Конспект занятия внеурочной деятельности в 3 классе "Рождественские святки"
план-конспект
Занятие способствует развитию познавательных интересов учеников к событиям православной старины и их значению для христиан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родомановская средняя школа»
План-конспект
внеурочного занятия
(кружок «Основы православной культуры»)
Тема: «Рождественские святки»
Дата проведения: 19.12.2015 г.
Подготовил и провел:
учитель ОПК, ОРКСЭ
первой квалификационной категории
Шишпор Александр Евгеньевич
2015-2016 учебный год
Цель:
Способствовать развитию познавательных интересов к событиям православной старины и их значению для христиан.
Задачи:
- познакомить детей с христианскими праздниками Рождество Христово, Святки;
- познакомить детей с рождественскими обычаями и традициями;
- познакомить с играми деревенских детей;
- развивать умение общаться в коллективе, в группе через игры
Планируемые результаты:
Предметные результаты
Метапредметные результаты и деятельность учащихся
- научиться определять характерное поведение через перевоплощение героев этюдов;
- сопоставлять особенности православного праздника с собственными наблюдениями;
- объяснять явления природы и поведение людей через пластику тела.
Познавательные:
- общеучебные – осуществлять смысловое поведение на сценической площадке;
- предметные – знакомиться с историей происхождения праздника, с поведением людей во время праздничных дней.
Регулятивные:
- планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Личностные:
самоопределение – проявление детальной наблюдательности к явлениям природы и православным праздникам.
Тип занятия получение новых знаний и умений
Форма проведения внеурочное занятие
Оборудование:
демонстрационный вариант: компьютер и проектор для демонстрации презентации и теста; карточки для работы в паре, цветная бумага, ножницы.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые ( эвристические),словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению (познавательная игра).
Ход занятия
Ι. Актуализация знаний
- Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
В начале занятия на экране слайд с изображением зимнего храма. Звучит колокольный звон.
(слайд 1) Дети тихонечко встают.
Учитель:
Садитесь, ребята!
Сегодня у на не простое занятие, а волшебное. Мы с вами совершим путешествие в прошлое.
Наш поезд отправляется. Возьмите каждый своего соседа по парте за руку, пожелайте хорошего настроения и счастливого пути.
Звучит тропарь Рождества Христова.
(Слайд 2)
Познавательные УУД:
- общеучебные – осуществлять смысловое поведение на сценической площадке;
- предметные – знакомиться с историей происхождения праздника, с поведением людей во время праздничных дней.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
- Постановка темы, цели занятия.
Скажите, кому из Вас знакома эта мелодия?
Дети отвечают…(да, это в храме поют, когда идет праздник Рождества…)
Правильно! Тогда кто скажет, какая тема занятия у нас с вами сегодня прозвучит?
(«Праздник Рождество Христово»…) (слайд 3)
Подскажите, цели урока.
(дети определяют цели и задачи урока)
- Изучение нового материала.
Мы продолжаем путешествие, а Вифлеемская звезда поможет нам в пути и будет указывать дорогу.
(слайд 4)Учитель передает звезду ученику, который начинает вести сам урок.
С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в вертепе, где пастухи укрывали свой скот от грозы.
(слайд 5) Ученик передает звезду следующему ученику.
В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.
(слайд 6) Ученик передает звезду следующему ученику.
В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
(слайд 7) Ученик передает звезду следующему ученику.
И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.
(слайд 8) Ученик передает звезду следующему ученику.
Волхвы увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.
(слайд 9) Ученик передает звезду следующему ученику.
Евангельский рассказ о необыкновенной звезде, восшедшей над Вифлеемом, уже более 2000 лет волнует человечество. В древние времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда и погасла звезда».
(слайд 10) Ученик передает звезду следующему ученику.
В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне, персы и другие народы. Однако может показаться странным, что восточные мудрецы-звездочеты, увидев необыкновенную звезду, немедленно отправились на поиски Царя именно в Иерусалим.
(слайд 11) Ученик передает звезду следующему ученику.
Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».
(слайд 12) Ученик передает звезду следующему ученику.
Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну.
(слайд 13) Ученик передает звезду следующему ученику.
Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет.
(слайд 16) Ученик передает звезду следующему ученику.
Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.
(слайд 17) Ученик передает звезду следующему ученику.
Иосиф немедленно исполнил повеление Божье: посадил на осла Марию с Младенцем Христом на руках и отправился в Египет. Ирод же через некоторое время заболел и умер в страшных мучениях. Тогда ангел вновь явился к Иосифу и сообщил ему, что теперь можно возвратиться в Иудею.
(слайд 18) Ученик передает звезду следующему ученику.
На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник.
(слайд 19) Ученик передает звезду следующему ученику.
К празднованию Рождества верующие приготовлялись сорокадневным постом. Пост предписывал воздержание не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем. Последний день поста был особенно тяжелым. До первой вечерней звезды вообще ничего нельзя было есть. Поздно ночью начиналась долгая рождественская служба. Она заканчивалась в 5 часов утра. Те, кто не шел в церковь на рождественское богослужение, готовились к восходу звезды дома.
(слайд 20) Ученик передает звезду следующему ученику.
В крестьянском быту к рождественскому сочельнику хозяйки
прибирали избы и горницы : мыли, белили своё жилище, завершали
Варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний, а так же
приготовления пищи и сдобной выпечки. Старались засветло
сходить в баню и встречать праздник в новой одёжке.
(слайд 21) Ученик передает звезду следующему ученику.
Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Этот день проводился в самом строгом посте. Постились целый день - "до звезды", которая указала путь волхвам к новорожденному Мессии. В этот день, по церковному уставу, разрешается употреблять в пищу вареную крупу без масла, то есть сочиво, поэтому день называется сочевником, а в народном произношении - сочельником. Употребляли в пищу также постные пироги, пшеничный хлеб, сушеные фрукты, мед.
(слайд 22) Ученик передает звезду следующему ученику.
С 18 века Рождество стало неразрывно связано ещё и с
подарками, ёлками, радостным ожиданием чуда, праздничным
семейным застольем.
(слайд 23) Ученик передает звезду следующему ученику.
На закате солнца, после первой звезды, хозяин со всеми домочадцами становился на молитву. После молитвы старейший в доме приносил охапку сена, расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на этом месте, прямо под божницею, ставились необмолоченный сноп ржи или пшеницы и кутья - каша из зерен пшеницы, ячменя или риса. Начиналась вечеря - ужин.
(слайд 24) Ученик передает звезду следующему ученику.
По окончании вечери - колядование. Коляда состояла в том, что деревенская молодежь - парни, девушки, подростки - собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам.
(слайд 25) Ученик передает звезду следующему ученику.
Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.
ΙΙΙ. Применение нового знания
(слайд 26) Ученик передает звезду следующему ученику.
- Игра колядки
На столах у ребят лежат карточки для работы в группах.
Дети сидя, 4 человека представляют, что идут колядовать, вместе хором читают слова колядок
(слайд 27) Ученик передает звезду следующему ученику.
Половину собранных денег полагалось отнести в церковь. В городах также с песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями, делали из различных материалов страшные маски. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганы, карусели, рынки, чайные палатки.
- Физминутка
(слайд 28) Дети встают и под музыку имитируют игру в снежки
(слайд 29)
Горожане катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Москвичи на Рождество отправлялись гулять в Петровский парк, Марьину рощу, Останкино, Сокольники.
(Давайте и мы с вами сядем, представим, что мы сели в сани и поехали…..Звучит музыка…
- Закрепление нового материала.
(слайд 30)
На второй день Рождества начиналась самая веселая и таинственная для молодежи пора - Святки, святые дни, которые продолжаются от Рождества до Крещения, пора особых обрядов.
(слайд 31)
Это было одно из важных праздничных событий января, время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным духовным смыслом. В это время каждый получает возможность обновиться заново вместе с рождением Божьего Сына и наступлением Нового года .
(слайд 32)
Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.
(слайд 33)
Любовь к празднику выражалась и числом храмов и монастырей, возводимых в честь праздника Рождества Христова. Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику - храм Рождества Христа Спасителя в Москве
(слайд 34)
Рождественские службы и песнопения происходят во всех
православных храмах России. Служба начинается вечером и
заканчивается рано утром, сменяясь торжественной литургией.
- Работа в парах
У вас на столах карточки, надо вспомнить события разложить их по порядку. Что зачем идет. Преступили.
(презентация 2 для самопроверки)
Коммуникативные УУД:
Формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
формируем умение работать в паре;
Оформлять устный рассказ - описание:
описывать объект (передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка).
Регулятивные УУД:
Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Удерживать цель деятельности до получения результата;
планировать решение учебной задачи;
анализировать и корректировать собственную работу; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано», «что я знаю и чего не знаю»).
Личностные УУД:
1) формируем умение выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
V. Итог
Рефлексия
- Закрепление изученного материала.
Тест – подарок (презентация 3)
Книжная шкатулочка
10. Итог занятия
-С чем познакомились?
-Чему учились ?
-Что узнали нового?
- Что понравилось?
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
Рефлексия
Благая весть о рождении Иисуса облетела весь мир. Все радовались этому событию. И в честь рождения Иисуса было принято наряжать вечно зелёную ель. Ангел достал с неба самую яркую звезду и посадил её на макушку ели. Поэтому ёлочка – это символ не только Нового года, но и символ Рождества. А сейчас мы с вами соберём и украсим символ Рождества – ёлочку Возьмите Ваши елочные игрушки по цветам, по вашему настроению.
Красный - мне все понравилось,
Синий - мне что-то было не совсем понятно,
Желтый – мне не понравилось.
И выходим наряжать нашу елочку.
Спасибо всем, вы молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"."
Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"", 1 год обучения....
Конспект занятия внеурочной деятельности "Вокал"
Занятие "Весна" было представлено мной на республиканском семинаре....
Конспект занятия внеурочной деятельности по теме "Лист Мёбиуса"
Данный материал содержит конспект к занятию внеурочной деятельности в 5 классе по теме "Лист Мебиуса"...
Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.
Конспект к презентации Командная игра "Экологический марафон"...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация "Ёжик"...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги.
Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги....
План-конспект занятия внеурочной деятельности "Путешествие в Цветоград"
Цели:познавательная - обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;практическая - закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, разбирать слово морфологически, ум...