Учебное занятие по решению проектных задач по физике в 7 классе на тему: «Архимедова сила. Плавание тел».
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Повторение по теме «Архимедова сила. Плавание тел».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.pptx | 923.51 КБ |
otkrytyy_urok.docx | 42.61 КБ |
otvety.docx | 12.78 КБ |
kak_byl_podnyat.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1916 год 2008 год Схема подъема «Садко»; показан разрез ледокола, понтоны и стропы.
Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде? Задача 1
Задача 2 Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 100кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти рассказы?
Задача 3 Поднявшись в верхние слои атмосферы на воздушном шаре, воздухоплаватель сбросил на головы провожающих родственников три мешка с песком. Какую цель преследовал воздухоплаватель, сбрасывая специально взятые для этой цели мешки?
Мини – кроссворд Задачи: Вес стальной детали в воздухе равен 3Н, а в воде 2,7Н. Чему равна выталкивающая сила? Объем куска железа 0,2м 3 . Какая выталкивающая сила будет на него действовать при полном его погружении в воду? Бетонная плита объемом 1м 3 погружена в воду. Какую силу необходимо приложить чтобы удержать ее в воде? Определите архимедову силу, действующую на стальной шарик объемом 200 см 3 погруженный в керосин. Какую силу надо приложить для подъема из воды бетонной плиты объемом 0,6 м 3 ? Медный цилиндр массой 3,56 кг опущен в бензин. Определите действующую на него архимедову силу.
Задача 4 Во время второй мировой войны (1939 — 1945 год), при минировании подходов к порту, специалистам по минному делу пришлось решать следующую задачу. Для того, чтобы вражеские суда не вошли в порт, вход в порт обычно минировали. При этом для выхода в открытое море своих кораблей использовали карту с нанесенными на нее минными заграждениями. Чтобы установить мину правильно — к ней прикрепляют груз, используя стальной трос, и сбрасывают в море (мина способна плавать как поплавок). Однако ветер и морские течения могут снести мину от места установки. Поэтому так важно использование груза, который удерживает мину под водой (чтобы вражеский корабль не заметил опасность) и удерживает в точно заданном месте (чтобы не подорвать собственные корабли). Корабли противника, зная об этом, используют специальный корабль его название «минный тральщик» ( minesweeper ). Этот корабль использует специальное устройство трал ( trawl ) — стальной трос (канат) с помощью которого находят и обезвреживают мины. Итак, перед специалистами по минному делу встала проблема, как сделать так чтобы «минный тральщик» ( minesweeper ) противника прошел, а мина осталась на том месте, где она должна быть? Рис. 1 Выделена зона, в которой устанавливают мины Рис. 2 Работа минного тральщика ( minesweeper )
Домашнее задание Готовиться к лабораторной работе. Ответить на вопросы: - Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающей силы. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею? - Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается в плавь? - Где больший вес имеют солидные караси в родном озере или на чужой сковородке?
Предварительный просмотр:
Открытый урок по физике в 7 классе
Тема урока: «Учебное занятие по решению проектных задач по теме «Архимедова сила. Плавание тел»».
(Повторение по теме «Архимедова сила. Плавание тел»).
Цели урока.
- повторение темы, умение применять знания при решении задач, закрепление темы.
- развивать экспериментальные умения, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.
- убеждать учащихся в познаваемости окружающего мира, формировать интерес к познанию законов природы и их применению, создавать позитивное отношение к предмету.
Задачи урока:
- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)
- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке; высказывать свою версию, строить план действий; (регулятивные УУД)
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)
Методы обучения: проблемный, практические задания, решение задачи физического содержания, кроссворд.
План урока:
- Орг. Момент
- Сообщения учащихся
- Решение экспериментальных задач. Качественные задачи.
- Мини-кроссворд.
- Подведение итогов.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
- Этап рефлексии.
Подготовительная часть (проводится до урока). Учитель предварительно дает домашние экспериментальные задания. Выбираются двое учеников – помощников учителя (для демонстрации опытов), которые предварительно знакомятся с опытами, учатся их проводить.
Оборудование и оснащение урока:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Мультимедийный экран.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Постановка цели и задач урока.
II. Фронтальный опрос.
- Как называется сила, действующая на тела, погруженные в жидкость или газ?
- Как рассчитать архимедову силу?
- От каких величин зависит выталкивающая сила?
- Сформулируйте закон Архимеда.
Сообщения
История цивилизации – это история познания человеком тайн природы, ее секретов красоты. Но человек не только проникал в эти тайны, но и учился управлять ими.
Понтонами служили полые непроницаемые железные цилиндры, которые вытесняли 250 тонн воды.
Рисунок Схема подъема «Садко»; показан разрез ледокола, понтоны и стропы.
Далее учащиеся выступают с мини-сообщениями, которые они приготовили заранее используя дополнительную и рекомендованную литературу.
- Мертвое море.
- Рыбы.
- Паук-серебрянка.
- Водоплавающие.
- Растение Чилим.
- Водные растения.
За подготовительное домашние задание учащиеся получают оценки и полученный результат заносится в таблицу.
III. Решение качественных задач.
Веселые задачи от Григория Остера.
1.Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде?
Ответ: Жидкости расположились слоями: та, что с большой плотностью, уютно устроилась у дна, та, что полегче, – выше, а самая лёгкая всё время выплёскивалась через края и беспрерывно кричала, что ей уже пора домой к родителям.
2.Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой массу в 1000кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?
Ответ: Могут, если у массы, которую до пояса, не вынимая из воды, поднимал хитрый Архимед, был достаточно большой объём.
3.Поднявшись в верхние слои атмосферы на воздушном шаре, воздухоплаватель сбросил на головы провожающих родственников три мешка с песком. Какую цель преследовал воздухоплаватель, сбрасывая специально взятые для этой цели мешки?
Ответ: Воздухоплаватель не метил в родственников, просто он хотел удалиться от них как можно выше. Чтоб не доставали!
Решение экспериментальных задач.
- Определение силы Архимеда с помощью динамометра.
Приборы и материалы: динамометр, 3 – 4 тела любой формы, 2 – 3 сосуда с разными жидкостями: водой, подсолнечным мослом.
Задание: измерьте силу тяжести, действующую на тело. Затем опустите тело в сосуд с жидкостью, и затем измерьте равнодействующую силы тяжести и силы Архимеда. Рассчитайте силу Архимеда по этим значениям. Сделайте вывод.
Номер опыта | Тело | Жидкость | Сила тяжести, Н | Равнодей- ствующая сила, Н | Сила Архимеда Fa=F – R,H |
1 | Брусок | Вода | |||
Масло | |||||
2 | Болтик | Вода | |||
Масло | |||||
3 | Камень | Вода | |||
Масло |
- Определение силы Архимеда для тел правильной формы известной плотности.
Приборы и материалы: линейка, 3 – 4 тела правильной формы, таблица плотностей.
Задание: измерьте размеры тел и вычислите их объем. По этим данным рассчитайте силу Архимеда, действующие на эти тела в воде и масле.
Номер опыта | Объем тела, м3 | Плотность жидкости, кг/м3 | Сила Архимеда Н |
1 2 3 |
Решение расчетных задач.
Чему равна сила Архимеда, действующая на камень объемом 1дм3, который полностью погружен в воду и удерживается канатом? Найти силу, действующую на канат.
(ρв = 1000 кг/м3, ρ к = 4000 кг/м3.)
Дано: СИ Решение
V = 1 дм3 10-3 м3 FА = ρв g V
ρв = 1000 кг/м3 FА =1000 кг/м3* 10Н/кг *10-3 м3= 10Н
ρк = 4000 кг/м3 P = m * g - FА
P = ρк * g * Vк - FА
FА = ? P = ? P = 4000 кг/м3* 10Н/кг *10-3 м3- 10Н= 30 Н.
