Результаты исследования мотивации обучающихся в системе дополнительного образования
методическая разработка
Дополнительное образование представляет собой неотъемлемую часть единой образовательной системы страны, сосредотачивается на личностных феноменах развития и исходит из субъективности и смысловой сферы ребенка. Качество учебных программ здесь должно соответствовать современным образовательным стандартам. Образовательные процессы должны оказывать влияние на формирование у обучающихся интереса к разнообразным областям знания, благоприятствовать развитию эстетического вкуса и нравственных чувств, обеспечивать допрофессиональный уровень освоения различных видов деятельности, поддерживать вступление ребенка в мир человеческой культуры и общественных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование мотивации учащихся в учрежеднии дополнительного образования | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Загорская
Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Москва, 2018
Результаты исследования мотивации обучающихся в системе дополнительного образования
Введение
Дополнительное образование представляет собой неотъемлемую часть единой образовательной системы страны, сосредотачивается на личностных феноменах развития и исходит из субъективности и смысловой сферы ребенка. Качество учебных программ здесь должно соответствовать современным образовательным стандартам. Образовательные процессы должны оказывать влияние на формирование у обучающихся интереса к разнообразным областям знания, благоприятствовать развитию эстетического вкуса и нравственных чувств, обеспечивать допрофессиональный уровень освоения различных видов деятельности, поддерживать вступление ребенка в мир человеческой культуры и общественных ценностей.
В отличие от общего образования дополнительное образование является добровольным. Статус «добровольности» предполагает, что содержание и организация занятий в Центре не должны вступать в противоречие с ожиданиями и пожеланиями самих детей, в противном случае образовательные программы окажутся невостребованными. Это тем более трудно, т.к. педагог, следуя профессиональному призванию «сеять разумное, доброе, вечное», должен предостерегать учеников от соблазнов преходящей и лукавой конъюнктуры, оберегать от растлевающего влияния контркультур.
Условия, создаваемые педагогическим коллективом Центра, вызывающие и определяющие активность и инициативность обучающихся, представляют собой процесс мотивирования их деятельности и поведения. Исследование особенностей мотивационной сферы обучающихся в Центре детей является одним из способов экспертизы актуальности и состоятельности реализуемых в учреждении образовательных программ, эффективности профессиональной деятельности педагогов. Мотивационные факторы, как детерминанты посещения детьми Центра, являются ключом к анализу и оценке качества образовательной среды.
Исходя из специфики и назначения учреждения дополнительного образования, мы определяем, в чем может и должна состоять привлекательность объединений для детей школьного возраста. Выяснив экспериментальным путем, насколько это соответствует действительности, мы можем охарактеризовать состояние образовательной среды учреждения.
Целью исследования является изучение мотивации посещения детьми Центра. Другими словами, результаты исследования должны были показать, какое место в системе образовательной и досуговой деятельности школьников занимают занятия в Центре.
Задачи исследования:
- Определить и обосновать мотивационные факторы - детерминанты посещения школьниками Центра.
- Выяснить экспериментальным путем особенности мотивационной сферы обучающихся.
- Провести сравнительный анализ различных видов мотивации.
- Определить мотивационные предпочтения среди детских коллективов (клубов, студий, секций, кружков) центра.
- Провести социально-психологический анализ полученных данных.
Данная работа проведена с учетом подходов к проблеме мотивации, разработанных в отечественной и зарубежной психологии. Х. Хекхаузен, обобщая опыт зарубежных ученых в изучении проблемы мотивации, замечает, что одни исследователи (Г. Олпорт, Б. Кеттел, У. МакДауголл, Г. Мюррей, А. Маслоу) рассматривают характерные личностные свойства, как обоснование тех или иных потребностей и побуждений человека, другие (Н. Ах, К. Левин, Б. Кемпбелл, Л. Фестингер) - считают, что ситуация склоняет человека к тому или иному выбору и поведению. Советские психологи (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас и др.) придерживались комплексного взгляда на проблему, учитывающего нормативные требования общества, социальный характер генезиса потребностей и мотивов человека, деятельностный характер реализации потребностей и формирования мотивов и их иерархическую, социально обусловленную структуру.
В качестве источников, побудителей поведения человека в психологии используются понятия «желание» или «мотив». Исходным для объяснения источников активности поведения человека является понятие «нужды» и «потребности». Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности. Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.
