ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Софизмы и парадоксы в математике» для обучающихся 14-16 лет
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой – либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать обучающихся математикой, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Математика практически единственный учебный предмет, в котором задачи используются и как цель, и как средство обучения, а иногда и как предмет изучения. Математика является языком науки и техники, с её помощью моделируются, изучаются и прогнозируются многие явления и процессы, происходящие в обществе и природе. Огромно значение математического образования для формирования духовной сферы человека, интеллектуальных и морально-этических компонентов человеческой личности. Осознание связи реального и идеального, происхождения математических абстракций из практики, характера отражения математической наукой окружающего мира, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения.
Дополнительная образовательная программа «Софизмы и парадоксы в математике» предназначена для учащихся, склонных к занятиям математикой, а также тех, кто желает повысить уровень своих математических способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»
ПРИНЯТО педагогическим советом протокол № ____ от «____» ____201___ г. | СОГЛАСОВАНО с научно-методическим советом протокол № ___ от «___» ___ 201__ г. Председатель НМС ___________/________________ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора № ____ от «____»___ 201_ г. ____________А.А. Миронов |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Софизмы и парадоксы в математике»
для обучающихся 14-16 лет
(срок реализации – 7 месяцев)
Автор-составитель:
Микушина Елена Борисовна,
учитель математики,
высшей квалификационной категории
г. Барнаул
2018г
Пояснительная записка.
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой – либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать обучающихся математикой, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Математика практически единственный учебный предмет, в котором задачи используются и как цель, и как средство обучения, а иногда и как предмет изучения. Математика является языком науки и техники, с её помощью моделируются, изучаются и прогнозируются многие явления и процессы, происходящие в обществе и природе. Огромно значение математического образования для формирования духовной сферы человека, интеллектуальных и морально-этических компонентов человеческой личности. Осознание связи реального и идеального, происхождения математических абстракций из практики, характера отражения математической наукой окружающего мира, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения.
Дополнительная образовательная программа «Софизмы и парадоксы в математике» предназначена для учащихся, склонных к занятиям математикой, а также тех, кто желает повысить уровень своих математических способностей.
Программа имеет естественнонаучную направленность. Она направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук. Данная программа реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.
Актуальность данной программы: содержание курса составляют разнообразные задачи, позволяющие заинтересовать учащихся, развить мотивацию к познанию нового, освоить такие математические компетенции, как умение применять знания в практической жизни и в смежных областях, так как математика проникла во все сферы деятельности человека. Отличительной особенностью данной программы является то, что в школьном курсе не рассматриваются данные темы, содержание которых может способствовать интеллектуальному, творческому развитию школьников, расширению кругозора и позволит увидеть необычные стороны математики и ее приложений. Специфика данного курса выражается в том, что в нем основное время и значительное место отводятся задачам самого разнообразного плана, начиная с элементарных упражнений репродуктивного характера и кончая задачами, требующими нестандартных подходов к решению.
Цели: - создать условия для формирования у учащихся умений и навыков по решению нестандартных задач;
- способствовать формированию лидерских и организаторских качеств учащихся;
- развивать коллективно-творческое мышление, инициативу, самоуправление, самостоятельность учащихся;
- способствовать укреплению интеллектуального и психологического здоровья детей; - способствовать организации активных форм получения детьми навыков жизни через решение математических задач, приближенных к реальным условиям жизни; - воспитывать нравственные и волевые качества;
- способствовать формированию активной жизненной позиции;
- создать условия для формирования у учащихся творческого мышления, интереса к предмету;
- формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Задачи:
- личностные:
- формирование общественной активности личности;
- формирование культуры общения и поведения в социуме;
- метапредметные:
- развитие мотивации к занятиям математикой, формирование интереса к научной и исследовательской деятельности;
- развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, аккуратности;
- развитие творческого мышления учащихся, активизация мыслительной деятельности в условиях ограниченного времени;
- расширение кругозора учащихся через работу с дополнительным материалом, дополнительной литературой и самообразование;
- развитие эстетического восприятия учащимися красоты математических преобразований;
- образовательные:
- обучение методам и приёмам решения нестандартных задач, требующих применения высокой логической культуры и развивающих научно - теоретическое и алгоритмическое мышление;
- развитие познавательного интереса учащихся к применению математики при решении различных прикладных задач;
Ожидаемые результаты:
В результате изучения данного курса учащийся: - будет владеть новыми нестандартными подходами к решению различных задач; - повысит свой уровень знаний и эрудиции в области математики; - получит навыки исследовательской деятельности;
- получит навыки самостоятельной работы со справочной литературой, в конструировании задач, их решении и презентациях на занятиях; - будет уметь работать в группах, вести диалог, защищать свой взгляд и точку зрения на проблему.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 14–16лет.
