Рабочая программа "Театральный Клуб"
рабочая программа

Казарян Мария Александровна

Учебная программа для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми в школьном театральном кружке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 887»

____________________________________________________________________________________________        _______

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Методист  ОДОД

Заместитель директора

____________А.С. Журавлева

____________Ю.В. Дрозд

«_____»_________2019 г.

 «_____»_________2019 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Название:

Театральный Клуб

Направленность:

художественно – эстетическая

Возраст:

7-18 лет

Уровень:

ознакомительный

Срок реализации программы:

4 года

Образовательную программу составил(и) (должность):

Казарян М.А., Булак О.А. (педагоги дополнительного образования)

Москва, 2019 год

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 887»

АННОТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полное наименование программы

        Театральный Клуб

Руководитель

Казарян М.А.

Нормативная основа разработки программы  

Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Направленность

Художественная

Статус программы

Модифицированная (на основе комплекса программ по актерскому мастерству Косинец Е.И., программы Никитиной А.Б. «История мирового театра» и программы Викторовой О.В. «Сценическая речь»)

Цель реализации программы

Создание условий для реализации творчески активной личности, реализующей свои индивидуальные способности в коллективной художественно-эстетической деятельности.

Возраст обучающихся

7-18 лет

Форма организации процесса обучения

Очная, групповая

Режим занятий, продолжительность реализации программы

1 час в неделю,

срок реализации – 4 года.

Ожидаемый результат

Воспитание творчески активной личности.

                                         Раздел 1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе комплекса программ по актерскому мастерству Косинец Е.И., включающего в себя отдельные программы для 5-8, старших классов, а также программу «Игровой тренинг» для учащихся младшей школы. В программу вошли также материалы программы Викторовой О.В. «Сценическая речь» и программы Никитиной А.Б. «История мирового театра».

         Данная программа имеет художественную направленность и рассчитана на 4 года занятий с детьми от 7 до 18 лет.

        Актуальность ее базируется на убеждении в том, что работа с театральной сферой – наиболее массовая и доступная форма приобщения детей к основам классической и современной культуры. Педагогическая целесообразность программы вытекает из понимания того, что театрализация – ненавязчивая форма воспитания развитой гармонической личности.    

        1.1 Цель программы:

 - создание условий для формирования творчески активной личности, реализующей свои индивидуальные способности в коллективной художественно-эстетической деятельности.

        1.2 Задачи программы:

- образовательные:

  • обучение основам актерского мастерства
  • обучение основам выразительной речи
  • развитие координации и пластики тела
  • обучение основам сценического движения
  • ознакомление с основными этапами развития мировой театральной культуры

- воспитательные задачи:

  • формирование личностных и товарищеских качеств
  • формирование навыков групповой работы
  • формирование навыков сознательного целеполагания
  • воспитание эстетического вкуса
  • привитие интереса к современному театральному искусству
  • создание условий для социализации и адаптации обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями (особенно актуально для учащихся первых классов в процессе их адаптации к школьной жизни)

- коррекционные:

  • развитие коммуникативных навыков обучающихся
  • развития навыков поиска, систематизации и использования информации
  • развитие внимания и воображения
  • развитие навыков невербальной коммуникации
  • выявление творческого потенциала обучающихся
  • снятие мышечных и психологических зажимов
  • привитие обучающимся уверенности в своих силах.

     Принципами организации образовательного процесса являются:

- посильность поставленных перед обучающимися конкретных задач

- принцип формирования порядка заданий от простого к сложному

- отсутствие элементов кастинга

- безоценочность анализа результатов деятельности

- соблюдение этических норм общения внутри группы.