Опредмеченная потребность есть мотив или желание. По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Осознание и опредмечивание потребности, превращение влечения в желание является основой для постановки человеком сознательной цели и организации деятельности по ее достижению. Деятельность человека является, как правило, полимотивированной, т.е. отвечающей одновременно двум или нескольким мотивам.
История развития человека связана с историей развития его потребностей. Человеческая деятельность, связанная с многообразными формами культуры, порождает соответствующие потребности, выходящие за рамки органической жизни, отражающие в себе все многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, все богатство создаваемой культуры. В соответствии с этим потребности человека разделяют на материальные (в пище, в жилье, в одежде, предметах обихода и т.п.) и духовные (в общении, в познавательной деятельности, в творческом самовыражении и т.п.).
Существуют различные формы мотивов, одни из которых носят побудительный характер, а другие - притягательный. К побудительным относят установки, влечения, желания; к притягательным - интересы, мечты, идеалы, убеждения. В своей совокупности они составляют направленность личности, выступающую в качестве интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и деятельности человека. Между различными побуждениями человеческой деятельности устанавливается определенная иерархия - одни мотивы занимают ведущее место, другие - подчиненное. Иерархия мотивов, или направленность личности, выступает важнейшим ее параметром и механизмом ее развития.
В реальных соотношениях мотивов и целей деятельности возникает особая функция мотива - смыслообразующая (А.Н. Леонтьев). Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности. Смыслообразующие мотивы выступают как главная причина побуждения деятельности, основа постановки цели, выбора средств и способов ее достижения.
Результатами исследований потребностно-мотивационной сферы стали описания и классификации мотивов (А. Маслоу, У. Макдауголл, Дж. Гилфорд), создание методик выявления и изучения мотивов (Л. Фестингер, А. Мюррей, К. Левин), разработка дифференциального подхода к изучению личности (С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас), еще более глубокое познание и описание особенностей личности (К. Левин, З. Фрейд, А. Маслоу, Дж. Гилфорд, Л. Фестингер и др.).
Классические методики исследования мотивации ориентированы на такие частные вопросы как выявление особенностей (уровня) мотивации достижения (Г. Мюррей, А. Мехрабиан), аффилиации (Ж. Аткинсон, Р. Хейнс, Ж. Верофф, А. Мехрабиан и др.), уровня притязаний (К. Левин, Т. Дембо, Л.В. Бороздина), реакции на фрустрацию (Г. Мюррей, Т. Дембо, Б.В. Зейгарник), а так же личностных особенностей (Б. Кеттел), особенностей поведения ребенка в школе (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина), родительских установок и реакций (А.Я. Варга, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер) и др.
На данный момент нам не известен инструментарий, который бы прямо отвечал задачам нашего исследования. Поэтому мы были вынуждены разработать оригинальную методику «Индекс мотивации».
Результаты исследования
Исследование проведено в октябре-ноябре 2017 года. В исследовании приняли участие 276 человек: 230 ребенок и 46 педагогов.
В состав респондентов вошли педагоги – руководители детских объединений - и школьники, которые постоянно занимаются в Центре. В ходе исследования были опрошены дети в возрасте от 8 до 18 лет, представляющие 23 объединения Центра: студию современного танца «Аверс», класс гитары «Аккорд», секцию «Атлетика», театральную студию «Балаганчик», театральную студию «Вдохновение», хореографическую студию «Веселинка», студию декоративно-прикладного творчества «Горница», изостудию «Говорим и рисуем по-английски», секцию «Картинг», клуб кекусинкай каратэ «Лефортово», секцию «Капоэйра», студию декоративно-прикладного творчества «Керамика», изостудию «Креатив-ИЗО», Шахматный клуб «Лев», клуб английского языка «Лингва», вокальную студию «Мелодия», студию джаз-модерн-танца «Ритм жизни», изостудию «Семицветик», хореографический ансамбль «Синяя птица», студию фольклорной скрипки «Скальды», клуб английского языка «Тандем», хореографическую студию «Эдельвейс», клуб юных экологов ЮНЭК.
Данные о возрастном и половом распределении испытуемых и представленности детских объединений в исследовании отображены в таблицах 4.1 – 4.3.
