Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы познаем мир»
рабочая программа по географии (7 класс)
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы дополнительного образования, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. В курсе природоведения 5 класса, а также биологии и географии 6 класса, учащиеся не имеют возможность глубже познать всё великолепие и разнообразие (диковины) окружающей нас природы. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе. Ребята получат возможность на ролевых играх побыть в роли пчелы, птицы и т.д. Всё это позволит ребятам стать соучастниками, тех процессов и явлений, которые происходят в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.programma_my_poznaem_mir_patrina.docx | 88.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
к утверждению на заседании директор МБОУ «Стрелецкая СОШ»
Методического совета _______________ С.В. Вязовова
протокол № __ от «__» __________ 2016_ г. Приказ № «___» от «___» 2016 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности «Мы познаем мир»
Для детей среднего школьного возраста
Срок реализации - 2 года
Составитель: Патрина Татьяна Борисовна
учитель географии
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Мы познаем мир» является естественнонаучной направленности, модифицированная. Она позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения данной программы.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия дополнительного образования «Мы познаем мир» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников на занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы дополнительного образования, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. В курсе природоведения 5 класса, а также биологии и географии 6 класса, учащиеся не имеют возможность глубже познать всё великолепие и разнообразие (диковины) окружающей нас природы. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе. Ребята получат возможность на ролевых играх побыть в роли пчелы, птицы и т.д. Всё это позволит ребятам стать соучастниками, тех процессов и явлений, которые происходят в природе.
Педагогическая целесообразность: реализация программы дополнительного образования «Мы познаем мир» позволит не только полезно занять время учащихся, но и пробудить интерес к проблемам Природы.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной форме для учащихся. Ролевые игры, экскурсии, презентации позволяют поддерживать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного.
Отличительные особенности программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Уровень сложности программы – базовый.
Цель:
Формирование основ патриотизма: воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание бережного отношения к природе.
Задачи программы:
Год обучения | Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
Первый год |
|
|
|
Второй год |
|
|
|
Предполагаемые результаты
В конце первого года обучения учащиеся будут
Знать: | Уметь: |
|
|
|
|
|
В конце второго года обучения учащиеся будут
Знать: | Уметь: |
|
|
|
|
|
Сроки реализации программы.
Программа предназначена для обучающихся 5-7 классов в возрасте 10-13 лет и рассчитана на 2 года обучения по 70 часов каждый. Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия - 2 урока по 45 минут. Нормы наполнения группы – 10 учащихся.(1 группа)
Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.
Отличительные особенности программы: заключаются в том, что она построена на основах развивающего обучения в результате социального взаимодействия и поэтапного формирования мыслительной деятельности. Социальное взаимодействие учащихся между собой и с учителем осуществляется в практической деятельности
Формы проведения учебных занятий
- Беседы, викторины.
- Исследовательская деятельность.
- Коллективные творческие дела.
- Презентации.
- Наблюдение.
- Игровая деятельность.
- Анализ и систематизация дополнительного информационного материала и др.
Для реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение |
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Тео рет. | Прак тич. | Всего | ||
1 | Введение в программу | 1 | 1 | 2 |
2 | Каменная летопись планеты | - | - | 4 |
2.1 | Каменная летопись планеты. Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута. | 2 | - | 2 |
2.2 | Конусы Каппадокии. Долина приведений горы Демерджи. | 2 | - | 2 |
3 | В мире песка и камня | - | - | 10 |
