Проект «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»
проект
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В тяжелых случаях одной из форм включения данной категории детей в образовательный процесс является дистанционное обучение. До марта 2020 года в ДОУ России потенциал «удаленной формы» обучения использовался по некоторым источникам от 1 до 5%.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_distantsionnaya_rabota_logopeda_dou.docx | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального
образования г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»
Проект
«Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»
Подготовила:
учитель – логопед
Архипова Надежда Андреевна
высшая квалификационная категория
Нягань 2020г
Актуальность проекта
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В тяжелых случаях одной из форм включения данной категории детей в образовательный процесс является дистанционное обучение. До марта 2020 года в ДОУ России потенциал «удаленной формы» обучения использовался по некоторым источникам от 1 до 5%.
Но эпидемиологическая обстановка в мире диктует свои условия, в реалиях пандемии мы вынуждены обратиться к поиску новых форм обучения или более подробно изучать уже существующие. Ситуация в мире такова, что на так называемую «удалёнку» уходят все, независимо от неврологических и психиатрических статусов.
Итак, что представляет собой дистанционное обучение?! Это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и ребенком.
Изучение дистанционных форм обучения позволило выявить его положительные стороны, а именно:
- данная форма расширяет возможности обучения, позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств как: самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, обеспечивает непрерывность образовательного процесса;
- новизна применения дистанционных технологий кроется как в специфике региона, так и в эпидемиологической обстановке страны в целом, когда обучающиеся достаточно продолжительный период не имеют возможности посещать образовательное учреждение в силу объективных причин (болезнь, карантин — самоизоляция, и т.д.). В этом случае дистанционное обучение становится «волшебной палочкой» для всех участников образовательного процесса. А для детей с ОВЗ такие образовательные технологии позволяют индивидуализировать обучение. Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения;
- родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Риски внедрения дистанционных форм обучения:
- учителя-логопеды ДОУ не имеют опыта по внедрению дистанционных форм обучения в масштабах всего дошкольного учреждения;
- на электронных образовательных ресурсах наблюдается острый дефицит методических материалов, мастер-классов и семинаров, способных оказать реальную помощь в выстраивании дистанционной формы работы, педагогическое сообщество России в режиме цейтнота занимается поиском форм деятельности на «удалёнке»;
- специфика некоторых форм коррекционной работы, таких как постановка звуков, а также работа с отягощенными диагнозами, такими как РАС, УО, СДВГ, ЗПР и др. не предусматривали до сих пор дистанционной формы работы;
- дошкольная система образования является первой ступенью образования, но, отнюдь, не обязательной, поэтому существует риск низкой замотивированности родительского сообщества. Перевод работы в ранг «обязательной» может иметь эффект отторжения. Помимо этого, термин «обязательный» часто становится синонимом термина «учебно-дисциплинарный»;
- вследствие возрастных и иных особенностей воспитанников они не могут самостоятельно участвовать в дистанционном обучении, а родители зачастую не могут уделить достаточное время для его реализации.
На основании вышеизложенного целью проекта определяю следующее: создать и апробировать эффективную форму дистанционной коррекционной работы учителя-логопеда.
Поставленная цель определила круг задач, а именно:
- изучить интернет- ресурсы педагогического профиля на предмет представления опыта оказания дистанционных услуг для детей дошкольного возраста;
- изучить интернет- платформы педагогического профиля на предмет представления своего опыта работы. (Самоизоляция не отпуск, а время для повышения компетенций);
- собрать информацию об интернет- ресурсах, способных предоставить электронные площадки для проведения видеоконференций, чатов, телефонии, проверить их деятельность в тестовом режиме;
- собрать информацию родительского сообщества о возможности выхода на интернет- площадки для проведения видеоконсультаций, занятий;
- разработать пакет общих консультаций для родителей и педагогов ДОУ по работе с детьми в дистанционном режиме;
- разработать и апробировать систему дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами дошкольных организаций;
- отследить промежуточные результаты дистанционной работы;
- написать педагогический проект: «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»
этап | задачи | мероприятия | сроки | задействованные лица |
подготовительный |
