Рабочие программы внеурочной деятельности
рабочая программа (5 класс)

Елбаева Валентина Владимировна

программы внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx26.73 КБ
Microsoft Office document icon Я-гражданин России178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Градоведение»

5 класс

35 часов

Пояснительная записка.

Учебный курс «Градоведение» планируется ввести с 1 сентября 2014 года в                                 5 классах в рамках внеурочной деятельности. Курс рассчитан на 35 часов. Выбор направления исследования, содержание и форму реализации определяет само учебное учреждение, разрабатывает календарно – тематическое планирование

В своей  методологической основе краеведение является комплексом естественнонаучных и общественно-научных исследований, куда входят изучение природы и природных богатств края, хозяйственной деятельности на его территории, истории и культуры местного населения.

Каждый человек тысячами нитей связан со своей “ малой Родиной”. У каждого города, поселка, улицы, уголка на карте, где ты родился, вырос и живешь – свое лицо, свой характер, своя история, порой восходящая к легендам. Нас окружает природа родного края, история открытия нефти, люди строившие Самотлор и наш город – нужно знать историю и изучать, чтобы ориентироваться, правильно строить взаимоотношения с окружающим миром, мы общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами. Истоки наших взаимоотношений лежат в прошлом и настоящем, как всей страны, так и ее отдельного региона. Найти свое место в этом сложном мире нелегко. Знакомство с историей, культурой традициями родной страны, ее прошлым и настоящим на примере родного края поможет человеку в формировании патриотизма, гражданственности.

Для жителей Нижневартовска наш город – гордость всего региона.

Задачи программы:

1.Вызвать у пятиклассников  интерес к родному городу;

2.Научить полюбить родные места;

3.Формировать проявление обеспокоенности за судьбу родного края и судьбы людей, живущих рядом.

Программа рассчитана на обучающихся 5-х классов, предполагает постепенное развитие детского мышления, формирующего знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

В числе методов и форм обучения могут быть: игры, викторины, просмотры фильмов, чтение литературы. Также могут проходить и поездки, экскурсии, конкурсы, выступления, олимпиады. Важное значение имеет участие детей в различных, природоохранных мероприятиях, проводимых в городе, особенно в трудовой деятельности: посадка деревьев, уход за ветеранами города, знакомство с историей предприятий, улиц. Очень важен для учащихся выход на местные органы управления, выступления в печати, на радио и телевидении.

По данной программе к работе могут привлекаться ученые и педагоги вузов, сотрудники вузов и музеев, архивов, библиотек, различных городских организаций.

Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий в течение учебного года в объеме 35 часов.

Также в процессе освоения программы ребенок должен приобрести умения и навыки, необходимые ему в жизни. Эти умения и навыки условно разделены на 4 основные группы:

Учащиеся должны знать: суть понятия «малая родина»; названия населённых пунктов; историю освоения Самотлора; историю названия улиц, предприятий; имена людей с чьим именем связаны достижения в освоении, добыче нефти, строительства города; достижения в области культуры и спорта.

Умения и навыки, связанные 

  1. с отношением к семье, обществу, государству;
  2.  с изучением культурных ценностей  народа ханты и манси;
  3. с навыками бережного отношения природным богатствам Ханты – Мансийского автономного округа – Югра:
  4.  с изучения природы родного края. В ходе изучения программы на каждом году обучения дети получают следующие навыки и умения.

Цель программы – приобщение юных жителей нашего города к богатейшему духовному наследию прошлого, патриотическое воспитание молодежи. Направленность этой программы нацелена на формирование нравственных позиций молодого человека. Главное, чтобы в процессе познания у детей родились любовь и высокие гражданские чувства к родному городу, гордость за свою причастность к удивительной жизни столицы нефтяного края.

Главным итогом программы является то, что она является стартовой площадкой для детей и педагогов в желании дальнейшего изучения истории, традиций и культуры родного города

Результаты деятельности детей по этой программе определяются в игровых занятиях – викторинах, в ежегодной ролевой игре, “Знаешь ли ты свой край.

Содержание:

  1. Определение понятия «город».

1. Генезис города, история создания.

2. Современная урбанизация.

3. Особенности процесса урбанизации в СССР и России.

4. Город как сложная система.

  1. История семьи.

1. Моя семейная реликвия.

2. Происхождение фамилии.