3.1 | Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни? | 1 | 1 | 2 |
3.2 | Где расположены самые известные пустыни мира? Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. | 1 | 1 | 2 |
3.3 | Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб. | 2 | - | 2 |
3.4 | Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби. | 2 | - | 2 |
3.5 | Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки. | 1 | 1 | 2 |
4 | Каньоны мира | - | - | 6 |
4.1 | Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира. | 2 | 1 | 3 |
4.2 | Жизнь в Большом каньоне. Как открыли большой каньон. | 2 | 1 | 3 |
5 | В мире падающей воды | - | - | 12 |
5.1 | Водопад Анхель. Водопад Йосемитский. | 2 | 1 | 3 |
5.2 | Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад. | 2 | 1 | 3 |
5.3 | Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. | 2 | 1 | 3 |
5.4 | Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. | 2 | 1 | 3 |
6 | Эти удивительные озёра | 6 | ||
6.1 | Самые большие озёра мира. | 2 | 1 | 3 |
6.2 | Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра. | 2 | 1 | 3 |
7 | В мире мрака и безмолвия | - | - | 10 |
7.1 | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. | 2 | - | 2 |
7.2 | Сказочный мир подземных дворцов. | 2 | - | 2 |
7.3 | Пещерная система Флинт-Мамонтова. Пещера Оптимистическая. | 2 | - | 2 |
7.4 | Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России. | 1 | 1 | 2 |
7.5 | Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые. | 1 | 1 | 2 |
8 | Грозное дыхание Земли | - | - | 7 |
8.1 | Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена. | 2 | - | 2 |
8.2 | Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы. | 2 | 1 | 3 |
8.3 | Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм. | 2 | - | 2 |
9 | Тепло подземных вод и природных фонтанов | - | - | 4 |
9.1 | Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии. | 2 | - | 2 |
9.2 | Гейзеры Северной Америки.Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. | 1 | 1 | 2 |
10 | Этот удивительный ледяной мир | - | - | 3 |
10.1 | Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле? | 1 | - | 1 |
10.2 | Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги. | 1 | - | 1 |
10.3 | Великие оледенения прошлого. | 1 | - | 1 |
11 | В глубинах неизведанного | - | - | 4 |
11.1 | Звенящие и поющие камни. Вашкский камень | 1 | - | 1 |
11.2 | Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. | 1 | - | 1 |
11.3 | Полярные сияния. Гало и другие видения. | 1 | - | 1 |
11.4 | Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера? | 1 | - | 1 |
12 | Итоговые занятия | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО | 53 | 17 | 70 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Тео рет. | Прак тич. | Всего | ||
1 | Введение в программу | 1 | 1 | 2 |
2 | Великолепная семёрка | 5 | 3 | 8 |
2.1 | Чудо света №1.Тайна «Висячих садов» ещё не раскрыта.Куда девался Зевс? | 2 | - | 2 |
2.2 | Забыть Герострата? Самый первый мавзолей. | 1 | 1 | 2 |
2.3 | Плавающим и путешествующим …. Упавший великан. | 2 | 2 | 4 |
3 | Европа | 9 | 1 | 10 |
3.1 | Афинский Акрополь «Вечный город». | 1 | - | 1 |
3.2 | Жизнь святой горы Афон. Монастыри на утёсах. | 1 | - | 1 |
3.3 | Город Пиза и его знаменитая колокольня. «Окаянная скала». | 1 | - | 1 |
3.4 | Церковь на острове Ситэ. Как крепость стала музеем. | 1 | - | 1 |
3.5 | Замки Луары. Крепость архангела Михаила | 1 | - | 1 |
3.6 | Деревушка Версаль. Кто взял Бастилию? | 1 | - | 1 |
3.7 | Восемь воронов Тауэра. Собор Святого Кутберто в Дареме. | 1 | - | 1 |
3.8 | Дорога великана. Форты и церкви Лиссабона. | 1 | - | 1 |
3.9 | «Яичный желток» Барселоны. «Тихо над Альгамброй …. | 1 | - | 1 |
3.10 | Остров гейзеров. Церковь похожая на корабль. Беззаботный Сан-Суси. | - | 1 | 1 |
4 | Россия | 9 | 3 | 12 |
4.1 | Первая на Руси? Самая старая из русских крепостей. Псковский Кром. | 1 | 1 | 2 |
4.2 | Старый Изборск. Белое чудо на речке Нерль. | 1 | 1 | 2 |
4.3 | Москва не сразу строилась. Арбат - заповедное место. | 2 | - | 2 |
4.4 | Царское село под Москвой. Как во городе во Муроме... Кремль на Волге. | 2 | - | 2 |
4.5 | Огромный собор маленького города. Откуда в Калуге «Римский виадук?» | 2 | - | 2 |
4.6 | Старые ворота Сибири. Знаменитые столбы | 1 | 1 | 2 |
5 | Азия | 8 | 2 | 10 |
5.1 | Города в песках. Большая купальня и забытая цивилизация. | 1 | - | 1 |
5.2 | Вавилон и его знаменитая башня. Остановившееся время Катманду. Древности Дамаска. | 1 | 1 | 2 |