Таблица 4.1 Возрастное распределение респондентов (дети)
Возрастная категория | Количество испытуемых |
8 лет | 8 |
9 лет | 33 |
10 лет | 54 |
11 лет | 30 |
12 лет | 42 |
13 лет | 22 |
14 лет | 12 |
15 лет | 10 |
16 лет | 7 |
17 лет | 2 |
18 лет | 1 |
Таблица 4.2 Распределение респондентов по половому признаку (дети)
Девочки (девушки) | Мальчики (юноши) |
129 | 92 |
Таблица 4.3 Представленность в исследовании детских объединений (дети)
Детское объединение | Количество испытуемых |
студия современного танца «Аверс» | 16 |
класс гитары «Аккорд» | 8 |
секция «Атлетика» | 10 |
театральная студия «Балаганчик» | 11 |
театральная студия «Вдохновение» | 5 |
хореографическую студию «Веселинка» | 10 |
студия декоративно-прикладного творчества «Горница» | 2 |
изостудия «Говорим и рисуем по-английски» | 6 |
секция «Картинг» | 6 |
клуб кекусинкай каратэ «Лефортово» | 12 |
секция «Капоэйра» | 5 |
студия декоративно - прикладного творчества «Керамика» | 3 |
изостудия «Креатив-ИЗО» | 10 |
Шахматный клуб «Лев» | 4 |
клуб английского языка «Лингва» | 21 |
Вокальная студия «Мелодия» | 3 |
студия джаз-модерн-танца «Ритм жизни» | 15 |
изостудия «Семицветик» | 3 |
хореографический ансамбль «Синяя птица» | 27 |
студия фольклорной скрипки «Скальды» | 4 |
клуб английского языка «Тандем» | 17 |
хореографическая студия «Эдельвейс» | 18 |
клуб юных экологов ЮНЭК | 5 |
Показатели по контрольной шкале подтвердили адекватное отношение испытуемых к исследованию. В шести бланках, заполненных педагогами, и девяти бланках, заполненных детьми, были зафиксированы ошибки, поэтому при статистической обработке полученных данных они не учитывались. Таким образом, анализ результатов проводился на основании 261 анкеты, в заполнении которых приняли участие 40 педагогов и 221 ребенок. Итоговые результаты исследования представлены в таблицах 5.1 и 5.2.
Таблица 5.1 Итоговые результаты исследования: педагоги
Рейтинговые позиции | Профессиональная ориентация | Показатели мотивации (в баллах) | Уровень профессиональной ориентации |
1 | Личностное развитие | 3,90 | высокий |
2 | Учебная мотивация | 3,82 | высокий |
3 | Общение детей со сверстниками | 3,66 | высокий |
4 | Общение детей и взрослых | 3,57 | высокий |
5 | Признание компетентности | 3,52 | высокий |
6 | Самореализация | 3,51 | высокий |
7 | Досуговая мотивация | 2,65 | средний |
8 | Внешнее доминирование | 1,53 | низкий |
Таблица 5.2 Итоговые результаты исследования: дети
Рейтинговые позиции | Мотивационные факторы | Показатели мотивации (в баллах) | Уровень мотивации |
1 | Самореализация | 3,60 | высокий |
2 | Признание компетентности | 3,53 | высокий |
3 | Учебная мотивация | 3,53 | высокий |
4 | Личностное развитие | 3,44 | высокий |
5 | Общение со взрослыми | 3,41 | высокий |
6 | Общение со сверстниками | 3,20 | высокий |
7 | Досуговая мотивация | 2,92 | средний |
8 | Внешнее доминирование | 2,47 | средний |
Статистический анализ с помощью t-критерия Стьюдента показал, что с вероятностью p=0,01 достоверность результатов сохраняется при минимальном объеме выборки равном 9 опрошенным. Таким образом, анализ и оценка мотивационных предпочтений детей внутри объединений Центра возможны для тех коллективов, где количество испытуемых составило 9 и более человек. Мы получили возможность интерпретировать и сравнивать мотивационные тенденции среди учеников студии современного танца «Аверс», секции «Атлетика», театральной студии «Балаганчик», хореографической студии «Веселинка», клуба кекусинкай каратэ «Лефортово», изостудии «Креатив-ИЗО», клуба английского языка «Лингва», студии джаз-модерн-танца «Ритм жизни», хореографического ансамбля «Синяя птица», клуба английского языка «Тандем», хореографической студии «Эдельвейс».