Объем курса 35 часов.
Формы и режим занятий:
Основной формой деятельности на занятиях курса являются занятия в группах постоянного состава. Наполняемость группы 10-25 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Творческий характер заданий и необязательность домашнего задания для всех учащихся является здоровье сберегающим условием реализации программы. Занятия проводятся в виде бесед, обсуждений, семинаров. На заключительном занятии будут подведены итоги реализации данной программы курса и проведён конкурс творческих работ учащихся.
Срок освоения программы: 7 месяцев (октябрь-апрель 2018-2019 учебного года).
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в дополнительную общеразвивающую программу «Софизмы и парадоксы в математике». | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование |
2 | Знакомство с софизмами и парадоксами. | 1 | 0,5 | 0,5 | анкетирование |
3 | История возникновения софизмов. | 1 | 1 | ||
4 | Известные софисты. | 1 | 1 | ||
5 | Классификация софизмов. | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
6 | История возникновения парадоксов. | 1 | 1 | ||
7 | Классификация парадоксов. | 1 | 1 | ||
8 | Отношение к истине. | 1 | 0,5 | 0,5 | пед.наблюдение |
9 | Алгебраические софизмы в математике. | 1 | 1 | опрос | |
10 | Геометрические софизмы в математике. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Логические софизмы. | 1 | 1 | пед.наблюдение | |
12 | Парадоксы, связанные с математической индукцией. | 1 | 0,5 | 0,5 | пед.наблюдение |
13 | Парадоксы самореференции (самоотносимости). | 1 | 1 | ||
14 | Логические парадоксы. | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
15 | Неопределенные парадоксы. | 1 | 1 | пед.наблюдение | |
16 | Математические и статистические парадоксы. | 1 | 1 | ||
17 | Вероятностные парадоксы. | 1 | 1 | пед.наблюдение | |
18 | Парадоксы, связанные с бесконечностью. | 1 | 1 | ||
19 | Топологические парадоксы. | 1 | 1 | ||
20 | Парадоксы, связанные с выбором. | 1 | 1 | пед.наблюдение | |
21 | Химические парадоксы. | 1 | 1 | ||
22 | Физические парадоксы. | 1 | 1 | пед.наблюдение | |
23 | Парадоксы, связанные с путешествиями во времени. | 1 | 1 | ||
24 | Философские парадоксы. | 1 | 1 | ||
25 | Экономические парадоксы. | 1 | 1 | ||
26 | Сравнение софизмов и парадоксов, как логических операций. | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование |
27 | Магические квадраты. Мир логики. | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
28 | Символы математической логики. | 1 | 1 | ||
29 | Основные виды логических задач. | 1 | 0,5 | 0,5 | пед.наблюдение |
30 | Истинноностные задачи. | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
31 | Задачи, решаемые с конца. | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
32 | Задачи на пересечение и объединение множеств. | 1 | 0,5 | 0,5 | пед.наблюдение |
33 | Задачи на взвешивание. | 1 | 0,5 | 0,5 | тестирование |
34 | Решение логических задач методами алгебры высказываний. | 1 | 0,5 | 0,5 | анкетирование |
35 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | конкурс творческих работ |
Учебно-тематический план
Содержание программы
Введение в дополнительную общеразвивающую программу «Софизмы и парадоксы в математике». Теория: Вводное занятие. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы «Софизмы и парадоксы в математике». Практика: Тест на математические способности учащихся.
Знакомство с софизмами и парадоксами.
Теория: Понятие парадокса. Примеры математических парадоксов. Понятие софизма. Примеры математических софизмов. Практика: Решение самых известных математических софизмов и парадоксов.
История возникновения софизмов.
Теория: Кого называли софистами? О группе древнегреческих философов (4 век до нашей эры), достигших большого искусства в логике.