5.3 | Живая вода Мёртвого моря. Священный град Иерусалим. Воспоминание о бронзовом дворце | 1 | - | 1 |
5.4 | Боробудур – сердце Яванской культуры. Мерцающая фата-моргана Стамбула. Главная пагода Таиланда. | 1 | - | 1 |
5.5 | Великая Китайская стена. Большая ступа в Шведагоне. Священный бык в Майсуре. Прибрежные храмы Махабалипурама. Почему Александр Македонский разрушил Персеполь. | 2 | - | 2 |
5.6 | Кто построил Баальбек. Загробные воины Сианя. Мечети Исфахана. Только для императоров! Сигирийя – дворец среди облаков. | 1 | 1 | 2 |
5.7 | Былая слава Лахора. Тадж-Махал - символ Индии. Мост над Сето. Ходжа-Мумин – соляная гора. | 1 | - | 1 |
6 | Африка | 5 | 3 | 8 |
6.1 | Доисторическая картинная галерея. Кто и как строил Египетские пирамиды. О чём молчит Сфинкс. | 2 | - | 2 |
6.2 | Эфиопский «Иерусалим». Тумбукту - гавань в пустыне. Зимбабве – величие чёрной расы. | 1 | 1 | 2 |
6.3 | Римский город в Африке. Первый христианский монастырь. «Серенгети не должен умереть». | 1 | 1 | 3 |
6.4 | «И всё-таки Карфаген должен быть разрушен…». Хан эль-Халиль – древний и современный | 1 | - | 1 |
7 | Северная Америка | 4 | 2 | 6 |
7.1 | Откуда в Америке статуя Свободы? | 1 | - | 1 |
7.2 | Йеллоустоун – самый большой национальный парк Америки. | 1 | 1 | 2 |
7.3 | Ольмекские головы. Волшебники Изумрудного города. | 1 | - | 1 |
7.4 | Небоскрёбы острова Манхэттен. | 1 | 1 | 2 |
8 | Центральная и Южная Америка | 4 | 2 | 6 |
8.1 | Мачу-Пикчу – место, где привязано солнце. Дороги инков. «Восемнадцать кроликов и город Майя. | 1 | 1 | 2 |
8.2 | Каменные тайны Тиауанако. Сальвадор – самый древний город Бразилии. Христос над Рио. Ещё одна столица Бразилии. | 1 | - | 1 |
8.3 | 500000 видов растений и животных заповедника Ла Амистад. Самый высокий город в мире. | 1 | 1 | 2 |
8.4 | Зачарованные острова. Доблестная Картахена. Панамский канал. Карта для летающих великанов? | 1 | - | 1 |
9 | Австралия и Океания | 5 | 1 | 6 |
9.1 | Материк, где всё - самое-самое… Большой Барьерный риф. | 1 | 1 | 2 |
9.2 | Аквариум в Окленде. Большая баня планеты. | 2 | - | 2 |
9.3 | Истуканы острова Пасхи. | 2 | - | 2 |
10 | Итоговые занятия | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО | 52 | 18 | 70 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программного материала первого года обучения
Введение в программу (2 часа)
Теория: знакомство с деятельностью кружка, планирование.
Практика: беседа по технике безопасности
Каменная летопись планеты (4 часа)
Теория: Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.
Практика: Игра «Виртуальное путешествие»
В мире песка и камня (10 часов)
Теория: Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.
Практика: просмотр презентаций, кроссворд
Каньоны мира (6 часов)
Теория: Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.
Практика: просмотр презентаций, викторина
В мире падающей воды (12 часов)
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.
Практика: просмотр презентаций
Эти удивительные озёра (6часа)
Теория: Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.
Практика: просмотр презентаций, игра
В мире мрака и безмолвия (10 часов)
Теория: Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.
Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.
Практика: викторина, просмотр презентаций
Грозное дыхание Земли (7 часов)
Теория: Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.
Практика: игра, просмотр презентаций
Тепло поземных вод и природных фонтанов (4 часа)
Теория: Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.
Практика: просмотр презентаций
Этот удивительный ледяной мир (3 часа)
Теория: Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.
Практика: викторина, просмотр презентаций
В глубинах неизведанного (4 часа)
Теория: Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.
Практика: просмотр презентаций
Итоговые занятия(2 часа)
Теория: Итоговая аттестация воспитанников. Исследовательская деятельность – подготовка проекта
Практика: защита проекта
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программного материала второго года обучения
Введение в программу (2 часа)
Теория: знакомство с деятельностью кружка, планирование.
Практика: беседа по технике безопасности
Великолепная семёрка (8 часов)
Теория: Чудо света №1 – египетские пирамиды. «Висячие сады» Семирамиды – семь ступенчатых террас, каждая из которых была своеобразным садом.
