Конспект занятия внеурочной деятельности в 3 классе "Рождественские святки"
план-конспект

Шишпор Александр Евгеньевич

Занятие способствует развитию познавательных интересов учеников к событиям православной старины и их значению для христиан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneurochnoy_deyatelnosti.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя школа»

План-конспект

внеурочного занятия

(кружок «Основы православной культуры»)

Тема: «Рождественские святки»

Дата проведения: 19.12.2015 г.

Подготовил и провел:

учитель ОПК, ОРКСЭ

первой квалификационной категории

Шишпор Александр Евгеньевич

2015-2016 учебный год

Цель:

Способствовать развитию познавательных интересов к событиям православной старины и их значению для христиан.

Задачи:

  • познакомить детей с христианскими праздниками Рождество Христово, Святки;
  • познакомить детей с рождественскими обычаями и традициями;
  • познакомить с играми деревенских детей;
  • развивать умение общаться в коллективе, в группе через игры

Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

  • научиться определять характерное поведение через перевоплощение героев этюдов;
  • сопоставлять особенности православного праздника с собственными наблюдениями;
  • объяснять явления природы и поведение людей через пластику тела.

Познавательные:

  • общеучебные – осуществлять смысловое поведение на сценической площадке;
  • предметные – знакомиться с историей происхождения праздника, с поведением людей во время праздничных дней.

Регулятивные:

  • планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные:

самоопределение – проявление детальной наблюдательности к явлениям природы и православным праздникам.

Тип занятия получение новых знаний и умений

Форма проведения внеурочное занятие

Оборудование:

демонстрационный вариант: компьютер и проектор для демонстрации презентации и теста; карточки для работы в паре, цветная бумага, ножницы.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые ( эвристические),словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению (познавательная игра).

Ход занятия

Ι. Актуализация знаний

  1. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся.

В начале занятия на экране слайд с изображением зимнего храма. Звучит колокольный звон.

(слайд 1) Дети тихонечко встают.

Учитель:

Садитесь, ребята!

Сегодня у на не простое занятие, а волшебное. Мы с вами совершим путешествие в прошлое.

Наш поезд отправляется. Возьмите каждый своего соседа по парте за руку, пожелайте хорошего настроения и счастливого пути.

Звучит тропарь Рождества Христова.

(Слайд 2)

Познавательные УУД:

  • общеучебные – осуществлять смысловое поведение на сценической площадке;
  • предметные – знакомиться с историей происхождения праздника, с поведением людей во время праздничных дней.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. Постановка темы, цели занятия.

Скажите, кому из Вас знакома эта мелодия?

Дети отвечают…(да, это в храме поют, когда идет праздник Рождества…)

Правильно! Тогда кто скажет, какая тема занятия у нас с вами сегодня прозвучит?

(«Праздник Рождество Христово»…) (слайд 3)

Подскажите, цели урока.

(дети определяют цели и задачи урока)

  1. Изучение нового материала.

Мы продолжаем путешествие, а Вифлеемская звезда поможет нам в пути и будет указывать дорогу.

(слайд 4)Учитель передает звезду ученику, который начинает вести сам урок.

С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в вертепе, где пастухи укрывали свой скот от грозы.

(слайд 5) Ученик передает звезду следующему ученику.

В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.

(слайд 6) Ученик передает звезду следующему ученику.

В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

(слайд 7) Ученик передает звезду следующему ученику.

И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

(слайд 8) Ученик передает звезду следующему ученику.

Волхвы увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.

(слайд 9) Ученик передает звезду следующему ученику.

Евангельский рассказ о необыкновенной звезде, восшедшей над Вифлеемом, уже более 2000 лет волнует человечество. В древние времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда и погасла звезда».

(слайд 10) Ученик передает звезду следующему ученику.

В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне, персы и другие народы. Однако может показаться странным, что восточные мудрецы-звездочеты, увидев необыкновенную звезду, немедленно отправились на поиски Царя именно в Иерусалим.

(слайд 11) Ученик передает звезду следующему ученику.

Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

(слайд 12) Ученик передает звезду следующему ученику.

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну.

(слайд 13) Ученик передает звезду следующему ученику.

Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет.

(слайд 16) Ученик передает звезду следующему ученику.

Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

(слайд 17) Ученик передает звезду следующему ученику.

Иосиф немедленно исполнил повеление Божье: посадил на осла Марию с Младенцем Христом на руках и отправился в Египет. Ирод же через некоторое время заболел и умер в страшных мучениях. Тогда ангел вновь явился к Иосифу и сообщил ему, что теперь можно возвратиться в Иудею.

(слайд 18) Ученик передает звезду следующему ученику.

На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник.

(слайд 19) Ученик передает звезду следующему ученику.

К празднованию Рождества верующие приготовлялись сорокадневным постом. Пост предписывал воздержание не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем. Последний день поста был особенно тяжелым. До первой вечерней звезды вообще ничего нельзя было есть. Поздно ночью начиналась долгая рождественская служба. Она заканчивалась в 5 часов утра. Те, кто не шел в церковь на рождественское богослужение, готовились к восходу звезды дома.

(слайд 20) Ученик передает звезду следующему ученику.

