Статья "Исследование как средство развития творческого потенциала у детей с ОВЗ "
статья
В статье рассказано об организации НОУ в образовательном учреждении для детей */ /*-->*/ с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время, с целью повышения интереса к учению и расшерению их кругозора. В приложении размещены памятки для учителей и учащихся, занимающихся проектной деятельностью: типы учебных проектов, система оценки ученических проектов, этапы работы учащихся над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование как средство развития
творческого потенциала у детей с ОВЗ
А.А. Номоконова
учитель биологии и географии
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»,
г.Биробиджан
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ НОУ неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Для совершенствования процессов формирования ключевых компетенций педагоги нашей школы используют методы, позволяющие компенсировать и корректировать процесс овладения учащимися умениями самоорганизации учебной деятельности. В связи с этим наиболее эффективными являются активные методы обучения, такие как проблемные, включающие в себя постановку проблемной ситуации, учебно – исследовательские, игровые, а также вовлечение учащихся в практическую деятельность. Не менее важная задача, стоящая перед педагогами нашей школы - это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами школы и сотрудниками службы сопровождения. На этапе диагностической работы определяется группа сопровождения. Совместная работа педагогов и сотрудников психологической службы предполагает постоянное взаимодействие по вопросам развития ребенка, имеющего повышенный уровень развития основных психических процессов.
Одной из новых и перспективных форм развития интерактивной познавательной деятельности для школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время стала организация научного общества учащихся «Границ. Net», с целью повышения интереса к учению и расширению круга общения детей-инвалидов. Научное общество – добровольное творческое объединение учащейся молодежи, стремящейся совершенствовать свои знания в определенной области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством педагогов и других специалистов.
Задачи НОУ :
- Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой работе.
- Профессиональная ориентация ученика.
- Углубленная подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской работе.
- Проведение исследований, имеющих практическое значение.
- Разработка исследовательских проектов.
- Целенаправленная подготовка участников к школьным, областным и Всероссийским мероприятиям.
Основные направления работы НОУ:
- Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
- Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
- Знакомство и сотрудничество с представителями науки, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
- Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
- Рецензирование научных работ учащихся при подготовки их к участию в конкурсах и конференциях.
Главная задача НОУ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей, способностей и склонностей.
Результат работы члена НОУ:
- оформление отчета по выполненной практической работе;
- написание и последующая защита исследовательской работы.
В научном обществе учащихся каждый может выбрать себе область научных исследований по интересам. С каждым учеником педагог занимается индивидуально, с учетом способностей и возможностей ребенка, в индивидуальном темпе и режиме. Работа учителя и учащихся в школьном научном обществе всегда насыщена и требует большой самоотдачи при подготовке многих мероприятий, а они проходят не только на школьном, но и на областном уровне. А чтобы организовать такую интересную и интенсивную работу, педагогу нужно обладать не только большими организаторскими способностями, но и быть высококлассным специалистом, учителем-методистом, человеком, способным заинтересовать учащихся и передать им свою любовь к предметам учебного цикла, к природе, к родному краю.
В НОУ детей привлекает возможность самостоятельно провести настоящее научное исследование на актуальную тему. Здесь можно выбрать исследование по географии, биологии, физике, химии, а можно и по медицине, филологии, экологии, которые не изучают в школе. Деятельность общества целенаправленная, она не дублирует эти предметы, а значительно расширяет диапазон возможностей учащихся при изучении учебного материала, его осмысления и применения полученных знаний на практике. Вот лишь некоторые мероприятия, проводимые членами НОУ, и находящиеся в тесном единстве с предметами «Биология», «География» и «Экология»:
- Устный журнал «Внимание! Туберкулез!»;
- Акция «Будь здоров!»;
- День воды;
- Видеожурнал «Лесные пожары»;
- Виртуальное путешествие «Заповедные острова ЕАО»;
- Акции «Первоцветы», «Покормите птиц зимой!».
С 2011 по 2013 г.г. было проведено 4 заседания НОУ, на которые наши учащиеся представили 20 проектов. В программу были внесены по предложениям членов общества новые мероприятия: экскурсии, участие в областных конкурсах, предметных неделях.
Каковы же цели обучения детей проектной, в том числе, исследовательской деятельности? Их несколько, но главные, на мой взгляд, следующие:
- Формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- Развитие умения находить или ставить проблемы и самостоятельно их решать;
- Создание мотивов к обучению и самообразованию;
- Формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие исследовательских умений.
Приведенный перечень не исчерпывает всех целей, достигаемых применением в обучении исследовательского метода, но в качестве ориентира для учителя, решившего работать этим методом он вполне достаточен. Учителя и школьники в процессе совместного исследования проблемы учатся следующему:
- сотрудничеству и сотворчеству;
- наблюдению и отбору фактов;
- постановке проблем и видению их решения;
- определению цели исследования;
- постановке задач исследования;
- умению формулировать гипотезы;
- умению планировать эксперименты;
- умению работать с информацией – искать, отбирать, анализировать;
- применять полученные знания для достижения своих целей;
- конструировать новые способы деятельности;
- анализировать полученные результаты.
