Программа исследования рынка образовательных услуг
материал
ДДТ является составной частью системы дополнительного образования Сычевского района Смоленской области, частью социальной среды, в которой ребенок адаптируется к общественным ценностям, накапливает опыт в выбранной деятельности, общения, отношений в новых условиях, реализует свои интересы и потребности. В соответствии с годовым планом работы коллектив ДДТ выполняет социальный заказ по сохранению и пополнению контингента обучающихся и развитию творческого потенциала обучающихся на основе сохранения их физического, психологического и нравственного здоровья в содружестве с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_rynka_obrazovatelnyh_uslug.docx | 657.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Введение……………………………………………………………………………………. Актуальность…………………………………………………………………………………. Миссия дополнительного образования в современном российском обществе………….. Формы деятельности по исследованию дополнительных образовательных услуг……… Виды деятельности по исследованию дополнительных образовательных услуг……….. II. Этапы подготовки и проведения маркетингового исследования в ДДТ…………………………………………………………………………………............... III. Основные направления исследования образовательных программ и виды услуг в системе дополнительного образования…………………………………………. Маркетинговые исследования изучения потенциальных и фактических потребителей образовательных услуг ДДТ………………………………………………………... Изучение потребительских мотиваций, формирующих предпочтения потенциальных потребителей образовательных услуг……………………………………………………….. Выявление имиджа учреждения дополнительно образования детей……………………… Социально- профессиональный портрет педагога дополнительного образования………. Изучение фактических потребителей образовательных услуг. Удовлетворенность качеством образовательных услуг…………………………………………………………… Изучение фактических потребителей образовательных услуг. Изучение социальных мотивов посещения творческих объединений………………………………………………. Ожидаемые результаты реализации программы…………………………………………….. IV. План по разработка и реализация маркетинговых мер по устойчивому продвижению образовательных услуг в ДДТ и позиционированию бренда учреждения на образовательном рынке города и района…………………………….. Литература…………………………………………………………………………………… Диагностический инструментарий……………………………………………………….. | 3 5 6 7 7 7 8 9 9 10 10 11 11 12 13 13 15 16 |
I. Введение
В условиях становления экономики России существенно меняется содержание организационных, управленческих и социально-экономических отношений как в системе государственного управления и рыночных структурах, так и в образовательных учреждениях. Дополнительное образование детей - это вид образовательной деятельности, направленной на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. С рыночной точки зрения, дополнительное образование - это услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей.
Изучение рынка образовательных услуг представляет разновидность комплексного анализа. Объекты маркетингового исследования различны и зависят от целей. Рынок может быть разделен с помощью нескольких вариантов, взятых отдельно или в комбинации, для того чтобы увидеть, какой из них дает наиболее полезные маркетинговые возможности. Выбор факторов будет зависеть от тех проблем, которые учебное заведение собирается решать. При этом необходимо учитывать, кто именно является потребителем образовательных услуг. Можно выделить следующие целевые сегменты рынка образовательных услуг: потребители -организации и предприятия, индивидуальные потребители - население.
Наиболее сложной в данном случае является сегментация рынка индивидуальных потребителей, требующая более тщательного и взвешенного подхода. Это вызвано целым рядом причин: во-первых, наличие крайне разнообразных по своей сути требований, вкусов, приоритетов и проблем у потребителей; во-вторых, существование множества лиц (члены семьи, друзья, знакомые и т. д.), которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о выборе той или иной образовательной услуги; в-третьих, личности, как субъекты принятия решений, могут быть плохо информированы, организованны, целенаправленны в процессе осуществления своего выбора.
При помощи изучения сегментации образовательная организация получает возможность более детального и системного изучения существующих потребностей на рынке, что помогает точнее определить рыночные возможности. Кроме того, учреждение сможет лучше регулировать каналы распределения и возможности продвижения образовательных услуг, а также повысить эффективность образовательного процесса за счет корректирования учебных программ в соответствии со специфическими запросами потребителей. Для управления образовательным учреждением необходимо освоение современных маркетинговых технологий исследования потребностей и запросов детей и их родителей, выявления потенциальных потребителей и социального заказа.
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Сычевки (далее ДДТ) является составной частью системы дополнительного образования Сычевского района Смоленской области, частью социальной среды, в которой ребенок адаптируется к общественным ценностям, накапливает опыт в выбранной деятельности, общения, отношений в новых условиях, реализует свои интересы и потребности. В соответствии с годовым планом работы коллектив ДДТ выполняет социальный заказ по сохранению и пополнению контингента обучающихся и развитию творческого потенциала обучающихся на основе сохранения их физического, психологического и нравственного здоровья в содружестве с родителями.
С этой целью, коллектив на основе использования всех имеющихся ресурсов (кадровых, программно-методических, материально-технических, сотрудничества с социумом):
- реализовал 12 дополнительных общеобразовательных программ;
- ряд досуговых программ;
- обеспечивал активное участие обучающихся в мероприятиях различного уровня;
- реализовывал методическое сопровождение образовательного процесса, повышение квалификации педагогов.
