Сегментация рынка образовательных услуг
статья

Разновидность комплексного исследования рынка образовательных услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл segmentatsiya_rynka_obrazovatelnyh_uslug.docx76.82 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сегментация рынка образовательных услуг,

 потребители образовательных услуг,
факторы, влияющие на потребителей»

Бугрова Е.Ю.

Зам. директора МБУ ДО «ДДТ»

г.Реутов

 

Сегментация рынка образования может быть произведена различными способами:

- по группам потребителей образовательных услуг

- по параметрам образовательных услуг (ОУ)

- по конкурентам на рынке образования

  • Сегментирование рынка это процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в запросах и потребностях, характеристиках и поведении.
  • Сегмент рынка образовательных услуг представляет собой группу существующих или потенциальных потребителей (детей и родителей), имеющие схожие признаки, по которым они предъявляют требования к образовательным услугам.
  • Сегментация рынка образовательных услуг – это деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей образовательных услуг УДОД, это продуманное деление рынка на достаточно крупные группы потребителей, предъявляющих определенные и существенно различные требования к предлагаемым образовательным услугам.

Критерии целевого рынка :

  • географические – город, сельская местность, численность и плотность населения;
  • социально-экономические – образование родителей, их профессия, доход;
  • психографические – склонность к инновациям, групповая мотивация; общественное положение; образ жизни;
  • поведенческие – доверие к образовательному учреждению, к образовательной услуге, приверженность к определенной услуге, интенсивность потребления; отношение к образовательной услуге, степень информированности о ней;
  • ситуационные – льготы, выгоды, удобства;
  • демографические – пол, возраст воспитанника, состав его семьи

Сегмент рынка - это потребители, одинаково реагирующие на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.

Рынок состоит из множества типов потребителей. Ни один товар или услуга не предназначаются для всех потребителей.

Группы потребителей — это целевые сегменты рынка.

Сегментация позволит спланировать продуктивную деятельность образовательного учреждения если:

  • определены характеристики и требования потребителей относительно типа услуг, предлагаемых ОУ;
  • проведен анализ сходства и различий потребителей;
  • разработаны профили групп потребителей;
  • осуществлен выбор потребительского сегмента (сегментов);
  • подготовлен соответствующий маркетинговый план.

         Сегментирование – это деление рынка (образовательного рынка) на определенные группы потребителей, каждой из которых может потребоваться отдельный товар (или дифференцированные образовательные услуги).

        Сегментирование рынка потребителей образовательных услуг необходимо для выявления потенциальных потребителей, а также для определения тех его агентов, которым эти услуги необходимы в данный момент или могут потребоваться в будущем.

Сегментация по параметрам ОУ

        Сегментация по параметрам, потребительским свойствам предлагаемых продуктов, услуг - это фактически сегментация по типу и силе реакции потребителей на определенные параметры продукта.

        Рынок ОУ сегментируется по таким параметрам:

  • уровни образования,
  • профиль подготовки,
  • уровни фундаментальности,
  • широты образования
  • глубины специализации,
  • формы обучения, его сроки (объемы),
  • используемые методы и приемы.

Сегментация рынка ОУ по конкурентам


        Главное, что может дать такая сегментация, - это понимание того, почему пользуются спросом не наши товары и услуги, а те, что предлагаются конкурентами.

      Разновидности конкурентов на рынке ОУ:

  • другие образовательные учреждения
  • образовательные каналы и передачи радио и телевидения.
  • консультационные фирмы.
  • коммерческие негосударственные фирмы и организации.

         В платной образовательной деятельности образовательных учреждений выделяют несколько видов сегментации соответствующих услуг:

  • макросегментация — деление рынка по регионам, странам, городам, степени их индустриализации;
  • микросегментация — определение группы потребителей в рамках одной страны по более или менее однородным критериям;
  • сегментация «вглубь» — конкретизация платных образовательных услуг и их потребителей;
  • сегментация «вширь» — расширение узкой группы потребителей;
  • предварительная сегментация — охват большого числа рыночных сегментов для изучения;
  • окончательная сегментация — завершающая стадия рыночных исследований — определение оптимальных для образовательных учреждений (их возможностей) сегментов рынка, относительно которых в дальнейшем будут разрабатываться маркетинговая стратегия и программа.

Сегментация рынка ОУ - это разновидность его комплексного исследования, затрагивающая все основные объекты маркетинговых исследований:

  • целевые группы потребителей,
  • возможных конкурентов,
  • ассортимент и качество самих ОУ,
  • ценообразование,
  • коммуникации и продвижение ОУ на рынке,
  • собственные возможности и ресурсы организации.

        Предполагаемая в ходе сегментации рынка информационно-аналитическая работа объемна и многопланова, но в результате позволяет выйти на возможность разработки и осуществления оптимальной маркетинговой стратегии и тактики поведения на рынке.

         Глобализация и развитие информационных технологий вносят принципиальные, изменения в процесс сегментирования рынка.

        Возможность создания баз данных потребителей приводит к развитию маркетинга, ориентированного на отдельную личность, или сегментированию называемого рынка одного потребителя.

  • Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование рынка образовательных услуг в России"

Формирование рынка образовательных услуг в России...

Урок экономики "Сегментация рынка как условие успешной конкуренции"

Представленная разработка может быть использована как:урок экономики в 11 классе социально - гуманитарного профиля,как занятие элективного курса экономической направленности в 10 классе («Основы...

Рынок образовательных услуг

РынокОбразовательные услугиФункции рынка образовательных услуг Субъекты и объекты рынка образовательных услугСтруктуризация рынкаОсобенности рынка...

Презентация по теме: «Рынок образовательных услуг: его место в системе рыночных отношений, структура и инфраструктура»

В презентации рассказывается о месте рынка образовательных услуг в ситеме современных рыночных отношений....

Факторы, влияющие на поведение потребителей рынка образовательных услуг

Факторы, влияющие на поведение потребителей рынка образовательных услуг...

План исследования рынка образовательных услуг в учреждении дополнительного образования детей

План включает исследования, позволяющие изучить степень удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством предоставляемых образовательных услуг; социальные мотивы посещения детских творческ...

Программа исследования рынка образовательных услуг

ДДТ  является составной частью системы дополнительного образования Сычевского района Смоленской области, частью социальной среды, в которой ребенок адаптируется к общественным ценностям, накаплив...