Известные софисты.
Теория: Учителя философии и красноречия в Древней Элладе. Протагор из Абдеры. Горгий из Леонтип. Гиппий из Элиды. Продик из Кеоса.
Классификация софизмов.
Теория: Классификация софизмов. Замаскированные ошибки. Практика: Нахождение ошибок в софизмах.
История возникновения парадоксов.
Теория: Три кризиса в истории математики, сопровождаемые парадоксами. Плодотворное влияние парадоксов на развитие математики.
Классификация парадоксов.
Теория: Классификация, идущая от Рамсея. Классификация по М.М.Новосёлову.
Отношение к истине.
Теория: Ложь, обряженная в одежды истины, и истина в одеждах лжи. Практика: Решение задач на распознавание софизмов и парадоксов.
Алгебраические софизмы в математике.
Практика: Равенство неравных величин. Неравные числа равны. Чётное число равно нечётному. Неравенство одинаковых величин. Меньшее превышает большее. Софизм Перрона.
Геометрические софизмы в математике.
Теория: Геометрические софизмы. Задача Эйлера.
Практика: Два перпендикуляра из точки на прямую. О внешнем угле треугольника. Земля и апельсин.
Логические софизмы.
Практика: Полупустое и полуполное. Не знаешь то, что знаешь. Лекарства. Вор. Рогатый.
Парадоксы, связанные с математической индукцией.
Теория: Космологические парадоксы. Неоднозначность натурального ряда.
Практика: Парадокс кучи. Парадокс Хао-Вана.
Парадоксы самореференции (самоотносимости).
Теория: Класс противоречий, возникающий из-за ссылки на само себя. Парадокс Берри. Парадокс Эпименида. Парадокс исключений.
Логические парадоксы.
Теория: Парадоксы импликации.
Практика: Парадокс лотереи.
Неопределенные парадоксы.
Практика: Парадокс корабля Тесея. Парадокс лысого человека.
Математические и статистические парадоксы.
Теория: Противоречивость математических парадоксов. Парадокс интересных чисел. Парадокс Зенона об Ахиллесе и черепахе. Парадокс Линдли.
Вероятностные парадоксы.
Практика: Парадокс Берксона. Парадокс пари. Парадокс определения.
Парадоксы, связанные с бесконечностью.
Теория: О парадоксе Гильберта. Парадоксы Интернета.
Топологические парадоксы.
Теория: Парадокс Банаха-Тарского о шаре.
Парадоксы, связанные с выбором.
Практика: Парадокс Абилина. Парадоксы контроля.
Химические парадоксы.
Теория: Парадокс Левинталя.
Физические парадоксы.
Практика: Парадокс Архимеда. Квантовый парадокс. Парадокс близнецов.
Парадоксы, связанные с путешествиями во времени.
Теория: Парадокс дедушки. Парадоксы предопределения.
Философские парадоксы.
Теория: Парадокс смертной казни. Парадокс эпикурейцев.
Экономические парадоксы.
Теория: Парадокс ценности. Парадокс Элсберга. Парадокс Паррондо.
Сравнение софизмов и парадоксов, как логических операций.
Теория: Парадокс, как следствие некоторых софизмов. Тонкая связь софизмов и парадоксов.
Практика: Решение логических софизмов и парадоксов.
Магические квадраты. Мир логики.
Теория: Виды магических квадратов. Примеры известных магических квадратов. Логика как неотъемлемая часть математики. Практика: Решение магических квадратов.
Символы математической логики.
Теория: Математические обозначения и их применение. Структура. Элементы математических обозначений. Символы математической логики.
Основные виды логических задач.
Теория: Определение логической задачи. Виды логических задач и их примеры. Практика: Решение логических задач.
Истинноностные задачи.
Теория: Понятие истинноностных задач. Принцип решения. Примеры.
Практика: Решение истинноностных задач.
Задачи, решаемые с конца.
Теория: Принцип решения. Примеры задач.
Практика: Решение задач (магия чисел, яблоки, туристы и другие)
Задачи на пересечение и объединение множеств.
Теория: Логические операции с множествами.
Практика: Выполнение логических операций с множествами.
Задачи на взвешивание.
Теория: Особенности решения задач на взвешивание.