Результаты, полученные в детских объединениях Центра, представлены в таблицах 6.1 – 6.11.
Таблица 6.1 Результаты исследования: студия современного танца «Аверс»
Рейтинговые позиции | Мотивационные факторы | Показатели мотивации (в баллах) | Уровень мотивации |
1 | Самореализация | 3,59 | высокий |
2 | Общение со взрослыми | 3,47 | высокий |
3 | Учебная мотивация | 3,44 | высокий |
4 | Признание компетентности | 3,41 | высокий |
5 | Личностное развитие | 3,41 | высокий |
6 | Досуговая мотивация | 3,12 | высокий |
7 | Общение со сверстниками | 2,84 | средний |
8 | Внешнее доминирование | 1,97 | низкий |
Таблица 6.2 Результаты исследования: секция «Атлетика»
Рейтинговые позиции | Мотивационные факторы | Показатели мотивации (в баллах) | Уровень мотивации |
1 | Признание компетентности | 3,70 | высокий |
2 | Учебная мотивация | 3,55 | высокий |
3 | Общение со взрослыми | 3,55 | высокий |
4 | Самореализация | 3,40 | высокий |
6 | Личностное развитие | 3,20 | высокий |
5 | Общение со сверстниками | 3,10 | высокий |
7 | Досуговая мотивация | 2,65 | средний |
8 | Внешнее доминирование | 2,05 | средний |
Таблица 6.3 Результаты исследования: театральная студия «Балаганчик»
Рейтинговые позиции | Мотивационные факторы | Показатели мотивации (в баллах) | Уровень мотивации |
1 | Личностное развитие | 3,82 | высокий |
2 | Самореализация | 3,59 | высокий |
3 | Признание компетентности | 3,41 | высокий |
4 | Общение со взрослыми | 3,32 | высокий |
5 | Общение со сверстниками | 3,32 | высокий |
6 | Учебная мотивация | 3,18 | высокий |
7 | Досуговая мотивация | 2,72 | средний |
8 | Внешнее доминирование | 2,36 | средний |
Таблица 6.4 Результаты исследования: класс гитары «Веселинка»
Рейтинговые позиции | Мотивационные факторы | Показатели мотивации (в баллах) | Уровень мотивации |
1 | Личностное развитие | 3,85 | высокий |
2 | Самореализация | 3,65 | высокий |
3 | Учебная мотивация | 3,55 | высокий |
4 | Общение со взрослыми | 3,35 | высокий |
5 | Признание компетентности | 3,10 | высокий |
6 | Общение со сверстниками | 2,50 | средний |
7 | Досуговая мотивация | 2,50 | средний |
8 | Внешнее доминирование | 2,00 | средний |
Таблица 6.5 Результаты исследования: изостудия «Каратэ»
Рейтинговые позиции | Мотивационные факторы | Показатели мотивации (в баллах) | Уровень мотивации |
1 | Общение со взрослыми | 3,87 | высокий |
2 | Признание компетентности | 3,83 | высокий |
3 | Учебная мотивация | 3,75 | высокий |
4 | Личностное развитие | 3,75 | высокий |
5 | Самореализация | 3,62 | высокий |
6 | Общение со сверстниками | 3,45 | высокий |
7 | Досуговая мотивация | 2,66 | средний |
8 | Внешнее доминирование | 2,50 | средний |
Таблица 6.6 Результаты исследования: «Креатив-ИЗО»
Рейтинговые позиции | Мотивационные факторы | Показатели мотивации (в баллах) | Уровень мотивации |
1 | Самореализация | 3,65 | высокий |
2 | Признание компетентности | 3,50 | высокий |
3 | Общение со взрослыми | 3,35 | высокий |
4 | Учебная мотивация | 3,20 | высокий |
5 | Личностное развитие | 3,15 | высокий |
6 | Общение со сверстниками | 2,75 | средний |
7 | Досуговая мотивация | 2,75 | средний |
8 | Внешнее доминирование | 1,80 | низкий |
Таблица 6.7 Результаты исследования: клуб английского языка «Лингва»
Рейтинговые позиции | Мотивационные факторы | Показатели мотивации (в баллах) | Уровень мотивации |
1 | Самореализация | 3,48 | высокий |
2 | Учебная мотивация | 3,45 | высокий |