Образовательная деятельность осуществляется по следующим основным направленностям:
- художественная,
- физкультурно-спортивная,
- техническая,
- социально-педагогическая,
- естественнонаучная.
Доминирующими являются художественная и социально-педагогическая направленности.
Если рассматривать динамику наполняемости творческих объединений учреждения, то мы увидим, что по сравнению с предыдущими годами, количество групп творческих объединений технической, художественной и физкультурно-спортивной направленностей значительно увеличилось, за счет появления новых творческих объединений, и, соответственно, увеличилось количество обучающихся. В целом учреждение сохранило основной контингент обучающихся. Ведется целенаправленная работа по вовлечению в творческие объединения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а так же детей-инвалидов.
Миссия учреждения – формирование компетентной личности средствами дополнительного образования, способной к совершенствованию.
Образовательная деятельность образовательной организации направлена на личностный рост, самоопределение и самореализацию детей и подростков в соответствии с их потребностями, способностями, возрастными особенностями и возможностями, способствующих освоению ребенком социально позитивных ценностных ориентиров.
Стратегическая цель ДДТ: реализация компетентностного подхода в организации образовательного процесса, направленного на развитие и проявление ребенком своих личностных качеств, формирование индивидуальности, субъектности, способности к нравственной творческой реализации своих возможностей.
Осуществление цели предполагает наличие определенных, привлекательных для детей, родителей (законных представителей) условий:
• свобода выбора направленности и содержания образования;
• темп и глубина его освоения;
• качество образовательных услуг;
• сотрудничество детей и взрослых;
• ориентация на развитие ценностно-смысловой сферы личности;
• педагогическая поддержка и социальная адаптация обучающихся.
Актуальность
В условиях общекультурного кризиса воспитание культурной личности, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности представляется чрезвычайно важным. Участие в системе дополнительного образования способствует культурному развитию и социализации детей и юношества.
Вопросам развития системе дополнительного образования в последние годы уделяется большое внимание. Изменение приоритетов политики государства в области распределения доходов поставило данную сферу в крайне сложное финансовое положение. Учреждения дополнительного образования и культурного просвещения населения, находившиеся еще в начале 1990-х гг. на полном государственном обеспечении, сейчас получают от правительства не более 40% общей суммы расходов. Данное обстоятельство заставляет искать пути повышения эффективности управления и разрабатывать стратегии продвижения собственных услуг, связанных с различными направлениями социально-культурной деятельности и приобщением детей к искусству. Приобщение детей к искусству и иным видам творчества необходимы для формирования эмоционально-чувственного отражения мира, нравственно-эстетического развития личности.
Дополнительное образование является является традиционной сферой взаимодействия муниципальных учреждений культуры, образовательных организаций (дошкольных, школьных), государственных управленческих структур, отвечающих за организацию досуга населения, а также коммерческих учреждений, осуществляющих выставочно-концертную деятельность.
Объект исследования: дополнительное образование.
Предмет исследования: продвижение услуг ДДТ.
Цель: разработка и теоретическое обоснование комплекса мероприятий по продвижению услуг ДДТ.
Задачи исследования:
- расширять образовательное пространство на основе интеграции различных видов деятельности;
- осуществлять диагностику потребностей населения в образовательных услугах и учитывать их при составлении учебного плана, плана работы учреждения на учебный год, дополнительных общеобразовательных программ;
- повысить охват детей программами дополнительного образования за счет внедрения в образовательный процесс инновационных программ;
- развить домашние и семейные формы дополнительного образования с опорой на методическую помощь и консультационную поддержку семей;
- увеличить обучающие программы в дистанционном формате.
Методология и методы исследования: в работе использованы системный, деятельностный, комплексный, социально-управленческий подходы.
Теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, анализ документов, математическая и графическая обработка результатов.
Эмпирическая база: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Сычевки
Теоретическая значимость исследования и элементы новизны: уточнено понятие «услуги учреждения дополнительного образования», определены функции учреждений дополнительного образования; обоснованы современные стратегии продвижения услуг учреждений дополнительного образования; определены основное значение социального партнерства для таких учреждений.
Миссия дополнительного образования в современном российском обществе
Дополнительное образование, согласно ФЗ «Об образовании» – это одна из подсистем отечественного образования, создающая условия для непрерывного образования в течение всей жизни, которая включает такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеобразовательные и предпрофессиональные программы. Теория дополнительного образования предполагает обоснование его цели, задач, принципов, функций.
Опираясь на ст. 75 ФЗ «Об образовании», в качестве цели дополнительного образования следует обозначить формирование и развитие творческих способностей детей, а в качестве основных задач:
- удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
- организацию их свободного времени.
- адаптацию детей к жизни в обществе,
- профессиональная ориентация молодежи,
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.
Формы исследования: статистика, анкетирование, тестирование, опрос, установление взаимосвязей количественных и качественных и т.п.
Виды деятельности по изучению ранка дополнительных образовательных услуг:
- изучение рынка образовательных услуг;
- формирование и определение потребностей в дополнительном образовании (поиск новых направлений в дополнительном образовании для реализации новых общеобразовательных программ);
- продвижение на рынок образовательных продуктов (реализация дополнительных общеобразовательных программ, разработка новых дополнительных общеобразовательных программ);
- информационное сопровождение образовательного продукта (сотрудничество со СМИ, наличие сайта образовательной организации, наличие сайтов педагогических работников образовательного учреждения, оформление стендов в ДДТ.
II. Этапы подготовки и проведения маркетингового исследования
в ДДТ
1. Выявление проблемы и формулирование тем исследования – обеспечение конструктивного взаимодействия администрации и педагогического состава учреждения для формирования маркетинговой компетентности. Данный этап позволяет решать определенный круг социальных проблем, связанных с организацией свободного времени детей и подростков, увеличением количества обучающихся в творческих объединениях;
2. Установка плана сбора информации:
сильные стороны (изучение новых педагогических технологий, повышение образовательного уровня, развитие коммуникативных навыков через тренинги; участие в международных, всероссийских конкурсах, проектах, использование опыта для повышения качества обучения; улучшение имиджа учреждения через регулярное оповещение широкой общественности об успехах выпускников, о научно-методической работе педагогов);
слабые стороны (развитие сотрудничества с представителями индустрии, профессиональными ассоциациями, службами занятости для привлечения новых кадров; участие родителей и общественности в дополнительном образовании детей);
возможности (развитие дополнительной профессиональной образовательной программы с разным сроком реализации; проведение работы по включению учреждения в различные финансовые проекты по улучшению материальной базы, творческого партнёрства);
риски (проведение работы по привлечению дополнительных источников финансирования).
3. Разработка плана выборки:
– выбор аудитории для изучения потребительского спроса: родители, обучающиеся;
–оптимальный способ связи: интернет-ресурсы, собрания;
4. Проведение опроса и сбор информации.
5. Систематизация и анализ собранной информации
6. Представление основных результатов исследования маркетингового подхода к совершенствованию качества дополнительного образования детей
При сборе первичных данных есть выбор из двух основных орудий исследований – это анкеты. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица, сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого и позволить легко провести анализ. Перед проведением массового опроса, анкета была протестирована на небольшом числе лиц для доработки слабых мест. После проведения всего анкетирования каждый ответ был тщательно проанализирован и обработаны.
III. Основные направления исследования образовательных программ и виды услуг
в системе дополнительного образования
Значение дополнительного образования в России с каждым годом растет. В Концепции модернизации российской системы образования отмечена важность системы дополнительного образования, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Дополнительное образование нельзя рассматривать как придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека государства.
На начальном этапе исследования рынка образовательных услуг в ДДТ мы обозначили актуальные проблемы. При организации исследования за основу был взят метод опроса. Для этого необходимо было составить содержание опроса в виде анкеты и определить список респондентов, участников опроса.
Методика исследования представляет собой опросник, с перечнем тем с вопросами к респондентам:
Маркетинговые исследования изучения потенциальных и фактических потребителей образовательных услуг ДДТ по следующим темам:
1. Изучение потребительских мотиваций, побудительных мотивов, факторов, формирующих предпочтения потенциальных потребителей образовательных услуг.
2. Предоставление потребителям образовательных услуг возможности выбора образовательного учреждения. Выявление имиджа учреждения дополнительного образование детей.
3. Выявление имиджа педагогов учреждения дополнительного образование детей.
4. Изучение фактических потребителей образовательных услуг:
- изучение степени удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством предоставляемых образовательных услуг;
- изучение социальных мотивов посещения детских творческих объединений;
- изучение мотивов ухода детей из объединения.
Изучение потребительских мотиваций, формирующих предпочтения потенциальных потребителей образовательных услуг:
Интересы, потребности обучающихся все время меняются, следовательно, работа ДДТ строится не всегда с учетом новых, актуальных в данное время интересов. В связи с этим возникает необходимость устранения проблемы противоречия между наличием у детей образовательных потребностей в сфере дополнительного образования и отсутствием четкой информации о данных потребительских мотивациях.
Соответственно, замедляется процесс совершенствования форм, методов, содержания образовательного процесса, сдерживается развитие рыночно ориентированных направлений образовательной деятельности.
Указанная проблема предопределила цель исследования – получение конкретной информации о потребностях на услуги дополнительного образования детей в условиях взаимодействия с ДДТ по их удовлетворению.
Методика исследования: данное исследование можно определить как качественно-количественное описание потребностей детей и их родителей в дополнительных образовательных услугах. Необходимо тщательно рассчитать выборку респондентов, чтобы охватить все социальные слои, разный возраст детей, уровень их подготовки (общеобразовательный и углубленное изучение предметов).
Метод исследования: анкетирование (Анкеты № 1,2,3).