        

1.3 Требования к знаниям, навыкам и умениям обучающихся

1 год обучения:

- знание пройденных пальчиковых игр

- знание правил простейших театральных игр

- владение навыками быстрого переключения с одной задачи на другую

2 год обучения:

- владение телом для решения пластических задач

- владение основными навыками сценического движения

- понимание основных приемов сценической речи

3 год обучения:

- расширение знаний в области театральных игр

- владение навыками сценической речи

- владение навыками сценического движения

- знания театрального языка и специфики театральных терминов

- умение работать с текстом

4 год обучения:

- навыки самостоятельной постановки актерских этюдов

- владение навыками работы с предметами

- участие в театральных этюдах и постановках

1.4 Формы проведения занятий

Данной программой обучения предполагается групповая форма проведения занятий. Занятия проводятся в группах от 8 до 15 человек  1 раз в неделю по 1ч, всего в течение учебного года - 38 часов.

Образовательный процесс включает в себя следующие формы учебной и воспитательной работы:

- теоретическая подготовка:

  • регулярные занятия по теории театральной деятельности
  • регулярные занятия по истории театра

- практическая подготовка:

  • занятия по актерскому мастерству
  • пластика и хореография
  • работа над отдельными театральными проектами
  • работа над отдельными проектами, содержащими элементы театрализации (школьные вечера, викторины, детские утренники, квн)
  • посещение московских театров, выставок, концертов, музеев
  • участие в театральных фестивалях и конкурсах

Методы работы:

- фронтальный (на группу)

- групповой (деление на подгруппы внутри группы)

- индивидуальный.

        Родители включены в работу объединения через открытые занятия и участие в фестивалях и конкурсах.

        Контрольные занятия проходят 1 раз в триместр (кроме 1-го года обучения). Итоговыми занятиями завершается прохождение каждой темы. Концерты и участие в спектаклях, как механизм выявления результатов, преобладают в старше возрастной группе.

Раздел 2. Содержание программы

Учебно-тематический план

1 год обучения:

Название тем и разделов

Количество часов

теория

практика

Всего

1

Что такое театр

-

2

Театрализация – как адаптация к школьной жизни

3

Формирование ансамбля

4

Работа над речью

5

Работа над пластикой

6

Контрольное занятие

-

ИТОГО:

12ч.

26ч.

38ч.

2 год обучения:

Название тем и разделов

Количество часов

теория

практика

Всего

1

Введение в мир театра

2

Театр – как вид искусства:

     Театр – искусство синтетическое.

     Место театра в обществе.

 

3

Театр – искусство коллективное

4

Актерское мастерство

10ч

5

Сценическая речь

6

Сценическое движение

10

7

Контрольное занятие

-

ИТОГО:

11ч.

27ч.

38ч.

3 год обучения:

Название тем и разделов

Количество часов

теория

практика

Всего

1

Спектакль – как художественная целостность

     

2

Драматургия

 

3

Актерское мастерство

4

Сценическая речь

5

Сценическое движение

6

Контрольное занятие

-

ИТОГО:

12ч.

26ч.

38ч

4 год обучения:

Название тем и разделов

Количество часов

теория

практика

Всего

1

История театра

2

Место актера в театре

12ч

3

Место режиссера в театре

4

Место художника в театре

5

Драматургические жанры

6

Контрольное занятие

-

ИТОГО:

14ч.

24ч.

38ч.

Содержание изучаемого курса

1 год обучения:

  1. Тема: «Что такое театр».
  • Зачем люди ходят в театр
  • Театр в твоей жизни
  • Театр драматический, кукольный, музыкальный
  • Правила поведения в театре
  1. Тема: « Театрализация, как адаптация к школьной жизни».
  • Театральные игры, направленные на развитие внимания
  • Театральные игры, направленные на развитие воображения
  • Театральные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков
  • Пальчиковые игры
  • Театральные игры, направленные на взаимодействие двигательной и речевой сферы
  1. Тема: «Формирование ансамбля».
  • Игры на взаимодействие
  • Игры на выделение лидера
  • Игры на развитие чувства партнерства
  1. Тема: «Работа над речью».
  • Постановка артикуляции
  • Постановка голоса
  • Постановка интонации
  1. Тема: «Работа над пластикой».
  • Театральные игры, направленные на развитие координации движения
  • Воспроизведение движения по образцу
  • Импровизация в движении

2 год обучения:

  1. Тема: «введение в мир театра».
  • Качества необходимые зрителю
  • Виды театров (драматический, кукольный, музыкальный)
  1. Тема: «Театр – как вид искусства»
  • Театр – искусство синтетическое (спектакль – текст пьесы, работа режиссера, актера, художника и  композитора)
  • Место театра в обществе. Театр и цирк. Театр и кино. Театр и телевидение.
  1. Тема: «Театр – искусство коллективное»
  • Кто в театре главный
  • Театральные цеха (костюмеры, бутафоры, гримеры, осветители)
  1. Тема: «Актерское мастерство»
  • Актерский тренинг
  • Упражнения на развитие внимания
  • Упражнения на развитие воображения
  • Упражнения перевоплощения
  • Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов
  1. Сценическая речь
  • Постановка артикуляции
  • Постановка голоса
  • Постановка интонации
  • Выразительное чтение
  1. Сценическое движение
  • Пластический тренинг
  • Театральные игры, направленные на развитие координации движения
  • Мимика и жест
  • Импровизация в движении
  • Работа с пространством

3 год обучения:

  1. Тема: «Спектакль – как художественная целостность»
  • Перенесение драматургического текста на сцену
  • Единство замысла режиссера и актерской игры
  • Фабула – представленное действие
  • Мизансцена
  • Словесное действие персонажей
  1. Тема: «Драматургия»
  •      Пьеса – как основа спектакля
  • Драма – как вид литературы
  • Элементы пьесы (ремарки, диалог, монолог, реплика)
  • Конфликт
  • Де        йствие
  1. Тема: «Актерское мастерство»
  • Актерский тренинг
  • Упражнения на развитие внимания
  • Упражнения на развитие воображения
  • Упражнения перевоплощения
  • Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов
  • Импровизационные этюды
  • Этюды на заданную тему
  1. Тема: «Сценическая речь»
  • Постановка артикуляции
  • Постановка голоса
  • Постановка интонации
  • Выразительное чтение
  • Речевая импровизация
  • Работа над текстом (чтение с листа, драматизация прозаического и поэтического текста)
  1. Тема: «Сценическое движение»
  • Пластический тренинг
  • Театральные игры, направленные на развитие координации движения
  • Мимика и жесты
  • Импровизация в движении
  • Работа с пространством
  • Мизансцена
  • Композиция

4 год обучения:

  1. Тема: «История театра»
  • Возникновение западно-европейского театра и его развитие от античности до ХХ века
  • Особенности развития русского театра
  • Тетар ХХ века
  1. Тема: «Место актера в театре»
  • Обрядовое происхождение актерского искусства
  • Создание на сцене образа человека
  • Система Станиславского
  • Амплуа (геро, злодеи, простаки…)
  1. Тема: «Место режиссера в театре»
  • Режиссер – творец спектакля
  • Режиссер – организатор, педагог, толкователь текста
  • Великие режиссеры прошлого
  1. Тема: «Место художника в театре»
  • Театрально-декорационное искусство
  • Сценография
  • Грим
  • Костюм
  1. Тема: «Драматургические жанры»
  • История возникновения жанров
  • Основные жанры (комедия, трагедия, драма)
  • Трансформация жанров в современном театре
  • Жанровое решение спектакля

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

        

3.1 Методы проверки результатов обучения

Проверка теоретических знаний:

- рефлексия

- проведения викторин

- открытые уроки

- собеседования.

Проверка практических умений и навыков:

- открытые уроки

- участия в концертных номерах внутри школьных мероприятий

- участие в театральных постановках

- участия в театральных конкурсах и фестивалях.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы.

4.1 Материально – технические условия:

  1. Занятия осуществляются в актовом зале школы, а также в учебных кабинетах при условии возможности реорганизации пространства.
  2. Во время занятий используются стандартные стулья (в соответствии с требованиями СанПина для данной возрастной категории)
  3. Для теоретических занятий используются столы (в соответствии с требованиями СанПина для данной возрастной категории)
  4. Оснащение учебных аудиторий:
  • Аудиоаппаратура
  • Видеоаппаратура
  • Раздаточный материал
  • Мячи, коврики
  • Скамейки
  1. Требование к форме обучающихся:
  • Обязательная сменная мягкая обувь (чешки, кеды, джазовки)
  • Удобная, не сковывающая движение, одежда
  • Отсутствие травмирующих элементов одежды.

                

4.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение:

- раздаточный материал

- отдельные тексты

-книги

- тематическая подборка материалов

Литература

Для педагога:

Берковский Н.Я. Литература и театр. – М.,1969г.;

Березкин В.И. Искусство оформления спектакля. – М., 1986г.

Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра: от истоков до середины ХХ века. – М., 1997г.;

Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. – М.,1996г.;

Градова К.В. Театральный костюм. – М.,1987г.;

Джексон Ш. Костюм для сцены. – М., 1984г.;

Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. – М., 1972г.;

Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е издание. – М., 1992г.;

Кедров М.Н. Статьи, речи, беседы, заметки. – М., 1978г.;

Кадрон К. Раскрашиваем лицо. Театральный грим. – М.,1998г.;

Малочаевская И.Б. Метод действенного анализа в создании инсценировки. – Л.,1988г.;

Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. – М., 1981г.

Рындин В.Ф. Как создается художественное оформление спектакля. – М., 1962г.

Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954г.; т. 2 – 3: Работа актера над собой. – М., 1945 – 1955г.; т. 4.: Период воплощения. Оправдание текста. – М.,1957г., стр.180-185, 272-288.;

 «Театр, где играют дети.» Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б.Никитиной. М. «Владос» 2001г.

Топорков В.О. О технике актера. 2-е изд. – М., 1959г.;

Топорков В.О. Станиславский на репетиции. – М., 1949г.;

Топорков В.О. Четыре очерка о К.С.Станиславском. – М., 1963г.

Журнал «Сцена: художественно-техническое обеспечение спектакля». Издается с 1991г. в Москве Союзом театральных деятелей Российской Федерации.

Для детей:

Градова К.В. Театральный костюм. – М.,1987г.;

Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады. – М., 1993г.;

Кадрон К. Раскрашиваем лицо. Театральный грим. – М.,1998г.;

Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага, 1988г.;

Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. – М.,1993г.;

Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. – М., 1981г.

Новлянский Н. Грим: практическое руководство для кружков художественной самодеятельности. – М.,Л.,1940г.;

Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954г.; т. 2 – 3: Работа актера над собой. – М., 1945 – 1955г.; т. 4.: Период воплощения. Оправдание текста. – М.,1957г., стр.180-185, 272-288.;

Для родителей:

Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. – М.,1993г.;

Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954г.; т. 2 – 3: Работа актера над собой. – М., 1945 – 1955г.; т. 4.: Период воплощения. Оправдание текста. – М.,1957г., стр.180-185, 272-288.;

Топорков В.О. Четыре очерка о К.С.Станиславском. – М., 1963г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа клуба "Мои истоки"

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индиви...

Рабочая программа клуба "Патриоты России"

авторская программа по духовно-нравственному воспитанию...

Рабочая программа клуба "Час общения" для 5 класса.

Настоящая программа подготовлена в соответствии с  внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго ...

Презентация рабочей программы "Клуб Дэнс"

В данной презентации отображена рабочая программа "Клуб Дэнс" - для старшеклассников...

Рабочая программа клуба «Суворовская гостиная» на 2015 – 2016 учебный год

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять, познать и развиваться в духе социально-активного, культурного, эстетически и экономически грамотного человек...

Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса

Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...