3. Генеалогическое древо.

4. Моя родословная.

  1. История улиц города.

1. История моей улицы.

2. Первые улицы Нижневартовска.

3. Улицы, связанные с историей освоения Самотлора.

  1. Люди моего города.

1. Первооткрыватели Самотлора.

2. Герои – нефтяники.

3. Герои – строители.

4. Люди на страже порядка.

  1. Спорт и культура.

1. Музеи города.

2. История развития театра и театральной жизни города.

3. История открытия Дворцов культуры.

4. Мой многонациональный город.

5. Нижневартовск спортивный.

6. История развития спора в Нижневартовске.

7. Культура зарождении и развития огородничества.

           8. Нижневартовск студенческий.

9. Первые школы и Вузы города.

10. Развитие образования в городе.

11. Развитие здравоохранения в городе.

12. Творческие союзы города.

  1. Итоговое занятие.

Какие можно использовать ресурсы:

  1. Музей.
  2. Конкретных людей Нижневартовска.
  3. Интернет.
  4. Краеведческий музей.
  5. Городское телевидение, радио, прессу.
  6. Городские театры.
  7. Общественные организации и диаспоры.
  8. Библиотеки.
  9. Портал системы образования города Нижневартовска.

Паспорт образовательной рабочей программы

по Градоведению   класс 5

(предмет)

Нормативно-правовые основы разработки программы

- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92. №3266-1( Редакция Федеральных законов от 13.01.96 №12-ФЗ от 16.11. 97 №144 – ФЗ)

 - Конвенция «О правах  ребёнка»  (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.1989г.)

- Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. №196

- Комплексная  программа развития образования ХМАО – ЮГРЫ

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17. 12 2010 года № 1897;

- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- Федеральный перечень учебников

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

- Устав школы

Основные источники для составления рабочей программы учителя

1.Извекова Н.А., Латов Н.В. Праздник в семье. - М.: Педагогика, 1986.

2.Нижневартовск. История герба города.

3.Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон. // Наследие народов Российской Федерации. – 2002. – №1. 

4.Каулен М.Е. Роль музея в сохранении и актуализации нематериальных форм наследия // Культура памяти: Сб. науч. статей – М.: Древлехранилище, 2007.

5.Крейн А.З. Жизнь в музее. – М.: Радуга, 2006.

6.Музейное дело и охрана памятников.  Музеефикация памятников архитектуры: теория и практика (80-е годы). – М.: Приор, 2007.

 7.Музейное дело России // Под ред. Каулен М.Е., Коссовой И.М., Сундиевой А.А. – М.: Издательство «ВК», 2005.

 8.Полякова МЛОхрана культурного наследия России. – М.: Союз, 2005,

9.Музеи мира. Отв. ред. д. ист. наук Н.Н. Кузьмина. – М., 1991.

Цели и задачи программы

-  учащиеся 5 класса должны усвоить знания курса «Градоведение»:

-способствовать воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся;

- содействовать формированию личностного отношения к истории «малой Родины»;

- стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своего края;

- уметь давать характеристику историческому деятелю;

- работать с тестами, анализировать исторический текст с помощью наводящих вопросов учителя, выделять главную мысль из текста учебника, а так же из документов, предложенных учителем;

- обладать навыками работы с картой

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы ученик должен

Знать:

-факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность истории развития города;

- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого города и края;

Уметь:

-проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника - классифицировать исторические источники по типу информации;

- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации; использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Срок действия программы

2015 – 2016 учебный год

Творческий результат

  1. Конкурс экскурсионных программ по городу
  2. Викторины истории памятников, улиц, предприятий.
  3. Создание видеороликов.
  4. Стихи, эссе: Мой город.
  5. Конкур фотографий: Нижневартовск в объективе.
  6. Поделки.

  1. Извекова Н.А., Латов Н.В. Праздник в семье. - М.: Педагогика, 1986.
  2. Нижневартовск. История герба города.
  3. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон. // Наследие народов Российской Федерации. – 2002. – №1. 
  4. Каулен М.Е. Роль музея в сохранении и актуализации нематериальных форм наследия // Культура памяти: Сб. науч. статей – М.: Древлехранилище, 2007.
  5. Крейн А.З. Жизнь в музее. – М.: Радуга, 2006.
  6. Музейное дело и охрана памятников.  Музеефикация памятников архитектуры: теория и практика (80-е годы). – М.: Приор, 2007.
  7.  Музейное дело России // Под ред. Каулен М.Е., Коссовой И.М., Сундиевой А.А. – М.: Издательство «ВК», 2005.
  8.  Полякова МЛОхрана культурного наследия России. – М.: Союз, 2005,
  9. Музеи мира. Отв. ред. д. ист. наук Н.Н. Кузьмина. – М., 1991.