Практика: Решение задач на взвешивание. Тест на умение решать такие задачи.
Решение логических задач методами алгебры высказываний.
Теория: Основные понятия алгебры логики. Основные законы алгебры логики. Логические выражения. Таблицы истинности. Практика: Упрощение логических выражений. Запись составных высказываний. Решение логических задач методами алгебры высказываний.
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Конкурс презентаций и творческих работ учащихся.
Календарный учебный график (1 группа)
№ | Дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 01.10 | 13.00 | беседа | 1 | Введение в дополнительную общеразвивающую программу «Софизмы и парадоксы в математике». | к.38 | тестирование |
2 | 01.10 | 13.55 | презентация | 1 | Знакомство с софизмами и парадоксами. | к.38 | анкетирование |
3 | 08.10 | 13.00 | лекция | 1 | История возникновения софизмов. | к.38 | |
4 | 15.10 | 13.00 | лекция | 1 | Известные софисты. | к.38 | |
5 | 22.10 | 13.00 | обсуждение | 1 | Классификация софизмов. | к.38 | опрос |
6 | 12.11 | 13.00 | презентация | 1 | История возникновения парадоксов. | к.38 | |
7 | 12.11 | 13.55 | презентация | 1 | Классификация парадоксов. | к.38 | |
8 | 19.11 | 13.00 | беседа | 1 | Отношение к истине. | к.38 | пед.наблюдение |
9 | 19.11 | 13.55 | презентация | 1 | Алгебраические софизмы в математике. | к.38 | опрос |
10 | 26.11 | 13.00 | обсуждение | 1 | Геометрические софизмы в математике. | к.38 | |
11 | 03.12 | 13.00 | занятие-игра | 1 | Логические софизмы. | к.38 | пед.наблюдение |
12 | 03.12 | 13.55 | беседа | 1 | Парадоксы, связанные с математической индукцией. | к.38 | пед.наблюдение |
13 | 10.12 | 13.00 | лекция | 1 | Парадоксы самореференции (самоотносимости). | к.38 | |
14 | 17.12 | 13.00 | беседа | 1 | Логические парадоксы. | к.38 | опрос |
15 | 24.12 | 13.00 | обсуждение | 1 | Неопределенные парадоксы. | к.38 | пед.наблюдение |
16 | 14.01 | 13.00 | презентация | 1 | Математические и статистические парадоксы. | к.38 | |
17 | 14.01 | 13.55 | презентация | 1 | Вероятностные парадоксы. | к.38 | пед.наблюдение |
18 | 21.01 | 13.00 | лекция | 1 | Парадоксы, связанные с бесконечностью. | к.38 | |
19 | 21.01 | 13.55 | лекция | 1 | Топологические парадоксы. | к.38 | |
20 | 28.01 | 13.00 | беседа | 1 | Парадоксы, связанные с выбором. | к.38 | пед.наблюдение |
21 | 04.02 | 13.00 | беседа | 1 | Химические парадоксы. | к.38 | |
22 | 04.02 | 13.55 | обсуждение | 1 | Физические парадоксы. | к.38 | пед.наблюдение |
23 | 11.02 | 13.00 | презентация | 1 | Парадоксы, связанные с путешествиями во времени. | к.38 | |
24 | 18.02 | 13.00 | презентация | 1 | Философские парадоксы. | к.38 | |
25 | 25.02 | 13.00 | лекция | 1 | Экономические парадоксы. | к.38 | |
26 | 04.03 | 13.00 | обсуждение | 1 | Сравнение софизмов и парадоксов, как логических операций. | к.38 | тестирование |
27 | 04.03 | 13.55 | беседа | 1 | Магические квадраты. Мир логики. | к.38 | опрос |
28 | 11.03 | 13.00 | лекция | 1 | Символы математической логики. | к.38 | |
29 | 11.03 | 13.55 | консультация | 1 | Основные виды логических задач. | к.38 | пед.наблюдение |
30 | 18.03 | 13.00 | тренинг | 1 | Истинноностные задачи. | к.38 | опрос |
31 | 01.04 | 13.00 | тренинг | 1 | Задачи, решаемые с конца. | к.38 | опрос |
32 | 08.04 | 13.00 | практическое занятие | 1 | Задачи на пересечение и объединение множеств. | к.38 | пед.наблюдение |
33 | 15.04 | 13.00 | практическое занятие | 1 | Задачи на взвешивание. | к.38 | тестирование |
34 | 22.04 | 13.00 | обсуждение | 1 | Решение логических задач методами алгебры высказываний. | к.38 | анкетирование |