Виды оценки: количественная (% соответствия) и качественная (ранжирование).
Алгоритм обработки результатов:
1. Расчет процентного соотношения ответов по каждой их позиции от общего числа респондентов опрошенных групп.
2. Распределение полученных данных по следующим возрастным категориям:
- дошкольники (5-6 лет);
- дети младшего и среднего школьного возраста (7-14 лет);
- дети старшего школьного возраста (15-18 лет);
- родители опрошенных детей.
3. Произвести анализ данных по каждой исследуемой группе.
4. По результатам исследования составить аналитический отчет.
Выявление имиджа учреждения дополнительно образования детей
Имидж общеобразовательного учреждения – это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванными оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума (М. С.Пискунов).
Вопросы, касающиеся качества предоставляемого образовательного продукта, являются постоянными. Это связано с тем, что потребители услуг могут быть недовольны качеством образования, и могут предпочесть другие учреждения дополнительного образования детей, которые, в свою очередь, быстро перенимают передовой опыт.
Цель исследования: выявление представлений о конкретном образовательном учреждении для дальнейшего распространения в социуме знаний о целях его деятельности.
Создаваемый имидж представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, что предопределило задачи данного исследования:
- выявление мнений об образе руководителя;
- уточнение представлений о качестве образования;
- определение представлений об уровне комфортности образовательной среды;
- оформления стиля ДДТ;
- персонификация образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей.
Объект исследования: родители обучающихся ДДТ.
Методика исследования: данное исследование можно определить как качественно-количественное описание составляющих имиджа образовательного учреждения.
Метод исследования: анкетирование (Анкета № 4).
Виды оценки: количественная (% соответствия).
Алгоритм обработки результатов:
1. Расчет процентного соотношения ответов по каждой их позиции от общего числа респондентов.
2. Распределение полученных данных.
3. Анализ данных по каждому параметру исследования.
4. По результатам исследования составить аналитический отчет, разработать рекомендации.
Социально- профессиональный портрет педагога дополнительного образования
Эффективность или результативность работы педагогов дополнительного образования зависит от множества внешних и внутренних факторов. С учетом этих факторов выделен ряд приоритетных задач, решение которых значительно способствует повышению эффективности работы учреждения:
1. Формирование коллектива педагогов-профессионалов и единомышленников, способных в полной мере удовлетворять запросы населения на образовательные услуги;
2. Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов.
Цель исследования – составить социальный «портрет» педагога дополнительного образования, выявить основные характеристики педагогов дополнительного образования как особой социальной группы. В ходе исследования изучаются интересы в профессиональной сфере, взгляд педагогов на необходимые им в работе личностные качества, проблемы взаимоотношений.
Задачи исследования:
1. Выявление представлений педагогов о своей работе.
2. Определение приоритетов педагогов в профессиональной сфере.
3. Выявление социальной позиции педагогов дополнительного образования.
4. Определение проблематики отношений педагогов с воспитанниками и администрацией образовательного учреждения.
Объект исследования: педагоги данного образовательного учреждения.
Методика исследования: данное исследование можно определить как качественно-количественное описание заданных параметров. Необходимо тщательно рассчитать выборку респондентов, чтобы охватить весь педагогический коллектив.
Метод исследования: анкетирование (Анкеты № 5,6).
Виды оценки: количественная (% соответствия) и качественная (ранжирование по 10-ти балльной шкале).
Алгоритм обработки результатов:
1. Расчет процентного соотношения ответов по каждой их позиции от общего числа респондентов.
2. Распределение полученных данных по критериям исследования (см. задачи исследования).
3. Анализ данных по каждой исследуемой группе.
4. По результатам исследования составить аналитический отчет, разработать рекомендации.
Изучение фактических потребителей образовательных услуг. Удовлетворенность качеством образовательных услуг
Удовлетворенность потребителей образовательными услугами учреждения дополнительного образования детей является одним из показателей качества образовательной деятельности этого учреждения. Современное изучение показателя удовлетворенности качеством образовательных услуг позволяет мобильно реагировать на те или иные отрицательные и развивать положительные моменты деятельности образовательного учреждения. Анализ этого показателя позволит более обдуманно подойти к планированию и проектированию деятельности объединения, разработать и осуществить систему мер, позволяющих более эффективно предоставлять образовательные услуги, обладающие такими качествами, которые наиболее полно отвечают требованиям потребителей (своевременно обновить ассортимент, внедрять новые образовательные технологии).
Цель исследования: оценка качества предоставляемых образовательных услуг их потребителями (воспитанниками и их родителями).
При проведении исследования необходимо строго и неукоснительного соблюдать ряд педагогических условий:
1. Сохранить в тайне педагогическую цель, чтобы дети – респонденты не знали, что именно и для чего на самом деле изучается.
2. Полностью исключить педагогическое давление.
3. Обеспечить максимум условий для снижения взаимного влияния ребят друг на друга.