Ответ: FА = 10Н, P = 30 Н.
4. Мини – кроссворд.
Задачи:
- Вес стальной детали в воздухе равен 3н, а в воде 2,7н. Чему равна выталкивающая сила? (0,3н – Э)
- Объем куска железа 0,2м3. Какая выталкивающая сила будет на него действовать при полном его погружении в воду? (2000н – В)
- Бетонная плита объемом 1м3 погружена в воду. Какую силу необходимо приложить чтобы удержать ее в воде? (22 кн – Р)
- Определите архимедову силу, действующую на стальной шарик объемом 200 см3 погруженный в керосин. (1,6н – И)
- Какую силу надо приложить для подъема из воды бетонной плиты объемом 0,6 м3? (7,8 кн – К)
- Медный цилиндр массой 3,56 кг опущен в бензин. Определите действующую на него архимедову силу. (28,4н – А)
(ЭВРИКА)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Э | В | Р | И | К | А |
Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.
Учащиеся решают задачи по карточкам находят ответ и ту букву, которая находится рядом с ответом записывают в ту ячейку, под каким номером карточка. После того, как все задачи будут решены и буквы записаны откроется слово «Эврика».
IV. Подведение итогов.
В конце урока подводится итог проделанной работы на уроке.
Учащиеся сами подводят итоги, оценивая себя, работу класса и усвоена ли тема данного урока по схеме (см. продолжение).
9. Выставление оценок.
И. Ф. | формулы | кроссворд | решение задач | проверочная работа | домашнее задание | итог |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 1
Оценочная карта
Я оцениваю свою работу в группе …
Сегодня на уроке мне удалось …
Мне на уроке показалось трудным …
10. Домашнее задание.
- Готовиться к лабораторной работе.
- Ответить на вопросы:
- Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающей силы. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею?
- Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 100кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти рассказы?
-Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается в плавь?
- Где больший вес имеют солидные караси в родном озере или на чужой сковородке?
Большое спасибо за совместную работу. Надеюсь на то, что мы с вами на последних уроках совершим еще много открытий и не раз прокричим подобное Архимеду
«Эврика!»
Предварительный просмотр:
Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.
Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.
Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.
Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.
Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.
Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.
Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.
Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.
Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.
Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.
Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.
Ответы: 28,4 н - А, 7,8 кн - К, 160 н – И, 1,6 н – И, 0,3 н –Э, 2000 н – В, 222 н – Н, 22 кн – Р.
Оценочная карта
Я оцениваю свою работу в группе …
Сегодня на уроке мне удалось …
Мне на уроке показалось трудным …
Оценочная карта
Я оцениваю свою работу в группе …
Сегодня на уроке мне удалось …
Мне на уроке показалось трудным …
Оценочная карта
Я оцениваю свою работу в группе …
Сегодня на уроке мне удалось …
Мне на уроке показалось трудным …
Оценочная карта
Я оцениваю свою работу в группе …
Сегодня на уроке мне удалось …
Мне на уроке показалось трудным …
Оценочная карта
Я оцениваю свою работу в группе …
Сегодня на уроке мне удалось …
Мне на уроке показалось трудным …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока физики 7 класс по теме Архимедова сила
конспект к открытому уроку...
Разработка урока физики в 7 классе по теме "Архимедова сила"
урок разработан для учителей физики...
Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Архимедова сила»
Урок изучения нового материала на основе исследовательской деятельности учащихся...
Тест по физике 7 класс по теме: "Архимедова сила. Плавание тел"
Данный тест может быть использован для проверки знаний учащихся 7 класса по темам: "Архимедова сила. Плавание тел". Тест содержит 2 варианта по 7 вопросов....
Технологическая карта урока по физике в 7 классе на тему "Архимедова сила"
технологическая карта урока...
Урок физики в 7 классе по теме "Архимедова сила"
План урока и презентация к нему...
Методическая разработка урока физики 7 класс по теме : "Архимедова сила".
Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещ...