Профориентация пианиста – одна из задач обучения в детской школе искусств (из личного опыта преподавателя)
статья (8 класс)
Появление требований, связанных с новыми программами по ФГТ, еще больше накладывает ответственности за подготовку учащихся к поступлению в средние специальные музыкальные учреждения. 99% ребят продолжили мой путь, путь пианиста, получив полное классическое образование: музыкальный колледж, затем – консерватория. Чем я очень дорожу!
Довольно большой срок лежит перед преподавателем и учеником (8 – 9, иногда 10 лет обучения), позволяющий выявить необходимые способности и развить их. С первых уроков необходимо увлекать ребенка музыкой, прививать ему пианистические навыки игры на фортепиано, развивать его эмоциональный и духовный мир.Преподавательская работа требует большой личной энергозатратности, увлеченности своим делом.
Все перечисленные моменты моей работы, описанные в этой статье, помогают одаренным ученикам подготовиться к поступлению в средние специальные учебные заведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya_na_ped.sovete._cheremnyh_s.a.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Текс выступления на педагогическом совете Черемных С.А.
Профориентация пианиста – одна из задач обучения в детской школе искусств (из личного опыта преподавателя)
Появление требований, связанных с новыми программами по ФГТ, еще больше накладывает ответственности за подготовку учащихся к поступлению в средние специальные музыкальные учреждения. За тридцать лет работы в ДШИ, каждые пять лет, поступившие в Музыкальный колледж:
- Рыбакова Татьяна Сергеевна (19.04.1987 г.р.), 2001 год окончания ДШИ. Закончила музыкальный колледж им. П.И. Чайковского (г.Екатеринбург); Консерваторию им. М.П. Мусоргского (г.Екатеринбург). В настоящее время работает МБУК ДО ЕДМШ №7 им. С. Рахманинова ((г.Екатеринбург); преподаватель по классу фортепиано и концертмейстер;
- Баранова Виктория Викторовна (21.04.1984 г.р.), 2000 год окончания ДШИ. Закончила Консерваторию им. М.П. Мусоргского (г.Екатеринбург). В настоящее время работает МАУК ДОД ДШИ №12 ((г.Екатеринбург); преподаватель по классу вокала;
- Маркова Елена Викторовна (21.01.1989 г.р.), 20005год окончания ДШИ. Закончила музыкальный колледж им. П.И. Чайковского (г.Екатеринбург); Консерваторию им. М.П. Мусоргского (г.Екатеринбург). В настоящее время работает МБУК ДО ЕДМШ №16 ((г.Екатеринбург); преподаватель по классу фортепиано и концертмейстер;
- Грязова Вероника Анатольевна (19.04.1997 г.р.), 2011 год окончания ДШИ. Закончила музыкальное училище им. М.П. Мусоргского (г. Санкт - Петербург) по специальности Фортепиано. В настоящее время является студенткой 3 курса Консерватории им. Н.А. Римского – Корсакова (г. Санкт – Петербург) факультет музыковедения;
- Гумерова Лейсан Равиловна (10.02.1997 г.р.), 2012 год окончания ДШИ. Закончила музыкальный колледж им. П.И. Чайковского (г.Екатеринбург). В настоящее время является студенткой 3 курса Консерватории им. М.П. Мусоргского (г.Екатеринбург) по специальности Фортепиано, класс профессора Маргариты Николаевны Ярославцевой;
- Фаюршина Алина Дамировна (21.03.2001 г.р.), 2015 год окончания ДШИ. В настоящее время является студенткой 3 курса БПОУ ХМАО – Югры «Колледж – интернат Центр искусств, для одаренных детей Севера», класс доцента Ларисы Васильевны Азаровой.
99% ребят продолжили мой путь, путь пианиста, получив полное классическое образование: музыкальный колледж, затем – консерватория. Чем я очень дорожу!
Довольно большой срок лежит перед преподавателем и учеником (8 – 9, иногда 10 лет обучения), позволяющий выявить необходимые способности и развить их. Всех детей начинала учить с 6-ти летнего возраста, с отделения раннего эстетического развития. С первых уроков необходимо увлекать ребенка музыкой, прививать ему пианистические навыки игры на фортепиано, развивать его эмоциональный и духовный мир.
Как показывает практика, уже в средних классах дети начинают проявлять себя как личности яркие, одаренные, выразительно исполняющие сложные по технике и смысловому содержанию музыкальные произведения. В этот период очень важно внимательно и всесторонне развиватьучащегося, объективно оценивать его возможности, учитывать его природную эмоциональность, приспособляемость к инструменту, музыкальную память, стрессоустойчивость, умение держаться на сцене и доносить до слушателей замысел исполняемого произведения.
При высоком уровне способностей и возможной профориентации учащегосядолжны включаться в репертуар произведения более сложные: техническом отношении, фактурном, смысловом, эмоциональном. Воспитывать нужно на классических произведениях таких композиторов: И.Бах, П.Чайковский, композиторов Венских классиков, М. Клементи, Ф. Кулау, Э. Григ, К. Черни, Д. Шостакович, С. Прокофьев и др..
Увлекая ученика яркой, эмоциональной программой, часто выставлять его наконцерты, конкурсы, конкурсы – фестивали, любые выступления, чтобы он чувствовал одобрение окружающих, восхищение зрителей. Победы на конкурсах вселяют уверенность и удовлетворение, стимулируют дальнейшее совершенствование и, как правило, желание продолжить свое обучение в специальных профессиональных образовательных учреждениях.
Участие моих воспитанников в конкурсах: региональные «Наши надежды» 12 конкурсов; окружные г.Сургут: «Волшебные клавиши» (2003г., 2006г., 2010г.), Открытый Окружной конкурс инструментального исполнительства им. А.С. Знаменского (2012г., 2014г.,2016г.); областные «Дебют» г.Тюмень (2013г.); всероссийские: Открытый Всероссийский конкурс инструментального исполнительства им. А.А. Алябьева г.Тобрльск (2006г., 2009г.. 20014г.), «Золотая лира» г.Сургут 2019г., «Звучи» 2020г.; международные 2006г. Париж Гумерова Лейсан - Лауреат II степени, Международный конкурс – фестиваль «Рождественский фейерверк талантов» (2017 г., г.Витебск, Беларусь) Ермолаев Глеб – Дипломант I степени; Городской конкурс пианистов «Наши надежды» (2018 г., г.Нефтеюганск) Андренко Арина – Лауреат I степени, Яковенко София – Лауреат III степени; Международной конкурс – фестиваль «Звездный триумф» (2018 г., 2019 г., г.Нефтеюганск) Ермолаев Глеб - Лауреат I степени, Андренко Арина – Лауреат I степени; IV Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Роза ветров в Ханты Мансийске» (2018 г., г.Ханты-Мансийск) Андренко Арина - Дипломант I степени; Международный конкурс – фестиваль «Youth of the Planet» (2018 г., г.Стокгольм, Швеция,); Международный конкурс – фестиваль «Планета талантов» (2018 г., г.Сургут,) Андренко Арина - Лауреат III степени; Международный конкурс – фестиваль музыкально-художественного творчества «Шелковый путь» (2019 г., г.Астана, Казахстан) Ермолаев Глеб - Лауреат II степени, Иванова Александра - Лауреат II степени; III Всероссийский конкурс «Золотая Лира» (2019 г., г.Сургут,) Садрлиманова Камила - Лауреат I степени; Международный фестиваль-конкурс хореографии, песни, инструментальной музыки и оригинального жанра «Под небом Испании» (2019 г., Испания г.Ллорет де мар (Коста брава) Андренко Арина - Лауреат I степени; XV Международный фестиваль-конкурс «LE CIEL DE PARIS» (2019г., Франция, г. Париж) Мухаметова Карина - Лауреат I степени).
В моей практике концерты – рапорты класса, сольные концерты учащихся, отчеты об участии в творческих школах в цикле «По ступенькам мастерства»: «Пьесы курганского композитора И. Парфенова» (2001г.), «Русская народная песня – душа русского народа» (2002г.), «Популярные и любые мелодии» (2003г.), «Произведения композитора И. Берковича» (2004г.), «Пьесы в старинном стиле» (2005г.); «Сольный концерт – выставка выпускницы ИЗО Черемных Юлии» (2005г.), Сольные концерты: Рыбаковой Татьяны, Марковой Елены, Гумеровой Лейсан, Артюх Елены и др..
В работе по сотрудничеству с образовательными учреждениями, дошкольными образовательными учреждениями города – ежегодные концертные выступления для воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 13 «Чебурашка», «Детский сад № 12 «Брусничка» (2018 г.), муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Прогимназия «Сообщество» (2019 г.).