4. Сохранить анонимность полученных результатов, тайну индивидуальных ответов ребят, как для них самих, так и для их родителей и педагогов.
Предмет исследования: основные показатели качества образовательных услуг.
Объект исследования: обучающиеся творческих объединений ДДТ и их родители.
Метод исследования: анкетирование (Анкеты № 7,8).
Виды оценки: качественная (5-ти бальная шкала).
Алгоритм обработки результатов:
1. Расчет балльного соотношения ответов по каждой их позиции от общего числа респондентов.
2. Распределение полученных данных. Анализ данных по каждой исследуемой группе.
3. По результатам исследования составить аналитический отчет, разработать рекомендации.
Изучение фактических потребителей образовательных услуг. Изучение социальных мотивов посещения творческих объединений
На современном этапе развития общества остро стоит вопрос самоопределения человека, выбора будущей профессии, выбора своего места в жизни. Выявление содержания социального заказа становится на современном этапе одной из наиболее актуальных задач деятельности ДДТ, от решения которой зависит сама возможность их функционирования в качестве образовательных структур развития личности детей и подростков.
Для определения содержания социального заказа семьи (обучающихся и их родителей) целесообразно исследование социальных мотивов выбора творческого объединения ДДТ.
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужды в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Цель исследования – выявление познавательных мотивов потребителей образовательных услуг (обучающихся и их родителей) и мотивов профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Объект исследования: социальные мотивы педагогов, обучающихся, родителей.
Предмет исследования: соответствие социальных мотивов, лежащих в основе образовательных потребностей обучающихся и их родителей, мотивам профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Метод исследования: анкетирование (Анкета № 9,10,11).
Виды оценки: ранжирование (по 10-ти балльной шкале).
Алгоритм обработки результатов:
1. Ранжирование ответов по каждой их позиции от общего числа респондентов опрошенных групп.
2. Распределение полученных данных.
3. Анализ данных по каждой исследуемой группе.
4. По результатам исследования составить аналитический отчет, разработать рекомендации.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Положительная динамика удовлетворенности родителей и обучающихся качеством образовательных услуг и воспитательным процессом;
- Увеличение процента разработки и внедрения новых дополнительных общеобразовательных программ;
- Повышение процента педагогов дополнительного образования, использующих современные образовательные и информационно-коммуникативные технологии;
- Положительная динамика участия обучающихся и педагогических работников в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п. различного уровня;
- Сетевое взаимодействие;
- Повышение уровня квалификации педагогических работников;
- Отсутствие отрицательной динамики здоровья и травматизма.
IV. План по разработка и реализация маркетинговых мер по устойчивому продвижению образовательных услуг в ДДТ и позиционированию бренда учреждения на образовательном рынке города и района
1. Формирование и позиционирование персонала учреждения на рынке образовательных услуг города:
- активное участие педагогических работников ДДТ в конкурсах профессионального мастерства различного уровня;
- повышение квалификации педагогических работников.
2. Создание и использование формы образа успешного обучающегося – выпускника учреждения, для позиционирования качества образовательных услуг учреждения:
- позиционирование результатов обучающихся на сайте ДДТ;
- организация и проведение общественно- профессиональной экспертизы творческих работ обучающихся;
- стимулирование получения частных результатов, которые складываются в целостное свидетельство дееспособности человека, правомерности притязаний на признание его в новом возрастном и социальном статусе (портфолио).
разработка и реализация новых программ:
- технической направленности «Компьютерная грамотность»;
- программ физкультурно- спортивной направленности.
Литература
- Авдеенко М.В., Алешина Т.М., Понкратова В.Н. Социальное партнерство в сфере образования. Учебное пособие. Москва, МГОУ, 2006. 160 с.
- Аренс Ф. Современная реклама. СПб.: Питер, 2001. 25 с.
- Белостоцкая А. А. Оценка качества в системе маркетинга образовательных услуг.СПб,2014.76 с.
- Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М.: ВЛАДОС 160 с.
- Ефимов К. PR в системе дополнительного образования // Дополнительное образование. 2015. №5. С. 8-11.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, [Электронный ресурс] // Консультант плюс. – Дата обновления 12.04.2013.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Пасынкова Н. Б. Влияние творчества на эмоциональную сферу личности. Роль дополнительного обрзования // Психологический журнал. 2002. №4. С.142-146.
- Пенягина В.И. Роль и место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения. URL.:http://dopobr.68edu.ru/archives/2388
- Распоряжение Правительства Р Ф от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Концепцию развития дополнительного образования детей», [Электронный ресурс]. Код доступа: http://school6sp.ru/wp-content/uploads/2013/10/Kontseptsiya-razvitiya-dopobrazovaniya.pdf.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», [Электронный ресурс] // Консультант плюс. – Дата обновления 12.04.2013.
- Юнак В.В. Дополнительное образование: юбилеи и проблемы // Вожатый: сайт о дополнительном (внешкольном) образовании. URL.:http://www.dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/voprosy-teorii/136-dopolnitelnoe-obrazovanie-yubilei-i-problemy
13. Сайт МБУДО ЦДТ https://yacdt.edusite.ru/
14. Личный сайт https://nsportal.ru/volontsevich-galina-aleksandrovna
Диагностический
инструментарий
№1 Анкета для обучающихся
Приглашаем в творческие объединения. Ответив на вопросы, ты поможешь нам, а может быть, и сам примешь участие в создании новых творческих объединений по интересам.
Свой ответ отметь знаком «+»
1. Есть ли у тебя свободное от школьных уроков и других, важных для тебя дел, время?
- да;
- нет.
2. Свободное время у тебя есть…
- каждый день;
- определенное количество часов в неделю;
- в воскресенье;
- вечером.
- _______________________________
3. В свое свободное время ты…
- слушаешь музыку;
- смотришь телевизор;
- читаешь книги;
- ходишь в гости к друзьям, библиотеку, музей, театр и т. д.;
- ходишь на тусовки, дискотеки;
- что-то еще_________________________________
4. В свое свободное время хотел(а) бы ты научиться чему-либо в коллективах, клубах, творческих объединениях, студиях учреждений дополнительного образования детей?
- да;
- нет.
5. Какие творческие объединения тебя привлекают?
- музыкальные;
- театральные;
- спортивные;
- художественные (рукоделие, театр моды, бисероплетение, батик, рисование);
- что-то еще__________________________________
6. Вспомни свою детскую мечту. Занимаясь, в каких творческих объединениях, можно ее осуществить?__________________________________
Возраст__________ Класс_____________
Большое спасибо!
№2 Анкета для родителей
Мы приглашаем Вас принять участие в исследовании, результаты которого позволят в дальнейшем более квалифицированно и с большей пользой для вашего ребенка решать вопросы образования и воспитания.
Отметьте, пожалуйста, свой ответ знаком «+».
I. Имеется ли у вас сегодня потребность в получении дополнительного образования?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
II. Считаете ли Вы, что сегодня в нашем городе достаточно учреждений, предприятий, ведомств, которые предлагают вам дополнительные образовательные услуги?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
III. Какие направления дополнительного образования вы считаете необходимыми для решения ваших потребностей:
- получение финансово-экономических знаний, умений, навыков;
- получение правовых знаний, умений и навыков;
- получение знаний, умений и навыков по проблеме «Безопасность в социуме»;
- получение знаний, умений и навыков в сфере «Психология общения»;
- получение знаний, умений и навыков в сфере «Школа социального успеха»;
- получение знаний, умений и навыков работы на компьютере;
- получение дополнительных образовательных услуг в сфере музыки (игра на музыкальных - инструментах, создание вокально- инструментальных групп разного направления);
- получение дополнительных услуг в сфере спортивного совершенствования по различным видам;
- иностранные языки, углубленное изучение (подчеркните): английского; французского; немецкого.
IV. Согласны ли вы оплачивать, в определенной мере, услуги дополнительного образования?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
V. Считаете ли Вы, что дополнительные образовательные услуги в системе дополнительного образования должно оплачивать государство (местный бюджет)?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
Возраст__________ Класс_____________
№ 3 Анкета для старшеклассников
С целью создания условий для организации интересного, содержательного досуга старшеклассников проводится исследование по изучению интересов и потребностей учащихся 8-11 классов в свободное от учебы время. Отвечая на наши вопросы, вам необходимо просто выделить
один из вариантов предложенных ответов.
1. Имеете ли вы свободное время?
- да;
- очень мало;
- затрудняюсь ответить.
2. Волнует ли вас проблема организации своего досуга?
- да;
- незначительно;
- затрудняюсь ответить.
3. Отвечает ли вашим интересам существующая сегодня система организации досуга старшеклассников (Дом детского творчества, СЮН, ДЮСШ и т. п.)?
- да;
- в какой-то степени;
- не отвечают;
- затрудняюсь ответить.
4. Свое свободное время вы предпочитаете провести (выделите 5 основных ответов):
- в кругу близких друзей (у тебя или у них в гостях);
- вдвоем с любимым (любимой);
- на дискотеке;
- на курсах по подготовке к поступлению в вуз;
- в секциях, клубах, кружках по интересам в учреждениях спорта, культуры, дополнительного образования детей;
- на работе, с целью заработка денег;
- на спортивных соревнованиях в качестве зрителя;
- просто на улице в окружении сверстников.
5. Готовы ли вы тратить на организацию своего свободного времени необходимые средства?
- да;
- смотря на что;
- затрудняюсь ответить.
6.Где сегодня можно получить средства на организацию своего досуга?
- подрабатывая законным путем в какой-либо фирме, предприятии, учреждении;
- занимаясь мелкой куплей-продажей;
- от родителей;
- кооперируясь с друзьями;
- другие источники.
Анкета №4 для родителей
Определение имиджа учреждения дополнительного образования детей – ДДТ
Отметьте знаком «+» выбранный вами ответ.
