Влияние занятий аэробикой на физическое состояние школьников с задержкой психического развития
статья
Здоровье нации является величайшим достижением любого государства. Известно, что именно в раннем детстве закладывается основной фундамент здоровья, происходят решающие процессы формирования органов, функциональных систем, становление психического статуса ребёнка. В течение длительного времени наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, нервно-психического и физического состояний. На этом фоне появилась стойкая тенденция увеличения количества детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2017.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние занятий аэробикой на физическое состояние школьников с задержкой психического развития
Смольянинова Ю.Н.
МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа № 4» г. Тамбова
Здоровье нации является величайшим достижением любого государства. Известно, что именно в раннем детстве закладывается основной фундамент здоровья, происходят решающие процессы формирования органов, функциональных систем, становление психического статуса ребёнка. В течение длительного времени наблюдается ухудшение здоровья детей, снижение уровня их физического развития, нервно-психического и физического состояний. На этом фоне появилась стойкая тенденция увеличения количества детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Педагоги определяют их состояние как пограничное между нормой и патологией развития, которое при отсутствии профилактических и коррекционно-педагогических мероприятий может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
Мало данных об использовании современных технологий в коррекционно-развивающей работе со школьниками, имеющими задержку психического развития. Не разработаны специальные программы по адаптивному физическому воспитанию на основе современных двигательных систем (аэробики, ритмической гимнастики, современного бального и спортивного танцев). Разумно предположить, что использование этих средств в адаптивном физическом воспитании создаст благоприятные условия для протекания коррекционно-педагогической работы.
В специальных школах, в классах коррекционного обучения система работы направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их физической подготовленности, работоспособности, активацию познавательной деятельности. Поэтому для учителей физического воспитания массовых школ важнейшая задача обеспечения воспитания физически крепкого молодого поколения должна реализовываться в сочетании с коррекционной направленностью.
Попытки включения аэробики в практику физического воспитания детей с задержкой психического развития без достаточного знания её особенностей, как правило, не достигают желаемых результатов. Однако научно обоснованной системы использования аэробики в качества общеразвивающего и коррекционного средства на занятиях физической культурой в классах и школах для детей с задержкой психического развития до сих пор не имеется. Отсюда становится очевидным противоречие между стремлением практики обогатить опыт детей новым содержанием за счёт включения аэробики в учебно-воспитательный процесс и низким уровнем эффективности этой работы в связи с отсутствием научно-обоснованной методики её использования в системе специального образования.
Возникшее противоречие, а также необходимость поиска новых средств и методов адаптивного физического воспитания, разработки новых технологий, построенных с учётом особенностей детей, имеющих задержку психического развития, обусловило актуальность данного исследования.
Педагогический эксперимент проходил в течение шести месяцев. Школьники, входившие в экспериментальную группу, занимались по типовой программе физического воспитания для учащихся коррекционных классов и по разработанной программе аэробики, контрольная группа – только по типовой программе физического воспитания для учащихся коррекционных классов.
В таблице 1 отражены показатели физической подготовленности исследуемых школьников контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента.
Таблица 1
№ п/п | Показатели | Пол | Контрольная группа | Экспериментальная группа | t | p | ||
M | m | M | m | |||||
1 | Быстрота, 30 м, (сек) | м | 5,2 | 0,1 | 5,22 | 0,07 | 2,37 | 0,01 |
д | 5,56 | 0,13 | 5,36 | 0,10 | 1,15 | 0,05 | ||
2 | Координация, 3х10, (сек) | м | 8,90 | 0,02 | 8,76 | 0,04 | 2,82 | 0,01 |
д | 9,45 | 0,04 | 9,35 | 0,02 | 2,07 | 0,05 | ||
3 | Скоростно-силовые, (см) | м | 175,2 | 2,43 | 183,25 | 2,05 | 2,5 | 0,01 |
д | 162,8 | 3,37 | 176,1 | 2,76 | 0,99 | 0,05 | ||
4 | Гибкость, (см) | м | 5,75 | 0,36 | 6,87 | 0,22 | 2,61 | 0,01 |
д | 9,5 | 0,61 | 11,5 | 0,61 | 2,28 | 0,01 | ||
5 | Сила (кол-во раз) | м | 18,25 | 0,55 | 21,37 | 0,80 | 3,2 | 0,01 |
д | 10 | 0,44 | 12,6 | 0,66 | 3,32 | 0,01 | ||
6 | Выносливость (сек) | м | 133,08 | 0,97 | 130,35 | 0,86 | 2,09 | 0,05 |
д | 141,28 | 0,42 | 139,71 | 0,68 | 1,96 | 0,05 |
Как видно из данных, представленных в таблице 1, между показателями физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп в представленных тестах наблюдаются статистически достоверные различия.
Таким образом, в результате педагогического эксперимента, показатели физической подготовленности школьников экспериментальной группы статистически достоверно возросли, в то время как показатели контрольной группы также изменились, но статистически достоверных различий не имеют. Это свидетельствует о том, что занятия аэробикой оказывают существенное влияние на улучшение физической подготовленности школьников с задержкой психического развития.
В таблице 2 отражены сравнительные показатели выполнения специальных двигательных действий и элементов аэробики исследуемых контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента.
Таблица 2
№ п/п | Показатели | Пол | Контрольная группа | Экспериментальная группа | t | p | ||
M | m | M | m | |||||
1 | «Группировка» (балл) | м | 0,068 | 0,009 | 0,16 | 0,01 | 6,05 | 0,01 |
д | 0,055 | 0,002 | 0,125 | 0,032 | 2,16 | 0,05 | ||
2 | «Ножницы» (балл) | м | 0,06 | 0,007 | 0,125 | 0,028 | 2,11 | 0,05 |
д | 0,055 | 0,009 | 0,10 | 0,02 | 2,07 | 0,05 | ||
3 | Поворот на одной ноге (балл) | м | 0,075 | 0,01 | 0,10 | 0,011 | 1,98 | 0,05 |
д | 0,083 | 0,011 | 0,15 | 0,015 | 3,3 | 0,01 | ||
4 | Базовые шаги (балл) | м | 7,5 | 0,18 | 10,12 | 0,35 | 6,59 | 0,01 |
д | 7,66 | 0,33 | 10,16 | 0,47 | 4,29 | 0,01 |
Исследуемые экспериментальной группы показали более высокий уровень выполнения элементов и базовых шагов, что выражено в более высоких бальных показателях. Это даёт основание считать, что экспериментальная группа успешно освоила технику выполнения специальных двигательных действий. По-прежнему у всех исследуемых контрольной группы наблюдались некоторые нарушения координации движений, однако у исследуемых экспериментальной группы они оказались менее выражены, чем у контрольной. Из таблиц видно, что, между показателями исследуемых школьников экспериментальной и контрольной групп наблюдаются статистически достоверные различия. Показатели физических качеств исследуемых учащихся экспериментальной группы значительно выросли, в то время как показатели детей контрольной группы также возросли, но достоверности различий не выявлено. Таким образом, представленные данные дают основание считать, что занятия аэробикой, проводимые со школьниками с задержкой психического развития, положительно влияют на их физическую подготовленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие речи у школьников с задержкой психического развития
Введение 1) Теоретические аспекты проблемы развития речи дошкольников. 1.1 Психофизиологический и лингвистический аспекты проблемы. 1.2 Зависимость психического развития ребенка от развития речи. 1.З ...
Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".
Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....
Влияние занятий аэробикой на физическое состояние школьников с задержкой психического развития.
аэробика...
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога....
Использование изотерапии для преодоления тревожного состояния у младших школьников с задержкой психического развития педагог-психолог Захарова М.Г.
Одной из наиболее актуальных проблем специальной психологии является проблема тревожности у младших школьников с задержкой психического развития....
Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития
Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в дальнейшем....
"Развитие и коррекция произвольного внимания у школьников с задержкой психического развития"
Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Внимание в жизни и деятельности каждого выполняет много различных функций. Оно активиз...