Требования к учебному занятию, ведущей задачей которого является развитие исследовательской компетентности специалиста.
статья (11 класс) по теме
Творческо-поисковая деятельность по развитию образовательной практики в техникуме охватывает различные аспекты деятельности по конструированию учебных занятий: постановку целей современного урока, выбор оптимального учебного содержания, методов и организационных форм обучения, контроля и учета знаний, анализа урока и др. Я акцентирую теоретические изыскания и практический опыт в области построения структуры урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Структура урока | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Кустова Валентина Ивановна
ГБОУ СПО ЯНАО«Ямальский полярный
агроэкономический техникум»
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард,
Требования к учебному занятию, ведущей задачей которого является развитие исследовательской компетентности специалиста.
Творческо-поисковая деятельность по развитию образовательной практики в техникуме охватывает различные аспекты деятельности по конструированию учебных занятий: постановку целей современного урока, выбор оптимального учебного содержания, методов и организационных форм обучения, контроля и учета знаний, анализа урока и др. Я акцентирую теоретические изыскания и практический опыт в области построения структуры урока. Однако в силу системных преобразований в образовательном процессе будем затрагивать и другие компоненты.
В традиционном обучении сложилась типологизация уроков: «урок изучения нового материала», «урок закрепления знаний» путём их комплексного применения, обобщения и систематизации, а также уроки «контроля, оценки и коррекции знаний». Г.Ю. Ксензова отмечает, что уроки классифицируются по принципу личных намерений учителя: объяснять, закреплять, проверять знания. Далее, она развивает мысль о том, что структура урока часто также определяется порядком действий учителя: вступительное слово, основная часть, заключительная. Между тем, все эти элементы не существуют сами по себе, без учеников. Если посмотреть на этот подход с позиции ученика, то нетрудно заметить, что все формы учебных занятий взаимосвязаны между собой логикой получения знаний, и при правильной организации учебного процесса, независимо от типа урока, на любом занятии в той или иной мере используются примерно одинаковые элементы (Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.)
Ещё К.Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребёнка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не вооружающие его навыками и умениями самостоятельной работы, не способствующие развитию.
Я считаю, что на учебном занятии должен быть обеспечен постепенный и последовательный переход на субъект -субъектные отношения на основе сотрудничества между преподавателем и студентами, которые можно создать в совместной деятельности, основанной на внутренней мотивации, диалоговом общении. При этом потребуется изменение поведенческого стиля преподавателя, в частности выполнения им мало освоенной функции: организатора процесса учения студентов.
Успех урока во многом будет обеспечен созданием ситуации дидактического резонанса: внешняя цель преподавателя становится внутренней для студентов. Поэтому важным является не сообщение темы и цели урока в готовом виде, а обеспечение действий по принятию цели учения студентами.
Опираясь на Г.Ю. Ксензову, я считаю эффективной схему учебного занятия, которая включает в себя следующие основные элементы (этапы):
1.Проверка итогов предыдущей работы.
Организация исследовательской деятельности как освоения студентами новых знаний и способов познавательной деятельности требует создания психологического настроя студентов на изучение нового материала. Важно для преподавателя не связывать начало урока с опросом в традиционном его понимании, который зачастую создает дискомфорт у студентов к самостоятельной познавательной деятельности по изучению нового материала.
Необходимо решать вопросы: «Как включаются студенты в работу и откликаются на информацию? Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала? Можно ли уже приступать к изучению нового материала?» и др.
С этой целью можно практиковать безоценочное начало урока, когда проводится актуализация знаний и умений для восприятия нового.
В традиционном опросе преподаватель задаёт вопросы с целью проверки степени усвоения изученного материала. Студент встаёт и рассказывает всё, что он знает по этому вопросу. При этом в процессе ответа он не думает, не рассуждает, он говорит только то, что от него хотят услышать. Чем ближе его ответ к лекции преподавателя или тексту учебника, тем выше отметка.
В процессе актуализации можно организовать разбор нескольких ключевых вопросов на повторение. Эффективным будет организация живого диалога самих студентов. Преподаватель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никого никогда не оценивает.
Возможна и оценка студентов, но для этого целесообразно будет давать групповые задания на переработку и осмысление учебной информации с помощью мыслительных операций. При этом обеспечивается сочетание групповой (возможно парной), индивидуальной и фронтальной работы, а оценки получают наиболее проявившие себя студенты.
Не исключается в процессе актуализации знаний и способов деятельности создание проблемной ситуации. Например, наряду с повторением известного материала вводятся элементы нового. Это создает у студентов осознание недостаточности имеющегося запаса знаний и способов деятельности.
2.Презентация нового материала.
Проводится с целью введения новой темы в виде лекции, содержание которой не может быть освоено студентами без помощи преподавателя, ознакомления их с дополнительной информацией по изучаемому вопросу, а также для мотивации студентов к предстоящей самостоятельной познавательной деятельности.
Лекция преподавателя, как правило, преследует цель введения новых понятий. В процессе лекции материал может налагаться укрупненными блоками. В содержание необходимо включать базовые знания (несокращаемый минимум).
Содержание деятельности преподавателя может включать:
• Выделение основной информации, структура которой будет служить базисом последующей самостоятельной работы студентов.
- Систематизацию учебного материала, оформление его в такой форме, которая поможет студентам легче его понять и запомнить на уроке.
- Включение студентов в эвристическую беседу, способствующую активизации мысли студентов в процессе освоения нового материала.
- Организацию различных способов конспектирования лекции как вида познавательной деятельности студентов.
Но необходимо стремиться, как можно быстрее переходить к самостоятельной работе студентов. Для этого часть изучаемого нового материала выносится на самостоятельную работу.
3.Практика под руководством преподавателя в сочетании с самостоятельной работой студентов.
Практика под руководством преподавателя проводится с целью организации самостоятельной работы по изучению нового материала, развитию исследовательской компетентности, а также установления «обратной связи» и своевременного исправления ошибок в понимании нового материала студентами (если таковые обнаруживаются).
Действия преподавателя:
- Организация обсуждения изученного материала, при необходимости корректно исправляет ошибки или повторяет материал заново.
- Отбор заданий для самостоятельного усвоения новых понятий и способов деятельности.
- Инструктирование(консультирование) студентов по изучению ноюго материала самостоятельно. При необходимости сообщаются знания о способах деятельности (как выделять главное, как составлять тезисы, как сравнивать, как извлекать информацию из иллюстративного материалам др.).
- Самостоятельная работа студентов по усвоению новых знаний и способов деятельности. Обычно организуется либо в рамках индивидуальной, либо в рамках групповой (парной) работы.
- Обсуждение результатов самостоятельной работы. Преподаватель стремится выяснить и подкорректировать недопонимания и неточности.
При достижении прочного усвоения студентами способами самостоятельного приобретения новых знаний и способов деятельности следует давать задания более высокого уровня, в процессе которых студенты обозначают проблему , выдвигают гипотезу, осуществляют ее проверку и пр.
4.Независимая самостоятельная практика студентов. Самоконтроль и самооценка результатов работы.
Смысл независимой практики заключается в том, что основное coдержaние изученной часта темы студенты должны раскрыть самостоятельно. Результаты самостоятельной работы подлежат обязательному обсуждению, коррекции и завершается самоконтролем и самооценкой.
Практика может проводиться в виде:
- Групповой дискуссии по изучаемой проблеме, с использованием приобретенных знаний и способов деятельности. Педагогу отводится роль «спикера», организатора обмена мнениями. Он должен уметь вести дискуссию, например, выявить точки зрения студентов по определённому вопросу, собрать и обсудить различные мнения, или принять групповое решение, помочь студентам самостоятельно сформулировать выводы.
- Разбора вопросов и задачей по новому материалу, что позволяет глубже усвоить основные понятия и способы деятельности.
- Самостоятельной работы по выполнению упражнений, решению задач на применение знаний в знакомой и новой ситуации, что способствует формированию предметно - практических умений и развитию творческих способностей.
- Обобщению и систематизации материала по существенным признакам и пр.
5.Подведение итогов занятия.
Подведение итогов работы должно быть тесно связано не только с достижением обучающих задач в соответствии со стандартом, но и задач интеллектуального развития, задач воспитания. Поэтому необходимо студентов перевести в позицию субъектов подведения итогов, что способствует установлению обратной связи. В качестве эффективного средства реализации сказанного выступает рефлексия учебно-познавательной деятельности студентов. В ходе рефлексии студенты сравнивают цели учения с полученным результатом, что позволяет объективно подвести итог проделанной работы.
6.Домашнее задание.
Активная позиция студентов на учебном занятии приводит к тому, что основной материал усваивается на уроке. Объём домашнего задания в этом случае значительно сокращается, работа дома может носить вариативный характер, включает задания на выбор. Практикуется домашнее задание творческого характера. 3адается изучение дополнительного материала.
7. Контроль за знаниями и способами деятельности студентов.
Контроль проводится с целью выявления степени усвоения базовых знаний и способов действий по их добыванию, а также у становления правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и их коррекция.
Контролю могут подлежать не только знания материала предыдущего урока, но и знания и способы деятельности, осваиваемые на данном уроке.
Контрольные функции в ходе учебного занятия выполняют различного вида тесты, письменные работы, требующие предъявления знаний на конструктивном и творческом уровне, самостоятельные проверочные работы и пр. Широко практикуется самоконтроль и самооценка знаний и способов деятельности.
Сочетание перечисленных элементов структуры урока с учетом решаемых задач, учебных возможностей студентов, методов и организационных форм учебной работы позволяет строить гибкую структуру, позволяющую наиболее успешно решать задачу развития познавательной самостоятельности и исследовательской компетентности студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие исследовательской компетентности обучающихся.
Среди ключевых компетенций на современном этапе образования выделяется исследовательская. Студент овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, влад...
«Развитие исследовательской компетентности обучающихся ГБОУ НПО РО ПУ73 как один из основных факторов подготовки успешной, конкурентоспособной личности».
Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объёма учебного материала, что сегодня и предлагается способным обучающимся, можно осуществлять до определё...
КТД-это специально организованное пространство, задачей которого является развитие личности школьника
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основная задача...
КТД-это специально организованное пространство, задачей которого является развитие личности школьника
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основная задача...
Формирование и развитие исследовательской компетентности учащихся при изучении физики в школе
Педагогическая концепция...
«Развитие исследовательской компетентности школьников»
laquo;Развитие исследовательской компетентности школьников»...
Методическая разработка "Развитие исследовательских компетентностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность"
В методической разработке определены новизна и практическая значимость, что позволит ее применять педагогам в своей деятельности....