В крестьянском быту к рождественскому сочельнику хозяйки

прибирали избы и горницы : мыли, белили своё жилище, завершали

Варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний, а так же

приготовления пищи и сдобной выпечки. Старались засветло 
сходить в баню и встречать праздник в новой одёжке.

(слайд 21) Ученик передает звезду следующему ученику.

Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Этот день проводился в самом строгом посте. Постились целый день - "до звезды", которая указала путь волхвам к новорожденному Мессии. В этот день, по церковному уставу, разрешается употреблять в пищу вареную крупу без масла, то есть сочиво, поэтому день называется сочевником, а в народном произношении - сочельником. Употребляли в пищу также постные пироги, пшеничный хлеб, сушеные фрукты, мед.

(слайд 22) Ученик передает звезду следующему ученику.

С 18 века Рождество стало неразрывно связано ещё и с

подарками, ёлками, радостным ожиданием чуда, праздничным

семейным застольем.

(слайд 23) Ученик передает звезду следующему ученику.

На закате солнца, после первой звезды, хозяин со всеми домочадцами становился на молитву. После молитвы старейший в доме приносил охапку сена, расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на этом месте, прямо под божницею, ставились необмолоченный сноп ржи или пшеницы и кутья - каша из зерен пшеницы, ячменя или риса. Начиналась вечеря - ужин.

(слайд 24) Ученик передает звезду следующему ученику.

По окончании вечери - колядование. Коляда состояла в том, что деревенская молодежь - парни, девушки, подростки - собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам.

(слайд 25) Ученик передает звезду следующему ученику.

Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.

ΙΙΙ. Применение нового знания

(слайд 26) Ученик передает звезду следующему ученику.

  1. Игра колядки

На столах у ребят лежат карточки для работы в группах.

Дети сидя, 4 человека представляют, что идут колядовать, вместе хором читают слова колядок

(слайд 27) Ученик передает звезду следующему ученику.

Половину собранных денег полагалось отнести в церковь. В городах также с песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями, делали из различных материалов страшные маски. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганы, карусели, рынки, чайные палатки.

  1. Физминутка

(слайд 28) Дети встают и под музыку имитируют игру в снежки

(слайд 29)

Горожане катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Москвичи на Рождество отправлялись гулять в Петровский парк, Марьину рощу, Останкино, Сокольники.

(Давайте и мы с вами сядем, представим, что мы сели в сани и поехали…..Звучит музыка…

  1. Закрепление нового материала.

(слайд 30)

На второй день Рождества начиналась самая веселая и таинственная для молодежи пора - Святки, святые дни, которые продолжаются от Рождества до Крещения, пора особых обрядов.

(слайд 31)

Это было одно из важных праздничных событий января, время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным духовным смыслом. В это время каждый получает возможность обновиться заново вместе с рождением Божьего Сына и наступлением Нового года .

(слайд 32)

Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии  более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.

(слайд 33)

Любовь к празднику выражалась и числом храмов и монастырей, возводимых в честь праздника Рождества Христова. Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику - храм Рождества Христа Спасителя в Москве

(слайд 34)

Рождественские службы и песнопения происходят во всех

православных храмах России. Служба начинается вечером и

заканчивается рано утром, сменяясь торжественной литургией.

  1. Работа в парах

У вас на столах карточки, надо вспомнить события разложить их по порядку. Что зачем идет. Преступили.

(презентация 2 для самопроверки)

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение работать в паре;

Оформлять устный рассказ - описание:

описывать объект (передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка).

Регулятивные УУД:

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Удерживать цель деятельности до получения результата;

планировать решение учебной задачи;

анализировать и корректировать собственную работу; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано», «что я знаю и чего не знаю»).

Личностные УУД:

1) формируем умение выражать свои эмоции;

2формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

V. Итог

Рефлексия

  1. Закрепление изученного материала.

Тест – подарок (презентация 3)

Книжная шкатулочка

10. Итог занятия

-С чем познакомились?

-Чему учились ?

-Что узнали нового?

- Что понравилось?

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

Рефлексия

Благая весть о рождении Иисуса облетела весь мир. Все радовались этому событию. И в честь рождения Иисуса было принято наряжать вечно зелёную ель. Ангел достал с неба самую яркую звезду и посадил её на макушку ели. Поэтому ёлочка – это символ не только Нового года, но и символ Рождества. А сейчас мы с вами соберём и украсим символ Рождества – ёлочку Возьмите Ваши елочные игрушки по цветам, по вашему настроению.

Красный - мне все понравилось,

Синий - мне что-то было не совсем понятно,

Желтый – мне не понравилось.

И выходим наряжать нашу елочку.

Спасибо всем, вы молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"."

Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"", 1 год обучения....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Вокал"

Занятие "Весна" было представлено мной на республиканском семинаре....

Конспект занятия внеурочной деятельности по теме "Лист Мёбиуса"

Данный материал содержит конспект   к  занятию внеурочной деятельности в 5 классе  по теме "Лист Мебиуса"...

Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.

Конспект  к презентации  Командная игра "Экологический марафон"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация "Ёжик"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги.

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги....

План-конспект занятия внеурочной деятельности "Путешествие в Цветоград"

Цели:познавательная - обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;практическая - закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, разбирать слово морфологически, ум...