Кроме этих специальных методологических умений школьники учатся и общеучебным умениям, а именно:
- планировать работу;
- оформлять результаты исследования и саму работу;
- письменно и устно представлять результаты работы;
- защищать свою точку зрения.
Исследовательская работа чаще всего проводится во внеурочное время, хотя и на уроках можно практиковать решение некоторых проблем и задач при проведении практических работ и обсуждать полученные результаты. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение учебного года не должна отнимать у ученика слишком много времени. Ведь существуют еще учебная программа, домашние задания, а длительная работа может просто надоесть ученику.
Для того чтобы увлечь учащихся исследованиями, необходимо заранее продумать интересные и посильные формы проектно-исследовательской деятельности. Одним из наиболее удачным способом вовлечения детей в исследовательскую работу я считаю туризм – сочетание отдыха с научной деятельностью. Путешествуя по родному краю на поезде, пешком, на велосипеде, можно изучить историю и географию своей области, видовое разнообразие растений и животных, экологическую обстановку. Я же совершаю такие путешествия со своими учащимися виртуально, общаясь дистанционно, используя презентации и видеофильмы, а в очной форме организовываю экскурсии на р. Бира, р. Безымянка, на территорию заповедника «Бастак». Итогом таких занятий становятся проекты «Вода! Ты — жизнь!», «Влияние синтетических моющих средств на экосистему водоемов», а есть и такие, которые не имеют отношения к научному исследованию, и, тем не менее, являются вполне творческими и самостоятельными работами моих учеников. Это, например, написание литературного произведения (экологический рассказ, экологическая сказка), составление компьютерной программы, отображающей то или иное явление. При выполнении этих и подобных работ у учащихся проявляются все те же исследовательские и творческие умения и навыки.
В заключение я хочу сказать о том, что хотя термин «проект» получил сегодня неоднозначную трактовку, следует все-таки понимать, что любая самостоятельно выполненная творческая работа может считаться проектной, ибо она направлена, в первую очередь, на развитие творческого потенциала ребенка, на приобретение им исследовательских умений и навыков, которые могут пригодиться ему в его дальнейшей взрослой жизни.
А главная цель моей работы – создание условий для свободного развития духовных и физических сил учащихся. Сегодня я помогаю им раскрыть в себе все самое лучшее, чтобы они смогли в дальнейшем самоопределиться и реализовать свой творческий потенциал.
Приложение
Типы учебных проектов
По доминирующей деятельности: информационные; исследовательские; творческие; прикладные или практико-ориентированные.
По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные; надпредметные.
По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект - направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект - предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени.
Практико - ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер. Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи.Требования к исследованию: ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит: этапы и конкретные сроки их реализации; четкие задачи; конкретные результаты; планы и графики выполнения исследования. Ход исследования можно представить в виде цепочки:
- обоснование темы;
- постановка целей и задач;
- определение объекта и предмета исследования;
- разработка гипотезы исследования ;
- непосредственно исследования ;
- результаты;
- оценка полученных результатов и выводы.
Этапы работы учащихся над проектом
(памятка для учителя)
- Введение в проектную деятельность (создание положительной мотивации к работе через постановку интересной и близкой ученикам проблемы, создание проблемной ситуации).
- Определение и утверждение тематики проектов.
- Составление графика работы над проектом.
- Подбор и анализ литературных источников и других материалов.
- Контроль и анализ процесса выполнения проекта (групповые и индивидуальные консультации).
- Контроль над оформлением проекта.
- Организация и проведение предзащиты проекта.
- Контроль за доработкой проекта.
- Защита проекта и подведение итогов работы по проекту.
Содержание работы учащихся над проектом
(памятка для учащихся)
- Получает от руководителя информацию о проектной деятельности (требования, план выполнения проектной работы).
- Выбирает тему проекта, согласовывает ее утверждение с учителем.
- Составляет график работы над проектом.
- Подбирает и изучает необходимую литературу.
- Обсуждает с различными специалистами (учителем) ход выполнения проекта, сроки промежуточных консультаций.
- Работает по теме проекта.
- Оформляет предварительные результаты проекта.
- Предварительно защищает проект в группе.
- Дорабатывает проект с учетом предложений участников группы и учителя.
- Защищает проект и обсуждает результаты своей работы.