Предварительный просмотр:

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре; 
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, 
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,


  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

Основные содержательные линии курса представлены тремя основными темами, органически связанные друг с другом, рассчитаны на 102 часа. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

5 класс – «Наша Родина – Россия» (34 часа)

6 класс – «Мы – россияне» (34 часа)

7 класс – «Молодые граждане России» (34 часа)

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

5 класс

  1. Вводное занятие. 

Что изучает курс «Я – гражданин России» (1 час)

  1. Раздел 1.Моя Родина-Россия ( 12 часов).

Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство- люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.

Москва - столица России. История Москвы.  

Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения. Народы России. История народов России.  

Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные ).

Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).

 Государственные символы России.

История моей семьи.

  1. Раздел 2. Я и мои права.  (19 часов)

 Введение понятий «Права человека и свобода».   «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».

 Права на имя. Право на семью Право на питание . Право на бесплатное образование. Право на бесплатное медицинское обслуживание. Право на отдых . Право на труд . Право на пользование культурным наследством.

Мои обязанности.

  1. Итоговое занятие  2 часа)

6 класс

  1. Я живу в России (5 часов)

Здравствуй, школа!(вводный урок). Наша Родина – Россия. Государственные символы России. Международный день мира. Путешествие в страну Законию. Ты и закон.

  1. Храм науки – моя школа (5 часов)

Я гражданин, я ученик. Устав и традиции школы. Готовим подарки первоклассникам. Интеллектуальная игра «Я гражданин России»

  1. Я и семья (5 часов)

История страны – история семьи. Судьба моего родственника. Профессия моих предков. Фотографии из семейного альбома.

  1. Я и культура (6 часов)

Поездка в театр. Русские композиторы о защитниках Родины. «Иной здесь видится Россия…». Песни о земле русской.

  1. Защитники земли русской (8 часов)

Героические страницы истории России: Ледовое побоище, Невская битва, Герои народного ополчения в борьбе с поляками в 1612 году. Акция «Ветеран живёт рядом». Награды Отечества. Экскурсия в музей ОВИ Краеведческого музея. В моей семье живёт герой. Выпуск плакатов о мире.

  1. Я и планета Земля (5 часов)

Береги природу – наш дом. Укрась кусочек планеты. Цветник у школы. Почему я люблю свой край. Православный мир России. Ислам в России.

  1. Обобщение по курсу (1 час)

7 класс

1. « Мы - россияне» (10 ч.)

Граждане России – россияне.

Россия – многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Толерантность. Многообразие и единство нашей страны.

С чего начинается Родина

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.

Права и свободы человека.

Этапы становления и формирования прав и свобод человека. Крепостное право. Поместное дворянство. Жалованные грамоты дворянству и городам. Не увидевшая свет «Жалованная грамота крестьянству». Наемный труд. Городская жизнь.

«Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть» (Цицерон Марк Туллий).

Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти.

Государственные органы власти в России.

Правительство, парламент, суд.

2. «Гражданин в экономических отношениях» (8 ч.)

Государство в экономической жизни людей – история и современность.

Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе.

Экономические функции государства.

Государство в экономической жизни людей – история и современность.

Занятость и трудоустройство в современной России. Выбор профессии.

Экономическая составляющая семьи.

Бюджет. Затраты. Из чего формируется доход семьи?

Налоговый кодекс РФ.

Правовое положение. Система налогов и сборов в РФ. Виды налогов. Права и обязанности граждан.

3. «Роль личности в истории страны». (7 ч.)

Российское общество и тенденции его развития.

Представления об историческом времени. Научные открытия и технические достижения.

Развитие взглядов на роль личности в истории.

Исторические ступени в развитии личности. Точки зрения: Аристотель, Ж-Ж Руссо и др.

Биографии, события (М.В Ломоносов, К.К. Рокоссовский, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.)

Историография.