35 | 29.04 | 13.00 | конкурс | 1 | Итоговое занятие. | к.38 | конкурс творческих работ |
Календарный учебный график (2 группа)
№ | Дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 01.10 | 14.50 | беседа | 1 | Введение в дополнительную общеразвивающую программу «Софизмы и парадоксы в математике». | к.38 | тестирование |
2 | 01.10 | 15.45 | презентация | 1 | Знакомство с софизмами и парадоксами. | к.38 | анкетирование |
3 | 08.10 | 13.55 | лекция | 1 | История возникновения софизмов. | к.38 | |
4 | 15.10 | 13.55 | лекция | 1 | Известные софисты. | к.38 | |
5 | 22.10 | 13.55 | обсуждение | 1 | Классификация софизмов. | к.38 | опрос |
6 | 12.11 | 14.50 | презентация | 1 | История возникновения парадоксов. | к.38 | |
7 | 12.11 | 15.45 | презентация | 1 | Классификация парадоксов. | к.38 | |
8 | 19.11 | 14.50 | беседа | 1 | Отношение к истине. | к.38 | пед.наблюдение |
9 | 19.11 | 15.45 | презентация | 1 | Алгебраические софизмы в математике. | к.38 | опрос |
10 | 26.11 | 13.55 | обсуждение | 1 | Геометрические софизмы в математике. | к.38 | |
11 | 03.12 | 14.50 | занятие-игра | 1 | Логические софизмы. | к.38 | пед.наблюдение |
12 | 03.12 | 15.45 | беседа | 1 | Парадоксы, связанные с математической индукцией. | к.38 | пед.наблюдение |
13 | 10.12 | 13.55 | лекция | 1 | Парадоксы самореференции (самоотносимости). | к.38 | |
14 | 17.12 | 13.55 | беседа | 1 | Логические парадоксы. | к.38 | опрос |
15 | 24.12 | 13.55 | обсуждение | 1 | Неопределенные парадоксы. | к.38 | пед.наблюдение |
16 | 14.01 | 14.50 | презентация | 1 | Математические и статистические парадоксы. | к.38 | |
17 | 14.01 | 15.45 | презентация | 1 | Вероятностные парадоксы. | к.38 | пед.наблюдение |
18 | 21.01 | 14.50 | лекция | 1 | Парадоксы, связанные с бесконечностью. | к.38 | |
19 | 21.01 | 15.45 | лекция | 1 | Топологические парадоксы. | к.38 | |
20 | 28.01 | 13.55 | беседа | 1 | Парадоксы, связанные с выбором. | к.38 | пед.наблюдение |
21 | 04.02 | 14.50 | беседа | 1 | Химические парадоксы. | к.38 | |
22 | 04.02 | 15.45 | обсуждение | 1 | Физические парадоксы. | к.38 | пед.наблюдение |
23 | 11.02 | 13.55 | презентация | 1 | Парадоксы, связанные с путешествиями во времени. | к.38 | |
24 | 18.02 | 13.55 | презентация | 1 | Философские парадоксы. | к.38 | |
25 | 25.02 | 13.55 | лекция | 1 | Экономические парадоксы. | к.38 | |
26 | 04.03 | 14.50 | обсуждение | 1 | Сравнение софизмов и парадоксов, как логических операций. | к.38 | тестирование |
27 | 04.03 | 15.45 | беседа | 1 | Магические квадраты. Мир логики. | к.38 | опрос |
28 | 11.03 | 14.50 | лекция | 1 | Символы математической логики. | к.38 | |
29 | 11.03 | 15.45 | консультация | 1 | Основные виды логических задач. | к.38 | пед.наблюдение |
30 | 18.03 | 13.55 | тренинг | 1 | Истинноностные задачи. | к.38 | опрос |
31 | 01.04 | 13.55 | тренинг | 1 | Задачи, решаемые с конца. | к.38 | опрос |
32 | 08.04 | 13.55 | практическое занятие | 1 | Задачи на пересечение и объединение множеств. | к.38 | пед.наблюдение |
33 | 15.04 | 13.55 | практическое занятие | 1 | Задачи на взвешивание. | к.38 | тестирование |
34 | 22.04 | 13.55 | обсуждение | 1 | Решение логических задач методами алгебры высказываний. | к.38 | анкетирование |
35 | 29.04 | 13.55 | конкурс | 1 | Итоговое занятие. | к.38 | конкурс творческих работ |
Методическое обеспечение:
Техническое оснащение занятий: компьютер, экран для демонстрации слайдов и презентаций, мультимедийный проектор, многофункциональное устройство для распечатки раздаточного и дидактического материала, чертежные измерительные инструменты.
