В копилку педагогу "Конструирование задач учебного занятия"
консультация
Предварительный просмотр:
Конструирование задач учебного занятия.
Умение формулировать цель и задачи входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастерства.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ) – это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащегося на занятии.
Соответственно на занятии решаются три вида задач:
- Обучающие (направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков)
- Воспитательные (направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности)
- Развивающие (направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка)
Педагог, приступая к формулировке цели занятия:
- Обращает внимание на требования к системе знаний, умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;
- Определяет приемы учебной деятельности, которыми важно овладеть воспитаннику;
- Выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность ребенка в результатах обучения.
Общие требования к постановке задач занятия:
- Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования;
- Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;
- Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение;
- В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.)
Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников.
Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей
Обучающие задачи.
Примеры обучающих действий педагога:
познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы; научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.
Воспитательные задачи
Возраст | Действие | Качества |
Младший школьный возраст | воспитывать | Любовь к малой Родине: К родному краю, школе, семье, двору, микрорайону, городу |
Доброжелательное отношение к окружающим: Соблюдение правил этикета Доброжелательность Дружелюбие Готовность сотрудничать Вежливость | ||
Умение заботиться: Доброту Искренность Чуткость Общительность Стремление помочь Отзывчивость | ||
формировать | Потребность в самоорганизации: Аккуратность Бережливость Трудолюбие Сдержанность Основы самоконтроля Скромность Самостоятельность Умение доводить начатое до конца Настойчивость Выдержку | |
Потребность в здоровом образе жизни: Умение видеть прекрасное Гигиенические знания и умения Оптимизм Доброжелательное отношение к труду Культура труда | ||
Подростки | воспитывать | Гражданские качества личности: Интерес к общественной жизни Стремление помогать Патриотизм Активную жизненную позицию Критичность Оптимизм Общественную активность Чувство долга предприимчивость |
формировать | Положительную «Я-концепцию»: Умение аргументировать свою позицию Положительную самооценку Самокритичность Оптимизм Уверенность в себе Лидерские качества Умение сопереживать | |
Потребность в саморегуляции: Ответственность Самоконтроль Рассудительность Тактичность Терпимость Самостоятельность Умение адаптироваться к новым условиям Умение прогнозировать собственную деятельность Умение организовать свою дечтельность и анализировать ее | ||
Потребность в здоровом образе жизни: Разнообразие интересов Осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. | ||
Старшеклассники | формировать | Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности: Уважительное отношение к людям Общественную активность Интерес к культуре и истории России Стремление принести пользу обществу Понимание личного и общественного значения труда Осознание личной и общественной значимости образования (знаний) Потребность к самопознанию Умение ставить цели и реализовывать их Осознание значимости результата |
Потребность в общении в контексте культуры: Умение идти на компромисс Тактичность Терпимость Толерантность Умение доказать свою точку зрения Умение выходить из конфликтных ситуаций Знание этики семейных отношений Умение организовать культурный досуг | ||
способствовать | Личностному и профессиональному самоопределению: Формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой) Самовоспитанию Формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии Формированию профессионально важных качеств личности Оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников |
Развивающие задачи
Возраст воспитанников | Примерные формулировки развивающих задач |
Младший школьный возраст |
|
Подростки |
|
Старшеклассники |
|
Уважаемые коллеги, пользуясь данными методическими рекомендациями, соотнося их с содержанием образовательной программы, вы сможете грамотно конструировать задачи учебного занятия, объединять их в триединую дидактическую цель!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование воспитательных целей и задач учебного занятия
Методическое пособие для молодых педагогов дополнительного образования...
Учебное занятие по теме "Подобие треугольников. Решение практических задач"
В этом материале представлен подробный конспект урока по геометрии в 8 классе по теме "Подобие треугольников. Решение практических задач". Урок был составлен с учётом ФГОС....
Требования к учебному занятию, ведущей задачей которого является развитие исследовательской компетентности специалиста.
Творческо-поисковая деятельность по развитию образовательной практики в техникуме охватывает различные аспекты деятельности по конструированию учебных занятий: постановку целей современного ...
Учебное занятие по решению проектных задач по физике в 7 классе на тему: «Архимедова сила. Плавание тел».
Повторение по теме «Архимедова сила. Плавание тел»....
Технологическая карта учебного занятия по математике в 5 классе Тема: «Задачи на движение»
Цель: Решение примеров и задач на движение .Совершенствовать умение решать задачи на по теме «Единицы времени» , совершенствовать умения решать задачи на по теме «Единицы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ЗАДАЧ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ЗАДАЧ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ...
Проектирование воспитательных целей и задач учебного занятия
Выступление на МО воспитателей. Методические рекомендации. "Проектирование воспитательных целей и задач учебного занятия"...