Статья на Интернет- конференцию "Значение и реализация аспектов духовно- нравственного воспитания молодежи в образовательном процессе"
статья на тему
В настоящее время в воспитании молодежи все больше уделяется внимания духовно- нравственному аспекту. Непрерывное расширение сферы действия нравственных начал в жизни нашего общества, усиление их влияния на повседневное поведение людей, на их социальную и моральную активность и ответственность - все это обуславливает актуальность решения данной проблемы. Для этого создаются научные центры, занимающиеся проблемой духовно- нравственного воспитания молодежи, проводятся региональные, общероссийские конкурсы по тематике «Духовно- нравственная культура народов России», разрабатываются и внедряются различные программы духовно- нравственной направленности, в том числе и как компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_internet.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на Интернет- конференцию
Осипова Марина Владимировна
Пос. Школа тракторных бригадиров
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово- Полянский аграрный техникум»
Преподаватель физики
Значение и реализация аспектов духовно- нравственного воспитания молодежи в образовательном процессе.
В настоящее время в воспитании молодежи все больше уделяется внимания духовно- нравственному аспекту. Непрерывное расширение сферы действия нравственных начал в жизни нашего общества, усиление их влияния на повседневное поведение людей, на их социальную и моральную активность и ответственность - все это обуславливает актуальность решения данной проблемы. Для этого создаются научные центры, занимающиеся проблемой духовно- нравственного воспитания молодежи, проводятся региональные, общероссийские конкурсы по тематике «Духовно- нравственная культура народов России», разрабатываются и внедряются различные программы духовно- нравственной направленности, в том числе и как компонент Федеральных государственных образовательных стандартов. Понятие «духовно- нравственное воспитание» раскрывается в программе ФГОС как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, а в Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая не является частью ФГОС общего образования, но в программе заявлена как ее методологическая основа, дано такое определение - «духовно- нравственное воспитание личности гражданина России». Очевидно, что духовно- нравственное воспитание ребенка, подростка не может исчерпываться воспитанием только «личности гражданина России». По моему мнению, необходимо трактовать шире термин «духовно- нравственное воспитание» и комплексно использовать в своей работе действия, направленные на знакомство с духовными и культурными традициями многонационального народа Российской Федерации, на воспитание патриота, гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, формирование ценностно- смысловой сферы личности на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, поведенческой и бытовой культуры. Духовно- нравственное воспитание в системе образования требует соблюдения следующих условий: добровольности, вариативности, непротиворечивости общему для всех обучающихся гражданскому воспитанию, общим гражданским ценностям и нормам, законодательству и общепринятой морали. Это необходимо для соблюдения свободы мировоззренческого самоопределения личности, семьи, социокультурной группы, учета образовательного запроса таких групп в обществе, а также сохранения ценностно- содержательного единства учебно- воспитательного процесса.
Я считаю, как педагог- предметник, что для воспитания чувства гражданского долга, любви к своей Родине большое значение имеет ознакомление учащихся с деятельностью ученых – физиков, такими их качествами, как патриотизм, бесстрашие в борьбе с силами реакции, большая настойчивость в преодолении трудностей. Это можно сделать на ярких примерах из жизни А.С. Попова, П.Н. Лебедева, К.Э. Циолковского, создателя первого в мире жидкостного реактивного двигателя Ф.А. Цандера , С.П. Королева, творцов первых искусственных спутников. В преподавании физики на уроках, внеклассных мероприятиях необходимо рассказывать о работе ученых во время Великой Отечественной войны, их вкладе в дело великой Победы, о достижениях русских и советских физиков, освоении космоса, технических изобретениях, успехах в различных отраслях промышленности.
Материалом для задач, воспитывающих чувство патриотизма, могут послужить события в нашей стране, достижения науки и техники. Например, при изучении механического движения можно предложить задачи, в которых приводятся данные об успехах наших спортсменов- олимпийцев, летчиков, о достижениях в развитии отечественного транспорта, связи и т.д. К тому же подобный материал выполняет задачу политехнического обучения учащихся: раскрывает основные компоненты производства, показывает общие черты в устройстве и принципе действия различных приборов и устройств. Для составления такого рода упражнений можно использовать материалы центральной и местной печати, которые вызывают большой интерес у учащихся.