Список литературы для педагога:
1. «Математика после уроков». Пособие для учителей. Авторы: М.Б.Балк, Г.Д.Балк. Москва «Просвещение», 2012;
2. Мартин Гарднер. А ну-ка, догадайся! М.: Мир, 1984;
3. Софизм Эватла (англ.) — в Smith's Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology;
4. Краткий курс по логике. Учебное пособие. - М.: Окей-книга, 2016. - 128 c.;
5. Лаврикова, И. Н. Логика. Учимся решать / И.Н. Лаврикова. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 208 c.;
6. Логика и риторика. Хрестоматия. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 624 c.;
7. Маслов, Н. А. Логика / Н.А. Маслов. - М.: Феникс, 2013. - 416 c.; 8. Ненашев, М. И. Введение в логику / М.И. Ненашев. - М.: Гардарики, 2016. - 352 c.;
9. Стрелкова, Н. В. Логика в задачах и упражнениях / Н.В. Стрелкова. - М.: Щит-М, 2016. - 116 c.;
10. Светлов В. А. О разрешимости одного неразрешимого спора, или Следовало ли Протагору подавать в суд на Еватла //Философские науки.1992;
11. Ахвледиани А.Н. Гносеологический анализ возможных решений древнегреческого парадокса «Тяжбы Протагора с Эватлом» // ΣΧΟΛΗ 4.2 (2010) ;
12. Хедли Л. “Линейная алгебра” - М., 2012; 13. Журналы «Квант» (подписка за 2001 год);
14. Ресурсы интернета:
http://fb.ru
http://nsportal.ru
http://festival.1september.ru
http://mathemlib.ru
http://mathege.ru -http://www.problems.ru
Список литературы для учащихся:
1.«Математические софизмы». Книга для учащихся 7-11 классов. Авторы: А.Г. Мадера, Д.А. Мадера. Издательство Москва «Просвещение» 2003;
2.«Математическая шкатулка». Автор: Ф.Ф. Нагибин. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР 1961;
3.«Парадоксы науки». Автор: А.К.Сухотин. Издательство "Молодая гвардия", 1978 г.;
4. Больцано Б. «Парадоксы бесконечного», Одесса, 1911г.; 5. Энциклопедический словарь юного математика; 6. Новосёлов М. М. «Абстракция множества парадокс Рассела». «Вопросы философии». 2003г. №7;
7. Аменицкий Н. «Математические развлечения и любопытные приёмы мышления. М.,1912г.;
8. Богомлов С. А. «Актуальная бесконечность.» М.; Л., 1934г.;
9. Больцано Б. «Парадоксы бесконечного», Одесса, 1911г.;
10.Интернет-ресурсы:
http://fb.ru
http://www.peterlife.ru/download%20free%20online/humanities/fl _5_a5.htm
http://www.tmn.fio.ru/works/60x/306/06_2.htm
http://www.golovolomka.hobby.re/books/gardner/gotcha/ch2/02 htm
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/104/779.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-556479-1421574465.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся на 2013-2018
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-46037-1455211335.jpg)
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года
Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177302-1358189499.jpg)
Софизмы и парадоксы в математике
Использование истрического материала по теме "Софизмы и парадоксы" на уроках и внеклассных мероприятиях по математике...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-965678-1509379218.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ "БАЯН" для обучающихся по программе "Инструментальное музицирование" срок реализации 7 (семь) лет.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПУРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Обсуждена на заседании...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/31/picture-1096766-1546276972.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики»Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/26/picture-312735-1674722334.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная акварель» (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год
laquo;Волшебная акварель» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназнач...