Рабочая программа "Театральный Клуб"
рабочая программа
Учебная программа для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми в школьном театральном кружке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Театральный Клуб" | 45.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ |
«ШКОЛА № 887» |
____________________________________________________________________________________________ _______
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Методист ОДОД | Заместитель директора |
____________А.С. Журавлева | ____________Ю.В. Дрозд |
«_____»_________2019 г. | «_____»_________2019 г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Название: | Театральный Клуб |
Направленность: | художественно – эстетическая |
Возраст: | 7-18 лет |
Уровень: | ознакомительный |
Срок реализации программы: | 4 года |
Образовательную программу составил(и) (должность): | Казарян М.А., Булак О.А. (педагоги дополнительного образования) |
Москва, 2019 год
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ |
«ШКОЛА № 887» |
АННОТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Полное наименование программы | Театральный Клуб | ||
Руководитель | Казарян М.А. | ||
Нормативная основа разработки программы | Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Направленность | Художественная | ||
Статус программы | Модифицированная (на основе комплекса программ по актерскому мастерству Косинец Е.И., программы Никитиной А.Б. «История мирового театра» и программы Викторовой О.В. «Сценическая речь») | ||
Цель реализации программы | Создание условий для реализации творчески активной личности, реализующей свои индивидуальные способности в коллективной художественно-эстетической деятельности. | ||
Возраст обучающихся | 7-18 лет | ||
Форма организации процесса обучения | Очная, групповая | ||
Режим занятий, продолжительность реализации программы | 1 час в неделю, срок реализации – 4 года. | ||
Ожидаемый результат | Воспитание творчески активной личности. | ||
Раздел 1. Пояснительная записка |
Данная программа разработана на основе комплекса программ по актерскому мастерству Косинец Е.И., включающего в себя отдельные программы для 5-8, старших классов, а также программу «Игровой тренинг» для учащихся младшей школы. В программу вошли также материалы программы Викторовой О.В. «Сценическая речь» и программы Никитиной А.Б. «История мирового театра».
Данная программа имеет художественную направленность и рассчитана на 4 года занятий с детьми от 7 до 18 лет.
Актуальность ее базируется на убеждении в том, что работа с театральной сферой – наиболее массовая и доступная форма приобщения детей к основам классической и современной культуры. Педагогическая целесообразность программы вытекает из понимания того, что театрализация – ненавязчивая форма воспитания развитой гармонической личности.
1.1 Цель программы:
- создание условий для формирования творчески активной личности, реализующей свои индивидуальные способности в коллективной художественно-эстетической деятельности.
1.2 Задачи программы:
- образовательные:
- обучение основам актерского мастерства
- обучение основам выразительной речи
- развитие координации и пластики тела
- обучение основам сценического движения
- ознакомление с основными этапами развития мировой театральной культуры
- воспитательные задачи:
- формирование личностных и товарищеских качеств
- формирование навыков групповой работы
- формирование навыков сознательного целеполагания
- воспитание эстетического вкуса
- привитие интереса к современному театральному искусству
- создание условий для социализации и адаптации обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями (особенно актуально для учащихся первых классов в процессе их адаптации к школьной жизни)
- коррекционные:
- развитие коммуникативных навыков обучающихся
- развития навыков поиска, систематизации и использования информации
- развитие внимания и воображения
- развитие навыков невербальной коммуникации
- выявление творческого потенциала обучающихся
- снятие мышечных и психологических зажимов
- привитие обучающимся уверенности в своих силах.
Принципами организации образовательного процесса являются:
- посильность поставленных перед обучающимися конкретных задач
- принцип формирования порядка заданий от простого к сложному
- отсутствие элементов кастинга
- безоценочность анализа результатов деятельности
- соблюдение этических норм общения внутри группы.
1.3 Требования к знаниям, навыкам и умениям обучающихся
1 год обучения:
- знание пройденных пальчиковых игр
- знание правил простейших театральных игр
- владение навыками быстрого переключения с одной задачи на другую
2 год обучения:
- владение телом для решения пластических задач
- владение основными навыками сценического движения
- понимание основных приемов сценической речи
3 год обучения:
- расширение знаний в области театральных игр
- владение навыками сценической речи
- владение навыками сценического движения
- знания театрального языка и специфики театральных терминов
- умение работать с текстом
4 год обучения:
- навыки самостоятельной постановки актерских этюдов
- владение навыками работы с предметами
- участие в театральных этюдах и постановках
1.4 Формы проведения занятий
Данной программой обучения предполагается групповая форма проведения занятий. Занятия проводятся в группах от 8 до 15 человек 1 раз в неделю по 1ч, всего в течение учебного года - 38 часов.
Образовательный процесс включает в себя следующие формы учебной и воспитательной работы:
- теоретическая подготовка:
- регулярные занятия по теории театральной деятельности
- регулярные занятия по истории театра
- практическая подготовка:
- занятия по актерскому мастерству
- пластика и хореография
- работа над отдельными театральными проектами
- работа над отдельными проектами, содержащими элементы театрализации (школьные вечера, викторины, детские утренники, квн)
- посещение московских театров, выставок, концертов, музеев
- участие в театральных фестивалях и конкурсах
Методы работы:
- фронтальный (на группу)
- групповой (деление на подгруппы внутри группы)
- индивидуальный.
Родители включены в работу объединения через открытые занятия и участие в фестивалях и конкурсах.
Контрольные занятия проходят 1 раз в триместр (кроме 1-го года обучения). Итоговыми занятиями завершается прохождение каждой темы. Концерты и участие в спектаклях, как механизм выявления результатов, преобладают в старше возрастной группе.
Раздел 2. Содержание программы
Учебно-тематический план
1 год обучения:
Название тем и разделов | Количество часов | |||
теория | практика | Всего | ||
1 | Что такое театр | 2ч | - | 2ч |
2 | Театрализация – как адаптация к школьной жизни | 3ч | 6ч | 9ч |
3 | Формирование ансамбля | 2ч | 6ч | 8ч |
4 | Работа над речью | 2ч | 6ч | 8ч |
5 | Работа над пластикой | 3ч | 5ч | 8ч |
6 | Контрольное занятие | - | 3ч | 3ч |
ИТОГО: | 12ч. | 26ч. | 38ч. |
2 год обучения:
Название тем и разделов | Количество часов | |||
теория | практика | Всего | ||
1 | Введение в мир театра | 1ч | 1ч | 2ч |
2 | Театр – как вид искусства: Театр – искусство синтетическое. Место театра в обществе.
| 2ч | 1ч | 3ч |
3 | Театр – искусство коллективное | 1ч | 1ч | 2ч |
4 | Актерское мастерство | 2ч | 8ч | 10ч |
5 | Сценическая речь | 3ч | 5ч | 8ч |
6 | Сценическое движение | 2ч | 8ч | 10 |
7 | Контрольное занятие | - | 3ч | 3ч |
ИТОГО: | 11ч. | 27ч. | 38ч. |
3 год обучения:
Название тем и разделов | Количество часов | |||
теория | практика | Всего | ||
1 | Спектакль – как художественная целостность
| 3ч | 2ч | 5ч |
2 | Драматургия
| 3ч | 2ч | 5ч |
3 | Актерское мастерство | 2ч | 7ч | 9ч |
4 | Сценическая речь | 2ч | 6ч | 8ч |
5 | Сценическое движение | 2ч | 6ч | 8ч |
6 | Контрольное занятие | - | 3ч | 3ч |
ИТОГО: | 12ч. | 26ч. | 38ч |
4 год обучения:
Название тем и разделов | Количество часов | |||
теория | практика | Всего | ||
1 | История театра | 3ч | 2ч | 5ч |
2 | Место актера в театре | 3ч | 9ч | 12ч |
3 | Место режиссера в театре | 3ч | 5ч | 8ч |
4 | Место художника в театре | 3ч | 4ч | 7ч |
5 | Драматургические жанры | 2ч | 1ч | 3ч |
6 | Контрольное занятие | - | 3ч | 3ч |
ИТОГО: | 14ч. | 24ч. | 38ч. |
Содержание изучаемого курса
1 год обучения:
- Тема: «Что такое театр».
- Зачем люди ходят в театр
- Театр в твоей жизни
- Театр драматический, кукольный, музыкальный
- Правила поведения в театре
- Тема: « Театрализация, как адаптация к школьной жизни».
- Театральные игры, направленные на развитие внимания
- Театральные игры, направленные на развитие воображения
- Театральные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков
- Пальчиковые игры
- Театральные игры, направленные на взаимодействие двигательной и речевой сферы
- Тема: «Формирование ансамбля».
- Игры на взаимодействие
- Игры на выделение лидера
- Игры на развитие чувства партнерства
- Тема: «Работа над речью».
- Постановка артикуляции
- Постановка голоса
- Постановка интонации
- Тема: «Работа над пластикой».
- Театральные игры, направленные на развитие координации движения
- Воспроизведение движения по образцу
- Импровизация в движении
2 год обучения:
- Тема: «введение в мир театра».
- Качества необходимые зрителю
- Виды театров (драматический, кукольный, музыкальный)
- Тема: «Театр – как вид искусства»
- Театр – искусство синтетическое (спектакль – текст пьесы, работа режиссера, актера, художника и композитора)
- Место театра в обществе. Театр и цирк. Театр и кино. Театр и телевидение.
- Тема: «Театр – искусство коллективное»
- Кто в театре главный
- Театральные цеха (костюмеры, бутафоры, гримеры, осветители)
- Тема: «Актерское мастерство»
- Актерский тренинг
- Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие воображения
- Упражнения перевоплощения
- Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов
- Сценическая речь
- Постановка артикуляции
- Постановка голоса
- Постановка интонации
- Выразительное чтение
- Сценическое движение
- Пластический тренинг
- Театральные игры, направленные на развитие координации движения
- Мимика и жест
- Импровизация в движении
- Работа с пространством
3 год обучения:
- Тема: «Спектакль – как художественная целостность»
- Перенесение драматургического текста на сцену
- Единство замысла режиссера и актерской игры
- Фабула – представленное действие
- Мизансцена
- Словесное действие персонажей
- Тема: «Драматургия»
- Пьеса – как основа спектакля
- Драма – как вид литературы
- Элементы пьесы (ремарки, диалог, монолог, реплика)
- Конфликт
- Де йствие
- Тема: «Актерское мастерство»
- Актерский тренинг
- Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на развитие воображения
- Упражнения перевоплощения
- Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов
- Импровизационные этюды
- Этюды на заданную тему
- Тема: «Сценическая речь»
- Постановка артикуляции
- Постановка голоса
- Постановка интонации
- Выразительное чтение
- Речевая импровизация
- Работа над текстом (чтение с листа, драматизация прозаического и поэтического текста)
- Тема: «Сценическое движение»
- Пластический тренинг
- Театральные игры, направленные на развитие координации движения
- Мимика и жесты
- Импровизация в движении
- Работа с пространством
- Мизансцена
- Композиция
4 год обучения:
- Тема: «История театра»
- Возникновение западно-европейского театра и его развитие от античности до ХХ века
- Особенности развития русского театра
- Тетар ХХ века
- Тема: «Место актера в театре»
- Обрядовое происхождение актерского искусства
- Создание на сцене образа человека
- Система Станиславского
- Амплуа (геро, злодеи, простаки…)
- Тема: «Место режиссера в театре»
- Режиссер – творец спектакля
- Режиссер – организатор, педагог, толкователь текста
- Великие режиссеры прошлого
- Тема: «Место художника в театре»
- Театрально-декорационное искусство
- Сценография
- Грим
- Костюм
- Тема: «Драматургические жанры»
- История возникновения жанров
- Основные жанры (комедия, трагедия, драма)
- Трансформация жанров в современном театре
- Жанровое решение спектакля
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
3.1 Методы проверки результатов обучения
Проверка теоретических знаний:
- рефлексия
- проведения викторин
- открытые уроки
- собеседования.
Проверка практических умений и навыков:
- открытые уроки
- участия в концертных номерах внутри школьных мероприятий
- участие в театральных постановках
- участия в театральных конкурсах и фестивалях.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы.
4.1 Материально – технические условия:
- Занятия осуществляются в актовом зале школы, а также в учебных кабинетах при условии возможности реорганизации пространства.
- Во время занятий используются стандартные стулья (в соответствии с требованиями СанПина для данной возрастной категории)
- Для теоретических занятий используются столы (в соответствии с требованиями СанПина для данной возрастной категории)
- Оснащение учебных аудиторий:
- Аудиоаппаратура
- Видеоаппаратура
- Раздаточный материал
- Мячи, коврики
- Скамейки
- Требование к форме обучающихся:
- Обязательная сменная мягкая обувь (чешки, кеды, джазовки)
- Удобная, не сковывающая движение, одежда
- Отсутствие травмирующих элементов одежды.
4.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- раздаточный материал
- отдельные тексты
-книги
- тематическая подборка материалов
Литература
Для педагога:
Берковский Н.Я. Литература и театр. – М.,1969г.;
Березкин В.И. Искусство оформления спектакля. – М., 1986г.
Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра: от истоков до середины ХХ века. – М., 1997г.;
Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. – М.,1996г.;
Градова К.В. Театральный костюм. – М.,1987г.;
Джексон Ш. Костюм для сцены. – М., 1984г.;
Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. – М., 1972г.;
Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е издание. – М., 1992г.;
Кедров М.Н. Статьи, речи, беседы, заметки. – М., 1978г.;
Кадрон К. Раскрашиваем лицо. Театральный грим. – М.,1998г.;
Малочаевская И.Б. Метод действенного анализа в создании инсценировки. – Л.,1988г.;
Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. – М., 1981г.
Рындин В.Ф. Как создается художественное оформление спектакля. – М., 1962г.
Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954г.; т. 2 – 3: Работа актера над собой. – М., 1945 – 1955г.; т. 4.: Период воплощения. Оправдание текста. – М.,1957г., стр.180-185, 272-288.;
«Театр, где играют дети.» Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б.Никитиной. М. «Владос» 2001г.
Топорков В.О. О технике актера. 2-е изд. – М., 1959г.;
Топорков В.О. Станиславский на репетиции. – М., 1949г.;
Топорков В.О. Четыре очерка о К.С.Станиславском. – М., 1963г.
Журнал «Сцена: художественно-техническое обеспечение спектакля». Издается с 1991г. в Москве Союзом театральных деятелей Российской Федерации.
Для детей:
Градова К.В. Театральный костюм. – М.,1987г.;
Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады. – М., 1993г.;
Кадрон К. Раскрашиваем лицо. Театральный грим. – М.,1998г.;
Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага, 1988г.;
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. – М.,1993г.;
Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. – М., 1981г.
Новлянский Н. Грим: практическое руководство для кружков художественной самодеятельности. – М.,Л.,1940г.;
Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954г.; т. 2 – 3: Работа актера над собой. – М., 1945 – 1955г.; т. 4.: Период воплощения. Оправдание текста. – М.,1957г., стр.180-185, 272-288.;
Для родителей:
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. – М.,1993г.;
Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954г.; т. 2 – 3: Работа актера над собой. – М., 1945 – 1955г.; т. 4.: Период воплощения. Оправдание текста. – М.,1957г., стр.180-185, 272-288.;
Топорков В.О. Четыре очерка о К.С.Станиславском. – М., 1963г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа клуба "Мои истоки"
Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индиви...
Рабочая программа клуба "Патриоты России"
авторская программа по духовно-нравственному воспитанию...
Рабочая программа клуба "Час общения" для 5 класса.
Настоящая программа подготовлена в соответствии с внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго ...
Презентация рабочей программы "Клуб Дэнс"
В данной презентации отображена рабочая программа "Клуб Дэнс" - для старшеклассников...
Рабочая программа клуба «Суворовская гостиная» на 2015 – 2016 учебный год
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять, познать и развиваться в духе социально-активного, культурного, эстетически и экономически грамотного человек...
Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса
Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...
Рабочая программа "Клуб "Молодого избирателя"
Внеурочная деятельность...