В России, как и других странах, в последнее время значительное место занимает религиозное духовно- нравственное воспитание на основе мировоззрений, нравственных и культурных ценностей традиционных религий, которые сохраняют и транслируют исторически сложившиеся образы жизни, типы мировоззрения и морали. Эта их роль отражена и в законодательстве РФ. Выражается уважение христианству, исламу, буддизму, иудаизму; признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. По моему мнению, молодежь должна именно знакомиться с основами различных религий , а приобщаться – к духовно- нравственной культуре, традиции, принятой в конкретной семье.
Учителя сами должны быть носителями соответствующей духовно- нравственной культуры, традиции. Высокий нравственный образец старших- сильнейший инструмент воспитания. Живой пример способствует формированию практических навыков поведения учащихся, вызывает эмоциональное удовлетворение у них. В целях нравственного становления личности обучающегося педагог должен стремиться максимально использовать содержание и воспитательные возможности каждого учебного предмета. Воспитательное влияние объективно заложено в их содержание. Однако эффективность этого влияния зависит от того, насколько активно и умело использует учитель идейно- нравственную направленность учебного предмета. Качество проведения урока зависит от выбора учителем методов и приемов подачи материала, специфики учебного предмета, возрастных особенностей, уровня предшествующей подготовки учащихся.
В процессе каждого урока по любому предмету учитель прежде всего дает необходимую сумму знаний. Но он должен предусмотреть не только усвоение и обобщение учебного материала, но и выработку морально- этических навыков, которые имеют не меньшее значение во всем учебно - воспитательном процессе. Учитывая действенный характер нравственного воспитания, учителя не должны забывать, что эмоциональная и нравственная окраска урока, помимо основного своего назначения, способствует более глубокому восприятию программного материала. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты. Использование в воспитательной практике методов организации коллектива обеспечивает решение задачи превращения группы детей в коллектив учащихся, объединенный общей деятельностью, высоконравственным поведением, сознательной дисциплиной, чувством товарищества.
Одним из важнейших направлений совместной воспитательной деятельности учебного заведения, семьи и общественности является воспитание у детей трудолюбия, сознательного отношения к труду, их трудовая закалка. Труд- категория нравственная. Не зря у нас в народе говорится: «Труд и учит, труд и кормит». Очень важно как можно раньше приучать каждого ребенка к общественно полезному труду, привлекать его к работе в учебных хозяйствах. В этих целях прежде всего необходимо использовать лабораторные занятия, на которых учащиеся овладевают измерительными умениями и навыками, умениями самостоятельно ставить опыты. Выполняя лабораторные работы, учащиеся учатся планировать работу, рационально располагать приборы и материалы на рабочем месте (так, чтобы не было лишних движений, чтобы все было «под руками»), бережно обращаться с приборами, соблюдать требования техники безопасности, т.е. овладевать элементами культуры труда, что в конечном итоге может привести к выработке навыков культуры труда, которые затем могут перерасти в черту характера, не допускающего неряшливости в работе. А это является необходимым условием высокого качества труда, высокой его производительности. Я считаю, что учителю надо стараться так организовать экспериментальные работы, чтобы в них оставалось место для самостоятельных поисков путей решения поставленных задач. Это качество потребуется от учащихся в будущем на любой работе.
Воспитание у учащихся творческих способностей является одной из составных задач их духовно- нравственного воспитания. Творческий подход к любому делу необходим каждому человеку. Творить - значит создавать что-то новое, открывать неизвестное. Всякое творчество требует большой наблюдательности, опыта, полета фантазии, знаний. Чем шире круг знаний человека, тем более продуктивна его творческая деятельность.
Творчество - высшая форма активности и самостоятельности. Творческие способности - это способность увидеть, точнее найти проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить ее и в результате создать новый оригинальный продукт (научное открытие, изобретение, решение задачи и т.п.).
Виды творческих работ могут быть самые разнообразные. Например, поиски ответа на вопросы вида: «Что нужно сделать для того, чтобы…?». (Что нужно сделать для того, чтобы задержать в почве воду, образующуюся при таянии снега весной на склонах гор, предупредить стекание ее со склона? Что нужно сделать для того, чтобы ускорить таяние снега на полях весной?); или поиски ответа на вопросы вида: «Для чего это делают?» (Перед наступлением заморозков опытные садоводы обильно поливают водой почву вокруг ягодных кустарников и фруктовых деревьев. Для чего они это делают?). Другими видами творческих работ могут быть: разработки нового варианта опыта, изменение конструкции прибора с учетом изменения условий его работы, разработка нового метода определения значения физической величины, объяснение общности свойств и различий, сравнение явлений, свойств тел, представление результатов сравнения в наглядной форме и т.д.
Наряду с творческими заданиями, требующими применения знаний только по физике, следует предлагать учащимся задания, выполнение которых требует комплексного применения знаний по смежным предметам: физике, химии, биологии, математике.
В российском государстве часто принимаются законодательные акты, постановления об улучшении работы по охране правопорядка, совершенствовании работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, улучшению индивидуальной работы с подростками. Анализ научных исследований по проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних, изучение практического опыта учебных заведений позволяет утверждать, что в основе различных правонарушений среди учащихся чаще всего лежат дефекты их нравственного развития. Поэтому организация индивидуально- профилактической работы с молодежью в учебном заведении, в семье, по месту жительства является главным условием совершенствования их духовно- нравственного воспитания.
Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. Резкие перемены в жизни общества породили проблемы: кризисные явления в политике и экономике; миграционные потоки из стран СНГ (дети и подростки тяжело переживают переезд, с трудом адаптируются в новых условиях); безработица; низкий уровень жизни; большой поток негативной информации; возрождение идеологии ненависти - нацизм, фашизм.
Межнациональное общение в подростковой среде отличается сегодня своей агрессивностью. Очень часто в разных уголках России совершаются преступления на почве национальной и расовой нетерпимости, и нередко в них принимают участие подростки.
Если подростки живут в обстановке нетерпимости, а подчас и ненависти к представителям других национальностей и этносов, то в большинстве своем, став взрослыми, они будут и дальше сохранять это негативное отношение. В связи с этим для повышения культуры межнационального общения для такой страны, как Россия, важную роль играет воспитание толерантности у молодежи по отношению к представителям другой национальности. При организации воспитательного процесса я стараюсь воспитать у учащихся интерес и уважение к культурам народов мира, признание равноправными и равноценными различные точки зрения на многие явления. Учебное заведение - это то место, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения.
В широком смысле толерантность подразумевает терпимое отношение не только к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, религии, политическим или иным мнениям, но и возрасту, физическому развитию, инвалидности, социальному происхождению, собственности и пр. таким образом, толерантность выступает как механизм межличностного, межгруппового и межгосударственного общения, который отвергает силовые формы разрешения возникающих противоречий. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
На мой взгляд, одной из эффективных форм развития толерантности может стать групповой треннинг, дающий возможность не только получить информацию о понимании подростком проблемы (что само по себе важно), но и сформировать позитивное отношение к людям разных национальностей, способностей. Подобную работу я провожу, как классный руководитель , каждый год.
В план воспитательной работы включаю тестирование «Диагностика сформированности толерантности», классные часы, беседы на темы: «Что такое толерантность», «Что такое нравственные ценности», «Умеем ли мы общаться?», «Сквернословие - это болезнь», «Личность и наркотики» и т.п.