3 | Общение со взрослыми | 3,45 | высокий |
4 | Личностное развитие | 3,24 | высокий |
5 | Общение со сверстниками | 3,19 | высокий |
6 | Признание компетентности | 3,17 | высокий |
7 | Внешнее доминирование | 2,69 | средний |
8 | Досуговая мотивация | 2,59 | средний |
Таблица 6.8 Результаты исследования:студия джаз-модерн-танца «Ритм жизни»
Рейтинговые позиции | Мотивационные факторы | Показатели мотивации (в баллах) | Уровень мотивации |
1 | Учебная мотивация | 3,66 | высокий |
2 | Самореализация | 3,63 | высокий |
3 | Общение со взрослыми | 3,63 | высокий |
4 | Досуговая мотивация | 3,56 | высокий |
5 | Личностное развитие | 3,40 | высокий |
6 | Общение со сверстниками | 3,37 | высокий |
7 | Признание компетентности | 3,30 | высокий |
8 | Внешнее доминирование | 2,13 | средний |
Таблица 6.9 Результаты исследования: хореографический ансамбль «Синяя птица»
Рейтинговые позиции | Мотивационные факторы | Показатели мотивации (в баллах) | Уровень мотивации |
1 | Личностное развитие | 3,66 | высокий |
2 | Самореализация | 3,59 | высокий |
3 | Признание компетентности | 3,55 | высокий |
4 | Общение со сверстниками | 3,31 | высокий |
5 | Учебная мотивация | 3,26 | высокий |
6 | Общение со взрослыми | 3,11 | высокий |
7 | Досуговая мотивация | 2,98 | средний |
8 | Внешнее доминирование | 2,63 | средний |
Таблица 6.10 Результаты исследования: клуб английского языка «Тандем»
Рейтинговые позиции | Мотивационные факторы | Показатели мотивации (в баллах) | Уровень мотивации |
1 | Самореализация | 3,68 | высокий |
2 | Учебная мотивация | 3,41 | высокий |
3 | Общение со сверстниками | 3,29 | высокий |
4 | Личностное развитие | 3,20 | высокий |
5 | Признание компетентности | 3,18 | высокий |
6 | Общение со взрослыми | 3,15 | высокий |
7 | Досуговая мотивация | 3,03 | высокий |
8 | Внешнее доминирование | 2,68 | средний |
Таблица 6.11 Результаты исследования: хореографическая студия «Эдельвейс»
Рейтинговые позиции | Мотивационные факторы | Показатели мотивации (в баллах) | Уровень мотивации |
1 | Учебная мотивация | 3,61 | высокий |
2 | Самореализация | 3,61 | высокий |
3 | Личностное развитие | 3,55 | высокий |
4 | Общение со сверстниками | 3,42 | высокий |
5 | Признание компетентности | 3,39 | высокий |
6 | Общение со взрослыми | 3,30 | высокий |
7 | Досуговая мотивация | 3,19 | высокий |
8 | Внешнее доминирование | 2,28 | средний |
Анализ результатов исследования
Полученные в результате опроса данные фиксируют нормативные для образовательного учреждения тенденции и позволяют сделать ряд заключений.
Прежде всего, обращают на себя внимание
- общий высокий уровень мотивации детской аудитории;
- доминирование мотивационных факторов, связанных именно с образовательной деятельностью обучающихся;
- приоритетная ориентация педагогов на базовые образовательные процессы: воспитание и обучение;
- соответствие профессиональной ориентации педагогов и мотивации детей.
Дети признаются, что стремятся в Центр, потому что получают здесь возможности
- развития и реализации заложенных в них способностей, творческого самовыражения и достижения успеха («самореализация»);
- признания результатов, достигнутых ими в учении и творчестве («признание компетентности»);
- познания нового, формирования практических умений и навыков («учебная мотивация»);
- обретения и закрепления положительных черт и качеств («личностное развитие»);
- внимания и понимания со стороны педагогов («общение со взрослыми»).
Факт искреннего стремления детей в Центр сам по себе отраден и ценен, т.к. свидетельствует о том, что педагогическому коллективу, специалистам, техническому персоналу и администрации удается создавать и поддерживать благоприятную и доброжелательную по отношению к детям среду, что должно являться обязательным универсальным «стандартом» современного образования.
Достижением педагогической работы здесь можно считать воплощение такого образовательного пространства, вступая в которое конкретный ребенок может рассчитывать на
- внимание и заботу со стороны взрослых;
- удовлетворение потребностей в познании и творчестве;
- знакомство и практическое освоение того, или иного вида культурной деятельности, в соответствии с его выбором;
- достижение успехов, адекватных его возрастным возможностям и личным способностям.
В педагогическом коллективе преобладают профессиональные ориентации на реализацию базовых образовательных процессов (воспитание («личностное развитие») и обучение («учебная мотивация»)) и культивирование детско-взрослой общности («общение детей со сверстниками» и «общение детей со взрослыми»). Такой результат означает, что ответы большинства педагогов Центра соответствуют зрелой профессиональной позиции.
Соответствие между профессиональной ориентацией педагогов и мотивацией детей можно считать удовлетворительным. Это означает, что занятия в Центре оказывают формирующее влияние на интересы и желания обучающихся, являются одним из факторов развития их мотивационно-потребностной сферы. Первенствующее положение шкалы «самореализация» свидетельствует о стимулировании у детей положительной мотивации достижения успеха, которой, как известно, противостоит менее продуктивная мотивация избегания неуспеха.
Предпочтение, высказанное детьми в отношении факторов, связанных с образовательной деятельностью, является нормативным результатом. Приоритет мотивов, характеризующих образовательную активность детей, над их желанием весело и непринужденно провести время («мотивация досуга») подтверждает состоятельность Центра в качестве образовательного учреждения.
Показатели по шкалам «общение со сверстниками» и «мотивация досуга» свидетельствуют о том, что Центр предоставляет школьникам возможности встретиться и пообщаться с друзьями, завести новые знакомства, снять напряжение, отдохнуть и развлечься. Но это имеет для них, все-таки, второстепенное значение. Центр не ассоциируется у школьников с территорией клубной субкультуры, где можно просто «потусоваться» и «убить время».
Значение по шкале «мотивация досуга» (верхняя граница среднего уровня) подтверждает качество работы, направленной на организацию досуга детей. Воспитанники высказали свою заинтересованность в культурно-массовых мероприятиях и камерных, студийных «посиделках», проводимых в Центре.
Результаты по шкале «внешнее доминирование» свидетельствуют о заинтересованной позиции со стороны родителей обучающихся: в семьях следят за успехами детей, демонстрируют им свое одобрение, поддерживают контакты с педагогоми[1]. Результаты исследования показали общее возрастание внимания значимых взрослых к интересам и успехам детей по сравнению с показателями прошлых лет. Эти данные подтверждают, что педагогам в целом удается поддерживать продуктивные контакты с семьями обучающихся в Центре детей.
Анализ связи мотивационных предпочтений детей с их принадлежностью к тем или иным объединениям Центра позволил сделать следующие замечания[2]:
- Познавательные потребности и желание совершенствоваться в практических умениях и навыках наиболее полно удовлетворяются на занятиях клуба кекусинкай каратэ «Лефортово», студии джаз-модерн-танца «Ритм жизни», хореографической студии «Эдельвейс», секции «Атлетика», хореографической студии «Веселинка», клуба английского языка «Лингва», студии современного танца «Аверс», клуба английского языка «Тандем», хореографического ансамбля «Синяя птица», изостудии «Креатив-ИЗО», театральной студии «Балаганчик»[3].
- Руководителям следующих детских объединений удалось установить качественный и продуктивный контакт с обучающимися. Воодушевление от встреч с педагогами, заинтересованность в личностном общении и творческом взаимодействии с ними испытывают воспитанники клуба кекусинкай каратэ «Лефортово», студии джаз-модерн-танца «Ритм жизни», секции «Атлетика», студии современного танца «Аверс», клуба английского языка «Лингва», хореографической студии «Веселинка», изостудии «Креатив-ИЗО», театральной студии «Балаганчик», хореографической студии «Эдельвейс», клуба английского языка «Тандем», хореографического ансамбля «Синяя птица».
- Коллективному сплочению, установлению и развитию товарищеских взаимоотношений наиболее благоприятствует атмосфера в клубе кекусинкай каратэ «Лефортово», хореографической студии «Эдельвейс», студии джаз-модерн-танца «Ритм жизни», театральной студии «Балаганчик», хореографическом ансамбле «Синяя птица», клубе английского языка «Тандем», клубе английского языка «Лингва», секции «Атлетика».
- Воспитанники хореографической студии «Веселинка», театральной студии «Балаганчик», клуба кекусинкай каратэ «Лефортово», хореографического ансамбля «Синяя птица», хореографической студии «Эдельвейс», студии современного танца «Аверс», студии джаз-модерн-танца «Ритм жизни», клуба английского языка «Лингва», секции «Атлетика», клуба английского языка «Тандем», изостудии «Креатив-ИЗО» считают, что занятия обеспечивают им хорошие возможности самосовершенствования и личностного развития.
- Образовательные и творческие процессы на занятиях клуба английского языка «Тандем», хореографической студии «Веселинка», изостудии «Креатив-ИЗО», студии джаз-модерн-танца «Ритм жизни», клуба кекусинкай каратэ «Лефортово», хореографической студии «Эдельвейс», театральной студии «Балаганчик», студии современного танца «Аверс», хореографического ансамбля «Синяя птица», клуба английского языка «Лингва», секции «Атлетика» отвечают потребностям детей в развитии и реализации способностей, творческом самовыражении и достижении успеха.
- Педагоги клуба кекусинкай каратэ «Лефортово», секции «Атлетика», хореографического ансамбля «Синяя птица», изостудии «Креатив-ИЗО», студии современного танца «Аверс», театральной студии «Балаганчик», хореографической студии «Эдельвейс», студии джаз-модерн-танца «Ритм жизни», клуба английского языка «Тандем», клуба английского языка «Лингва», хореографической студии «Веселинка» проявляют убедительность, последовательность и изобретательность в оценке учебных и творческих достижений детей.
- Свою вовлеченность в досуговые мероприятия Центра подтвердили ребята из студии джаз-модерн-танца «Ритм жизни», хореографической студии «Эдельвейс, студии современного танца «Аверс» и клуба английского языка «Тандем».
- Внимание и влияние со стороны родителей на себе испытывают воспитанники клуба английского языка «Лингва», клуба английского языка «Тандем», хореографического ансамбля «Синяя птица», клуба кекусинкай каратэ «Лефортово», театральной студии «Балаганчик», хореографической студии «Эдельвейс», студии джаз-модерн-танца «Ритм жизни», секции «Атлетика», хореографической студии «Веселинка».
Общий высокий уровень мотивации, зафиксированный у обучающихся студии современного танца «Аверс», секции «Атлетика», театральной студии «Балаганчик», хореографической студии «Веселинка», клуба кекусинкай каратэ «Лефортово», изостудии «Креатив-ИЗО», клуба английского языка «Лингва», студии джаз-модерн-танца «Ритм жизни», хореографического ансамбля «Синяя птица», клуба английского языка «Тандем», хореографической студии «Эдельвейс», можно расценивать как один из признаков актуальности и эффективности реализуемых там образовательных программ.
Сопоставляя полученные данные с результатами исследований 1997, 2002, 2009, 2012 гг. (см. таблица 7.), мы зафиксировали устойчивые тенденции, которые свидетельствуют о том, что Центр обеспечивает детям условия и возможности творческого самовыражения и достижения успеха (мотивация «самореализации»), познавательной деятельности, освоения практических умений и навыков («учебная мотивация»), самосовершенствования и личностного развития (мотивация «личностного развития»). Наблюдается возросший запрос со стороны детей на развитие «обратной связи» в рамках образовательных процессов и оценку индивидуальных достижений (мотивация «признания компетентности»).