Гигантская двенадцатиметровая статуя Зевса признана греками третьим чудом света. Грандиозный беломраморный храм, посвященный богине Артемиде, в Эфесе – четвёртое чудо света. Галикарнасский мавзолей самый первый мавзолей – знаменитая гробница персидского сатрапа Мавсола. Александрийский маяк у острова Фарос. Колос Родосский – 40-метровое бронзовое изваяние.
Практика: игра, просмотр презентаций
Европа (10 часов)
Теория: Афинский Акрополь самый замечательный архитектурный ансамбль классической эпохи. Рим – «вечный город». Величественные сооружения Рима: Форум, Колизей, Палатин, Базилика Константина, Пантеон, Термы Каракаллы. Святая гора Афон – самая высокая в Греции. Монастыри горы Афон. Город Пиза и его знаменитая колокольня. «Окаянная скала» - остров Мальта. Мальтийский орден. Нотр-Дам де Пари – собор Парижской Богоматери архитектурный шедевр готического стиля. Лувр – бывший дворец Французских королей. Замки Луары: Амбуаз, Шамбор, замок мост Шенонсо, Блуа, Шинон. Крепость Архангела Михаила. Самый большой дворец в мире Версаль: история создания, архитектура. Крепость-тюрьма Бастилия: история создания и разрушения. Тауэр – мрачная и неприступная крепость на берегу Темзы. Собор Святого Кутберта в Дареме: история создания, архитектурные решения. «Дорога Великана» - странное нагромождение камней в Ирландии. Легенды и сказания о Дороге Великана. Форты и церкви Лиссабона. «Яичный желток» Барселоны – готический квартал города: архитектура, история строительства. Архитектурный ансамбль в испанской Гранаде Альгамбра. Остров гейзеров Исландия и его достопримечательности: вулканы, гейзеры, водопады. Норвежские деревянные церкви «ставкирки» в форме кораблей: история и легенды. Замок прусского короля Фридриха 2-го, Сан-Суси образец архитектуры рококо.
Практика: просмотр презентаций, просмотр видеофильма, игра
Россия (12 часов)
Теория: Десятинная церковь – первый русский храм: история строительства и разрушения. История создания и архитектура Новгородского Детинца, древнейшего из сохранившихся русских кремлей. Псковский кром – центр средневекового города, крепость: башня Кутекрома, Величевая площадь, Троицкий собор. Старый Изборск – «молодший брат» Пскова стратегически важный пограничный пункт 14-15 веков: история города, Труворово городище. Владимир на Клязьме, Храм Покрова на Нерли. История строительства Москвы и её величественных сооружений: Спасских ворот, Московского Кремля, Успенского собора, Архангельского собора, Благовещенского собора и других. Арбат – знаменитая московская улица, заповедное место. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой – самое выдающееся произведение русских зодчих. Древний город Муром: история города. Нижегородский кремль: история строительства, архитектура. Успенский собор в Рязани. «Римский виадук» в Калуге: история строительства, архитектура. Старые ворота Сибири Верхотурье и его замечательные сооружения. Знаменитые Красноярские Столбы – природный заповедник.
Практика: викторина, просмотр презентаций
Азия (10 часов)
Теория: Города в песках. Шумер – самая ранняя цивилизация на земле. Города Месопотамии. Большая Купальня в Мохеджо-Даро – техническое чудо Индийской культуры. История раскопок Вавилона. Древний королевский город Непала Катманду: комплекс Сваямбхунагх, площадь Вассантпур, Башня Гадди Байтхак, дворец Кумари Бахал, пагода Кастамандап, храм Кришна Мандир. Древности Дамаска. История Дамаска. Живая вода Мёртвого моря. Иерусалим и его исторические объекты: Стена плача, Гефсинский сад, Масличная гора, Улица Крестного пути, гора Голгофа, Храм Гроба Господня, скальный храм Куббат ас-Сахра. Бронзовый храм на острове Шри – Ланка. Боробудур – второй по величине храм мира на острове Ява: история храма, архитектура. Стамбул: история города. Архитектурные реликвии Стамбула: мечеть Айя-Софии, Голубая мечеть, гробница Абдурахмана. Главная пагода Тайланда – Белая пагода в Бангкоке. Великая Китайская стена: история создания. Шведагон – крупнейший буддийский храмовый комплекс в Юго-Восточной Азии. Священный бык Нанди, огромный каменный бык в индийском городе Майсуре – мифическое существо. Прибрежные храмы Махабалипурама: Салуван-Куппан, Кришна Мантапарам. Персеполь: история разрушения, архитектурные достопримечательности. Баальбек – храмовый комплекс Ближнего Востока: история города, храм Солнца. Загробные воины Сианя - многотысячная армия из глиняннх солдат. Мечеть исфахана в Центральной Персии. История Имперского города в Пекине. Сигирийя – город-дворец на огромной скале: история создания. Древний город Лахор: сады Шалимара, «Дом сновидений». Тадж-Махал – символ Индии. Сэто-Охаси – мост над внутренним Японским морем: параметры, история сооружения. Ходжа-Мумин – соляная гора в Таджикистане.