Еще одной ступенью профориентации являются творческие школы: «Новые имена» г.Москва, Суздаль, Прага (Чехия). В 2001, 2008, 2010, 2012 году с учащимися класса прошла стажировку на Международных курсах ЮНЕСКО по художественному образованию в рамках ХVI и ХVIII Летних творческих школ "Новые имена" в г. Суздаль в классе мастерства заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, ведущего педагога Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Киры Александровны Шашкиной; преподавателя Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Барлыковой Шолпан Габдылхаковны; лауреата Международных конкурсов, преподавателя Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Красотиной Ирины Викторовны; преподавателя лауреата Международных конкурсов, преподавателя Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Мечетиной Екатерины Васильевны; народного артиста России, профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Бондурянского Александра Зиновьевича; доцента Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Констаниди Аристотеля Понайотовича.
Консультации профессоров престижных учебных заведений страны, преподавателей высшего звена, совместное взаимодействие, творчество, помогают поддерживать высокий профессионализм и дух творчества, помогают нацелить детей на получение профессии.
В профориентационную работу также входят творческие встречи, концерты со студентами и преподавателями музыкальных колледжей (г. Москва, Курган, Екатеринбург, Сургут, Ханты–Мансийск), которые приезжают в нашу школу. Преподаватели дают мастер – классы, информационные сообщения об истории средних специальных учебных заведений, основных специальностях, пути продолжения образования, перспективах дальнейшего трудоустройства.
В профессиональной ориентации для меня очень важно, передать в «надежные руки» выпускника, чтобы переход был безболезненным и комфортным при смене и преподавателя и учебного заведения. Преподаватели среднего звена заинтересованы в качественно подготовленных ребятах, поэтому консультации, считаю, должны быть обязательно.
Увлеченная работа педагога, доброжелательная атмосфера в классе, любовь педагога к своей специальности, ученикам, творят чудеса. Видя увлеченность своих детей, родители всячески поддерживали их творческую деятельность.
В успешном усвоении курса обучения пианиста большую роль играет заинтересованность родителей. Только благодаря родительской поддержке детям удается достичь высоких результатов. Идет работа трех составляющих:ученик – преподаватель - родители.
Важную роль в профориентации играют личные достижения учащихся. Стипендии Окружной программы «Юные таланты Югры» получили: Гумерова Лейсан, Грязова Елизавета, Фаюршина Алина. Андренко Арина награждена денежной премией Губернатора ХМАО – Югры в области культуры и искусства (20 тысяч рублей) по итогам 2016 – 2017 учебного года. В Энциклопедии детских достижений ХМАО-Югры 2018 год: Грязова Елизавета в списке одаренных детей ХМАО – Югры; страница в печатном издании.
За отличную учебу и активную творческую жизнь в 2008 году ученица Лейсан Гумерова была награждена Благодарственным письмом и премией мэра города Нефтеюганска, портрет девочки был помещен на городскую доску почета «Молодежь – гордость Нефтеюганска». Портрет Андренко Арины помещен на Городскую доску почета «Молодежь – гордость Нефтеюганска» за выдающиеся достижения в области культуры и искусства города Нефтеюганска за 2018-2019 учебный год. Андренко Арина внесена в Базу одаренных детей и молодежи города Нефтеюганска в области культуры.
Преподавательская работа требует большой личной энергозатратности, увлеченности своим делом, обладанием высокой культуры, хорошего владения инструментом и тонкой музыкальностью.
Все перечисленные моменты моей работы, помогают одаренным ученикам подготовиться к поступлению в средние специальные учебные заведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа преподавателя МОУ ДОД "Полазненской детской школы искусств" Е. Л. Старовойтовой «Батик – роспись по шёлку»
«Батик – роспись по шёлку» авторская программа и методические рекомендации (для ДХШ, ДШИ, Дворцов культуры, школ с углублённым изучением предметов художественно – эстетического цикла).Сост...
Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств.
Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе...
Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств.
Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе...
Программа по учебному предмету; Подготовка к обучению в детской школе искусств
Подготовка детей к обучению в детской школе искусств....
Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»
Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»...
Роль концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств
Эта методическая разработка поможет концертмейстерам-пианистам разобраться в специфике музыкального оформления урока классического танца....
Организация школьных конкурсных мероприятий как один из путей преодоления школьной неуспешности при обучении в детской школе искусств
В данной работе автор делится опытом организации и проведения школьных конкурсных мероприятий, помогающих учащимся реализовать свой творческий потенциал...