1. Что способствовало выбору вами данного ДДТ?
- близкое расположение к дому;
- хорошие отзывы о нем ваших знакомых;
- реклама данного учреждения, увиденная вами в СМИ;
- что-то еще_________________
2. Что привлекает вас в образе руководителя выбранного вами ДДТ?
- профессионализм;
- интеллигентность;
- высокий рейтинг среди других руководителей;
- что-то еще_________________
3. Как вы оцениваете качество образовательных услуг ДДТ?
- высоко;
- средне;
- удовлетворительно;
- низко.
4. Удовлетворяет ли вас уровень комфортности образовательной среды в ДДТ?
- полностью;
- частично;
- не удовлетворяет.
5. Удовлетворяет ли вас стиль взаимоотношений участников образовательного процесса (оцените по пятибалльной системе)?
- ученик-учитель_______
- учитель-учитель_______
- учитель-родитель_______
6. Реализуются ли ваши целевые установки от посещения ДДТ?
- выбор будущей профессии;
- заполнение досуга;
- укрепление здоровья;
- возможность самоутверждения ребенка среди сверстников.
7. Удовлетворяют ли вас условия, в которых занимается ваш ребенок (оцените по пятибалльной системе)?
- материально-техническое обеспечение__________
- санитарно-гигиенические условия______________
- учебное обеспечение__________________________
Большое спасибо!
Анкета № 5 для педагогов
Отметьте, пожалуйста, свой вариант ответа знаком «+»
1. Какое из утверждений в большей степени соответствует вашему представлению о своей работе? (выберите не более 2-х ответов)
- возможность реализовать себя;
- экономическая защищенность;
- атмосфера творчества;
- добрые отношения с коллегами.
2. В чем вы видите перспективы своей профессиональной деятельности? (оцените по пятибалльной системе)
- повышение заработной платы;
- участие в аттестации с целью получения категории;
- повышение в должности;
- улучшение профессионального уровня;
- увидеть успехи своих воспитанников;
3. Какие из качеств вы считаете необходимыми для педагога дополнительного образования? (проранжируйте свой ответы – 1,2,3 и т. д)
- профессионализм;
- отзывчивость, совместимость с другими;
- честолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности;
- честность, сознательность;
- инициативность, творческий подход, изобретательность;
- организаторские способности;
- тактичность, дружелюбие, уважительное отношение к коллегам и ребятам;
- какие-то еще.______________________________________________
4. Начиная новое дело, вы чувствуете поддержку в лице (не более 2-х ответов):
- администрации ДДТ?
- среди коллег?
- у своих воспитанников?
- свой вариант _______________________________________________
5. Каким Вы видите завтрашний день ДДТ? _____________________________________
Большое спасибо!
Анкета № 6 для педагога
Самооценка профессиональной деятельности педагога
Оцените каждый вид деятельности по 10-балльной шкале.
- Знание предмета
- Умение ставить и достигать планируемые результаты обучения
- Отношения с обучающимися
- Отношения с коллегами
- Умение создавать творческую атмосферу на занятиях
- Умение достигать учебных целей через разумные требования
- Умение обеспечивать творческую, разумную дисциплину на занятиях
- Знание проблем обучающихся
- Умение индивидуально подходить к каждому обучающемуся и способствовать его личному успеху
- Умение применять различные приемы и формы для активизации деятельности обучающихся на занятиях
- Авторитет среди обучающихся
- Насколько интересны объяснения педагога
- Умеет ли педагог находить оригинальные решения в сложных ситуациях
Большое спасибо!
Анкета №7 для обучающихся
Дорогой друг! Прослушай следующие утверждения и оцени степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
5 - совершенно согласен 4 – согласен 3 - трудно сказать 2 – не согласен 1 - совершенно не согласен
Оценка | Показатели | Твои предложения |
Знания и умения, которые я здесь получаю, имеют значение для моей будущей профессии. | ||
Считаю, что объединение по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. | ||
Получаю возможность поднять свой авторитет среди друзей. | ||
Здесь всегда хорошие отношения между взрослыми и ребятами. | ||
Постоянно узнаю много нового. | ||
Занятия в коллективе дают возможность лучше понять самого себя. | ||
Считаю, что в нашем коллективе созданы все условия для развития моих способностей. | ||
Я доволен своими достижениями. | ||
К нашим педагогам можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. | ||
Я иду в объединение с радостью. |
Большое спасибо!
Анкета №8 для родителей
Уважаемые родители! Приглашаем вас принять участие в исследовании, результаты которого позволят в дальнейшем более квалифицированно и с большей пользой для вашего ребенка решать вопросы образования и воспитания!
В какой степени Вы удовлетворены качеством образовательных услуг данного творческого объединения? Чтобы ответить на этот вопрос, отметьте, пожалуйста, каждый пункт таблицы соответствующей оценкой - по 5-балльной шкале слева. Справа запишите Ваши предложения. Поставьте
5 баллов - если Вы полностью удовлетворены;
4 балла - скорее удовлетворены, чем нет;
3 балла - трудно сказать (и да, и нет);
2 балла - скорее не удовлетворены;
1 балл - совсем не удовлетворены.
Оценка | Показатели | Ваши предложения |
Перечень изучаемых предметов | ||
Содержание изучаемых предметов, насыщенность их новым, интересным материалом | ||
Формы и методы обучения | ||
Культура общения между педагогами и детьми | ||
Уровень квалификации и качество работы педагогов | ||
Условия, в которых занимается ребенок | ||
Культура общения между педагогами и родителями | ||
Организация разнообразной деятельности детей (выступления, выставки, концерты и пр.) | ||
Результаты занятий Вашего ребенка (изменения в его личности, творческие достижения и пр.) | ||
Режим работы коллектива |
Большое спасибо!
Анкета № 9для обучающихся
Дорогой друг! Нам, педагогам, очень важно знать, с какими интересами, мечтами, желаниями ты пришел в данное творческое объединение. Ответь, пожалуйста, что привело тебя в данный коллектив?
Ознакомься с предложенными вопросами, отметь их цифрами
1, 2, 3 и т. д., начиная с наиболее значимых для тебя:
- Надежда заняться любимым делом
- Желание узнать что-то новое, интересное
- Надежда найти новых друзей
- Надежда на то, что занятия помогут лучше понять самого себя
- Желание узнать о том, что не изучают в школе
- Надежда на то, что занятия в коллективе помогут преодолеть трудности в учебе
- Надежда на то, что занятия в коллективе помогут в будущем приобрести интересную профессию
- Надежда на то, что занятия в коллективе помогут исправить имеющиеся недостатки
- Желание провести свободное время с пользой
Большое спасибо!
Анкета № 10для родителей
Уважаемые родители! Мы приглашаем Вас принять участие в исследовании, результаты которого позволят в дальнейшем более квалифицированно и с большей пользой для Вашего ребенка решать вопросы образования и воспитания.
Что послужило основанием выбора коллектива для Вашего ребенка?
Ознакомьтесь с предложенным перечнем возможных мотивов, отметьте их цифрами 1, 2, 3 и т. д., начиная, с наиболее значимых для Вас:
- Желание ребенка заняться любимым делом
- Желание развить способности ребенка
- Желание дать ребенку разностороннее образование
- Желание занять свободное время ребенка
- Желание найти ребенку интересных друзей среди детей, посещающих данный коллектив
- Надежда на то, что занятия в коллективе помогут ребенку в учебе в школе
- Желание подготовить ребенка к выбору профессии
- Надежда на то, что занятия в творческом объединении помогут ребенку преодолеть его недостатки: научат общаться со сверстниками, сформируют трудовые и учебные навыки, разовьют интересы
- Желание дополнить образование ребенка областями знаний вне школьной программы
Что еще, напишите:____________________________________________________________
Большое спасибо!
Анкета №11 для обучающихся, выбывших из творческого объединения
Ознакомься с предложенными вопросами и отметь их цифрами 1, 2, 3 и т. д., начиная с наиболее важных для тебя!
1. В каком творческом объединении и сколько времени ты занимался?
____________________________________________________________________________
2. Почему ты перестал ходить на занятия в объединение?
- не получал новых сведений, информации;
- не понравилась форма проведения занятий;
- очень долго ждать результата занятий;
- у меня получалось хуже, чем у других ребят;
- не сложились отношения с товарищами;
- не сложились отношения с руководителем;
- родители не советуют (не разрешают) заниматься;
- перешел в другое объединение, более интересное для меня;
- стал больше уделять внимания учебе;
- стало мало свободного времени, так как начал зарабатывать деньги;
- в школе дали интересное поручение;
- переехал на новое место жительства;
- другие причины (назови их) ____________________________________
Большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование рынка образовательных услуг в России"
Формирование рынка образовательных услуг в России...
Рабочая программа дополнительных (платных) образовательных услуг для 5 классов по курсу английского языка «Чудеса английской грамматики»
I. Пояснительная записка 1.Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс.В жизни современного общества иностранный язык занял важное место. Владение английс...
Рынок образовательных услуг
РынокОбразовательные услугиФункции рынка образовательных услуг Субъекты и объекты рынка образовательных услугСтруктуризация рынкаОсобенности рынка...
Презентация по теме: «Рынок образовательных услуг: его место в системе рыночных отношений, структура и инфраструктура»
В презентации рассказывается о месте рынка образовательных услуг в ситеме современных рыночных отношений....
Сегментация рынка образовательных услуг
Разновидность комплексного исследования рынка образовательных услуг....
Факторы, влияющие на поведение потребителей рынка образовательных услуг
Факторы, влияющие на поведение потребителей рынка образовательных услуг...
План исследования рынка образовательных услуг в учреждении дополнительного образования детей
План включает исследования, позволяющие изучить степень удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством предоставляемых образовательных услуг; социальные мотивы посещения детских творческ...