Практика: просмотр презентаций, просмотр видеофильма, викторина
Африка (8 часов)
Теория: Доисторическая картинная галерея, самые знаменитые наскальные рисунки на плато Тассили-Аджер. Кто и как строил египетские пирамиды. Инени – знаменитый египетский зодчий. Сфинкс, исторические догадки. Эфиопский «Йерусалим» – священный город эфиопов Лалибэла: история создания, сооружения. Легендарный город в пустыне Тимбукту: «гавань в пустыне». Великий Зимбабве – самый большой в Африке памятник из камня после пирамид. Три комплекса Великого Зимбабве. Римский город в Африке Тимгат. Монастырь Святого Антония – самая древняя христианская обитель: жизнь Антония, сооружение церкви. Серенгети – заповедник в Танзании. Карфаген: история разрушений города. Хан эль-Халиль – знаменитый каирский базар.
Практика: просмотр презентаций, игра
Северная Америка (6 часа)
Теория: История создания статуи Свободы. Йеллоустоунский заповедник – самый большой национальный парк Америки: заповедные леса, каньоны, горячие ключи, известняковые террасы. Ольмекские головы – памятник древней ольмекской цивилизации в Мексике. Сиэтл: историческое прошлое и настоящее, изумрудный город. Небоскрёбы острова Манхэттен.
Практика: просмотр презентаций
Центральная и Южная Америка (6 часа)
Теория: Мачу-Пикчу – древний заброшенный город инков на территории Перу: обнаружение города Бингемом, догадки и предположения. Дороги инков. Развалины Копана в Гондурасе – древнего города майя: история города, архитектура. Каменные тайны древнего города Тиауанако в Боливии. Сальвадор – самый древний город Бразилии. Архитектурные памятники Сальвадора, история города. Символ Бразилии – монумент Христа Спасителя: история создания. Город Бразилиа – третья столица Бразилии: история строительства, достопримечательности. Природный заповедник Ла Амистад в Коста-Рике: многообразие видов растений и животных. Боливийский город Потоси – самый высокий город в мире: история города, памятники архитектуры. Галапагосские острова: исследования Дарвина, природа островов. Доблестная Картахена – колумбийский порт: крепость Сан-Фелипе де Барахас и другие сооружения. Панамский канал: шлюзы, история строительства. Наска – пустыня в Перу с гигантскими рисунками: версии создания.
Практика: просмотр видеофильма, викторина
Австралия и Океания (6 час)
Теория: Материк, где всё – самое-самое: история открытия материка, Уникальный континент-заповедник. Большой Барьерный риф: природа кораллового сооружения, опасность исчезновения. Новозеландский аквариум в Окленде: новый принцип устройства. Таравера – одна из вулканических вершин Северного острова Новой Зеландии: сюрпризы уснувшего вулкана. Варакавера – маленькая деревушка посреди величайшей в мире области гейзеров. Истуканы острова Пасхи: история обнаружения, загадка острова.
Практика: просмотр презентаций, игра
Итоговые занятия(2 часа)
Теория: Итоговая аттестация воспитанников. Исследовательская деятельность – подготовка проекта
Практика: защита проекта
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся
- Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
- География в школе. №2 2003г., с.70.
3. Зубанова Г.С., Ю.В.Щербакова. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 классы. М.»Глобус.2007г.
4. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. М. Творческий роцентр.2002г.
- Митрофанов И. В. Тематические игры по географии. М. 2003. с. 83.школе. №2 2003г., с. 70.
- Перепечева Н.Н. Нестандартные уроки географии. Волгоград. 2004. с. 26.
- Субботин Г.П.. Задачник по географии. М.Аквариум. 1997г.
- Селищев Е. Н. География для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 5-6 классах. Ярославль. Академия развития. 2006.Волгоград. С.4.
9. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru
Литература для учителя
- Большой географический атлас: Мир вокруг нас/Авт.- сост. М.Горчаков. – М.: Олма – Пресс Экслибрис, 2003.- 302с.
- Географический энциклопедический словарь: Географические названия. – М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 528 с.
- Географический энциклопедический словарь: Географические названия. – 2-е изд. доп.- М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 592 с.
- Я познаю мир: Дет. энциклопедия: География /Авт.- сост. В.А. Маркин. - М.: ООО Изд. АСТ, 2001.- 560 с.
- Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Чудеса природы. - М.: ООО Изд. АСТ, 2001.
- Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Чудеса света. - М.: ООО Изд. АСТ, 2001.
- Бланшар Ж. Осторожно – яд. // Юный эрудит.- № 11. - 2005.- С.12.
- Доронин А. Чего боятся корабли?//Юный эрудит. - №11.- 2005. - С.16.
- Супрененко Ю. Вбитые камни.// Юный эрудит. - №9.-2007.- С.23.
- Чудеса света. [Карта].// Юный эрудит. - №1.-2008.
УТВЕРЖДАЮ Директор школы:
_________/С.В.Вязовова/
«___» _____________ 2016 г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дополнительного образования детей «Мы познаем мир»
на 2016/2017 учебный год
(1 год обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата проведения | ||
Всего | по плану | факти- чески | ||
Введение в программу | 2 | |||
1 | Введение в программу | 1 | ||
2 | Введение в программу | 1 | ||
Каменная летопись планеты | 4 | |||
3 | Каменная летопись планеты. Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута. | 1 | ||
4 | Каменная летопись планеты. Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута. | 1 | ||
5 | Конусы Каппадокии. Долина приведений горы Демерджи. | 1 | ||
6 | Конусы Каппадокии. Долина приведений горы Демерджи. | 1 | ||
В мире песка и камня | 10 | |||
7 | Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни? | 1 | ||
8 | Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни? | 1 | ||
9 | Где расположены самые известные пустыни мира?Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. | 1 | ||
10 | Где расположены самые известные пустыни мира?Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. | 1 | ||
11 | Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб. | 1 | ||
12 | Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб. | 1 | ||
13 | Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби. | 1 | ||
14 | Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби. | 1 | ||
15 | Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки. | 1 | ||
16 | Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки. | 1 | ||
Каньоны мира | 6 | |||
17 | Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира. | 1 | ||
18 | Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира. | 1 | ||
19 | Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира. | 1 | ||
20 | Жизнь в Большом каньоне. Как открыли большой каньон. | 1 | ||
21 | Жизнь в Большом каньоне. Как открыли большой каньон. | 1 | ||
22 | Жизнь в Большом каньоне. Как открыли большой каньон. | 1 | ||
В мире падающей воды | 12 | |||
23 | Водопад Анхель. Водопад Йосемитский. | 1 | ||
24 | Водопад Анхель. Водопад Йосемитский. | 1 | ||
25 | Водопад Анхель. Водопад Йосемитский. | 1 | ||
26 | Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад. | 1 | ||
27 | Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад. | 1 | ||
28 | Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад. | 1 | ||
29 | Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. | 1 | ||
30 | Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. | 1 | ||
31 | Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. | 1 | ||
32 | Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. | 1 | ||
33 | Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. | 1 | ||
34 | Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. | 1 | ||
Эти удивительные озёра | 6 | |||
35 | Самые большие озёра мира. | 1 | ||
36 | Самые большие озёра мира. | 1 | ||
37 | Самые большие озёра мира. | 1 | ||
38 | Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра. | 1 | ||
39 | Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра. | 1 | ||
40 | Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра. | 1 | ||
В мире мрака и безмолвия | 10 | |||
41 | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. | 1 | ||
42 | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. | 1 | ||
