Сегментация рынка образовательных услуг
статья
Разновидность комплексного исследования рынка образовательных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
segmentatsiya_rynka_obrazovatelnyh_uslug.docx | 76.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сегментация рынка образовательных услуг,
потребители образовательных услуг,
факторы, влияющие на потребителей»
Бугрова Е.Ю.
Зам. директора МБУ ДО «ДДТ»
г.Реутов
Сегментация рынка образования может быть произведена различными способами:
- по группам потребителей образовательных услуг
- по параметрам образовательных услуг (ОУ)
- по конкурентам на рынке образования
- Сегментирование рынка — это процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в запросах и потребностях, характеристиках и поведении.
- Сегмент рынка образовательных услуг представляет собой группу существующих или потенциальных потребителей (детей и родителей), имеющие схожие признаки, по которым они предъявляют требования к образовательным услугам.
- Сегментация рынка образовательных услуг – это деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей образовательных услуг УДОД, это продуманное деление рынка на достаточно крупные группы потребителей, предъявляющих определенные и существенно различные требования к предлагаемым образовательным услугам.
Критерии целевого рынка :
- географические – город, сельская местность, численность и плотность населения;
- социально-экономические – образование родителей, их профессия, доход;
- психографические – склонность к инновациям, групповая мотивация; общественное положение; образ жизни;
- поведенческие – доверие к образовательному учреждению, к образовательной услуге, приверженность к определенной услуге, интенсивность потребления; отношение к образовательной услуге, степень информированности о ней;
- ситуационные – льготы, выгоды, удобства;
- демографические – пол, возраст воспитанника, состав его семьи
Сегмент рынка - это потребители, одинаково реагирующие на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.
Рынок состоит из множества типов потребителей. Ни один товар или услуга не предназначаются для всех потребителей.
Группы потребителей — это целевые сегменты рынка.
Сегментация позволит спланировать продуктивную деятельность образовательного учреждения если:
- определены характеристики и требования потребителей относительно типа услуг, предлагаемых ОУ;
- проведен анализ сходства и различий потребителей;
- разработаны профили групп потребителей;
- осуществлен выбор потребительского сегмента (сегментов);
- подготовлен соответствующий маркетинговый план.
Сегментирование – это деление рынка (образовательного рынка) на определенные группы потребителей, каждой из которых может потребоваться отдельный товар (или дифференцированные образовательные услуги).
Сегментирование рынка потребителей образовательных услуг необходимо для выявления потенциальных потребителей, а также для определения тех его агентов, которым эти услуги необходимы в данный момент или могут потребоваться в будущем.
Сегментация по параметрам ОУ
Сегментация по параметрам, потребительским свойствам предлагаемых продуктов, услуг - это фактически сегментация по типу и силе реакции потребителей на определенные параметры продукта.
Рынок ОУ сегментируется по таким параметрам:
- уровни образования,
- профиль подготовки,
- уровни фундаментальности,
- широты образования
- глубины специализации,
- формы обучения, его сроки (объемы),
- используемые методы и приемы.
Сегментация рынка ОУ по конкурентам
Главное, что может дать такая сегментация, - это понимание того, почему пользуются спросом не наши товары и услуги, а те, что предлагаются конкурентами.
Разновидности конкурентов на рынке ОУ:
- другие образовательные учреждения
- образовательные каналы и передачи радио и телевидения.
- консультационные фирмы.
- коммерческие негосударственные фирмы и организации.
В платной образовательной деятельности образовательных учреждений выделяют несколько видов сегментации соответствующих услуг:
- макросегментация — деление рынка по регионам, странам, городам, степени их индустриализации;
- микросегментация — определение группы потребителей в рамках одной страны по более или менее однородным критериям;
- сегментация «вглубь» — конкретизация платных образовательных услуг и их потребителей;
- сегментация «вширь» — расширение узкой группы потребителей;
- предварительная сегментация — охват большого числа рыночных сегментов для изучения;
- окончательная сегментация — завершающая стадия рыночных исследований — определение оптимальных для образовательных учреждений (их возможностей) сегментов рынка, относительно которых в дальнейшем будут разрабатываться маркетинговая стратегия и программа.
Сегментация рынка ОУ - это разновидность его комплексного исследования, затрагивающая все основные объекты маркетинговых исследований:
- целевые группы потребителей,
- возможных конкурентов,
- ассортимент и качество самих ОУ,
- ценообразование,
- коммуникации и продвижение ОУ на рынке,
- собственные возможности и ресурсы организации.
Предполагаемая в ходе сегментации рынка информационно-аналитическая работа объемна и многопланова, но в результате позволяет выйти на возможность разработки и осуществления оптимальной маркетинговой стратегии и тактики поведения на рынке.
Глобализация и развитие информационных технологий вносят принципиальные, изменения в процесс сегментирования рынка.
Возможность создания баз данных потребителей приводит к развитию маркетинга, ориентированного на отдельную личность, или сегментированию называемого рынка одного потребителя.
- Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование рынка образовательных услуг в России"
Формирование рынка образовательных услуг в России...
Урок экономики "Сегментация рынка как условие успешной конкуренции"
Представленная разработка может быть использована как:урок экономики в 11 классе социально - гуманитарного профиля,как занятие элективного курса экономической направленности в 10 классе («Основы...
Рынок образовательных услуг
РынокОбразовательные услугиФункции рынка образовательных услуг Субъекты и объекты рынка образовательных услугСтруктуризация рынкаОсобенности рынка...
Презентация по теме: «Рынок образовательных услуг: его место в системе рыночных отношений, структура и инфраструктура»
В презентации рассказывается о месте рынка образовательных услуг в ситеме современных рыночных отношений....
Факторы, влияющие на поведение потребителей рынка образовательных услуг
Факторы, влияющие на поведение потребителей рынка образовательных услуг...
План исследования рынка образовательных услуг в учреждении дополнительного образования детей
План включает исследования, позволяющие изучить степень удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством предоставляемых образовательных услуг; социальные мотивы посещения детских творческ...
Программа исследования рынка образовательных услуг
ДДТ является составной частью системы дополнительного образования Сычевского района Смоленской области, частью социальной среды, в которой ребенок адаптируется к общественным ценностям, накаплив...