специфике региона, так и в эпидемиологической обстановке страны в целом, когда обучающиеся достаточно продолжительный период не имеют возможности посещать образовательное учреждение в силу объективных причин (болезнь, карантин — самоизоляция, и т.д.). В этом случае дистанционное обучение становится «волшебной палочкой» для всех участников образовательного процесса. А для детей с ОВЗ такие образовательные технологии позволяют индивидуализировать обучение.  Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения;
  • родители становятся активными участниками образовательного процесса.

 

Риски внедрения дистанционных форм обучения:

  • учителя-логопеды ДОУ не имеют опыта по внедрению дистанционных форм обучения в масштабах всего дошкольного учреждения;
  • на электронных образовательных ресурсах наблюдается острый дефицит методических материалов, мастер-классов и семинаров, способных оказать реальную помощь в выстраивании дистанционной формы работы, педагогическое сообщество России в режиме цейтнота занимается поиском форм деятельности на «удалёнке»;
  • специфика некоторых форм коррекционной работы, таких как постановка звуков, а также работа с отягощенными диагнозами, такими как РАС, УО, СДВГ, ЗПР и др. не предусматривали до сих пор дистанционной формы работы;
  • дошкольная система образования является первой ступенью образования, но, отнюдь, не обязательной, поэтому существует риск низкой замотивированности родительского сообщества. Перевод работы в ранг «обязательной» может иметь эффект отторжения. Помимо этого, термин «обязательный» часто становится синонимом термина «учебно-дисциплинарный»;
  • вследствие возрастных и иных особенностей воспитанников они не могут самостоятельно участвовать в дистанционном обучении, а родители зачастую не могут уделить достаточное время для его реализации.

   На основании вышеизложенного целью проекта определяю следующее: создать и апробировать эффективную форму дистанционной коррекционной работы учителя-логопеда.

Поставленная цель определила круг задач, а именно:

  • изучить интернет- ресурсы педагогического профиля на предмет представления опыта оказания дистанционных услуг для детей дошкольного возраста;
  • изучить интернет- платформы педагогического профиля на предмет представления своего опыта работы. (Самоизоляция не отпуск, а время для повышения компетенций);
  • собрать информацию об интернет- ресурсах, способных предоставить электронные площадки для проведения видеоконференций, чатов, телефонии, проверить их деятельность в тестовом режиме;
  • собрать информацию родительского сообщества о возможности выхода на интернет- площадки для проведения видеоконсультаций, занятий;
  • разработать пакет общих консультаций для родителей и педагогов ДОУ по работе с детьми в дистанционном режиме;
  • разработать и апробировать систему дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами дошкольных организаций;
  • отследить промежуточные результаты дистанционной работы;
  • написать педагогический проект: «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»

этап

задачи

мероприятия

сроки

задействованные лица

подготовительный

  • изучить интернет-ресурсы педагогического профиля на предмет представления опыта оказания дистанционных услуг для детей дошкольного возраста;
  • изучить интернет- платформы педагогического профиля на предмет представления своего опыта работы;
  • собрать информацию об интернет- ресурсах, способных предоставить электронные площадки для проведения онлайн-консультаций, чатов, телефонии, проверить их деятельность в тестовом режиме;
  • собрать информацию родительского сообщества о возможности выхода на интернет- площадки для проведения онлайн-консультаций, занятий;
  • разработать пакет общих консультаций для родителей по работе с детьми в дистанционном режиме;
  • разработать пакет общих консультаций для педагогов ДОУ по работе в коррекционном направлении и по технологиям программы «ПРОдетей»;
  • разработать систему дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами;
  • провести консультацию для родителей: «Работа с «Волшебной лупой».

изучение интернет-ресурсов («Мерсибо»; «Логопед-профи», «Учмет», «Портал педагога», «Потал образования», «Институт детства» (г.Москва), «Педагоги России», «Открытое образование» (г. Волгоград)

  

  тестирование интернет- платформ     «ZOOM»,«Skype», «WhatsApp»

сбор информации (включая электронную почту)

разработка консультаций для родителей (с использованием всех доступных для родителей средств коммуникации: видео, аудио, телефония, электронная почта, чат)

разработка консультаций для педагогов ДОУ (с использованием всех доступных средств коммуникации: видео, аудио, телефония, электронная почта, чат);

разработка системы дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами

проведение консультацию для родителей: «Работа с «Волшебной лупой»

I неделя самоизоляции (карантина)

учителя-логопеды, старшие воспитатель, зам. по УВР

основной

апробировать систему дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами

апробирование системы дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами

II-IV неделя самоизоляции (карантина) 

учителя-логопеды, старшие воспитатели, зам. по УВР, педагоги дошкольных организаций

заключительный

  • отследить промежуточные результаты дистанционной работы;
  • написать педагогический проект: «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»;
  • наградить самые активные семьи, участвующие в дистанционной работе.
  • отслеживание промежуточных результатов дистанционной работы;
  • написание педагогического проекта: «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»; 
  • награждение самых активных семей, участвующих в дистанционной работе.

последние три дня самоизоляции (карантина)

I неделя после самоизоляции (карантина)

учителя-логопеды, старшие воспитатели, зам. по УВР.

учитель-логопед

Этапы реализации проекта

Примерная недельная циклограмма деятельности

(работа строится на добровольных началах, варьируется в зависимости от возможностей и интересов детей, занятости родителей и иных форс мажоров) 

дни

время

вид деятельности

на кого направлена деятельность

форма работы

задействованные интернет- платформы

понедельник

с 9-00-до 10-30

(примерно 20 минут на ребёнка)

«коррекционный час»: (артикуляционная гимнастика, постановка звуков по подражанию, автоматизация)

дети

индивидуальная, подгрупповая

«ZOOM»,«Skype», «WhatsApp»

с 11-00 до 13-30

(примерно 10-15 минут на работу в парах)

технология «Волшебная лупа»

дети, родители

парная коммуникация

(ребёнок-родитель)

  «ZOOM», «Skype»

с 14-00-до 16-00

самоподготовка логопеда

с 16-00 до 17-00

консультация «Работа с технологией «Загадки» 

родители

индивидуальная, подгрупповая

«ZOOM», «Skype»

с 17-00 до 18-00

консультация

родители

индивидуальная

«ZOOM»,«Skype»,«WhatsApp»,  телефония

с 19-00 до 23-00

повышение компетенций (просмотр мастер-классов, вебинаров, семинаров, участие в интернет-конференциях, публикация статей, докладов на интернет-порталах)

учитель-логопед, педагогическое интернет сообщество

индивидуальная, подгрупповая

«Мерсибо»; «Логопед-профи», «Учмет», «Портал педагога», «Потал образования», «Институт детства» (г.Москва), «Педагоги России», «Открытое образование» (г. Волгоград) и др.

вторник

с 10-00 до 11-00

видеоконференция сообщества «ПРОдетей»

педагогическое сообщество «ПРОдетей»

«ZOOM»

с 12-00-до 13-30

(примерно 20 минут на ребёнка)

«коррекционный час»: (артикуляционная гимнастика, постановка звуков по подражанию, автоматизация) 

дети

индивидуальная, подгрупповая

«ZOOM»,«Skype», «WhatsApp»

с 13-00 до 15-00

                                                  самоподготовка логопеда

с 15-30 до 18-00

(примерно 10-15 минут на работу в парах)

технология «Загадки»

дети, родители

парная коммуникация

(ребёнок-ребёнок, ребёнок-родитель)

«ZOOM», «Skype»

с 19-00 до 20-00

консультация «Работа с технологией «Лаборатория историй» 

родители

индивидуальная, подгрупповая

«ZOOM», «Skype»

с 20-00 до 20-30

консультация

родители

индивидуальная

«ZOOM»,«Skype»,«WhatsApp»,  телефония 

с 21-00 до 23-00

повышение компетенций (просмотр мастер-классов, вебинаров, семинаров, участие в интернет-конференциях, публикация статей, докладов на интернет-порталах)

учитель-логопед, педагогическое интернет сообщество

индивидуальная, подгрупповая

«Мерсибо»; «Логопед-профи», «Учмет», «Портал педагога», «Потал образования», «Институт детства» (г. Москва), «Педагоги России», «Открытое образование» (г. Волгоград) и др.

среда

с 9-00-до 10-30

(примерно 20 минут на ребёнка)«коррекционный час»: (артикуляционная гимнастика, постановка звуков по подражанию, автоматизация)

дети

индивидуальная, подгрупповая «ZOOM», «Skype», «WhatsApp»

с 11-00 до 13-30

(примерно 10-15 минут на работу в парах)

технология «Лаборатория историй» дети, родители

парная коммуникация

(ребёнок-логопед, ребенок- родитель)

«ZOOM», «Skype» с 14-00-до 16-00                                                самоподготовка логопеда с 16-00 до 17-00консультация «Работа с технологией «Моделирование письма» родители индивидуальная, подгрупповая «ZOOM», «Skype» с 17-00 до 18-00консультацияродителииндивидуальная«ZOOM»,«Skype»,«WhatsApp»,  телефония с 19-00 до 23-00повышение компетенций (просмотр мастер-классов, вебинаров, семинаров, участие в интернет-конференциях, публикация статей, докладов на интернет-порталах)учитель-логопед, педагогическое интернет-сообщество индивидуальная, подгрупповая «Мерсибо»; «Логопед-профи», «Учмет», «Портал педагога», «Потал образования», «Институт детства» (г. Москва), «Педагоги России», «Открытое образование» (г. Волгоград) и др.

четверг

с 9-00-до 10-30

(примерно 20 минут на ребёнка)

«коррекционный час»: (артикуляционная гимнастика, постановка звуков по подражанию, автоматизация)дети индивидуальная, подгрупповая «ZOOM», «Skype» с 11-00 до 13-30технология «Моделирование письма» дети, родители индивидуальная, подгрупповая «ZOOM», «Skype» с 14-00 до 16-00                                                Самоподготовка логопеда с 16-00 до 17-00 консультация «Работа с технологией «Графические практики» родители индивидуальная, подгрупповая

«ZOOM», «Skype»

 

с 17-00 до 18-00

консультация

родители

индивидуальная

«ZOOM»,«Skype»,«WhatsApp»,  телефония с 19-00 до 23-00повышение компетенций (просмотр мастер-классов, вебинаров, семинаров, участие в интернет-конференциях, публикация статей, докладов на интернет-порталах)учитель-логопед, педагогическое интернет сообщество индивидуальная, подгрупповая «Мерсибо»; «Логопед-профи», «Учмет», «Портал педагога», «Потал образования», «Институт детства» (г. Москва), «Педагоги России», «Открытое образование» (г. Волгоград) и др.  

пятница

с 9-00-до 10-30

(примерно 20 минут на ребёнка)

«коррекционный час»: (артикуляционная гимнастика, постановка звуков по подражанию, автоматизация)дети

индивидуальная, подгрупповая

«ZOOM», «Skype»С 11-00 до 11-30консультацияродителииндивидуальная«ZOOM»,«Skype»,«WhatsApp»,  телефония

в течение дня и последующих выходных

деятельность родителей с детьми (в т.ч. с использованием технологий программы «ПРОдетей» с 12-00 до 13-00видеоконференция «Технологии программы «ПРО детей» в вопросах и ответах »педагоги ДОУ групповая «ZOOM» с 14-00 до16-00  самоподготовка логопеда

 Оценка качества реализации проекта

В рамках ПМПк ДОУ, в качестве внутренней экспертизы, планируется запуск родительского опросника с целью определения эффективности дистанционной работы ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта

  • педагогическому сообществу будет представлена модель дистанционного образования, обеспечивающая непрерывность образовательного процесса;
  • педагоги получат дополнительный инструментарий вовлечения родителей в образовательные отношения.

Развитие проекта

  •  представление опыта работы на педагогических платформах различного уровня;
  • представление проекта на заседании РМО учителей-логопедов ДОУ, на заседании ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов г. Новосибирска;
  • представление   проекта на страницах педагогических интернет — сообществ, в электронном портфолио, в личных блогах на MAAM.RU и на сайте «Солнечный свет», на конференциях и круглых столах по программе «ПРОдетей».

Ресурсный потенциал проекта

Времяпериод самоизоляции (карантина);

Местодомашние условия;

Кадры: логопед, старший воспитатель ДОУ, зам. по УВР, воспитатели логопедических групп, иные педагоги детского сада, осознающие актуальность проекта, родители;

Консультант: Оберемок С.М., доцент кафедры «Управление образованием» НИПКиПРО, тренер программы «ПРОдетей» Рыбаков фонда;

Технические ресурсы: интернет, компьютер, смартфон, телефон;

Ресурсные партнёры: внебюджетные и бюджетные средства детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект в работе учителя-логопеда

В статье представлен опыт работы по данной теме....

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Опыт работы учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения.

Проведение дистанционных занятий – это  творческий процесс, и  позволяет создать свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ....

Работа учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения

Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия, как дополнительные инн...

Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы в период дистанционного обучения

Изменени в работе школы в период дистанционного обучения коснулись и логопедов. Данный материал показывает как была организована работа в этот период в массовой общеобразовательной школе...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...

Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...