43 | Сказочный мир подземных дворцов. | 1 | ||
44 | Сказочный мир подземных дворцов. | 1 | ||
45 | Пещерная система Флинт-Мамонтова. Пещера Оптимистическая. | 1 | ||
46 | Пещерная система Флинт-Мамонтова. Пещера Оптимистическая. | 1 | ||
47 | Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России. | 1 | ||
48 | Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России. | 1 | ||
49 | Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые. | 1 | ||
50 | Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые. | 1 | ||
Грозное дыхание Земли | 7 | |||
51 | Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена. | 1 | ||
52 | Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена. | 1 | ||
53 | Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы. | 1 | ||
54 | Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы. | 1 | ||
55 | Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы. | 1 | ||
56 | Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм. | 1 | ||
57 | Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм. | 1 | ||
Тепло подземных вод и природных фонтанов | 4 | |||
58 | Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии. | 1 | ||
59 | Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии. | 1 | ||
60 | Гейзеры Северной Америки.Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. | 1 | ||
61 | Гейзеры Северной Америки.Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. | 1 | ||
Этот удивительный ледяной мир | 3 | |||
62 | Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле? | 1 | ||
63 | Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги. | 1 | ||
64 | Великие оледенения прошлого. | 1 | ||
В глубинах неизведанного | 4 | |||
65 | Звенящие и поющие камни. Вашкский камень | 1 | ||
66 | Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. | 1 | ||
67 | Полярные сияния. Гало и другие видения. | 1 | ||
68 | Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера? | 1 | ||
Итоговые занятия | 2 | |||
69 | Итоговое занятие | 1 | ||
70 | Итоговое занятие | 1 | ||
ИТОГО | 70 |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы:
_________/С.В.Вязовова/
«___» _____________ 2017 г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дополнительного образования детей «Мы познаем мир»
на 2016/2017 учебный год
(2 год обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата проведения | ||
Всего | по плану | факти- чески | ||
Введение в программу | 2 | |||
1 | Введение в программу | 1 | ||
2 | Введение в программу | 1 | ||
Великолепная семёрка | 8 | |||
3 | Чудо света №1.Тайна «Висячих садов» ещё не раскрыта.Куда девался Зевс? | 1 | ||
4 | Чудо света №1.Тайна «Висячих садов» ещё не раскрыта.Куда девался Зевс? | 1 | ||
5 | Чудо света №1.Тайна «Висячих садов» ещё не раскрыта.Куда девался Зевс? | 1 | ||
6 | Забыть Герострата?Самый первый мавзолей. | 1 | ||
7 | Плавающим и путешествующим ….Упавший великан. | 1 | ||
8 | Плавающим и путешествующим ….Упавший великан. | 1 | ||
9 | Плавающим и путешествующим ….Упавший великан. | 1 | ||
10 | Плавающим и путешествующим ….Упавший великан. | 1 | ||
Европа | 10 | |||
11 | Афинский Акрополь «Вечный город». | 1 | ||
12 | Жизнь святой горы Афон.Монастыри на утёсах. | 1 | ||
13 | Город Пиза и его знаменитая колокольня.«Окаянная скала». | 1 | ||
14 | Церковь на острове Ситэ. Как крепость стала музеем. | 1 | ||
15 | Замки Луары.Крепость архангела Михаила | 1 | ||
16 | Деревушка Версаль. Кто взял Бастилию? | 1 | ||
17 | Восемь воронов Тауэра. Собор Святого Кутберто в Дареме. | 1 | ||
18 | Дорога великана. Форты и церкви Лиссабона. | 1 | ||
19 | «Яичный желток» Барселоны. «Тихо над Альгамброй | 1 | ||
20 | Остров гейзеров. Церковь похожая на корабль. Беззаботный Сан-Суси. | 1 | ||
Россия | 12 | |||
21 | Первая на Руси? Самая старая из русских крепостей. Псковский Кром. | 1 | ||
22 | Первая на Руси? Самая старая из русских крепостей. Псковский Кром. | 1 | ||
23 | Старый Изборск. Белое чудо на речке Нерль. | 1 | ||
24 | Старый Изборск. Белое чудо на речке Нерль. | 1 | ||
25 | Москва не сразу строилась. Арбат - заповедное место. | 1 | ||
26 | Москва не сразу строилась. Арбат - заповедное место. | 1 | ||
27 | Царское село под Москвой. Как во городе во Муроме... Кремль на Волге. | 1 | ||
28 | Царское село под Москвой. Как во городе во Муроме... Кремль на Волге. | 1 | ||
29 | Огромный собор маленького города. Откуда в Калуге «Римский виадук?» | 1 | ||
30 | Огромный собор маленького города. Откуда в Калуге «Римский виадук?» | 1 | ||
31 | Старые ворота Сибири. Знаменитые столбы | 1 | ||
32 | Старые ворота Сибири. Знаменитые столбы | 1 | ||
Азия | 10 | |||
33 | Города в песках. Большая купальня и забытая цивилизация. | 1 | ||
34 | Вавилон и его знаменитая башня. Остановившееся время Катманду. Древности Дамаска. | 1 | ||
35 | Вавилон и его знаменитая башня. Остановившееся время Катманду. Древности Дамаска. | 1 | ||
36 | Живая вода Мёртвого моря. Священный град Иерусалим. Воспоминание о бронзовом дворце | 1 | ||
37 | Боробудур – сердце Яванской культуры. Мерцающая фата-моргана Стамбула. Главная пагода Таиланда. | 1 | ||
38 | Великая Китайская стена. Большая ступа в Шведагоне. Священный бык в Майсуре. | 1 | ||
39 | Прибрежные храмы Махабалипурама. Почему Александр Македонский разрушил Персеполь. | 1 | ||
40 | Кто построил Баальбек. Загробные воины Сианя. | 1 | ||
41 | Мечети Исфахана. Только для императоров! Сигирийя – дворец среди облаков. | 1 | ||
42 | Былая слава Лахора. Тадж-Махал - символ Индии. Мост над Сето. Ходжа-Мумин – соляная гора. | 1 | ||
Африка | 8 | |||
43 | Доисторическая картинная галерея. Кто и как строил Египетские пирамиды. О чём молчит Сфинкс. | 1 | ||
44 | Доисторическая картинная галерея. Кто и как строил Египетские пирамиды. О чём молчит Сфинкс. | 1 | ||
45 | Эфиопский «Иерусалим». Тумбукту - гавань в пустыне. Зимбабве – величие чёрной расы. | 1 | ||
46 | Эфиопский «Иерусалим». Тумбукту - гавань в пустыне. Зимбабве – величие чёрной расы. | 1 | ||
47 | Римский город в Африке. Первый христианский монастырь. «Серенгети не должен умереть». | 1 | ||
48 | Римский город в Африке. Первый христианский монастырь. «Серенгети не должен умереть». | 1 | ||
49 | Римский город в Африке. Первый христианский монастырь. «Серенгети не должен умереть». | 1 | ||
50 | «И всё-таки Карфаген должен быть разрушен…». Хан эль-Халиль – древний и современный | 1 | ||
Северная Америка | 6 | |||
51 | Откуда в Америке статуя Свободы? | 1 | ||
52 | Йеллоустоун – самый большой национальный парк Америки. | 1 | ||
53 | Йеллоустоун – самый большой национальный парк Америки. | 1 | ||
54 | Ольмекские головы. Волшебники Изумрудного города. | 1 | ||
55 | Небоскрёбы острова Манхэттен. | 1 | ||
56 | Небоскрёбы острова Манхэттен. | 1 | ||
Центральная и Южная Америка | 6 | |||
57 | Мачу-Пикчу – место, где привязано солнце. | 1 | ||
58 | Дороги инков. «Восемнадцать кроликов и город Майя. | 1 | ||
59 | Каменные тайны Тиауанако. Сальвадор – самый древний город Бразилии. Христос над Рио. Ещё одна столица Бразилии. | 1 | ||
60 | 500000 видов растений и животных заповедника Ла Амистад. Самый высокий город в мире. | 1 | ||
61 | 500000 видов растений и животных заповедника Ла Амистад. Самый высокий город в мире. | 1 | ||
62 | Зачарованные острова. Доблестная Картахена. Панамский канал. Карта для летающих великанов? | 1 | ||
Австралия и Океания | 6 | |||
63 | Материк, где всё - самое-самое… Большой Барьерный риф. | 1 | ||
64 | Материк, где всё - самое-самое… Большой Барьерный риф. | 1 | ||
65 | Аквариум в Окленде. Большая баня планеты. | 1 | ||
66 | Аквариум в Окленде. Большая баня планеты. | 1 | ||
67 | Истуканы острова Пасхи. | 1 | ||
68 | Истуканы острова Пасхи. | 1 | ||
Итоговые занятия | 2 | |||
69 | Итоговое занятие | 1 | ||
70 | Итоговое занятие | 1 | ||
ИТОГО | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"
Работа учащихся с декоративными растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"
Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися 13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской грамотности, воспитанию медицинской...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"
Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики»Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Софизмы и парадоксы в математике» для обучающихся 14-16 лет
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышлени...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Живой мир"
Данная программа базового уровня рассчитана на три года. Возраст обучающихся 11-14 лет (разновозрастной). В программе имеется проектный и учебно-исследовательский компоненты....
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Я - исследователь".
Содержание данной программы ориентировано на развитие экологической составляющей образования подростков, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни д...