Система оценки ученических проектов
Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы. Но следует помнить, что оценивание результатов творческой деятельности ученика всегда драматично и противоречиво. Многие проблемы снимает защита проекта, хотя она сама по себе - психологически напряженный этап проектной деятельности, ибо включает в себя подготовку проекта и выход на его публичную защиту. Команда экспертов (5-7 учащихся), авторов таких же творческих проектов, но различных по тематике, и учитель (либо группа педагогов) будут оценивать выполнение проекта и его защиту (доклад 6-8 минут, ответы на вопросы экспертов). Учащиеся должны умело защитить свою работу, убедить экспертов в ее практической значимости, показать свою компетентность не только в специальных вопросах, касающихся проекта, но и раскрыть его значение. Таким образом, у учащихся формируется целостное представление о проекте, происходит осознание его законченности и, конечно, значимости своей исследовательской деятельности. Оценивание проекта и процедура его защиты проводится по определенным критериям.
Критерии оценивания выполненных проектов
1. Аргументированность выбора темы проекта, обоснование потребности в его разработке, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
2. Объем и полнота разработки проекта, качество выполнения принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к его восприятию другими людьми.
3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.
4. Уровень творчества, оригинальность темы проекта, подходов, найденных решений.
Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям; качество схем , рисунков, фотографий, таблиц.
Оценка защиты выполненного проекта складывается из следующего:
- качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, объем, убедительность и убежденность;
- объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
- культура речи, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории;
- ответы на вопросы, их полнота, аргументированность, убедительность;
- деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, коммуникабельность.
Рейтинговую оценку проекта предлагаю выводить по средней оценке: экспертов + самооценка учащегося + оценка учителя.
Описание эталона работы с учетом возрастных особенностей учащихся
С помощью критериев можно описать и эталоны работы, учитывая при этом возрастные возможности детей.
Так для учащихся 5-6 классов эталонным проектом считается работа,
в которой:
- цель определена, ясно сформулирована четко обоснована;
- развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;
- тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;
- работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;
- работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;
- работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;
- на защите проекта внешний вид и речь автора соответствует требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;
- проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).
Эталонный проект для учащихся 7-8 классов — это работа, в которой:
- цель определена, ясно сформулирована четко обоснована;
- развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;
- тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;
- работа содержит достаточную полную информацию из разнообразных источников;
- представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;
- работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;
- работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;
- на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;
- проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).
Для учащихся 9-10 классов эталон работы это:
- цель определена, ясно сформулирована четко обоснована;
- развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых
промежуточных шагов по достижению цели;
- тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;
- работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;
- способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты;
- представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы;
- работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;
- работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;
- на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать интерес аудитории;
- проектный продукт полностью соответствует требованиям качества ( эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)
При внимательном прочтении описания эталонов заметно, как учитываются возрастные особенности учащихся в критериях оценивая проектов. Например, критерий «Анализ хода и результата работы, выводы и перспективы» в критериях для учащихся 5- 6 классов отсутствует. Это обусловлено возрастными возможностями младших подростков, которые еще не обладают достаточным уровнем сформированности рефлексивных навыков (навыков самоанализа и самооценки). Однако это не значит, что они не должны учиться анализировать свою работу, давать самооценку достигнутых результатов — такое требование предъявляется к ним, но выполнять его они могут с помощью учителя, так как подобные навыки находятся пока в зоне их ближайшего развития. Именно по этой причине критерий «Анализ ...» отсутствует среди критериев оценивания проектов 5 -6 классников. То же касается критерия «Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта» для 7 -8 классников. Серьёзную трудность для детей этого возраста представляет самостоятельный выбор подходящих способов работы. Поэтому оценивать эти умения и навыки пока рано. Что касается 9-10-классников, то они могут полностью самостоятельно выполнить практически всю работу в рамках проекта, поэтому к ним предъявляются требования в полном объёме, что и находит свое отражение в перечне критериев оценивания их работ.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бурцева О.Д.Организация работы школьников над исследовательским проектом по биологии в свете требований новых образовательных стандартов.- М.:Педагогический университет «Первое сентября»,2013.
2.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2012.
3. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (Из опыта работы Номоконовой Анны Александровны, учителя биологии) / Под ред. А.И. Черепахина. – Чита: ЧИПКРО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по технологии как средство раскрытия творческого потенциала одаренных детей .
Выступление на областном методическом семинаре учителей технологии БелРИПКППС....
Учебно-методическая разработка общешкольного мероприятия по развитию творческого потенциала у детей "Просинец или Колядки"
В работе представлены материалы зимнего народного праздника. В мероприятии отображены обычаи и традиции русского народа....
Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе
"Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе (на примере МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского района Нижегородской области)" Статья о спо...
Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе
"Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе (на примере МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского района Нижегородской области)" Статья о спо...
«Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей»
В данной работе представлены принципы специализации образовательных программ дополнительного образования детей разного возраста, описаны основные направления, проблемы, принципы, формы и методы органи...
Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одаренных детей.
Выступление на муниципальной конференции....
Ученическое самоуправление как средство развития потенциала учащихся
Ученическое самоуправление как средство развития потенциала учащихся...