Интерес к прошлому. Событийность. Описание истории глазами людей, историков.

 

4. «Религия в духовной культуре » (4 ч.)

Религия как одна из форм культуры.

Религиозные объединения и их роль в жизни общества. Культура вероисповедания. Роль религии в формировании традиций человека.

Старообрядчество

Религиозно – общественное движение. Пути формирования. Есть ли сегодня старообрядцы?

5. «Я познаю себя» (4 ч.)

«История моей семьи»

Родной край, дом. Ответственность за судьбу. Профессии моих предков. Фото из семейного альбома.

Жизненные ценности.

Формирование взглядов. Здоровье, счастье, друзья. Нравственный долг.

Раздел 6. «Культура информационного общества» (2 ч.)

Изменения в жизни социума.

Компьютерная грамотность. Современные технологии.

Информатизация населения.


  1. Тематическое планирование

  5 класс

Тема

Часы

Содержание теоретической части занятия

Виды

внеурочной деятельности

Формы организации

внеурочной деятельности

Вводное занятие.             1 час

Моя Родина-Россия (12 часов)

От Москвы-до самых до окраин

1 час

Вводный урок.

Досугово-развлекательная деятельность

Виртуальная экскурсия

Москва-столица нашей родины

1 час

Географическая, политическая справка

Досугово-развлекательная деятельность

Виртуальная экскурсия

Защита творческих проектов

Моя малая родина

 

1 час

История родного края.

История моей улицы.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

защита творческих проектов

Без прошлого нет настоящего 

1 час

История города. История страны. История государства.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

защита творческих проектов

Россия –многонациональное государство.

Народы России

1 час

Тема для обсуждения: «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?»

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

Исследовательская работа на тему: « Моя любимая сказка (пословица,

поговорка) народов России»,«Пословицы и поговорки о Родине, дружбе и понимании народов»

Государственные праздники России

2 часа

Информация о государственных праздниках России

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

Защита презентаций о государственных праздниках России

Гражданин России

1 час

Понятие - гражданин

Проблемно-ценностное общение

Беседа

Диспут «Что значит быть гражданином России?»

 Государственная символика Росси (герб, флаг, гимн)

2 часа

Что такое  Государственная символика Росси (герб, флаг, гимн)?

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

Презентация,

видеофильм о государственных символах

История моей семьи

2 часа

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

Сочинения, составление родословной семьи

Мои права и обязанности   ( 18 часов)

Я и мои права. Введение

2 часа

Введение понятий «Права человека и свобода».

 

Игровая деятельность

Проблемно-ценностное общение

Беседа, игровая ситуация

1.Деловая игра «Мы разрабатываем законы».

2.Игра «Встреча с инопланетянами».

Право на имя

2 часа

Правовые аспекты

Проблемно-ценностное общение

Беседа, защита проекта «Имя мое».  

Право на семью

2 часа

Правовые аспекты

Час размышлений «Зачем человеку семья».

Проблемно-ценностное общение

Беседа «Какие  обязанности ты выполняешь дома».

Право на питание

2 часа

Правовые аспекты

Проблемно-ценностное общение

Беседа «Хлеб всему голова».

Просмотр и обсуждение видеофильма «День живой воды».

Право на бесплатное образование

2 часа

Правовые аспекты

Игровая деятельность

Беседа,

Игра «Что, где, когда?».

Право на бесплатное медицинское обслуживание

2 часа

Правовые аспекты

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Беседа, игровая ситуация

 «Хорошее здоровье превыше всего».

Право на отдых

2 часа

Правовые аспекты

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты Защита проекта «Семейный альбом», «Семейный досуг».

Право на труд

2 часа

Правовые аспекты

Проблемно-ценностное общение

Трудовая деятельность

Беседа,

творческие проекты. Выставка рисунков.

Право на пользование культурным наследством

2 часа

Правовые аспекты

Досугово-развлекательная деятельность

Экскурсия

Мои обязанности

1 час

Правовые аспекты

Игровая деятельность

Беседа, игровая ситуация Рассказ о своих обязанностях

Обобщение по курсу

(2 часа)


6 класс

Тема

Часы

Содержание теоретической части занятия

Виды деятельности

Формы организации

Я живу в России (5 часов)

Здравствуй, школа!

1 час

Вводный урок. Летние впечатления.

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Беседа, игровая ситуация Исполнение любимых песен о родном крае.

Наша Родина – Россия.

1 час

Государственное устройство нашей страны. Признаки государства.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты Презентации о Родине, родном городе.

Государственные символы России.

1 час

Что такое символика? Государственный Российский Герб, Флаг, Гимн.

Проблемно-ценностное общение

Беседа, игровая ситуация Разучивание Гимна России.

Международный день мира.

1 час

Мир беречь –

Святое дело!

Ты берись

За это смело!

Нет – войне,

А миру – да!

Будет мир

У нас всегда!

История праздника (презентация)

Игровая деятельность

Проблемно-ценностное общение

Беседа, игровая ситуация

Конкурс плакатов к международному дню Мира.

Путешествие в страну Законию. Ты и закон.

1 час

Формирование представления о важнейших законах нашей страны. Главный закон РФ об образовании.

Игровая деятельность

Проблемно-ценностное общение

Беседа, игровая ситуация

Ролевая игра «Голубоглазые и кареглазые».

Храм науки – моя школа (5 часов)

Я гражданин, я ученик. Устав и традиции школы.

2 часа

Знакомство с уставом школы. Портрет идеального школьника.

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Беседа, игровая ситуация

Игра «Расскажи мне о себе». Творческое дело «Устав класса».

Готовим подарки первоклассникам.

2 часа

Музыкально-литературная композиция к празднику.

Досугово-развлекательная деятельность

Игровая деятельность

Беседа, игровая ситуация

Участие в празднике «День рождения школы».

Интеллектуальная игра «Я гражданин России»

Я и семья (5 часов)

История страны – история семьи.

1 час

Формирование представления об истории моей семьи в истории моей страны.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

Исследовательская работа.

Судьба моего родственника.

1 час

Привязанность к родному дому, ответственность за его судьбу.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

Презентация фильма, видео ролика.

Профессия моих предков.

1 час

Рассказ о профессии предков.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

Фотографии из семейного альбома.

1 час

Интерес к своей семье, к своим родителям, к своим предкам.

Проблемно-ценностное общение

Трудовая деятельность

Беседа,

творческие проекты

Фотовыставка «Я и моя семья».

Новогодний праздничный вечер с родителями

Я и культура (6 часов)

Поездка в театр.

2 часа

Досугово-развлекательная

Проблемно-ценностное общение

Посещение учреждений культуры

Беседа  «Правила этикета».

Русские композиторы о защитниках Родины.

2 часа

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты Просмотр и обсуждение видеофильма о защитниках Родины.

«Иной здесь видится Россия…».

1 час

Знакомство с произведениями искусства, раскрывающими красоту и особенности родного края.

Досугово-развлекательная

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

Экскурсия в краеведческий музей.

Песни о земле русской.

1 час

Игровая деятельность

Досугово-развлекательная деятельность

Беседа, игровая ситуация Исполнение песен-караоке.

Защитники земли русской (8 часов)

Героические страницы истории России: Ледовое побоище, Невская битва, Герои народного ополчения в борьбе с поляками в 1612 году.

2 часа

Рассказы детей о защитниках земли русской.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты, просмотр и обсуждение отрывков из

видеофильмов, конкурс сочинений «Кого сегодня можно считать героем? Могу ли я стать героем?»

Ветераны-земляки

1 час

Поздравление ветеранов.

Социальная (добровольческая)

деятельность

Коллективное творческое дело Акция «Ветеран живёт рядом».

Награды Отечества.

1 час

Ордена и медали России и СССР ярко отражают различные периоды в истории нашего Отечества.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты. Защита презентаций.

Экскурсия в музей ОВИ Краеведческого музея.

2 часа

Личностное отношение к историческим и культурным ценностям города.

Проблемно-ценностное общение

Досугово-развлекательная деятельность

Экскурсия, беседа

В моей семье живёт герой.

1 час

Рассказы ребят о своих героических предках.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты. Защита презентаций.

Творческая мастерская.

1 час

Проявление активной жизненной позиции.

Трудовая деятельность

Социальная

деятельность

Беседа,

творческие проекты

Конкурс плакатов о мире.

Я и планета Земля (5 часов)

Береги природу – наш дом.

1 час

Гражданское отношение к планете Земля.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

Конкурс рисунков

Творческая мастерская.