| изучение интернет-ресурсов («Мерсибо»; «Логопед-профи», «Учмет», «Портал педагога», «Потал образования», «Институт детства» (г.Москва), «Педагоги России», «Открытое образование» (г. Волгоград)
тестирование интернет- платформ «ZOOM»,«Skype», «WhatsApp» сбор информации (включая электронную почту) разработка консультаций для родителей (с использованием всех доступных для родителей средств коммуникации: видео, аудио, телефония, электронная почта, чат) разработка консультаций для педагогов ДОУ (с использованием всех доступных средств коммуникации: видео, аудио, телефония, электронная почта, чат); разработка системы дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами проведение консультацию для родителей: «Работа с «Волшебной лупой» | I неделя самоизоляции (карантина) | учителя-логопеды, старшие воспитатель, зам. по УВР |
основной | апробировать систему дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами | апробирование системы дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами | II-IV неделя самоизоляции (карантина) | учителя-логопеды, старшие воспитатели, зам. по УВР, педагоги дошкольных организаций |
заключительный |
|
| последние три дня самоизоляции (карантина) I неделя после самоизоляции (карантина) | учителя-логопеды, старшие воспитатели, зам. по УВР. учитель-логопед |
Этапы реализации проекта
Примерная недельная циклограмма деятельности
(работа строится на добровольных началах, варьируется в зависимости от возможностей и интересов детей, занятости родителей и иных форс мажоров)
дни | время | вид деятельности | на кого направлена деятельность | форма работы | задействованные интернет- платформы | |||
понедельник | с 9-00-до 10-30 (примерно 20 минут на ребёнка) | «коррекционный час»: (артикуляционная гимнастика, постановка звуков по подражанию, автоматизация) | дети | индивидуальная, подгрупповая | ||||
с 11-00 до 13-30 (примерно 10-15 минут на работу в парах) | технология «Волшебная лупа» | дети, родители | парная коммуникация (ребёнок-родитель) | «ZOOM», «Skype» | ||||
с 14-00-до 16-00 | самоподготовка логопеда | |||||||
с 16-00 до 17-00 | консультация «Работа с технологией «Загадки» | родители | индивидуальная, подгрупповая | «ZOOM», «Skype» | ||||
с 17-00 до 18-00 | консультация | родители | индивидуальная | «ZOOM»,«Skype»,«WhatsApp», телефония | ||||
с 19-00 до 23-00 | повышение компетенций (просмотр мастер-классов, вебинаров, семинаров, участие в интернет-конференциях, публикация статей, докладов на интернет-порталах) | учитель-логопед, педагогическое интернет сообщество | индивидуальная, подгрупповая | «Мерсибо»; «Логопед-профи», «Учмет», «Портал педагога», «Потал образования», «Институт детства» (г.Москва), «Педагоги России», «Открытое образование» (г. Волгоград) и др. | ||||
вторник | с 10-00 до 11-00 | видеоконференция сообщества «ПРОдетей» | педагогическое сообщество «ПРОдетей» | «ZOOM» | ||||
с 12-00-до 13-30 (примерно 20 минут на ребёнка) | «коррекционный час»: (артикуляционная гимнастика, постановка звуков по подражанию, автоматизация) | дети | индивидуальная, подгрупповая | |||||
с 13-00 до 15-00 | самоподготовка логопеда | |||||||
с 15-30 до 18-00 (примерно 10-15 минут на работу в парах) | технология «Загадки» | дети, родители | парная коммуникация (ребёнок-ребёнок, ребёнок-родитель) | «ZOOM», «Skype» | ||||
с 19-00 до 20-00 | консультация «Работа с технологией «Лаборатория историй» | родители | индивидуальная, подгрупповая | «ZOOM», «Skype» | ||||
с 20-00 до 20-30 | консультация | родители | индивидуальная | «ZOOM»,«Skype»,«WhatsApp», телефония | ||||
с 21-00 до 23-00 | повышение компетенций (просмотр мастер-классов, вебинаров, семинаров, участие в интернет-конференциях, публикация статей, докладов на интернет-порталах) | учитель-логопед, педагогическое интернет сообщество | индивидуальная, подгрупповая | «Мерсибо»; «Логопед-профи», «Учмет», «Портал педагога», «Потал образования», «Институт детства» (г. Москва), «Педагоги России», «Открытое образование» (г. Волгоград) и др. | ||||
среда | с 9-00-до 10-30 | |||||||
(примерно 20 минут на ребёнка)«коррекционный час»: (артикуляционная гимнастика, постановка звуков по подражанию, автоматизация)
дети
индивидуальная, подгрупповая «ZOOM», «Skype», «WhatsApp»
с 11-00 до 13-30
(примерно 10-15 минут на работу в парах)
технология «Лаборатория историй» дети, родители
парная коммуникация
(ребёнок-логопед, ребенок- родитель)
«ZOOM», «Skype» с 14-00-до 16-00 самоподготовка логопеда с 16-00 до 17-00консультация «Работа с технологией «Моделирование письма» родители индивидуальная, подгрупповая «ZOOM», «Skype» с 17-00 до 18-00консультацияродителииндивидуальная«ZOOM»,«Skype»,«WhatsApp», телефония с 19-00 до 23-00повышение компетенций (просмотр мастер-классов, вебинаров, семинаров, участие в интернет-конференциях, публикация статей, докладов на интернет-порталах)учитель-логопед, педагогическое интернет-сообщество индивидуальная, подгрупповая «Мерсибо»; «Логопед-профи», «Учмет», «Портал педагога», «Потал образования», «Институт детства» (г. Москва), «Педагоги России», «Открытое образование» (г. Волгоград) и др.