Таблица 7. Относительные результаты исследований 1997, 2002, 2009 и 2012 гг. (дети)
Рейтинговые позиции | Исследование 1997 г. | Исследование 2002 г. | Исследование 2009 г. | Исследование 2012 г. | Исследование 2015 г. |
1 | личностное развитие | самореализация | самореализация | самореализация | самореализация |
2 | учебная мотивация | учебная мотивация | общение со взрослыми | признание компетентности | признание компетентности |
3 | самореализация | личностное развитие | признание компетентности | учебная мотивация | учебная мотивация |
4 | общение со взрослыми | признание компетентности | личностное развитие | личностное развитие | личностное развитие |
5 | мотивация досуга | общение со взрослыми | учебная мотивация | учебная мотивация | общение со взрослыми |
6 | признание компетентности | мотивация досуга | общение со сверстниками | общение со сверстниками | общение со сверстниками |
7 | внешнее доминирование | общение со сверстниками | мотивация досуга | мотивация досуга | мотивация досуга |
8 | общение со сверстниками | Внешнее доминирование | внешнее доминирование | внешнее доминирование | внешнее доминирование |
Сравнительный анализ результатов четырех исследований позволяет сделать итоговый вывод о стабильном состоянии образовательной среды Центра, определенности приоритетов в учебно-воспитательной и культурно-организационной деятельности, последовательной позиции специалистов в реализации намеченных целей.
Заметим, что полученные в результате социально-психологического исследования данные, не являются достаточными для оценки качества образовательной среды и окончательных выводов об ее эффективности.
Выводы исследования
- Есть основания полагать, что Центр, в статусе учреждения дополнительного образования, полноценно реализует взаимосвязанные и взаимодополняющие функции:
- удовлетворение потребностей и интересов обучающихся, связанных с их образовательной и культурно-досуговой деятельностью;
- обеспечение условий развития мотивационно-потребностной сферы у детей школьного возраста в соответствии с социальными нормами и культурными ценностями.
- Состояние образовательной среды Центра характеризуется стабильностью, наличием сложившихся, консервативных (в хорошем смысле этого слова) традиций, последовательностью в реализации целей учебно-воспитательной и культурно-организационной работы.
- Усилиями педагогического коллектива в Центре создана и поддерживается благоприятная психологическая ситуация и эмоциональная атмосфера, стимулирующие образовательную и творческую активность детей.
- Оптимизация функционирования Центра может быть связана с усилением воспитательного аспекта педагогической деятельности, дальнейшей оптимизацией неучебных форм взаимодействия с детьми (клубы, студии, мастерские, лаборатории, секции, ансамбли, экспедиции и т.п.), расширением и развитием контактов с семьями.
Педагог
дополнительного образования
ГБОУ «Школа Содружество»
Загорская Е.В.
[1] Для шкалы «внешнее доминирование» нормативным считается средний показатель. Высокий показатель означал бы, что дети посещают Центр под давлением и по принуждению родителей, низкий показатель свидетельствовал бы о безразличном отношении в семьях к увлечениям и занятиям детей.
[2] В соответствии с правилами статистического анализа результатов исследования мы имеем возможность охарактеризовать те коллективы, в которых количество испытуемых составило не менее 9 человек.
[3] Здесь и далее названы коллективы, в которых выявлен высокий уровень соответствующего типа мотивации, порядок перечисления соответствует порядку убывания показателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета "Определение уровня учебной мотивации воспитанников в системе дополнительного образования"
Данная анкета ориентирована на выявление потребности детей в дополнительных образовательных услугах; степени удовлетворённости обучающихся в объединениях, уровня мотивации воспитанников....
Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования.
Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования....
Методические рекомендации "Развитие технических навыков игры на аккордеоне у обучающихся в системе дополнительного образования детей" 2014г.
Методика работы с детьми по развитию навыков игры...
Формирование компетенций обучающихся в системе дополнительного образования
Городской теоретико-практический семинар для педагогов...
Формирование культуры речевого поведения обучающихся в системе дополнительного образования
Проблему формирования культуры речевого поведения обучающихся можно успешно решать на занятиях ОДОД. В статье рассказывается о программе дополнительного образования детей «Секреты хорошей речи»,...
Методика диагностики и оценки результатов обучения английскому языку в системе дополнительного образования
В данной работе рассматривается методика диагностики и оценки результатов обучения детей английскому языку в системе дополнительного образования, приводятся критерии оценки уровня обученности детей ос...
Практикум «Способы повышения мотивации обучающихся в условиях дополнительного образования»
В презентации рассматриваются способы повышения мотивации обучающихся.Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет свою актуальность. И ее недостаток – одна из главных причи...
- Мне нравится (1)