1 час

Осознание важности окружающего мира, бережное отношение к природе.

Трудовая деятельность

Социальная (добровольческая)

деятельность

Коллективное творческое дело

Цветник у школы.

Работа в школьной теплице

Почему я люблю свой край.

1 час

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты. Защита презентаций.

Православный мир в России

1 час

Уважительное отношение к народам России

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты. Защита презентаций.

Ислам в России

1 час

Уважительное отношение к народам России

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты. Защита презентаций.

Обобщение по курсу (1 час)

7 класс

Тема

Часы

Содержание теоретической части занятия

Виды деятельности

Формы организации

« Мы - россияне»  (10 часов)

Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство

2 часа

Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Толерантность. Многообразие и единство нашей страны.

 Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

С чего начинается Родина

2 часа

Мои права и обязанности.

Защита родины.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

Защита проектов «Мои родные – защитники Родины.

Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России!»

Права и свободы человека.

2 часа

Этапы становления и формирования прав и свобод человека. Крепостное право. Поместное дворянство. Жалованные грамоты дворянству и городам. Не увидевшая свет «Жалованная грамота крестьянству».

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

Защита проектов  «Наемный труд. Городская жизнь.»

«Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть» (Цицерон Марк Туллий).

2 часа

Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

Просмотр и обсуждение видеоматериала

Государственные органы власти в России.

2 часа

Правительство, парламент, суд.

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Беседа,

игровая ситуация Ролевая игра «Встать, Суд идет»

«Гражданин в экономических отношениях»  (8 часов)

Государство в экономической жизни людей – история и современность.

2 часа

Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты Просмотр и обсуждение видеоматериала,

сообщения.

творческие проекты,

 

Экономические функции государства.

2 часа

Государство в экономической жизни людей – история и современность.

Занятость и трудоустройство в современной России. Выбор профессии.

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Беседа,

творческие проекты,

игровая ситуация. Обсуждение,

викторина,

обыгрывание проблемных ситуаций.

Экономическая составляющая семьи.

2 часа

Бюджет. Затраты.

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Беседа,

игровая ситуация Деловая игра «Из чего формируется доход семьи?»

Налоговый кодекс РФ.

2 часа

Правовое положение. Система налогов и сборов в РФ. Виды налогов. Права и обязанности граждан.

Проблемно-ценностное общение

Туристско-краеведческая

Экскурсия в банк,

встреча с сотрудником налоговой службы,

беседа.

«Роль личности в истории страны».  (7 часов)

Российское общество и тенденции его

развития.

2 часа

Представления об историческом времени. Научные открытия и технические достижения.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты.

Защита презентаций

Развитие взглядов на роль личности в истории.

.

2 часа

Исторические ступени в развитии личности. Точки зрения: Аристотель, Ж-Ж Руссо и др

Проблемно-ценностное общение

Игровая деятельность

Беседа,

игровая ситуация Диспут «Развитие личности. Точки зрения: Ж-Ж Руссо,

Аристотель,

Биографии, события

2 часа

М.В Ломоносов, К.К. Рокоссовский, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

Защита проектов «Роль личности в истории»

Историография.

.

1 час

Интерес к прошлому. Событийность. Описание истории глазами людей, историков

Туристско-краеведческая

Экскурсия в библиотеку.

«Религия в духовной культуре»  (4 часа)

Религия как одна из форм культуры.

2 часа

Религиозные объединения и их роль в жизни общества. Культура вероисповедания. Роль религии в формировании традиций человека  

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

сообщения

Защита презентаций

Старообрядчество

2 часа

Религиозно – общественное движение. Пути формирования. Есть ли сегодня старообрядцы?

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

Защита презентаций

«Я познаю себя» (4 часа)

«История моей семьи»

2 часа

Родной край, дом. Ответственность за судьбу. Профессии моих предков. Фото из семейного альбома.  

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты защита презентации,

фотовыставка «Я и моя семья».

Жизненные ценности.

2 часа

Формирование взглядов. Здоровье, счастье, друзья. Нравственный долг

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

обсуждение проблемных ситуаций.

«Культура информационного общества»  (2 часа)

Изменения в жизни социума.

2 часа

Компьютерная грамотность. Современные технологии.

Информатизация населения.

Проблемно-ценностное общение

Беседа,

творческие проекты

Защита творческих проектов

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...