четверг
с 9-00-до 10-30
(примерно 20 минут на ребёнка)
«коррекционный час»: (артикуляционная гимнастика, постановка звуков по подражанию, автоматизация)дети индивидуальная, подгрупповая «ZOOM», «Skype» с 11-00 до 13-30технология «Моделирование письма» дети, родители индивидуальная, подгрупповая «ZOOM», «Skype» с 14-00 до 16-00 Самоподготовка логопеда с 16-00 до 17-00 консультация «Работа с технологией «Графические практики» родители индивидуальная, подгрупповая
«ZOOM», «Skype»
с 17-00 до 18-00
консультация
родители
индивидуальная
«ZOOM»,«Skype»,«WhatsApp», телефония с 19-00 до 23-00повышение компетенций (просмотр мастер-классов, вебинаров, семинаров, участие в интернет-конференциях, публикация статей, докладов на интернет-порталах)учитель-логопед, педагогическое интернет сообщество индивидуальная, подгрупповая «Мерсибо»; «Логопед-профи», «Учмет», «Портал педагога», «Потал образования», «Институт детства» (г. Москва), «Педагоги России», «Открытое образование» (г. Волгоград) и др.
пятница
с 9-00-до 10-30
(примерно 20 минут на ребёнка)
«коррекционный час»: (артикуляционная гимнастика, постановка звуков по подражанию, автоматизация)дети
индивидуальная, подгрупповая
«ZOOM», «Skype»С 11-00 до 11-30консультацияродителииндивидуальная«ZOOM»,«Skype»,«WhatsApp», телефония
в течение дня и последующих выходных
деятельность родителей с детьми (в т.ч. с использованием технологий программы «ПРОдетей» с 12-00 до 13-00видеоконференция «Технологии программы «ПРО детей» в вопросах и ответах »педагоги ДОУ групповая «ZOOM» с 14-00 до16-00 самоподготовка логопеда
Оценка качества реализации проекта
В рамках ПМПк ДОУ, в качестве внутренней экспертизы, планируется запуск родительского опросника с целью определения эффективности дистанционной работы ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта
- педагогическому сообществу будет представлена модель дистанционного образования, обеспечивающая непрерывность образовательного процесса;
- педагоги получат дополнительный инструментарий вовлечения родителей в образовательные отношения.
Развитие проекта
- представление опыта работы на педагогических платформах различного уровня;
- представление проекта на заседании РМО учителей-логопедов ДОУ, на заседании ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов г. Новосибирска;
- представление проекта на страницах педагогических интернет — сообществ, в электронном портфолио, в личных блогах на MAAM.RU и на сайте «Солнечный свет», на конференциях и круглых столах по программе «ПРОдетей».
Ресурсный потенциал проекта
Время: период самоизоляции (карантина);
Место: домашние условия;
Кадры: логопед, старший воспитатель ДОУ, зам. по УВР, воспитатели логопедических групп, иные педагоги детского сада, осознающие актуальность проекта, родители;
Консультант: Оберемок С.М., доцент кафедры «Управление образованием» НИПКиПРО, тренер программы «ПРОдетей» Рыбаков фонда;
Технические ресурсы: интернет, компьютер, смартфон, телефон;
Ресурсные партнёры: внебюджетные и бюджетные средства детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект в работе учителя-логопеда
В статье представлен опыт работы по данной теме....
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
Опыт работы учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения.
Проведение дистанционных занятий – это творческий процесс, и позволяет создать свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ....
Работа учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения
Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия, как дополнительные инн...
Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы в период дистанционного обучения
Изменени в работе школы в период дистанционного обучения коснулись и логопедов. Данный материал показывает как была организована работа в этот период в массовой общеобразовательной школе...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...
Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...