В современных условиях актуальной для страны становится проблема нравственного самовоспитания молодежи как средства их личностного совершенствования, формирования готовности личности к непрерывному образованию и саморазвитию. Нравственное самовоспитание является универсальным способом духовного оздоровления человека и как следствие - общества в целом. Оно служит также средством самовыражения и развития личности, предупреждения асоциальности. Одним из условий эффективности нравственного самовоспитания подростков является педагогическое стимулирование. Основная работа в этом направлении принадлежит классному руководителю. Он должен стараться, чтобы педагогическое стимулирование было направлено на развитие инициативности подростка, поощрение поиска им правильного, адекватного решения в ситуации морального выбора и ответственного самостоятельного действия. Накапливая опыт разрешения собственных жизненных проблем, при педагогической поддержке учащийся приобретает способность соотнесения своего самостоятельного выбора с той мерой ответственности, которую он будет нести, осваивает социально одобряемые формы самореализации. На мой взгляд, учителя недооценивают педагогические стимулы нравственного самовоспитания учащихся. Как показывают опросы старшеклассников и студентов средних профессиональных учебных заведений, воздействие педагогов отличается однообразием побудительных сил. В одних случаях преобладают безапелляционное требование, приказ, угроза наказания, в других учитель строит свою воспитательную систему на различного рода «приманках». Нередко в ответах прослеживается, как обещанием отмены наказания педагог побуждает учащихся к признанию скрытого ими поступка. Подобные методы порождают неприязнь к учителям, вызывают сопротивление им.
Считаю, что подобные темы необходимо обсуждать и с родителями. Ребенок испытывает большие трудности в своем личностном развитии, чем его родители. Объясняется это прежде всего малым жизненным опытом, а также влиянием неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, непоследовательной, иногда противоречивой, не учитывающей индивидуальных особенностей ребенка системой воспитания. Часто инициаторами эмоционального давления на психику своего ребенка оказываются сами родители, постоянно выражая вслух свой страх перед жизненными трудностями, высказывая негативное мнение по некоторым событиям, людям и т.п. Формируя в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, а окружающий мир утратит безнравственность и враждебность без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в жизни своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально - исторического опыта, а также опыта взаимоотношений между людьми. Учебное заведение - это то место, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения. Для формирования у молодежи смысло- жизненных ориентаций, развития целеустремленности, жизнелюбия, гуманизма важно обеспечить позитивное влияние среды образовательного учреждения на внутренний мир детей и подростков. В учебном заведении для этих целей необходима благоприятная предметно- психофизическая среда (оптимальные температурный, световой, цветовой режимы; физическая и психологическая защищенность; эстетика окружающего пространства; удобная мебель; наличие мест отдыха, спортзала, столовой и т.п.); деятельно- творческая среда (уроки разных типов; олимпиады; организация фестивалей, концертов, диспутов, выставок, конкурсов и т.п.) и духовно- нравственная среда- условие организации ситуаций самовыражения, отработки навыков культурного поведения, конкретной помощи окружающим. Посильное участие обучающихся в создании данной среды расширяет возможности для их личностного становления, духовно- нравственного воспитания.
2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Практический аспект духовно-нравственного развития и воспитания в работе классного руководителя
Из опыта работы классного руководителя...
Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»
Создавая методику КТД, И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...
Статья на тему "Развитие духовно - нравственных качеств личности в процессе обучения на уроках английского языка"
В данной статье нами проводится обзор наиболее доступных и применяемых технологий, методов и приемов в обучении языку, с помощью которых можно работать над развитием качеств личности. Данная задача пе...
доклад по теме Реализация программы кружка «Казачок» в рамках подпрограммы казачьего кадетского отряда «Сокол» как аспект духовно-нравственного воспитания кадет
Участие в международной научно-практической конференции «Формирование ценностного отношения к историческому прошлому – основа духовно-нравственного воспитания» Ф.И.О. автора (по...
Интернет-акции как активная форма духовно-нравственного воспитания детей и подростков в образовательном пространстве Центра детского творчества.
Одной из активных форм организации воспитательного процесса в современных условиях может стать проведение акций для подростков и молодежи....
Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»
Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»...