"Развитие и коррекция произвольного внимания у школьников с задержкой психического развития"
учебно-методический материал по физкультуре

Шабалина Надежда Юрьевна

Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.

  Внимание в жизни и деятельности каждого выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с необходимыми потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

В настоящее время проблеме особенностей развития психических процессов и в частности внимания отводится большое значение. Особенно это актуально применительно к детям с задержкой психического развития. В значительной степени это связано с тем, что внимание определяет ход и результат учебной работы.

Актуальность вопросов обучения, воспитания, развития детей школьного возраста с задержкой психического развития не теряет своей остроты, поскольку частота данного нарушения неуклонно растет. Так, в России нарушение внимания выявлено у 30-40% детей и подростков.

В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с различными мозговыми дисфункциями – эти отклонения лежат в основе двигательных нарушений, в том числе нарушение внимания.

Среди черт, наиболее характерных для двигательной сферы  детей  ЗПР, отмечается нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость произвольных движений, недоразвитие тонких моторных актов, т.е. различных видов координационных способностей. Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Трудности, которые испытывают дети ЗПР в процессе обучения, могут быть обусловлены недостатком внимания, нарушением эмоционально-волевой регуляции, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), недоразвитием отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления), негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движения, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

В зависимости от происхождения временная задержка психического развития формирует различные варианты отклонений в познавательной и эмоционально-волевой деятельности. Для детей ЗПР различной этиологии характерны общие признаки: низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости ЦНС, незрелость эмоций и воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, обедненный словарный запас, неполная сформированность игровой деятельности, несформированность навыков интеллектуальной и учебной деятельности. Для детей этой группы характерно значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования восприятия, внимания, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvolnoe_vnimanie_zpr.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и коррекция произвольного внимания у школьников с задержкой психического развития

На человека постоянно действует масса самых разных раздражителей. Из массы окружающих объектов – предметов и явлений – человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточения на нём. Это обеспечивается вниманием.

Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.

  Внимание в жизни и деятельности каждого выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с необходимыми потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

В настоящее время проблеме особенностей развития психических процессов и в частности внимания отводится большое значение. Особенно это актуально применительно к детям с задержкой психического развития. В значительной степени это связано с тем, что внимание определяет ход и результат учебной работы.

Актуальность вопросов обучения, воспитания, развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития не теряет своей остроты, поскольку частота данного нарушения неуклонно растет. Так, в России нарушение внимания выявлено у 30-40% детей и подростков.

В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с различными мозговыми дисфункциями – эти отклонения лежат в основе двигательных нарушений, в том числе нарушение внимания.

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в обучении, в адаптации и социальном окружении.

Среди черт, наиболее характерных для двигательной сферы  детей  ЗПР, отмечается нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость произвольных движений, недоразвитие тонких моторных актов, т.е. различных видов координационных способностей. Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Трудности, которые испытывают дети ЗПР в процессе обучения, могут быть обусловлены недостатком внимания, нарушением эмоционально-волевой регуляции, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), недоразвитием отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления), негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движения, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

В зависимости от происхождения временная задержка психического развития формирует различные варианты отклонений в познавательной и эмоционально-волевой деятельности. Для детей ЗПР различной этиологии характерны общие признаки: низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости ЦНС, незрелость эмоций и воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, обедненный словарный запас, неполная сформированность игровой деятельности, несформированность навыков интеллектуальной и учебной деятельности. Для детей этой группы характерно значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования восприятия, внимания, памяти.

Особенности физического развития у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития уступают своим сверстникам в физическом развитии, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью. По сравнению со здоровыми сверстниками хронологическое развитие психики аномальных детей происходит с задержкой. На этом фоне выявляются различные нарушения прежде всего познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирования личности, связанные с действием многих факторов: вынужденной изоляции, ограниченными контактами со здоровыми сверстниками и взрослыми людьми, затруднениями предметно-практической деятельности, двигательными и сенсорными расстройствами.

Для всех детей с ЗПР характерны закономерности нарушенного нервно-психического развития: низкая умственная работоспособность, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, недостаточная выраженность познавательных интересов, что негативно сказывается на формировании произвольных движений и физическом развитии.

Краткий анализ состояния здоровья, специфических нарушений физического и психического развития, в том числе и факторов, влияющих на двигательную сферу детей ЗПР позволил выделить типичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех детей:

- сниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;

- нарушение физического развития, диспропорции телосложения, деформации стоп и позвоночника, ослабленный мышечный «корсет», снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;

- нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма движений, согласованности микро- и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, устойчивости  к  вестибулярным  раздражениям,  ориентировки  в пространстве;

- сниженный уровень всех жизненно важных физических способностей -  силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.;

- нарушение локомоторной деятельности - ходьбы, бега, лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т. е. движений, составляющих основу жизнедеятельности ребенка.

По данным И.Ф. Марковской (1993) у младших школьников  ЗПР выявлено замедленнее темпа физического развития у 31% детей, задержка в становлении локомоторных функций – у 69 % детей, нарушение речи у 63 % детей.

Дети с задержкой психического развития слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «тёплых» отношений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустойчивы.

Свои особенности имеет и двигательная сфера. Дети с задержкой психического развития обнаруживают отставание в двигательном развитии. Основные нарушения касаются мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Одной из основных особенностей задержки психического развития является неравномерность нарушения психических функций. Например, мышление может быть сохранно по сравнению со вниманием, памятью или умственной работоспособностью.

Мотивация учебной деятельности у них формируется трудно, в связи с чем неуспехи в школе либо просто не замечаются ими, либо вызывают стойкое негативное отношение к учёбе и к любой деятельности, требующей определённых усилий.

В психолого-педагогических исследованиях Г.И.Жаренковой, В.А.Пермяковой, С.А.Дашкевич и др. отмечаются следующие особенности внимания у детей с задержкой психического развития:

- Неустойчивость внимания, которая ведёт к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребёнок продуктивно работает в течение 5-10 минут, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3-7 минут, отдыхает, накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты отдыха ребёнок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребёнок снова способен к продуктивной деятельности.

- Сниженная концентрация выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе её выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.

- Снижение объёма внимания. Ребёнок удерживает одновременно меньший объём информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.

- Сниженная избирательность внимания. Ребёнок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных деталей.

- Сниженное распределение внимания. Ребёнок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся в стадии усвоения.

- «Прилипание внимания» выражается в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.

- Повышенная отвлекаемость.

Таким образом: несмотря на описанные выше общие недостатки внимания, у детей с задержкой психического развития наблюдается большой индивидуальный разброс показателей, характеризующих их деятельность. В частности, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность наблюдается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы. У других же наоборот – максимальная концентрация внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих – наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности внимания у детей с задержкой психического развития"

Этот материал является методической темой по самообразованию.....

развитие речи у школьников с задержкой психического развития

Введение 1) Теоретические аспекты проблемы развития речи дошкольников. 1.1 Психофизиологический и лингвистический аспекты проблемы. 1.2 Зависимость психического развития ребенка от развития речи. 1.З ...

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

Развитие внимания у детей с задержкой психического развития.

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с ЗПР....

Возможности народных традиций и музыкальных средств в коррекции поведения школьников с задержкой психического развития

Данный материал представлен, как результат моих исследований. Основной акцент сделан на методах и методиках психолого - педагогической диагностики развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. ...

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога....

Особенности свойств внимания школьников с задержкой психического развития

Проблема изучения особенностей внимания учащихся с задержкой психического развития является одной из актуальных в коррекционной педагогике и специальной психологии...