«Развитие творческого потенциала одаренных детей посредством проектной и исследовательской деятельности»
статья
Исследовательская деятельность тесно связана с реализацией программы одаренности. Известно, что дети по природе своей исследователи. И это особенно характерно для одаренных детей. Наиболее действенной на сегодняшний день формой работы с ними является именно вовлечение в проектно – исследовательскую деятельность. Важно разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, помочь ребенку освоить свой дар: любознательность, умение присматриваться, делать выводы, обобщения, аналитический склад ума, раскованно чувствовать себя перед аудиторией, умение вести себя в обществе.
Цель работы педагога – развить интеллектуально – творческие способности детей, обучить их механизму научного исследования в выбранной области.
Со своими обучающимися, мы тоже, выполняем немало исследовательских работ, с которыми участвуем на районных и республиканских краеведческих конкурсах.
Каждый год мы организовываем районные конкурсы исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения и обобщаем их в форме конференции
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие творческого потенциала одаренных детей посредством проектной и исследовательской деятельности»
Исследовательская деятельность тесно связана с реализацией программы одаренности. Известно, что дети по природе своей исследователи. И это особенно характерно для одаренных детей. Наиболее действенной на сегодняшний день формой работы с ними является именно вовлечение в проектно – исследовательскую деятельность. Важно разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, помочь ребенку освоить свой дар: любознательность, умение присматриваться, делать выводы, обобщения, аналитический склад ума, раскованно чувствовать себя перед аудиторией, умение вести себя в обществе. На первый взгляд трудно и определить, многие черты проявляются и развиваются в процессе действия. И, конечно, самое главное – внутреннее стремление ребенка. Горячее желание и истинные стремления, развитые с помощью руководителя, могут победить все кажущиеся выводы первоначальной диагностики. Изучив потенциальные возможности детей, ребятам, имеющим высокий уровень сформированности ключевых компетенций представляется возможность заниматься исследовательской деятельностью. Цель работы педагога – развить интеллектуально – творческие способности детей, обучить их механизму научного исследования в выбранной области. Разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, определяется специфика. Деятельность ребенка начинается с постановки проблемы, затем – изучение теории, посвященной данной теме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы, способ защиты работы. При выборе формы работы обязателен учет возрастных особенностей детей. Зная своих обучающихся, педагог имеет возможность максимально точно подобрать тематику и определить уровень сложности научной работы. Результатом работы можно и нужно считать не только опыт творческого и исследовательского мышления, но и личностное развитие ребенка: повышение самооценки и уверенности в себе, умение обсуждать, анализировать свои гипотезы, умение презентовать свой продукт.
Со своими обучающимися, мы тоже, выполняем немало исследовательских работ, с которыми участвуем на районных и республиканских краеведческих конкурсах. С чего же обычно начинаются наши работы? Работа может начаться с краеведческого музея. Во время беседы с заведующей краеведческого музея, она может нам подать интересную тему для исследования, мы сами можем обратить внимание на уникальные, старинные фотография и заинтересоваться их происхождением, историей. Дальше- остается только развивать тему. Поставить задачуребятам: «Есть ли еще в живых те, кто например, участвовал в этой войне, трудился в тылу, кто сейчас смотрит на нас с фотографии? Какие лишения выпали на их долю? А кроме них кого еще можно найти?» Исходя из этих вопросов, дети уже сами могут захотеть ответить и начал делать шаги к своей цели,ставить себе задачу: обязательно встретиться с живыми героями и собрать их воспоминания об ушедших. Или еще больше, записать на диктофон голоса живых героев. Ведь их осталось совсем немного. Ведь пройдет время, и можно будем узнавать о них лишь по книгам, по рукописям. И не у кого будет спросить: «А как это было?» Также можно записать рассказы родственников ветеранов, которых уже нет в живых.. Каждое интервью – это живое, пронзительное свидетельство реальных очевидцев любых событий. Каждое слово бесценно своей достоверностью и объективностью. Главное – пробудить интерес у ребенка, желание узнать что то большее. Необходимо научить детей построить свои действия так, чтобы добиться как можно большего успеха в раскрытии темы, многосторонне осветить её, выработать для себя определенный алгоритм и строго его придерживался, применять разные методы работы: поиск и изучение материалов, их анализ, сбор необходимых документов, поиск людей и встреча с ними, описание их рассказов, запись на диктофон, перевод текстов на русский язык, оформление письменного текста на основе устного рассказа, перенос аудиозаписи на язык компьютера, создание электронного варианта в формате CD диска.
Каждый год мы организовываем районные конкурсы исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения и обобщаем их в форме конференции. Надеемся, что такое мероприятие станет доброй традицией, в котором в дальнейшем будут принимать участие еще больше желающих. Членами жюри работы оцениваться по определенным критериям: обоснование темы, новизна, историография (обзор литературы), источники, экспериментальные данные, содержание, логичность изложения, стиль, вклад автора в исследование, структура работы, соответствие названия содержанию, научно-справочный аппарат, оформление работы (титульный лист, библиография, аккуратность, грамотность, соответствие Положению), «Качество» публичного доклада. Наилучшие работы мы отправим на республиканский этап конкурса.
ПДО Зиганшина А.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по технологии как средство раскрытия творческого потенциала одаренных детей .
Выступление на областном методическом семинаре учителей технологии БелРИПКППС....
Развитие творческого потенциала обучающихся на основе проектно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка
В данной работе дается определение понятию "проект", указывается значимость проекта для ученика и для учителя....
Мастер–класс по теме: Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством моделирования из нетрадиционных материалов
Почему все дети любят лепить? Зачем ребенку нужна лепка? Оказывается, в лепке ребенок может выразить свои впечатления, передать образы окружающих его предметов. Лепка – самый осязаемый вид художествен...
Презентация "Условия развития творческого потенциала одаренных детей"
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НЕОБХОДИМО:•Создание среды для развития одаренных детей;•Взаимосвязанная система работы с одаренными детьми в школе, дополнительных образовате...
Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одаренных детей.
Выступление на муниципальной конференции....
Статья: «Развитие творческого потенциала одаренных детей посредством проектной и исследовательской деятельности»
В статье описывается опыт работы с одаренными детьми через реализацию творческих проектов и исследований по выбранной теме. Проектно-исследовательская деятельность позволяет развить творческую активно...
«Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий, исследовательской и проектной деятельности».
laquo;Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий, исследовательской и проектной деятельности»....